Конспект гигиена зрения для дошкольников

Обновлено: 06.07.2024

Зрение - важнейшая функция нашего организма. С помощью наших глаз мы получаем 90% информации об окружающем мире. Поэтому зрение можно назвать бесценным даром природы, который необходимо беречь и постоянно заботиться о нем. Снижение вредного воздействия и постоянный контроль за состоянием зрения, следование общим рекомендациям по сохранению здоровья глаз, предотвращение травм поможет вам сохранить хорошее зрение на долгие годы.

Органы чувств играют огромную роль в жизни человека. Нужно оберегать растущий организм от чрезмерных нагрузок на глаза, слух и т.д. Важным разделом работы с детьми дошкольного возраста является формирование навыков гигиены органа зрения.

Чистота - залог здоровья. Данное высказывание верно и для здоровья глаз. Тщательное промывание глаз помогает предотвратить различные инфекционные заболевания.

Для сохранности зрения у детей необходимо соблюдать некоторые правила:

- Нельзя читать лежа.

- Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.

- Во время занятий рабочее место ребенка должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева.

- Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость.

- Во время чтения следует делать перерывы от трех до пяти минут.

- Чтобы разгрузить глазную мышцу рекомендуется выполнять несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.

Упражнения для снятия усталости глаз

1.Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.

2.Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.

3.Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку, продолжая смотреть туда же в течение 5 сек.

4.Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек).

5.Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.

6.Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и повращать глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.

7.Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.

8.Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

Воспитатель: Объясните, как вы понимаете эти поговорки.

Воспитатель: В связи с быстрым развитием науки, техники, появлением всё новых и более сложных машин и механизмов возрастают требования к зрению людей, обслуживающих различные машины и установки.

К глазам необходимо относиться бережно, с детства и на протяжении всей жизни ценить и оберегать этот важнейший и величайший дар природы.

Воспитатель: Что бывает, когда глаза не берегут?

Две подружки рано встали,

Во дворе песком играли,

Стали строить городок,

Стряпать вместе пирожок,

Надоело им играть,

Стали вверх песок бросать,

Но промчался ветерок

И занес в глаза песок.

Тёрли девочки глаза-

Набегала в них слеза.

Веки вспухли, покраснели,

Словом, очень страшный вид.

Врач сказал- конъюнктивит.

И назначил прижиганья.

Осторожным надо быть,

Чтоб глаза не засорить!

Все в газете прочитали:

Будет солнышка затменье,

А взрослые объяснили,

Как проводят наблюденья.

Поспешили два мальчишки,

Побросав свои дела,

Посмотреть на солнце просто-

Без очков и без стекла.

-Нам стекло,-сказали дружно,-

Затемнённое не нужно,

Без него на небе ясном

Видим солнце мы прекрасно…

И мальчишки зря хвалились:

Их глаза потом слезились,

Сильно начали болеть.

Поздно поняли ребята,

Как на солнце без стекла-то

Воспитатель:

Защитные очки от солнца были известны в древнем Египте ещё 3300 лет назад. Разумеется, их носили только богатые люди, потому, что они стоили необыкновенно дорого. В Лондонском национальном музее хранится уникальный экземпляр таких очков, обнаруженных в гробнице.

Получила двойку Алла,

Слёзы капали из глаз,

Руковом их вытирала,

Помогал ей целый класс.

Ты запомни, Алла сразу:

В глаз легко внести заразу,

Глаз не трогай рукавом,

Только чистеньким платком.

Воспитатель:

Глаза могут заболеть, если в них попадёт грязь, которая является рассадником многих заболеваний. Грязь заносится в глаза, когда мы их трём грязными пальцами, когда вытираем их грязным полотенцем, спим на грязной подушке.

Воспитатель:

Что нужно делать, чтобы уберечь глаза от заболеваний?

Дети: Надо пользоваться чистым полотенцем, спать в чистой постеле, не тереть глаза руками.

Воспитатель:

А если глаз заболел или засорился. что нужно делать?

Нужно немедленно обратиться к врачу или медицинской сестре.

Мне соринка в глаз влетела,

Заболел, слезится глаз,

Я иду в больницу смело,

Там помогут мне сейчас.

Мне соринку удалили,

Глаз слезиться перестал

И врачи предупредили,

Чтоб я глаз не засорял.

Нежен глаз и от соринки,

От песчинки и пылинки,

Если сразу не убрать,

Может сильно пострадать.

Воспитатель:

Большое значение имеет для сохранения зрения освещение. При плохом освещении глаза напрягаются и очень быстро утомляются.

Наша Нина с увлеченьем

Вечером сидит за чтеньем.

Очень любит сказку Нина

Про мальчишку Буратино.

В уголке она читала,

Было света очень мало.

Всё плывёт перед глазами,

Налились они слезами,

Расплылись у книжки строчки,

Незаметны стали точки.

Знают взрослые и дети,

Что читают лишь при свете.

В темноте нельзя читать-

Будут глазки уставать.

Воспитатель:

Для сохранения хорошего зрения важно правильно сидеть, не наклоняясь низко над книгой. Долго читать нельзя, нужно давать глазам отдохнуть.

Некоторые дети теряют зрение при неосторожном обращении с острыми предметами. Предохранить себя и других от этих несчастных случаев очень легко. Как?

Дети: Когда держите карандаш, ручку, вилку, ножик нельзя размахивать руками. Нельзя бегать и прыгать с острыми предметами в руках. Нужно правильно держать и передавать острые предметы.

Шилом узел на верёвке

Развязать решился Вовка.

Сорвалась рука, и шило

Глаз Вовке повредило.

Шило, ножницы, ножи

Ты в игрушках не держи,

Ведь поранить очень просто

Можно глаз предметом острым.

Воспитатель:

Чтобы зрение оставалось хорошим, нельзя много смотреть телевизор, нельзя сидеть близко у телевизора, сидеть прямо перед экраном, а не с боку. Во время просмотра телепередач должен быть включён свет.

Но если ухудшилось зрение, врач прописывает очки.

Ребята, скоро вы пойдёте в школу. Запомните все эти правила:

Ранить глаз легко и просто-

Не играй с предметом острым.

В глаза песок не насыпай.

В кровати лёжа не читай.

На яркий свет смотреть нельзя-

Испортить можешь ты глаза.

Не пиши, склонившись низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся как от ветра,

От стола до ваших глаз

Должно быть 30 сантиметров.

Детская гимнастика для глаз

Детская гимнастика для глаз Детей уже с 2-х лет следует обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Необходимо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формирование знаний детей об органах чувств.

Формирование знаний у детей значение органов зрения для познания окружающего мира. Дать знания по охране зрения человека. Формировать умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, используя практическое экспериментирование. Воспитывать чуткое отношение к людям с физическими недостатками.

Словарная работа:

1. ЗРАЧОК- это отверстие в радужной оболочке глаза, через которое в глаз проникают световые лучи.(Толковый словарь Ожогов)

2.ГЛАЗНИЦА-это парная костная впадина в лицевой части черепа, вмещающая глазное яблоко. (Толковый словарь Ожогов)

3.Радужная оболочка (спец.) - передняя часть сосудистой оболочки глазного яблока, расположенная впереди хрусталика и определяющая собой цвет глаз. (Толковый словарь Ожогов)

Дидактические средства: Картины, овощи и фрукты, гречка, каша овсяная, рисунок морковки, тарелка, клей, салфетки для каждого ребенка.

Мотивация общения: (появление Лунтика с прозьбой рассказать ему как беречь глаза)

Ход занятия:

Дети заходят в группу.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, мы поздороваемся с ними.

Воспитатель: А теперь поздоровайтесь глазами.

(Дети закрывают и открывают глаза)

Воспитатель: А теперь улыбнитесь друг другу. Подарим друг другу улыбку, и у нас будет отличное настроение.

(Дети смотрят друг на друга и улыбаются)

Игровая мотивация : приход Лунтика с прозьбой рассказать как беречь глаза.

Воспитатель: расскажем Лунтику как беречь глаза?

Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в необычное путешествие с Лунтикам – посетить Институт Здоровья. Ну что пойдём?

Воспитатель: Тогда проходите в Институт Здоровья. Присаживайтесь на стульчики.

(Дети проходят в Институт и садятся на стульчики.)

Воспитатель: Этот Институт необычный – здесь изучают наши органы чувств. А какие органы чувств вы знаете?

Дети: Глаза, уши, нос, язык.

Воспитатель: Правильно, дети. Вы назвали все органы чувств - глаза, уши, нос, язык. О каком органе чувств мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.

Воспитатель: Верно, это глаза. Значит, мы с вами сегодня будем изучать глаза. Как вы думаете, зачем человеку глаза?

Дети: Чтобы видеть, читать и т.д.

Воспитатель: Правильно, глазами мы видим мир.

Ребята, вы готовы узнать много интересного о наших глазах.

Воспитатель: Тогда приглашаю в лабораторию № 1.

(Воспитатель показывает картину и объясняет строение глаза)

Ребята, давайте мы с вами немного отдохнём.

(Дети встают и делают зрительную гимнастику)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы видеть лучше мир.

Теперь нажмём немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много

Чтоб усилить тысячу раз!

Воспитатель: Молодцы, ребята, А теперь тихонечко садитесь на свои места.

Сейчас я приглашаю в лабораторию № 2.

Ребята, как же беречь глаза?

Дети: Носить очки, не кидать песок, капать глаза и т.д

Воспитатель: Верно, ребята. Надо запомнить несколько правил.

Нельзя близко сидеть у телевизора.Расстояние между ребенком и телевизором должно быть не меньше 3метра.

Нельзя читать книгу лёжа на кровати. Книгу надо читать сидя.

Если в глаз попал песок нельзя вытирать грязными руками, а надо платком.

Нельзя играть острыми колючими предметами, можно уколоть глаза.

Воспитатель: Давайте, ещё раз напомним эти правила.

(Дети повторяют правила)

Воспитатель: А сейчас мы отправляемся в следующую лабораторию. Перед тем как попасть в неё, нам необходимо сделать небольшую разминку.

Руки за спину, головки назад.

(Руки за спину, голову откинуть назад)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Рассматривать потолок)

Головку отпустим – посмотрим на пол

(Опустить голову, посмотреть на пол)

И снова наверх – где муха летает?

Глазами повертим, поищем её.

И снова садимся, немного ещё.

Человеческое зрение очень сложное. Иногда оно даёт неправильное представление тому, что видит человек на самом деле.

Давайте, рассмотрим эту картину. Что вы здесь видите?

Дети: Слона, собаку, обезьяну, кошку, мышку, лошадку.

Воспитатель: Верно. Сколько здесь животных.

Воспитатель: А теперь попробуйте определить: какой из отрезков длиннее – красный или синий.

Воспитатель: Нет, они одинаковой длины. Вас обмануло ваше зрение.

(Воспитатель прикладывает друг на друга отрезки)

Воспитатель: А теперь угадайте: какой из кругов, расположенных посередине больше.

Воспитатель: И снова вас обмануло зрение. Круг желтого и зелёного цветов одинакового размера.

Воспитатель: Как вы думаете, какие продукты полезны для глаз?

Дети: Яблоки, морковь, рыба и т.д.

Воспитатель: Для нашего глаза очень полезны продукты, где много витаминов. Это морковь, свёкла, салат, дыня, печень, творог, абрикос, черника, чеснок. И, конечно гречневая и овсяная каши.

Ребята, я вас приглашаю в следующую лабораторию.

(Дети переходят на рабочую зону)

Воспитатель: Самыми полезными для глаз являются морковь и гречневая каша. Чтобы вы и Лунтик это запомнил, я предлагаю вырастить морковку. Морковка необычная – она у нас будет гречневая. Изображение морковки я намазываю клеем, а затем аккуратно на него сыплю гречневую крупу. Вот так. (Показывает). Затем тихонечко надавливаю ладошкой, чтобы крупинки наклеились. Непроклеенные крупинки высыпаю обратно на тарелочку. Вот какая необычная морковка. Дети, вам понятно?

Воспитатель: Тогда приступайте к работе.

(Дети выполняют работу)

Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось вам в Институте Здоровья? Но нам пора возвращаться в садик. Берите свои гречневые морковки и возвращаемся.

Лунтик: спасибо вам ребята вы меня научили как беречь глаза и что полезно для глаз.

Познакомить детей с тем, что глаза являются проводником информации об окружающем мире. Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Познакомить со строением глаза.

Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. Закрепить знания детей о правилах бережного отношения к органу зрения.

Воспитывать чувства сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь.

Коррекционные цели:

Учить детей дополнять зрительную информацию той, которую они получают с помощью сохранных анализаторов.

Развивать прослеживающую функцию глаза и фиксацию взора, логическое мышление, долговременную память.

Локализовывать зрительную деятельность и движение рук, развивать глазодвигательную функцию.

Словарная работа:

Обогащение словаря- зрачок, сетчатка, глазница, радужная оболочка, зрительный нерв, глазное яблоко, хрусталик, мышцы глаза;

Активизация словаря- брови, верхнее веко, нижнее веко, ресницы.

Методические приемы:

Беседа, рассказ, ТРИЗ, художественное слово, показ, объяснение.

Оборудование:

Предварительная работа:

Дети заходят в зал и здороваются с гостями. Садятся около воспитателя на коврик.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Двое – глядят, двое – слушают,

Один – вдыхает, один – говорит.

- Правильно, ребята, это глаза, уши, рот и нос – наши незаменимые помощники. Вот сегодня мы поговорим о наших глазках, как они нам помогают.

- Возьмите зеркальце и посмотрите, что вы там видите?

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

( Дети перечисляют, что видят в зеркальце: волосы, рот, нос, щеки, брови, уши …)

Воспитатель: Давайте рассмотрим наши глаза. Посмотрите друг другу в глазки. Что вы там видите?

( маленький цветной кружок и черную точку по середине )

Воспитатель: Этот цветной кружок называется радужная оболочка. У одних она серая, у других – зеленая, голубая, черная. Посмотрите в зеркальце и скажите, какого цвета у вас радужная оболочка?

( у меня радужная оболочка коричневая ( кареглазый ) , у меня радужная оболочка серая ( сероглазый )…)

Воспитатель: А черная точка у нас в глазах – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то, на что смотрим.

- Природа заботливо охраняет орган зрения. Как вы думаете, для чего нам нужны брови? (ресницы, веки ).

Воспитатель: Давайте подойдем к мольберту и я вам сейчас расскажу строение наших глаз.

- Зрение – это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Оно называется глазное яблоко. Давайте мы аккуратно, пальчиками потрогаем его. Мы его не можем потрогать целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу. А наружу выглядывает любопытный зрачок.

Но прежде, чем попасть в глазное яблоко, свет должен пройти через маленькое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Поэтому его назвали таким чистым, прозрачным словом – хрусталик.

- Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам , как по телефонным проводам , сигналы мчатся в мозг и человек видит то, на что смотрит.

- Вот видите, как сложно устроен наш глаз!

- А теперь, давайте закрепим части глаза. Берите пособия и садитесь на свои места.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела, (дети машут руками)

А за нею шмель – шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза - (загибают пальчики по тексту)

Как фонарики глаза. (смыкают пальцы в виде фонариков около глаз)

От усталости упали! ( машут руками и опускают )

1. Выложить глаз из счетных палочек.

2. Собрать рисунок глаза из частей.

3. Нарисовать глаз по точкам.

4. Выложить на пластилине фасолью, чешуйками от орешков глаз.

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз –

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше –

Убедитесь вы сейчас!

( Ребенок с завязанными глазами должен определить:

1. Быстро или медленно едет машина?

2. Что это за предмет?

3. Какого цвета флажок?

4. Я стою или сижу?

5. Что я сейчас делаю?

6. К кому я подошла? )

- Вот видите, ребята, как тяжело жить, когда ничего не видишь. А вы знаете, среди нас есть люди, которые ничего не видят. Кто – ни будь встречал такого человека? Как он ориентируется в пространстве? (ответы детей )

- Такие люди передвигаются с помощью палочки – они идут и постукивают палочкой перед собой. А в больших городах, есть специально обученные собаки – поводыри, которые помогают человеку передвигаться. Ребята, вот если мы встретим такого человека, как мы ему сможем помочь?

Сюрпризный момент.

Незнайка Ну, наконец, я вас нашел!

Воспитатель Незнайка, ты пришел в гости и ни с кем не поздоровался, разве это прилично? И почему у тебя такие красные глаза и опухшие веки?

Незнайка – Ну, здрасте! ( Зевает.) Да я только что проснулся. Я вчера целый день лежал на диване и смотрел мультики, а потом мне надоело и я пошел играть в компьютер – а там стрелялки всякие, догонялки – ужас, как интересно! А тут пришел Пилюлькин, доктор наш, отругал меня, как всегда и к вам отправил на перевоспитание. А почему, не пойму?

Воспитатель: Ай – ай – ай, Незнайка! Даже маленькие дети знают, как надо беречь зрение!

- Ребята, давайте вспомним, как надо поступать, для того, чтобы глаза были здоровы? Что можно делать, а чего нельзя?

( Дети выбирают на столе картинки, прикрепляют магнитом к доске и объясняют правило.)

Воспитатель: Ребята, а мы же еще знаем какие овощи, фрукты и ягоды полезны для глаз. Назовите их. ( Яблоко, морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, красный перец, шиповник, абрикос, изюм.) Давайте нашему гостю сделаем салат.

Читайте также: