Симфоническое развитие музыкальных образов 6 класс конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Для начала давай с тобой вспомним некоторые моменты из прошлых уроков:
- Антонио Вивальди написал:
- Инструментальный концерт это-
а) концерт для одних только музыкальных инструментов
б) концерт, где играют на музыкальных инструментах и поют
в) концерт, где танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах
2.Симфоническое развитие музыкальных образов
Ребята, мы продолжаем с вами разговор о музыкальных образах.
И сегодня мы будем говорить об образах симфонической музыки.
- Могут ли быть в симфонической музыке образы? А если они там есть, то - какие?
Говорят, что в тех симфонических произведениях, где нет заявленной программы или отсутствует связь с каким-либо сюжетом, можно найти как многообразие жизненных явлений, так и разнообразные переживания не только одного человека, а иногда и целых поколений. Проверить это утверждение, а также понять внутренний мир человека, увидеть в музыке образы и понаблюдать за развитием образов нам помогут сегодня композиторы.
И первый композитор, к которому мы обратимся за помощью в этом вопросе, - тебе уже знаком.
- Посмотрите и послушайте часть его произведения (смотри в прикрепленных файлах фрагмент №1 или поссылке ниже):
Надеюсь, вы узнали композитора по его музыке?
Вольфганг Амадей Моцарт
( 1756 – 1791)
Что вы можете сказать об услышанной музыке? Какой у неё характер? настроение? Что вы внутренним взором увидели в этой музыке? Какие рождались образы? Поделитесь своими впечатлениями с родителями.
Совпали ли ваши впечатления?
О следующем произведении Моцарта говорят, что это биография композитора – только записана она не словами, а нотами.
Давайте послушаем начало следующего произведения, только несколько фраз:
(смотри в прикрепленных файлах фрагмент №2 или по ссылке ниже)
Думаю, что по первым фразам вы узнали одно из самых знаменитых произведений Моцарта. Конечно, это знаменитая Симфония №40.
Уверена, что вы скажете – они абсолютно разные. А если быть точным – контрастны друг другу.
Контраст – это самое необходимое слово сегодня для нас. Так как основной принцип развития, построения музыкальной формы – сходство и различие . И именно контраст становится ярким приёмом симфонического развития :
контраст – сопоставление или контраст – столкновение (конфликт) музыкальных образов-тем .
Мы помним, что в симфониях обычно 4 части, и они (части) должны отличаться друг от друга, то есть быть контрастны друг другу по темпу, настроению, характеру.
- А могут ли быть контрасты внутри одной части произведения? Могут ли там быть контрасты-сопоставления или контрасты-столкновения?
Прослушаем теперь полностью 1 часть из Симфонии №40, понаблюдаем за музыкальными темами (образами) и их развитием:
(смотри в прикрепленных файлах фрагмент №2 или по ссылке ниже)
Моцарт нам рассказывает о своей жизни. О каких чувствах идет речь в его музыке? О каких событиях?
Многим людям нравится музыка Моцарта, несмотря на то, что человечество слушает её больше 200 лет.
Пётр Ильич Чайковский
1ч — Жига, 2ч — Менуэт, 3ч — мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа (инструментован по фортепианному переложению Ф. Листа),
(смотри в прикрепленных файлах фрагмент №3 или по ссылке ниже)
Что больше всего вас поразило в этой музыке?
Мы с вами послушали и посмотрели несколько фрагментов музыки Вольфганга Амадея Моцарта.
- Как вы думаете, ребята, почему музыку Моцарта слушают в мире до сих пор? Постарайтесь сформулировать ответ.
4. Домашнее задание. Практическая работа
Узнайте в интернет-пространстве – что такое сюита?
Выполненное домашнее задание можно выслать на электронную почту _____________________
или на ВАЦАП (__________________________)
Помним, что надо указывать Фамилию, Имя ученика и класс. Выполнить домашнее задание предлагается до следующего урока по расписанию.
Формат выполненного домашнего задания:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выполнила: Ведрицкая Мария Григорьевна
Учитель высшей квалификационной категории
Цель: Познакомиться с музыкой, композиторами, больше о них узнать, обсудить связь времен, мир музыкальных образов композиторов.
1. направленные на достижения личностных результатов :
• формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;
• развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• развитие вокально-хоровых навыков;
• воспитание любви к музыкальной культуре.
2. направленные на достижение метапредметных результатов обучения :
• освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
3. направленные на достижения предметных результатов обучения :
• осознание связи времени композиторов, обработки музыкальных произведений, при исполнении симфонической музыки;
• знание выразительных возможностей музыки;
• умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.
Планируемый результат : сформировать представления об обработке классических произведений композиторов.
Основные понятия : сюита, обработка.
- основные: учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской
- дополнительные: рабочая тетрадь, презентация, видео-фрагменты
Тип: открытие новых знаний
Вид урока: урок-размышление
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята, здравствуйте!
2.Мотивация к учебной деятельности.
У. Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?
Д: Музыка должна быть красивой и правдивой, в этом её сила!
У:С какой красивой и правдивой музыкой по содержанию мы с вами знакомились?
Д:Музыка красива именно потому, что она рассказывает о красоте природы, а следовательно о красоте жизни!
У:Да. Только тогда она может преобразовывать самого человека и его жизнь!
3.Актуализация знаний по теме.
У:Назовите русского композитора
Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском?
С какими его произведениями вы знакомы?
Д:Русский композитор, одарённый, много балетов, симфоний…
У:Ребята, а с какими еще великими композиторами вы знакомы?
У:В каком веке жил Моцарт?
У:Ребята, а что объединяло этих композиторов разных времен?
Д: Музыка. Любовь к музыке.
У:Как вы думаете, что мы сегодня будем рассматривать на уроке?
Д:Их связь. Связь времен.
У:Сегодня на уроке вновь прозвучит музыка Моцарта: знакомые вам произведения композитора, и новые, ранее не звучавшие у нас на уроках. Сегодня нас поведут в мир большой музыки гениальный австрийский композитор XVIII века В. А. Моцарт и великий русский композитор XIX века П. И . Чайковский !
И так, тема нашего урока : Связь времен .Симфоническое развитие музыкальных образов.
(запишите в тетрадь).
А в рамках этой темы, о чем мы можем поговорить? Какова цель нашего урока?
Д:а) Познакомиться с музыкой, композиторами, больше о них узнать
б) обсудить связь времен, мир музыкальных образов композиторов.
У:Чтобы решить 2-ую цель, что для этого нужно сделать?
Д:Послушать музыку
У: C ейчас мы послушаем интересные факты из жизни В. Моцарта и его гениальную музыку.
(Устная мини-викторина)
У:Назовите это произведение. А теперь к нему назовите по 1 прилагательному: какая симфония, какая в ней мелодия?
Радостная, счастливая… красивая
У:Назовем произведение и снова прилагательное!
Игривая, солнечная, ясная.
5.Изучение нового материала.
Моцарт и Чайковский… Великие имена рядом. Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, необходимого очищения души!
У:Как вы думаете, во что могла вылиться эта любовь Чайковского к Моцарту?
Д:Он, наверное, что-то написал о нём…
посвятил произведение…
У:Ребята, прочтите внимательно это необычное слово- МОЦАРТИАНА .
Что вы можете о нем сказать? Какова основа его?
Д: Корень – Моцарт! Что-то большое…
У:П.Чайковский взял в основу своей сюиты малоизвестные произведения Моцарта – жига, хорал. Как вы думаете, почему?
Д:Он хотел, чтобы человечество не забывало музыку Моцарта никогда
Жига – быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. (щ) В XVII в. танец стал популярным в странах Западной Европы.
9 слайд Менуэт (маленький шаг – старинный французский народный танец. При Людовике XIV (ок.1670 г.) менуэт стал придворным танцем. 10 слайд Менуэт в России. В России менуэт появился в начале XVIII века, его танцевали на ассамблеях Петра I.
11 слайд Сюита – (фр.– ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес танцевального (аллеманда, куранта, сарабанда, жига, менуэт и тд.) и нетанцевального характера (ария, пассакалия, чакона, хорал и др.) характера.
Цель: освоение учащимися сходства и различия как основного принципа музыкального развития, построения музыкальных формы (вариации, сонатная форма);
Задачи урока:
выявление различных видов контраста как основного приема симфонического развития музыки;
развитие чувства стиля, позволяющего распознать национальную принадлежность произведений;
формирование умений устанавливать аналоги, строить логические рассуждения.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок-размышление.
Планируемые результаты изучения:
Знать особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
Бетховен симфония №5 3 часть, Симфония №40 1-я часть Моцарт, Финал Симфонии №40 Моцарт.
Художественный материал:
Организационная часть.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
2. Формулирование темы урока. (Слайд 4)
- Определите цель нашего урока.
- Проследить за развитием музыки в симфонических произведениях.
Планирование деятельности. (Слайд 5) Рассмотрите разворот учебника на стр. 132, 14 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
рассмотреть и анализировать картины французских художников;
слушание фрагментов знакомой симфонической музыки;
слушание анализирование Симфонии №40 В.А. Моцарта.
Работа над новым материалом.
Симфоническая музыка и её образы часто не связаны с программой или сюжетом. В центре ее содержания – человек, его отношения с окружающим миром, подчас сложные и противоречивые.
Задание 1. рассмотреть и анализировать картины французских художников;
- В какой из них наблюдается резкий контраст? (Слайд 8)
- В картине Матисса выражен контраст. В ней контрастны положения фигур
(мужчина стоит, женщина сидит), одежда (на мужчине светло-голубая пижама, на женщине – черный, бархатный халат). Персонажи разделены окном, выходящим в сад. Густой сине-фиолетовый цвет (цвет тревоги) комнаты контрастен зелени деревьев за окном. Все это передает напряженность диалога, обстановки, в которой он происходит, показывает противостояние действующих лиц.
- В какой картине возникает единый образ?
- В картине Сезанна общий колорит, мягкость, приглушенность тонов как бы
объединяют персонажи в один эмоциональный образ.
На картине изображены мать и сестра художника.
В инструментальной, симфонической музыке, где нет слов, как в песнях, романсах, понять ее помогает прием музыкального развития. Ярким приемом симфонического развития становится контраст: контраст-сопоставления, (день-ночь, утро-вечер) или контраст-столкновения музыкальных образов (противоборство сторон, сил, мнений).
Задание 2. слушание фрагментов знакомой симфонической музыки;
Послушайте знакомое произведение, вспомните, как оно называется, кто автор, есть ли контрастные образы?
(Слайд 9)
Слушание Симфония №5 Бетховен.
(Ответы уч-ся)
Задание 3. слушание анализирование Симфонии №40 В.А. Моцарта.
(Слайд 10)
Послушайте фрагмент еще одного знакомого произведения, вспомните, кто автор?
Слушание фрагмента Симфония №40 Моцарт
(Ответы уч-ся)
С творчеством Моцарта мы знакомы. Какие произведения Моцарта вы знаете?
- На стр. 134 прочтите, как отзывался немецкий композитор Шуман и русский композитор Кабалевский.
Чтение.
Послушайте и охарактеризуйте темы первой части Симфонии №40 Моцарта.
(Ответы уч-ся: первая тема имеет лирический, взволнованный характер, грустный и вместе с тем трепетно-нежный, а характер второй темы более спокойный, изящный и звучит в отличие от первой в мажоре).
Послушайте 1-ю часть симфонии и скажите, какое развитие получают эти темы?
Слушание 1-ой части Симфония №40 Моцарт
(Ответы уч-ся)
Правильно, темы контрастны, но они не сталкивались, а сопоставлялись, что придает музыке Моцарта загадочность и непостижимую глубину.
Послушайте 4-ую, заключительную часть – финал Симфонии №40. Сравните образы 1-й и 4-й части симфонии
Слушание 4-ой части Симфония №40 Моцарт
(Анализ произведения. Наблюдается интонационная близость основных тем: взволнованность главной темы и светлая грациозность побочной. Темы сопоставляются.)
(Ответы уч-ся)
В ы в о д: Мастерство композитора, богатство его мелодического дара, способное выразить гармонию мира в единстве света и мрака, счастья и горя, радости и печали. Глубокий драматизм наиболее значительных произведений Моцарта достигается контрастностью тем. Это характерная черта моцартовского стиля, получившее дальнейшее развитие в музыке Бетховена.
Цели: Раскрыть образный и содержательный смысл симфонического творчества В. Моцарта и П.И.Чайковского.
· Выявление различных видов контраста как основного приема симфонического развития музыки;
· Развитие чувства стиля, позволяющего распознать национальную принадлежность произведений;
· Развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления, языковой догадки.
1.Организационный момент (2 минуты)
П: (Музыкальное приветствие) Здравствуйте ребята!
П: Достанем тетради, подготовимся к уроку.
2.Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)
П: Ребята, давайте вспомним, каких зарубежных композиторов мы знаем?
Д: (называют композиторов)
П: А кто по вашему мнению великий русский композитор?
П: Сегодня мы поговорим о двух великих композиторах Вольфганг Амадей Моцарт и Петр Ильич Чайковский.
· Вольфганг Амадей Моцарт 1756 – 1791; (слайд 2)
· Петр Ильич Чайковский 1840 -1893. (слайд 3)
3.Изучение нового материала. (15 минут)
П: Невидимой ниточкой музыка связала двух гениальных композиторов XVIII и XIX веков – Моцарта и Чайковского.
· Сюита – это музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом. (слайд 4)
· Интерпретация - манера исполнения музыкального произведения путем привнесения в исполнение своего индивидуального вклада. Одно и то же произведение в зависимости от того, кто его исполняет, может звучать совершенно по-разному. (слайд 5)
П: Мы с вами прослушаем только одну пьесу. На следующем уроке мы попробуем сравнить две пьесы Моцарта и Чайковского.
Слушаем: Чайковский - Моцартиана 1 часть. Жига. (слайд 6)
С творчеством Моцарта мы знакомы. Какие произведения Моцарта вы знаете?
Д: (вспоминают пройденные раннее произведения)
П: Симфонии №40 соль минор. Это произведение знают во всем мире. Под управлением прославленных дирижёров разных стран это произведение исполняли и исполняют. Давайте вспомним, что такое симфония.
· Симфония – музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, состоит из 4 частей. (слайд 7)
П: Послушайте и охарактеризуйте темы первой части Симфонии №40 Моцарта.
Слушаем: Моцарт – симфония №40 G - m (1 часть) (слайд 8)
Д: Первая тема имеет лирический, взволнованный характер, грустный и вместе с тем трепетно-нежный, а характер второй темы более спокойный, изящный и звучит в отличие от первой в мажоре.
П: Послушайте 4-ую, заключительную часть – финал Симфонии №40. Сравните образы 1-й и 4-й части симфонии
Слушание 4-ой части Симфония №40 Моцарт
Д: Наблюдается интонационная близость основных тем: взволнованность главной темы и светлая грациозность побочной. Темы сопоставляются.
П: Мастерство композитора, богатство его мелодического дара, способное выразить гармонию мира в единстве света и мрака, счастья и горя, радости и печали. Глубокий драматизм наиболее значительных произведений Моцарта достигается контрастностью тем. Это характерная черта моцартовского стиля, получившее дальнейшее развитие в музыке Бетховена, Чайковского.
4.Распевка. (3 минуты)
П: А теперь давайте отдохнём и встанем со своих мест.
Дыхательное упражнение:
5.Вокально-хоровая работа (10 минут)
Текст песни:
Посмотри, как всё красиво,
Посмотри - простор какой.
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.
Посмотри, леса какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина - Россия
Хорошеет с каждым днём.
Видишь - яблони и сливы
Вдоль дороги стали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.
И берёзку молодую,
И кустарник, и траву, -
Беззаветно всё люблю я,
Всё я родиной зову.
Хорошо костер походный
На поляне разжигать,
Хорошо в стране свободной
Мне с друзьями подрастать.
6.Рефлексия (5 минут)
П: Вот и урок подошёл к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
Читайте также: