Конспект урока по окружающему миру 2 класс ориентирование на местности школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

Линия горизонта – это граница между небом и землей.

Компас — прибор для определения сторон горизонта.

Горные хребты – горы, расположенные рядами.

Холм - возвышенность на равнинах.

Подножие - место, где начинается холм или гора.

Вершина - самая высокая часть холма.

Овраг - углубления на земной поверхности.

Ключевые слова

Горизонт; линия горизонта; стороны горизонта; форма Земли; ориентир; компас; ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам.

Основная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 2 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – с.98 - 113

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. – С. 10-11.
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач. кл./А.А.Плешаков.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

  1. Земля имеет шарообразную форму. А вот в древности у мудрецов были другие предположения. Они думали, что Земля – плоский остров, окруженный океаном, а над ним находится купол, по которому движутся Солнце и Луна. Кажется, что Земля, сколько бы ни шел по дорожке, остается ровной, плоской, как линия. Однако космонавты рассказывают, что оттуда, с большой высоты, Земля выглядит выпуклой, как перевернутая вверх дном тарелка. Ну а можно ли Землю увидеть целиком, всю сразу? Для этого надо подняться еще выше и взглянуть на нее издалека. Например, с Луны. Оттуда наша планета будет выглядеть как шар, с одного бока освещенный Солнцем.
  1. На картине вы видите равнинную местность, где мы видим все, что нас окружает.

Земная поверхность, которую вы видите вокруг себя, называется горизонтом.

  1. Ну а здесь, как небо сходится с земной поверхностью.

Граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью, называется линией горизонта.

Нельзя достичь линии горизонта? Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно.

Есть у горизонта основные стороны и промежуточные стороны.

Север, юг, запад, восток - это основные стороны. Северо - запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток – это промежуточные стороны.

Это бывает указано на специальных приборах - компасах. Компас – прибор для определения сторон горизонта.


В повседневной жизни вы обычно ориентируетесь по хорошо заметным, запоминающимся предметам. Их так и называют – ориентиры.

Ориентация может быть и по местным природным признакам.

В незнакомой местности важно запоминать приметные предметы (ориентиры), которые облегчат поиск обратной дороги.

Уметь ориентироваться на местности следует в любой земной поверхности нашей планеты. Формы земной поверхности бывают разные. Основные формы земной поверхности - равнины и горы.

На равнинах можно встретить возвышения – холмы и углубления с крутыми склонами – овраги. Если говорить о сходстве холма и горы, то нужно отметить, что и гора и холм возвышаются над окружающей местностью. Они имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны, вершину.


Холмы имеют высоту до 200 метров, горы – более 200 метров.

На Земле есть много горных хребтов. Самые высокие горы – Гималаи.

Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу.

Планируемые результаты:

- знать, что такое ориентирование на местности;

- уметь различать стороны горизонта;

- уметь ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группе.

ВложениеРазмер
16.04_orientirovanie.doc 74.5 КБ
16._04_okr_mir.ppt 848.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16.04.2019 ФИО учителя: Ряжапова Флюра Рауфовна ___________

Школа: 1 ФИО методиста: Горячёва Светлана Леонидовна ___________

Класс: 2 ФИО студентки: Ляхова Анна

Конспект урока по окружающему миру

Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу.

- знать, что такое ориентирование на местности;

- уметь различать стороны горизонта;

- уметь ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группе.

Этап урока, методы и приемы

I. Этап самоопределения к деятельности

- Ребята, прозвенел звонок, мы начинаем урок окружающего мира. Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Вопросы на экране

Повторение изученной темы.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад, и стар,

Что она – большущий шар.

- Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара.

  • Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг?
  • Как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью?
  • Назовите названия основных сторон горизонта.
  • Как называется прибор для определения сторон горизонта?
  • Как люди находят дорогу в знакомой местности?

Ответы на вопросы учителя.

- Снимки из космоса, кругосветные путешествия и т.д.

- Север, юг, запад, восток.

- По местным предмета.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

- Вы сказали , что люди находят дорогу, по местным предметам, другим словом можно назвать ориентирам. А вы умеете ориентироваться на местности? Сформулируйте тему нашего урока. (на доске)

- Скажите, а достаточно ли вам знаний, которыми вы уже владеете, чтобы не заблудиться в лесу?

- Предположите цель , что мы должны уметь? (на доске)

- “Ориентирование на местности”

- Уметь ориентироваться на местности и работать с компасом.

П: умение строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

Работа в группах

Работа по учебнику

Иллюстрации в учебнике и на экране

- Ребята, а вы знаете, как возник компас и умеете ли им пользоваться?

- Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.

- Как возник компас, нам расскажет Маша.

Работа в группах.

- Ваша задача узнать, какие части есть у компаса и как им пользоваться. В этом вам поможет учебник на стр. 75, разбирайтесь, узнавайте.

- Сейчас один представитель из 1 группы выходит и рассказывает, что такое компас и какие части у него есть. Смотрим на то, как вы усвоили новое.

- Теперь 1 человек из 2 группы выходит и рассказывает, как пользоваться компасом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте урока рассматриваются следующие цели урока:

1.Научиться определять стороны горизонта по местным признакам; закрепить умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования.

2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся.

3. Совершенствовать умения применять знания на практике.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.

МОУ Лицей г. Истры

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

Учитель начальных классов

Тип урока: урок получения новых знаний

Форма организации урока – игра-путешествие

Форма организации работы учащихся – индивидуальная, групповая, работа в парах

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, компьютер, карточки.

1.Научиться определять стороны горизонта по местным признакам; закрепить умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования.

2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся.

3. Совершенствовать умения применять знания на практике.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.

Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.

Основные этапы урока

Мобилизующее начало урока (организационный момент)

Создание положительного эмоционального настроя учащихся с использованием словесного метода

Учащиеся мысленно проговаривают цель урока, которую они ставят перед собой и настраиваются на хорошую работу на уроке.

Ориентировочно-мотивационный этап (проверка домашнего задания и подготовка к изучению новой темы)

Через создание проблемной ситуации, через раннее полученные знания, подвожу учащихся к самостоятельной постановке цели урока, формулированию проблемных вопросов


Учащиеся отправляются в воображаемое ПУТЕШЕСТВИЕ в лес, вспоминают, как можно ориентироваться с помощью компаса, сталкиваются с проблемой ориентирования при отсутствии компаса; формулируют цель урока и его задачи.

Операционно-исполнительный этап (этап изучения нового материала)

Организуется работа по учебнику. Перед учащимися возникают вопросы, на которые они смогут ответить, прочитав статью в учебнике, нацеливаю учащихся сделать выводы по раннее обсуждавшимся вопросам, мотивируя через создание проблемной ситуации искать ответ на вопрос. Объединяю учащихся в группы и прошу выполнить работу в тетради, после чего организуется демонстрация нарисованных картинок

Учащиеся работают с учебником, ищут необходимую информацию по вопросам учителя, делают выводы. Работая в группах, ищут информацию об ориентировании по местным признакам, выполняют рисунки в тетрадях.

Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов, рефлексия)

Создание ситуации успеха, через подведение итога урока (использование взаимооценивания и самооценивания учащимися; обсуждение практического применения полученных знаний на практике).

Учащиеся соотносят цель, которую они ставили в начале урока с результатом деятельности, решают достигнута цель или нет. Оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек, высказывают своё мнение об учащихся которых они хотели бы похвалить за работу на уроке, оценивают своё отношение к уроку, понравился им урок или нет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Ориентирование на местности.

Метапредметная тема: Ситуация и действие

Тип урока: урок изучения нового материала. Цель: уметь ориентироваться на местности и применять свои знания в жизненных ситуациях

Планируемые результаты: Предметные: учащиеся познакомятся с прибором для определения сторон горизонта – компасом и научатся им пользоваться; смогут определять стороны горизонта по местным признакам; познакомятся с различным способам ориентирования на местности Регулятивные: понимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, рефлексировать способы действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Познавательные: искать и выделять необходимую информацию (извлекать из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); Коммуникативные: выполнение действий в совместной групповой работе, формулировать высказывания Личностные: принимать учебные цели, проявлять желание учиться, дети получат возможность использовать полученные знания в жизни

Ход урока

I. Организационный момент.

- Доброе утро всем. Начнём день с зарядки.

Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку.

II. Мотивационно – проблемный этап

Рюкзак. – Кому может принадлежать эта вещь? Почему? Что там может находиться?

Давайте посмотрим, что там лежит.

Фонарик, карта, спички в пакете, свечка, газета в пакете, бинт, компас (достать последним)

-Для чего нужна каждая вещь?

-Если назовут компас, то спросить:

Что такое компас? Для чего он нужен?

-Достаточно ли знаний для пользования компасом?

-Как им пользоваться? Записать вопросы на доске.

- Я вам предлагаю посмотреть небольшой ролик, который прошёл прошлым летом в новостях по центральному телевидению. (Идёт показ ролика о том, как трёхлетний мальчик заблудился в лесу. Родители и полиция долго искали его. Через три дня ребёнка нашли живым). После показа, учитель задаёт вопрос:

- Что бы вы сделали на месте этого мальчика, ведь вы в два раза старше его, даже знаете стороны горизонта? (Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно, другое, часть — противоречат друг другу.

Возникает ситуация сомнения: достаточно ли нам знаний, которыми мы уже владеем?)

- Сформулируйте тему урока. (На доске появляется тема “Ориентирование на местности”).

- Что мы должны узнать? На доске появляется план урока:

1) что такое компас? как пользоваться компасом?

2)что такое ориентирование на местности?

3) ориентирование по местным признакам?

4) как вести себя в лесу?

Цель: зачем?

Уметь ориентироваться на местности и найти выход в экстремальной ситуации

Чтобы не заблудиться и спастись в экстремальных ситуациях

III. Ориентировочный этап

– Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (В учебнике, у учителя, спросить у взрослых, в справочной литературе

- Ребята, как вы думаете, как нам организовать работу на уроке так, чтобы собрать необходимую информацию, изучить её, ответить на вопросы? (Дети предлагают разделиться на группы.)

1этап. Работа по учебнику с.74.

Ориентирование на местности – определение своего месторасположения и направления пути. В повседневной жизни мы обычно ориентируемся по хорошо заметным, запоминающимся предметам. Их так и называют – ориентиры.

2этап.- работа в группах

- Итак, разделимся на группы (учитель называет группы и раздаёт карточки с указанием вопроса и источника информации).

- Ваша задача – ответить на вопрос, используя источники информации, указанные в задании и используя алгоритм.

-Правила работы в группе.

-Почему мы будем работать в группе, а не индивидуально?

IV. Поисково-исследовательский этап

Идёт работа по группам. Учитель проходит и, в случае необходимости, оказывает помощь. Особенно контролирует ту группу, которая работает с компасами.

1 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться?”

2 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу и звёздам”

3 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам”.

4 группа находит ответ на вопрос “Как вести себя в лесу, если заблудился”.

V. Практический этап

- Время сбора информации вышло, и я вам предлагаю поделиться информацией по теме урока.

Ученики, которые учились работать с компасом, расходятся с ними по всем группам и обучают одноклассников.) (Практическая работа: работа с компасами, определение сторон горизонта. Обращается внимание детей на то, что стрелки современных компасов другого цвета. Если красная и белая, красная и чёрная, то на север будет показывать намагниченная стрелка: красная!)

- Можно ли по одному из этих признаков найти правильное направление в лесу? - (Нет, для надежности лучше пользоваться несколькими признаками)

-Как спастись в лесу, если нет с собой компаса? Если не можешь определить стороны горизонта?

2гр.по солнцу и звёздам.

-Каковы минусах данных способов?

по Солнцу — нельзя ориентироваться в пасмурную погоду, ночью, а по звездам - днем, в пасмурную погоду

3гр. По мест. призн. Хорошо, но должны знать откуда пришли. Можно искать линии электропередач, тропки, дорогу и т.д.

4гр. Если заблудильсь

После выступления учащихся, учитель обобщает информацию детей по теме урока, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов.

Дополнительно: цветочные часы, птичьи часы

VI. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель выясняет у детей, на все ли вопросы они получили интересующие их ответы.

Смотрим план. Сверяем.

-Какая задача стояла перед группой? Смогли ли выполнить? Почему?

-Зачем мы это делали?

-Вернёмся к видеоролику. Что вы можете теперь сказать

Притча о лягушках.

  • Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.
  • Побеждает тот, кто не сдается.
  • Ты способен на большее, чем думаешь!
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Человек не должен сдаваться. В экстремальных ситуациях многие вспоминают, Что когда-то знали и это спасает им жизнь

-Какую учебную задачу поставим на следующий урок по этой теме?

Отработать на практике полученные знания (учиться ориентироваться в пространстве, знакомиться с основами безопасности)

1)Спросить у родителей, какие они знают способы ориентирования на местности.

Может быть кто-то попадал в экстремальную ситуацию. Рассказать.

2)Учебник, стр.74–77, тетр. стр.45 з.4, 5.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

Что мы должны узнать?

Что мы должны узнать?

Цель:

Ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направления пути. В повседневной жизни мы обычно ориентируемся по хорошо заметным, запоминающимся предметам. Их так и называют – ориентиры. Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу по с олнцу по звёздам по местным природным признакам

Ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направления пути.

В повседневной жизни мы обычно ориентируемся по хорошо заметным, запоминающимся предметам. Их так и называют – ориентиры.

Существует несколько способов ориентирования на местности:

  • по компасу
  • по с олнцу
  • по звёздам
  • по местным природным признакам

Поисково-исследовательский этап

Поисково-исследовательский этап

Компас - прибор для определения сторон горизонта. Компас Адрианова наручный с фиксатором. Магнитная стрелка Предохранитель Корпус 6

Компас - прибор для определения сторон горизонта.

Компас Адрианова наручный с фиксатором.

Рефлексия.

Утром ( в 7 часов) солнце бывает на востоке, в полдень - на юге, вечером ( в 19 часов) – на западе. Если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – запад, справа – восток.

Утром ( в 7 часов) солнце бывает на востоке, в полдень - на юге, вечером ( в 19 часов) – на западе.

Если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – запад, справа – восток.

Ориентирование по звездам Чаще ориентируются по Полярной звезде. Она находится на севере. Станем лицом к Полярной звезде, впереди будет север.

Ориентирование по звездам

Чаще ориентируются по Полярной звезде. Она находится на севере. Станем лицом к Полярной звезде, впереди будет север.

Рефлексия.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО МЕСТНЫМ ПРИРОДНЫМ ПРИЗНАКАМ

ОРИЕНТИРОВАНИЕ

ПО МЕСТНЫМ ПРИРОДНЫМ ПРИЗНАКАМ

Ориентирование по местным природным признакам У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны. У берёзы кора белее и чище с южной стороны, чем с северной. Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с северной стороны. Ю Ю С

Ориентирование по местным природным признакам

  • У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гущесюжной стороны.
  • У берёзы кора белее и чищесюжной стороны, чем с северной.
  • Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с северной стороны.

4. Снег весной быстрее тает на южной стороне склона Муравейник расположен с южной стороны ближайшего дерева. Грибы предпочитают расти с северной стороны пней и деревьев Ю С Ю

4. Снег весной быстрее тает на южной стороне склона

  • Муравейник расположен с южной стороны ближайшего дерева.
  • Грибы предпочитают расти с северной стороны пней и деревьев

7. На стволах хвойных деревьев на освещённой , южной стороне иногда бывают натёки и сгустки смолы 8. Годовые кольца на пнях деревьев расположены гуще с северной стороны.

7. На стволах хвойных деревьев на освещённой , южной стороне иногда бывают натёки и сгустки смолы

8. Годовые кольца на пнях деревьев расположены гуще с северной стороны.

Рефлексия.

Помни одно из правил: никогда не отправляйся в лес, в горы, словом , в дикую природу, не предупредив кого-нибудь о своём намерении!

Помни одно из правил: никогда не отправляйся в лес, в горы, словом , в дикую природу, не предупредив кого-нибудь о своём намерении!

Что делать, если вы предупредили близких о своём маршруте , но заблудились, :

Что делать, если вы предупредили близких о своём маршруте , но заблудились, :

Читайте также: