Конспект урока актуализация знаний

Обновлено: 04.07.2024

В презентации представлены основные этапы урока, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам, расписаны цели этапов, деятельность учащихся и учителя, а также формируемые УУД.

ВложениеРазмер
deobald_a.a.pptx 295.76 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок актуализации знаний и умений

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД. I Организацион-ный момент Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха; включение обуч-ся в деятельность на личностно значимом уровне. Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, о рганизует внимание. Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Регулятивные: готовность рабочих мест для дальнейшей работы. Личностные: положительный эмоциональный, интеллектуальный настрой обучающихся на урок.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД. II Проверка домашнего задания Цель: установление правильности, полноты и осознанности домашнего задания; выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем. Стимулирует внимание, выявляет затруднения обучающихся , возникшие в ходе выполнения д / з . Выделяют, находят, сравнивают, аргументируют, доказывают свое мнение, действия. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать, извлекать информаци ю из источников, представленных в разных формах; Коммуникативные излагать свое мнение, аргументируя его. Регулятивные: выдвигать свои версии, работать по плану.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД. III Мотивация к учебной деятельности . Цель: мотивирование обучающихся к учебной деятельности, определение содержательных рамок урока. Способствует в ключению в деловой ритм, организует работу с известной информацией, уточняет тематические рамки. Работают с изученной ранее информацией, участвуют в обсуждении, выводят тему и цели урока. Коммуникатив-ные : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками . Личностные : самоопределение. Регулятивные: целеполагание . Познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, формулировать проблему.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД. IV Актуализация знаний. Цель: повторение имеющихся знаний. Выдвигает проблему, включает обучающихся в обсуждение проблемного вопроса, организовывает индивидуальную работу. Определяют, каких знаний не хватает; формулируют собственное мнение, аргументируют его; работают индивидуально - в парах, группах – коллективно. Познавательные: представлять информацию в виде таблицы, схемы; проводить наблюдения под руководством учителя, осуществлять сравнения. Коммуникативные устанавливать и сравнивать разные точки зрения; выражать свои мысли, аргументировать личное мнение.

Заполнение кластера по теме. Предлагается разноуровневый кластер для детей с повышенной мотивацией и слабых (частично заполнен). Хорошо, если обуч-ся успеют объяснить друг другу свои кластеры, хотя бы частично .// Обмениваются кластерами и проговаривают тему своему соседу. **** Согласен - несогласен Детям предлагается выразить свое отношение к утверждениям по правилу: согласен-(+) несогласен (-). 1 Слово, имеющее одно лексическое значение,- однозначное. 2 Словарный состав языка – лексика. 3 Слова разные по звучанию, но сходные по Л.З.- синонимы. 4 Слово, имеющее несколько лексических значений,- многозначное. 5 Слово сходство по отношению к слову различие – антоним. ****

Корзина идей, понятий. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все, что он знает по предложенному вопросу. Затем – обмен информацией в парах. Далее обучающиеся по очереди называют какое-то одно сведение или факт, не повторяясь. Все сведения кратко, тезисами, без комментариев записываются в корзинке. ***** Блицопрос 1. Часть речи, обозначающая название предмета. (имя сущ.) 2. Постоянный признак имен прилагательных. (род) 3 .Часть слова без окончания. (основа)

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД. V Применение знаний и умений . Цель: применение способов действия, вызвавших затруднения, повторение ранее изученного. Организует работу на повторение, координирует деятельность обучающихся, оказывает помощь. Работают в парах, группах, у доски, выбирают, анализируют информацию, аргументируя своё мнение. Коммуникативные: уметь договариваться с людьми, выполнять различные роли в группе, сотрудничать . Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, в парах.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД. VI Информация о д / з , инструктаж по его выполнению. Цель: закрепление знаний, полученных на уроке ; обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, проверяет понимание учащимися содержания работы и способов ее выполнения. Осознают важность выполнения д / з , записывают д / з . Познавательные: находить ( в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи; представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, план). Регулятивные: планировать деятельности в учебной ситуации.

Домашнее задание должно быть доступным для каждого ребёнка , не должно превышать 2/3 того, что сделано на уроке. Три уровня домашнего задания: Стандартный минимум ( списать текст, вставить орфограммы, выполнить упражнение по заданию). Повышенный (составить словосочетания со словами в рамках; распределить слова на группы) Творческий (найти сведения о писателе, о происхождении слова, составить кроссворд, выполнить рисунок).

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД. VII Рефлексия Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, оценивание результатов собственной деятельност и. Организует рефлексию, предлагает соотнести цель и результаты собственной учебной деятельности. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, сопоставляют цель и результаты, степень их соответствия; высказывают личное мнение об уроке и способах работы на нем. Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные : аргументированно оценивать свои поступки, адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь оценивать правильность выполнения действия.

Метод незаконченного предложения Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Мне захотелось… Смайлики Вопросы 1 Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь? 2 Какие трудности встретились во время выполнения задания?



Актуализация знаний — один из таких этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у учеников.

Для достижения поставленных задач учителю необходимо ориентироваться на некоторые условия:

  • выбранные учебные задания должны обеспечить те способы работы, которые потребуются детям при восприятии нового материала;
  • подбирается примерно 2-3 задания, чтобы внимание детей не рассеивалось;
  • актуализация знаний проводится в течение 5-7 минут — этого времени вполне достаточно для достижения дидактических задач этого этапа урока.

На этом этапе урока дети четко понять, зачем им заниматься изучением новой темы, что конкретно будет осваиваться, каковы основные цели занятия, которые необходимо будет достичь. Ученики, направляемые учителем, выясняют, подготовлены ли они к восприятию нового материала, достаточно ли владеют знаниями, умениями и навыками, необходимыми для усвоения новой информации, а также, что им необходимо сделать, чтобы успешно все выполнить.

Этап актуализации знаний включает в себя следующие составляющие.

  • Моделирование учебно-проблемной ситуации, которая подводит детей к вопросам, предстоящим к изучению.
  • Формулирование основной учебной задачи, которую предстоит решить на уроке.
  • Планирование учебной деятельности на урок, самоанализ и самоконтроль.

Как провести актуализацию знаний на уроке?

Способ 1. Корзина идей

Этот способ применяется как индивидуально, так и фронтально. С его помощью учитель может узнать, что известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на занятии, или их предположения на этот счет. На доске рисуется или прикрепляется макет корзины, в которую дети поместят все, что классу известно по обсуждаемому вопросу. Подробнее о приеме Корзина идей.

Сбор информации происходит по плану.

Этот прием можно обозначить так же, как корзина понятий, фактов, терминов и пр.

Способ 2. Да – нет

Этот способ позволит детям быстрее включиться в мыслительный процесс. При его использовании формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения.

Способ 3. Блиц

Учитель готовит для детей карточки с понятиями, именами, датами, названиями и пр. Учащимся предлагается за ограниченное время (30 секунд-1 минута) объяснить классу указанные данные, не используя однокоренных слов.

Способ 4. Определи логическую связь

Детям называют три слова, два из которых каким-то образом между собой связаны логически. Задание ученикам: подобрать четвертое слово, находящееся с третьим в аналогичной связи. Например, рыбы – чешуя – птицы (покрытие тела) – оперение.

Способ 5. Мы шагаем

Дети выстраиваются на определенном расстоянии от доски, шагают вперед, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой.

Способ 6. Видеозарисовка

Учащимся предлагается к просмотру видеозарисовка, после просмотра которой они должны сформулировать тему, которая будет обсуждаться на уроке, а также ответить, каким образом просмотренное видео соотносится с изучаемым вопросом.

Можно подобрать видео так, оно воздействовало на эмоции детей, вовлекала их в новую тему.

Способ 7. Черный ящик

Способ 8. Волшебная коробка

В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют ее.

Способ 9. Портрет известного человека

Используется портрет известного человека, который имеет отношение к предметному содержанию урока. Также учитель рассказывает некоторые биографические сведения о нем, предлагает детям ответить, чей портрет они видят перед собой.

Способ 10. Визуальный ряд

На экране или доске демонстрируются изображения, которые помогут детям выяснить тему предстоящего урока.

Способ 11. Ассоциации

На экран проецируются изображения различных предметов, портреты известных личностей и т.п.; учащиеся отвечают, какие ассоциации возникают у них в связи с этими изображениями и высказывают свои предположения по поводу темы предстоящего урока. Второй вариант проведения этапа актуализации знаний на уроке по способу ассоциаций предполагает, что дети рисуют ассоциативные рисунки на заданную тему.

Способ 12. Прослушивание музыкального отрывка, художественного или публицистического текста

На уроках МХК, литературы, истории, обществознания, музыки можно дать учащимся задание идентифицировать по прослушанному фрагменту все произведение целиком или назвать, кому оно принадлежит, определить время его создания, рассказать о том, почему оно написано и т.д., а также связать с изучаемой темой.

Способ №13. Экскурс в будущее

Педагог записывает на доске какую-либо будущую дату и предлагает детям пофантазировать по этому поводу, понять, будет ли актуальной обсуждаемая на уроке тема в указанное время с обоснованием своей позиции.

Способ №14. Смена социальной роли

Учитель предлагает учащимся представить себя самих в недалеком будущем, когда они уже станут родителями детей их возраста. Дает задание: объяснить своим воображаемым детям тему, обсуждаемую на уроке и донести до них необходимость и важность ее изучения.

Способ №15. Интересный гость

Дети с удовольствием общаются с пришедшими на урок людьми, которые могут интересно преподнести информацию по теме урока. Это могут быть не только специалисты в какой-либо области, но также и родители, ученики другого возраста.

Способ №16. Задание на опережение

Способ №17. Неоконченный рассказ

Учитель начинает рассказывать детям какой-то интересный научный факт, сюжет и прерывает свое повествование в определенный момент. Далее детям предлагается закончить начатый рассказ, придумать продолжение, сделав записи в тетрадях, а потом прочитать вслух, что получилось. Затем все вместе дети обсуждают услышанное.

Способ №18. Риторический вопрос

К примеру, на занятии по МХК, после прочтения мифа об Орфее и Эвридике, детям дается задание поразмышлять, по какой причине Орфей оглянулся. Абсолютно правильного ответа на данный вопрос найти нельзя, он предусматривает высказывание предположений. Подобный способ не только актуализирует знания учащихся, но и помогает в развитии творческого мышления.

Способ №19. Продолжение фраз

Педагог просит детей продолжить неоконченные предложения.

Сегодня мы поговорим о…

По теме нашего урока я знаю, что…

Мне бывает нелегко…

Я всегда думал, что…

Способ №20. Тема урока как обычный предмет

Учитель просит учащихся представить тему, рассматриваемую на уроке, как обычный предмет и представить свой вариант, как поступить с этой темой. Например, убрать в сторонку, рассмотреть с разных сторон, перекрасить в необычный цвет, вообразить, как растение, животное, популярный человек и т.д.

Способ №21. Метапредметная задача

Учащимся даются условия задачи, над которой надо поразмышлять.

Человек уезжает на длительное время в какое-либо далекое место. Он не знал, как ему сохранить свои ценные вещи, и решил закопать их в лесу. Помогите ему придумать, каким образом он максимально точно запомнит то место, где он зарыл свой клад.

Для организации работы педагог может сочинить любую другую задачу.

Способ №22. Задания – загадки

С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные варианты заданий на смекалку: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, задачи-шутки, пиктограммы и пр.

Способ №23. Прямой вопрос

Учитель объявляет тему урока и предлагает детям написать, как минимум, по три доказательства, аргументирующих важность и необходимость изучения этого материала.

Способ №24. Общее - разное

Рассматриваются несколько предметов (с точки зрения их объединяющих и различающих характеристик), которые имеют отношение к вопросам, рассматриваемым на уроке.

Способ №25. Викторина

Дети по очереди отвечают на вопросы, связанные с темой урока.

Каждый из предложенных приемов можно модифицировать. Наполнить содержанием, необходимым педагогу для работы на конкретном уроке с конкретным классом. В любом случае, они решают главную задачу — актуализируют имеющиеся у детей знания, мотивируют их на изучение нового материала.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

avatar

0 Спам

9 aminaisyangildina2016 • 20:39, 30.08.2021

avatar

0 Спам

8 Dan24 • 13:44, 18.10.2020

0 Спам

7 Комментарии • 20:24, 28.10.2019

0 Спам

6 Комментарии • 20:28, 11.03.2019

Актуализируйте! А ещё к вам на подходе новейшие ФГОСы! Поздравляю! Вы ещё со старыми не все разобрались, а тут новейшие. Будете всё переделывать и актуализировать. А проверяющие, как всегда, на пятки вам наступать станут: "А всё ли вы привели в соответствии с ФГОС?"

0 Спам

5 Комментарии • 06:52, 11.03.2019

Актуализировали.Промотивировали.А где сам новый материал? Тут и урок закончился. А иди и учи дома с родителями или с репетиторами.Так что ли?

0 Спам

4 Комментарии • 08:56, 09.03.2019

avatar

0

3 MaRiNa1784 • 12:02, 23.08.2018

1

2 Екатерина_Пашкова • 18:27, 17.03.2018

0 Спам

1 Stranniza • 15:05, 05.03.2018

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пинжина Ольга Ивановна

учитель начальных классов

Женский род

Процесс становления чего-н. важным; для настоящего момента результат такого процесса. "А. нравственных начал"

Актуализация [лат. actio — действие, деятельность] — процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию .

Например, для узнавания, припоминания, воспоминания или непосредственного воспроизведения какой-либо информации необходимо извлечь (актуализировать) из долговременной или кратковременной памяти соответствующие мысли, образы, чувства, желания, движения, которые уже были в опыте субъекта. При этом А. может быть легкой или трудной, полной или неполной, обобщенной или избирательной в зависимости от уровня сохранности в памяти извлекаемой информации. По современным представлениям, процесс А. обеспечивается за счет возбуждения ранее образовавшихся систем временных связей в нервной системе. Л.А. Карпенко

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ –

как этап современного урока в условиях ФГОС

Дидактическая задача этапа: актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке,

Содержание этапа: организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока: устное решение задач по готовым чертежам, фронтальный опрос, беседа, работа с учебником.

Условия достижения положительных результатов:

чтобы объяснение было понятным, ученикам необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания;

отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания;

количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.

На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, мотивационный этап обычно состоит из следующих действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно - проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической
значимости предстоящей темы (раздела) программы;

в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

Учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. «Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление, - писал Выготский. Важное условие организации учебной деятельности — подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач, что мы видим в структуре организационного периода уроков проблемно-развивающего типа.

3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей
деятельности по изучению данной темы. После того, как основная учебная
задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и
обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную
перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для
изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует
пополнения. Формулируются целевые установки урока.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

Игровые приемы актуализации знаний

Приём “Цепочка признаков“

Направлен на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.

Формирует: умение описывать объект через имена и значения признаков;

умение определять по заданным частям модели скрытые части;

умение составлять внутренний план действий.

1-й ученик называет объект и его признак ;

2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак ;

3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

Направлен на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака;

умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;

умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Приём “Ложная альтернатива”

Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?

Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Формирует: умение оценивать ситуацию или факты;

умение анализировать информацию;

умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен, не согласен .

Закодированное слово

Используется для активизации полученных ранее знаний.

Формирует следующие универсальные учебные действия:

умение связывать разрозненные факты в единую картину;

умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Урок математики, 5 класс. Цель: ввести арифметическое действие – умножение.

Учащимся предлагают выполнить ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых.

– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

– А почему, в чем затруднение?

– Получается слишком длинная запись.

– Значит, что нам надо сегодня открыть?

– Надо придумать новый короткий способ записи.

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Работа в группах.

Какие цифры надо записать вместо *, чтобы вычисления оказались верными? Дети работают по карточкам, в группе по 4 человека.

1 2 _ _ 5 _ _ 6 6 _

_ 9 9 _ 4 _ _ 7

9 0 0 9 1 4 6 7 0

- Какой группе удалось выполнить без ошибок? Молодцы!

- Ребята, а как вы думаете, почему у вас не получилось? Каких знаний и умений вам не хватило? (вычислительных умений).

Значит какая тема урока сегодня будет? ( Сложение и вычитание многозначных чисел ).

А у кого не было ошибок вам девиз для дальнейшей работы. Стоя на одном месте

новых результатов не достигнешь.

- Как вы понимаете эти слова?

Окружающий мир.

Этапы урока

Формирование УУД

Актуализа-ция знаний

и постановка учебной проблемы.

– Что можно сказать про различные условия обитания на Земле ? (Условия обитания живых организмов будут зависеть не только от пояса освещенности, но и от природной зоны.)

- Сколько вы знаете различных поясов освещённости ? (3 – холодный, умеренный и жаркий; 5 – 2 холодных, 2 умеренных и 1 жаркий).

- А природных зон столько же? (Не знаем ..

- А хотите выяснить и узнать?

- Сегодня мы начинаем путешествие по природным зонам нашей планеты. (на доске запись темы урока появляется)

Работа в группах.

Карточки с иллюстрациями: покрытое снегом и водой огромное пространство, низко над горизонтом расположено солнце; на поверхности Земли еле видный слой мха и лишайника, небольшие деревья и пятна цветов. В каждой группе по 4 карточки.

– Как вы считаете, какому поясу освещённости соответствуют данные иллюстрации? (Мы считаем, что это холодный пояс.)

– Сегодня мы поговорим о холодном поясе и выясним, как там протекает жизнь экосистем.

1. Определили, куда мы отправимся?

2. Что нужно взять в дорогу, как одеться? Почему?

3. Предположим, кого мы там можем встретить?

– На какие вопросы нам следует найти ответы ?

ПЛАН УРОКА

1. В чём особенности этой зоны?

3. Как они приспособились к этим условиям?

– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)

– Какие умения формировали?

(Умение организовывать свою деятельность)

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Русский язык.

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)

1. Словарная работа.

1. – Запишите однокоренные имена прилагательные. Обозначьте орфограммы.

Серебро, прогресс, облако, десерт, алмаз.

2. Задания выполняются по вариантам с использованием образованных имён прилагательных:

1. Докажите, что имена прилагательные изменяются по родам, используя записанные слова.

2. Составьте два словосочетания по схеме: сущ. (ж.р.) + прил. , используя записанные прилагательные.

1. Докажите, что имена прилагательные изменяются по числам, используя записанные слова.

2. Составьте предложение с однородными второстепенными членами, выраженными именами прилагательными, используя в переносном значении прилагательные серебряные, алмазные .

2. Проверка домашнего задания.

Класс делится на две команды. Одна команда задаёт вопросы по теме, другая отвечает. Побеждает та команда, чьи ответы (вопросы) были правильными, точными, научными .

Имена прилагательные помогают представить картину весеннего дня, почувствовать настроение .

3. Наблюдение над многозначностью имён прилагательных.

Работа на доске.

– Мы говорили о многозначных именах существительных. А есть ли многозначные имена прилагательные? Покажем это на примерах.

– Запишите прилагательное холодный . В каком значении оно может употребляться? Запишите словосочетания прил. + сущ.

холодный чай

холодный приём

холодные отношения

– Подберите прилагательные-антонимы, сравните с теми, которые представлены на слайде. Запишите рядом: горячий, радушный, тёплые .

– Какие слова в этих словосочетаниях употреблены в переносном значении?

– Сделайте вывод о многозначных прилагательных и антонимичных парах.

Вывод : Многозначные имена прилагательные имеют в разных значениях разные антонимы.

Окружающий мир

Урок 28. Т ема: ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЦЕНИТ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

Цели: – Научить о бъяснять, как общечеловеческие ценности объединяют всех людей на Земле в одно человечество .

Этапы урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Постановка учебной проблемы.

Сказки написаны разными народами, в разных странах.

– Какие герои борются в этих сказках? (Иван-царевич и Кощей Бессмертный, Золушка и Мачеха, разбойники и Али-баба и т.д.)

– Чем похожи друг на друга Иван царевич, Золушка и Али-баба? (Они добрые…)

– Чем похожи Кощей, Мачеха Золушки и разбойники? (Они злые.)

– А кто из героев всегда побеждает в сказках? (Добрые герои.)

На доске появляется запись:

Сказки во многом похожи – добро побеждает зло.

– Посмотрите на доску. Какой вам хочется задать вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

– Давайте составим план урока.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

Версии детей.

– Что в помощь человеческой совести создаёт каждое общество? (Мораль.)

Ученики совещаются в группах, их ответы могут быть такими:

в семье надо слушаться родителей, нельзя приходить домой поздно; друзьям, одноклассникам надо помогать в трудной ситуации, нельзя дразнить и обижать; вместе с земляками надо поддерживать чистоту на улицах, им нельзя грубить, шуметь под окнами и т.п.

– Человечество является общественной группой? (Да.) У человечества (всех жителей планеты) могут быть какие-то общие правила поведения, общая мораль? (Наверное, могут.) Попробуйте вывести общечеловеческое правило морали.

Ученики предлагают разные варианты, например, общее для всех людей понимание добра и зла: злоба и ненависть – это плохо, а доброта и любовь – это хорошо. От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать ключевые слова основных версий.

Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Автор: Ведерникова Елена Михайловна

Организация: МБОУ СОШ №4 г. Янаул

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Янаул

Цель мастер-класса – повышение профессионального мастерства педагогов через педагогическое общение с демонстрацией применения эффективных приемов актуализации знаний обучающихся.

Задачи мастер-класса:

- создание условий для профессионального общения, самореализации преподавателей;

- распространение педагогического опыта;

- способствование росту мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Ход мастер-класса:

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)

Во всем (мизинец)

Здравствуй ( всей ладонью)


- В конце мероприятия мы вернёмся к ладошкам.

-Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Работая в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

Актуализация — слово непростое!

Подскажите мне, друзья, что это такое?

Сегодня мы постараемся рассмотреть некоторые виды методов и приёмов обучения, а также возможность их применения на различных уроках, где ученик оказывается в новой позиции, перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.

Этап актуализации знаний обычно состоит из следующих действий:

1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы.

3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы.

После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы.

Актуализация знаний проводится в течение 5-7 минут. Подбирается примерно 2-3 задания, чтобы внимание детей не рассеивалось.

Как провести актуализацию знаний на уроке? Рассмотрим несколько способов.

-Сегодня мы поговорим о…

-По теме нашего урока я знаю, что…

-Мне бывает нелегко…

-Я всегда думал, что…

С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные варианты заданий на смекалку: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, задачи-шутки и пр.

-В предложении есть главные члены предложения? (Да)

-Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое? (Да)

-Все остальные слова в предложении являются сказуемыми? (Да-Нет)

-Почему вы так думаете?

В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют ее.

Дети выстраиваются на определенном расстоянии от доски, шагают вперед, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой. Например, на уроке русского языка каждый шаг сопровождают перечислением каких – либо сведений о какой-нибудь части речи.

Учащимся предлагается к просмотру видеозарисовка, после просмотра которой они должны сформулировать тему, которая будет обсуждаться на уроке, а также ответить, каким образом просмотренное видео соотносится с изучаемым вопросом.

  • уроках литературы, окружающего мира, музыки можно дать учащимся задание прослушать фрагмент произведения, попросить назвать, кому оно принадлежит, определить время его создания, рассказать о том, почему оно написано и т.д., а также связать с изучаемой темой.

Используется портрет известного человека, который имеет отношение к предметному содержанию урока. Также учитель рассказывает некоторые биографические сведения о нем, предлагает детям ответить, чей портрет они видят перед собой.

Дети с удовольствием общаются с пришедшими на урок людьми, которые могут интересно преподнести информацию по теме урока. Это могут быть не только специалисты в какой-либо области, но также и родители, ученики другого возраста.

Педагог записывает на доске какую-либо будущую дату и предлагает детям пофантазировать по этому поводу, понять, будет ли актуальной обсуждаемая на уроке тема в указанное время.

Учитель начинает рассказывать детям начало какого-нибудь интересного факта, сюжета. Далее детям предлагается закончить начатый рассказ, придумать продолжение. Все вместе обсуждают услышанное.

4 . Рефлексия занятия.

-Вернемся к нашим ладошкам, запишите на них, что особенно понравилось и запомнилось во время нашей работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки. Надеюсь, из нашей сегодня совместной работы, вы взяли много полезного и нужного для себя и с успехом будете применять приемы актуализации знаний в своей повседневной деятельности. Мне было очень приятно с вами работать.

Уманская Марина Александровна


Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Одним из важных условий проведения урока является рациональный выбор его типа и соблюдения основных элементов его структуры.

В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков, существует несколько подходов к данной проблеме. Классификация типов урока производится по дидактической цели, по цели организации познавательной деятельности, по основным этапам учебного процесса, методам обучения, по способам организации учебной деятельности обучающихся.

Дидактическая цель является важнейшей составляющей процесса обучения, поэтому классификация по этому признаку наиболее близка к реальному уроку.

Типология уроков по признаку дидактической цели выглядит следующим образом:

  1. Урок усвоения новых знаний;
  2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления);
  3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения);
  4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений;
  5. Урок контроля знаний и умений;
  6. Урок коррекции знаний, умений и навыков;
  7. Комбинированный урок.

Мне бы хотелось подробнее остановиться на таком типе урока, как урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

В процессе обучения повторению изученного материала отводится важное место. Урок повторения имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Цель урока повторения: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации учебного материала, установление логической связи между новым и ранее изученным материалом.

Задачи урока повторения:

  1. Образовательная - повторить, закрепить и систематизировать основные понятия ранее пройденного материала.
  2. Воспитательная - прививать культуру умственного труда, умения работать коллективно, в группе, самостоятельно находить правильное решение поставленной цели.
  3. Развивающая - расширить представления по данной теме, разделу, подготовить к восприятию нового материала, развивать логическое мышление.

Повторять надо в течение всего учебного года, чтобы повторение не было работой от случая к случаю, чтобы повторение входило органической частью в методику изучения учебной дисциплины.

Наиболее часто встречается следующая классификация видов повторения:

При повторении в начале года на первый план должно выдвигаться повторение тем, имеющих прямую связь с новым учебным материалом. Новые знания, приобретаемые на занятие, должны опираться на прочный фундамент ранее усвоенных.

  • Текущее повторение всего, ранее пройденного
  • Повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующее повторение);
  • Повторение пройденного вне связи с новым материалом;

Текущее повторение в процессе изучения нового материала, весьма важный момент в системе повторения. Оно помогает устанавливать органическую связь между новым материалом и ранее пройденным. Текущее повторение может осуществляться в связи с изучением нового материала. В этом случае повторяется материал, естественно увязывающийся с новым материалом. Повторение здесь входит составной и неотъемлемой частью во вновь изучаемый материал.

  • Тематическое повторение (обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы);

При тематическом повторении систематизируются знания и умения обучающихся на завершающем этапе изучения какой-либо темы или раздела программы.

  • Заключительное повторение (организуемое при окончании прохождения большого раздела программы или в конце учебного года);

Цели тематического повторения и заключительного повторения аналогичны, материал повторения (отбор существенного) весьма близок, а приемы повторения в ряде случаев совпадают. Однако на заключительном повторении материал тем суживается. Такое повторение способствует большему осознанию пройденного, указывает на связь различных разделов учебной дисциплины и одновременно дает возможность обозреть большой объем материала.

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4) Актуализация знаний.

- с целью подготовки к контрольному уроку

- с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Урок повторение может быть проведен в форме повторительно-обобщающего урока; диспута; игры (КВН, конкурс, викторина); театрализованного урока (урок-суд); конференции; экскурсии; урока-консультации; урока – анализа контрольных работ; обзорной лекции; обзорной конференции; урока-беседы.

Эффективность урока повторения зависит от того, насколько широко используются на уроке различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности обучающихся. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Преподаватель должен подготовить задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.

Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого обучающегося, достижению им глубоких и прочных знаний. Без сохранения приобретенных знаний, без умения применить их в необходимый момент – изучение нового материала всегда сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. Таким образом, цель повторения – установить логические связи между вновь изучаемым и ранее изученным материалом, обогатить память, расширить кругозор, привести знания и умения в систему, самоорганизовать обучающихся.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности.

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4) Первичное закрепление:

- в знакомой ситуации (типовые)

- в изменённой ситуации (конструктивные).

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся знаний и умений (задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

4) Актуализация знаний.

-с целью подготовки к контрольному уроку;

-с целью подготовки к изучению новой темы.

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Обобщение и систематизация знаний.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный момент.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики преподаватель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Структура комбинированного урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Читайте также: