Конспект сказка о царе салтане подготовительная группа

Обновлено: 04.07.2024


Цель: Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств.

Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному), литературе.

Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности в движении и игре на музыкальных инструментах и в сюжетно-ролевой игре.

Развивать музыкальный слух, выделять звучание различных инструментов.

Развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой, по средствам танцевально-образных импровизаций.

Обогащать словарный запас детей, уточняя такие понятия: композитор, оркестр, музыкант, дирижёр, музыкальные инструменты (флейта, труба, скрипка).

Развивать умение взаимодействия со сверстниками.

Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно.

Воспитывать у детей любовь и интерес к классической музыке, живописи, поэзии.

Воспитывать у детей устойчивый интерес к музыкальному искусству и художественной литературе.

Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Компьютерная установка и проекционный экран.

Сюжетные предметы (бескозырка, бинокль, штурвал, шаль, кокошник, шлем).

Портрет Н.А. Римского-Корсакова, А.С. Пушкина.

Книга сказок А. С. Пушкина.

Детские музыкальные инструменты (деревянные ложки, маракасы, колокольчики).

Бумажные кораблики по количеству детей.

Ход занятия

По дорожке я иду, Под музыку ведущий идёт мимо детей, с окончанием

И улыбку всем дарю. фразы останавливается перед кем-либо.

Улыбнись и ты скорей, Улыбается этому ребенку, протягивая ему

Вместе будет веселей! руку. Вместе кружатся.

Далее игра повторяется, но ведущих уже двое.

Так до тех пор, пока в игру не будут вовлечены все дети.

М.Р.: Вот мы с вами и подружились. Ребята, а вы, любите сказки? А вы знаете, что сказки передавались из поколения в поколения. От одного рассказчика к другому, такие сказки назывались русские народные.

М.Р.: Сказки можно рассказывать не только словом, но и музыкальными звуками.

Я хочу вас познакомить, с очень известным композитором – его еще называют сказочником Н.А Римский-Корсаков (На экране портрет композитора). Он очень любил русские сказки. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку. Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.

М.Р.: Ребята, композитор написал музыку, а кто сочинял сказки? (Ответы детей).

М.Р.: Приглашаю погостить, чудесный остров навестить. За морем совсем не худо есть на острове три чуда. Что ж давайте, ребятишки, чудесный остров навестим, у Гвидона погостим. А на чем отправимся в путешествие? (Ответы детей). Давайте выберем предметы, которые соответствуют и подходят для морского путешествия.

Дети надевают бескозырки, берут штурвал, бинокли,

встают за капитаном, выполняют качающиеся движения. Комментирую.

М.Р.: Вот мы с вами и в волшебном городе (Слайд) . Теперь мы с вами не моряки, а путешественники. В сказочном городе было три чуда. Хоть бы одним глазком посмотреть. А вам хочется, взглянут на первое чудо? Первое чудо.

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальных дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт!
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.


М. Р.: Вот так чудо! А сейчас, я предлагаю вам прослушать, как музыка композитора рисует звуками маленькую белочку. Вы услышите волшебные звуки флейты (Слайд). Как на нём играет музыкант? (Ответы детей) Покажите?

М. Р.: Понравилась вам белочка? Какая музыка была? (Ответы детей) . Правильно.

В сказке белка песенки поет. Интересно, какую песенку белка поёт. Хотите послушать?

Оркестр детских музыкальных инструментов

М. Р.: Вот так чудо? Вам интересно в музыкальной сказке? Продолжим своё путешествие! Какое следующее чудо было у царя Гвидона. Приглашаю посмотреть? Присаживайтесь на свои места.

М. Р.: Вы узнали кто это? (Ответы детей). Тридцать три богатыря защитники волшебного города . А как вы думаете, почему их называют чудом? (Ответы детей). Богатыри постепенно выходят из моря. Море бурливое, неспокойное, плещут большие волны. Князь Гвидон восхищается богатырями. А кто богатырей выводит из моря? Дядька Черномор. А как звучала музыка? (Ответы детей). Давайте прослушаем, как музыка композитора рисует на образ волшебных богатырей, и постараемся услышать главный инструмент, тот который подходит к образу богатырей.

М. Р.: Какое следующее чудо было у царя Гвидона. Вам хочется узнать? Присаживайтесь на свои места. Посмотрите на экран, на эту прекрасную картину? Что, вы видите? (Ответы детей). Посмотрите, как художник Врубель изобразил царевну-лебедь. Кажется, что она вот-вот сойдет с картины и окажется среди нас. Какая царевна на картине? (необычная, волшебная) .

М. Р.: Сейчас я расскажут, как описал эту необычную царевну А.С. Пушкин.

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.


М. Р.: Мы с вами были музыкантами, играли в оркестре, а теперь предлагаю вам стать композиторами, и попробовать сочинить музыку для царевны. Какая должна быть музыка, как она будет звучать? (Ответы детей) . Для вас я приготовила картинки различных по звучанию инструментов. Посмотрите и попробуйте подобрать один инструмент, который подойдёт к образу прекрасной царевны. Инструмент - скрипка. (Слайд скрипка). Теперь мы с вами сможем, сравни музыку композитора и наши впечатления. Давайте все вместе закроем глаза послушаем волшебную музыку и представим прекрасную царевну.

Девочки берут элементы костюмов и исполняют танцевальную

импровизацию, мальчики из ткани изображают море

М. Р.: Как прекрасны и изящны царевны, и насколько отважны богатыри. Вот и заканчивается наше с вами путешествие по сказочному острову. И нам пора возвращаться, я приглашаю вас, отправится в обратный путь.

М. Р.: Давайте вспомним, какие чудеса мы увидели и услышали? Кто сочинил такую чудесную музыку? Ребята, если вам понравилось наше с вами путешествие выберите себе на память кораблик голубого цвета, а если вы считаете что было не интересно кораблик коричневого цвета. Я очень рада, что сегодня путешествовала вместе с вами. До свидания, ребята.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : Расширять знания о творчестве А.С. Пушкина, учить анализировать сказку через символическую аналогию по картам Проппа, развивая доказательную речь, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания

Образовательные : Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки; продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.

Развивающие : Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление, его оригинальность. Развивать умение содержательно и выразительно передавать литературный текст. Развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина.закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать воображение и внимание через работу с картами Проппа, развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой.

Воспитательные : Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать доброту, отзывчивость, воспитывать интерес к занятию и родному языку

Методы : Практический, наглядный, словесный.

Приемы : Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция, анализ сказки с использованием карт Проппа.

Предварительная работа:

1. Беседы о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

2. Заучивание отрывков сказок.

3. Чтение сказок и отрывков произведений А.С. Пушкина.

4. Рассматривание иллюстраций.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта : Интеграция полученных умений и навыков ребенка через направления развития: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих интерактивных технологий в работе с детьми с использованием метода карт Проппа.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сказок все мы много знаем,

С интересом их читаем,

Изумительны на слух,

В них живет наш русский дух!

Воспитатель: Я хочу пригласить вас в гости к сказке. Ребята, а что такое сказка?

Дети: Сказка - это выдуманные истории, в которых происходит волшебство.

Воспитатель: А какими бывают сказки? Кто их придумал?

Дети: Народные и авторские.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в одну из авторских сказок. А кто был автором этой сказки, вы попробуйте отгадать?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин.

Слайд – портрет А. С. Пушкина.

2. Основная часть.

Воспитатель: А отправимся мы сегодня в сказку, которая начинается словами:

«Три девицы под окном

Воспитатель: Как же называется эта сказка?

Дети: Сказка о царе Салтане.

Выбегает Учёный кот:

- Стоп, стоп. Слышу здесь кто- то захотел попасть в сказку?Без чего не может быть сказка? (Без чудес, волшебства) Чтобы попасть в сказку нужно заглянуть в сказочную шкатулку со сказками. Вот кажется в этой шкатулке и живёт нужная нам сказка.

Кот её достаёт и открывает лежат лишь карты Проппа.

-Не пойму, что за чертовщина, где сказка и что это за непонятные картинки.

-Кот ты же учёный, как ты мог потерять нашу сказку. Где же чудеса?

- Что же делать? Ребята помогите найти сказку и вернуть все чудеса в шкатулку, один я не справлюсь да и испытания на пути могут встретиться.

- Поможем коту вернуть сказку? ( да)

- Дети, а вы помните как называются эти картинки? Мы с ними уже знакомились.

Ответы детей о том, что такое карты Проппа:

- эти карточки, как схема помогают вспомнить и восстановить сказку от начало до конца?

- Я думаю их надо взять с собой (да)

-нет, я никогда не встречал таких карт, а вы научите ими пользоваться? ( да)

- А кто помнит на каком транспортном средстве передвигались по сказке главные герои?

На экране появляются картинки с лодкой самолётом, кораблём, такси и т. п.)

- Правильно это древнерусский корабль. А вот и он, занимайте места на корабле, мы отправляемся в плавание. ( Анимация корабля, штурвала, острова).

- Путешествовать по сказке без карты, гиблое дело, На право пойдёшь…, на лево. Вот, у меня есть карта( Острова на карте обозначены символическими знаками соответствующие тематики заданий).

- Ну раз это театральный остров, давайте попробуем вспомнить с чего начинается наша сказка. Девочки ( три девицы одевают на головы платки), показывают инсценировку начала сказки . ( Лиза, Алиса, Ксюша, Тимур- автор).

Дети садятся в корабль ( слушание музыки шума моря)

- Ребята мы приплыли на второй остров, давайте вспомним,что же случилось в нашей сказке далее.

В синем небезвёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в ней царица;

И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.

- Дети, а вам в этом отрывке никакое выражение не показалось интересным. ( ответы- фразеологизм ( переносный смысл). Давайте постараемся задуматься не только о том, что оно означают, но и почему их так говорят).

- А где мы с вами часто используем фразеологизмы? ( в пословицах и поговорках).

Ваше задание: разгадать пословицу по картинкам.

Муз. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными, если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения, то становится понятным, о чем говорится в сказке.

Какую музыкальную сказку мы с вами слушали?

Дети: Николай Андреевич Римский Корсаков.

М.Р. Кто же такой Н.А.Римский Корсаков?

Дети: великий русский композитор, музыкальный сказочник.

М.Р. Какие ещё оперы он создал по каким сказкам?

Мы с вами на занятиях уже знакомились с оперой, прослушали несколько фрагментов и сейчас для вас музыкальные загадки.

Итак, слушаем музыкальный фрагмент и вспоминаем название. (ответы детей)

М.Р. : В волшебном городе Леденце было три чуда. Первое из них – белка.

М.р. Ребята, какая музыка по характеру?

Дети: Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая.

М.р. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том как она поет. А какую песенку она поёт?.

М.Р. Как вы думаете на каких инструментах можно исполнить эту песню?

Дети: на народных.

М.Р. Правильно, молодцы. А какие оркестры мы с вами уже знаем?

Дети: народный оркестр и симфонический

М.р. А остальные дети будут выполнять знакомые русские танцевальные движения.

Они идут из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать) А у белочки музыка похожа?

(на песню) Какие еще музыкальные жанры вы знаете? (танец) Сколько всего музыкальных жанров? (три: песня, марш, танец)

Муз. Руководитель: Ребята, а какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь) Правильно, самая прекрасная Царевна-Лебедь .

Продолжаем слушать музыку и еще один муз. фрагмент

М.р. Прозвучала грациозная сказочная музыка, как она называется? И какая по характеру?

Дети: Мелодия плавная, напевная, ласковая. (ил-ия Царевна-лебедь)

М.Р.: Третье чудо волшебного города Леденца – прекрасная Царевна-лебедь.

М.р. Царевна эта необычная, волшебная, это и человек, и птица лебедь.

А кем же была царевна лебедь для князя Гвидона

М.Р.Тимур выбери одну из подходящих карт Проппа.

- Давайте, послушаем ещё один отрывок из оперы “Сказка о царе Салтане” и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор? ( Звучит “Полет шмеля” ).

1. На что похоже звучание музыки? ( На жужжание шмеля )

2. Давайте вспомним, в каком отрывке сказки появляется этот знаменитый шмель? ( Гвидона одолела тоска по родному батюшке-царю. Сжалилась над ним царевна-лебедь, обрызгала с ног до головы морской водой, превратила в шмеля ). И полетел счастливый царевич-шмель на родную землю.

3. Какая музыка по характеру? ( Радостная, стремительная, свободная ).

4. Какой оркестр исполняет этот отрывок оперы? (народный или симфонический?)

5. Чему так радуется шмель-Гвидон? ( Наконец-то, увидит отца. )

6. Соответствует ли характер музыки тексту?

( Соответствует. Сначала музыка звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль, догонять корабль. Потом внезапно музыка исчезает, шмель “забился в щель”

7. К какой карте подходит этот отрывок из сказки?

( Подготовить картинки-пазлы по данным сказкам с сюжетом счастливого конца).

- Каждому члену команды нужно будет выбрать конверт с цифрой, совпадающей по цвету с цветом вашегобейджика. Внутри вы найдёте пазл, который необходимо будет собрать. Приступайте к работе.

(Тайное становится явным, зло наказывается, добро побеждает зло; нужно учиться прощать как царь Салтан).

- Ну, вот , кот, и сказка, положи её в сундучок и больше не теряй, а если опять случиться подобная ситуация, ты теперь знаешь как её восстановить.

Дети дарят карты Проппа коту.

-Спасибо, ребята, я тоже хочу подарить вам раскраски со сказками А. С. Пушкина.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Дети садятся на корабль и возвращаются в Д/с.

- Дети, сегодня вы придёте домой и о чем вы сможете поделиться со своими родителями? Какими знаниями?

Описание: Мы все любим сказки. Дети любят слушать, когда им читают сказки. Но гаджеты вытесняют из нашей жизни обычные книги, заменяя их на электронные. Важно читать детям книги. Настоящие, наши, русские. Важно знакомить детей с творчеством русских писателей. Ведь в наших сказках добро всегда побеждает зло, и каждой сказки хороший конец!
На этом занятии ребята старшего дошкольного возраста нарисуют героя сказки Александра Сергеевича Пушкина – царевну лебедь.



Перед работой нам нужно открыть баночки с гуашью и тщательно перемешать их содержимое. Гуашь имеет свойство расслаиваться. Пигмент опускается на дно баночки, а вода поднимается вверх.
Лист располагаем вертикально.
Начинаем работу с тонирования листа в голубой цвет. Делать это будем так – сначала покроем лист водой с помощью широкой кисти, затем наберём на кисть гуашь синего цвета и широкими мазками от края и до края листа будем добавлять цвет на наш лист. За счёт того, что мы предварительно намочили лист водой, цвет хорошо расходиться и позволяет сделать водную гладь голубой. Если гуашь ложится сильно густо и море-океан получается слишком синим – добавьте воды и больше не набирайте краску на кисть, а только за счет воды растягивайте цвет на весь лист. Мазки располагаем в горизонтальном направлении.
Я предлагаю не закрашивать края листа, оставляя белую рамочку по всем сторонам листа.
Фон готов.



Сейчас будем рисовать другим цветом. Не забываем тщательно промывать кисть при смене цвета. Промакивать о салфетку. Это необходимо, чтобы цвета, используемые нами были чистыми, не смешивались с теми, которыми мы рисовали перед этим. Старайтесь чаще менять воду, по мере её загрязнения.
Набираем жёлтую гуашь и в центре листа рисуем остров. Остров – это будет задний план нашего рисунка.
Вспомним про перспективу в рисунке. Конечно в жизни остров намного больше, чем Царевна –Лебедь. Но он где-то там, вдалеке и кажется совсем небольшим, можно даже сказать – игрушечным.
А лебедь – не очень большая птица по сравнению с целым островом – выходит на передний план нашего рисунка. Она будет ключевой фигурой – то есть главной. Она будет большой.
Остров имеет форму полукруга. Он как бы вырос из воды и видим мы только его верхнюю часть.
Сначала нарисуем его основание, а затем соединим его края выгнутой линией. Заполним цветом. Остров готов.



Промываем кисть, протираем и набираем белую гуашь. По середине острова рисуем башню. По краям забор. Каждый князь защищал своё княжество от захватчиков. Этот забор – защита. А башня – смотровая. На ней всегда дежурит человек, который высматривает врагов, приближающихся с моря.



Теперь будем работать жёлтой гуашью.
Нарисуем две более широкие башни справа и слева от первой. Они стоят за забором.



Нарисуем два окошечка на белой башне. Они будут интересной формы – полукруглые сверху.
Крышу на смотровой башне нарисуем в виде заострённого купола. На самой верхушке купола – нарисуем круг.



Оранжевой гуашью нарисуем крыши на двух жёлтых башнях. Они у нас будут вот такой же интересной формы, как и на первой башне. их сделаем чуть чуть пошире, и заострённый конец башни более выразительным.




Оттеним окна на белой башне краской и тонкой кистью. А окна на жёлтых башнях оттеним белой гуашью, используя так же тонкую кисть.






Рисуем белой гуашью выгнутую шею.





Наша Царевна-Лебедь будет изображена с поднятыми вверх крыльями. Они будут широко расправлены.
Посмотрите, как лебедь расправляет крылья.




Перья будем рисовать методом "примакивания". Набираем на кисть гуашь и прикладываем кисть. Поднимаем. Первое перо готово. Делаем ряд перьев. С двух сторон.




Дали просохнуть.
Нарисуем третий ряд перьев, касаясь изогнутой линии крыльев, перекрывая оставшееся пространство.



Пока сохнут перья у царевны Лебедь, можно нарисовать клюв. Он по форме напоминает вытянутый треугольник, немного заходящий на голову птицы. Рисуем его тонкой кистью красной гуашью.



Теперь предлагаю слегка оттенить белую гуашь, добавив в неё синей. Сделать это можно на крышечке от гуаши или на палитре. Нам понадобиться совсем немного белой гуаши и маленькая капелька синей. Мы это делаем для того, чтобы показать многослойность перьев в крыле у лебедя.
Сделали ряд перьев.



Теперь промоем кисть и чистой кистью наберём белую гуашь и нарисуем последний ряд перьев, прямо на той изогнутой линии, определяющей направление крыльев.





Теперь поверх белой гуашью приглушим цвет. Чёрный цвет смешается с белым - мы получим серый оттенок.
Очень осторожно светло серым тоном нарисуем небольшие пёрышки.



Нарисуем волны в самом низу листа.
Нам нужна ярко синяя гуашь. Рисуем большие полудуги, петли. Они немного прикрываю Царевну Лебедь, ведь она плывёт среди волн.

В день, когда в своей столице
Сын Салтана княжить стал,
С разрешения Царицы
Сам себе он имя дал.
(Гвидон)

Дочка царская живет
У семи богатырей.
А кого царевна ждет?
Вспоминайте поскорей!
( Елисея)

У царя жена вторая,
Дни беспутно коротая,
Говорила по-секрету
С этим маленьким предметом.
(Зеркальце)

Сказка - ложь! Да в ней намек,
Лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет,
В чем стирать нельзя белье.
( Корыто)

Много лет старик рыбачил.
Часто был он без удачи.
Вы ли вспомнить не могли бы,
С чем ходил ловить он рыбу?
( Невод)

Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно.
(Петушок)

Пару раз старик невод кинул,
Но поймал лишь траву да тину.
Кто, скажите, на раз на третий
Вдруг случайно попался в сети?
( Рыбка)

Сбылась трех сестер мечта.
Кем, скажите, стала та,
Что мечтала лишь одна
Выткать море полотна?
(Ткачиха)

Что с царем накладно вздорить,
Вряд ли кто теперь поспорит.
Чем, скажите, царь Дадон
Мудреца дух вышеб вон?
(Жезл)

Королевич Елисей
Долго шел к любви своей.
Кем являлся сей герой
Для царевны молодой?
(Жених)

А кому, скажи, дружок,
Громко-громко петушок
Все кричал: “Ки-ки-ри-ку!
Царствуй, лежа на боку!”
(Царь Дадон)

В сказке попу обязались черти
Что-то платить до поповой смерти.
За тем и пошел к ним Балда, не споря,
Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре.
(Оброк)

Молодцы ребята!
Сказки Пушкина вдохновляли на творчество известных художников. Они отражали содержание сказок в своих картинах. В книгах мы можем увидеть множество красивых иллюстраций. И сейчас я бы хотела узнать сможете ли вы угадать сказку по иллюстрациям.


Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

Сюжетом нашей аппликации будет царевна-лебедь , плывущая по волнам.
Посмотрите на материалы на вашем столе.
Дети перечисляют то что видят..
Для чего нам потребуются заготовки синего и голубого цвета? (для изображения моря)
Для чего нам потребуется кружево? (для изображения морской пены)
Для чего нам потребуются перышки? (для царевны-лебедь).
Послушайте порядок выполнения аппликации:
- возьмите волнистое кружево и обрежьте его по длине заготовок для моря;
- 3 заготовки – 3 отрезка;
- намажьте верхний край сине-голубых заготовок по ширине кружева и приклейте кружево волнистой стороной кверху;
- срежьте выступающую над кружевом бумагу;
- возьмите шаблон лебедя и намажьте туловище клеем, затем, обсыпьте его перышками и с помощью салфетки прижмите; лишние, не прилипшие перышки, стряхните.
- смажьте клеем шаблон лебедя с другой стороны и приклейте по центру листа (фона);
- разложите заготовки для моря равномерно от лебедя до нижнего края фона, чередуя цвета;
- аккуратно приклейте;
- а так как наш лебедь – царевна, мы приклеим над её головой корону;
Приступайте к работе.
А помогать нам создавать этот красивый сказочный сюжет будет волшебная сказочная музыка, написанная композитором Римским-Корсаковым специально для этой сказки.
Включается музыка Римского-Корсакова.

Вот мы и закончили нашу аппликацию.
Посмотрите как красиво у вас получилось.
Как вы думаете почему? (ответы детей: старались, внимательно слушали, делали аккуратно).
Молодцы ребята!
А теперь предлагаю отложить наши работы посушить и прибрать своё рабочее место.

Читайте также: