Конспект урока 5 класс зачем человеку нужен язык разумовская

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока – формировать способности к систематизации и обобщению знаний как средства для построения нового способа действия.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; формирование уважительного отношения к родному языку, гордости за него;

метапредметные:

- владение разными видами чтения;

- способность извлекать информацию из различных источников;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

- умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- владение различными видами монолога и диалога;

- знать основные функции языка, нормы речевого этикета;

- уметь проводить различные виды анализа слова, а также синтаксический анализ предложения.

Учебник: Русский язык. 5 кл. / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.

I этап. Этап мотивации к учебной деятельности.

- О чем предложенный видеосюжет?

- Может ли человек полноценно жить без языка? Почему?

II . Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Запись темы урока на доске и в тетради.

- Какую цель можно поставить перед собой?

Зачем человеку нужен язык?

Оформим ее в тетради и заполним первую колонку.

III . Выявление места и причин затруднения.

Обучающиеся говорят о том, что язык нужен человеку для общения. (В первую колонку записываем слово общение)

- Докажем, что язык является средством общения. Проведем эксперимент. Предлагаю разыграть пантомиму.

(Один обучающиеся выходит из класса, второй получает задание объяснить без слов, что он опаздывает в школу, так как его будильник испортился и прозвонил в 7.45, а у него контрольная работа по русскому языку).

Разыгрывается пантомима.

Вопросы выходившему ученику:

- Какую информацию пытался передать твой одноклассник?

- Тебе все было понятно сразу?

- Легко ли было понять, о чем идет речь?

Вопросы наблюдателям:

- О чем не удалось рассказать с помощью жестов и мимики?

- Удачен ли такой язык в общении?

- Подведем итоги. (Язык – важнейшее средство общения)

В учебниках и словарях, в книгах и журналах тоже используется язык. Какую цель преследуют авторы книг в отношении языка?

IV . Построение проекта выхода из затруднения.

- Что нужно сделать для того, чтобы найти ответ на обозначенный вопрос? Конечно, обратиться к учебнику.

V . Реализация построенного проекта.

- Откройте учебник на стр. 3. Прочитайте информацию в рамочке о том, что такое эпиграф, и найдите эпиграф к сегодняшнему уроку. Прочитайте его.

Назовите ключевые слова. Как вы понимаете слова Г.Р. Державина?

О какой функции языка говорит поэт?

Запишите эпиграф в тетрадь и подчеркните ключевые слова.

- Еще раз прочитайте текст про себя.

VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в парах. Обратимся к упр. 4. Спишите без ошибок. Проверьте. Объясните друг другу, как вы понимаете смысл предложений. К выделенным словам подберите однокоренные и обозначьте корни.

Беседа по вопросам.

- Почему язык является орудием общения?

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

Напишите небольшой текст о роли языка в жизни людей. В качестве примера-аргумента возьмите информацию из просмотренного фильма о детях, воспитанных животными. Также воспользуйтесь информацией из упр.2, 4.

Чтение получившихся текстов.

IX . Подведение итогов.

Х. Рефлексия.

- Напишите пожелания себе с точки зрения изученного на уроке.

XI . Домашнее задание.

1. Подберите пословицы о языке. Какой смысл заложен в них? Нарисуйте иллюстрацию к одной из пословиц.

3. Индивидуальное задание. Упр. 5 (рассказать о М.В. Ломоносове).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 251 материал в базе

Материал подходит для УМК

§ 1. Зачем человеку нужен язык

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.05.2021 2622
  • DOCX 19.4 кбайт
  • 171 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лаптева Ольга Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; * получить представление о языке, как знаковой системе, о лингвистике, как науке, о видах речевой деятельности.

Метапредметные:

*Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствие с целью.

*Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать свое суждение; использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебником.

*коммуникативные: воспроизводить содержание прослушанного текста, работать в группах

Личностные:

*осознавать эстетическую ценность русского языка, осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствие учеников. Поздравление с началом нового учебного года. Знакомство.

Ознакомление с требованиями на уроках ря.

Приветствие учителя. Знакомство.

АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Рассматривают учебник, делятся мыслями, комментируют условные обозначения, темы, которые будут изучены в первой половине года. Вспоминают темы, которые предстоит повторить и обобщить в начале 5 класса

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

*Упр.4. прочитать, объяснить, как понимают смысл предложений, сформулировать тему урока. Сделать записи в тетради. определить задачу урока.

*предлагает прочитать эпиграф к теме урока. Объяснить его. Записать

Читают упр4, объясняют смысл предложений, формулируют тему урока. Делают записи в тетрадь. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.

* читают эпиграф, что такое эпиграф. Объясняют смысл. записывают

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

* выполнить задание 2 к упр 4. Каждому ряду одно слово (объяснить смысл слова, подобрать однокоренные слова)

*упр.2. прочитать, поразмышлять, о чем он, подумать, какие функции выполняет язык

*Сделайте вывод о роли языка в жизни человека, опираясь на прочитанный текст

* Как вы думаете, как надо относиться к родному языку?

Познакомьтесь с высказыванием И. С. Тургенева (вынесено на доску), выразительно прочитайте его, поразмышляйте, запишите.

*1) отделять одно от другого. 2. нарушать связь, единство.

2) Иметь что-л. своей собственностью, иметь в своей власти. Умело обращаться с чем-л. (с оружием, инструментом и т. п. )//Хорошо знать, уметь пользоваться чем-л. Обладать способностью, быть в состоянии управлять движениями тела или частей тела. корень/суффикс/окончание владение, владелец, владетель, владыка, владетельный, завладеть, овладеть, совладать. совладеть

3) Вызывающий удивление, странный. дивный, удивлённый; дивиться, удивить, удивлённый, удивиться, удивлять, удивительно, удивлённо.

*выполняют упр2., размышляют, какие функции выполняет язык: передача мыслей, знаний; общение; передача накопленного опыта.

*делают вывод о роли языка в жизни человека.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Предлагает соотнести поставленную задачу урока с результатами урока, выявить возникшие затруднения

Отвечают на вопросы в поставленной учебной задаче: какова роль языка в жизни человека, какие функции выполняет язык. Оценивают результаты своей деятельности

упр.5 (1, пересказ,2,3)

Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Тип: изучение нового материала

Задачи: *объяснить роль русского языка в современном мире

обучающие: Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.

развивающие: Дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков, познакомить с создателем русской лингвистики М.В. Ломоносовым.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

научиться работать с лингвистическим текстом.

Метапредметные:

Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Личностные:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я.

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой привычный русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, звонкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нем жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Просит подумать, о чем это стихотворение

* Приветствуют учителя. Размышляют, обсуждают.

актуализация знаний

*Проверяет выполнение домашнего задания, выявляет затруднения, возникшие на прошлом уроке

Рассказывают о Ломоносове. Отвечают на вопрос: почему мы говорим о нём на уроке русского языка? Отвечают на вопрос: зачем человеку нужен язык? Язык позволяет людям думать

2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.

3. Язык позволяет людям жить в обществе

4. Язык позволяет людям радоваться его красоте

Постановка учебной задачи

*Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

*Народы мира говорят на разных языках, гордятся своим языком. А что вы знаете о русском языке? — Откройте учебник на стр.6, прочитайте тему.

— Какую цель вы ставите перед собой на урок по этой теме?

— Эти слова вы запишете в качестве эпиграфа к уроку.

-Что называется эпиграфом?

*2-3 учащихся отвечают

*Дети ставят цели, аргументируют. Записывают тему.

Отвечают на вопрос, аргументируют

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Упр. 1. С.6. какова основная мысль текста?

— Какая информация была для вас интересной, неожиданной? Запишите её.

— Обратите внимание на выделенные слова. Какая работа с ними вам предстоит?

— Докажите, что вы правильно выполнили задание.

— Что надо знать, чтобы не ошибиться при подборе однокоренных слов?

Читают, рассуждают, определяют основную мысль текста.

Записывают в тетрадь.

К 4-м словам подбирают однокоренные, выделяя корень.

Проверка работ с объяснением.

Знать значение слова, правописание.

Развитие учебно­-языковых и орфографических умений

В вашем учебнике, если вы обратили внимание, есть зашифрованные задания. Какие? (ЗСП)

— Откройте ЗСП-1, стр.4, посмотрите, как правильно надо выполнять такие задания.

— Работаем с первыми двумя словами.

— Чему учат такие задания?

Отвечают на вопрос.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

О чём мы говорили на протяжении 2-х уроков?

— Откройте упр. 8, прочитайте задание.

— Какие вопросы у вас возникли?

— Как вы думаете, зачем мы знакомились с ЗСП перед выполнением этого задания?

Ответы: о роли языка

Чтобы помнить орфограммы.

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

В нем есть и усмешка, и мягкость, и ласка.

И рассказы, и сказки.

Люби и храни наш великий язык.

*Объясните, как вы понимаете стихотворение

*Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке.

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости речи

Анализируют работу на уроке через самооценку.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упр7., закончить зсп-1

Тема: РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Задачи: Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий – слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладеть культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета).

обучающие: дать понятие о монологе и диалоге, о речи устной и письменной; показать роль устного и письменного общения в жизни человека.

развивающие: показать роль устного и письменного общения в жизни человека; дать некоторые сведения из истории появления и развития письма.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать монологическую и диалогическую, устную и письменную речь.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры России.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

*Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. *отвечают д/з

Актуализация знаний

*Мы говорили с вами о том, что такое язык, что мы знаем о русском языке. Но ответьте мне на вопросы, а что такое речь? Как разделить понятия речь и язык? Являются ли они синонимами?

1. Пример для обсуждения.

А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит.

Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.

Вон там, в море! Идем, я покажу!

Так речь наконец-то состоялась.

2. Вопросы для обсуждения. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.)

Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.)

Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.)

Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)

*актуализируют знания, полученные на прошлых уроках, рассуждают, отвечают на вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать учащимся, что язык – универсальное средство общения; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений; раскрыть связь основных единиц языка и разделов лингвистики, изученных в начальной школе.

Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст.

Формируемые УУД

Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; осознание своей этнической принадлежности

Регулятивные: самостоятельно определять цель обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами; оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова; смысловое чтение

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные понятия

Предмет: русский язык

Тип урока: вводный урок

УМК: М.М.Разумовская

Технологическая карта

Зачем человеку нужен язык

Выяснение роли языка в жизни человека

Познакомить учащихся с учебником, научить по нему работать;

Показать учащимся, что язык – универсальное средство общения; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений; раскрыть связь основных единиц языка и разделов лингвистики, изученных в начальной школе.

Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст.

Формируемые УУД

Личностные: Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; осознание своей этнической принадлежности

Регулятивные: самостоятельно определять цель обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами; оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова; смысловое чтение

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные понятия

- дополнительные

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная презентация

Организация пространства

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация(самоопределение к деятельности)

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание учащихся.


- Добрый день! Садитесь девочки, садитесь мальчики.

Улыбнулась осень весело:

- Добрый день, ученики!

Я вас также всех приветствую.

А кто знает, на какой урок пришли?

Для работы на уроках вам потребуются тетради, учебник.

Давайте подготовим наши тетради к работе.

Запишите дату в тетрадях.


Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации,
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

II. Актуализация знаний

Повторение изученного материала. Формулирование темы урока.

Выполняют упражнение из учебника

Работают в группах

Так что же значит слово язык?

(Презентация, Слайд 6)

Какое из перечисленных значений слова язык подразумевается в названии темы урока?

О каком языке пойдет речь?

«…Проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этого проекта ссылался, главным образом, на его пользу для здоровья и сбережения времени. Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло и лёгкие и, следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть только названия вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний…

Единственным его неудобством является то обстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре…

– Что вы думаете об этом проекте?


Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения,

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

III. Выявление места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Урок 2

ТЕМА: ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ЯЗЫК Урок 2

Смолина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы

1. Показать учащимся, что язык – универсальное средство общения и что свободное владение родным языком – признак культуры человека; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений; раскрыть связь основных единиц языка и разделов лингвистики, изученных в начальной школе.

2. Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст; способствовать развитию индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого ученика.

3. Научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов.

Методическое обоснование: учитель должен обеспечить урок оптимальным комплексом приемов, опирающихся на речь, языковую коммуникацию, что выражает суть самой темы урока; кроме того, учебный материал призван напомнить и одновременно ввести учащихся в лингвистическую терминологию курса русского языка, с которой предстоит работать в последующем, вооружить механизмом анализа языковых явлений:


к поискам средств
его выражения


в письменной речи

I. Организационный момент.

1. Чтение стихотворений, подготовленных учащимися.

Учащиеся. – Добрый день! – тебе сказали.

– Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Ты скажешь человеку.

– Здравствуйте, – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

2. Слово учителя.

Учитель. Вы немного удивлены такому необычному началу нашего урока? Может быть, кто-то догадался, с чем это связано? (Помогает учащимся определить тему урока.)

Что передают нам стихи ребят? Одинаковыми словами это выражено? Какими средствами языка передали они нам информацию? Что важнее в языке: что сообщить или как сообщить?

Сегодня мы с вами будем говорить о роли языка в жизни человека и общества.

II. Чтение домашних сочинений желающими, отзывы учащихся о прочитанных сочинениях одноклассников.

III. Работа с лингвистическими текстами.

Учитель просит учащихся вспомнить все, что они узнали о языке за годы его изучения в начальной школе.

Вопросы к беседе:

– Что, по вашему мнению, называется языком?

– Какие языки вы знаете?

– Для чего человеку нужен язык?

– Можно ли обойтись без языка в жизни?

– Из чего состоит язык?

– Что объединяет разные языки, например русский и тот иностранный, который вы изучаете?

Учитель. Закончив нашу беседу, подчеркнем, что язык представляет собой систему средств (это и слова, и звуки, и знаки препинания, и интонация, и ударение, и др.), которые помогают человеку мысленно оформить и передать другим (устно или письменно) какую-либо информацию, желание, отношение к окружающему. С помощью языка происходит обмен мыслями между людьми, выражаются чувства и разнообразные душевные состояния человека.

2. Объяснение смысла эпиграфа (выражение Г. Р.Державина) на с. 3.

Учитель. Мы знаем: чтобы сообщить нечто и быть понятым, надо действовать в системе данного языка, по законам его структуры, правильно пользуясь тем, что относится к области лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса. Во избежание трудностей давайте закрепим лингвистические термины, чтобы увереннее быть в своих знаниях при выполнении тренировочных упражнений.

Ученики знакомятся с таблицей: рассматривают, читают ее, комментируют основные положения, подбирают примеры, иллюстрирующие наиболее важные её графы. Одновременно под контролем учителя уточняют содержание основных лингвистических терминов.

Единицы языка и разделы лингвистики

Разделы лингвистики, которые

рассказывают о правилах употребления
в устной и письменной речи

орфоэпия (правила произношения звуков);

графика (правила обозначения звуков
на письме)

морфемика (состав слова);

орфография (правила написания морфем)

стилистика (употребление слова в разных стилях речи);

орфоэпия (правила постановки ударения
в словах);

орфография (различение собственных
и нарицательных имен на письме);

различение слова и СС (малопонятный
и мало понятный)

стилистика (употребление СС в разных
стилях речи)

стилистика (употребление предложения
в разных стилях речи);

пунктуация (правила расстановки знаков
в предложении);

интонация (особенности мелодической
и ритмической организации предложения)


– Что может сказать о слове?

– Почему окончание может многое рассказать о слове?

– Что вы можете рассказать о словах, имеющих такой морфемный состав: ? Сделайте вывод о том, какое значение имеет суффикс и окончание в этих словах.

4. Анализ лингвистических текстов учебника.

Выполнение упражнений 2, 3 на с. 3–4.

Учащиеся тренируют умение осмысленно, правильно и выразительно читать в нормальном темпе, учатся читать и пересказывать лингвистические тексты.

Читать и пересказывать лингвистический текст надо специально учить:

– дается несколько минут на предварительный просмотр текста;

– затем предлагается его поабзацное чтение вслух с соблюдением логических ударений, пауз, в неторопливом темпе;

– объясняются термины, неупотребительные в речи детей слова, выполняются задания к упражнению.

Дети читают, рассуждают, пишут, учатся замечать непонятные слова и выявлять их смысл – словом, включаются в речевую деятельность. Подобным образом проводится работа со всеми лингвистическими текстами в течение года; поэтому над первым текстом важно поработать особенно тщательно, не жалея времени на объяснения.

Ученики должны осознать, что умение читать и осмысливать читаемое – путь к образованию.

IV. Работа по учебнику.

1. Выполнение упражнений 4 и 5 (устно).

2. Подробное знакомство с рубрикой ЗСП.

Учитель. Какая загадочная рубрика имеется в учебнике? Кто её расшифрует?

Учащиеся расшифровывают каждую букву аббревиатуры на подвижной таблице.

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (ПРОИСХОЖДЕНИЕ)

МОРФЕМНОЕ СТРОЕНИЕ (СТРУКТУРА)

ПРАВОПИСАНИЕ


лексическое
значение

строение
(структура)

как часть речи




главный
смысл

грамматическое
значение

Примечание. Таблица постоянно находится на учебном стенде, к ней обращаются регулярно, поскольку словарная работа – неотъемлемая часть каждого урока.

Слово имеет лексическое значение – его главный смысл заключен в корне. Зная лексическое значение, мы сможем правильно написать слово.

Строение слова покажет, в какой морфеме содержится орфограмма.

Слово, кроме лексического, обладает и грамматическим значением, на которое указывает окончание изменяемых частей речи. Зная часть речи, мы сможем правильно применить правило.

Для того чтобы знать значение, происхождение слова, правильно членить его на морфемы, необходимо обращаться к справочной литературе.

Учитель знакомит учащихся со словарями русского языка, представленными на выставке.

4. Выполнение упражнений ЗСП-1 и ЗСП-2 – письменно (с. 4–5).

Упражнения ЗСП учащиеся выполняют по инструкции:

џ Проанализируйте слово.

џ Перепишите слово без ошибок, воспроизводя, где это указано, обозначение морфем и ударений.

џ Прочитайте слова, сопоставляя значение, структуру и правописание.

џ Запомните правописание каждого слова.

– учащиеся должны переписать их без ошибок, воспроизводя, где это указано, обозначение морфем и ударений;

– прочитать слова, сопоставляя значение, структуру и правописание слова.

Примечание. Следует подчеркнуть, что при списывании дети нередко не обращают внимания на пометы ударения и не воспроизводят их на письме. Если учитель не отмечает этого, то данный недочет становится ошибкой, особенно во время изучения фонетики и орфоэпии.

V. Итог урока.

Педагог объявляет оценки за урок, комментирует их; отвечает на вопросы учащихся по теме, дополнительному материалу, если они у них возникли.

Домашнее задание: параграф 1, прочитать дополнительный материал на с. 3, упражнение 5 (1–3) – письменно.

Читайте также: