Конспект иван царевич и серый волк презентация 3 класс школа россии 1 урок

Обновлено: 07.07.2024

Цель: развитие потребности в оказании помощи другим.

  • формирование умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное;
  • воспитание любви и уважения к русскому языку и русскому народному творчеству;
  • учебник "Литературное чтение" 3 класс, автор, автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова,
  • выставка книг и детских иллюстраций к сказке.

Проблемный вопрос: Почему волк помогал Ивану царевичу?

  • Добрый
  • Иван нуждался в помощи
  • Оплачивает долг.

Оптимальный вариант: Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи и оплачивает долг.

Тезис: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"

Русская народная пословица.

Комментарий хода урока

Стихотворение о сказках.

- Закройте глаза и послушайте стихотворение, которые поможет вам перенестись в волшебный, сказочный мир.

(Учитель читает стихотворение)

Сказки:Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Суть волшебных сказок - в народных верованиях и обрядах. Сказки читать не только интересно, но и поучительно.

Прочитайте слова, написанные на доске:

- Как вы их понимаете? ( сказки чему-нибудь учат?)

- Чему учат? (добру, любви, смелости, честности)

- На перемене мы сделали выставку. Вы ознакомились с книгами? Что вы можете сказать о книгах на выставке? ( с волшебными сказками).

- Эти книги иллюстрированы художниками.

В одной из них я увидела такую иллюстрацию (показать репродукцию картины " Иван царевич на сером волке")

- Как вы думаете, к какой сказке эта иллюстрация? А написал эту репродукцию Васнецов.

А вы встречали на уроках ИЗО репродукции этого художника?

Он рисует к сказкам (показать репродукции)

- Какая вам больше нравится и почему?

- А теперь посмотрите и другие иллюстрации художников к сказке в учебнике на с.21,24.

- У вас домашнее задание было тоже нарисовать свои иллюстрации, зачитайте из текста эпизоды к своим иллюстрациям.

- Я вижу, сказка вам очень понравилась.

- Я предлагаю вам совершить путешествие в царства, где были Иван-царевич и серый волк. Выберите то царство, в котором вам хотелось бы побывать и почему. Посоветуйтесь в группах.

- Ребята, а что вас удивило в этой сказке? Обычно в сказках мы видим, какого волка? (Злого:)

- А в этой сказке почему волк помогает Ивану царевичу?

- Добрый (почему решили, что добрый?)

- Оплачивает долг (съел лошадь)

"Долг платежом красен"

- А вы можете привести пример, когда вы тоже помогали, кто раньше вам помог.

- Иван нуждался в помощи.

Вывод: Волк добрый, увидел, что Иван нуждается в помощи, и решил оплатить долг.

А как вы думаете, какая главная мысль темы нашего разговора. (Помощь ближнему).

Работа в группах.

Перед вами пословицы, но вам нужно их сложить, прочитать и выбрать только одну, которая подходит по теме.

И в заключение хочется прочитать стихотворение:

"Нет, русские сказки, не лгали
Про Кощееву смерть, про ковер самолет.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живет."

Рефлексия: Какую роль хотелось сыграть, если бы вы участвовали в школьном спектакле?

- Прочитайте пословицу (тезис). Какой урок вы получили из этой сказки?

- А вы кому-то помогли на уроке и как? А мне сегодня на уроке помогли: (перечислить учащихся).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет - это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор - один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор - это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока :

На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

Волшебная сказка всегда начинается с зачина. Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному герою. Это – признак волшебной сказки.

Троекратный повтор - важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

Серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками, Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

- Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

- Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

- Коня Ивана съедает Волк, который становится помощником Ивана;

- Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

- Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

- Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

- Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

- Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

- Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок. Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету и другие.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы. Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Налицо и признаки волшебной сказки:

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому рисунок похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной. Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Измученная скачкой Елена Прекрасная безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

Иллюстрация Ивана Билибина более сказочная и яркая. Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет - это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор - один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор - это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

Волшебная сказка всегда начинается с зачина. Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному герою. Это – признак волшебной сказки.

Троекратный повтор - важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца, готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

Серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками, Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

- Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

- Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

- Коня Ивана съедает Волк, который становится помощником Ивана;

- Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

- Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

- Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

- Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

- Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

- Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок. Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету и другие.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы. Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Налицо и признаки волшебной сказки:

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому рисунок похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной. Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Измученная скачкой Елена Прекрасная безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

Иллюстрация Ивана Билибина более сказочная и яркая. Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.




Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня? Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?












Ивану Далее Ивану Алексею Берендей


с золотыми яблоками Далее с золотыми яблоками со сладкими персиками с черносливом


Волк Далее Волк Жар-птица Средний сын


Отыскать себе жён Далее Отыскать себе жён Проведать обстановку за пределами государства. Найти жар-птицу.


его съел волк Далее его съел волк он ускакал домой он заблудился в лесу


Сам сдался царю. Далее Сам сдался царю. Иван-царевича заметили, когда он перелазил через стенку. Иван-царевич хотел украсть жар-птицу.

Читайте также: