Конспект урока алфавитный подход к измерению информации 7 класс босова

Обновлено: 06.07.2024

представлен ие информации в форме данных, пригодных для их о бработки .

Язык общения компьютера с человеком все более приближается к

формам естестве нного языка. Язык - эт о система символьн ого представлен ия

информации, использу емая д ля хранения и передачи. … Именно поэтому о н

называется алфавитным подходом. При алфавитном подходе к определению

количества информации о твлекаются от содержания смысла информации и

знаковой системы. Проще всего разобраться с этим на примере текста

написанного на ка ком - нибудь языке. Д ля нас у добнее, чтобы это был русски й

2 слайд. Все множество использованных в языке символов будем

традиционн о называть алфавитом. Обычно под алфавитом понимают только

буквы, но пос кольку в тексте могут встречаться знаки препинания, скобки,

цифры, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также следует

Мощность, размер алфавита – это полное количеств о си мволов в

Вопросы. Мощность алфавита из русских бу кв равна 33, мощ ность

алфавита из латинских букв равна 26, мощность алфавита текста, набранного

с клавиатуры равна 256 – строчные и прописные, латинские и русские букв ы,

цифры, знаки арифметических о пераций, скобки, знаки препинания и т.д.;

3 слайд. При ал фавитном подх оде, считается, что кажды й символ

текста имеет информа ционную емкость. Информационн ая емкость знака

зависит от мощн ости алфавита. Алфавит, с помощью которого записано

(мощность алфавита), i –количеств о информации, которое несет каждый знак

(информационн ый вес о дного симв ола). Эта ф ормул а называется форму лой

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК НА ТЕМУ

(Учебник 7 класса. Авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.)

усвоение учащимися понятий алфавит, информационный вес символа и приобретение практических навыков по измерению количества информации с точки зрения алфавитного подхода.

Задачи урока:

образовательные:

• сформировать у учащихся представление об алфавитном подходе к измере­нию информации;

• научить решать задачи на измерение количества информации (алфавитный подход);

развивающие:

• развивать мышление (умение сравнивать, анализировать, обоб­щать);

воспитательная:

• воспитывать уважительное отношение к мнению окружающих.

Тип урока: комбинированный .

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация

Формы работы на уроке: фронтальная (беседа), работа на компьютере, решение проблемных задач.

Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала.

Закрепление нового материала.

Подведение итогов урока.

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся и отмечает в журнале отсутствующих.

2. Актуализация знаний

Попробуем ответить на следующие вопросы:

Что мы называем алфавитом?

Совокупность символов, используемых при записи текста, называется алфавитом.

Сколько символов можно использовать при наборе текста на компьютере, т.е. сколько символов в компьютерном алфавите?

Количество символов в алфавите называется мощностью алфавита.

Изучение нового материала.

На этом уроке мы продолжим знакомиться с кодированием информации. Мы узнаем как измерить объем текста набранного с помощью компьютера.

Алфавитный подход к измерению информации позволяет определить количество информации, заключенной в тексте не зависимо от его содержания.

Для того чтобы измерить количество информации в тексте необходимо знать какое количество информации несет 1 символ. Это количество мы будем называть информационным весом символа.

Все символы одного алфавита имеют один и тот же информационный вес.

Как мы помним из прошлой темы используемый в компьютере (машинный язык), его называют двоичным алфавитом, т.к. он содержит только два знака “0”, “1”.

Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу измерения информации и называется 1 бит . Бит ( bit ) от английского словосочетания binary digit – «двоичная цифра

Информационный вес символа зависит от мощности алфавита. Они связаны соотношением

2 i = N

где i – информационный вес символа

N - количество символов в алфавите (мощность алфавита).

Эту формулу также называют главной формулой информатики .

При увеличении мощности алфавита, увеличивается и информационный вес каждого символа.

Рассмотрим задачу (1):

Таким образом с помощью 2 бит можно закодировать 4 символа. ( 2 2 =4)

Информационный вес символа равен 2 битам, мощность алфавита равна 4.

Как вы думаете, каков информационный вес каждого символа восьмизначного алфавита?

Каждый символ восьмизначного алфавита весит 3 бита. (8=2 3 ) .

Таким образом можно продолжить

i – информационный вес символа

Рассмотрим задачу (2):

Алфавит ( N ) состоит из 32 символов.

Зная мощность алфавита ( N ) найдем информационный вес ( i ) одного символа.

2 i = N , 2 5 =32, чтобы получилось число 32 нужно возвести 2-ку в 5-ю степень. ( i =5 бит)

I=K*i, I =140*5=700 бит.

Алфавит, из которого составляется на компьютере текст (документа) содержит 256 символов. В него входят: строчные и прописные латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, знаки препинания и другие символы.

По главной формуле информатике находим

Рассмотрим задачу (3):

50 * 60 = 3000 символов;

3000 * 5 = 15000 символов;

I =15000 * 8=120000 бит

На практике для измерения больших объёмов информации используются более крупные единицы:

килобайт (Кб), мегабайт (Мб), гигабайт (Гб), терабайт (Тб).

При переводе из меньшей единицы измерения в большую мы делим.

При переводе из большей единицы измерения в меньшую мы умножаем.

Рассмотрим примеры (4):

128 бит = ? байт

5 Мбайт = ? бит

128 / 8 = 16 байт

Решение задач .

Работа у доски с интерактивной доской – вписать правильный ответ, выбор пункта верный ответ выводит правильный ответ.

32 бит = _______ байт (правильный ответ – 4 байта)

4 Мбайт = _______ Кбайт (правильный ответ – 4096 Кбайт)

8 байт = _______ бит (правильный ответ – 64 бита)

8192 Кбайт = _______ Мбайт (правильный ответ – 8 Мбайт)

За компьютерами воспользовавшись программой калькулятор осуществите перевод количества информации в различных единицах, заполняя таблицу

(задача №10, стр. 50)

5. Закрепление нового материала

Рассмотрим задачу (5): (1 учащийся у доски, остальные самостоятельно)

(задача №11, стр. 50)

Какой информационный вес 1 символа?

Какова мощность алфавита?

Нам известно I =375 байт, K =500 символов

Найдем информационный вес символа ( i )

Находим мощность алфавита (2 i = N )

N=2 6 =64 символов

Рассмотрим задачу (6): (1 учащийся у доски, остальные самостоятельно)

(задача №12, стр. 50)

Мощность алфавита - 64 символа. Текст занимает3 страницы, на странице 40 строк по 60 символов в строке.

Количество информации=?

Нам известно N =64 байт,

Найдем количество символов тексте

K =3*40*60=7200 символов

Найдем информационный вес символа 2 i = N

2 6 =64 отсюда i=6

Находим количество информации ( I = K * i )

Ответьте на вопросы :

В чем суть алфавитного подхода к измерению информации?

Что такое информационный вес символа?

Как найти мощность алфавита?

Назовите единицы измерения информации.

6. Подведение итогов урока.

Учитель выставляет оценки учащимся, комментируя их.

7. Домашнее задание.

§ 1.6 (стр. 45-48) Задачи 11, 12 (стр. 50)

(Учебник для 7 класса. Авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.)

Краткое описание документа:

Объяснение материала сопровождается приведением примеров с последующим решением.

Даны задания на самостоятельную работу.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 259 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 1.6. Измерение информации

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.10.2019 2344
  • DOCX 94.5 кбайт
  • 204 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Амадзиев Расул Бейбулатович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока на тему

· понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения.

Задачи урока:

Предметные:

Рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;

Определение информационного веса символа произвольного алфавита;

Изучение единиц измерения информации и соотношения между ними.

Развивающая:

Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Воспитательная:

Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности.

1.Организационный момент: постановка целей урока.

2.Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам :

1. Назовите три основных вида информационных процессов

2. Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации

3. Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь приемником информации

4. Приведите различные примеры процесса обработки информации.

5. Определите по каким правилам она производится в каждом примере

3.Изучение нового материала.

Как можно измерить количество информации? Да так же, как мы измеряем длину или массу чего-нибудь: сравнить с соответствующим эталоном. Сколько раз эталонная единица укладывается в измеряемой величине, таков и результат измерения. Надо только выбрать эталон.

Каков же эталон для измерения информации? Давайте в этом разберемся. Существует несколько способов измерения количества информации. Один из них называется алфавитный.

Алфавит – это набор букв, знаков, цифр, скобок и т.д.

Количество символов в алфавите называется его мощностью Например, мощность алфавита из русских букв и дополнительных символов:

33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания + скобки + пробел = 54

При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный информационный вес.

Информационный вес символа зависит от мощности алфавита.

Представьте себе непрозрачный мешок, куда поместили все символы алфавита. Вы просовываете руку в мешок и вытягиваете один символ наугад. Сколько равновероятных вариантов символов могло оказаться у вас в ладони? Любой символ мог попасть к вам в руку, следовательно, количество вариантов совпадает с мощностью алфавита. Информация, которую несет, вытянутый вами символ, может быть рассчитана уже изученным способом.

По формуле Хартли. N=2 i , где N- мощность алфавита, i – информационный вес символа.

Чтобы посчитать информационный объем текста, достаточно подсчитать символы, из которых текст состоит, и умножить на информационный вес символа.

Ограничения на максимальный размер алфавита теоретически не существует. Однако есть алфавит, который можно назвать достаточным. Это тот алфавит, символы которого можно набрать с помощью клавиатуры. Это алфавит мощностью 256 символов. В алфавит такого размера можно поместить все практически необходимые символы: латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, всевозможные скобки, знаки препинания.

Сегодня очень многие люди для подготовки писем, документов, статей, книг и пр. используют компьютерные текстовые редакторы. Компьютерные редакторы, в основном, работают с алфавитом размером 256 символов.

В этом случае легко подсчитать объем информации в тексте. Если 1 символ алфавита несет 1 байт информации, то надо просто сосчитать количество символов; полученное число даст информационный объем текста в байтах.

В любой системе единиц измерения существуют основные единицы и производные от них.

Для измерения больших объемов информации используются следующие производные от байта единицы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения.

Предметные:

Рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;

Определение информационного веса символа произвольного алфавита;

Изучение единиц измерения информации и соотношения между ними.

Развивающая:

Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Воспитательная:

Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности.

Организационный момент.

Постановка целей урока.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам. (Слайд 2)

Назовите три основных вида информационных процессов.

Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь источником информации.

Приведите примеры ситуаций, в которых вы являетесь приемником информации.

Приведите различные примеры процесса обработки информации.

Определите по каким правилам она производится в каждом примере.

Изучение нового материала. (слайд 3)

Как можно измерить количество информации? Да так же, как мы измеряем длину или массу чего-нибудь: сравнить с соответствующим эталоном. Сколько раз эталонная единица укладывается в измеряемой величине, таков и результат измерения. Надо только выбрать эталон.

Каков же эталон для измерения информации? Давайте в этом разберемся. Существует несколько способов измерения количества информации. Один из них называется алфавитный.

Алфавит – это набор букв, знаков, цифр, скобок и т.д.

Количество символов в алфавите называется его мощностью. Например, мощность алфавита из русских букв и дополнительных символов:

33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания + скобки + пробел = 54

При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный информационный вес.

Информационный вес символа зависит от мощности алфавита.

Представьте себе непрозрачный мешок, куда поместили все символы алфавита. Вы просовываете руку в мешок и вытягиваете один символ наугад. Сколько равновероятных вариантов символов могло оказаться у вас в ладони? Любой символ мог попасть к вам в руку, следовательно, количество вариантов совпадает с мощностью алфавита. Информация, которую несет, вытянутый вами символ, может быть рассчитана уже изученным способом.

По формуле Хартли. N=2 i , где N – мощность алфавита, i – информационный вес символа.

Чтобы посчитать информационный объем текста, достаточно подсчитать символы, из которых текст состоит, и умножить на информационный вес символа.

Ограничения на максимальный размер алфавита теоретически не существует. Однако есть алфавит, который можно назвать достаточным. Это тот алфавит, символы которого можно набрать с помощью клавиатуры. Это алфавит мощностью 256 символов. В алфавит такого размера можно поместить все практически необходимые символы: латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, всевозможные скобки, знаки препинания.

Сегодня очень многие люди для подготовки писем, документов, статей, книг и пр. используют компьютерные текстовые редакторы. Компьютерные редакторы, в основном, работают с алфавитом размером 256 символов.

В этом случае легко подсчитать объем информации в тексте. Если 1 символ алфавита несет 1 байт информации, то надо просто сосчитать количество символов; полученное число даст информационный объем текста в байтах.

В любой системе единиц измерения существуют основные единицы и производные от них.

Для измерения больших объемов информации используются следующие производные от байта единицы:

Читайте также: