Конспект занятия поможем капельке

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Писарева Ирина Витальевна

Населенный пункт: Московская область, г. Дубна

Программное содержание. Познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни: для кого она нужна и для чего она нужна. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение, делать простые выводы.

Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой; любознательность, мышление, речь, зрительное и слуховое восприятие; формировать двигательные навыки. Воспитывать бережное отношение к воде.

Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, тяжелая, безвкусная, прозрачная.

Предварительная работа: Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.

Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.

Материал. Капелька – игрушка, колокольчик, проектор, стаканчики пустые на каждого ребенка, стаканчики с соком, стаканчики с кипяченой водой по количеству детей, салфетки, гуашь, стаканчики с водой, клеенки, листы бумаги с заранее наклеенной тучкой.

Ход занятия.

Часть I. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель. «Колокольчики звенят,

Пригласить они хотят,

Где ребятам интересно?

Воспитатель. А вы, ребята, хотите узнать, куда сегодня нас колокольчики приглашают? (Да)

Воспитатель. А приглашают они вас в путешествие. А вот куда, вы сейчас узнаете. Закройте глаза и прислушайтесь.

«Кап – кап капелька –

Ты скорее выходи,

Воспитатель. Кажется, я её слышу!

«Закрывайте быстро глазки,

(Дети закрывают глаза. Звучит запись капели. Появляется Капелька)

Капелька: Я водяная Капелька

Я очень всем нужна.

Воспитатель. А вот и Капелька. Давайте с ней поздороваемся. Эта Капелька много видела, много интересного знает о воде. Правда, Капелька?

Воспитатель. Как вы думаете, откуда взялась наша Капелька? (Ответы детей).

Капелька. Молодцы! А хотите посмотреть про мое Царство Воды?

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить (Н. Рыжова)

Капелька. Я– это маленькая частичка воды.

Воспитатель. Капелька, а наши ребята знают, для чего нам нужна вода. Они тебе сейчас об этом расскажут.

Дети. Воду мы пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.

Воспитатель. А кому нужна вода?

Дети. Растениям, животным, человеку.

Воспитатель. А для чего вода растениям? (ответы детей). Правильно, растениям вода нужна для роста, для развития.

Воспитатель. А для чего вода животным? (ответы детей). Вода животным нужна для того, чтобы ее пить и не погибнуть от жажды.

Воспитатель. А человеку вода нужна? (ответы детей). И человеку вода очень нужна – чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу. Но вода нужна – чистая, прозрачная, безопасная.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, воду надо беречь? (Да)

Воспитатель. А как мы с вами можем беречь воду? (Закрывать кран)

Капелька: Молодцы ребята! Как вы много знаете обо мне. Да, действительно, вода необходима всем, кто живет на нашей планете Земля. Я, как волшебница умею превращаться в лед, снег, а могу политься дождиком. А еще я очень люблю путешествовать. Хотите посмотреть?

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, как наша капелька путешествует.

1 слайд

Капелька с интересом слушала журчание родного ручейка, пение птиц, кваканье лягушек и мечтала … о путешествии. А для этого ей нужно было попасть в ручеёк, который вытекал из родничка. Помог ей лягушонок, на своих лапках он перенёс капельку в ручеёк.

2 слайд

Ручеёк бежал быстро и очень скоро влился в небольшую речку.

3 слайд

Капельки играли, переливались на солнце. Всем было очень весело.

Наступили жаркие дни. То одна капелька, то другая от жары, испаряясь, поднималась к небу. Сначала на небе была одна капелька, но потом к ней присоединились другие и облачко поплыло.

4 слайд

Плыло над лесами,

5 слайд

6 слайд

городами и сёлами.

7 слайд

И все новые и новые капельки присоединялись к этому облаку, а

оно соединялось с другими, превращаясь в огромную тучу. Наконец

туча стала большой и тяжелой, что хлынул дождь!

8 слайд

Наша капелька попала на землю, вместе с другими просочилась вглубь. Проходя через почву и песок, капля очистилась, стала прозрачной, похожей на маленький хрусталик.

Теперь она снова жила в родничке и готовилась к новому путешествию.

Капелька: Понравилось вам мое путешествие? А еще я очень люблю танцевать и приглашаю вас потанцевать вместе со мной.

Воспитатель: Понравилась вам танцевать с Капелькой? (Да)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня вместе с Капелькой уже многое узнали о воде, а сейчас Капелька приготовила для вас сюрприз и приглашает нас в свою лабораторию.

Часть II. Практическое экспериментирование.

Опыт №1. Вода течет, вода тяжелая.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете можно ли налить воду во что-нибудь: стакан, вазу, ведро.

Дети. Можно.

Воспитатель. Правильно, ее можно перелить из одной посуды в другую. Вода течет. Девочки и мальчики, хотите попробовать перелить воду из одного стакана в другой?

Дети. Да!

Воспитатель. Ребята, возьмите стаканчик с водой и перелейте ее в пустой стакан.

(Дети пробуют аккуратно перелить воду из одного стакана в другой).

Воспитатель. Получилось? Вот мы с вами выяснили, что воду можно переливать.

А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой.

Дети подымают два стакана одновременно

Что можно сказать о стакане с водой?

Дети. Стакан с водой тяжелый.

Воспитатель. Правильно он тяжелый, а пустой легкий. Вода имеет вес, она тяжелая.

Опыт № 2. Вода прозрачная.

Воспитатель. Ребята, вы любите играть в прятки? А сейчас Капелька хочет поиграть с вами в прятки. На столе стоят два стакана, один с водой, другой с соком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с соком.

Дети опускают ложечки в оба стаканчика.

Воспитатель. Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с соком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

Воспитатель. Абсолютно верно! Теперь мы узнали еще одно свойство воды: чистая вода прозрачна.

Опыт №3. Вода безвкусная, вода не имеет запаха.

Предложить детям взять стаканчик с чистой водой и понюхать ее.

Дети нюхают воду.

Воспитатель: Мы с вами чувствуем, какой аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?

Дети. Совсем не пахнет.

Воспитатель. Правильно, ребята! Вода не имеет запаха.

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду в стакане на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая?

Дети. Нет.

Воспитатель. Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Теперь возьмите стаканчики с соком и попробуйте его.

Дети пробуют сок.

Воспитатель. Какой вкус у сока?

Дети. Сладкий.

Воспитатель. Правильно, ребята. Вода в отличие от сока не имеет вкуса, она безвкусная.

«Раз, два, три, четыре, пять

Больше нету здесь детей,

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

Часть III.Продуктивная.

Капелька. Но вот пришло время и мне возвращаться к своей маме – тучке, мне очень понравилось с вами путешествовать. Но одной мне будет очень трудно лететь до тучки.

Воспитатель. Ребята давайте поможем Капельке. А что мы можем для нее сделать?

Дети. Нарисовать ей подружек-капелек.

Дети проходят за столы, на которых лежат листы бумаги с нарисованными тучками и пальчиками рисуют дождик (капельки).

Капелька. Спасибо ребята, у вас получились замечательные капельки. Теперь мне не скучно будет с ними лететь к своей маме тучке.

Воспитатель. Давайте скажем Капельке до свидания и попросим ее еще к нам прийти и приготовить для нас новые сюрпризы.

Нас позвать они хотят,

«Возвращайтесь в детский сад,

Воспитатель. Ну, вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось?

Дождик

Капля первая упала — кап! (Дети сверху пальцем показывают

траекторию ее движения).

И вторая прибежала — кап! (То же самое).

Мы на небо посмотрели, (Смотрят вверх).

Капельки кап-кап запели,

Намочились лица. (Вытирают лицо руками).

Мокрыми вдруг стали. (Показывают руками на ноги и смотрят вниз).

Конспект разработан для детей средней группы. Дети расширят представления о свойствах воды.

ВложениеРазмер
konspekt_pomozhem_kkapelke.docx 306.24 КБ

Предварительный просмотр:

Голофастова Ирина Александровна воспитатель ГБДОУ д/с №12

Цель : расширять представления детей о свойствах воды.

  • Расширять представления детей о свойствах воды;
  • Закреплять представления детей о видах водоемов, природных явлениях, осадках, о жизненной необходимости воды для живых организмов, использовании воды человеком;
  • Закреплять представления детей о глобусе как модели нашей планеты;
  • Формировать умения самостоятельно действовать во время эксперимента;
  • Обогащать словарь, образовывая сложные слова; бесформенная, бесцветная, безвкусная
  • Развивать интерес к поисковой деятельности (экспериментированию);
  • Развивать доказательную речь, умение делать выводы, умозаключения;
  • Воспитывать бережное осознанное отношение к воде;
  • Развивать желание помогать, кто обращается за помощью;
  • Совершенствовать умение убирать свое рабочее место

Интеграция образовательных областей : познавательная, речевая, социально-коммуникативная

Технологии: Проблемная ситуация, поисковая, дискуссии, игровые, музыка

Ожидаемые результаты : у детей появятся новые знания о свойствах воды, у детей повысится интерес к экспериментированию

В . Правильно, о воде. А что у меня в руке (воспитатель держит глобус). (Ответы детей).

В. А какого цвета на глобусе больше (ответы детей), а что означает голубой цвет на глобусе, желтый цвет? (Ответы детей). Что же больше на нашей планете воды или суши? (Ответы детей). Где мы можем встреть воду на нашей планете (дети перечисляют водоемы, осадки, природные явления – ливень, снегопад, гололедица).

В. Кому нужна вода? Дети перечисляют, прикрепляя картинки на фланелеграф (человеку, зверям, птицам, насекомым, рыбам, растениям – всему живому). А как человек использует воду? Дети отвечают, прикрепляя картинки (люди пьют воду, моются, умываются, стирают, готовят пищу, моют полы, плавают, корабли ходят по воде и т.д.)

В. А для питья какая вода подходит? А какой воды больше на Земле пресной или соленой? (Ответы детей). Что нужно делать, чтобы сберечь воду?

В . Дети, я что-то слышу (звучит аудиозапись капели). Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать внимательно. Что вы услышали? (ответы детей).

В . Посмотрит, кто к нам попал. Воспитатель показывает детям Капельку с грустным лицом. Капелька, что произошло?

К. Я прилетела с другой планеты. Злой волшебник заколдовал воду. Наша планета теперь погибает. Добрый волшебник не может расколдовать воду, он не знает, как выглядит вода.

В . Ребята давайте поможем Капельке, составим портрет воды, она передаст этот портрет доброму волшебнику, а он расколдует воду. Чтобы составить портрет воды, надо узнать какая вода. А для этого нам с вами надо стать исследователями и отправится в лабораторию. Но сначала вспомним правила работы в лаборатории (ответы детей).

В . Что-то мне захотелось пить. Сейчас налью воды. Воспитатель наливает в прозрачный стакан молоко. Дискуссия детей, что это не вода, дети высказывают свои доказательства.

Сравнить воду и молоко. Молоко имеет цвет, вода нет. Вывод: вода бесцветная. Дети выбирают карточку – символ, выставляется на фланелеграф.

Положить желтый смайлик сначала под банку с молоком, потом под банку с водой. Вывод: вода прозрачная. Выбирается карточка (из пленки для ламинатора).

Детям предлагается попробовать сок, затем воду. Вывод: вода не имеет вкуса, безвкусная. Выбирается карточка.

Детям предлагается понюхать воду, затем ватный диск, на который брызнули лимонный сок. Вывод: вода не имеет запаха. Выбирается карточка.

Детям предлагается перелить часть воды из баночки в блюдце. Вывод: вода не имеет формы, бесформенная. Выбирается карточка.

В. Ребята, так какая же вода? Ответы детей: бесцветная, бесформенная, прозрачная, безвкусная, без запаха. Составляется сводная картинка свойства воды. Этот портрет мы отдаем Капельке.

Капелька благодарит детей и исчезает. Воспитатель хвалит детей и предлагает убрать свое рабочее место.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:Конспект занятия для средней группы "Золотая осень"

Данное занятие ставит своей целью научить ребят сравнивать и описывать природу в сентябре и октябре, учить слушать музыкальные произведения, развивать умение работать с витражными красками.


Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".

Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой.


Методическая разработка - конспект "Дракоша и его новые друзья." - встреча в семейном клубе

Конспект встречи в семейном клубе во второй младшей группе. Сказочные персонажи - наши бывшие воспитанники и их родители.

Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив.


Методическая разработка КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой"

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Путешествиие с Капелькой" предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Целью является закрепление представлений детей о том, для чего челове.


Конспекты занятий являются практическим материалом для воспитателей. В конспектах представлен опыт работы по внедрению эффективных методов в работе с детьми. Материал представлены по развитию ре.

Создать условия, способствующие развитию познавательной активности детей.

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки).

Развивать речь, мышление, любознательность, воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, желание приходить на помощь другим в работе группе.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

В. – Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел на занятие? Правильно, Капелька. Она потерялась, не может найти своих сестер Капелек. Она просит нас ей помочь.

Хотите помочь Капельке? Сможете?

Как мы можем ей помочь? Версии детей

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки).

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

А что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)

Глобус. Вид нашей планеты из космоса

Педагог: Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)

Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

Педагог: Для чего нам нужна вода? Может ли человек жить без воды?

Кому еще нужна вода? Можно ли пить воду из моря, океана?

Какую воду можно пить?

Откуда берется пресная вода?

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- Почему животные не могут жить без воды?

Ребята, а людям нужна вода?

Дети делятся на 2 группы. На столах лежат картинки с изображением различных источников воды по 3 на каждую группу, разрезанные на несколько фрагментов. Каждая группа подходит к своему столу. Дети начинают собирать картинки из отдельных элементов.

После того как картинки собраны, воспитатель просит детей внимательно их рассмотреть и сказать, что общего во всех изображениях. После высказанных предположений мы приходим к выводу, что всё это источники воды. Затем с помощью вопросов воспитателя дети, смотря на собранные картинки, говорят, что на Земле вода содержится во многих водоё мах: морях и океанах, реках, ручьях, озёрах, родниках, болотах и прудах. В морях и океанах вода солёная, она непригодная для питья.

Педагог: Вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Кто знает, в какие состояния может превращаться вода? (ответы детей).

Если дети затрудняются, то воспитатель продолжает: Она умеет превращаться в дождь, пар, туман, облака и т. д.

Педагог: Вы будете передавать капельку по кругу и называть разные свойства воды.

Ответы детей (прозрачная, без запаха, жидкая, не имеет вкуса)

Педагог: Еще вода – самое удивительное вещество, потому что бывает в природе в 3-х состояниях. Кто из вас знает в каких? (жидком, твердом и газообразном)

Показ слайдов №3, №4

Педагог: А сейчас мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

Когда вода находится в жидком состоянии, то капельки берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее капельки отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

3. Затруднение в ситуации

1) создать мотивационную ситуацию для знакомства с круговоротом воды в природе;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

3) тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Педагог: Наша Капелька очень любит со своими сестричками купаться и резвиться. Ребята, вы любите купаться? А где можно купаться? (Ответы детей, педагог подводит детей к купанию в открытых природных водоемах) Ребята, а кто из вас знает, как вода попадает в реку? (родники, дожди, тает снег в горах и т. д.) Почему идет дождь? Как образовалась туча? Кто знает, что такое круговорот воды в природе? Где мы можем узнать об этом?

Дидактические задачи: 1) способствовать формированию представлений о круговороте воды в природе;

2) формировать опыт самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия.

Сейчас я покажу вам опыт, а вы поможете мне сделать выводы.

Перед опытом дети садятся за столы так, чтобы всем было хорошо видно. Надо предупредить детей, что нельзя покидать своё место во время опыта.

Педагог включает увлажнитель, из которого идет пар: Вы знаете что это? Откуда он взялся, ведь я туда наливала только воду?

(Пар появился потому, что вода стала нагреваться).

Педагог. Совершенно верно, вода при нагревании превратилась в пар.

А теперь смотрите, что я буду делать дальше. У меня в руках холодное стёклышко, я подношу его к струе пара, немного подержу. А теперь посмотрите, что произошло со стеклом?

(На стекле мы видим капельки воды)

Педагог. Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.

(Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду)

Вот так происходит и в природе, каждый день жаркое солнце нагревает воду в лужах, морях, реках и озёрах и она превращается в пар. Крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю

Ребята, скажите, а зимой, когда очень холодно, идет дождь? (ответы детей). Кто знает, как образуются снежинки? (Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда снежинки и попадают на землю в виде снега).

Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка

1) закрепить представление о круговороте воды в природе;

2) повторить состояния воды в природе – пар, лед, жидкость;

3) развивать внимание, память, воображение, речь.

Педагог: Я предлагаю вам поиграть в игру с нашей Капелькой. Но для этого вам нужно превратиться в маленькие капельки дождя.

Педагог: Ребята, а где же наша Капелька? Куда исчезла?

Показ слайдов №6, №7, №8 с изображением пейзажей в различные времена года.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, как помогали Капельке, что нового узнали и создать ситуацию успеха.

Педагог предлагает собраться на ковре.

Беседа по вопросам:

О чем нас просила Капелька?

Как мы сумели ей помочь?

Что мы сделали, что бы помочь ей?

Что нового узнали?

Что понравилось больше всего?

О чем хотели бы рассказать дома?

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) :

в образовательной ситуации использованы материалы пособий:

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Черемных Марина Юрьевна,

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа : старшая группа

Цель: Познакомить с круговоротом воды в природе

Создать условия, способствующие развитию познавательной активности детей.

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки).

Развивать речь, мышление, любознательность, воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу

Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, желание приходить на помощь другим в работе группе

Ход образовательной ситуации

1. Введение в игровую ситуацию

В. – Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел на занятие? Правильно, Капелька. Она потерялась, не может найти своих сестер Капелек. Она просит нас ей помочь.

Хотите помочь Капельке?

Как мы можем ей помочь? Версии детей

2. Актуализация знаний

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус )

А что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)

Глобус. Вид нашей планеты из космоса

Педагог: Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны. )

Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )

Педагог: Для чего нам нужна вода? Может ли человек жить без воды?

Кому еще нужна вода? Можно ли пить воду из моря, океана?

Какую воду можно пить?

Откуда берется пресная вода?

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- Почему животные не могут жить без воды?

Ребята, а людям нужна вода?

Дети делятся на 2 группы На столах лежат картинки с изображением различных источников воды, разрезанные на несколько фрагментов. Количество картинок варьируется от 5 до 10. Каждая группа подходит к своему столу. Дети начинают собирать картинки из отдельных кусочков.

После того, как картинки собраны, воспитатель просит детей внимательно их рассмотреть и сказать, что общего во всех изображениях. После высказанных предположений мы приходим к выводу, что всё это ─ источники воды. Затем с помощью вопросов воспитателя дети, смотря на собранные картинки, говорят, что на Земле вода содержится во многих водоёмах: морях и океанах, реках, ручьях, озёрах, родниках, болотах и прудах.

Ответы детей (прозрачная, без запаха, жидкая, не имеет вкуса…)

Педагог: Вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Кто из вас знает, в какие состояния может превращаться вода? Ответы детей. (она умеет превращаться в дождь, пар, туман, облака и т.д.)

Педагог: А сейчас мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
Когда вода находится в жидком состоянии, то капельки берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее капельки отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Педагог: Вы не забыли о чем нас просила Капелька? (помочь ей найти сестричек)

3. Затруднение в ситуации

Педагог: Ребята, вы любите летом купаться в реке?

Ребята, а кто из вас знает, как вода попадает в реку? (ответы детей: идет дождь, наполняя реки, тает лед и т.д.)

Как образовалась туча?

Педагог: Давайте с вами проведём опыт – как образуется туча и пойдет дождь. Дети подходят к столам, на которых стоят стаканы с водой, подносы и губки.

Дети выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.

Кто знает, что такое круговорот воды в природе?

Где мы можем узнать об этом?

Сейчас я покажу вам опыт, а вы поможете мне сделать выводы.

Перед опытом дети садятся за столы так, чтобы всем было хорошо видно. Надо предупредить детей, что нельзя покидать своё место во время опыта.

Опыт: В электрическом чайнике кипятится вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струёй.

Педагог: Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду.

Дети: Пар появился потому, что вода стала нагреваться, а потом закипела и превратилась в пар.

Педагог: Совершенно верно, вода при нагревании превратилась в пар.

А теперь смотрите, что я буду делать дальше. У меня в руках холодное стёклышко, я подношу его к струе пара, немного подержу. А теперь посмотрите, что произошло со стеклом?

Дети: На стекле мы видим капельки воды.

Педагог: Откуда взялась вода? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим.

Дети: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Педагог: Молодцы, ребята!

Вот так происходит и в природе, каждый день жаркое солнце нагревает воду в морях, реках и озёрах, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. Крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее. Чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Образуются облака. Когда капелек воды набирается много, они становятся слишком тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Педагог: Кто из вас знает, как появляются снежинки? (ответы детей, если дети затрудняются, то педагог рассказывает): снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда ─ снежинки ─ и попадают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны, они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода возобновляет свой путь. Весь этот процесс называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Педагог: Я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Но для этого вам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (дети надевают шапочки – капельки), а педагог шапочку – тучки

Звучит музыка (шум дождя). Педагог: Я буду мамой – тучкой, а вы мои детки. Капельки дождя нам пора отправляться в путь. Капельки прыгают, танцуют. Полетели капельки на землю (попрыгали, поиграли) скучно им стало поодиночке прыгать собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками ( капельки составляют ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка им наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (появляется ребенок, маской солнышка, танцует). Стали Капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме – Тучке.

Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять отпущу вас погулять.

Педагог: Ребята, а где же наша Капелька? (ответы детей: встретилась со своими сестричками, спряталась, превратилась в снег и т.д)

Сможете ее найти?)

Показ картинок с изображением воды в разных состояниях (дети находят воду в видоизмененном состоянии)

Педагог: Молодцы, ребята, за помощь наша Капелька оставила вам подарки

Продолжить раб оту по актив изации и у точнению словаря детей.

Развивать у детей умение ориентиро ваться на местности по словесному

Закрепить счёт в пределах 10 в прямом и в обратном порядке, сравнен ии

Стимулировать развитие мысл ительных спос обностей.

Развивать у детей и нтерес к самостоятельному решению по знавательных и

Уточнить знания у детей, что в ода - это бесценн ый дар, что воду надо беречь.

Дети с воспитателе м заходят в гру ппу и встают полукру гом.

Воспитатель: Д оброе утро! Я вам го ворю. Доброе утро! Желаю вам хорошо

заниматься! Слушать внимательно, ума набиратьс я! – Сегодня ребята у нас

Звук капающей в оды. Из дверей п оявляется капель ка.

А отгадайте задку: Она есть и в озере и в лужице, она и в реченьке

Я ребята, с моими подру жками капельками спешу в мо рскую страну

Водоландию. Только вот я чуточку заблудилась. Вы мне поможете добраться

Капелька: Водола ндия, это чудесная страна ши рокая синяя и беск райняя !

Так это же море! Моря и океаны занимают большую ча сть на н ашей земле.

(выс тупление ребёнка, презен тация, рассма т ривани е глобуса ).

Капелька: Правиль но, давайте туда и отправимся по р еке на лодочках. Ведь

мы только, что узнали, что все реки впадают в мор я и океаны. По пути нам

придется прео долеть испытания. М ои подру жки капельки помогу т на м.

Дети подходят к тазику с водой , беру т в р уки лодочки, изготовленны е

Капелька : Ребята, чтобы л одочка тронулась, нужно посчитать от 1 до 10 в

обратном п орядке, давайте по очереди з апускать лодочк и.

Дети счи тают от 1 до 10 в обра тном порядке и отпу скают лодочку в

Воспитатель обращает внимание детей н а свойства воды (дети перечисляю т

свойства воды: прозрач ная, льющаяся, подв ижная ит. д. ). Что нужно сделать,

Ребята, наши лодочки приплыли к берегу . Как выд умаете, мы можем

оставить наши бумажн ые лодочки в воде? (нет) Почему ? Давайте я о ставлю

свою лодочку в воде, а в конце за нятия посмотрим, что с ней станет. А вы

Дети разбирают сл ово, и называют слов а на заданный зву к .

Дети подходят к л одочкам дуют на них , лодочки плывут, останавлив аются.

Воспитатель: Ре бята, а вы знаете, кт о живет в воде ? Ответы детей.

Отгадайте загадки про водных обитателей . Задание: "Раздели ть

Капелька: ребята, вот и бережок, что - то я устала немножк о, давайте

Капелька:: - Ребята, встанем в круг и сд елаем большое озеро руками . Вода в

озере спокойная (дети плавно разводят руками в сторону, Но вот налетел

легкий вете рок и стал играть с водой (дви жения ки стями ввер х - вниз,

Понравилось играть ветерку с водой, поду л си льнее. Вода в озере забурлила,

заплескалась, засверк ала (движения кистями быстрее) . Но вот ветер

Воспитатель: Ре бята, на берегу оказалась полянка, чего - то на ней не хватает

(цветов). Угадайте, каких. Игровое упр. "Угадай с помощью вопросов". А

что необходимо, чтобы цветы росли? Рассказывание по мнемо таблице

Ребята, а давайте посмотрим на тот кораблик, который я оставила в воде. Что

с ним? (Он разру шился, потому что вода растворила бумагу, из которой он

Посчитайте количество ромашек и в асильков. Сравните два множе ства 9 и

Какие вы молодцы, ребята, справил ись с заданиями! Что же я слышу,

слышен шу м воды. Наверн о, это море. В море вода ка кая? (солёная).

Воспитатель пре длагает сделать панн о "Пу ть в Водоландию " .

Ребята вспоминаю т весь путь и по очеред и выкладывают заранее

Капелька: Ребята, какое красивое панн о получилось, я вас всех благ одарю за

то, что вы мне помогл и добраться до моего дома Водоландии , и хочу чтобы

вы навсегда о сталис ь моими друзь ями, берегли меня и обо мне заботились, и

я дарю вам эти маленькие капельк и. (одевает капельк и на шею). А теперь мне

Читайте также: