Конспект тренингового занятия направленного на командообразование и развитие лидерских качеств

Обновлено: 04.07.2024

Цель: развитие социально-психологической компетентности личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающим его людьми; развитие активной социально-психологической позиции участника тренинга, способности человека производить общественно значимые преобразования в сфере межличностных отношений; повышение психологической культуры как существенного аспекта всестороннего развития личности. Продолжительность занятия: 2 блока по 45 минут с перерывом на 5 минут. Место проведения: зал, комнаты для групп.

Содержимое публикации

Управление образования и социально-правовой защиты детства
администрации Балахнинского муниципального района

Сценарий практического занятия
с элементами тренинга
на развитие коммуникативных и
лидерских качеств личности

(Обобщение изученного ранее материала)

Нижегородская область,
г. Балахна, 2019 г.

Сценарий практического занятия с элементами
тренинга на развитие коммуникативных
и лидерских качеств личности

Цель:развитие социально-психологической компетентности личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающим его
людьми; развитие активной социально-психологической позиции участника
тренинга, способности человека производить общественно значимые
преобразования в сфере межличностных отношений; повышение
психологической культуры как существенного аспекта всестороннего
развития личности.

Продолжительность занятия: 2 блока по 45 минут с перерывом на 5 минут.

Место проведения: зал, комнаты для групп.

Предварительная подготовка: конспект занятия, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материалов, аудиосредств.

Количество участников: до 20 человек.

Лидеры в основном бывают двух видов:
одни ведут народ, другие – толкают
В. Георгиев

Ход занятия

Хаотично передвигаясь по комнате, участники при встрече с кем-либо
приветствуют его следующим образом:

прикосновением плеча к плечу;

прикосновением спины к спине;

прикосновением коленки к коленке.

Представление участников тренинга по имени, в котором каждая буква
соответствует определенной черте характера.

Тяжела ты, шапка Мономаха.

Своя ноша не тянет.

Назвался груздем, полезай в кузов.

Каково дерево, таков и плод.

Вместе тесно, а врозь скучно

Семеро одного не ждут.

Один в поле не воин.

Мал золотник, да дорог.

(Во время перемещения по подгруппам ведущий фиксирует
наполняемость группы на ту или иную метафору).

Рефлексия на упражнение (пожеланию).

Выяснить, какое высказывание вызвало наибольшее затруднение, а
какое было для желающего поделиться впечатлениями наиболее приемлемо, само собой разумеющееся.

Вед: Если рассматривать лидерство как процесс, то в его основе заложена
способность лидеров притягивать к себе людей, вызывая чувство
восхищения, обожания, поклонения, а нередко - страха. Кто такой лидер? Какого человека мы можем назвать лидером?

Кто такой лидер? Какого человека мы можем назвать лидером? Ваши
варианты вы запишите на листочках, а затем сложите вот в этот мешочек. (Как только последняя записка опущена в мешок, ведущий предлагает
заслушать их и высказаться по поводу того, что услышат. Возможно, у кого-
то есть что сказать. Если большое количество участников согласны с
высказыванием (определяется с помощью голосования), оно заносится на
магнитно-маркерную доску).

Вед: Самая важная черта лидера - умение общаться.

Вед: Исходя из ваших высказываний, сделаем вывод, что ОБЩЕНИЕ - это
многоплановый, сложный процесс установления и развития контактов между
людьми. Общение бывает вербальным и невербальным. Вербальное общение
- это общение с помощью слов, а невербальное - с помощью мимики, жестов, движений. (Показать пример).

Рефлексия на упражнение в парах

Ведущий выясняет, что чувствовали участники во время вступления в
контакт, удалось ли установить контакт и выяснить информацию, озвучивание полученной информации с двух сторон и выяснение того, что
было наиболее сложным.

Половина ватмана разрезается на столько частей, сколько человек
будут участвовать. На кусочках ватмана каждому участнику предлагается
нарисовать свою эмблему, которая бы отобразила его представление о
собственных лидерских качествах, возможно, уже увиденных и проявленных
в ходе занятия или желаемых. Внизу эмблемы написать девиз, который
сопутствует вашей жизни, так называемый краткий слоган. После
выполнения задания участники занятия, по желанию, озвучивают то, что они
хотели бы рассказать.

Далее из кусочков ватмана участники занятия собирают пазл, склеивают кусочки скотчем. Когда пазл собран, ватман переворачивается и
на обратной стороне заполняется роза ветров.

Где Юг - самые интересные, веселые, яркие моменты, что больше всего
понравилось вам в занятии.

Запад - что из услышанного вы хотели бы использовать в будущем, что
будете изучать дальше.

Север - что не понравилось в занятии.

Ведущий высказывает свое ощущение от сегодняшнего занятия, а
затем предлагает участникам высказаться тоже.

Далее предлагается создать групповую скульптуру, которая отражала
бы общее настроение группы. Участникам необходимо встать так, чтобы
почувствовать дух группы, комфорт от того времени, которое они провели
вместе. Сделать фотографию.

Список литературы

Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. Детское движение. Словарь-справочник, 2-е издание - Москва, 2005 год.

Е.И. Фадеева. Социально-психологические основы деятельность руководителя-лидера. Учебное пособие. - УЦ Перспектива, Москва, 2008 год.

Одним из актуальных направлений политики правительства РФ в области образования является работа с одаренными детьми. Социально одаренных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Найти своё место в жизни, самореализоваться, развить свои коммуникативные и лидерские качества им помогает детское общественное объединение. Одно из таких объединений, в рамках которого осуществляется работа по поиску, сопровождению и поддержке социально одаренных школьников находится при МОУ ДОД ЦДТ № 1.

Как и любой другой вид одаренности, социальная одаренность нуждается в психологическом сопровождении. В рамках объединения с детьми проводятся тренинговые занятия, направленные на развитие коммуникативных и лидерских качеств личности, развитее самосознания, умений и навыков самоанализа, рефлексии и активности, развитие креативности. Одно из таких тренинговых занятий, я хочу представить ниже.

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала старшеклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

Раздаточный материал: листы А4, ножницы, фломастеры, двусторонний скотч, ручки, листы ватмана, клей, маркеры, рекламные проспекты, журналы, газеты, энергичная музыка.

Продолжительность занятия: 3 часа, с перерывом 10 минут.

I. Знакомство, разминка.

Упражнение “Аквариум”

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Упражнение “Нетрадиционный способ приветствия”.

Хаотично передвигаясь по залу, участники при встрече с кем-либо приветствуют его:

А) кивком головы;

Г) через рукопожатие;


Озвучивание ведущим правил работы в группе:

- Доверительный стиль общения

- Общение по принципу “Здесь и сейчас”.

- Персонификация высказывания “от собственного имени”.

- Недопустимость оценок в адрес другого.

- Активное участие во всех упражнениях.

- Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

II. Основная часть.

Ведущий. Тема нашего сегодняшнего занятия - “Лидерство”. Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.

Упражнение “Лидер - это”

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.


Тест “Лидер ли я?”

Тестовый материал

1. Что для вас важнее в игре?

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

Обработка и интерпретация результатов теста:

  • Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
  • Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
  • Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.


Упражнение “Круг и Я”

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?


Упражнение “Без командира”

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

- в колонну по росту

- в шеренгу по росту

- в четыре колонны с одинаковым количеством участников

- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.

Кто из вас лидер по натуре?

Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?


“Путешествие с дикими гусями”

Участники группы получают текст: “Дикие гуси летят особым “строем” - клином. Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же - основная тяжесть полёта – почему?

Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей. Каждая птица летит так, чтобы присоединиться к остальным, - в едином ритме. Это делается для того, чтобы энергетическое поле стаи увеличивалось движением каждой птицы. Гуси обмениваются энергией не только друг с другом, но и с энергетическим полем всего воздуха.

Гуси, которые в дальнем полёте могут потерять до 30% своего веса, сохраняют таким образом свои физические силы для длительного путешествия.

Когда вожак устаёт, он выходит из вершины клина и занимает своё место в конце стаи. На место вожака заступает один из следовавших за ним гусей, который благодаря вожаку стаи мог до сих пор экономить свои физические усилия… Если же какая-то из птиц не имеет сил продолжить полёт, она опускается. Но всегда вместе с ней остаётся один из стаи – для защиты и помощи”.

Что интересного вы видите в повадках гусей?

Чем объясняется эффективность гусиного клина?

Чувствуете ли вы себя в группе так же уверенно и защищено, как гусь в стае?

Может ли твоя стая долететь до цели? Почему?

Кто по вашему мнению, готов при необходимости занять место во главе стаи? Что позволяет вам так думать?

III. Заключительная часть.

Упражнение “Герб”

Каждому участнику предлагается нарисовать свой герб, который бы отразил его представление о собственных лидерских качествах, возможно, уже увиденных и проявленных в тренинге или желаемых. Ведущий напоминает, что герб может быть любой геометрической формы, а внизу девиз, который сопутствует вашей жизни, так называемый краткий слоган. Время на выполнение задания - 15 минут. После выполнения задания рисунки презентуются участникам занятия.

Упражнение “Свеча”

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

Цель: укрепить позитивную самооценку подростков, помочь им осознать возможность формирования позитивной самооценки, обучить методикам формирования позитивной самооценки.

Материалы для занятия : плакаты с основными идеями, листы для индивидуальной работы.

Ход занятия

Иногда кажется, что ничего не получается или ничего не умеешь, а на самом деле любой человек умеет очень многое. И вы, оказывается, многое умеете, владеете разнообразными навыками. Мне было очень приятно это от вас слышать. Невольно начинаешь испытывать к вам уважение. Да и вы сами наверняка уважаете себя зато, что у вас есть такие замечательные свойства, умения и способности. С проблемой самоуважения очень тесно связана тема лидерства. Кто такой лидер?

• Эмоциональный лидер – умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе;

• Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны;

• Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи;

• Лидер-организатор – умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками;

• Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности;

Все это требует наличие определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклоняться от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственные силы, организаторские способности, сильная воля.

Мы с вами потренировались в перемене угла зрения на свои нелюбимые качества, в умении находить хорошее и полезное в якобы ненужном и плохом. Оказывается, уважение к себе можно испытывать, даже когда есть что-то, что в себе не нравится. Потом это “что-то” не так уж плохо. Если человек осознает, что это плохое в нем имеется, что может помешать ему это изменить, от этого избавиться? Я думаю, уважения к себе это только добавит.

9. Упражнение «Интересное – полезное”. Большое всем спасибо. Вы очень старались. А теперь давайте все по очереди, скажем, что на этом занятии для нас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты – минуту или просто сказать несколько слов.

Занятие с элементами тренинга по профилактике курения Занятие с элементами тренинга по профилактике курения Цель: профилактика курения, формирования установки на здоровый образ жизни. Задачи:.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить учащихся с вопросами лидерства как социально- психологического феномена; закрепить полученные знания и представления о лидерстве; способствовать осознанию и проявлению своих сильных сторон; формировать навыки планирования деятельности и организации работы в команде, способствовать актуализации личностного лидерского потенциала каждого участника через вовлечение в различные формы активности: творческую, командно-игровую, познавательную (в том числе, самопознание).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

Герасимова Яна Александровна

социальный педагог

г. Бахчисарай Республики Крым

1.Социальная психология образования.

2. Структура власти в малой группе субъектов образовательного пространства. Теории и стили лидерства.

А. Теории лидерства.

Б. Стили лидерства.

В. Лидерство и руководство.

4. Цель: ознакомить студентов с вопросами лидерства как социально- психологического феномена; закрепить полученные знания и представления о лидерстве; способствовать осознанию и проявлению своих сильных сторон; формировать навыки планирования деятельности и организации работы в команде, способствовать актуализации личностного лидерского потенциала каждого участника через вовлечение в различные формы активности: творческую, командно-игровую, познавательную (в том числе, самопознание).

6. Список рекомендованной литературы:

Акопов Г.В. Социальная психология образования. – М. : МПСИ: Флинта, 2000. – 296 с.

Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. – 3-е изд. - М. : Омега, 2006.

Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов. / отв.

ред. Т.В. Буланова-Топоркова. – 3-е изд. перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512 с.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

7. Конспект практического занятия. Технологическая карта.

Содержание этапов

Методическое обоснование

1. Организационный момент

Приветствие студентов, проверка готовности к занятию.

Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы.

2. Актуализация темы

Заинтересовать студентов в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.

3. Контроль исходного уровня знаний

Выяснить исходный уровень знаний по теме, побудить к осознанию изучаемого материала.

4. Проверка домашнего задания

Проверка подготовки домашнего задания.

Определить уровень теоретической подготовки студентов, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде.

5. Работа над изучаемым материалом темы

Восприятие теоретического материала (презентация)

Раскрыть основные понятия, дать определение стилей и теорий лидерства.

6. Закрепление изучаемого материала, самостоятельная работа студентов

Закрепить полученные знания

7. Отработка практических манипуляций

Мозговой штурм Игра "ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ" Надо определить свою позицию.

Развитие коммуникативных способностей

8. Отработка практических манипуляций

Упражнение "Десять шагов к цели"

Диагностика лидерских качеств студентов

9. Закрепление изучаемого материала

Развитие навыка самооценки; рефлексия

10. Подведение итогов занятия. Комментарий оценок.

Осмысление результатов проделанной работы. Оценка работы каждого студента.

Активизировать самоподготовку, развить навыки самоконтроля и самооценки, пути улучшения результаты деятельности.

11. Домашнее задание

Методические рекомендации по выполнению домашнего задания (подготовить развернутую характеристику лидера – реального либо персонажа из художественной литературы).

Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.

12. Заключительная часть.

Систематизация и обобщение итогов занятия, выявление достижения целей и компетенций.

Развить ответственность, умение договариваться, готовность к познанию и самосовершенствованию.

5. Теоретический материал. (презентация)

Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Таблица 1 – Сравнение характеристик менеджеров и лидеров XXI века.

Характеристики менеджера

Характеристики лидера

Поддерживает обычный порядок

Ориентирован на системы и структуры

Ориентирован на людей

Работает по целям других

Работает по своим целям

План – основа действий

Видение – основа действий

Видит краткосрочную перспективу

Видит долгосрочную перспективу

Сосредоточен на настоящем

Сосредоточен на будущем

Делает дело правильно

Делает правильное дело

На сегодняшний день можно выделить четыре подхода к изучению лидерства:

анализ лидерских качеств, необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте (теории лидерских качеств)

анализ образцов лидерского поведения (поведенческий подход)

ситуационный анализ эффективного поведения лидера (ситуационный подход)

ситуационный анализ характера эффективного лидера (новые теории лидерства)

Первые исследователи считали, что существует какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отли-чавших лидеров от масс. Исходя из этого подхода, учетные пытались опреде-лить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявле-ния лидеров.

Обычно выделяют личные качества руководителя, предопределяемые его наследственностью, и навыки, приобретенные в процессе обучения.

Личные качества – это множество атрибутов индивида, включая раз-личные аспекты его личности, темперамент, потребности, мотивы и ценности.

Навыки – способность эффективно выполнять различные виды когни-тивной или поведенческой деятельности.

Таблица 2 – Личные качества и навыки эффективного руководителя

Личные качества

Способность адаптироваться к ситуации, доминирование

Внимание к социальной среде

Амбициозность, ориентация на достижение цели

перед группой задачи

Уверенность в себе, устойчивость к стрессу

Готовность брать ответственность

Доминирование (желание влиять на других)

Таблица 3 – Содержание трех стилей руководства К.Левина

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Природа стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера.

Прерогатива в установлении целей и выборе средств.

Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху.

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера.

Принятие решений разделено по уровням на основе участия.

Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях.

Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы.

Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режим.

Сильные стороны\

Внимание срочности, порядку, возможность предсказания результата.

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении.

Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера

Слабые стороны

Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы.

Демократический стиль требует много времени.

Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства

Концепция харизматического лидерства. Парадоксально, но имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая – ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту усиливает эту потребность. Желание у такого человека быть деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей (фокус на простые и драматического характера цели), упор на большие ожидания, проявление доверительности и инспирирование у последователей импульса к действиям.

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин, и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

Таблица 6 – Этика и харизма

Неэтический харизматичекий лидер

Этический харизматический лидер

Использует власть только в личных интерах

Использует власть в интерах других

Продвигает только свое личное видение

Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей

Пресекает критику в свой адрес

Считается с критикой и извлекает из нее уроки

Требует беспрекословного выполнения своих решений

Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам

Коммунмцирует только в одном направлении: от себя вниз

Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию

Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей

Научает, развивает и поддерживает последователей, делит свою славу с другими

Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов

Полагается на внутренние моральные стандатры для удовлетворения организационных и общественных интересов

7. Игра "ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ" Надо определить свою позицию.

- Как ты сам думаешь, считают ли однокурсники тебя своим лидером? - Может ли лидер давить на других , заставлять что-то сделать?

-Есть ли у тебя такой преподаватель, кого бы ты мог назвать настоящим лидером?

-Может ли лидер быть слабым у всех на виду?

Студенты высказывают свою точку зрения.

1. Уверенный в себе

5. Заслуживающий доверие

7. Активный, инициативный

10. Весёлый, с чувством юмора

Вопросы к участникам, дошедшим до "цели": - Как себя чувствуешь, дойдя до цели? - Хотелось бы и в жизни достичь своих целей? На самом деле ЛИДЕР наделён и многими другими качествами, которые помогают ему преодолевать трудности, идти вперёд, невзирая на проблемы, вести за собой людей, влиять, вдохновлять, менять мир! Обращайте внимание на то, что помогает человеку стать успешным, эффективным лидером!

12. Заключительная часть. Рефлексия.

— Вспоминаем, что делали.
— Что лично для вас было сложно, но вы справились?
— Что больше всего понравилось, было интересно?

ПОДНИМИТЕ РУКУ ТЕ, кто считает, что приобрёл что-то полезное сегодня, кому было интересно и познавательно сегодня на занятии.

Читайте также: