Конспект риторика 1 класс давайте договоримся

Обновлено: 05.07.2024

Урок риторики. Давайте говорить друг другу комплименты.

Цель: формировать умение использовать в речи комплименты.

- прививать чувства доброжелательности, внимание к собеседнику;

- формировать умение оценивать свои коммуникативные удачи и неудачи.

Здравствуйте ребята, очень рада вас видеть на уроке риторики.

Традиционно начинаем наше занятие с языковой разминки (Антонова С, Куракин С).

Беседа. Актуализация знаний.

УчительРебята, вы просто замечательно выполнили разминку! Молодцы!

- Как бы вы назвали мои слова о том, как вы сегодня поработали?

(Вы нас похвалили)

- Что вы заметили в тоне моего голоса? (Искренность, доброжелательность).

- Ребята, а вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят?

-Прослушайте строки из песни Булата Окуджавы. (слайд 2)

Друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться,

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты.

- Итак, как бы вы сформулировали тему нашего урока? Какие строки из песни, вы бы взяли в качестве темы урока?

- К чему нас призывает автор? (говорить комплименты)

-А что такое комплименты вы знаете?

(Добрые, приветливые слова)

- А зачем люди говорят друг другу комплименты?

(Чтобы человеку было приятно,

чтобы показать свое отношение, чтобы поддержать в трудную минуту)

Риторический анализ.

Учитель подходит к одному из учеников:

-Никита, как ты прекрасно выглядишь! Этот строгий костюм тебе к лицу.

Учитель подходит к другому ученику, заглядывает в тетрадь:

Вадим, мне будет приятно проверять твою тетрадь. Ты очень аккуратно

Учитель подходит к третьему ученику:

- Женя, ты всегда очень отзывчивый. Вот и сегодня на перемене выполнил

- Ребята, что я сейчас сделала?

(Произнесла комплименты)

- Итак, комплимент – это положительная оценка собеседника с точки зрения его внешнего вида, манеры общаться, проявления хороших качеств характера. (слайд 4)

- Никита, Вадим, Женя, вам было приятно получать комплименты?

- Ребята, а чего не хватало в нашем общении?

- Как можно ответить на комплимент?

Итак, сегодня на уроке:

мы будем учиться использовать в речи комплименты,

научимся отличать комплименты от льстивых слов,

будем формировать умения использовать комплименты в речи.

Работа с учебником. Обогащение речи.

- А помогут нам разобраться в том, что такое комплимент Риторик и Этикеша.

(- Я рад, что ты это заметил.

- Мне было очень приятно это слышать.

- От твоих слов у меня поднялось настроение.

- Спасибо. Ты тоже сегодня прекрасно выглядишь.)

Учитель- Так зачем мы говорим комплименты?(слайд 5,6)

Первичное закрепление. Риторическая игра. (слайд 7)

- А теперь попробуйте сказать комплимент своему соседу по парте.

Обращаю ваше внимание на такие средства выражения комплимента, как:

оценочные слова: прекрасный, превосходный и т. д.

(работа учащихся в парах)

- Ребята, все услышали в свой адрес комплимент? Что вы при этом

Работа с учебником. Риторическая игра.

Упражнение 42. Разыграйте следующие речевые ситуации.

После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел.(1 парта)

Вам понравился ответ друга на уроке истории. Сделайте ему комплимент.(2 парта)

Ваша мама чем - то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который поднял бы ей настроение. (3 парта)

Вам сделал комплимент младший брат. Как вы ему ответите?( 4 парта)

Подведение итогов игры.

- Чья инсценировка вам понравилась?

- Какие комплименты оказались более удачными?

- Почему вы так считаете?

- Кто из ребят не справился с риторической задачей?

На доске записаны слова: ПОХВАЛА

Какое из этих слов лишнее? Почему?

Чем отличается ПОХВАЛА от ЛЕСТИ?

ЛЕСТЬ - ЛЬСТИВЫЕ СЛОВА (неискренние слова)

ЛЕСТНЫЙ – ЛЕСТНЫЕ СЛОВА (похвальные, правдивые слова)

Учитель (слайд 10)

Работа с учебником. Риторический анализ (.слайд 11)

(прослушаембасню И.А.Крылова в исполнении Валентина Гафта) и ответим на вопросы.

Упражнение 44. Правду ли говорят друг другу Кукушка и Петух?

С какой целью они восхваляют друг друга без меры?

( Их слова неискренни и произносятся лишь для того,

чтобы вызвать ответную похвалу)

Учитель. Ознакомьтесь с памяткой как нужно делать комплименты (слайд 12)

Речевая разминка.

Учимся владеть голосовым аппаратом.

- После такой разминки мы хорошо справимся со следующим заданием.

Работа с учебником. Риторический анализ.

Упражнение 45 Выразительное чтение стихотворения.

- Можно ли слова внука назвать комплиментом?

( Нет, настоящий комплимент не требует платы, он

бескорыстен. Внук же хвалит всех с единственной целью –

добиться, во что бы то ни стало выполнения своих просьб.)

Упражнение 46. Как хвалит Лиса Петуха?

(Вот петух так петух!

Красивый, звонкий голос.

Такой птицы я никогда не видывала.)

- Какие еще средства создания комплимента здесь встретились?

- Каким тоном произносит Лиса свои похвальные слова?

Выразительное чтение текста по ролям.

Рефлексия (15 слайд)

Оцени свою работу на уроке:

Красная карточка- я доволен,

Зелёная карточка- можно лучше,

Синяя карточка- я не работал(а)

Подведение итого урока. (слайд 16)

- Сегодня на уроке мы учились делать комплименты. Почему нам

так важно это уметь?

Надеюсь, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, знакомым и делайте это как можно чаще!

Я довольна вашей работой на уроке. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Мне приятно было с вами общаться.

Хочу сделать комплимент вам:

Путь творчества прекрасно бесконечен,

В нём место есть для каждого из нас.

Желаю счастья вам, удачи и говорю

Спасибо за урок. Вы показали класс.

Список использованной литературы.

Развитие речи: Школьная риторика: 5 кл.: Пособие для учащихся. В 2 ч. Ч. 2/ Т.А. Ладыженская, Г.Б. Вершинина, В.Ю. Выборнова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской.- М. Дрофа, 1997.- 160с.

1. «Давайте говорить друг другу комплименты,

Кто автор этих строк? (Б.Окуджава)

3. Как ответить комплиментом на комплимент, используя всего одно слово? (Взаимно)

5. У комплимента и антоним есть,

6. «Какие перушки, какой носок,

Кто говорит эти льстивые слова? (Лисица)

7. Я, не скрывая волненья,

Комплиментом выражаю свое …? (Мнение)

8. Когда друга ты встречаешь, комплимент ему вручаешь.

Какой вид комплимента используешь? (Приветствие)

9. Какое качество важнее всех, когда говоришь комплименты? (Искренность)

10. На каком уроке вы изучаете, как говорить комплименты? (Риторика) Кроссворд помогает проверить усвоение материала, стимулирует познавательную активность учащихся.

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(Учитель Серикова Н.В.)

1. Речевая разминка.

Ребята, кто любит театр ?

Тогда отгадайте загадку:

Он и волк, и кот, и пёс,

И смешит ребят до слёз.

В прошлый раз был звездочётом,

После завтра - машинист.

Должен знать он очень много.

Потому что он . (артист)

Сегодня мы с вами представим, что мы в театре, что мы артисты и должны играть на сиене.

Какими качествами должен обладать артист, что он должен уметь ? (Чётко, ясно и выразительно говорить)

Как артист добивается этих умений ?

(тренируется, выполняет речевые разминки, работает над артикуляцией)

Вот и мы с вами сейчас выполним речевую разминку,

Сказка в гости нам шагает

Встретим радостно ее,

Скажем громко, скажем дружно Сказка - это хорошо!

(Дети выполняют движения языком)

Жил - был язычок, ну а домик - это рот.

Двери домика открыты и закрыты,

И открыты, а потом опять закрыты.

Непоседливый язык, не сидит на месте.

Вот он в доме всё убрал. Выглянул в окошко,

Посмотрел на небо, посмотрел на травку,

Змейка из лесу ползёт (ш-ш-ш-ш),

Комар музыку ведёт (з-з-з-з).

Ну и жук (жу-жу-жу, я на веточке сижу).

А на маленькой полянке зайчик маме говорит:

«чо-чо-чо, у меня болит плечо,

чу-чу-чу, нет, к врачу я не хочу,

Ну а мама утешает:

Зайчик тихо отвечает:

Языкоч всё наблюдает.

Быстро он с коня слезает,

На полянке отдыхает.

И листочки не шуршат.

И цветочки мирно спят.

Вот поляна, вот цветы.

Полюбуйся ими ты!

Как они благоухают (глубокий вздох),

Словно звёздочки сверкают.

Отдохнул наш язычок

Потянулся (вдох, выдох),

И домой к себе вернулся.

2. Работа над характером героев.

А кто знает, кроме умения хорошо, выразительно говорить, что ещё должен уметь делать артист на сцене?

(уметь играть свою роль, владеть мимикой, жестами, хорошо двигаться на сцене)

-Вот и вы сегодня артисты.

Кто автор этой сказки? (К.И. Чуковский)

Вспомните, как мы готовились к спектаклю 9 (распределяли роли, договаривались, как играть, готовили костюмы)

В нашей сказке много персонажей. Назовите главных героев сказки.

Давайте вспомним роль Таракана. Какой это герой?

(злой, жестокий, грубый)

Вы все хорошо знаете слова сказки.

Попробуйте показать при помощи мимики, жестов, голоса этого отрицательного героя.

А наши гости выберут лучшую пару.

(Ребята тренируются в парах)

Давайте посмотрим, как у вас получилось.

(просмотр самой лучшей пары)

Напугал ли Таракан наших зверей?

Изобразите испуг зверей при помощи мимики и жестов.

Вспомните, как мамы переживали и пели колыбельную своим детям. -Каким голосом они поют, какая громкость песни.

Какой характер у Кенгуру?

(он смелый, решительный, справедливый, говорит с насмешкой, с издёвкой, наводит порядок)

Попробуйте сыграть эту роль.

(Ребята тренируются в парах, просмотр самой лучшей пары)

Ну, а теперь покажем нашим гостям эту сказку на сцене и будем помнить, как надо играть свои роли.

3. Показ сказки на сцене

По мотивам сказки К. Чуковского. Действующие лица:

1- ый ведущий: Ехали медведи на велосипеде, (выезжают медведи)

2- ой ведущий: А за ними кот задом наперёд, (выезжает кот, а за ним другие звери)

1- ый ведущий: А за ним комарики на воздушном шарике,

2- ой ведущий: А за ними раки на хромой собаке.

1- ый ведущий: Волки на кобыле,

2- ой ведущий: Львы в автомобиле,

1-ый ведущий: Зайчики в трамвайчике,

2-ой ведущий: Жаба на метле. Все звери: Едем и смеёмся,

Мы едем, едем, едем в далёкие края,

Хорошие соседи, счастливые друзья.

Мы солнышком согреты, мы вместе все живём, И песенку об этом мы петь не устаём.

Припев: Красота! Красота!

Мы везём с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая- Вот компания, какая! Вот компания, какая!

3 .Мы выйдем мы вагона на солнечный перрон, И музыка с перрона ворвётся к нам в вагон. Мы ехали и пели и с песенкой смешной Все вместе, как сумели, приехали домой. Припев.

1- ый ведущий: Вдруг из подворотни страшный великан,

Рыжий и усатый та-ра-кан! Выходит таракан. Медведь: Таракан! Волк: Таракан! Заяц: Тараканище! Кот: Он рычит, Лев: И кричит, Бегемот: И усами шевелит. Таракан: Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую!

2- ой ведущий: Звери задрожали, в обморок упали.

1 -ый ведущий: Только раки-забияки не боятся бою-драки. Раки: Не кричи и не рычи, мы и сами усачи, Можем мы и сами шевелить усами!

1- ый ведущий назад-ещё дальше попятились.

2- ой ведущий: И сказал Гиппопотам

Крокодилам и китам: Гиппопотам: Кто злодея не боится

И с чудовищем сразится, Я тому богатырю Двух лягушек подарю И еловую шишку пожалую! Звери: Не боимся мы его, великана твоего, Мы зубами, мы клыками, Мы копытами его! 1-ый ведущий: И весёлою гурьбой звери кинулися в бой.

Звери: Ай! 1-ый ведущий: Звери дали стрекача.

Звери: Ой-ой-ой! 2ой ведущий: По лесам, по полям разбежалися, Тараканьих усов испугалися.

j -ый ведущий: И вскричал Гиппопотам:

1 'иппопотам: Что за стыд, что за срам!

Эй, оыки и носороги,

ВЫХОДИЮ И'* берЛОГИ

И врага на рога поднимич-е-ка! Носороги: Мы врага бы на рога бы, Только шкура дорога, Носороги ха: И рога шже нынче не дёшеьы. 2-ом Бегущий: Т-! сидяч, и дрожат пол кусточками, За боло! иыми прячутся кочками. Только и слышно как зубы стучат, Только и видно как уши дрожат.

1- ый ведущий: Бот и стал Таракан победителем.

И лесов, и полей повелителем. По к' ор и л s i с я звери усатому. Звери: Чтоб ему провалиться прокля тому!

2- ой ведущий: А он между ними похаживает,

Золочёное брюхо поглаживает: Таракан: Принесите-ка мне, звери, ваших детушек. Я сегодня их ia ужином скушаю. 1 -ый ведущий: Бедные, бедные звери!

Воют, рыдают, ре нут! 2-ой ведущий: В каждой берлоге, в каждой пещере, Злого обжору клану т. Слониха: Да и какая же мать согласи гея отдать (Своего дорогого ребёнка- Мел вс; i и I ia : to ед вежо l IК а, Волчица: Волчонка. Слониха: ('лонёмка.

Звери: Чтобы несытое чучело

кенгуру: Разве это великан? Ха-ха-ха!

Это просто таракан! Ха-ха-ха! Таракан, таракан, таратсащечка. Жидконогая козявочка - оукашечка. И не стыдно вам? Не обидно вам? Вы - зубастые, вы - клыкастые, А малявочке поклонилися, А козявочке покори лися! 2-ой ведущий: Испугались бегемоты, зашептали: Бегемоты: Что ты? Что ты?

Уходи-ка ты отсюда! Как бы не было нам худо! Кенгуру убегает. 1-ый ведущий: Только вдруг из-за кусточка, Из-за синего лесочка, Из далёких из морей Прилетает воробей. Выбегает воробей и танцует под музыку.

Что-нибудь я проглочу. (Смотрит по сторонам) Ну-ка съем я таракана. (Клюёт) Ам. .И нету великана! 1-ый ведущий: То-то рада, то-то рада Вся звериная семья. Звери: Поздравляем, прославляем удалого воробья!

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Слово веселит, огорчает, утешает.

(Открытый урок для директоров школ района).

Цели и задачи урока:

формировать умения объяснять и доказывать,

познакомить учащихся с особенностями вежливого общения,

показать, что сказанное слово может веселить, огорчать, утешать.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня у нас гости. Мы с вами – гостеприимные хозяева должны поприветствовать их.

1.С какой мимикой мы это сделаем? (грусть, радость, удивление, страх).

2.Каким тоном поприветствуем их? (радостным).

3.Какими словами можно приветствовать гостей? (Здравствуйте! Мы рады видеть вас!).

(Выходят к доске и приветствуют гостей.)

А теперь вы только со мной на уроке риторики.

УЧИТЕЛЬ: Итак, счастливого путешествия! Удобнее устраивайтесь в нашем паровозике и в путь! На остров!

- Но что это? Светофор на острове показывает цвет? (красный)

- Можем мы ехать на красный свет? Нужно зажечь зелёный.

- Зажжет его Саша Верговский своими знаниями о светофоре.

«3 цвета есть у светофора,

Они понятны для шофёра.

Красный цвет – проезда нет!

Жёлтый – будь готов к пути,

На уроках чтения, риторики и театральном кружке мы выучили более 50 стихов.

- По первой строке узнать стихотворение и прочесть его так, чтобы вас любо-дорого было послушать.


7 ) «Не жалейте пятачка –

Говорит корова.

Вы купите молочка

Вкусного, парного. ВСЕ ВМЕСТЕ

Поросята тут как тут

Нам по полной кружке

Пятачки свои суют

II.СКОРОГОВОРКА.


У ЧИТЕЛЬ: Как мы произносим скороговорки?

«Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку:

На дворе растёт трава,

На траве лежат дрова – НА КАРТОЧКАХ

Обязательно не свяжешь,

Обязательно не скажешь!

На дворе растут дрова

На дровах лежит трава.

До чего же всё занятно,

До чего же непонятно!



Быстро не про –

Быстро гово –

Быстро не проговорят.

Только я одна умею. УЧИТЕЛЬ

Жил колпак под колпаком,

С колпачихой был знаком!

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку!

1) Жил колпак под колпаком,

С колпачихой был знаком!

2) Щуку и леща в роще не сыщешь.






Ладонь ладонь рукой развод руками

1)Доскажи словечко.

Мышка – шишка – малышка – ком дом

Крышка – пышка – вышка-мишка

Зажигаем зелёный свет.

Самолёт не улетай

В Громко-Тишск быстрей доставь!

(на карточке с самолётом)

ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1)Говорим громко когда?

2) Говорим тихо когда?

ВНИМАНИЕ! РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ!

1.Девочка заблудилась в лесу. Как же она должна звать на помощь? Громко или тихо? (Нужно даже кричать, чтобы тебя услышали).

2.Спортивные соревнования. Как же болельщики должны подбадривать любимого спортсмена, команду?

3.Мама укладывает ребёнка спать. Как она ему поёт песенку?

(Колыбельные песни поются тихо, нежно, располагая ко сну).

1-й вывод: Всё зависит от ситуации общения.

4.Как громко или тихо прочту стихи и почему?

а) В лесу такая тишина,

Как будто лес пустой.

Чтоб тишина была слышна,

Тихонечко постой.

(Тихо. В стихотворении говорится о тишине. Зависит от содержания)

б) Гром грохочет – Бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге – Ах!

Затыкает уши.

в) ФИЗМИНУТКА.


М ы немножко пошумели, громко

В окнах стёкла зазвенели,

В школе треснула стена. Допустили ошибку

УЧИТЕЛЬ: Очень важно уметь правильно определить силу голоса в различных жизненных ситуациях.

(Методическое пособие. 1 класс. стр.18)

УЧИТЕЛЬ: Итак, наша речь может звучать тише или громче в зависимости от ситуации общения или от содержания произведения или высказывания.

Я по лесенке шагаю

Высоту я набираю

Шаг на гору,

Шаг на тучу,

А подъём всё круче, круче

Не робей, петь хочу!

Прямо к солнцу я лечу!

УЧИТЕЛЬ: Путешествуем дальше. Путь закрыт.

Весёлый кораблик по речке плывёт,

УЧИТЕЛЬ: Эта остановка для нас самая загадочная и самая главная. Она познакомит вас, ребята, со словом, с ролью слова в нашей жизни.

Знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть, утешить. Проверим, так ли это.

УЧИТЕЛЬ: Когда вам хочется посмеяться, о ком вы сразу вспоминаете? Конечно, клоуны самые весёлые люди на земле. А в старину в России их называли скоморохами, была также игрушка по имени Петрушка. На ярмарках устраивались кукольные представления, главным героем которых был весёлый Петрушка, который иногда рассказывал вот такие истории Выбегает Петрушка и рассказывает стихотворение.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Избы убежали
Из деревни вон!

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, зачем рассказал Петрушка эту нелепицу, где всё перевёрнуто шиворот-навыворот, так в жизни никогда не бывает?

(смешит, поднимает настроение).

УЧИТЕЛЬ: Но бывают в жизни и огорчения. Иногда, не подумав, можно обидеть небрежным словом, грубостью. Помните, как провёл первый день своей жизни деревянный мальчишка Буратино? (чтение по ролям отрывка из сказки Толстого).

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, прав ли был Буратино, прогоняя старого сверчка из комнаты? (см. стр. 19 «прожил в комнате 100 лет, хозяин).

- Почему Сверчок не ответил на грубость грубостью? (мудрый)

- Отчего у Сверчка возникло желание дать Буратино мудрый совет? (Буратино не знал жизни. Мысли маленькие, коротенькие, пустяковые).

ВЫВОД: Да, вы правы, Буратино был лишь деревянной куклой, не знающей жизни. Он не думал о последствиях своей грубости. Мысли у него маленькие, коротенькие, пустяковые. Поэтому мудрый сверчок и решил ему помочь, заставить задуматься.

а) Худое слово и сладким мёдом не запьёшь. Как вы понимаете?

б) От худого слова – да навек ссора. (Слово огорчает)

А.А. Барто «Наша Таня громко плачет

Дети «Тише, Танечка, не плачь

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему?

- Что нового вы узнали о слове? (слово веселит, огорчает, утешает)

УЧИТЕЛЬ: Человеку необходимо слово, чтобы повлиять на другого человека, рассмешить, утешить. Необходимо также помнить, что словом можно обидеть человека, поэтому прежде, чем сказать – подумай.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливается,

И равнодушно холодом дышать.

…Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

УЧИТЕЛЬ: А теперь пришла пора вспомнить и о наших гостях. Мы, как гостеприимные хозяева должны попрощаться с ними.

Риторика – одна из самых древних наук на земле. Она возникла как наука об искусной, красной речи. В настоящее время в многих школах уроки риторики проводятся как отдельный предмет. Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные умения. Он позволяет более полно реализовать задачи русского языка и чтения и даёт целостность восприятия всего поля родного языка; формирует активного читателя и слушателя. Риторика в начальной школе учит детей умелому, успешному и эффективному общению. Они учатся анализировать и оценивать общение, у них формируются умения говорить, слушать и слышать, писать и читать, т.е. умения общаться. Уроки риторики начинаются с 1 класса, т.к. дети в таком возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны, любят играть. На этой странице вы найдёте презентации по курсу риторики для начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста.

метапредметные: соблюдать правила вежливого общения во внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника;

учиться договариваться в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

личностные: осознавать речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать некоторые высказывания одноклассников с точки зрения их уместности в данной ситуации.

(Занятие по риторике в 1 – м классе)

- дать представление о структурных частях текста - начале, основной части, концовке;

- развивать связную устную речь учащихся, логическое мышление;

- воспитывать добрые отношения друг к другу, учить слушать;

предметные: учащиеся научатся находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста.

метапредметные: соблюдать правила вежливого общения во внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника;

учиться договариваться в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

личностные: осознавать речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать некоторые высказывания одноклассников с точки зрения их уместности в данной ситуации.

I . Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинается занятие. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня опять все вместе! Мы добры, приветливы, ласковы, мы все здоровы. Я вам желаю хорошего настроения и доброго отношения друг к другу.

II. Речевая разминка.

2. Произносительные упражнения.

Чистоговорки произносятся медленно и чисто.

Скороговорки произносятся быстро и правильно.

У ежа и ёлки иголки колки.

- Отчётливо произносите каждую букву, обращайте внимание на работу губ, положение языка, правильное (носовое) дыхание.

- Огорчаетесь смене погоды…

III . Актуализация знаний.

- Прочитайте про себя запись на слайде. ( Слайд№3 )

-Прочитайте эти строчки вслух целыми словами, чётко, громко:

Жил – был на свете доктор Айболит. Он был очень добрый.

Больше всего на свете доктор любил зверей. К нему приходили лечиться черепахи, лисицы и козы, прилетали журавли и орлы.

Всех лечил добрый доктор Айболит!

- Что вы сейчас прочитали? Можно сказку назвать текстом?

- О ком этот текст? Значит, тема этого текста - о Айболите.

-Какова основная мысль этого текста?

- Как в записи оформляют начало текста? (С красной строки делают отступ от начала на 3 буквы).

- Но вы, наверное, заметили, что в тексте с красной строки начинается не только первое предложение текста, но и первые предложения частей текста. Что это за части, мы узнаем сегодня на занятии.

Итак, тема нашего занятия…(Слайд №4 )

IV . Новый материал.

Работа по учебнику.

1) Анализ частей текста.

- Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого на с. 42(Слайд №5 ).

- Сколько частей выделено в тексте?

- Посмотрите названия частей текста – они записаны справа.

Исправьте эту запись, сделайте её более точной (проведите стрелку от начало к этой части, от основная часть к этой части, от концовка - последнее предложение).

- Найдите начало текста, прочитайте. Что вы из него узнали?

- Где основная часть текста, в которой говорится об основных событиях? Что вы узнали из неё?

- Прочитайте концовку. О чём в ней идёт речь?

- Итак, в каждом тексте можно выделить 3 части: начало, основную часть, концовку.

Например, в рассказах, сказках начало нередко показывает, где происходит действие, когда, какие герои участвуют в событиях;

- Вспомните, на уроке литературного чтения мы с вами обсуждали: с каких слов могут начинаться сказки? (Однажды, жили-были, как-то раз, в некотором царстве…)

основная часть рассказывает самое важное, в ней говорится об основных событиях;

а концовка – чем всё закончилось.

- Вспомните, как в записи оформляют начало текста.

- Каждую часть текста тоже записывают с красной строки.

-Какие предложения в этом тексте также должны быть записаны с отступом?

Физкультминутка (видеоролик).

2) Определение частей текста.

- У меня для вас интересное задание, которое поможет вам проверить себя: видите ли вы все части текста - начало, основную часть и концовку.

На с. 42, внизу, есть все 3 части одного текста, но они записаны не по порядку. Ваша задача - собрать все части по порядку.

- Прочитайте каждую часть.

- Найдите, где начало. Какое слово вам подсказало, что это начало?

- Где основная часть?

- Чем же закончился рассказ? Получил отец спички? Почему?

3) Ролевая игра. (Слайд №7)

- Давайте этот разговор между папой и сыном инсценируем.

- Как будет папа разговаривать с сыном? (строго)

- А сын с папой? (простым, кающимся голосом)

- Постарайтесь интонацией голоса и тоном передать эмоциональное состояние говорящего.

- Кто сможет сыграть эти роли? Посмотрим, у кого интереснее, правильнее получится.

(Дети играют 2 раза)

-Вспомните, на уроке русского языка мы говорили, как называется разговор двух героев? (Диалог)

4) Самостоятельная работа. Работа в паре.

Самопроверка.

- Посмотрите на доску, если вы всё правильно собрали, то полоски у вас будут располагаться в таком порядке:

I ряд II ряд III ряд

зелёная красная жёлтая

красная жёлтая зелёная

жёлтая зелёная красная

-Прочитайте получившийся текст (по порядку 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд).

I ряд (Слайд № 8)

У Розки были щенки на дворе, на сене.

Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке.

Собака снесла щенка во рту на место.

II ряд (Слайд №9)

Водяной и жемчужина

Один человек ехал на лодке и уронил драгоценный жемчуг в море.

Человек вернулся к берегу, взял ведро и стал черпать воду и выливать на землю. Он черпал и выливал три дня без устали.

На четвертый день вышел из моря водяной и спросил:

— Зачем ты черпаешь?

— Я черпаю затем, что уронил жемчуг.

— А скоро ли ты перестанешь?

—Когда высушу море, тогда перестану.

Тогда водяной вернулся в море, принес тот самый жемчуг и отдал человеку.

III ряд (Слайд №10)

Волк и старуха

Голодный волк разыскивал добычу.

На краю деревни он услыхал - в избе плачет мальчик, и старуха говорит:

- Не перестанешь плакать, я тебя волку отдам.

Волк не пошел дальше и стал дожидаться, когда ему отдадут мальчика. Вот пришла ночь; он все ждет и слышит - старуха опять приговаривает:

- Не плачь, дитятко, не отдам тебя волку. Только приди волк, убьем его.

Волк подумал: "Видимо, тут говорят одно, а делают другое", - и пошел прочь от деревни.

- Найдите в тексте начало, основную часть и концовку.

- Раскрасьте героев этой сказки. ( Музыкальное сопровождение).

6) Резервный материал. Сочинение по сюжетным рисункам на с. 50.

( « Жила - была курица. И было у неё трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать.

А цыплята шмыг в трубу! Оглянулась мама-курица и чуть в обморок не упала. Стоят перед ней чёрные цыплята.

V . Подведение итогов работы.

- Какие части можно выделить в каждом тексте?

- Постарайтесь закончить предложения. (Слайд №11 )

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня получилось…

- Оценим свои достижения на занятии. (Слайд №12 )

Смайлики помогут оценить ваши достижения на занятии.

Жёлтый - улыбается: всё поняли на занятии, всё у вас получилось.

Красный - огорчён, придётся ещё поработать, чтобы не было ошибок, чтобы ответить на все вопросы.

Читайте также: