Число 4 нод конспект

Обновлено: 05.07.2024

Занятие по ФЭМП в детском саду. Старшая группа. Тема: Образование чисел 4 и 5

Демонстрационный материал: геометрические фигуры (большие и маленькие).

Раздаточный материал: карточки (для счета на ощупь); карточки с двумя полосками; прямоугольники и квадраты по 5 штук.

Ход занятия

На столе ширма, за ширмой металлофон, молоточек. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут считать звуки.

У детей карточки с двумя свободными полосками; геометрические фигуры - квадраты, прямоугольники - по 5 штук.

Задание: отсчитать и положить на верхнюю полоску столько прямоугольников, сколько раз ударит молоточек. Воспитатель стучит 3 раза.

- Сколько вы положили прямоугольников и почему?

Задание: положить на нижнюю полоску столько квадратиков, сколько раз ударит молоточек (ударяет 4 раза).

- Что вы сделали и почему?

- Сколько прямоугольников (квадратов)?

- Чего больше (меньше)?

- Какое число больше (меньше)?

- Как сделать, чтобы фигур было поровну?

Физкультминутка

Мы руками - хлоп-хлоп-хлоп,

Мы ногами - топ-топ-топ,

Повернёмся и молчим

(рот закрыть рукой).

Задание выполняется без овалов.

На доске - геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Дети называют все фигуры. Воспитатель показывает круг.

- Чем отличается круг от остальных фигур?

Воспитатель предлагает выложить на доске все круги - от большего к меньшему (5 штук).

Вопросы:

- Сколько всего кругов?

- Самый большой круг какой по цвету?

- Покажите самый маленький круг. А он какой по цвету?

- А какой круг больше (меньше): синий или красный?

3. Игра с пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листики дуба мы соберём.

Маме осенний букет отнесём

(сжимать и разжимать кулачки).

4. Счет предметов (пуговиц) на ощупь.

1. Познакомить детей с числом и цифрой 4; с образованием числа 4; продолжать учить соотносить количество предметов и цифру.

2. Формировать представление о равенстве и не равенстве групп.

3. Закреплять знание геометрических фигур.

4. Выкладывание предмета по образцу (схематическое изображение, работа по словесной инструкции взрослого.

5. Продолжать воспитывать и закреплять знания о правилах этикета.

6. Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.

7. Учить детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

-Ребята давайте поздороваемся друг с другом.

Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И, наверное, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

-Давайте, пожелаем здоровья нашим гостям и скажем, здравствуйте.

2. Счет до 4-х, число и цифра 4.

– У нас сегодня гости из сказки. А кто, узнаете, если отгадаете загадку:

Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна. (Медведь)

-как вы догадались, что медведь? (спит в берлоге всю зиму, просыпается весной)

-давайте посмотрим, сколько к нам пришло медведей в гости?

-Один, два, три. Три медведя.

-Как гостеприимные хозяева, что мы должны сделать для гостей? (напоить чаем)

-Возьмем чашки и расставим вместе, сколько поставим чашек для медведей?

-Что можно сказать о количестве чашек и гостей?

-Их поровну. Гостей столько же, сколько и чашек.

Ребята, подойдите к столу, пока наши гости пьют чай мы с вами немножко поиграем.

Покажите цифрой, сколько к нам пришло медведей? (3)

Положите на стол столько кругов, сколько ушек у одного медведя? (2)

Поднимите цифру, сколько на столе кружек красного цвета (1)

-Посмотрите, к нам пришла еще одна гостья – Машенька.

-Пригласим Машу к столу.

-Сколько теперь стало гостей? Посчитаем – 4.

-Чего теперь больше: чашек или гостей? (гостей)

-Как сделать поровну?

-Правильно, нужно поставить еще одну чашку, и тогда их будет тоже …4.

3. Цифра 4.

-А Маша решила убрать чашки и перевернула стульчик:

Уронила Маша стул в квартире,

Стал похож он на …четыре!

4. Закрепление образа цифры 4.

Мы можем выложить его из счетных палочек. Давайте посмотрим, из чего он состоит (ножки (2, сиденье, спинка). Сколько понадобиться палочек, чтобы выложить стул? (4)

Присаживайтесь за стол, возьмите листы бумаги и выложите из счетных палочек стул.

-А теперь давайте аккуратно перевернем листок с палочками, какая у вас получилась цифра …4

-Молодцы, все справились с заданием.

Со всеми заданиями справились. Помогли Маше и Мишутке.

-Вспомним, как вы помогали им.

-С какой цифрой познакомились?

Что вы выкладывали из палочек? Почему у вас не получилось с первого раза?

- Ребята, Машенька дарит вам цветы, но они необычные. На каждом цветке живет цифра с которой мы сегодня познакомились, это цифра 4.

1. Познакомить с образованием и составом числа 4, цифрой 4.

2. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками.

3. Закрепить умение разбивать группу фигур на части по различным признакам.

4. Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно.

5. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.

Материалы к занятию.

Демонстрационный – изображения зайчиков, снегирей, карточки с цифрами 1, 2, 3.

Раздаточный - касса цифр, геометрические фигуры, тетради, цветные карандаши.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Тип занятия: изучение нового материала.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Психологический настрой на занятие. (Солнышко)

- Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением.

Сегодня мы продолжим путешествие
В мир удивительный и увлекательный –
В мир чисел, в мир математики.

2. Актуализация знаний

1) Игра “Цифры заблудились”.

- Необходимо расставить цифры по порядку (от 1 до 10). Молодцы, вы отлично справились с заданием, и все цифры заняли свои места.

- Давайте хором посчитаем все вместе от 1 до 10, от 10 до 1.

2) Игра “Покажи число”. (Работа с веером)

- Какое число следует за числом 4, 7, 5?

- Какое число стоит перед числом 8, 3, 5?

- Покажите соседей числа 3, 7.

3) Поставь цифры к рисункам. Вам надо сосчитать предметы на рисунках и соединить их с числом, которое обозначает их количество.

Что нарисовано в первой рамочке? Сколько их, сосчитаем. С какой цифрой соединили? И так делаем дальше. (Один ребенок работает около доски с демонстрационным материалом, а остальные в рабочих тетрадях.)

3. Физминутка для глаз

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками

- Сегодня на уроке мы познакомимся с числом и цифрой.

А с какой – узнайте. (Проблемная ситуация)

Лапок у кошки столько
Ножек у стула столько.
О какой цифре я говорю,
Кто отгадал загадку мою? (Четыре)

- Молодцы! Правильно, это число и цифра 4.

5. Работа по теме урока. Знакомство с числом 4

Образование числа 4

а) Сколько зайчиков? (4) Сколько снегирей? (3)

- Сравните, кого больше: количество зайчиков или количество снегирей?

- Как сделать поровну? (Надо добавить ещё одного снегиря.)

б) На столах у детей геометрические фигуры, каждый работает с раздаточным материалом. Один ребенок работает у доски.

- Положите 3 кружка. Добавьте 1 квадрат. Сколько всего стало фигур?

- Как получили 4? (3+1)

- А что получится, если к одному квадрату добавить 3 кружка? (Тоже 4: 1+3)

- Когда переставляются части, результат не изменяется.

- Как по-другому можно получить число 4? (2+2, 1+1+1+1)

Знакомство с цифрой 4

- Число четыре записывают знаком - цифрой 4.

(На доску прикрепляю цифру 4)

- На что похожа эта цифра?

- Прописываем цифру в воздухе.

6. Закрепление представлений о числе и цифре 4.

1) Выполнение задания №3 с.45

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

2) Выполнение задания №2, в учебнике с.44

- Рассмотрите картинки. Почему в квадратике который соединили с цыплятами поставлено 2 точки? (На картинке 2 цыпленка)

- Почему в кружочке который соединили с котенком стоит цифра 1? (На картинке 1 котенок)

Что же надо сделать в этом задании? (Записывать в кружочке, который соединен с картинкой, подходящую цифру, а в квадратике – подходящее число точек.)

8. “Мыслительная минутка”

- Сколько туфелек потеряла Золушка?

- Сколько времён года вы знаете?

- Сколько углов у квадрата?

- Сколько пальцев на руке?

- Какой четвёртый день недели?

9. Повторение изученного материала

Выполнение задания №4 с.45

- Разбей группу фигур сначала по цвету (обведи пунктирные линии), а затем по форме и размеру.

10. Итог занятия. Рефлексия

- С каким числом познакомились? Какую цифру учились писать? Как можно получить четыре?

- Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами, но занятие подходит к концу. Давайте оценим свою работу. На партах у вас лежат колобочки, но у них нет рта! Сейчас надо будет нарисовать колобку рот – если урок вам сегодня понравился, то колобочка нарисуйте радостного с улыбкой, а если на уроке вам было не интересно, то нарисуйте грустного.

- А теперь покажите родителям своего колобка! Этот колобок остаётся вам на память.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект непосредственно –образовательной деятельности

по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе

Педагог Елфимова Ольга Алексеевна

Г. Сыктывкар

Формирование представлений о числе и цифре 4.

Образовательные:

1.Формировать представление о числе 4 как существенном признаке явлений окружающего мира: 4 времени года, 4 части суток, 4 ноги у животных, 4 колеса у машины.

2.Формировать представление о цифре 4, её внешнем виде, умение выделять её особенности среди других цифр.

1.Развивать интерес к числам и цифрам через интерактивные виды деятельности.

2.Развивать умение работать на интерактивной доске.

3.Развивать математические способности детей, логику, внимание.

Воспитательные:

1.Создать условия для совместной деятельности детей.

2.Развивать доброжелательные отношения между детьми, желание оказывать друг другу помощь при затруднении.

Речевая задача:

активизировать в речи детей слова, обозначающие цифры, фигуры.

Презентация с интерактивными заданиями на число и цифру8.

Пирог (можно из пластилина) и с четырьмя свечами.

Геометрические фигуры из бумаги (четырехугольники: квадраты, прямоугольники, ромбы).

Предшествующая работа:

Знакомство с числами и цифрами от 1 до 3.

Дидактические игры про времена года и части суток.

Дети стоят около математического театра.

-Посмотрите, ребятки, кто-то приготовил пирог и свечи. Давайте посчитаем, сколько же здесь свечей.

(воспитатель берет по одной свече, ставит на пирог и одновременно их считает вместе с детьми 1, 2, 3, 4)

-Четыре свечи. Давайте их зажжем, полюбуемся, а потом вместе дунем и потушим! У кого- то же сегодня праздник?

(звучит музыка и появляется картинка ПРИНЦЕССА ЧЕТЫРЕ)

-Посмотрите, какая красивая принцесса ЧЕТЫРЕ! Вот чей это праздничный пирог! Она приглашает нас в свое царство.

Дети садятся на коврик у смартдоски.

-Давайте еще раз познакомимся с принцессой ЧЕТЫРЕ. Посмотрите, какая она красивая! Какие чудесные длинные косы!

( воспитатель акцентирует с помощью стрелки на деталях принцессы: ободок на голове)

hello_html_3d9239fe.jpg

Принцесса Четыре приглашает нас в свое царство. Давайте посмотрим, что же там находится!

hello_html_65c5d62c.jpg

Дети и воспитатель рассматривают каждый рисунок и объясняют, почему он находится в царстве Четыре.

- у машины всегда четыре колеса

-у стола и стула четыре ножки

-у животных по четыре ноги

-мы знаем четыре времени года (вместе называем)

-Расскажите принцессе ЧЧЕТЫРЕ, какое сейчас время года?

-Давайте найдем картинки, которые относятся к зиме.

СЛАЙД 4. Интерактивная игра.

hello_html_m5d4c3e06.jpg

-расскажите, какие части суток вы знаете?

-найдите картинки, на которых принцесса Четыре изобразила утро.

СЛАЙД 5. Интерактивная игра.

hello_html_m77588694.jpg

-Посмотрите в царстве у принцессы Четыре живут геометрические фигуры.

hello_html_m392d1e43.jpg

-какие фигуры вы узнали? (дети называют)

-Посмотрите принцесса Четыре приготовила нам свои фигуры. Возьмите любую, которая вам понравилась. (дети выбирают любой четырехугольник, лежащий на столе).

- Давайте найдем уголки и посчитаем из.

(дети вместе с воспитателем обводят уголки и считают один, два, три, четыре).

- Давайте найдем стороны и вместе их посчитаем.

(дети вместе с воспитателем проводят пальчиком по сторонам и считают один, два, три, четыре).

(проводится игра)

-Посмотрите какая цифра живет в царстве ЧЕТЫРЕ. Кто знает, как она называется?

hello_html_5c2f6922.jpg

-посмотрите какая может быть разная цифра 4.

hello_html_m364d5ac9.jpg

-посмотрите, как она рисуется.

hello_html_60ab3b39.jpg

-давайте нарисуем пальчиком цифру 4.

(дети рисуют пальчиком в воздухе цифру четыре).

- посмотрите какие красивые палочки, давайте вместе выложим из них цифру четыре, вот так. (показ воспитателя)

(дети выкладывают на коврике цифру по образцу воспитателя, при необходимости воспитатель помогает).

-Как вы думаете, на что похожа цифра четыре? (высказывания детей)

hello_html_2734d232.jpg

- Принцесса ЧЕТЫРЕ , приготовила вам подарок-игру. Вы хотите поиграть?

- Выбирайте любой подарок и посмотрим, что там за игра.

hello_html_dbf7cc8.jpg

Из множества цифр детям предлагается найти цифру 4.

(правильные ответы выделяются цветом).

hello_html_m23e2adec.jpg

Детям предлагается по образцу справа повторить цифру четыре.

hello_html_56f840a7.jpg

Детям предлагается посчитать и найти предметы, которых 4.

(правильные ответы выделяются размером).

hello_html_25ea9023.jpg

Детям предлагается посчитать предметы и найти цифру 4.

hello_html_m1450688d.jpg

hello_html_3cccddcf.jpg

Детям предлагается найти нужную фигуру (четырехугольники, ромбы). Правильная фигура выделяется цветом.

hello_html_m1c403d91.jpg

hello_html_70af0b2b.jpg

- Дети, понравилось вам в гостях у принцессы ЧЕТЫРЕ?

Чем вы сегодня занимались? Что делали? Что вам больше всех понравилось?

- Посмотрите и вспомните, что вам показывала принцесса Восемь? Что здесь лишнее?

СЛАЙД 19, 20.

Детям предлагается найти лишние предметы из других царств, и сказать откуда они потерялись. Лишние предметы исчезают, остаются предметы из царства ЧЕТЫРЕ.

hello_html_26550847.jpg

Детям предлагается найти цифры 4, неправильные цифры уменьшаются в размере.

hello_html_6f2eb5cc.jpg

-Молодцы, вы сегодня очень старались, и принцесса ЧЕТЫРЕ приготовила для вас подарок.

Цель: Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4.

Задачи:

Учить считать в пределах 4.

Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Расширять представление о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

Демонстрационный материал: Куклы Маши и Вани, прямоугольник, квадрат, треугольник, овощи, фрукты.

Раздаточный материал: карточки с двумя полосками, 4 яблоки, 4 моркови на каждого ребенка. Фонарики Воскобович.

Содержание образовательной деятельности

В круг скорее становитесь, крепче за руки держитесь.

Поиграть уже пора, вы играть хотите?

Да! Воспитатель: Здравствуйте Ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришёл?(куклы Вани и Маши)

-Верно, Ваня и Маша. Давайте поздороваемся с ними! (Здороваются)

Воспитатель: Скажите, а зачем всем людям нужны витамины? Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, чтобы быть здоровыми, сильными, быстрыми, хорошо видеть и слышать. Витаминки живут в разных полезных продуктах, вы хотите с ними познакомится? Посмотрите, что изображено на картинках?

Дети отвечают: лимон, апельсин, капуста.

Воспитатель: в этих фруктах и овощах много витаминов, которые защищают нас от болезней, если мы будем их кушать, то никакая простуда нам не страшна.

В гости к детям приходят Маша и Ваня. Маша учит Ваню считать.

-Посмотрите, какой Ваня грустный. Он мне сказал, что не умеет считать. Ребята, а вы умеете считать? (Да)

-Давайте научим Ваню считать, чтобы он не грустил. (Да)

-Ваня, посиди с нами и посмотри как ребятки считают.(Ставит игрушку на стол)

-Посмотрите, что у меня стоит на столе? (яблок)

-Давайте все вместе посчитаем: сколько яблок? (3) (Поставим рядом столько же груш)

-Что можем сказать о количестве яблок и груш? (Они равны) (Ставит ещё одно яблоко)

-Давайте посчитаем сколько будет теперь? (4)

-Как получили 4 груши?(Прибавили одно)

-Сколько у нас груш? (3)

-4 яблока и 3 груши сравните, что больше?( 4 яблока больше, чем 3 груш)

-3 груши и 4 яблока сравните, что меньше? (3 груши меньше, чем 4 яблок)

-Какое число больше 4 или 3? (4)

-Какое число меньше 3 или 4 (3)

-Как сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну? (Прибавить одну грушу или убрать одно яблоко)

-Ребята, добавляем 1 грушу, считаем?(4)

- Как получилось 4 грушу?(к 3 грушам добавили ещё одну)

Маша дает детям задание:

- А теперь ребята, возьмите карточки и расположите на верхней полоске 3 яблока и 4 морковки.(Выполняют)

-Давайте посчитаем яблок и яблок. Сколько яблок? (3)

-4 яблока и 3 моркови сравните, что больше? (4 яблок больше, чем 3 моркови)

- 3 моркови и 4 яблок сравните, что меньше?(3 моркови меньше, чем 4 яблок)

- Какое число больше 4 или 3?(4)

-какое число меньше 3 или 4?(3)

-Сделайте самостоятельно так, чтобы количество яблок и моркови совпадало. (Выполняют)

- А сейчас давайте с вами немного отдохнем

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! - (прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. - (наклоны туловища влево-вправо.)

Наклонился левый бок.

А сейчас поднимем ручки - (руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, - (присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, - (сгибаем ноги в колене.)

Согнем левую ножку,

Ноги высоко подняли - (подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали - (движения головой.) И все дружно вместе встали. - (встали.)

А теперь поиграем в другую игру.

1.Детали, какой формы, вы использовали для своего футболиста? (Круг, квадрат, овал).

2.А какие цвета ваш футболист?

-Молодцы ребята, Ваня и Маша благодарят вас за то, что вы научили его считать.

-Сейчас нам пора попрощаться с Ваней и Машей, их уже заждались дома.(До свидания)

Читайте также: