Симфоническое развитие музыкальных образов 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Для начала давай с тобой вспомним некоторые моменты из прошлых уроков:

- Антонио Вивальди написал:

- Инструментальный концерт это-

а) концерт для одних только музыкальных инструментов

б) концерт, где играют на музыкальных инструментах и поют

в) концерт, где танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах

2.Симфоническое развитие музыкальных образов

Ребята, мы продолжаем с вами разговор о музыкальных образах.

И сегодня мы будем говорить об образах симфонической музыки.

- Могут ли быть в симфонической музыке образы? А если они там есть, то - какие?

Говорят, что в тех симфонических произведениях, где нет заявленной программы или отсутствует связь с каким-либо сюжетом, можно найти как многообразие жизненных явлений, так и разнообразные переживания не только одного человека, а иногда и целых поколений. Проверить это утверждение, а также понять внутренний мир человека, увидеть в музыке образы и понаблюдать за развитием образов нам помогут сегодня композиторы.

И первый композитор, к которому мы обратимся за помощью в этом вопросе, - тебе уже знаком.

- Посмотрите и послушайте часть его произведения (смотри в прикрепленных файлах фрагмент №1 или поссылке ниже):

t1642413210aa.jpg

Надеюсь, вы узнали композитора по его музыке?

Вольфганг Амадей Моцарт

( 1756 – 1791)

Что вы можете сказать об услышанной музыке? Какой у неё характер? настроение? Что вы внутренним взором увидели в этой музыке? Какие рождались образы? Поделитесь своими впечатлениями с родителями.

Совпали ли ваши впечатления?

О следующем произведении Моцарта говорят, что это биография композитора – только записана она не словами, а нотами.

Давайте послушаем начало следующего произведения, только несколько фраз:

(смотри в прикрепленных файлах фрагмент №2 или по ссылке ниже)

Думаю, что по первым фразам вы узнали одно из самых знаменитых произведений Моцарта. Конечно, это знаменитая Симфония №40.

Уверена, что вы скажете – они абсолютно разные. А если быть точным – контрастны друг другу.

Контраст – это самое необходимое слово сегодня для нас. Так как основной принцип развития, построения музыкальной формы – сходство и различие . И именно контраст становится ярким приёмом симфонического развития :

контраст – сопоставление или контраст – столкновение (конфликт) музыкальных образов-тем .

Мы помним, что в симфониях обычно 4 части, и они (части) должны отличаться друг от друга, то есть быть контрастны друг другу по темпу, настроению, характеру.

- А могут ли быть контрасты внутри одной части произведения? Могут ли там быть контрасты-сопоставления или контрасты-столкновения?

Прослушаем теперь полностью 1 часть из Симфонии №40, понаблюдаем за музыкальными темами (образами) и их развитием:

(смотри в прикрепленных файлах фрагмент №2 или по ссылке ниже)

Моцарт нам рассказывает о своей жизни. О каких чувствах идет речь в его музыке? О каких событиях?

Многим людям нравится музыка Моцарта, несмотря на то, что человечество слушает её больше 200 лет.

t1642413210ab.jpg

Пётр Ильич Чайковский

1ч — Жига, 2ч — Менуэт, 3ч — мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа (инструментован по фортепианному переложению Ф. Листа),

(смотри в прикрепленных файлах фрагмент №3 или по ссылке ниже)

Что больше всего вас поразило в этой музыке?

Мы с вами послушали и посмотрели несколько фрагментов музыки Вольфганга Амадея Моцарта.

- Как вы думаете, ребята, почему музыку Моцарта слушают в мире до сих пор? Постарайтесь сформулировать ответ.

4. Домашнее задание. Практическая работа

Узнайте в интернет-пространстве – что такое сюита?

Выполненное домашнее задание можно выслать на электронную почту _____________________

или на ВАЦАП (__________________________)

Помним, что надо указывать Фамилию, Имя ученика и класс. Выполнить домашнее задание предлагается до следующего урока по расписанию.

Формат выполненного домашнего задания:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: Ведрицкая Мария Григорьевна

Учитель высшей квалификационной категории

Цель: Познакомиться с музыкой, композиторами, больше о них узнать, обсудить связь времен, мир музыкальных образов композиторов.

1. направленные на достижения личностных результатов :

• формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;

• развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

• развитие вокально-хоровых навыков;

• воспитание любви к музыкальной культуре.

2. направленные на достижение метапредметных результатов обучения :

• освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

3. направленные на достижения предметных результатов обучения :

• осознание связи времени композиторов, обработки музыкальных произведений, при исполнении симфонической музыки;

• знание выразительных возможностей музыки;

• умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.

Планируемый результат : сформировать представления об обработке классических произведений композиторов.

Основные понятия : сюита, обработка.

- основные: учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской

- дополнительные: рабочая тетрадь, презентация, видео-фрагменты

Тип: открытие новых знаний

Вид урока: урок-размышление

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята, здравствуйте!

2.Мотивация к учебной деятельности.

У. Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?

Д: Музыка должна быть красивой и правдивой, в этом её сила!

У:С какой красивой и правдивой музыкой по содержанию мы с вами знакомились?

Д:Музыка красива именно потому, что она рассказывает о красоте природы, а следовательно о красоте жизни!

У:Да. Только тогда она может преобразовывать самого человека и его жизнь!

3.Актуализация знаний по теме.

У:Назовите русского композитора

Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском?

С какими его произведениями вы знакомы?

Д:Русский композитор, одарённый, много балетов, симфоний…

У:Ребята, а с какими еще великими композиторами вы знакомы?

У:В каком веке жил Моцарт?

У:Ребята, а что объединяло этих композиторов разных времен?

Д: Музыка. Любовь к музыке.

У:Как вы думаете, что мы сегодня будем рассматривать на уроке?

Д:Их связь. Связь времен.

У:Сегодня на уроке вновь прозвучит музыка Моцарта: знакомые вам произведения композитора, и новые, ранее не звучавшие у нас на уроках. Сегодня нас поведут в мир большой музыки гениальный австрийский композитор XVIII века В. А. Моцарт и великий русский композитор XIX века П. И . Чайковский !

И так, тема нашего урока : Связь времен .Симфоническое развитие музыкальных образов.
(запишите в тетрадь).
А в рамках этой темы, о чем мы можем поговорить? Какова цель нашего урока?

Д:а) Познакомиться с музыкой, композиторами, больше о них узнать
б) обсудить связь времен, мир музыкальных образов композиторов.
У:Чтобы решить 2-ую цель, что для этого нужно сделать?

Д:Послушать музыку
У: C ейчас мы послушаем интересные факты из жизни В. Моцарта и его гениальную музыку.
(Устная мини-викторина)

У:Назовите это произведение. А теперь к нему назовите по 1 прилагательному: какая симфония, какая в ней мелодия?

Радостная, счастливая… красивая

У:Назовем произведение и снова прилагательное!

Игривая, солнечная, ясная.

5.Изучение нового материала.

Моцарт и Чайковский… Великие имена рядом. Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, необходимого очищения души!

У:Как вы думаете, во что могла вылиться эта любовь Чайковского к Моцарту?

Д:Он, наверное, что-то написал о нём…
посвятил произведение…

У:Ребята, прочтите внимательно это необычное слово- МОЦАРТИАНА .

Что вы можете о нем сказать? Какова основа его?

Д: Корень – Моцарт! Что-то большое…

У:П.Чайковский взял в основу своей сюиты малоизвестные произведения Моцарта – жига, хорал. Как вы думаете, почему?

Д:Он хотел, чтобы человечество не забывало музыку Моцарта никогда

Жига – быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. (щ) В XVII в. танец стал популярным в странах Западной Европы.
9 слайд Менуэт (маленький шаг – старинный французский народный танец. При Людовике XIV (ок.1670 г.) менуэт стал придворным танцем. 10 слайд Менуэт в России. В России менуэт появился в начале XVIII века, его танцевали на ассамблеях Петра I.
11 слайд Сюита – (фр.– ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес танцевального (аллеманда, куранта, сарабанда, жига, менуэт и тд.) и нетанцевального характера (ария, пассакалия, чакона, хорал и др.) характера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: освоение учащимися сходства и различия как основного принципа музыкального развития, построения музыкальных формы (вариации, сонатная форма);

Задачи урока:

выявление различных видов контраста как основного приема симфонического развития музыки;

развитие чувства стиля, позволяющего распознать национальную принадлежность произведений;

формирование умений устанавливать аналоги, строить логические рассуждения.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Планируемые результаты изучения:

Знать особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

Музыкальный материал:

Бетховен симфония №5 3 часть, Симфония №40 1-я часть Моцарт, Финал Симфонии №40 Моцарт.

Художественный материал:

Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

2. Формулирование темы урока. (Слайд 4)

- Определите цель нашего урока.

- Проследить за развитием музыки в симфонических произведениях.

Планирование деятельности. (Слайд 5) Рассмотрите разворот учебника на стр. 132, 14 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

рассмотреть и анализировать картины французских художников;

слушание фрагментов знакомой симфонической музыки;

слушание анализирование Симфонии №40 В.А. Моцарта.

Работа над новым материалом.

Симфоническая музыка и её образы часто не связаны с программой или сюжетом. В центре ее содержания – человек, его отношения с окружающим миром, подчас сложные и противоречивые.

Задание 1. рассмотреть и анализировать картины французских художников;

- В какой из них наблюдается резкий контраст? (Слайд 8)

- В картине Матисса выражен контраст. В ней контрастны положения фигур

(мужчина стоит, женщина сидит), одежда (на мужчине светло-голубая пижама, на женщине – черный, бархатный халат). Персонажи разделены окном, выходящим в сад. Густой сине-фиолетовый цвет (цвет тревоги) комнаты контрастен зелени деревьев за окном. Все это передает напряженность диалога, обстановки, в которой он происходит, показывает противостояние действующих лиц.

- В какой картине возникает единый образ?

- В картине Сезанна общий колорит, мягкость, приглушенность тонов как бы

объединяют персонажи в один эмоциональный образ.

На картине изображены мать и сестра художника.

В инструментальной, симфонической музыке, где нет слов, как в песнях, романсах, понять ее помогает прием музыкального развития. Ярким приемом симфонического развития становится контраст: контраст-сопоставления, (день-ночь, утро-вечер) или контраст-столкновения музыкальных образов (противоборство сторон, сил, мнений).

Задание 2. слушание фрагментов знакомой симфонической музыки;

Послушайте знакомое произведение, вспомните, как оно называется, кто автор, есть ли контрастные образы?

(Слайд 9)

Слушание Симфония №5 Бетховен.

(Ответы уч-ся)

Задание 3. слушание анализирование Симфонии №40 В.А. Моцарта.

(Слайд 10)

Послушайте фрагмент еще одного знакомого произведения, вспомните, кто автор?

Слушание фрагмента Симфония №40 Моцарт

(Ответы уч-ся)

С творчеством Моцарта мы знакомы. Какие произведения Моцарта вы знаете?

- На стр. 134 прочтите, как отзывался немецкий композитор Шуман и русский композитор Кабалевский.

Чтение.

Послушайте и охарактеризуйте темы первой части Симфонии №40 Моцарта.

(Ответы уч-ся: первая тема имеет лирический, взволнованный характер, грустный и вместе с тем трепетно-нежный, а характер второй темы более спокойный, изящный и звучит в отличие от первой в мажоре).

Послушайте 1-ю часть симфонии и скажите, какое развитие получают эти темы?

Слушание 1-ой части Симфония №40 Моцарт

(Ответы уч-ся)

Правильно, темы контрастны, но они не сталкивались, а сопоставлялись, что придает музыке Моцарта загадочность и непостижимую глубину.

Послушайте 4-ую, заключительную часть – финал Симфонии №40. Сравните образы 1-й и 4-й части симфонии

Слушание 4-ой части Симфония №40 Моцарт

(Анализ произведения. Наблюдается интонационная близость основных тем: взволнованность главной темы и светлая грациозность побочной. Темы сопоставляются.)

(Ответы уч-ся)

В ы в о д: Мастерство композитора, богатство его мелодического дара, способное выразить гармонию мира в единстве света и мрака, счастья и горя, радости и печали. Глубокий драматизм наиболее значительных произведений Моцарта достигается контрастностью тем. Это характерная черта моцартовского стиля, получившее дальнейшее развитие в музыке Бетховена.

Урок музыки 6 класс симфоническое развитие

Цели: Раскрыть образный и содержательный смысл симфонического творчества В. Моцарта и П.И.Чайковского.

· Выявление различных видов контраста как основного приема симфонического развития музыки;

· Развитие чувства стиля, позволяющего распознать национальную принадлежность произведений;

· Развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления, языковой догадки.

1.Организационный момент (2 минуты)

П: (Музыкальное приветствие) Здравствуйте ребята!

П: Достанем тетради, подготовимся к уроку.

2.Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)

П: Ребята, давайте вспомним, каких зарубежных композиторов мы знаем?

Д: (называют композиторов)

П: А кто по вашему мнению великий русский композитор?

П: Сегодня мы поговорим о двух великих композиторах Вольфганг Амадей Моцарт и Петр Ильич Чайковский.

· Вольфганг Амадей Моцарт 1756 – 1791; (слайд 2)

· Петр Ильич Чайковский 1840 -1893. (слайд 3)

3.Изучение нового материала. (15 минут)

П: Невидимой ниточкой музыка связала двух гениальных композиторов XVIII и XIX веков – Моцарта и Чайковского.

· Сюита – это музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом. (слайд 4)

· Интерпретация - манера исполнения музыкального произведения путем привнесения в исполнение своего индивидуального вклада. Одно и то же произведение в зависимости от того, кто его исполняет, может звучать совершенно по-разному. (слайд 5)

П: Мы с вами прослушаем только одну пьесу. На следующем уроке мы попробуем сравнить две пьесы Моцарта и Чайковского.

Слушаем: Чайковский - Моцартиана 1 часть. Жига. (слайд 6)

С творчеством Моцарта мы знакомы. Какие произведения Моцарта вы знаете?

Д: (вспоминают пройденные раннее произведения)

П: Симфонии №40 соль минор. Это произведение знают во всем мире. Под управлением прославленных дирижёров разных стран это произведение исполняли и исполняют. Давайте вспомним, что такое симфония.

· Симфония – музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, состоит из 4 частей. (слайд 7)

П: Послушайте и охарактеризуйте темы первой части Симфонии №40 Моцарта.

Слушаем: Моцарт – симфония №40 G - m (1 часть) (слайд 8)

Д: Первая тема имеет лирический, взволнованный характер, грустный и вместе с тем трепетно-нежный, а характер второй темы более спокойный, изящный и звучит в отличие от первой в мажоре.

П: Послушайте 4-ую, заключительную часть – финал Симфонии №40. Сравните образы 1-й и 4-й части симфонии

Слушание 4-ой части Симфония №40 Моцарт

Д: Наблюдается интонационная близость основных тем: взволнованность главной темы и светлая грациозность побочной. Темы сопоставляются.

П: Мастерство композитора, богатство его мелодического дара, способное выразить гармонию мира в единстве света и мрака, счастья и горя, радости и печали. Глубокий драматизм наиболее значительных произведений Моцарта достигается контрастностью тем. Это характерная черта моцартовского стиля, получившее дальнейшее развитие в музыке Бетховена, Чайковского.

4.Распевка. (3 минуты)

П: А теперь давайте отдохнём и встанем со своих мест.

Дыхательное упражнение:


5.Вокально-хоровая работа (10 минут)

Текст песни:

Посмотри, как всё красиво,
Посмотри - простор какой.
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.

Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.

Посмотри, леса какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина - Россия
Хорошеет с каждым днём.
Видишь - яблони и сливы
Вдоль дороги стали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.
И берёзку молодую,
И кустарник, и траву, -
Беззаветно всё люблю я,
Всё я родиной зову.
Хорошо костер походный
На поляне разжигать,
Хорошо в стране свободной
Мне с друзьями подрастать.

6.Рефлексия (5 минут)

П: Вот и урок подошёл к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Читайте также: