Конспект литература забайкальского края после октябрьского периода

Обновлено: 05.07.2024

преподаватели

Жамсаранова Валентина Кимовна

Содержание программы

Раздел I. Фольклор Забайкалья

Тема 1.1. Введение. Фольклор Забайкалья как неотъемлемая составная часть духовной культуры русского народа; его национальный характер.

Тема 1.2. Русский фольклорный репертуар в Забайкалье и его основные особенности.

Состав фольклорного репертуара русского населения Забайкалья, особенности его формирования.

Раздел II. Сказки

Тема 2.1. Региональное своеобразие русских сказок Забайкалья.

Сказки забайкальцев – неотъемлемая составная часть общерусского национального сказочного репертуара.

Тема 2.2. Бурятские и эвенкийские сказки.

Раздел III. Мифы

Тема 3.1. Жанровая специфика мифологических рассказов.

Тема 3.2. Изображение в мифологических рассказах реального мира и представителей мира ирреального.

Раздел IV. Героический эпос

Тема 4.1. Своеобразие героического эпоса Забайкалья.

Тема 4.2. Героический эпос бурят и эвенков

Раздел V. Исторические песни

Тема 5.1. Историко-песенный репертуар забайкальцев. Обзор и общая характеристика сохранившихся текстов.

Раздел VI. Обрядовая поэзия.

Тема 6.1. Обряды и обрядовая поэзия забайкальцев.

Тема 6.2. Календарные обряды и поэзия.

Обусловленность календарных обрядов трудовой (земледельческой) деятельностью крестьянства.

Тема 6.3. Свадебные обряды и поэзия. Свадьба как обряд.

Раздел VII. Лирические песни

Тема 7.1. Крестьянские песни.

Тема 7.2. Казачьи песни.

Тема 7.3. Рабочие песни.

Раздел VIII. Легенды и предания

Тема 8.1. Легенды.

Тема 8.2. Предания. Понятие жанра. Основная функция преданий. Классификация преданий.

Раздел I. Зарождение Забайкальской литературы

Тема 1. Присоединение Забайкалья к России (II половина XVII века)

Превращение Забайкалья во второй после Урала центр горнодобывающей промышленности и край каторги и ссылки.

Книжно-рукописные традиции Забайкалья в XVII веке. Летописи. Челобитные. Чертежи.

Раздел II. Литература Забайкалья первой половины XIX века.

Тема 1. Ф.И. Бальдауф – первый поэт Забайкалья. Культурная, общественно-полезная и литературная деятельность декабристов в Забайкалье.

Прадед А.С. Пушкина Ибрагим Ганнибал в Забайкалье.

Нерчинские литераторы-краеведы 30-х – 40-х годов XIX века.

Раздел III. Литературная деятельность в Забайкалье во второй половине XIX века – первой половине XX века.
Тема 1. Тема каторги – главная тема литературы Забайкалья периода её становления..

Тема 2. Литература 20-х – 40-х годов XX века.

Раздел IV. Литература периода Великой отечественной войны и послевоенных лет.
Тема 1. Тема Великой отечественной войны в забайкальской литературе.

Забайкальцы в годы Великой отечественной войны.

Тема 2. Послевоенная литература Забайкалья.

Раздел V. Литература второй половины XX века.

Тема 1. 60-е – 90-е годы.

Тематическое разнообразие творчества профессиональных и молодых забайкальских литераторов

Поэзия 60-х – 90-х гг. Н. Савостин, Р. Филиппов, Ю. Гольдман, В. Озолин, Б. Макаров, М. Вишняков и др.

Творчество В. Измайлова, Н. Ярославцева, А. Озорниной.

Цели программы

Формирование у учащихся нравственных, гражданских, социальных, этнографических, культурных и других ценностей с помощью освоения знаний о фольклорных и литературных традициях региона.

Результат программы

Изучение литературы и фольклора Забайкалья направлено на достижение результатов:

• воспитание чувства патриотизма и уважения к литературе, культуре, тра- дициям и обычаям народов Забайкалья; стремления сохранять культурное достояние своего региона;

• формирование у учащихся нравственных, гражданских, социальных, этнонациональных, культурных и других ценностей с помощью освоения знаний о фольклорных и литературных традициях региона;

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

1) в познавательной сфере:

• освоение совокупности знаний по фольклору и литературе Забайкалья с древнейших времен до наших дней;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений фольклора и литературы Забайкалья, основных историко-литературных сведений развития литературы Забайкалья;

• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора Забайкалья в сопоставлении с и фольклором других народов, древнерусской ли- тературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• формулирование собственного отношения к произведениям забайкальской литературы, их оценка;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям забайкальской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• собственная интерпретация изученных литературных произведений забайкальских писателей;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных пр

• изведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Куприянова Анастасия Михайловна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34.

Тема: Поэтическое наследие Забайкалья

Дисциплина: Литературное краеведение

Автор: Дербина Анастасия, ученица 8 класса

Куприянова Анастасия Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Литература Забайкалья имеет собственную историю. В школе творчество Забайкальских писателей рассматривается поверхностно, а многие писатели влияют на развитие литературы в целом. Поэтому заслуживают более детального изучения, чему и способствует данная работа.

Цель работы : привлечение внимания школьников к творчеству забайкальских писателей.

Данная работа отражает поисково-исследовательскую деятельность учащейся 8 класса МОУ СОШ№34 с. Сбега Дербиной Анастасии под руководством учителя русского языка и литературы Куприяновой Анастасии Михайловны, направленную на изучение литературного наследия Забайкалья. Мы решили подробно узнать о истории забайкальской литературы, рассмотрев истоки литературы Забайкалья, а также рассмотрев и проанализировав творчество ярких представителей забайкальской литературы разных периодов времени.

Также в работе представлен анализ литературных трудов наших земляков – жителей Могочинского района и наших односельчан. В этой главе мы хотели показать, что наша местная литература – это часть литературной истории края, которая привносит свой культурный вклад в развитие литературы Забайкалья. Что наша родная земля полна талантами.

В работе делается вывод о том, что у литературы Забайкалья есть будущее. Собранный материал интересен для прочтения и изучения. Считаем, что его с большой пользой можно применить на классных часах, литературных вечерах, мероприятиях, посвященных неделе литературы, выпусках газет и т.д.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Вопросы, связанные с проблемами краеведения, являются актуальными для каждого школьника и могут интересовать каждого человека.

Работа отвечает выбранной теме, расширяет рамки программы общеобразовательной школы, может использоваться в факультативной практике для изучения практических заданий по литературному краеведению.

Содержание отвечает выбранной теме, которая полностью раскрыта.

В работе ученица проявила самостоятельность в изучении большого объема специализированной литературы, исследовательские качества, компьютерную грамотность в оформлении.

Исследовательская работа структурно выстроена правильно: логична, представлены цели и задачи, имеются исследования историко-культурного характера и выводы по работе. Ученицей исследован материал, выходящий за рамки школьной программы.

Материал в работе изложен последовательно и чётко. Выводы и заключение сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект Дербиной Анастасии может быть представлен на муниципальном этапе научно-практической конференции и заслуживает высокой оценки.

Учитель русского языка и литературы

Куприянова Анастасия Михайловна

Глава 1. История литературы Забайкалья 7

  1. Истоки литературы Забайкалья 7
  2. Литературная карта Забайкалья 10

Глава 2. Голоса родной земли 17

2.1. Могочинский район. Культурный вклад в литературу Забайкалья 17

2.2. Сбега в поэзии забайкальцев 23

Список используемой литературы 29

Забайкалье – моя малая родина. Мы из числа тех людей, кому интересно узнать что – то новое, необычное о своей малой Родине. О людях, которые жили и творили здесь. О людях, которые бывали в Забайкалье, и в жизни которых оно оставило неизгладимый след.

Литература Забайкалья имеет собственную историю.

У нас есть писатели, которыми мы гордимся: Н. Кузаков, Е. Куренной, К. Седых, Б. Макаров, Г. Шелест, А. Гордеев, А. Жамбалон и многие другие. Они воспели Забайкалье, Даурию. В их произведениях – история нашего края, суровая и поэтическая.

Следовательно, какой-то процент учащихся читает книги забайкальских авторов, но как показало анкетирование, этот процент слишком мал. Необходима работа в этом направлении. Возникла необходимость в разработке новой концепции по данной проблеме.

Объектом исследования данной работы является творчество забайкальских писателей.

Предметом исследования является поэтическое наследие Забайкалья.

Цель проекта : привлечение внимания школьников к творчеству забайкальских писателей.

Цель работы потребовала решения следующих задач :

  1. Изучить истоки литературы Забайкалья
  2. Познакомить с яркими представителями литературы Забайкалья разных периодов времени
  3. Раскрыть культурный вклад поэтов Могочинского района в литературу Забайкалья.
  4. Проанализировать стихи, посвященные нашей малой Родине – селу Сбега.

В школе творчество Забайкальских писателей рассматривается поверхностно, а многие писатели влияют на развитие литературы в целом. Поэтому заслуживают более детального изучения, чему и способствует данная работа.

Данная работа была представлена учащимся 8 класса на тематическом классном часе, кроме того на внутришкольном этапе научно-практической конференции.

Возможность практического применения : привлечь внимание учащихся школы к творчеству забайкальцев через систему спланированных мероприятий (выпуск стенгазеты, классные часы, публичное выступление).

Условия реализации проекта:

  • Изучить литературу, периодическую печать, информацию сети Интернет по данному направлению.
  • Сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
  • Наличие ТСО: компьютера, мультимедиа, фотоаппарата.

Автор проекта : ученица Дербина Анастасия.

Руководитель : учитель русского языка и литературы Куприянова Анастасия Михайловна

1) Подготовительный. Выбор темы проекта, формулировка проблемы, цель, задачи, план работы.

2) Практический. Практическая работа по привлечению внимания к творчеству забайкальских писателей.

3) Итоги работы. Анализ результатов деятельности.

  1. Теоретический (теоретический анализ литературных источников)
  2. Эмпирический (интервью, опрос-анкетирование учащихся школы с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных).
  3. Биографический анализ.
  4. Историко-культурный.
  5. Типологический метод (анализ поэтических произведений)

Глава 1. История литературы Забайкалья

1.1. Истоки литературы Забайкалья

История Забайкалья тесно связана с политической жизнью. Долгое время это было местом каторги и ссылки. В разное время по сибирскому тракту проследовал целый ряд выдающихся людей. Среди них мятежный протопоп Аввакум, прадед А.С.Пушкина, Ганнибал, декабристы и другие. Эти исторические личности не только прошли по сибирскому пути, но и оставили на нем свой след.

Первым ссыльным за Байкалом был протопоп Аввакум. Изучение литературы Забайкалья связано именно с этим именем. Как говорят литературоведы, это – первый писатель, который освятил Забайкалье в художественном тексте во второй половине 17 века.

Многие его страницы посвящены тем местам, где его вместе с семьей держали в заточении. Темпераментное повествование о злоключениях, пережитых им в суровом и необжитом крае, о драматических встречах с местными воеводами и их подручниками-чиновниками, издевательствах и побоях во время принудительного путешествия с семьей по Сибири – на дощаниках по Ангаре, по Прибайкалью и Даурии представляет собой ранние и лучшие страницы о Сибири в древнерусской литературе.

Нам – забайкальцам нужно гордиться, что в литературном памятнике 17 века выдающимся писателем – Аввакумом Петровым написана не одна страница о Забайкалье.

Вспоминая сегодня яркие имена поэтического Забайкалья, мы останавливаем свой взор на странном, далеком от местных имен - Бальдауфе. Фамилия немецкая, а носитель ее был уроженцем нашего края.

В поэме рассказана печальная история любви русского юноши и девушки - тунгуски. Это произведение сравнивали с ранними поэмами А. Пушкина, особенно с "Цыганами". Тот же романтический сюжет, тот же высокий слог, те же яркие образы, но уже не кавказского и бессарабского плана, а забайкальского.

На рубеже Монголии степной

Мы вместе делимся кручиною с тобою.

Но ты волшебницей-мечтою

Воспламенил потухший гений мой. (1;13)

«Люблю я странный твой наряд,

Твои неловкие движенья,

Люблю я твой нескромный взгляд

Это стихотворение написано с теплотой, вызванной у поэта при своей встрече с бурятами.

Сегодня, обращая внимание на возрождение региональной культуры, мы памятуем о замечательных людях края, составивших его славу.

1.2 Литературная карта Забайкалья

Много в Забайкалье людей с поэтической душой. Даже больше, чем можно предположить. Немало славных имен дала щедрая забайкальская земля российской литературе. А задумывались ли мы – почему? Наверно вдали от центра, где сама природа скромная на первый взгляд, но могучая, когда к ней приглядеться более внимательно, дает ключ к ответу на этот вопрос. Именно скромность и величие природы нашего края расширяет творческий диапазон людей, населяющих его. В Забайкалье литературный процесс развивался в том же духе, что и в центральной России, но с небольшим опозданием.

Пребывание героев Сенатской площади в Забайкалье — одна из самых ярких страниц истории нашего региона. В разные годы специалисты неоднозначно оценивали роль этих людей в развитии общества. В настоящее время многие историки считают: их гуманитарный вклад просто бесценен.

Актуализация значительного вклада ссыльных декабристов в культуру Забайкалья, их заметного влияния на развитие края обусловлена рядом причин. В творческом наследии декабристов: научные и литературные труды, музыкальные произведения, живописные полотна, педагогические исследования, археологические раскопки, архитектурные замыслы, сельскохозяйственные опыты.

Богатый краеведческий материал содержится в письмах братьев М. и Н. Бестужевых. Большая часть переписок хранится неопубликованной в фондах Института русской литературы, Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, отдельные письма – в других архивохранилищах. В делах Государственного Архива Иркутской области имеется переписка декабристов С.Г. Волконского, Н.М. Муравьева, В.Л. Давыдова и С.П. Трубецкого. (4; 105)

Георгий Рудольфович Граубин (1 июня 1929- 11 мая 2011) – коренной забайкалец. Он родился 11 июля 1929 года в селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области. Его жизнь и творчество тесно связаны с родным краем. О чём говорят его многочисленные стихотворения. Тот город особенно по душе, где ты начал свой трудовой путь, где у тебя много друзей.(14)

Стихи Граубина – это окна, широко распахнутые в большой увлекательный мир, раскрывающий историю и жизнь человека и животных. Темы его стихотворений самые разные: здесь история нашей страны и родного края, трудовые будни забайкальцев и их обычаи, щедрая природа Забайкалья, времена года, лесные обитатели и забавные, озорные стихи о детях.

Как полотно простынное,
Пороша на полях.
А ели в шерстке инея,
Как в белых свитерах.

Под щит, морозом кованный,
Забился ручеек.
Ветрами утрамбованный,
Скрипит, скрипит снежок. (14)

Мастер на все руки, Граубин высоко ценит рабочее мастерство, и в своих стихотворениях раскрывает красоту труда. Его творческий мир – это мир кипучей, увлекательной деятельности, без которой жизнь немыслима.

На протяжении многих лет коренной забайкалец Михаил Вишняков является одним из самых ярких, талантливых сибирских поэтов, чьё имя известно в России.

Творчество поэта – яркое и своеобразное явление общероссийского литературного процесса.

Вячеслав Вюнов родился 20.10.1953-го в Чите, поэт.

После службы в армии работал штукатуром-маляром, лаборантом, корреспондентом, кочегаром, шофёром, промысловиком-охотником, поваром, взрывником, кузнецом, лесником, литконсультантом, горняком и пр., всего – девятнадцать специальностей. В составе геологических партий объездил многие районы Забайкалья, Колымы, Чукотки. Учился в Иркутском геолого-разведочном техникуме, на факультете журналистки Иркутского университета, в Литературном институте имени М. Горького.

В этой жизни, исполненной смысла,

Выше самого умного смысла.

Шире смысла. И глубже его.

Вячеслав Вьюнов ( 16 )

К молодым представителям литературного наследия нашего края относится человек необычной судьбы. Андрей Бабожен родился, живет и работает в Чите. Инвалид первой группы, ДЦП. В 2011 году поступил в Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, на филологический факультет. Стихи пишет с детства, первое осознанное стихотворение написал летом 1999 года, но регулярно публиковаться стал с 2007 года.

В этой главе мы рассмотрели лишь малую часть литературного наследия Забайкалья. Так же выдающимися забайкальскими писателями являются Арсалан Жамбалон, Макаров Борис Константинович, Кузаков Николай Дмитриевич, Гордеев Александр Николаевич, Димов Олег Афанасьевич, Юлия Ройс, Василий Иванович Балябин, Хавкин Эрнест Оскарович, Алла Георгиевна Озорнина и многие другие.

Место действия всех произведений, Забайкалье, описание природы, людей приобретает общечеловеческое звучание. Художественные произведения часто переходят в философские размышление о смысле жизни.

Можно уверенно сказать, что у литературы Забайкалья есть будущее.

Глава 2. Голоса родной земли

1.2 Могочиский район. Культурный вклад в литературу Забайкалья

У каждого человека есть Родина,

и каждому она пахнет по-своему.

Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Все силы своей души, знания и умения, самоотверженный труд и даже жизнь отдавали русские люди Родине, потому что право называться человеком получает лишь тот, кто по – настоящему любит свою Родину.

Много написано стихотворений, песен, картин о русской природе и родном крае. В этой главе мы познакомимся с творчеством наших земляков.

Могочинская земля… Для многих она стала малой Родиной. В ее истории, как две капли воды, отражена история страны и народа. Нет ни одного уголка в районе, где красота природы не радовала бы глаз, не рождала в душе поэтические строки.

Соколов Виктор Павлович (род. 20 марта 1936, ст. Могоча Читинской обл.), поэт, чл. Союза писателей СССР (1982). Окончил Высшие лит. курсы при Лит. ин-те им. А. М. Горького. В творчестве тяготеет к крупной форме: поэма, роман в стихах, отдает предпочтение социальной, историческим темам. О тец его был горным мастером. Виктор – единственный ребенок в семье, рос в глухом рабочем поселке, с детства его покорила сибирская природа. Поэтому стихи Виктор начал писать ещё в начальных классах. Он хорошо рисовал, играл на баяне, продолжал писать стихи и долго не мог решить, что для себя выбрать. (15)

В одном из своих сборников Виктор Павлович посвящает стихотворения родному городу Могоче:


Литература Забайкалья имеет собственную историю: У нас есть писатели, которыми мы гордимся: Н. Кузаков, Е. Куренной, К. Седых, Б. Макаров, Г. Шелест, А. Гордеев, А. Жамбалон и многие другие. Они воспели Забайкалье, Даурию. В их произведениях – история нашего края, суровая и поэтическая.


Истоки литературы Забайкалья: История Забайкалья тесно связана с политической жизнью. Долгое время это было местом каторги и ссылки. В разное время по сибирскому тракту проследовал целый ряд выдающихся людей. Среди них мятежный протопоп Аввакум, декабристы и другие. Эти исторические личности не только прошли по сибирскому пути, но и оставили на нём свой след.




Декабристы в Забайкалье Пребывание героев Сенатской площади в Забайкалье — одна из самых ярких страниц истории нашего региона. В разные годы специалисты неоднозначно оценивали роль этих людей в развитии общества. В настоящее время многие историки считают: их гуманитарный вклад просто бесценен.



Современные забайкальские писатели Современные забайкальские писатели Выдающимися современными забайкальскими писателями являются Арсалан Жамбалон, Макаров Борис Константинович, Кузаков Николай Дмитриевич, Гордеев Александр Николаевич, Димов Олег Афанасьевич, Юлия Ройс, Василий Иванович Балябин, Хавкин Эрнест Оскарович, Алла Ге­ор­ги­ев­на Озорнина, Георгий Рудольфович Граубин, Андрей Бабожен, Михаил Евсеевич Вишняков, чьё творчество - яркое и своеобразное явление общероссийского литературного процесса.


Г. Р. Граубин Георгий Рудольфович Граубин (1 июня 1929- 11 мая 2011) – коренной забайкалец. Он родился 11 июля 1929 года в селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области. Его жизнь и творчество тесно связаны с родным краем. Темы его стихотворений самые разные: здесь история нашей страны и родного края, трудовые будни забайкальцев и их обычаи, щедрая природа Забайкалья, времена года, лесные обитатели и забавные, озорные стихи о детях.


М.Е. Вишняков Михаил Евсеевич Вишняков (1945-2008) - великий российский и забайкальский поэт. Родился в селе Сухайтуй Шилкинского района Читинской области. С раннего детства писал стихи. Закончил с отличием Литературный институт имени А.М.Горького. Член Союза писателей СССР с 1978 года. Автор 14 поэтических сборников и 2 книг прозы.


Андрей Бабожен К молодым представителям литературного наследия нашего края относится человек необычной судьбы. Андрей Бабожен родился, живет и работает в Чите. Инвалид первой группы, ДЦП. В 2011 году поступил в Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, на филологический факультет. Стихи пишет с детства, первое осознанное стихотворение написал летом 1999 года, но регулярно публиковаться стал с 2007 года.



Заключение Литература Забайкалья имеет собственную историю. Поэзия Забайкалья представлена довольно широко. В регионе много профессиональных авторов, чьи книги нашли своих читателей. Немало и таких писателей и поэтов, творчество которых ещё предстоит изучить. Можно уверенно сказать, что у литературы Забайкалья есть будущее.

Вишняков Михаил Евсеевич

( 02.09. 1945 – 05.07.2008)

Михаил Евсеевич родился в селе Сухайтуй Шилкинского района Читинской области. Пройдя трудовой путь от табунщика, судостроителя, журналиста, он принес в поэзию глубокое знание жизни. В 1978 году с отличием окончил Литературный институт им. М. Горького.

Михаил Вишняков является масштабной фигурой в литературной и общественной жизни края.

Балябина Виктория Геннадьевна

(18.07.1918 – 20.12.2008)

нажмите, чтобы увеличить

Богданов Геннадий Георгиевич

(1.03.1946 – 12.11.2015)

нажмите, чтобы увеличить

Воложанин Юрий Константинович

(28.02.1939 – 8.03.2021)

нажмите, чтобы увеличить

Известный забайкальский писатель Юрий Константинович Воложанин родился 28 февраля 1939 года в с. Шелопугино Читинской области. Первый класс окончил в Шелопугино, затем семья переехала в с. Вершина Шахтамы. После окончания восьмилетки поступил в Дальневосточное мореходное училище в г. Находка Приморского края. Далее была морская служба. Через 3 года вернулся на родину. Работал радиотехником в Читинском авиаотряде. Читать далее.

Головатый Геннадий Алексеевич

(30.01.1940 – 22.02.2001)

Геннадий Алексеевич Головатый родился 30 января 1940 года в поселке Аксеново-Зиловское Чернышевского района Читинской области. Несмотря на то, что с раннего детства болезнь приковала его к постели, он не потерял веру в жизнь. Много читал, пробовал писать стихи, занимался самообразованием.

Гордеев Александр Николаевич

(19.03.1956 – 10.02.2019)

нажмите, чтобы увеличить

Коренной забайкалец. Родился в 1956 году в селе Ундино-Поселье, Балейского района Читинской области.

Обучался в Литературном институте им. А.М. Горького. Работает в жанре прозы. Читать далее.

Димов Олег Афанасьевич

(14.04.1951 – 16.05.2013)

Будущий писатель родился в Забайкалье, селе Усть-Дурой Шилкинского района. Детство прошло в поселке Первомайский, среднюю школу окончил в Чите. После школы работал в топографической партии. В 1969г. был призван в армию, служил в Заполярье, в Тикси. После службы поступил в Московский геологоразведочный институт. Несколько лет работал в геологических экспедициях. Профессия геолога подарила ему много интересных, незабываемых встреч с замечательными людьми. Именно эти встречи, влюбленность в свой край привела его в литературу. Он решает всерьез заняться литературой. Поступает в Московский литературный институт, который заканчивает в 1986г. Читать далее...

Егоров Алексей Николаевич

(род. 28.04.1967 г.)

нажмите, чтобы увеличить

Кузаков Николай Дмитриевич

(5.07.1928 – 14.10.1999)

нажмите, чтобы увеличить

Известный забайкальский писатель Николай Дмитриевич Кузаков, большой знаток сибирской тайги, настоящий мастер прозы, основанной на легендах и былях самобытных народов Забайкалья родился в глухой таежной деревне Ика Катангского района Иркутской области.

Детские годы пришлись на военные годы. С малых лет мальчик был обучен охотничьему ремеслу, помогал взрослым.

В 1945 году семнадцатилетним пареньком, прибавив себе год, он уходит в армию. Служба привела его в Забайкалье. Здесь Дмитрий оканчивает вечернюю школу и в 1963 поступает в Хабаровскую Высшую партийную школу. Читать далее.

Кобисский Виктор Трофимович

(род. 27.12.1934 г.)

Нажмите, чтобы увеличить

Живёт на земле акшинской Забайкальского края талантливый поэт, журналист, известный краевед и удивительно скромный человек – Кобисский Виктор Трофимович. В 2014 году он отметит свой 80-летний юбилей.

Родился Виктор Трофимович 27 декабря 1934 года в Зауралье, деревне Анатольевка Петуховского района, в семье сельского учителя:

Детство у мальчишки было нелегким. Он рано остался без отца. Научившись читать, пристрастился к чтению книг и скоро сам стал писать стихи. Читать далее.

Кузник Борис Ильич

(род. 16.09.1927 г.)

нажмите, чтобы увеличить

Куренной Евгений Евстафьевич

(06.11.1936 – 21.04.1997)

Евгений Куренной родился в городе Донецке (Украина).

Большую часть жизни писатель прожил в Забайкалье, обретя новую родину и полюбив ее всем сердцем.

Лавринайтис Виктор Брониславович

(24.11.1915 – 21.11.2003)

нажмите, чтобы увеличить

Певец забайкальской природы, талантливый писатель Виктор Брониславович родился в городе Чите. Его дед, литовец по национальности, в 90-е годы XIX века приехал в Забайкалье строить железную дорогу.

Никонов Василий Григорьевич

(1.05.1921 – 19.08.2007)

нажмите, чтобы увеличить

Известный забайкальский поэт и прозаик Василий Григорьевич Никонов родился в селе Мотызлей Горьковской области. Рано остался без матери. В семилетней возрасте вместе с отцом переехал в Приморский край. Там окончил среднюю школу, работал в районной газете "Ударник Торнея" ответственным секретарём. Спустя год уехал во Владивосток, поступил на трёхмесячные газетные курсы, сотрудничал в краевых газетах "Рыбная индустрия", "Приморский комсомолец". там же закончил Владивостокский технический аэроклуб.

В 1939 году Василий Григорьевич был призван в армию, затем поступил в Иркутсткое военно-авиатехническое училище, окончив которое, служил в гарнизонах Забайкальского военного округа механиком самолёта истребителя "И-16".

Озорнина Алла Георгиевна

(род. 16.08.1952 г.)

Творческий путь Аллы Георгиевны был не простым. С детства, увлекалась литературой, мечтала ещё со школы стать писателем, но по совету родителей поступает в Читинский медицинский институт, и сразу же после окончания – на заочное отделение историко-филологического факультета педагогического института. Получив второй диплом, Алла Георгиевна не решается оставить медицину и продолжает работать врачом.

В 1994 году Алла Георгиевна уходит из медицины и в течение 8 лет работает корреспондентом в Читинской государственной телевизионной и радиовещательной компании.

Первые серьёзные шаги в литературе она сделала как автор коротких юмористических рассказов.

Петров Олег Георгиевич

(род. 12.07.1954 г.)

Олег Георгиевич Петров родился 12 июля 1954 года в селе Ново-Сысоевка Яковлевского района Приморского края в семье военнослужащего. В 1960 году семья переехала в Читу, и с тех пор его судьба связана с Забайкальем.

Вернувшись в Читу, решил получить гражданскую специальность. Экстерном сдав экзамены и зачёты за первый и второй курсы, был принят на третий курс очного отделения и в 1977 году окончил историко-филологический факультет Читинского педагогического института. После института годпреподавал историю и начальную военную подготовку в средней школе села Танга Улётовского района.Работа нравилась, но мечта о военной стезе всё-таки не давала покоя. Тем временем, молодого педагога заметили в районе инамерились выдвинуть на должность первого секретаря Улётовского райкома комсомола. Времена были такие, что подобный карьерный рост фактически исключал возможность вернуться на службу, вновь надеть погоны. А партбилет в кармане исключал вариант отказа от комсомольской работы.

Читайте также: