Конспект строительной игры в подготовительной группе город

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программное содержание:
Обучающие:
1.Расширить представления детей о образовании города.
2.Закрепить в памяти детей знания о нашей родине, названии родного города, в котором они живут.
3. Уточнить и расширить словарь детей (архитектор, макет).
4. Совершенствовать грамматический строй речи, путем словосложения (многоэтажные, пятиэтажные…)
5. Закреплять умение строить сооружения с использованием конструктора LEGO для постройки домов.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику, внимание.
2.Развивать мышление, фантазии, творческие способности, желание участвовать в создании сюжетной постройки.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение работать сообща и уважительное отношение к постройке
2.Пробудить чувство гордости за родной город, любви к нему
Материалы и оборудование:
фотографии современного и старого города,
модели построек домов разной высоты.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, гости….

Что сегодня мы будем строить, вы догадаетесь сами. Внимание на экран. СЛАЙД (символы города Энгельса: герб, флаг, бык).

- герб, флаг…Символы города

- так что будем строить

Педагог предлагает детям рассмотреть фото с изображением города.

Что вы видете (много домов, памятники….)
Представьте себе, давным-давно, на месте нашего города шумели дремучие леса, были болота, дикие звери. И вот пришли люди и началось строительство. В первую очередь строилось самое необходимое - дома для людей.

Как вы думаете, что это…….

Они были из дерева и были они из одного этажа, одноэтажные. Теперь в нашем городе дома, где много этажей, значит они какие? (многоэтажные).

Сейчас дома строят из разного материала. Кто скажет из чего строят дома.
Ответы детей (из кирпича, бетона, из панелей..)

Хотя дома и разные, но у всех у них есть, что? (стены …)
Самое главное у дома есть фундамент, с него начинается строительство дома.
Как вы думаете, кто строит дома? (строители).
Кто придумывает, каким будет дом? А я знаю, это архитектор. Он чертит схемы, создает макет постройки.

Проходим за столы
Перед вами на столе лежит схема фундамента. А каким будет дом, вы придумаете сами.
Берите лего кирпичики и выкладывая их на схему начинайте строить фундамент.
Фундамент не должен выходить за границы чертежа. Чтобы фундамент не развалился его нужно скрепить вторым рядом кирпичиков. Не забывайте, что в доме должны быть окна. Чем больше окон, тем светлее в доме (самостоятельная работа детей).
Готовые постройки несите все на подиум. Посмотрите, перед нами макет будущего микрорайона.
ИТОГ. Давайте посмотрим, какие у вас получились дома? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что вам было трудно выполнить?
Мне понравилось, что вы вместе строили, договаривались. Каждый из вас принимал участие в строительстве своего дома.

Тема недели: Мой край.

(Коллективное конструирование. По подгруппам)

Предварительная работа:

Конструирование жилых, общественных зданий;

Беседы о родном городе;

Экскурсии по городу.

Программное содержание

Образовательные задачи:

Закрепить знания детей об архитектуре родного города;

Учить соблюдать симметрию и пропорции;

Учить анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей;

Учить устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке.

Развивающие задачи:

Развивать образное мышление, воображения, инициативу, творчество;

Развивать коллективное творчество.

Воспитательные задачи:

Побуждать к поисковой деятельности детей, самостоятельности;

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.

Методы и приемы: сюрпризный момент , беседа, объяснение, рассматривание, демонстрация, анализ, игра.

Посадка детей: столы сдвинуты вместе, дети сидят вокруг столов.

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям построить свой город.

2. Мотивация на деятельность.

Педагог предлагает детям рассмотреть фото с изображением улиц города.

3 . Проводится беседа о городе.

- Какие здания вы видите на фотографии?

- Как расположены здания и сооружения?

- Какие должны быть здания в городе, чтобы жителям там комфортно жилось?

- Кто проектирует и строит дома?

- Какие должны быть сооружения?

- Давайте и мы сегодня станем строителями и построим наш город, красивые здания по чертежу из деталей строительного материала.

- Прежде обсудим постройки, кто что будет строить. Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей и каких.

Дети, рассмотрев схему, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в паре, кто, что будет строить.

- А теперь подберите строительный материал к этому чертежу и начинайте постройку.

Физкультминутка

Люблю по городу шагать,

Люблю смотреть, люблю читать.

Площадь – раз Почта – два

А четыре – наш Дворец

Пять – по парку я гуляю

Всякий уголок в нем знаю

Шесть – на стадион хожу

Там с ребятами дружу

Семь – конечно наш детсад,

Каждый побывать в нем рад!

Восемь – детская площадка

– Здесь качели и лошадка.

Девять – новый магазин,

Много ярких в нем витрин.

Десять – из-за поворота

Вижу школьные ворота.

Очень любим мы наш город,

Он красив и вечно молод.

В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции).

Рассматривание законченных построек.

- Нравятся вам постройки?

- Сколько зданий у вас построено?

- Какие здания построили?

- Сколько этажей и перекрытий в жилом доме?

- Совпадают постройки с чертежами?

- Правильно ли подобраны детали строительного материала?

-Все конструкции устойчивые, симметричные?

- Поощряет детей за дружную, слаженную работу.

Цель: учить детей применять ранее приобретенные конструктивные навыки, закреплять умение детей строить разные дома, конструировать по чертежу.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о деталях конструктора и, продолжать совершенствовать навыки работы с конструктором.
  • Развивать чувство формы и композиции.
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, игровую направленность детской деятельности.

Оборудование: стулья, фотографии видов города, графические образцы, строительный материал, объемные фигуры и карточки с изображением геометрических форм для подготовительных упражнений.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих гостей.
Все в сборе взрослые и дети,
Теперь мы можем начинать!
Но для начала надо
"Здравствуйте" сказать!

- Давайте поздороваемся с гостями и подарим им хорошее настроение. (Воспитатель просит детей подойти поближе)
Вопросы к детям:

  • В какой стране мы живем?
  • А как называется город, в котором мы живем?
  • Любите ли вы свой город?
  • А хорошо и вы его знаете? Сейчас мы это проверим.

Показать детям на стулья, построенные в два ряда, как сиденья в автобусе и сказать: "Вот автобус". Попросить детей сесть на стульчики и сказать, что сейчас они отправятся на экскурсию по городу.

Сказать: "Я буду экскурсоводом и буду показывать и рассказывать о городе". (Дети произносят слова и одновременно выполняют движения)

На экскурсию мы едем - (вращение руками, как будто держите руль)
Город свой узнать хотим
Вдоль по улицам проедем

И в окошко поглядим. (слегка развести руки в стороны, а затем повернуть голову направо и налево)
Стоп! Смотрите прямо -
Что же перед вами? (показать фотографию Центральную площадь города)

(Выслушать ответы детей и продолжить игру)

На экскурсию мы едем…
Стоп! Смотрите прямо -
Что же перед вами? (показать фотографию кинотеатра Юган. Выслушать ответы детей и продолжить игру)
На экскурсию мы едем…

Стоп! Смотрите прямо -
Что же перед вами? (фотография детской поликлиники)
На экскурсию мы едем…
Стоп! Смотрите прямо -
Что же перед вами? (показать фотографию жилого района города)

- Молодцы, хорошо знаете наш город.
- Ребята, а как вы думаете, кто построил наш город? (строители)
- Ребята, а вы хотите сегодня побыть строителями и построить дома?

- А из чего мы можем построить постройки? (Ответы детей)
- Но сначала мыс вами вспомним, как называются детали конструктора.

Игра "Чудесный мешочек"

Воспитатель: В этом мешочке лежат разные детали конструктора. Я буду называть какую-либо деталь, а вы потрогайте все детали в мешочке и достаньте ту, которую нужно.
- Молодцы! Детали конструктора мы вместе с вами вспомнили и правильно показали.

Соотношение объемной и плоскостной формы

Воспитатель: Все вы знаете, что для того, чтобы построить постройку – нужна схема или чертеж. Давайте вспомним, как на схеме можно изобразить призму, кубик, арку , конус и т.д.
- Перед вами лежат карточки со схематичным изображением деталей конструктора.

- Покажите карточку, где изображена эта фигура.
- Расположите ее вот так (показывает). А теперь вот так (ставит вертикально). Так работают со всеми фигурами.
- Молодцы! А теперь давайте разомнемся перед основной работой.

Физкультминутка "Строитель"

Кладу кирпич за кирпичом, (Согнутыми в локтях руками попеременно кладут один кирпич на другой)
я строю, строю новый дом.
Стена все выше, выше, (Тянуться, подняв руки вверх)
А это будет крыша. (Вверху руками изображают треугольную крышу)
Вот здесь - окно. (Перед собой руками рисуют квадрат)

А тут крыльцо. (Правой рукой, слегка нагнувшись, показывают на крыльцо)
Ступеньки посчитай: (Выпрямляются, слегка разведя руки в стороны)
Один, два, три, четыре, пять - (Шагают на месте, высоко поднимая колени)
И дверку открывай. (Правой рукой как бы открывают дверь на себя)

- Сейчас мы превратимся в юных строителей и пойдем на строительную площадку.
- Перед детьми на столе дорога (схематичное изображение), конструктор и схемы.
- Дети выбирают себе схему или предлагает воспитатель, дети выбирают место, где будут строить.
- Посмотрите, пожалуйста, на свою схему, определите, какие фигуры нужно найти для сооружения конструкции и приступайте к работе. (Самостоятельная деятельность детей. Руководство педагога, если нужна помощь)

- Молодцы, ребята! Какой красивый город у вас получился!
- Ребята. Трудно быть строителями?
- Лиза, как называется твоя постройка? Из каких деталей строила?
- А ты, Саша, что построил, из каких деталей.
- Покажи эту деталь на своей схеме. (аналогичные вопросы ко всем детям)

Рефлексия

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам выбрать себе на память смайлик.
- Ребята, кто доволен своей работой, у кого все получилось - выбирает веселый смайлик.

- кто считает, что он старался, неплохо потрудился, чуть-чуть было трудно – выбирает грусный смайлик.
- А кто не справился с работой, у кого не получилось, но будет стараться – сердитый смайлик.

- Занятие наше закончено.
- А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть с нашей постройкой. (Воспитатель предлагает игрушки из киндера. Самостоятельная игровая деятельность детей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности, формировать умение создавать конструкции в соответствии с конкретными условиями.

• Закрепить знания детей об архитектуре родного города;

• Продолжать учить конструировать по чертежам;

• Учить соблюдать симметрию и пропорции;

• Учить анализировать конструкции сооружений, определять форму, размер, расположение деталей;

• Развивать образное мышление, воображение, инициативу, творчество;

• Развивать коллективное творчество, умение работать сообща.

• Побуждать к поисковой деятельности детей, самостоятельности;

Оборудование и материалы: фотографии, слайды, наборы строительного материала, бросовой материал, схемы построек, мелкие игрушки, машинки.

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, объяснение, рассматривание, анализ, игра.

ТСО: проектор, слайды.

Воспитатель обращает внимание детей на письмо:

Воспитатель: - Ребята, вы не хотите помочь бедным жителям геометрического города?

2. Основная часть.

Воспитатель: - Тогда у нас есть продолжение письма.

- Нам нужно угадать, какая объемная фигура спрятана в схеме в виде плоских фигур?

- Чем отличаются объемные тела от плоских геометрических фигур.

Ответы детей: У плоских фигур только два измерения – длина и ширина, а высоты нет. Они тонкие, их можно нарисовать, спрятать под листом бумаги. Объёмные фигуры можно измерить в высоту, длину и ширину

- Какие плоские геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей)

- А какие объемные геометрические фигуры? (ответы детей)

Объемную фигуру можно изобразить на бумаге, в виде рисунка или в виде схемы. В чертеже изображают вид сверху, вид сбоку, вид снизу.

Сейчас мы с вами попробуем по проекциям угадать, какие фигуры здесь спрятаны.

Вид сверху вид сбоку вид снизу

Воспитатель: - Ребята, вы слышите, что-то шуршит в коробке? Давайте

Дети по одному наощупь определяют геометрическое тело и достают его из коробки.

- Вот мы с вами и назвали жителей геометрического города. А теперь нам нужно придумать, где эти объемные фигуры можно использовать. (ответы детей)

А давайте мы не только расскажем, но и покажем, что можно построить из строительных деталей, сфотографируем и отправим фото по почте.

- А что мы можем построить. (Ответы детей)

- Я приготовила для вас очередную загадку. Я покажу вам разные места в одном хорошо знакомом вам городе, а вы скажете, что это такое?

Физкультминутка

Люблю по городу шагать. Люблю смотреть, люблю читать.

Площадь – раз,Почта – два,Три – фонтан-красавец,

А четыре – наш Дворец.Пять – по парку я гуляю,

Всякий уголок в нем знаю.Шесть – на стадион хожу,

Там с ребятами дружу.Семь – конечно наш детсад,

Каждый побывать в нем рад!Восемь – детская площадка –

Здесь качели и лошадка.Девять – новый магазин,

Много ярких в нем витрин.Десять – из-за поворота

Вижу школьные ворота.Очень любим мы наш город,

Он красив и вечно молод.

- Я предлагаю вам построить самые интересные здания нашего города.

- Прежде давайте вспомним, из каких частей состоит любое здание

(Фундамент, стены, проемы оконные и дверные, перекрытия, крыша)

А чтобы начать строительство, что понадобится (чертеж, план, и т. д.)

- Кто проектирует и строит дома? (архитектор проектирует дома, а строители их строят).

- Какие должны быть архитектурные сооружения? (красивые, прочные,

- Какие условия мы с вами должны соблюдать во время строительства? (дети проговаривают технику безопасности при работе с конструктором)

Из кусочков нужно собрать фотографию, и тогда вы узнаете, какое именно здание вы будете строить.

Подойдите к столу, обсудите чертеж и свою постройку. Рассмотрите и расскажите о своей постройке, что лежит в основании постройки, сколько деталей потребуется и каких.

Дети, рассмотрев схему, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в команде, кто, что будет строить.

А теперь подберите строительный материал к этому чертежу и начинайте постройку.

В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции).

Рассматривание законченных построек.

В.: Построили город?

Нравятся вам постройки?

Сколько зданий у вас построено?

Какие здания построили?

Сколько этажей и перекрытий в жилом доме?

Совпадают постройки с чертежами?

Правильно ли подобраны детали строительного материала?

Все конструкции устойчивые, симметричные?

Поощряет детей за дружную, слаженную работу.

Наверное, каждый согласится, что сюжетно-ролевая игра — это модель взрослого общества. Что ребёнок приобретает в этой игре? Это зависит только от нас. Обучение через сюжетно-ролевые игры — эффективный и облегчённый метод, так как протекает в игровой форме, поддерживается интересом ребёнка к игровым действиям и замыслу.

Сюжетная игра — это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. Главное условие игры — наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в них, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений.

Мы построим город сами

Ценность игры заключается не только в том, что она не только расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает детей к жизни в обществе. Предлагаю вашему вниманию следующую игру для детей подготовительной к школе группы.

Ход игры

Воспитатель входит с ребятами в зал, говорит, что сейчас они будут играть, но в зале только дорожная разметка. Все в недоумении.

Воспитатель: Что это за коробка? Да это же посылка, ребята. (Воспитатель с детьми подходят к посылке, рассматривают её содержимое: дома, машины, деревья и т.п.)

Воспитатель: Что же с этим всем нам делать? А давайте сами построим город! С чего же нам начать строительство нового города? Придумала! Вы будете новосёлами. Каждый из вас получил квартиру в одном из этих домов. Выбирайте любой дом из посылки и начинайте устраиваться! (Дети в любом месте зала расставляют дома вдоль дорог.)

Воспитатель: Посмотрите, как много домов на нашей улице, все они разные: высокие, низкие, в одних живут люди (показывает на жилой дом), а есть дома, в которых на первом этаже располагаются магазинчики. (Спрашивает ребёнка.) Что находится в твоём доме?

Ребёнок: Магазин. Здесь продают хлеб.

Игра Мы построим город сами

Воспитатель: Правильно, это булочная. Нам подскажет это вывеска. (Вешает её на дом.) Мне хочется узнать, как вы устроились на новом месте, сейчас позвоню по телефону, а вы послушайте наш разговор, ребята. (Берёт один телефон себе, а другой даёт ребёнку.)

Примерный диалог с ребёнком: «Добрый день, Катя! Как устроилась на новом месте? Хочу зайти к тебе и посмотреть новую квартиру. А чтобы не заблудиться мне, скажи, какого цвета твой дом, сколько в нём этажей, нет ли в твоём доме магазина или парикмахерской. (Подобный разговор с 2-мя–3-мя детьми.)

Воспитатель: Дома бывают разные: в этих — люди живут. А какие дома можно встретить ещё на улицах города? Это здания, в которых люди работают! (Все подходят к посылке.) Давайте посмотрим, что это за здания! (Вынимают из посылки: плоскостные фигурки: детский сад, школа, больница, почта и другие, устанавливают по залу.)

Воспитатель: На каждой улице кроме жилых домов мы построили и другие здания. Вот почта (детский сад, школа и др.). Между чьими домами находится почта (детский сад, школа и др.)?

Ребёнок: Почта находится между моим и Витиным домом.

Воспитатель: Как-то одиноко нашим домам, давайте поставим вокруг них деревья и кустарники? (Дети расставляют.)

Воспитатель (поочерёдно к каждому ребёнку): «Лена, скажи, пожалуйста, что растёт около твоего дома? (Ответы детей.)

Воспитатель: Улица стала красивой, на ней между домами растут разные деревья и кусты, нам осталось только поставить скамейки. (Дети выбирают место отдыха и расставляют скамейки по городу.)

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, что такое улица?

Выслушивает ответы детей. (Улица — это пространство между двумя рядами домов для прохода и проезда.)

На какие части делится улица? (У каждой улицы есть три части: два тротуара и проезжая часть.)

Что такое тротуар? Для чего он нужен? (Тротуар — дорога для пешеходов.)

А кто движется по проезжей части? (Транспорт: машины, автобус, троллейбус.)

Воспитатель: Да, тротуар для пешеходов, здесь машинам хода нет.
Там где движутся машины, люди не должны ходить.
На улице такое место проезжей частью называется
Где людям ходить, строжайше запрещается.

А вот тут на проезжей части белая полоска. Что она обозначает? (Ответы детей.) Правильно. Проезжая часть разделена белой линией, значит здесь разрешено двустороннее движение транспорта.

Воспитатель: Вот и построили мы с вами большой городок! Поздравляю вас с открытием! А для кого мы город построили? Кто в нём будет жить?

В нашей посылке, посмотрите, есть все персонажи для того, чтобы город начал жить. (Дети распределяют роли: делятся на пешеходов, водителей и пассажиров, выбирается милиционер. По сигналу свистка светофора начинается движение транспорта и пассажиров. Если пешеход или водитель нарушает правила, то милиционер останавливает движение, делает прокол в талоне водителя, пассажиру предлагает посидеть на скамейке, чтобы со стороны изучить правила дорожного движения.)

Читайте также: