Конспект своими словами про народы

Обновлено: 02.07.2024

· Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа, развивать понимание названий праздников и их смысл.

· Расширять кругозор детей, развивать их речь.

· Формировать чувства глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Коррекционные задачи:

· Воспитывать чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

· Развивать внимание, мышление.

Словарная работа: утварь.

Ход занятия:

1. Введение в тему. Что говорит закон.

Слайд 2. Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о людях, проживающих в ней. Как называется наша страна? (Россия)

Воспитатель: - Кто может показать на карте границы нашей страны?

(Вызванный воспитанник проводит указкой по границам России)

Воспитатель: - Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна. По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз (показывает на карте). Неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей.

Отправляемся в поход,

Сколько нас открытий ждёт,

повороты вправо-влево

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

шаг на месте

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки порхают.

махи руками вверх и вниз

Раз, два, три, четыре,

шаг на месте или с продвижением

Видим, скачут по опушке

Две зеленые лягушки:

полуприседания

Прыгай с пятки на носок.

прыжки на двух ногах

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись

наклоны вправо, влево

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

потягивания

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе раз, это брасс,

круги руками вперед и назад

Одной, другой – это кроль

рывки руками

И качаясь на волне

Мы плывем на спине.

Повороты с наклонами вправо-влево

Вот так руками покрути и,

Как дельфин, плыви.

Вышли на берег крутой,

Влево вправо посмотри,

повороты вправо-влево

И домой быстрей беги.

бег на месте

Воспитатель: - Какие народы населяют нашу страну? (ответы).

Слайд 5. Воспитатель: В нашей стране проживает очень много национальностей: башкиры, татары, якуты, русские, удмурты, ингуши и ещё очень много других национальностей, всего более ста национальностей. Все мы живём в одном большом доме, который называется Россия, и в этом доме нам нельзя ссориться, а надо жить в согласии и дружбе. (рассматривают иллюстрации).

Слайд 6. Воспитатель: Но русский народ составляет основу России, саму её душу. Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, музыка, живопись. Человек любой национальности знает, ценит и любит Пушкина, Толстого, Чайковского. Русский язык является государственным языком на всей территории России. Ведь разным народам приходится вместе работать, учиться, служить. Вот почему русский язык называют языком межнационального общения.

Слайд7. Воспитатель: Среди народов России есть многочисленные и малочисленные народы. Например, ненцы и чукчи, живущие на Крайнем севере, или кубачинцы из горного Дагестана. Однако даже саамы, малочисленный народ, имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы), религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда, домашняя утварь и многое другое.

Слайд 8. Воспитатель: Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, т. е. русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и умели веселиться.

Воспитатель: Ребята, а вы любите праздники?

Воспитатель: А почему?

Воспитатель: Какие праздники вы знаете?

Воспитатель: Кто такие наши предки?

Воспитатель: Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. А хотите узнать, как?

Слайд 9. Воспитатель: Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили.

Воспитатель: С чего начинались праздничные дни на Руси?

Воспитатель: Чем занимались люди в праздничные дни?

Воспитатель: Какое угощение готовили? Какие добрые дела старались сделать?

Воспитатель: На Руси отмечали много красивых праздников.

Воспитатель: О каком празднике я вам рассказала?

Воспитатель: В честь чего праздновали этот праздник?

Слайд 11. Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю. Послушайте стихотворение, об этом празднике, которое написал поэт А. Майков.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Воспитатель: О каком празднике я вам рассказала?

Воспитатель: В честь чего праздновали этот праздник?

Воспитатель: Что такое благовест?

Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.

Слайд 13. 2. Якутия. Когда больной якут предчувствует свою смерть, он призывает наследника и рассказывает ему о всех своих делах, напоминает ему о друзьях и врагах своих, дабы он знал, с кем ему продолжать дружбу, от кого он должен сторониться и кому он должен сам ответить за обиду. Таковая вражда продолжается до тех пор, пока между обеими семьями сделается новое родство через какой-либо брачный союз. А после такового союза и примирение. Если новобрачные разведутся, то вражда с обеих сторон возобновляется еще сильнее.

Слайд 14. 3. Эвенкия. Эвенки ценили умение не только воевать, но и вести переговоры о мире. Сначала отряд во главе с шаманом подходил к лагерю противника и предупреждал громким криком о своем приближении. Противник высылал парламентеров — двух пожилых женщин. Ремешки их унтов (меховых сапожек) должны быть обязательно развязаны.

Это знак, что парламентеры готовы вести переговоры. С пожилыми женщинами вступают в беседу такие же пожилые женщины, представляющие враждебную сторону.

Шаман демонстративно отвергал предложения и приказывал готовиться к бою. Тогда обороняющиеся присылали двух пожилых мужчин с развязанными ремешками унтов. Начинались новые переговоры, которые теперь вели между собой старейшие мужчины. Однако и на этот раз соглашение достичь не удается: шаман отсылает парламентеров обратно. Тогда в лагерь нападающих прибывает шаман из обороняющегося стойбища. Оба шамана садятся спиной друг к другу, по обе стороны от вонзенных в землю крест-накрест мечей, и говорят напрямую. Заканчивается такой разговор заключением мира. Обряд, предусматривавший многоступенчатые переговоры, был призван создать у людей определенный душевный настрой, продемонстрировать каждому, как нелегко заключить мир и как важно беречь его впредь.

Слайд 15. Воспитатель: Где бы мы ни жили, чем бы мы ни занимались, мы всегда общаемся друг с другом. Так устроена жизнь. Предлагаю вам составить правила, которые точно говорят, как нужно относиться к людям другой национальности.

ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого. Никогда не говори о ней плохих слов. Это глупо и несправедливо: ведь плохих наций нет, есть плохие и хорошие люди в любой нации, в том числе и твоей.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.

5. Актуализация знаний.

Слайд 16. Воспитатель: - Сегодня мы с вами говорили о нашей стране, традициях и обычаях народов, населяющих Россию. Как вы видите, традиций и обычаев у наших народов очень много. Мы должны бережно хранить все традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений.

Мы с вами сделаем следующие выводы:

• Россия – единое многонациональное государство;

• Все республики и народы, проживающие на территории России, равны;

• Каждый народ имеет право на сохранение своего вероисповедания, языка, своей истории и самобытной культуры;

• В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого уважительного отношения к культуре и традициям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию.

• А главное – что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.

Воспитатель младшего отделения диагностики и социальной реабилитации: Игнатенко О. А.

Цель: Расширение знаний детей о Родине.

-Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

-Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.

Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; книги со сказками народов России; платки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (ответы детей.)

- Правильно. Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

1. Наша страна называется … (Россия).

2. Наша страна очень … (большая, огромная).

3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна, это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Воспитатель: Люди, каких национальностей живут в нашей

стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Воспитатель: Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из молока кобылы.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у ханты и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (посвящён медведю.)

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одета женщина и мужчина? ( Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

Воспитатель: - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, прежде всего она должна быть тёплой и удобной.

- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.

- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании песни они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.

Воспитатель: У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка : свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Воспитатель читает стихотворение.

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Рассматривание изделий народных промыслов.

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

Другие народы России тоже занимаются народными промыслами : на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак - чак.

Итог занятия : Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Дети вам понравилась занятие? Что вы запомнили?

Русский народ – представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Традиции и обычаи русского народа

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье ( перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье ( в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха ( первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка ( первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица ( в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Культура и традиции народов России.

1) Знакомство учащихся с традициями и культурой народов России.

2) Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину.

- Знакомство учащихся с праздниками, традициями, обычаями, самобытной

культурой народов России.

- Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- Формирование интереса к истории и культуре своего народа.

- Воспитание любви к России, чувства патриотизма и гордости за свою страну.

- Развитие творческих способностей учащихся и расширение кругозора.

Оформление: - народная музыка; мультимедийный проектор;

Предполагаемые результаты:

познавательные УУД

- умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в

- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и

выделение существенной информации из различных информационных

коммуникативные УУД

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

регулятивные УУД

- удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной

- оценивать результаты деятельности;

личностные УУД

- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства

окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

-проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие,

1. Организационный момент

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь стала радостнее и добрее.

2. Актуализация знаний и формулирование темы занятия.

- Внимательно прослушайте стихотворение и попытайтесь понять, о чём сегодня на классном часе у нас пойдёт речь:

Еврей и тувинец, бурят и якут,

Русский, татарин, башкир и удмурт,

Разных народов большая семья.

И этим гордиться должны мы, друзья!

- Ребята, о чём на классном часе сегодня, мы будем говорить? (О культуре и обычаях народов России).

Россия - единое многонациональное государство. Каким же образом наша Родина стала великой многонациональной державой? С древних времен восточные славяне соседствовали с варягами, эстами, финнами и другими племенами. Когда образовалось Древнерусское государство, часть этих народов осталась жить вместе со славянами, а страна продолжала расти и расширяться. Были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России. Многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.

- А сколько народов проживает в нашей стране?

- В настоящее время на территории России проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 230 языках.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

- Народные традиции необходимо возрождать и пропагандировать, чтобы не забыть окончательно, кто мы и откуда родом, как жили наши предки, во что верили, не забыть о яркой и самобытной их жизни. - Какие они соблюдали традиции и обычаи? Какие игры были у детей? Какие праздники?

- Поговорим про традиции русского народа.

(Ребенок с хлебом и солью) Нынче мы гостей встречаем

На своей родной земле,

Как обычай нам велел.

Очень рады встрече нашей!

С добрым словом, и с любовью,

И с душой гостям мы скажем:

(2 ребенок отвечает)

По обычаям российским

всем поклон мы шлем вам низкий,

С добрым словом и любовью,

Принимаем хлеб, принимаем соль,

Живите долго и без бед.

Пусть дом ваш будет полным,

Приветливым и хлебосольным.

Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов разделить с вами горе и заботы.

- Богата наша Россия на традиции и праздники. Многие праздники

сохранились еще с языческих, дохристианских времен – Иван Купала, Масленица. С особым размахом отмечались церковные праздники – Рождество, Пасха, Крещение, Троица. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.

Игра. Яичко - пазл

Суть развлечения в том, что раскрашенные шаблоны писанок разрезаются на несколько частей, а части перемешиваются между собой. Задача участников найти все части одной писанки и собрать ее. Конкурс проводится на скорость, кто быстрее соберет пазл.

- Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй, миленький дружок!

Можно с вами поиграть?

Дети, стоящие в колонне, хором отвечают:

- Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!

Ты дружок остановись ("ручеек" останавливается)

И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу и кланяются)

Хорошо мы поиграли

И друзей своих узнали.

- Итак, ребята, достаточно. Скажите, понравилась ли вам эта игра? Все ли мы играли по правилам? Молодцы!!

На протяжении десятков лет ее используют для забавы на масленице, гуляньях, ярмарках.

- Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов отличается от другого народа языком, историей, культурой).

- Правильно. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее. И уникальность России заключается в том, что за всю многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность не исчезли. Каждое национальное меньшинство, все национальные субъекты РФ имеют свои национальные театры, библиотеки. В школах этих регионов преподается национальный язык, все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции.

- И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, карелы, чуваши, якуты, башкиры, мордва, удмурты, адыгейцы, коми, ханты, грузины, манси, татары, таджики и многие- многие другие. Среди народов России есть даже такие малочисленные, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек. В нашем классе дети разных национальностей.

Расскажу вам про культуру и обычаи такой национальности, как таджики.

Главных праздников в Таджикистане является, праздник Навруз, мусульманский Новый год, который празднуется в день весеннего равноденствия-21 марта. Он знаменует новую жизнь и новые надежды для всех, кто любит отмечать этот праздник. Всей деревней готовятся к этому празднику. Столы заполняются до отказа, различной пищей, где главное место занимает, традиционное блюдо, которое готовят лишь в этот день, сумалак!

- И сегодня таджикские народные праздники продолжают хранить национальную самобытность и духовность этого народа. Они укрепляют родственные и

дружеские отношения, сплачивают людей: люди чувствуют себя в дни этого

праздника одной семьёй. А это — счастье, когда люди считают себя одной семьёй

- А сейчас мы послушаем песню на таджикском языке. (исполняет ученица)

Работа с пословицами

Но у всех людей есть нечто общее, то, что нас объединяет. Возьмем, наш класс. Что нас всех объединяет? (Общее дело, уроки, поручения школы, классный руководитель, хорошее отношение друг к другу.) То же можно сказать и о народах России, которые, не смотря на различия, схожи образом мыслей, отношением к жизненным устоям, о чем свидетельствуют пословицы. Ведь именно в них заложена мудрость народа.

- Давайте выполним задание. Перед вами пословицы некоторых народов, проживающих в России, кроме русского:

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, К терпенью, К правде, К доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней - Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

- Наш классный час подходит к концу. Сегодня мы познакомились с обычаями и традициями лишь некоторых народов, которые проживают в нашей стране . Думаю, что это только начало цикла классных часов о народах России. Хотелось бы узнать, понравился вам классный час или нет. Поднимаем жетончики. Если понравилось-зеленый, не очень-желтый, не понравилось- красный.

Читайте также: