Конспект тригонометрические уравнения 10 класс
Обновлено: 25.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Предмет: Алгебра и начала анализа. Класс 10.
Дата проведения – 20.12.2017 г.
1. Образовательная : познакомить учащихся с типами тригонометрических уравнений и научить решать простейшие виды однородных, приводимых к алгебраическим и решаемых разложением на множители уравнений.
2. Развивающая : развивать у учащихся умение классификации предметов, поисковые навыки, учиться находить пути решения новой учебной задачи.
3. Воспитательная : воспитывать познавательную активность, самостоятельность и активность учащихся, прививать трудолюбие.
Тип урока : изучения нового материала
Вид урока : урок – семинар.
Форма работы : фронтальная.
Оборудование и материалы :
Интерактивная доска. Презентация к уроку.
Карточки-инструкции, раздаточный материал.
Актуализация опорных знаний.
Назвать главные точки на тригонометрической окружности.
Назвать значения тригонометрических функций для точек , находящихся в разных четвертях.
Назвать точки, для которых sin t = , cos t = - , tg t = -1, ctg t = .
Назвать решения частных случаев простейших тригонометрических уравнений: sin t = 0, sin t = 1, sin t = -1, cos t = 0, cos t = 1, cos t = -1.
Объяснение нового материала.
Перед Вами на карточках написаны три группа тригонометрических уравнений. Внимательно рассмотрите уравнения каждой группы и найдите лишние уравнения в каждой группе.
Учитель знакомит учащихся с типами уравнений: 1 группа – уравнения, приводимые к алгебраическим, 2 группа - однородные и 3 группа – уравнения, решаемые разложением на множители.
В задачнике находим уравнения в соответствии с классификацией.
Рассмотрим алгоритмы решения разных групп уравнений. Кто может предложить последовательность решения уравнений 1 группы - уравнения, приводимые к алгебраическим.
а).Решение алгебраических уравнений заключается в том, что все тригонометрические функции, которые входят в уравнение, выражают через какую-нибудь одну тригонометрическую функцию, зависящую от одного и того же аргумента.
Пример . 2sin 2 x + sin x – 1 = 0, sin x = t,
2t 2 + t – 1 =0,
t 1 = - 1 , t 2 = , sin x = -1 , sin x = ,
x 1 = - +2πk, , x 2 = + 2πn, x 3 = + 2mk, k,n,m ϵZ
Предлагаю самостоятельно решить уравнение 3 из первой группы.
6 cos 2 x + cos x – 1 = 0, cos x = t,
6t 2 +t – 1 = 0, D = 1 + 24 = 25, t 1 = - , t 2 =
x = + 2 πn, x = arccos + 2πk, n,k ϵZ
Формулируем алгоритм решения.
б) Решение однородных уравнений (уравнения, в которых у всех слагаемых сумма показателей одинакова) и приводимых к ним сводится к решению алгебраических путём деления обеих частей уравнения на выражение, стоящее в левой части уравнения справа. Однородные уравнения бывают уравнениями первой степени и второй. Рассмотрим, как их определить.
Пример. 2 cos 2 x – 3 cos x sinx + sin 2 x = 0, разделим строку на sin 2 x . Сделать запись. Получим уравнение 2 с tg 2 x – 3 ctg x + 1 = 0, приводимое к алгебраическому.
Чем отличается уравнение 3 sin 2 x – sin x cos x = 2,
3 sin 2 x – sin x cos x - 2 = 0,
3 sin 2 x – sin x cos x - 2 (sin 2 x + cos 2 x) = 0,
3 sin 2 x – sin x cos x - 2 sin 2 x - 2 cos 2 x) = 0,
sin 2 x – sin x cos x - 2 cos 2 x = 0, разделим на cos 2 x,
получим уравнение tg 2 x – tgx - 2 = 0,
Формулируем алгоритм решения.
в) Решение с помощью разложения на множители сводится к решению двух элементарных уравнений.
Пример . 2cos 2 x – cos x = 0, cos x ( 2 cos x – 1 ) = 0,
Формулируем алгоритм решения.
Подведение итогов урока: Назвать тип уравнения и способ его решения:
cos x sin x + sin x = 0
6 cos 2 x – 5 cos x sin x – sin 2 x = 0
“Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство”.
Цели и задачи урока:
1) повторить основные формулы и методы решения тригонометрических уравнений;
2) закрепить умения и навыки решения тригонометрических уравнений общими и специальными методами;
3) познакомить учащихся с новым методом решения уравнений;
4) развивать у учащихся ключевые компетенции.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.
I. Организующее начало урока
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости, и я надеюсь, что мы не разочаруем.
И начать урок мне хочется тоже не совсем обычно.
- Французский математик и физик Паскаль говорил: “Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его намного занимательным”.
Я решила начать последовать совету Паскаля и предложить вам разгадать такой ребус.
- Как вы думаете, почему я предложила вам расшифровать такое слово? Что оно означает?
“Тригонометрия” происходит от греческого слова τριγουο треугольник и греческого μετρειν измерять, т.е. означает измерение треугольников. Тригонометрия - это раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии.
- Одной из наиболее важных тем тригонометрии является решение тригонометрических уравнений, с которыми мы познакомились в этом учебном году. Эта тема очень актуальна и важна, т.к. входит в вопросы переводного экзамена в 10 кл. и широко представлена на ЕГЭ в 11 кл.
Итак, тема сегодняшнего урока “Решение тригонометрических уравнений”.
II Актуализация знаний
Слайд 4. “Решение тригонометрических уравнений”.
Восточная мудрость гласит: “Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство”
Какие-то знания по теме “Тригонометрические уравнения” мы уже приобрели, приумножать знания - никогда не поздно, поэтому и на сегодняшнем уроке будем мудрыми, и еще раз посмотрим, насколько умело мы применяем наши знания.
Чтобы решить любое тригонометрическое уравнение, что необходимо знать?
- Общие формулы решения простейших тригонометрических уравнений.
- Какие простейшие тригонометрические уравнения вы знаете?
- sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = a.
- Вспомните общие формулы их решений.
Простейшие тригонометрические уравнения sin x = a, cos x = a
- Что надо помнить при решении таких уравнений?
- Частные случаи. Слайд 7
Уравнения вида tg x = a и ctg x = a.
- Проверим, насколько хорошо мы умеем решать простейшие тригонометрические уравнения.
Укажите общую формулу, по которой находятся все корни уравнения. Слайд 9. (Для удобства - задания на листах на каждом столе)
1.Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
1. Теоретический опрос.
2. Устная работа.
3.Работа у доски и в тетрадях по теме урока.
5. Домашняя работа.
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
3.Итог урока, выставление оценок.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
План проведения открытого урока
по алгебре в 10 классе
Учитель Балашова Светлана Владимировна.
Тема. Тригонометрические уравнения.
Цели урока:
Развивать навык решения тригонометрических уравнений, умение анализировать, применять полученные знания к решению заданий по теме урока, навык самостоятельной работы.
Воспитывать мотивацию к учению, развивать познавательный интерес к предмету.
План урока.
1.Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
1. Теоретический опрос.
2. Устная работа.
3.Работа у доски и в тетрадях по теме урока.
5. Домашняя работа.
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
3.Итог урока, выставление оценок.
Уравнение представляет
собой наиболее серьёзную и
важную вещь в математике.
Оливер Лодж, английский
физик и изобретатель.
Ход урока.
1.Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
На предыдущих уроках мы работали над этой темой, изучили формулы корней простейших тригонометрических уравнений, узнали способы и методы решения тригонометрических уравнений, сегодня на уроке мы обобщим и закрепим эту тему.
1. Теоретический опрос.
Повторим решение простейших тригонометрических уравнений ( с места по цепочке).
Для решения уравнений, необходимо знание основных тригонометрических формул, давайте их вспомним (один человек письменно на доске).
Sin2x= 2 sinx cosx
Sin(x+ y)= sinx cosy + siny cosx
2. Устная работа.
А) выбери правильный ответ.
а)
б)
Б) найди ошибки в решении.
Ответ:
В) составь алгоритм решения уравнения.
2 cosx + sin x+1=0
3 sin x - 4sin x cos x + cos x=0
2 sinx= sin 2x
Sin x+cos x=2
3 cosx – 10 cos x+3=0
Cosx -2 cos x=0
Sin x-16=0
6sin x- sin x cos x-cos x=3
3sin x+ sin x cos x = 2 cos x
Давайте решим некоторые из данных уравнений. (Один человек у доски, остальные в тетрадях).
1) введение новой переменной, приведение к квадратному.
2) однородное тригонометрическое уравнение второй степени ( делим на косинус в квадрате икс):
3) разложение на множители:
4)введение вспомогательного аргумента:
5. Домашняя работа.
На домашнюю работу остаются остальные уравнения.
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Конспект урока в 10 классе к УМК Мордкович. Рассчитан на 1 урок, 45 минут.
Содержимое разработки
Дата: 19.12.2016 год. Класс: 10 Предмета: Алгебра и начала анализа
Тема урока: Методs решения тригонометрических уравнений.
Цели урока: познакомить учащихся с основными методами решения тригонометрических уравнений; формировать умение применять эти методы
1.Образовательные задачи урока: -организовать работу учащихся по систематизации знаний основных теоретических вопросов темы; -обеспечить обобщение умений решать тригонометрические уравнения различными способами;
2.Развивающие задачи урока: -способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, развивать логическое мышление, математическую речь; -создать условия для развития познавательной активности учащихся, познавательного интереса к предмету; -развивать интеллектуальную, рефлексивную культуру; -развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся; -развивать навыки самоконтроля;
3.Воспитательные задачи урока: -развивать мобильность, коммуникативные навыки; -воспитывать культуру умственного труда; -воспитывать умение анализировать результаты собственной деятельности; -обеспечить гуманистический характер обучения.
Тип урока: комбинированный
Методы: наглядный, практический
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная
Техническое обеспечение урока: таблицы по теме урока.
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Позитивный настрой на работу.
II. Устная работа.
III. Объяснение нового материала.
Учащиеся познакомились с методом замены переменной и методом разложения на множители ещё при решении алгебраических уравнений. Поэтому при объяснении нового материала достаточно продемонстрировать на нескольких примерах, как применяются данные методы для решения тригонометрических уравнений.
IV. Формирование умений и навыков.
Все упражнения, которые будут выполнять учащиеся на этом уроке, можно условно разбить на три группы. В первую группу войдут тригонометрические уравнения, приводящиеся к квадратным. Во вторую группу – решаемые методом разложения на множители. В третьей группе будут более сложные уравнения, которые решаются одним из известных методов.
1. № 18.6 (а), № 18.7 (г), № 18.9 (б).
2. № 18.8 (а; г). Решение:
Чтобы сделать замену в подобных уравнениях, сначала следует применить основное тригонометрическое тождество.
Пусть sin 3х = а, тогда
sin 3х = 1 или sin 3х = 3, нет решений
Ответ:
2-я группа.1. № 18.13 (а; в), 2. № 18.22 (а).
3-я группа.1. № 18.21 (а; г).
Пусть tg x = а, тогда
tg x = 1 или tg x = –2
Пусть ctg x = а, тогда
ctg x = –1 или
. Учащиеся очень часто допускают ошибку при решении подобных уравнений: не учитывают ОДЗ уравнения.
или sin х = 0
если n = 0, то
если n = 1, то
если n = 2, то
если n = –1, то
если n = –2, то Ответ: 0, π, –π, 4, –4.
При всех остальных п корни уравнения входят в ОДЗ. Ответ:
V. Итоги урока.
– Какие существуют методы решения тригонометрических уравнений?
– В чём состоит сущность метода замены и метода разложения на множители, используемых при решении тригонометрических уравнений?
– Что нужно делать, чтобы не получить посторонних корней при решении уравнений вида
Домашнее задание:
-75%
Читайте также: