Создаем тексты рассуждения 3 класс родной русский язык презентация и конспект
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Родной русский язык 3 класс
Цель деятельности учителя
Познакомить учащихся с теоретическими сведениями о строении текста-рассуждения; научить строить текст-рассуждения, научить выделять в тексте утверждение, аргументы и вывод
Урок развития речи
Предметные: уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, находить утверждение, аргументы и вывод
Метапредметные: осознание целей учебной деятельности, умение ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому совершенствованию
Методы и формы обучения
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, групповая
Презентация к уроку
утверждение, аргументы, вывод
Слайд Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу
Познавательные: понимают поставленную задачу
Регулятивные: планируют необходимые действия
2.Актуализация знаний .
Слайд Спишите слова, вставьте пропущенные буквы обозначьте орфограмму в слове
Т..тра..ь , еж. к..р..ндаш.. ,сне. тр..ва
- Проверяем по цепочке задание
-По первым буквам данных слов составьте слово. (текст)
1.Текст состоит из одного предложения (-)
2. Текст состоит из нескольких любых предложений (-)
3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу (+)
4. Текст нельзя озаглавить (-)
5. Текст можно озаглавить (+)
6. Текс – обязательно должен быть большим по объёму (-)
7. Текст может быть не большим по объёму (+)
8. Текст всегда состоит из одной части (-)
9. В тексте можно выделить 3 части (+)
ПРОВЕРКА - СЛАЙД
Итак, дайте определение- что же такое текст?
Называют пропущенную орфограмму
Отвечают на вопросы
Текст-это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. В тексте выделяют три части.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
3.Работа с текстами .
- На доске вы видите таблицу с вопросами. Сейчас мы постараемся её заполнить.
Заполнение таблицы.
-Возьмите карточку №1. На ней даны тексты. Прочитаем первый текст
Пестрый дятел
На одном из деревьев дятел пристроился. Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные. На затылке ярко-красные пятна. На чёрных крылышках белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый, потому его пёстрым дятлом и прозвали. Ну и красавец!
-На какие вопросы в таблице мы получили ответы, прочитав этот текст?
- Определите, какой это тип текста.(текст-описание)
СЛАЙД ( В тексте-описании говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явления, которые можно увидеть ОДНОВРЕМЕННО.
Всё, о чём говорится в тексте-описании, можно зафиксировать ОДНИМ снимком. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?)
-Прочитайте второй текст
Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё. Наконец кот попался. Когда Лёнька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Я прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
-О чем говорится во втором тексте? (О событиях, действиях о том ,что произошло с котом )
-Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло? Когда? Где?)
-Как называются такой текст ? (текст -повествования)
СЛАЙД ( В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: КТО? КОГДА? ЧТО? ГДЕ? КАК?. Из текста узнаём, ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и в КОНЦЕ?
-Прочитайте третий текст.
Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели. Несомненно, ель – наше сокровище!
-Подумайте на какой вопрос отвечает этот текст ? (Почему? Причины, доказательства)
-Как же называется такой текст ?(текст-рассуждение)
Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать - значит доказывать.
- Сегодня мы будем учиться составлять текст-рассуждение.
СЛАЙД ( В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так )
- Давайте вспомним, сколько частей бывает в тексте? (3 части-вступление, основная, заключение)
- О чём говорится в первой части текста? (о том, что ель ценное дерево)
-В этой части дано утверждение, которое нужно доказать – почему ель – это ценное дерево…
-Прочитайте вторую часть текста. О чём в ней сообщается? (о том, в чём заключается ценность ели)
-Это аргументы, или доказательства.
-Прочитайте 3 часть. Эта часть называется ВЫВОД.
-В тексте-рассуждении можно выделить 3 основные части.
2.Аргументы, которые подтверждают данное утверждение
-Найдите в тексте №3 – утверждение. (Ель – очень ценное дерево.) Найдите аргументы, которые подтверждают данное утверждение. (Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от непогоды, стужи и метели) Найдите вывод, который можно сделать, после того, как приведены необходимые аргументы. (Несомненно, ель – наше сокровище!)
- Обычно утверждение совпадает с выводом. Прочитайте утверждение и вывод и убедитесь в этом.
Данная презентация знакомит учащихся с новым видом текста-рассуждение, развивает умение распознавать и составлять текст-рассуждение.
Структура текста - рассуждения
ТИПЫ ТЕКСТА
РАССУЖДЕНИЕ
СЛОВА СВЯЗКИ
КАРТИНКИ И ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА
СЛОВА ТЕЗИС ОБЪЯСНЕНИЕ
Определить тип текста
Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним как по ступенькам.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? А вы как думаете?
- Какое предложение есть во всех трех текстах?
- А по какому предложению можно догадаться, о чем пойдет речь в каждом из текстов?
- Чем отличается текст-рассуждение от других текстов?
- Первый текст называется повествованием. Он рассказывает о событиях, действиях, к нему можно поставить общий вопрос что произошло? Второй – описание. К нему можно поставить общий вопрос какой? Третий – рассуждение. В этом тексте объясняются причины явлений, к нему можно поставить общий вопрос почему так происходит?
Озаглавьте каждый текст.
Что же такое рассуждение?
- Рассуждение - такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение какой-либо мысли.
- Текст-рассуждение распадается на три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается или опровергается во второй части (доказательство). Приводятся ряд аргументов, факты, примеры. В заключении может делаться вывод.
Схема построения текста-рассуждения.
Запись слов, которые наиболее часто встречаются в текстах-рассуждениях .
В написании рассуждения используются слова:
Восстановить в тексте-рассуждении порядок следования предложений.
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. А они почти повсюду есть под рукой. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Чем же так нравился кирпич? Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается.
Вот что должно получиться:
Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич?
Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.
Полный текст материала Конспект и презентация к уроку родного языка "Создание текста-повествования"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Смотрите похожие материалы
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
В первой части ( зачине ) текста-рас-суждения содержится вопрос , над кото-рым автор будет рассуждать.
Во второй части ( главной ) автор отвечает на вопрос, утверждае т что-то, приводит доказательства . В этой части содержится главная мысль текста.
В третьей части ( концовке ) автор делает вывод , к которому приходит путём рас-суждений.
Какая часть текста пропущена?
Вот почему эти глаголы пишутся по-разному.
Какая часть текста пропущена?
Читайте также: