Конспект урока 9 класс 8 вид местоимение

Обновлено: 02.07.2024

Шагая по виртуальной лестнице, мы поговорим о роли местоимения в речи.

Наш сегодняшний урок посвящен такой части речи как “местоимение”. Мы поговорим о “Местоимении-загадке”, “Местоимении-помощнике”, “Местоимении-характеристике”.

Вы, ребята, уже знакомы с данной частью речи. Что же такое “местоимение”? (ответы учеников по таблице).

Итак, в русском языке существует специальная часть речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имени. Но замена эта неполная: ведь местоимение только указывает на предмет, его признак, не называя их. (Зачитывают по учебнику, какую часть речи может заменить местоимение).

Поэтому каждое МЕСТОИМЕНИЕ - ЗАГАДКА.

Прежде чем употребить местоимение, нужно назвать имя предмета или его признак, вместо которого употребляется местоимение, для точного понимания о ком или о чём говорится в рассказе.

Работа в тетрадях.

Учащиеся записывают текст в тетрадях, определяют какое слово заменяет местоимение. Ниже текста выписывают по образцу, соотнося предмет разговора и соответствующее ему в тексте местоимение.

Один ученик работает на доске.

Карточка №1. Мы были уверены, что огонь путает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился. И вдруг, из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне захотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в

Проверка выполненного задания на доске.

2 этап урока. МЕСТОИМЕНИЕ - ПОМОЩНИК.

В качестве помощника местоимение выступает тогда, когда в письменной речи нужно избегать повторов в своём рассказе.

Работа по карточкам №2.

В прошлом году на день рождения . подарили щенка. . назвал . Джеком. Теперь . подрос, превратился в красивого пса.

Джек - восточноевропейская овчарка, он очень красив. Все овчарки похожи, все . умны и хорошо поддаются дрессировке.

У Джека свой характер. . любит встречать . после школы, радуется как маленький, лижет . лицо. На улице мы с ним играем наперегонки, играем в “принеси палку”, боремся.

Джек знает много команд и охотно выполняет . Правда, . не любит команды “Нельзя!”. Но это нужная команда - иначе собака будет хватать на улице всякую гадость. Обожает команду “Апорт!”, потому что с детства любит всё приносить.

Джека любит не только вся наша семья, но и наши соседи и друзья.

МНЕ, Я, ЕГО, ОН, ОНИ, МЕНЯ, ОН, МНЕ, МЫ, С НИМ, ОН, ИХ, ОН.

Проверка текста вслух. (Учащиеся прослушивают звукозапись прочтения текста учителем, соотнося со своими записями). После работы с текстом, учащиеся отвечают на вопрос учителя:

- Какие типы речи вы знаете? (повествование- что произошло?, описание-какой?, рассуждение- почему?).

- К какому типу речи относится данный текст?

- По каким выражением, предложениям можно определить тип речи-описание?

Учащиеся делают вывод по данному этапу урока с помощью учителя.

3 этап урока. МЕСТОИМЕИЕ-ХАРАКТЕРИСТИКА.

Вывешивается на доске местоимение СЕБЯ.

Есть в русском языке такое замечательное местоимение, с помощью которого можно охарактеризовать человека. И мы с вами частенько используем в речи устойчивые выражения с данным местоимением, которые уже давно стали крылами фразами.

  1. сам себе хозяин
  2. себе на уме
  3. строит из себя I
  4. пришёл в себя I
  5. взял себя в руки ;
  6. вне себя
    о человеке, который прикидывается кем-либо, выдает себя за другого;
  • о хитром, скрытном человеке;
  • о человеке, который поборол себя, стал собранным, целеустремленным,
  • о независимом, самостоятельном человеке
  • о человеке, который успокоился после волнений;
  • о человеке, который очень раздражен

Учащиеся пытаются соотнести фразеологизм и описание данного выражения.

4 этап урока.

Домашнее задание.

Подробно разбирается текст с возможными вариантами замены повторяющихся местоимений существительными.

Прочитайте текст. Разберитесь, кто что делает. Замените местоимения подходящими по смыслу словами.

Шёл я с пёсиком берегом реки. Вдруг в воде шумно плеснулся бобёр.

Шарика взял азарт. Он кинулся в воду. Он вызов принял, развернулся и торпедой понёсся на него. Только сблизились, он носом стал таранить его и окунул с головой. Он подобного не ожидал. Трясёт башкой, а сам к берегу. А он выполнил свою задачу и ушёл на дно.

Каждый человек хочет говорить красиво, изъясняться так, чтобы собеседник в полной мере понял, о чем хотели ему сказать. Мы все желаем, чтобы наша речь была наполнена образными выражениями, которые мы можем составить и с помощью местоимений.

Вывод по уроку: Итак, ребята, шагая по виртуальной лестнице, мы поняли, что местоимение в нашей речи играет активную роль. Оно для нас и загадка, и помощник, и характеристика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Систематизация знаний у учащихся о личных местоимениях, как части речи.

Задачи: 1. Обобщение и закрепление ЗУН учащихся о личных местоимениях посредством упражнений в определении грамматических признаков.

3. Воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: ТСО, учебники, наглядный и раздаточный материал, презентация, памятки, таблицы.

Педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, коррекционно – развивающая.

Организационный момент.

Учитель: - Долгожданный дан звонок,

Ни минуты не теряем.

Учитель: Назовите дату, день недели.

Ученик: (называет дату, день недели).

Учитель: Какой у нас урок?

Ученик: У нас урок русского языка.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся писать.

Учитель: Дополни свой ответ словами из памятки.

Ученик: Пишу красиво, аккуратно, грамотно.

Учитель: Чему ещё мы учимся на уроках русского языка?

Ученик: Мы учимся говорить.

Учитель: Дополни свой ответ словами из памятки.

Ученик: Говорю громко, правильно, понятно для других.

Словарная работа.

Учитель: Откройте тетради, запишите дату, день недели, классная работа.

Ученики записывают с проговариванием вслух.

Учитель: Приготовьтесь к словарному диктанту.

Ученики записывают словарные слова под диктовку.

Кафе, материк, эскалатор, типография, хирург, искусство, фестиваль, образование, бандероль, аэродром.

Учитель: Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, объясните значение слова.

Учитель: К какой части речи относятся эти слова? Докажите свой ответ.

Ученик: Эти слова имена существительные, так как отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.

Учитель: Какая часть речи отвечает на те же вопросы, что и имя существительное?

Ученик: Эта часть речи называется местоимение.

Учитель: В чём различие между этими частями речи?

Ученик: Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

Актуализация знаний.

Учитель: Что такое местоимение?

Ученик: Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

Учитель: Вместо какой части речи употребляется местоимение?

Ученик: Местоимение всегда употребляется вместо имён существительных.

Учитель: На какие вопросы отвечает местоимение?

Ученик: Местоимение отвечает на те же вопросы, что и существительное.


Учитель: Назовите личные местоимения.

Ученик: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.


Учитель: На кого указывают местоимения?

Ученик: Местоимения указывают на участников разговора.


Учитель: Какие грамматические признаки можно определить у местоимения? Назови их, опираясь на слайд.


Ученик: У местоимения можно определить лицо – 1 – е, 2 – е, 3 – е, число – единственное и множественное, род – в 3 – м лице, единственном числе, падеж.

Физкультурная пауза.

(Это упражнение снимает напряжение, развивает координацию движений)

Ученики выполняют движения.

Закрепление пройденного.

Работа по карточкам.

Учитель: Прочитай предложения. Догадайся, о каких героях литературных произведений говорится в них.

Ученики совместно с учителем устно находят местоимения, определяют лицо и число.

Образец. Она ( 3 – л., ед.ч.) так спешила, что потеряла хрустальный башмачок.

Учитель: Запиши. Подчеркни местоимения. Определи число и лицо местоимений, опираясь на слайд.


Ученики 1, 2 группы выполняют задание самостоятельно по образцу, опираясь на слайд. Ученики 3 группы работают под руководством учителя.

Работа по учебнику.

Учитель: Прочитай задание самостоятельно, вслух. Какое задание нужно выполнить?

Ученик: Надо выписать местоимения 3 – го лица единственного числа. Подставить к ним имена существительные из стихотворения. Указать род имён существительных и местоимений.

Ученики совместно с учителем устно подбирают существительные к местоимениям, определяют род.

Образец. Он – папа (м.р.)

Учитель: Теперь это задание выполните письменно, определите род, опираясь на слайд.


Ученики 1, 2 группы выполняют задание самостоятельно по образцу, опираясь на слайд. Ученики 3 группы работают под руководством учителя.

Работа по карточкам.

Учитель: Прочитай местоимения. Объясни правописание местоимений с предлогами.

У вас, от тебя, к нему, со мной, для него, за ним.

Ученик: Местоимения с предлогами пишутся раздельно.


Учитель: Определите падеж местоимений, опираясь на таблицу.

Ученики совместно с учителем читают местоимения, объясняют правописание местоимений с предлогами, определяют падеж.

Образец. У вас (Р.п.)

Учитель: Теперь это задание выполните письменно, определите падеж, опираясь на таблицу.

Ученики 1, 2 группы выполняют задание самостоятельно по образцу, опираясь на таблицу.

Ученики 3 группы работают под руководством учителя.

Работа по карточкам.

Учитель: Прочитай предложения. Найди речевые ошибки.

Если Сергей не хочет, обойдёмся без его.

Я с им вчера познакомился.

Не забываем по вас и скучаем по вас.

Итоговое воспроизведение.

Учитель: Назовите тему урока.

Учитель: Чему учились?

Ученик: Мы повторили и закрепили всё изученное по этой теме.

Учитель: Что такое местоимение?

Ученик: Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

Учитель: Вместо какой части речи употребляется местоимение?

Ученик: Местоимение всегда употребляется вместо имён существительных.

Учитель: На какие вопросы отвечает местоимение?

Ученик: Местоимение отвечает на те же вопросы, что и существительное.

Учитель: Назовите личные местоимения.

Ученик: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Учитель: На кого указывают местоимения?

Ученик: Местоимения указывают на участников разговора.

Учитель: Какие грамматические признаки можно определить у местоимения? Назови их, опираясь на слайд.

Ученик: У местоимения можно определить лицо – 1 – е, 2 – е, 3 – е, число – единственное и множественное, род – в 3 – м лице, единственном числе, падеж.

Учитель: Объясни правописание местоимений с предлогами.

Ученик: Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

(В ходе подведения итогов урока учитель демонстрирует слайды)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали сегодня. Спасибо за урок!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нацелен на формирование умения слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи,закрепить навыки и умения в определении лица и числа данной части речи.

1. Закрепление понятия о личных местоимениях 1, 2, 3 лица.

2. Дать понятие о единственном и множественном числе личных местоимений.

1. Коррекционно – образовательные.

- представление о местоимении как части речи.

- Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.

- Учить соотносить местоимения с именами существительными

- Закреплять навыки и умения в определении лица и числа местоимений

2. Коррекционно-развивающие.

Развивать память речь , внимание, наблюдательность

- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица и числа. Местоимений.

- Развивать память, речь, логическое мышление, внимание. Наблюдательность.

- Обогащать словарный запас учащихся.

3. Коррекционно-воспитательные.

- Воспитывать, любовь к родному языку, интерес к предмету. - Воспитывать, аккуратность, прилежание.

Учебно-методическое обеспечение –

1. Организационный моментЗдравствуйте ребята! Я рада видеть, вас, в нашем светлом классе. Желаю всем мира, счастья, добра и пусть наш урок доставит вам удовольствие

2. Проверка домашнего задания. Что было задано на дом? Упражнение 125.

Подчеркнуть местоимения, указать их лицо.

Слайд - Урок письма и развития речи

Сегодня на уроке вы должны быть внимательны, активны, аккуратны, Нам предстоит большая работа. А начнём урок со словарной работы.

.3. Словарная работа.- Сегодня мы познакомимся с новым слово. Вы его назовете, если отгадаете загадку: Загадка

Ножка деревянная,
Рубашка шоколадная.
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю.(мороженое)

Слайд - Словарное слово - мороженое.

Всем вам хорошо знакомо это слово .

4. Работа у доски

• Правильное написание слова: мороженое (вызванный ученик работает у доски , а остальные ученики записывают в тетрадь)

• Это словарное слово, написание которого следует запомнить.

• мороженое - ударение падает на букву о:

• мороженое ( безударные гласные подчеркиваем)

• Мороженое - средний род.

• Количество букв в слове – 9

• Учитель поясняет : формы слова: мороженое, - ого

- Какое бывает мороженое?

вкусное, сладкое, на палочке ,в стаканчиках, развесное. (Мороженое – замороженных ).

6. Повторение пройденного материала.

Устная работа Слайд - Загадка

Я о себе такого мнения:

Огромна роль моя!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

- Назвать часть речи, которая так о себе говорит (местоимение )

Формулирование темы и целей урока.

- Что такое местоимение?

- Дайте полное определение этой части речи.

Слайд - Определение местоимения.

Вспомним подсказку
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

Назовите личные местоимения.

Слайд - Личные местоимения Прочитайте:

(я - мы, ты - вы, он - она –оно -они.)

- Почему они называются личные? (потому - что местоимения указывают на лицо, а личное – значит, что принадлежит кому – то)

- Объяснение учителя:Личные местоимения я, ты, он ,она ,оно .указывают на одно лицо или на один предмет. Это местоимения единственного числа.Личные местоимения мы, вы, они .указывают на несколько лиц или предметов .Это местоимения множественного числа.

Посмотрите на экран.Слайд - Личные местоимения ед.ч,мн.ч.

Назовите личные местоимения 1,2,3 лица, единственного и множественного числа.

Слайд - Разминка для глаз.

Внимательно на экране проследите за движением шарика.

8. Закрепление новой темы.

1. Работа по учебнику Упр. 127

Прочитайте два коротких текста.

- На какую они тему?

Личные местоимения. 1, 2, 3, лица,

Найдите и прочитайте личные местоимения в первом тексте

Он, они, оно , она.

Найдите и прочитайте личные местоимения во втором тексте.

Заполните таблицу личными местоимениями. Выберите их из текстов упражнения.

Сейчас мы поиграем.

Показ карточек с лишними местоимениями.

Слайд - Самостоятельная работа

Прочитайте предложения , подберите подходящие по смыслу местоимения. Определите лицо.

Злой тоской удручена к Муравью ползет…

Греем воду … в котле, потому и дом в тепле.

Что же … , моя старушка, приумолкла у окна?

9. Итог урока. Внимание на экран.

Слайд – Подумай и ответь - Что такое местоимение? - На какие вопросы отвечают местоимения? - Сколько лиц имеют местоимения? - Сколько чисел имеют местоимения?

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГОУ Буйская школа - интернат

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Дата проведения:21 января 2011 года

Учитель: Смирнова Ольга Владимировна

способствовать закреплению знаний детей о правописании местоимений с предлогами; систематизировать и обобщить полученные знания детей о местоимении.

Задачи урока: образовательная: закрепить и обобщить знания детей о местоимении с предлогами;

воспитательная: воспитывать, усидчивость.

коррекционно - развивающая: развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, память. Развивать умения употреблять местоимения в тексте.

Материалы и оборудование: доска, карточки, рабочие тетради детей, памятки.

Методы: наглядный, практический, частично – поисковый, словесный.

Приемы и формы работы: фронтальная.

Основные понятия темы: местоимение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, садятся.

2. Постановка учебной задачи.

Читайте также: