Конспект почему мы болеем

Обновлено: 06.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Вступительное слово педагога: В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми: с самого утра они сидели и читали ученые книги, решали компьютерные задачи, смотрели передачи для умников по телевизору. Они так увлекались, что забывали сделать зарядку, вовремя поесть, мало бывали на свежем воздухе, не умели играть в мяч, плавать, не любили бегать и ходить по лесу. Правителя огорчало, что сыновья ходят, ссутулившись, часто, подолгу болеют и лекарства, рекомендованные самыми лучшими врачами, им не помогают. Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: “Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?”. Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: “Здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях”. Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны. – От кого зависит здоровье человека?

-воспитывать желание заниматься укреплением здоровья.

Материалы: плакат с картинками (или отдельные картинки, на которых изображено неправильное поведение детей в различное время года (приложение 5).

Ход занятия.

Свати, мудрый муравей,

Со Звезды пришел своей.

Мудрый, мудрый муравей,

Научи ты нас, людей.

Ты пришел издалека

Сквозь туманы и века.

Научи нас, как нам быть,

Чтоб сто лет нам всем прожить?

Хорошо. Я помогу,

Но сначала в лес пойду.

Я узнаю у зверей,

Что нам сделать для людей.

Звери долго все живут,

Не болеют и не лгут,

Все они помочь готовы.

Только стоит захотеть.

Все узнать и не болеть!

- Что же ответили муравью растения и животные?

По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость - это особая мудрость и болезни ее боятся. Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость - это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.

Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми. Дикий кот считает, что человек часто бывает, неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью. Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.

- Какие же причины болезни людей назвали растения и животные (роза, пальма, тигр, дикий кот, кабан? Назовите их.

- Что еще в поведении и привычках людей может служить причиной болезни? (простуда, неправильное питание, нарушение правил гигиены, неосторожность в быту).

- От кого зависит здоровье человека?

Проблемная ситуация: иногда можно встретить человека, который здоров (нет температуры, ничего не болит, но в тоже время выглядит как -будто больным. Почему? (Необходимо подвести детей к правильному ответу – человек плохо спал или спал, но очень мало).

- Сон нужен и животным и человеку. Как спят животные? (Медведи, барсуки спят всю зиму. Летучие мыши спят днем, причем так, как никто не спит: вниз головой).

- А как спят лошади, кошки, рыбки? Почему?

- Как спит человек?

- Кому сколько надо спать?

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!

Нет, я не спорю, я не злюсь –

Я чай на кухне пью.

Я никуда не тороплюсь.

Когда напьюсь – тогда напьюсь!

Напившись, я встаю

И, засыпая на ходу,

Лицо и руки мыть иду,

Я раздеваюсь полчаса,

И где-то в полусне

Я слышу чьи-то голоса,

Что спорят обо мне.

Сквозь спор знакомых голосов

Мне ясно слышен бой часов.

И папа маме говорит:

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час, хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

(И в этом, право, нет вреда)

Всю ночь совсем не спать!

- Кто из вас ложится спать, как герой стихотворения?

- Почему он заснул сидя?

- Действительно ли иногда можно совсем не спать и это не повредит здоровью?

- Что чувствует человек, когда плохо спал? (Он вялый, рассеянный, раздражительный).

Потребность во сне у людей различная в разном возрасте. Детям 6-9 лет рекомендуется спать 11-11,5 часов, ложиться спать в 21 час. Но главное – самочувствие: если человек встает после сна бодрым, не испытывает сонливости, значит продолжительность сна достаточная. Человек спит треть жизни, около 25 лет!

1. Мыть ноги, руки, принимать душ.

3. Гулять на свежем воздухе.

4. Спать на жесткой постели на спине.

5. Проветривать комнату.

- Снятся ли вам неприятные сны?

- Как вы думаете, почему?

1. Перед сном много пить и есть.

2. Смотреть страшные фильмы.

3. Слушать громкую музыку.

4. Физически напрягаться.

5. Играть в шумные игры.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы заданья,

Приступили мы к зарядке Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот Повороты корпусом

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! Приседания

И в последний раз присели,

А теперь за стол мы сели. Дети садятся на свои места

- Поговорим о других причинах плохого самочувствия. Я читаю четверостишье, ваша задача объяснить по каким причинам с нашими героями могли произойти подобные ситуации.

У курицы нынче болит голова:

Вчера позвала ее в гости сова,

Они прогуляли всю ночь напролет,

А днем наша курица носом клюет.

• Лиса захотела поесть вечерком,

В курятник она пробиралась тайком,

Но пес в темноте на лисицу напал,

И вмиг аппетит у плутовки пропал.

• Из речки водички попил крокодил

И вместе с водичкой бревно проглотил.

Не видит от боли ни ночи, ни дня

Вздыхает мартышка: «Какая судьба!

Я, кажется, стала глазами слаба

Беру я из хлебницы белый батон

- Получается, что в каждое время года, есть свои особенности в поведении на улице, о которых не стоит забывать.

Вывод. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

- Подумайте, что в этой сказке, правда, а что вымысел?

- Что помогает нам победить микробов? (Вода)

С водой надо дружить. Вода - доктор. Без воды не может жить человек.

- Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?

- Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце)

- Да, Вода и Мыло - настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

- Когда следует мыть руки?

- Как надо правильно мыть руки?

Советы доктора Воды:

• Каждую неделю мой тело горячей водой с мылом.

• Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

• Каждый день мой ноги и руки перед сном.

• Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.

• Закаляйся (обтирания, душ).

Помните, мы говорили о природном скафандре человека? Как он называется? (Кожа). Верно, так, вот по уходу за кожей, тоже есть основные правила. Вот они:

1. Нужно каждый день ополаскиваться тёплой водой, регулярно мыться с мылом и мочалкой.

2. Если кожа у тебя чешется или ты поранился, ушибся, обязательно скажи об этом родителям.

3. Не играй со спичками и с огнём, иначе ты можешь сильно обжечься.

4. В холодную погоду защищай кожу от обморожения. Особенно береги от мороза пальцы рук и ног, кончик носа и уши.

5. Летом нельзя слишком долго загорать под солнцем, это может привести к опасному ожогу кожи.

- Ребята, а какие причины болезней людей вы знаете?

- По каким признакам можно понять, что человек заболел? (Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота u др.)

Какие врачи нас лечат.

-Вспомните сказку о докторе Айболите. Он один лечил зверей от всех болезней. Бывает ли так на самом деле в нашей жизни?

- Кто лечит вас, когда вы болеете?

- Как называется врач, который лечит на дому взрослых? (Терапевт)

- Детей? (Педиатр)

- Зубы? (Стоматолог)

- Глаза? (Окулист)

- Уши, горло, нос? (Отоларинголог)

- Делает операции? (Хирург)

Есть, конечно же, еще много других врачей, о которых вы узнаете со временем.

- Какие лечебные учреждения вы знаете?

- Чем они отличаются и что у них общего?

Итог занятия

-Чем запомнилось вам наше занятие?

-Что понравилось больше всего?

- Что вы для себя уяснили?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Почему мы болеем?

Цель: выяснить с обучающимися, отчего мы болеем, и как предотвратить болезнь

познакомить учащихся с причинами возникновения болезней, способами и методами их профилактики;

познакомить с практическими приёмами укрепления здоровья; воспитывать в детях стремление быть здоровыми, вести здоровый образ жизни.

научить работать с научным текстом;

научить находить нужную информацию, умение делать связные высказывания;

воспитывать аккуратность, стремление вести здоровый образ жизни, следить за своим

развивать внимание, логическое и творческое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать вывод;

Метапредметные результаты

Познавательные : находить в тексте необходимые сведения факты и другую информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.; контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.

Личностные результаты

2. Введение новой темы

Для того ,чтобы узнать тему нашего занятия, необходимо отгадать ребусы.

-Давайте подумаем, на какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке? (Почему мы болеем?)

-Ребята, скажите, какой сказочный герой знает все о здоровье? (Доктор Айболит).

- Этот сказочный персонаж будет помогать нам на протяжении всего нашего занятия.

-Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос, почему сыновья у правителя болели?

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми: с самого утра они сидели и читали ученые книги, решали компьютерные задачи, смотрели передачи для умников по телевизору. Они так увлекались, что забывали сделать зарядку, вовремя поесть, мало бывали на свежем воздухе, не умели играть в мяч, плавать, не любили бегать и ходить по лесу. Правителя огорчало, что сыновья ходят, ссутулившись, часто, подолгу болеют и лекарства, рекомендованные самыми лучшими врачами, им не помогают.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: “Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?”. Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: “Здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях”.

- Взгляните внимательнее, в руке у Доктора Айболита основной девиз нашего занятия : Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!

- По каким признакам можно понять, что человек заболел?

(Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота и др.)

2. Работа со стихотворением

- Ребята приготовили стихотворение, давайте его послушаем.

Стихотворение С. Михалкова “Грипп”.

Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь “принесла”.
Кашляет, чихает, слезы вытирает.
У нее несчастный вид – очень голова болит,
Нос припух, температура – видно, ей нужна микстура.
И глотать ей тоже больно – очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки – она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить – трудно громко говорить.
В общем, встали все дела – так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться – с процедурами Катя мирится,
Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь – надо многое успеть.

– Чем отличается заболевший человек от здорового?

– Как вы думаете, приятно человеку болеть?

3. Как помочь больному?

– Что надо делать, если заболел твой брат (сестра) или ты сам?

(Сказать об этом взрослым. Если нет взрослых дома, надо помочь больному человеку.)

Дать теплое питье (чай с малиной, вишней);

При высокой температуре:

Чаще проветривать комнату;

Давать часто питье;

Положить на голову холодный компресс;

Физкультминутка

4. Правила приема лекарств

Ребята, скажите, что мы должны принимать, чтобы быстрее выздоровить?

Давайте прочтем основные правила приема лекарств (Слайд1 )

- не принимай никакие лекарства самостоятельно;

- лекарства прописывает только врач;

- все лекарства должны храниться в специально отведенном месте – аптечке, которая должна закрываться;

- проверяйте срок годности лекарства;

- читайте описание, инструкции

5. Беседа о профилактике болезней. Загадки

- Мы поговорим о профилактике заболеваний и о том, как лекарственные растения могут заменить таблетки и уколы.

– Ребята, а какие народные средства используют ваши родители, бабушки, для профилактики заболеваний?

– Угадайте, о каких растениях, обладающих лечебными свойствами, говорится в загадках.

Стоит в лесу кудряшка –

В середине золотистая.

Кто она такая чистая? (ромашка)

– Вспомните, что вы знаете о цветке ромашка, при каких заболеваниях ее применяют?

Слово “ромашка” переводится как милая. Родина ромашки – Америка. Давным – давно, как сорняк, ромашка вместе с зерном попала в трюм пароходов, затем ехала по железной дороге, на машинах и лошадях по всей России. Ее мелкие семена рассыпались и разносились ветром. Душистым отваром из цветков ромашки лечат кашель, поласкают горло, когда болят десна.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки –

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

– Расскажите, что вы знаете о подорожнике?

Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла во рту раненой подруге листик подорожника. И через некоторое время они вместе скрылись из глаз.

Чтобы вылечить ранку или ссадину, необходимо промыть водой не менее семи листиков подорожника, протереть их насухо и все сразу приложить к ране. Повязку следует оставить на 2-3 дня.

Жжется, а не огонь;

Злая, а людей лечит. (Крапива)

Люди говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Ей посвящена целая поэма: “Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семена крапивные смешанные с медом надежно лечат колики”.

Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки

Не выше кочки. (Брусника)

– Какую помощь оказывает людям брусника?

(Отвар листьев брусники снимает жар и головные боли, улучшает аппетит.

- Кто приходят к нам на помощь, когда мы заболеем ? (врачи)

Он, как волшебник, может вылечить любой недуг у детей и взрослых: ведь он знает все лекарства и у него есть множество инструментов, помогающих ему в его интересной и ответственной работе. Но чтобы стать врачом, нужно много знать, ведь от этих знаний зависит жизнь человека. Кроме того, врач должен быть добрым, он должен любить и жалеть своих пациентов

терапевт - лечит взрослых.

педиатр – заболевание глаз;

стоматолог – выполняет операции

окулист – заболевание зубов;

отоларинголог (ЛОР) – заболевания уха, горла, носа;

хирург - лечит детей

– Когда мы заболеваем, то идем к врачу, который выписывает рецеп т для получения лекарства. На рецепте врач обязательно поставит печать. Доктор Айболит выписал вам рецепты . На рецептах (у каждого ученика на столе) , которые лежат перед вами тоже есть печати. Прочитайте, что выписано на рецепте. Если вам было интересно, комфортно на уроке, эта печать должна быть красного цвета. Если что-то не понравилось – синего, а если вам было неинтересно и ничего полезного вы не узнали, печать должна быть черного цвета.

ЦЕЛЬ: Знакомство учащихся с правилами сохранения здоровья на основе их информирования о проявлениях (симптомах) разных болезней, правилах поведения во время болезни, приемах и способах предупреждения и лечения некоторых заболеваний, создать представления о простудных заболеваниях, гриппе.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, гербарии, практический материал (лекарственные растения).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.


В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми: с самого утра они сидели и читали ученые книги, решали компьютерные задачи, смотрели передачи для умников по телевизору. Они так увлекались, что забывали сделать зарядку, вовремя поесть, мало бывали на свежем воздухе, не умели играть в мяч, плавать, не любили бегать и ходить по лесу. Правителя огорчало, что сыновья ходят, ссутулившись, часто, подолгу болеют и лекарства, рекомендованные самыми лучшими врачами, им не помогают.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: “Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?”. Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: “Здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях”.

Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны.

– От кого зависит здоровье человека?

Основной девиз “уроков здоровья”: Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

– Какие причины болезней у людей вы знаете? Почему они болеют?

– По каким признакам можно понять, что человек заболел?

(Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота и др.)

Стихотворение С. Михалкова “Грипп”.

Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь “принесла”.
Кашляет, чихает, слезы вытирает.
У нее несчастный вид – очень голова болит,
Нос припух, температура – видно, ей нужна микстура.
И глотать ей тоже больно – очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки – она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить – трудно громко говорить.
В общем, встали все дела – так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться – с процедурами Катя мирится,
Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь – надо многое успеть.

– Чем отличается заболевший человек от здорового?

– Как вы думаете, приятно человеку болеть?

2. Оздоровительная минутка.

3. Игра “Кто больше знает?”

– Какие болезни вы знаете?

– Назовите признаки болезней?

4. Как помочь больному?

– Что надо делать, если заболел твой брат (сестра) или ты сам?

(Сказать об этом взрослым. Если нет взрослых дома, надо помочь больному человеку.)

  • Укутать;
  • Дать теплое питье (чай с малиной, вишней);
  • Положить грелку.

При высокой температуре:

  • Чаще проветривать комнату;
  • Давать часто питье;
  • Положить на голову холодный компресс;
  • Сделать обтирание (1 ст. ложка воды, 1 ст. ложка уксуса).

5. Беседа о профилактике болезней.

Мы поговорим о профилактике заболеваний и о том, как лекарственные растения могут заменить таблетки и уколы.

– Ребята, а какие народные средства используют ваши родители, бабушки, для профилактики заболеваний?

– Угадайте, о каких растениях, обладающих лечебными свойствами, говорится в загадках.

Стоит в лесу кудряшка –
Белая рубашка,
В середине золотистая.
Кто она такая чистая? (ромашка)

– Вспомните, что вы знаете о цветке ромашка, при каких заболеваниях ее применяют?

Слово “ромашка” переводится как милая. Родина ромашки – Америка. Давным – давно, как сорняк, ромашка вместе с зерном попала в трюм пароходов, затем ехала по железной дороге, на машинах и лошадях по всей России. Ее мелкие семена рассыпались и разносились ветром. Душистым отваром из цветков ромашки лечат кашель, поласкают горло, когда болят десна.

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)


– Расскажите, что вы знаете о подорожнике?

Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла во рту раненой подруге листик подорожника. И через некоторое время они вместе скрылись из глаз.

Чтобы вылечить ранку или ссадину, необходимо промыть водой не менее семи листиков подорожника, протереть их насухо и все сразу приложить к ране. Повязку следует оставить на 2-3 дня.

Жжется, а не огонь;
Злая, а людей лечит. (Крапива)

Люди говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Ей посвящена целая поэма: “Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семена крапивные смешанные с медом надежно лечат колики”.

Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
Меня зовут царем кустов
За цвет мой и за запах
Моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый
Вас ранить готов,
Я помогу всем больным
И тем, кто здоров. (шиповник)


– Чем славятся плоды шиповника?

(В шиповнике очень много витаминов.)

Настой шиповника пьют для профилактики простудных заболеваний. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С.

Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки
Не выше кочки. (Брусника)

– Какую помощь оказывает людям брусника?

(Отвар листьев брусники снимает жар и головные боли, улучшает аппетит.)

Читайте также: