Конспект сравнение слов по звучанию

Обновлено: 06.07.2024

Тема. Дифференциация сходных по звучанию слов.

Цель. Учить различать сходные по звучанию и написанию слова.

Задачи. Закреплять в активной речи слова, обозначающие форму и цвет предметов.

Упражнять в выкладывании слов из букв и чтении коротких слов.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематический слух, устойчивость и концентрацию внимания, память и мышление.

Развивать координацию движений и ручную моторику.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Отгадай загадку и узнаешь, кто к нам придет в гости.

Прячется от кошки.

- Правильно, это мышь.

Работа с карточкой. Задание:

- С помощью дорожек определи, к каким буквам ходили в гости буквы М и Н.

Ребенок ведет пальцем по дорожке и читает слог.

- В гости к мышке пришел медведь. И принес игру.

- Назови фигуры, которые принес медведь. (треугольник, квадрат, круг).

- Помоги медведю и мышке выложить фигуры в таком же порядке, как на доске.

У ребенка такие же фигуры с написанными на них буквами.

- Какая фигура первая? Какая вторая? Какая третья?

- Посмотри, у нас получилось какое-то слово. Давай его прочитаем.

Ребенок читает слово КОТ.

- Ой, мышка испугалась кота и убежала.

Мышка в норку пробралась,

На замочек заперлась.

В дырочку глядит –

- Медведю стало скучно одному, решил он позвать друзей. А его друзья медвежата собрались погулять, но у них перепутались шапки. Помоги подобрать медвежатам шапки по цвету шарфиков.

- Какого цвета шапка? (красная). Где медвежонок в красном шарфике? (соединить линией шапку с медвежонком).

- Медведю пришло зашифрованное письмо. Давай поможем узнать, что там написано.

Ребенку предъявляется карточка с четырьмя заштрихованными буквами. И такие же буквы не заштрихованные.

- Назови спрятанную букву. Закрой ее такой же буквой.

Руки в стороны, в кулачок, Выполнять движения согласно

Разожми и на бочок. тексту стихотворения.

Руки вверх, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разожми и на бочок.

- Из этих букв можно составить слово. Давай попробуем выложить слово МЫШКА, чтобы она к нам вернулась. Какой первый звук в слове МЫШКА? Какой второй? И т. д.

- Давай прочитаем, что у нас получилось.

- Посмотри, у меня есть еще одна буква. Как называется эта буква? (И).

- Какое слово получится, если вместо буквы Ы поставить букву И?

Ребенок переставляет буквы. Затем читает слово.

- Я знаю, как вернуть нам мышку. Надо сначала прогнать кошку.

- Кого боится кошка? (собаки).

- Нужно найти среди домов домик собаки. Как называется домик собаки? (конура)

- Давай нажмем на домик и узнаем правильно мы его выбрали?

- Посмотри, кошка убежала? (нет)

- Давай еще раз попробуем ее прогнать.

Картинка: три белки и кошка.

- Кто лишний? (кошка)

- Давай ее прогоним.

- Вот и вернулась к нам мышка. Но мишке и мышке пора уходить домой. Давай подарим им на память их имена.

Слова с пропущенной буквой.

- Вставь букву Ы или И и подари слова.

- Мишка с мышкой пойдут домой, давай с ними попрощаемся и пойдем в группу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Расширенный план- конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (4 года).

Педагога дополнительного образования Карташовой С.А.

Время проведения : 9:30-9:50 1гр, 10:30-10:50 2 гр, 11:30-11:50 3 гр.

Место проведения : 4 каб.

Дата проведения: 21.10.17

Цели и задачи урока:

- знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие);

- продолжать знакомить с многообразием слов; познакомить с тем, что слова могут звучать похоже;

- учить отгадывать загадки; развивать внимание, логическое мышление; учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

- продолжать знакомить с моделированием- слово обозначается в виде прямоугольника;

- учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова;

- учить рисовать короткие линии (иголки ёжикам);

- формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач;

- формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: рабочие тетради, простые и цветные карандаши.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. А какая группа ко мне пришла? (1,2,3)

-А на какой урок вы пришли? (развитие речи)

-А как меня зовут? (Светлана Алексеевна)

-А какая сейчас часть суток? (утро, день)

-а какое время года за окном? (осень)

- Молодцы, все вы у меня знаете. А сейчас мы садимся с вами ровно, ручки кладем на стол и начинаем наш урок.

-Ребята, посмотрите, а кто у меня в руках? (мишка)

-Медведь просит вас еще и соединить картинки, названия которых звучат похоже. Попробуйте выполнить это задание. ( дети выполняют задание)

-Что вы соединили и почему? (мы соединили лук- жук, санки- банки, потому что эти слова звучат похоже)

- Зайчики мои, мишка предлагает вам отгадать загадки, которые он для вас приготовил. Как только вы отгадаете загадки, вы должны обвести по точкам прямоугольник.

-А прямоугольник это что? (это слово которые мы называем)

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

Стучим, стучим. (Часы)

А с водой не знается. (Кошка)

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч)

Не будильник, а звонит,

Не приемник- говорит.

Угадайте, кто же он?

Ну конечно… (Телефон)

- Назовите предметы, под которыми есть прямоугольники. ( телефон, часы, мяч, кошка)

-Как звучат названия этих предметов? (по-разному)

-Значит в этом слове один слог.

-Какое слово у нас получилось самое короткое? (мяч)

- А какое у нас слово самое длинное? (телефон)

- Сколько в нем слогов? Сколько мы хлопков сделали? (три)

4. Физкультминутка.

- Ребятки, я вам сейчас прочту очень интересное стихотворение про слова, а вы должны его внимательно послушать. Готовы? (да)

Есть сладкое слово- конфета,

Есть быстрое слово- ракета,

Есть кислое слово- лимон,

Есть слово с окошком- вагон,

Есть слово колючее- ёжик,

Есть слово упрямое- цель,

Есть слово колючее- ель,

Есть книжное слово- страница,

Есть слово лесное- синица,

Есть слово пушистое- снег,

Есть слово веселое- смех.

- Какие вы у меня все внимательные и умные. Вот вы назвали очень много слов, но они все звучат по-разному.

6. Дорисуй иголки ёжикам.

-Наш мишка рисовал- рисовал и нарисовал ежей. Но что-то забыл нарисовать. Как вы думаете что? (иголки ёжикам)

-Помогите мишке, дорисуйте иголки. (дети рисуют иголки)

-Вот наш урок подошел к концу. Скажите, а что за урок у нас был? (развитие речи)

8.Рефлексия.

-Скажите, а урок вам понравился? (ответы детей)

-А на что похоже ваше настроение после урока: тучка, солнце или дождик? (ответы детей)

Конспект НОД по развитию речи: Сравнение слов по протяженности

- Молодцы, все вы у меня знаете. А сейчас мы садимся с вами ровно, ручки кладем на стол и начинаем наше занятие.

-Ребята, посмотрите, а кто у меня в руках? (мишка)

-Медведь просит вас еще и соединить картинки, названия которых звучат похоже. Попробуйте выполнить это задание. (дети выполняют задание)

-Что вы соединили и почему? (мы соединили лук- жук, санки- банки, потому что эти слова звучат похоже)

- Ребята, мишка предлагает вам отгадать загадки, которые он для вас приготовил. Как только вы отгадаете загадки, вы должны обвести по точкам прямоугольник.

-А прямоугольник это что? (это слово которые мы называем)

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

Стучим, стучим. (Часы)

А с водой не знается. (Кошка)

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч)

Не будильник, а звонит,

Не приемник- говорит.

Угадайте, кто же он?

Ну конечно… (Телефон)

- Назовите предметы, под которыми есть прямоугольники. (телефон, часы, мяч, кошка)

-Как звучат названия этих предметов? (по-разному)

-Значит в этом слове один слог.

-Какое слово у нас получилось самое короткое? (мяч)

- А какое у нас слово самое длинное? (телефон)

- Сколько в нем слогов? Сколько мы хлопков сделали? (три)

Давайте попробуем прохлопать наши имена

4. Физкультминутка.

- Ребятки, я вам сейчас прочту очень интересное стихотворение про слова, а вы должны его внимательно послушать. Готовы? (да)

Есть сладкое слово- конфета,

Есть быстрое слово- ракета,

Есть кислое слово- лимон,

Есть слово с окошком- вагон,

Есть слово колючее- ёжик,

Есть слово упрямое- цель,

Есть слово колючее- ель,

Есть книжное слово- страница,

Есть слово лесное- синица,

Есть слово пушистое- снег,

Есть слово веселое- смех.

- Какие вы у меня все внимательные и умные. Вот вы назвали очень много слов, но они все звучат по-разному.

6. Дорисуй иголки ёжикам.

-Наш мишка рисовал- рисовал и нарисовал ежей. Но что-то забыл нарисовать. Как вы думаете, что? (иголки ёжикам)

-Помогите мишке, дорисуйте иголки. (дети рисуют иголки)

7. Итог.

-Вот наше занятие подошло к концу.

8.Рефлексия.

-Скажите, а занятие вам понравилось? (ответы детей)

-А на что похоже ваше настроение после занятия: тучка, солнце или дождик? (ответы детей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по письму и развитию речи 3класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Цель: Показать различительную и смысловую роль ударения, изменения места ударения в слове.

Образовательные:

- Повторить знания о ударение;

- Показать различительную и смысловую роль ударения;

- Показать на примерах подвижность ударения.

Воспитательные:

- Воспитывать организованность, дисциплинированность, аккуратность при письме в тетрадях.

-Коррекционно - развивающие:

- Развивать логическое мышление, внимание;

- Развивать речь учащихся.

Тип урока: комбинированный.

- Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте примем гостей так, чтобы им было тепло и уютно в нашем классе, на нашем уроке. Садитесь.

Рот, ребята, на замок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай Сказку нашу отгадай.

В сказку эту попадёте
На ковре, на самолёте.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.

За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
Ну-ка, открывай глаза! (Появляется Белоснежка) (Слайд 4)

2. Проверка домашнего задания

- Белоснежка возьмет в путешествие того, кто выполнил домашнее задание и будет хорошо работать на уроке. Вам нужно было списать и выучить стихотворение наизусть. А в классе написать по памяти. Вот сейчас мы и посмотрим, кто справился с этой работой.

- Молодцы ребята! Вы все справились с домашним заданием Я думаю, что всех Белоснежка пока взять с собой не сможет, но, а в конце урока, кого-нибудь и возьмет с собой.

Пальчиковая гимнастика

- Молодцы! Итак, летим в сказку на коврах-самолетах. Они лежат у вас на партах. Посмотрите, какие на них красивые узоры из геометрических фигур. (Слайд 9)


– Какие геометрические фигуры? Каких цветов?
– Шагаем пальчиками с фигуры на фигуру по инструкции учителя. (Слайд 6)

Чистописание

о ол молоко. (Слайд 9)

Словарная работа

5. Актуализация опорных знаний

- А это гном Повторялка. (Слайд 11). Он постоянно что-то повторяет, чтобы не забыть.

Какое правило мы уже с вами знаем?

В словах один гласный ударный, остальные гласные безударные. (Слайд 12)

Гном Говорун и Пишичитай предлагают вам открыть учебники. (Слайд 13)
– Откройте учебники на стр. 54 упр.14. Рассмотрим картинки.
– Что изображено слева? (Зам`ок). Для чего нужен зам`ок? Прочитайте слово, выделяя ударный гласный.
– Что изображено справа? (З`амок). Кто живет в з`амке? Прочитайте слово, выделяя ударный гласный.
– Давайте сравним написание левого и правого слов по буквам. (Слова состоят из одинаковых букв). (Слайд 14)
– Посмотрите, как интересно: слова состоят из одинаковых букв, но обозначают разные предметы! Почему так произошло? Это волшебство? Давайте разберемся!
– Давайте сравним слова по ударению. На какой слог (первый или второй) падает ударение в левом слове? (на второй).
– А на какой слог (первый или второй) падает ударение в правом слове? (На первый). (Слово состоит из двух слогов, ударение падает на первый слог). (Слайд 15)

– А вот и ответ на наш вопрос!

Слова состоят из одинаковых букв, но обозначают разные предметы потому, что ударение в словах падает на разные слоги! (Слайд 16)

– Составим с этими словами предложения. Посмотрите на мои картинки. (Слайд 17) Это зам`ок и дверь. На что закрыта дверь? (Дверь закрыта на зам`ок). Запишем это предложение. Поставим ударение в слове зам`ок. На какой слог поставим ударение? (На второй).
– Посмотрите на вторую картинку. Это з`амок и стена. Где стоит з`амок? (За стеной стоит з`амок). Прочитайте предложение. Запишем это предложение. Поставим ударение в слове з`амок. На какой слог поставим ударение? (На первый).
– Вот мы с вами учимся правильно ставить ударение. А зачем нам это надо? Может нам и не надо этому учиться? Будем ставить ударение как получится, как это делает Незнайка, не думая.

– Ребята, такое бывает? Правильно ли это предложение передает смысл картинки? Исправим ошибку Незнайки.
– Значит, мы не зря учимся правильно ставить ударение! Для чего нам надо правильно ставить ударение? (Ударение помогает нам правильно понять значение слова).
7. Первичное закрепление:

(дидактическая игра)

Гв`оздики – гвозд`ики
Стр`елки – стрелк`и

– Посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено? (гв`оздики). (Слайд 19)

Учитель записывает слово на доске.

– Что это слово обозначает?
– Для чего нужны гв`оздики?
– Куда падает ударение? На какой слог? (На первый слог)

Учитель ставит ударение в слове.

– А теперь изменим ударение, переставим его на другой слог (на второй).
– Какое слово получилось? (Гвозд`ики) Учитель показывает картинку. (Слайд 20)
– Что оно обозначает? (Это цветы).
– Запишем рядом с первым словом. Поставим ударение. (Слайд 21)
– Следующее слово (показывается картинка). Что изображено? (Стрелки). (Слайд 22, 23) и т.д.
– Молодцы.
– Какой важный вывод мы сегодня сделали? Для чего важно правильно определять ударный слог (правильно ставить ударение)? (Слайд 24) (От правильной постановки ударения зависит смысл слова, то, что это слово обозначает.)

Физкультминутка

Вижу, сильно вы устали.
Позову Весельчака.
Проведёт он физминутку.
Всем понравится она. (Слайд 25)

Закрепление. Работа с учебником

Упражнение. Устно.

1)Компот разлили в кружки. Маленькие кружки вырезаны из картона.2) Ученик стоит у доски. Вся покупка стоит восемь рублей. 3) Солнце уже село. К нам в село приехал цирк.

Проверить ударением, где были допущены ошибки. Проверка – слайд 19.

Самостоятельная работа

– Седьмой гном Буквоежка приготовил вам тоже задание. (Слайд 20). Но это задание будет для самостоятельной работы. (Слайд 27)

- В красном конверте – самое сложное задание.

- В жёлтом конверте – немного легче.

- В зелёном конверте совсем лёгкое задание.

Исправь ошибки в выделенных словах.

Идут осенние дажди. Бурая трова клонится к зимле . Кое-где еще прячутся грыбы. На рябине краснеют плады.

Вставить пропущенные буквы.

Идут осенние д. жди. Бурая тр. ва клонится к з. мле. Кое-где еще прячутся гр. бы. На рябине краснеют пл..ды.

В выделенных словах поставь ударение.

Идут осенние дожди. Бурая трава клонится к земле. Кое-где еще прячутся грибы. На рябине краснеют плоды.

Подумайте, какой конверт вы выберете и выполните задание.

Домашнее задание с. 55 упр. 15 (Слайд 28)

Итог урока (Слайд 29)

-Вот наше путешествие и подошло к концу. Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5 в класс вернёмся мы опять.

12. Рефлексия

(Слайд 30)
- Ребята, понравилось вам путешествие? - Что на уроке понравилось больше всего? - Какие задания оказались трудными для вас? - Какие задания оказались лёгкими? - Что у тебя на уроке получилось лучше всего?

Читайте также: