Создаем тексты рассуждения 3 класс родной русский язык презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родной русский язык 3 класс

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с теоретическими сведениями о строении текста-рассуждения; научить строить текст-рассуждения, научить выделять в тексте утверждение, аргументы и вывод

Урок развития речи

Предметные: уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, находить утверждение, аргументы и вывод

Метапредметные: осознание целей учебной деятельности, умение ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому совершенствованию

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, групповая

Презентация к уроку

утверждение, аргументы, вывод

Слайд Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Познавательные: понимают поставленную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия

2.Актуализация знаний .

Слайд Спишите слова, вставьте пропущенные буквы обозначьте орфограмму в слове

Т..тра..ь , еж. к..р..ндаш.. ,сне. тр..ва

- Проверяем по цепочке задание

-По первым буквам данных слов составьте слово. (текст)

1.Текст состоит из одного предложения (-)

2. Текст состоит из нескольких любых предложений (-)

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу (+)

4. Текст нельзя озаглавить (-)

5. Текст можно озаглавить (+)

6. Текс – обязательно должен быть большим по объёму (-)

7. Текст может быть не большим по объёму (+)

8. Текст всегда состоит из одной части (-)

9. В тексте можно выделить 3 части (+)

ПРОВЕРКА - СЛАЙД

Итак, дайте определение- что же такое текст?

Называют пропущенную орфограмму

Отвечают на вопросы

Текст-это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. В тексте выделяют три части.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

3.Работа с текстами .

- На доске вы видите таблицу с вопросами. Сейчас мы постараемся её заполнить.

Заполнение таблицы.

-Возьмите карточку №1. На ней даны тексты. Прочитаем первый текст

Пестрый дятел

На одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!

-На какие вопросы в таблице мы получили ответы, прочитав этот текст?

- Определите, какой это тип текста.(текст-описание)

СЛАЙД ( В тексте-описании говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явления, которые можно увидеть ОДНОВРЕМЕННО.

Всё, о чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать ОДНИМ снимком. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?)

-Прочитайте второй текст

Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё. Наконец кот попался. Когда Лёнька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Я прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.

-О чем говорится во втором тексте? (О событиях, действиях о том ,что произошло с котом )

-Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло? Когда? Где?)

-Как называются такой текст ? (текст -повествования)

СЛАЙД ( В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: КТО? КОГДА? ЧТО? ГДЕ? КАК?. Из текста узнаём, ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и в КОНЦЕ?

-Прочитайте третий текст.

Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели. Несомненно, ель – наше сокровище!

-Подумайте на какой вопрос отвечает этот текст ? (Почему? Причины, доказательства)

-Как же называется такой текст ?(текст-рассуждение)

Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать - значит доказывать.

- Сегодня мы будем учиться составлять текст-рассуждение.

СЛАЙД ( В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так )

- Давайте вспомним, сколько частей бывает в тексте? (3 части-вступление, основная, заключение)

- О чём говорится в первой части текста? (о том, что ель ценное дерево)

-В этой части дано утверждение, которое нужно доказать – почему ель – это ценное дерево…

-Прочитайте вторую часть текста. О чём в ней сообщается? (о том, в чём заключается ценность ели)

-Это аргументы, или доказательства.

-Прочитайте 3 часть. Эта часть называется ВЫВОД.

-В тексте-рассуждении можно выделить 3 основные части.

2.Аргументы, которые подтверждают данное утверждение

-Найдите в тексте №3 – утверждение. (Ель – очень ценное дерево.) Найдите аргументы, которые подтверждают данное утверждение. (Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели) Найдите вывод, который можно сделать, после того, как приведены необходимые аргументы. (Несомненно, ель – наше сокровище!)

- Обычно утверждение совпадает с выводом. Прочитайте утверждение и вывод и убедитесь в этом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация знакомит учащихся с новым видом текста-рассуждение, развивает умение распознавать и составлять текст-рассуждение.

Текст - рассуждение

Типы текстов

Структура текста - рассуждения

ТИПЫ ТЕКСТА

РАССУЖДЕНИЕ

СЛОВА СВЯЗКИ

КАРТИНКИ И ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА

СЛОВА ТЕЗИС ОБЪЯСНЕНИЕ

Определить тип текста Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним как по ступенькам.

Определить тип текста

Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним как по ступенькам.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? А вы как думаете?

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? А вы как думаете?

- Какое предложение есть во всех трех текстах? - А по какому предложению можно догадаться, о чем пойдет речь в каждом из текстов? - Чем отличается текст-рассуждение от других текстов? - Первый текст называется повествованием. Он рассказывает о событиях, действиях, к нему можно поставить общий вопрос что произошло? Второй – описание. К нему можно поставить общий вопрос какой? Третий – рассуждение. В этом тексте объясняются причины явлений, к нему можно поставить общий вопрос почему так происходит?

- Какое предложение есть во всех трех текстах?

- А по какому предложению можно догадаться, о чем пойдет речь в каждом из текстов?

- Чем отличается текст-рассуждение от других текстов?

- Первый текст называется повествованием. Он рассказывает о событиях, действиях, к нему можно поставить общий вопрос что произошло? Второй – описание. К нему можно поставить общий вопрос какой? Третий – рассуждение. В этом тексте объясняются причины явлений, к нему можно поставить общий вопрос почему так происходит?

Озаглавьте каждый текст.

Что же такое рассуждение?

Что же такое рассуждение?

  • Рассуждение - такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли.
  • Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводятся ряд аргументов, факты, примеры. В заключении может делаться вывод.

Схема построения текста-рассуждения.

Запись слов, которые наиболее часто встречаются в текстах-рассуждениях .

В написании рассуждения используются слова:

Восстановить в тексте-рассуждении порядок следования предложений.

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. А они почти повсюду есть под рукой. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Чем же так нравился кирпич? Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается.

Вот что должно получиться: Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.

Вот что должно получиться:

Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич?

Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку родного языка "Создание текста-повествования"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первой части ( зачине ) текста-рас-суждения содержится вопрос , над кото-рым автор будет рассуждать.

Во второй части ( главной ) автор отвечает на вопрос, утверждае т что-то, приводит доказательства . В этой части содержится главная мысль текста.

В третьей части ( концовке ) автор делает вывод , к которому приходит путём рас-суждений.

Какая часть текста пропущена?

Вот почему эти глаголы пишутся по-разному.

Какая часть текста пропущена?

Читайте также: