Антропогенное воздействие на природу конспект

Обновлено: 07.07.2024

Природная среда находится в постоянном динамичном состоянии. Она все время меняется ввиду различных причин. Это могут быть незначительные факторы или глобальные события, приводящие к небольшим или серьезным переменам. Меняется мировой климат, Земля адаптируется к новым условиям, атмосфера страдает от экологического загрязнения. Результат – негативные изменения на планете, которые неравномерно ощущаются в различных регионах.

Существует природный или естественный тип перемен, которые не связаны с деятельностью людей. Такие изменения происходят в крупных экологических системах в период длительного времени. Это позволяет сделать их относительно незаметными, не нарушается постоянное состояние природы.

Что такое антропогенные изменения в природе

Антропогенные изменения в природе – это перемены, вызванные людьми, их деятельностью и отношением к ресурсам. Антропогенное загрязнение – это основной источник, откуда поступают вредные вещества и соединения. Они признаны опасными не только для окружающей среды, но и для населения. Загрязнение газами встречается в девяноста процентах всех случаев, также в природу поступает множество жидкостей, твердых частиц. Ключевые антропогенные источники загрязнения атмосферы:

  1. Промышленные концерны химического производства. Технологические процессы приводят к выделению опаснейшего газа для любого живого организма – озона.
  2. Электрические тепловые станции. Производственный процесс предполагает выделение таких ядов, как азотный оксид, парниковые газы, углеродный диоксид.
  3. Холодильники, аэрозоли, морозильные камеры, в составе которых присутствует фреон. Химическое соединение разрушает стратосферу, озоновый слой. В мире уже запущен процесс глобального потепления по этой причине.
  4. Машины. Каждая страна богата автомобилистами. Они используют транспортные средства, выбрасывающие угарный газ, органические летучие соединения, оксиды азоты, сажу. Исключением являются электромобили.

Какие виды антропогенных загрязнений испытывает географическая среда

Причины загрязнения окружающей среды кратко можно описать в нескольких словах. Это развитие энергетического, технологического секторов, человеческое отношение к окружающей среде, промышленная и производственная деятельность. Особенно ситуация обострилась в период последних пятидесяти лет. Характер антропогенных перемен предполагает быстрое, резкое изменение усредненного состояния природы в конкретной зоне.

Намеренные действия с целью изменения окружающей среды включают создание инновационной аграрной техники, стройку мегаполисов, проведение мелиорации земельных участков. Процессы направлены на получение собственной выгоды, удовлетворение желаний.

Ненамеренные перемены можно рассмотреть на следующих примерах: загрязняется Мировой океан, трансформируются экологические масштабные системы, погибают крупные озера, беднеют земли.

По уровню опасности влияние перемен может быть опасным и крайне опасным. По продолжительности действия:

  • Постоянное. На протяжении рабочего дня на фабрике природу будут окружать выбросы, химические соединения, отбросы производства;
  • Переменное. Временные действия, происходящие регулярно при определенных событиях, – транспортные вибрации стихают после снижения интенсивности движения;
  • Импульсное. Кратковременное сильное действие на природный мир – взрыв старинных боеприпасов, найденных в жилом районе.

Антропогенное влияние может оказываться практически везде – в офисе, в повседневной жизни, в мегаполисе или поселке. Происхождение воздействия может иметь четыре типа причин:

  • Биологическая причина. Был разработан новый смертельный вирусный штамм;
  • Механическая. Люди выбрасывают мусор в море, океан, вода загрязняется, гибнут живые организмы;
  • Химическая. Опасные, вредные для всего живого на планете соединения и вещества;
  • Физическая. Сильное излучение во время проведения испытания, вибрационные шумы при движении поезда.

Каждый природный ресурс – вода, солнечный свет, чистый воздух, древесина, животные – незаменим для нормального взаимодействия компонентов экосистемы. Человек регулярно вносит множество изменений в окружающую среду при осуществлении следующих процессов:

  1. Загрязнение водоемов, морей, океанов.
  2. Выброс токсичных газов в атмосферу.
  3. Вырубка леса.
  4. Строительство населенных пунктов, жилых домов, торговых центров и прочих объектов.
  5. Обустройство антропогенных земельных наделов – пастбищ, пашен, садов.
  6. Прокладка трасс, автострад, железной дороги, трамвайных рельсов.

Антропогенные опасности – примеры

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Антропогенное воздействие на природу.

Цели и задачи урока: формировать представление о видах природных ресурсов; изучать влияние человеческой деятельности на природные комплексы.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, атлас, физическая карта России,

I. Организационный момент.

1.Индивидуальный устный опрос по ключевым моментам предыдущего урока.

2.Проверка письменного домашнего задания в тетрадях.

III. Изучение нового материала.

1. Беседа с учителем.

– Природа – это среда существования людей. Человек удовлетворяет свои потребности за счет природы. Какие потребности человек удовлетворяет?

– Как человек приспособляется к окружающей среде?
– Человек изменяет природу. У всех на столах есть раздаточный материал. Составьте по ним цепочки к чему могут привести воздействия человека на природу. ( Ученики работают в парах. Затем несколько учеников называют свои цепочки. Например, создание водохранилищ – затопление земель – подъем уровня грунтовых вод – заболачивание или строительство домов – вырубка леса – уничтожение плодородных земель – уменьшение пахотных и пастбищных земель)

Мы знаем, что человек приспосабливается к окружающей среде (жилище, одежда, образ жизни). Но человек и изменяет окружающую среду: осушает болота, орошает, добывает полезные ископаемые. Часто он меняет природу непреднамеренно, не ожидая конечных непредсказуемых результатов.

– Как вы думаете, от чего зависит степень воздействия человека на природу?
– Приведите примеры воздействия человека на природу. (Ученики называют примеры: добыча полезных ископаемых, вырубка леса, распашка земель, создание водохранилищ и другие). Степень воздействия на природу зависит от того, на какой компонент воздействует человек, с какой силой и как долго это воздействие продолжается.

Наиболее сильные изменения природного комплекса наблюдается в городах. Изменённые человеком (антропогенные) природные комплексы занимают с каждым годом всё большую площадь.

Где наиболее сильное воздействие человека на природные компоненты? Почему в городах?

Антропогенные природные комплексы – это города, села, дороги, просеки и т.д.

– Используя природные компоненты, человек загрязняет природу. Антропогенные ландшафты – это природные комплексы, измененные в результате хозяйственной деятельности человека.

– Человек получает от природы природные ресурсы. Компоненты природы, которые в данное время используются в производстве, называются природными. Назовите природные ресурсы. (Ученики отвечают на вопрос)
(Минеральные, земельные, водные, лесные, рыбные, рекреационные и т.д.)

– Природные ресурсы делятся на: исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы могут быть возобновимые, те которые восстанавливаются со временем и невозобновимые, которые не восстанавливаются никогда. Приведите примеры возобновимых ресурсов. Приведите примеры невозобновимых. Также есть неисчерпаемые ресурсы – это энергия солнца, энергия приливов и отливов, энергия ветра и другие.

Исчерпаемые : возобновимые- воздух, вода, растения и животные, плодородие почв; невозобновимые: ископаемое топливо, металлическое, минеральное сырьё.

Исчерпаемые ресурсы небесконечны, использовать их необходимо экономно, рационально. Часть этих ресурсов человек может восстановить – это возобновимые ресурсы. К возобновимым ресурсам относятся такие, которые со временем могут быть восстановлены сами или при помощи человека. К ним относятся: биологические, почвенные, водные ресурсы (качество воды), воздух (качество воздуха).

2. Работа с атласами.

– С помощью атласов приведите примеры регионов России, которые богаты лесными ресурсами, почвенными (плодородными), водными. Приведите примеры, которые бедные лесными, почвенными. (Учащиеся работают самостоятельно с атласами и затем называют регионы России).

3. Работа в парах, с использованием учебника и дополнительного материала.

(Каждой колонке дается задание, где ученики могут друг с другом обсуждать задание. На данное задание отводится 5-7 минут)

1 колонка: написать какие меры может предпринять человек по сокращению количества использования воды?
2 колонка: как можно уменьшить использование нефти?
3 колонка: как можно восстановить качество воздуха?

(По окончании обсуждения, выслушиваются ответы и дополнения по каждому вопросу).

Важнейшими возобновимыми ресурсами являются биологические ресурсы: растительные и животные. Это первый вид природных ресурсов, который человек сам научился воспроизводить.

– Как можно восстановить исчезающий вид растений или животных? ( Создание заповедников или заказников. )

Тем не менее, под угрозой исчезновения находятся многие виды растений и животных. Для каждого вида биологических ресурсов необходимо устанавливать допустимые нормы использования, причём в каждом географическом регионе эти нормы могут быть различны.

– Как можно возобновить почвенные ресурсы? ( Рекультивация почвы, мелиоративные мероприятия. )

Для почвенных ресурсов необходимо применять подход подобно биологическим ресурсам, т.е. необходимость установки допустимых норм использования, плодородие которых во многом связано с конкретными ландшафтными условиями, в которых они сформировались и развиваются.

Воздух и воду нередко относят к неисчерпаемым ресурсам, однако в условиях постоянного загрязнения таковыми они вряд ли могут считаться.

– Как можно возобновить качество воды? Почему речь идёт о качестве воды, а не о количестве воды? ( Благодаря мировому круговороту воды её количество не изменяется, а качество в результате загрязнения ухудшается. )

Восстановить качество воды можно, построив очистные сооружения; можно использовать оборотную систему водоснабжения, т.е. очищенные стоки вновь использовать на промышленном предприятии, где качество воды не играет особо важной роли.

Необходимо экономно использовать воду. Англичане удивляются нам: почему в России нет пробок в раковинах? Во многих странах люди умываются, поливая воду из кувшина в тазик. Посуду моют не под проточной водой как у нас, а заполняют водой закрытую пробкой раковину.

Качество воздуха ухудшилось на планете, особенно загрязнён воздух над городами. Промышленные предприятия повинны в 65% загрязнений воздуха, а 35% приходится на транспорт. Грязный воздух приводит к многочисленным болезням. Особенно страдают верхние дыхательные пути.

– Каковы способы защиты воздуха? ( Установка фильтров на предприятиях, регулирование выхлопов автотранспорта, озеленение. )

– Вспомните классификацию природных ресурсов. Какие ресурсы требуют особенно рационального, экономного расходования? Почему? ( Исчерпаемые невозбновимые. Их человек не может восстановить. )

Да, на Земле запасов нефти, по подсчётам учёных, осталось на 40-50 лет. А в России нефть может закончиться ещё раньше. Это значит, что придётся обходиться без бензина, керосина, дизельного топлива.

Пока мы не можем обойтись без нефти, т.к. и автомобили и самолёты, и тепловозы работают на топливе. Необходимо использовать новые виды энергии. Например, электромобилям не надо бензина, есть автомобили, работающие на воде.

Во многих странах люди предпочитают велосипеды как средство передвижения.

4. Заполнение таблицы. Индивидуальная работа с учебником.

Всем предлагается таблица, которая полностью не заполнена. Необходимо подумать, изучить материал учебника и заполнить таблицу:

Затем проверяется работа устно.

IV. Закрепление изученного материала на уроке

Природные комплексы, сильно измененные человеком?

Это природные ресурсы, которые могут восстановиться после их потребления человеком

Мероприятие, направленное на борьбу с негативными последствиями на почву.

Эти природные ресурсы могут быть возобновимыми и невозобновимыми.

К какой категории относятся природные ресурсы – полезные ископаемые?

Компоненты природы, которые в данное время используются в производстве.

Учащиеся делятся на группы (по 5 человек).

Каждая группа получает задание: 1)Выбрать из предложенных негативных последствий воздействия человека на природу касающегося компонента природы, выбранного группой (компоненты природы: рельеф и почва, растительность, животный мир, поверхностные воды суши, воздух); 2)Предложить мероприятия по борьбе с негативными последствиями.


В видеоуроке рассказывается о негативном влиянии человеческой деятельности на биосферу, о загрязнении почвы, воды и воздуха. Также говорится о небезграничных запасах ресурсов и о том, что для нормального функционирования биогеохимических круговоротов необходим возврат изъятых человеком веществ.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Антропогенное воздействие на биосферу"

В процессе эволюции биосферы происходили увеличение числа видов, усложнения структур биологических сообществ и совершенствования их приспособленности.

Человек же, в отличие от всех живых организмов, не приспосабливался к окружающей его среде, а стремился сделать ее удобной для своей жизни.

В палеолите человек ещё вписывался в естественный круговорот веществ в природе. Однако после появления земледелия, скотоводства, а затем добычи и использования полезных ископаемых он сам начал активно вмешиваться в его формирование, вовлекая в круговорот вещества: ископаемые углеводороды, железо и другие.


В XVIII в. были сделаны научные открытия, которые вызвали бурное развитие промышленного производства. Это усилило воздействие человека на биосферу.

Строительство и эксплуатация промышленных предприятий, добыча полезных ископаемых привели к серьёзным нарушениям природных ландшафтов, загрязнению воздуха, почвы, воды различными отходами.

Загрязнение воздуха становится важной экологической проблемой. В результате сжигания топлива в атмосферу ежегодно выбрасывается около 20 млрд т углекислого газа и поглощается соответствующее количество кислорода.


Природный запас углекислого газа в атмосфере составляет величину порядка 50 000 млрд т. Увеличение его концентрации в атмосфере, сопровождающееся ростом количества аэрозоля (то есть мелких частиц пыли, сажи, взвесей растворов некоторых химических соединений), что может привести к заметным изменениям климата и соответственно к нарушению равновесных связей в биосфере.

Являясь парниковым газом, углекислый газ в воздухе влияет на теплообмен планеты с окружающим пространством. Нарушения теплового баланса является причиной возникновения “парникового эффекта”, то есть увеличения средней температуры атмосферы на несколько градусов. Это вызывает таяние ледников полярных областей, повышение уровня Мирового океана, изменение его солёности, температуры, глобальные нарушения климата, затопление прибрежных низменностей и многие другие неблагоприятные последствия.

Решить данную проблему было бы можно, сократив выбросы углекислого газа в атмосферу и установив равновесие в цикле круговорота углерода.


Основной воздушной экологическая проблемой является истощение озонового слоя, в том числе появление озоновых дыр над Антарктидой и Арктикой, связана с чрезмерным применением фреонов (хлор фторуглеводородов), пенообразователей, растворителей, аэрозолей, в производстве и быту.

Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на Землю, что может являться причиной роста числа раковых образований кожи у людей.

Также повышенный уровень излучения ведёт к резкому увеличению смертности среди морских животных и растений.

Выброс в атмосферу промышленных газов, включающих такие соединения, как окись углерода, окислы азота, окислы серы, аммиака и других загрязнителей, приводит к угнетению жизнедеятельности растений и животных, нарушениям обменных процессов, к отравлению и гибели живых организмов.

Ежегодно в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает 25,5 млрд т оксидов углерода, 190 млн т оксидов серы, 65 млн т оксидов азота, 1,4 млн т хлорфторуглеродов (фреонов), органические соединения свинца, углеводороды.

Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу поступает большое количество твёрдых частиц. Это пыль, копоть и сажа. Большую опасность таит загрязнение природной среды тяжёлыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий стали практически постоянными компонентами воздуха промышленных центров. Особенно остро стоит проблема загрязнения воздуха свинцом.

В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение, изменение состава почвы и даже ее уничтожение.

Неуправляемое влияние на климат в совокупности с нерациональным ведением сельского хозяйства способны привести к значительному снижению плодородия почв, большим колебаниям урожайности культур.

В искусственных агроценозах человек изымает значительную часть сельскохозяйственной продукции, используя ее для своих нужд. А из-за неучастия этой части продукции в круговороте почва становится бесплодной.

Чтобы избежать этого и повысить плодородие почвы в искусственных агроценозах, необходимо вносить органические и минеральные удобрения.

В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве.


К наиболее опасным загрязнителям почв относят ртуть и ее соединения. Они поступают в окружающую среду с ядохимикатами, с отходами промышленных предприятий, содержащими металлическую ртуть и различные ее соединения.

Ещё более массовый и опасный характер носит загрязнение почв свинцом. Известно, что при выплавке одной тонны свинца в окружающую среду с отходами выбрасывается до 25 кг.

Соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, поэтому автотранспорт является серьёзным источником свинцового загрязнения. Особенно много свинца в почвах вдоль крупных автострад.

Вблизи центров чёрной и цветной металлургии почвы загрязнены железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами. Во многих местах предельно допустимая концентрация этих веществ в десятки раз превышает норму.

На биоценотическом уровне загрязнение сказывается на структуре и функциях сообществ. Одни и те же загрязняющие вещества по-разному влияют на разные компоненты сообществ.

Соответственно меняются количественные соотношения в биоценозе, вплоть до полного исчезновения одних форм и появления других. Изменяется пространственная структура сообществ, цепи разложения начинают преобладать над пастбищными, а отмирание — над продукцией.

В конечном счёте происходит деградация экосистем, ухудшение их как элементов среды человека, снижение положительной роли в формировании биосферы, обесценение в хозяйственном отношении.

Вместе с почвой происходит и загрязнение воды. Одним из основных её загрязнителей является нефть и нефтепродукты. Которые могут попадать в воду в результате естественных ее выходов в районах залегания. Основные источники загрязнения связаны с человеческой деятельностью: нефтедобычей, транспортировкой, переработкой и использованием нефти в качестве топлива и промышленного сырья.


Концентрация токсичных синтетических вещества, которые находят все более широкое применение в промышленности, а также в коммунально-бытовом хозяйстве, составляет 5-15 мг/л при предельно допустимой концентрации — 0,1 мг/л.

Токсичные синтетические вещества могут образовывать в водоёмах слой пены, особенно хорошо заметный на порогах, перекатах, шлюзах.

Из других загрязнителей необходимо назвать металлы (например, ртуть, свинец, цинк, медь, хром, олово, марганец), радиоактивные элементы, ядохимикаты, поступающие с сельскохозяйственных полей, и стоки животноводческих ферм.

Расширенное производство (без очистных сооружений) и применение ядохимикатов на полях приводят к сильному загрязнению водоёмов вредными соединениями. Загрязнение воды происходит в результате прямого внесения ядохимикатов при обработке водоёмов для борьбы с вредителями, поступления в водоёмы воды, стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных угодий, при сбросе в водоём отходов предприятий, а также в результате потерь при транспортировке, хранении и частично с атмосферными осадками.

Наряду с ядохимикатами сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество остатков удобрений (азота, фосфора, калия), вносимых на поля.

Кроме того, большие количества органических соединений азота и фосфора попадают со стоками от животноводческих ферм, а также с канализационными стоками. Повышение концентрации питательных веществ в почве приводит к нарушению биологического равновесия в водоёме.

Потепление климата, а также загрязнение воды, ведут к ее недостатку. Недостаток пресной воды испытывают не только территории, которые природа обделила водными ресурсами, но и многие регионы, ещё недавно считавшиеся благополучными в этом отношении.

Вместе с обеднением водных ресурсов происходит сокращение лесов. Причиной этому являются нерациональные их вырубки. Которые приводят к тому, что во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени сохранились лишь на 10-30 % территории.

Рост населения, расширяющееся развитие сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта вызвали массовое уничтожение лесов в Европе, Северной Америке. Выпас скота в больших масштабах приводил к гибели лесов и травяного покрова, к эрозии (разрушению) почвенного слоя. Особенно сильно страдают зелёные насаждения в промышленных городах, атмосфера которых содержит большое количество загрязняющих веществ.


Вот далеко не полная картина экологической ситуации на нашей планете в настоящее время. Даже отдельные успехи природоохранной деятельности не могут изменить общий ход процесса пагубного влияния цивилизации на состояние биосферы.

Предупреждая о возможных последствиях вторжения человека в природу, ещё полвека назад академик Владимир Иванович Вернадский писал: “Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли”. Последствия антропогенной деятельности проявляются в истощении природных ресурсов, загрязнении биосферы отходами производства, разрушении природных экосистем, изменении структуры поверхности Земли, изменении климата. Антропогенные воздействия приводят к нарушению практически всех природных биогеохимических циклов.

Каждый из нас и человечество в целом должно осознать ограниченность ресурсов на нашей планете. Необходимо чётко уяснить, что нарушение законов природы неизбежно ведёт к гибели цивилизации. Вот почему экологические знания необходимы каждому члену общества. Сегодня, будущее человечества зависит от самого человека, от того какой станет окружающая среда и как будут приспосабливаться к ней живые организмы.


Человек, являясь неотъемлемой частью природы, постоянно так или иначе воздействует на неё. И далеко не всегда его хозяйственная деятельность благоприятно сказывается на окружающей среде. Загрязнение рек, уничтожение мест обитания животных, истребление редких видов – это лишь малая часть негативных последствий антропогенных влияний на природу. Но существуют и положительные примеры. Расскажем подробнее об основных антропогенных факторах и их воздействии на живой мир нашей планеты.

Типы антропогенных воздействий

Человек как самостоятельный живой организм постоянно взаимодействует с окружающей средой, обмениваясь с ней веществом и энергией через дыхание, питание, выделение и т. д. Кроме того, его активная хозяйственная деятельность напрямую либо косвенно влияет на все живое вокруг, воздействуя непосредственно на конкретный живой организм или изменяя среду его обитания.

Прямое воздействие человека выражается в потреблении животных и растений в пищу, разведении их для различных целей, расселении организмов, а также в разрушении естественных биогеоценозов (при строительстве дорог, добыче полезных ископаемых) и создании искусственных экосистем (парков, скверов, полей).

Косвенное, то есть непреднамеренное влияние человека на природу происходит путем изменения среды обитания организмов. Строительство водохранилищ приводит к изменению режима рек, многократная распашка земель – к эрозии почв и опустыниванию, загрязнение воздуха выхлопными газами – к отравлению животных и растений, обитающих рядом с дорогами и т.д.

Комплексное воздействие людей на живую природу сочетает в себе прямые и косвенные факторы. В результате такого влияния окружающая среда медленно, но существенно изменяется. Например, при расширении границ населенных пунктов происходит вырубка лесов, в результате чего лесные виды животных с измененных людьми территорий исчезают, на их место приходят городские виды: вороны, крысы, домашние собаки, кошки и т. д.

Виды антропогенных влияний

Все антропогенные факторы делят на физические, химические, биологические и социальные.

Физические воздействия на живые организмы происходят в результате активной человеческой деятельности. К ним относятся:

  • Использование человеком атомной энергии, приводящее к повышению интенсивности ионизирующего излучения.
  • Эксплуатация всевозможных электрических приборов, создающих вокруг себя электрические и магнитные поля.
  • Создание источников шума: рев двигателей автомобилей и мотоциклов, шум от железнодорожного и авиатранспорта, грохот на промышленных предприятиях и т.д.

Химическое воздействие человек оказывает:

  • применяя всевозможные химикаты и яды в сельском хозяйстве, на производстве и в быту;
  • загрязняя почву, воду и воздух промышленными отходами, выхлопными газами, токсичным мусором;
  • употребляя алкоголь, табак, наркотики, лекарственные средства синтетического происхождения и т.д.

Биологические факторы – это воздействие человека на окружающую среду при производстве продуктов питания (ведение сельского хозяйства), а также влияние на организмы, для которых сам человек является средой обитания и источником пищи (бактерии, вирусы, паразиты).

Социальное воздействие людей на природу связано с их жизнью в обществе. Взаимоотношения между странами, военные конфликты и даже договорённости с соседями по даче могут оказать существенное влияние как на жизнедеятельность небольшой группы организмов, так и на целую экосистему.

Отрицательные последствия антропогенных факторов

Воздействие человека на природу носит по большей части деструктивный характер. Именно люди стали причиной исчезновения многих видов животных и растений, истребляя их целенаправленно или разрушая привычные им места обитания. Примером таких воздействий может служить полное исчезновение с лица Земли камерунского подвида чёрного носорога, ставшего жертвой браконьеров из-за своих рогов. Этот подвид объявили вымершим не так давно – в 2011 г.

Кроме того, активная хозяйственная деятельность человека угрожает уже не только отдельным уязвимым видам животных и растений, но и всему живому на нашей планете. Вырубка лесов, осушение болот, извлечение невосполнимых природных ресурсов, загрязнение окружающей среды токсичными веществами, парниковый эффект, кислотные дожди и прочие негативные антропогенные факторы нарушают экологическое равновесие, лишая живую природу механизмов саморегуляции.

Положительные последствия антропогенных факторов

Воздействие человека на природу может иметь и положительные стороны. Разумное природопользование и бережное отношение к окружающей среде способствуют сохранению видового разнообразия живых существ. Такие меры, как лесомелиорация и преднамеренная интродукция растений позволяют восстановить разрушенные по каким-либо причинам ландшафты. Разработка охранных мероприятий, создание заповедников, заказников и национальных парков помогают сохранять уникальную флору и фауну, а селекция и дальнейшее разведение животных и растений приводят к возникновению видов, способных выживать в изменяющихся условиях окружающей среды. Примером удачного скрещивания разных видов животных является появление на Земле зубробизона – гибрида зубра и американского бизона. Представители нового вида дают плодовитое потомство как при скрещивании между собой, так и с представителями исходных видов.

Забота о природе, понимание важности сохранения её богатства, восстановление естественных экосистем и прочие природоохранные мероприятия позволят снизить негативный эффект антропогенного воздействия на окружающую среду и сохранить нашу планету для будущих поколений.

Читайте также: