Початок українського національного відродження конспект уроку 9 клас

Обновлено: 07.07.2024

Образовательные : познакомить обучающихся с биографией писателя , способствовать формированию обучающихся анализировать художественное произведение, работать с текстом, строить монологическое высказывание.

Развивающие: развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь,развивать навыки выразительного чтения, развивать интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование : портрет М. Шолохова, видеопрезентация, тексты художественного произведения, карточка для рефлексии.

Учитель: Здравствуйте! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать на уроке, потому что в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок- это и есть наше с вами совместное творчество .

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи.

- Откройте тетради и запишите тему урока.

- Давайте вместе сформулируем цели урока. Обратимся к теме нашего урока ( читаю тему). Знакомы ли мы с биографией писателя?(нет)

- Значит, мы должны познакомиться со страницами жизни писателя.

-Как обычно мы работаем с текстом произведения? (анализ, выразительное чтение)

- Итак, обобщая всё выше сказанное, определим цели урока. слайд

Учитель : Что же можно ещё сказать об этом выдающемся человеке?

1 биограф . Михаил Александрович Шолохов - выдающийся писатель и общественный деятель.

24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

Мать – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на казачьей земле, был управляющим мельницей.

Перед нами фото из семейного альбома. Родители с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища. Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.

В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Потом зачислен помощником бухгалтера заготконторы.

В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Несмог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

2 биограф . В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Бухановскую, и женился на Марии Петровне Громославской. Некоторое время они жили в Москве, Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.

Шолоховы прожили вместе 60 супружеских лет, вырастив и воспитав четверых детей, у них много внуков и правнуков.

В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон.

Когда началась Великая Отечественная война, писателю было уже 36 лет. Он повидал многое на тот момент. Гражданская война, разорение земель на Дону.… Во время войны М.А. Шолохов уходит на фронт, работает корреспондентом. Получает ранение. В 1942 году от разрыва бомбы у него погибает 75-летняя мать.

21 февраля 1984 года Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей – заповедник М.А. Шолохова.

Учитель: Спасибо! Молодцы, справились с заданием. Мне бы хотелось вам рассказать за что была присуждена Нобелевская премия Шолохову.

Учитель: Да, интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во всём мире.

Люди писали письма, выражали свое сочувствие. Не остались в стороне даже знаменитые зарубежные писатели Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй, в творчестве которых отразилась тема войны, правда Первой Мировой.

3) Работа над содержанием рассказа

-И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.

-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

- Кому Шолохов посвятил свой рассказ?

4)Реализация индивидуального задания.

- Об этом нам расскажет…

5) Беседа по вопросам

Учитель: Ребята, как вы считаете, чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей?

- Как восприняли рассказ вы?

- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?( О судьбе героя мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе.)

- А весь ли рассказ ведётся от первого лица? (Нет. В начале и конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

- Что мы можем сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?

- Автор пользуется особым композиционным приёмом (кольцевая композиция) – рассказ в рассказе. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя. Это позволяет познакомиться с исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.

6) Деление рассказа на основные этапы

- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова?

  • Довоенная жизнь
  • Уход на фронт и прощание с семьёй
  • Плен
  • Гибель семьи
  • Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном

7) Довоенная жизнь

– Довоенная жизнь, какая она?

– Испытания войны. Какое из них самое главное? Почему?

- А почему именно так?

- Да потому что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом.

- Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

8)Уход на фронт и прощание с семьёй

- Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война.)

- Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени.Эпический план изображения переходит в драматический)

- Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.

- Какое изобразительное средство использовал здесь автор и почему? (градация – для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя – и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему)

-Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.

- Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? Как Соколов попал в плен? Найдите в тексте этот эпизод.

- Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

-В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

- Давайте обратимся к сцене в церкви. Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене? Солдат- христианин, взводный доктор, Крыжнёв? ( в эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают разные жизненные позиции.)

- Какая позиция ближе всего Соколову?

-В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

-Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

10)Анализ эпизода поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

Учитель: Как вы думаете, кто такой лагерфюрер?

-Давайте обратимся к словарной статье

Лагерфюрер – комендант лагеря

- Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

-С какой целью ввёл Шолохов описание плена? (он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели)

- Какие испытания выпали на долю солдата Соколова в плену?

- За что его вызывают к коменданту лагеря Мюллеру?

- Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идёт по вызову, готовясь к смерти. А можно ли подготовиться к смерти, привыкнуть к ней?( К смерти нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться. Но принять её можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека)

-Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

- Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода?

Учитель: Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

- Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

- Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?(Автор подчёркивает его моральную стойкость)

- Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Вывод: Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

- Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере.Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

- Приглашение к размышлению: Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

Учитель: Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

- Ещё одно испытание – гибель семьи.

- Ребята, найдите в тексте отрывок с описанием гибели семьи героя.

-Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нём утверждается идея органической преемственности поколений.

13)Встреча с Ванюшкой, ставшим ему сыном

Учитель: всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Но там он встречает чудесного мальчишку Ванюшку и сердце его оживает.

15) Анализ эпизода

Учитель: почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

- Итак, Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?

- Как вы думаете, что ждёт впереди наших героев?

- Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы - человек несгибаемой воли)

- Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

- Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.

16) Смысл названия рассказа

-Судьба А. Соколова – это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала Вов. Таких судеб миллионы.

Учитель: Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны забывать об этом.

-Чему научил вас сегодняшний урок ?

- Сегодня мы рассмотрели только один из этапов жизни Андрея Соколова. Не менее важным является и эпизод встречи главного героя и Ванюшки.

- Этот эпизод и будет вашим домашним заданием

анализ эпизода встречи А. Соколова с Ванюшкой,

творческое задание: продолжите одно из предложений:

Фото: Сергей Бровко / Коммерсант

Учитель:

Мы с вами являемся свидетелями исторических событий новейшей истории. Но те события, что происходят сейчас, имеют под собой давнюю историю.

Государства Украина не существовало на карте мира вплоть до ХХ века. Оно появилось в 1917 году после революции в России, а вскоре вошло в состав Советского Союза. После к ней присоединили Новороссию (Донецк и Луганск), а после Великой Отечественной войны — западные области.

А в 1954 году к Украине присоединили Крым. И только в 1991 году Украина стала самостоятельным государством.

Мы, Россия, всегда поддерживали и заботились об Украине — потому что мы является одним народом и между нашими странами не может быть ненависти.

Но, к сожалению, в 2014 году на территории Украины, произошел государственный переворот, антиконституционный и кровавый, в ходе которого погибло много ни в чем не повинных людей, к власти пришло проамериканское правительство и фактически было установлено внешнее управление этим суверенным государством.

Часть населения этой страны не приняла переворот. Это касалось людей, которые проживали тогда в Крыму, это касалось и тех, кто проживал и проживают сегодня в Донбассе.

Люди заявили о том, что они хотят говорить на родном русском языке, быть носителями исторической памяти России, жить в культурном пространстве сформированном за столетия в этом регионе, мирно жить и работать. По волеизъявлению населения были с формированы две независимые республики — Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика. С этого момента началось противостояние киевских властей и людей, проживающих на этой территории.

Россия изначально делала все для того, чтобы мирными средствами, мирным путем разрешить все возникшие противоречия. Тем не менее киевские власти дважды провели военные карательные операции на этих территориях, и, в настоящий момент, мы являемся свидетелями обострения ситуации в третий раз.

Восемь лет жители Донецкой и Луганской областей живут в сложнейших и экономических, и политических условиях. Постоянные обстрелы, блокада. Люди, проживающие на территориях, близких к так называемому переднему краю, вообще вынуждены были перебраться в подвалы — живут там сами вместе с детьми.

Россия предпринимала и предпринимает до сих пор усилия, для того чтобы решить все сложные и трагические моменты развития событий мирным путем, но к сожалению ни власти Киева, ни западное сообщество не выполняют ранее заключенных договоров и более того наращивают военную мощь Украины помогая вооружением, специалистами и разворачивая информационные компании по разжиганию антироссийской политики.

К огромному сожалению Российского правительства, МИДа и переговорных структур все переговорные методы урегулирования конфликта зашли в тупик.

Россия всегда защищала интересы своего народа, и будет их отстаивать сейчас.

Давайте посмотрим фрагмент обращения Президента России Владимира Владимировича Путина.

ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ

Вопрос: Это война с Украиной? Можно ли было обойтись без нее?

Ответ: Идет не война с Украиной, а специальная миротворческая операция, цель которой — сдержать националистов, которые притесняют русскоговорящее население.

«Ее цель — защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации.

Вопрос: Почему идут военные действия?

Ответ: Расширение НАТО и их подступы к границам России — угроза для всех нас. Есть печальный опыт Ирака, Ливии и Сирии.

Кроме того, Украина может создать ядерное оружие. При нынешней власти в этой стране это прямая угроза России.

Вопрос: Можно ли было обойтись без военных действий?

Ответ: Специальная миротворческая операция — вынужденная мера для спасения людей на Украине.

Вопрос: Правда ли, что мы захватим Украину?

Ответ: В планы России входит защита мирного и беззащитного населения (детей, женщин, старшего поколения) Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, где в течении 8 лет шли ожесточенные бои. Ведь кроме России им некому оказать помощь. Мы помогаем своим братьям, мирным гражданам.

«В основе нашей политики — свобода, свобода выбора для всех самостоятельно определять свое будущее и будущее своих детей.

При этом в наши планы не входит оккупация украинских территорий. Мы никому и ничего не собираемся навязывать силой.

В последние дни на различных ресурсах появляются призывы к детям и молодежи выходить на антивоенные акции в российских городах.

Дети любопытны и активны, но, к сожалению, не замечают ситуацию манипуляции их активностью со стороны нечистоплотных взрослых. Все это может втянуть ребенка в противоправные действия и обернуться плачевной ситуацией.

Будьте максимально бдительны, интересуйтесь планами своих детей и оградите их от опасности участия в несанкционированных акциях.

Школа и образовательная среда - вне политики, и никто не имеет права втягивать детей и молодежь в различные противоправные действия и политические провокации!

Берегите детей! Как бы вы ни относились к происходящему и действующей власти, на массовых акциях протеста им делать нечего – это элементарно небезопасно.

Речь от учителя.

Учитель: Ни у кого не вызывает сомнений, что одним из самых страшных событий в мире является война. Человеческие жертвы, разрушения, искореженные судьбы, неродившиеся дети, горькое сиротство, несбывшиеся мечты — все это страшно и все это не должно стать вашей судьбой.

Но, к сожалению, есть силы, которым Россия органически ненавистна, которые сейчас делают все, чтобы развязать войну, чтобы сделать так, чтобы вы, через три-четыре года, были втянуты в ее убийственные жернова.

Войны надо останавливать, как делали наши деды и прадеды в 1941 году, когда ценой огромных потерь в едином патриотическом порыве они остановили ползучую фашистскую гадину. Так и нам сейчас важно предотвратить будущую войну и остановить настоящую войну, которая ведется против России режимом Украины. Страной, которая действует по чужой разрушительной указке уже восемь лет — с 2014 года.

Что же там происходит и происходило? Давайте разберемся вместе.

Украина как самостоятельное государство (хотя, скорее, это можно было и тогда назвать политическим проектом) возникла в 1917 году — после революционных событий в России. У нового Украинского государства был руководитель — Симон Петлюра. Он буквально ненавидел Россию и русских.

В 1922 году Владимир Ленин, после победы большевиков в братоубийственной гражданской войне, создал Украинскую Республику и включил ее в состав нового государства — Союза Советских Социалистических республик (СССР). Затем Иосиф Сталин присоединил к ней русские города так называемой Новороссии, а после Великой Отечественной войны — Львовскую область и Закарпатье. В 1954 году Никита Хрущев включил в Украину еще и Крым.

Надо подчеркнуть: Новороссия, Крым, Днепропетровск, Донецк, Луганск, Харьков, Одесса, и другие города, области никогда не имели отношения к украинской культуре, но уважали ее, добрососедствовали с этническими украинцами, потому что всех объединяла Россия.

В 1991 году, после развала СССР, Украина, как и остальные 14 республик, стала самостоятельным, суверенным государством. Россия поддержала это решение и даже взяла часть государственного долга Украины на себя.

В течение многих лет Российская Федерация безвозмездно оказывала Украине помощь — в общей сложности это около 300 миллиардов долларов (согласитесь, внушительная цифра).

Цель у России была только одна — чтобы братский народ жил, работал, чтобы рождались и учились дети, чтобы все мы были вместе, уважали общие корни, пели понятные всем песни.

Но вначале фашисты взялись за своих сограждан: убийства в 2014 году в Киеве, в мае этого же года в Доме профсоюзов в Одессе заживо сожгли более сорока человек только за то, что они хотели говорить на русском языке и не признавали кровавый фашистский режим. Восемь лет бомбили Донецкую и Луганскую области, не считаясь с жизнями детей и стариков, не жалея заводы, школы, дома, которые строили когда-то жители всего Советского Союза.

За что? Только за то, что эти две области просили для себя ограниченной самостоятельности, причем внутри Украины. Луганчане и дончане хотели совсем немного: чтобы русский язык стал в их областях вторым государственным — наравне с украинским, и чтобы их регионы были наделены некоторыми самостоятельными управленческими функциями. Они ссылались на подобный мировой опыт: например, Квебека в Канаде (там живут французы), Эльзаса и Лотарингии во Франции — там проживают немцы.

Но законные требования для Луганска и Донецка не были удовлетворены. И жители этих областей мужественно заявили, что они будут республиками до тех пор, пока этого не произойдет. Они не покорились нацистскому режиму, не поступились своей независимостью.

Россия все эти годы, испытывая усиливающееся давление американских и западных партнеров, оказывала необходимую поддержку своим братьям, которые стали жертвами бомбардировок и украинской хунты. За семь лет в Донбассе были убиты 14 тысяч человек, из них более 150 детей! Это пять-шесть человек в день.

Была создана особая международная комиссия, в которую вошли представители Германии, Франции, Украины и России. Они заключили Минские соглашения, которые предусматривали удовлетворение требований ЛНР и ДНР — с оговоркой, что эти земли остаются в составе Украины.

Но, к огромному сожалению, за истекшие семь лет мы видели только одно — украинская хунта, при пособничестве США, Англии и других западных стран, не выполнила ни одного пункта из Минских соглашений, а лишь обещала, обманывала, обнадеживала. А в это время гибли мирные люди.

И одновременно, и это весьма показательно, зарубежные партнеры кратно усиливают мощь украинской армии. Украинский режим получает бесплатное летальное смертоносное оружие. Стремительно растет количество военнослужащих.

Хочу отдельно подчеркнуть: далеко не все жители Украины поддались на пропаганду ненависти и нацизма. Но именно русофобам удалось захватить власть в стране.

Еще несколько лет назад стало ясно, что произойдет, если огромная, усиленная украинская армия — оболваненная, настроенная к России исключительно ненавистнически, обрушится на нашу страну. Никакой другой цели, кроме затягивания времени и подготовки к будущей войне, со стороны Украины не просматривалось. Через три — максимум через четыре года Россия столкнулась бы не просто с войной, а с войной на истребление и порабощение и, как прямо недавно заявил Владимир Зеленский — с использованием ядерного оружия. А такие возможности у Украины с учетом ее союзников, безусловно, есть.

То, что происходит на Украине сейчас, называется в международной практике принуждением к миру. Мы признали независимость Донецкой и Луганской республик, мы вынуждены были объявить о специальной военной операции. Сейчас и Президент, и армия используя силы профессиональных военнослужащих, уничтожают военный потенциал фашистского государства, созданного с одной целью — покорения России.

Все понимают, если не сделать это сейчас, через три-четыре года, будет уже поздно — повторю это еще раз. Тогда будет большая война, причем здесь уже не обойтись только профессиональной армией. А, как это было в 1941 году, нужно будет призывать резервистов, всех совершеннолетних, на войну. Тогда все ваши мечты и планы придется отложить в сторону, забыть на время. А для кого-то — и навсегда.

Давайте посмотрим фрагмент выступления Президента.

И каждый должен открыто ответить на вопрос, чего мы хотим? Дальше поддерживать фашистский режим на Украине, который одурманивает пропагандой своих граждан, так же, как были прокачаны немцы перед Второй мировой войной. Или мы устанавливаем наконец мир, завершая существующую войну, которая длилась семь лет, и сохраняем нашу любимую страну.

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке

Раз в неделю наши авторы делятся своими впечатлениями от главных событий и текстов

Раз в неделю наши авторы делятся своими впечатлениями от главных событий и текстов

Характеристика основних художніх течій ХІХ століття: класицизму, реалізму та романтизму. Соціально-політичні та історичні обставини розвитку української культури. Особливості національно-культурного відродження. Демократичний напрямок розвитку науки.

Рубрика Культура и искусство
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 05.10.2014
Размер файла 3,0 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Розвиток освіти та науки в Україні. Українське мистецтво XIX ст. Розвиток побутової української пісні у XIX ст. Особливості та етапи національно-культурного розвитку України у XX столітті. Основні тенденції розвитку сучасної української культури.

реферат [18,6 K], добавлен 09.05.2010

Культура та її основні функції. Особливості дохристиянської (язичницької) культури слов’ян на території України. Образотворче мистецтво Італійського Відродження як вершина розвитку культури цієї доби. Основний напрямок культурного впливу на людину.

реферат [106,0 K], добавлен 25.08.2010

Передумови епохи Відродження, гуманізм як ідеологія Відродження. Реформація і особливості розвитку її культури. Науково-технічний переворот та формування світогляду Нового часу. Аналіз основних художніх стилів XVII-XVIII століть; бароко та класицизм.

реферат [23,6 K], добавлен 09.05.2010

Піднесення духовного життя суспільства під час політичної "відлиги" в СРСР (1956—1959 рр.) як поштовх до національно-культурного відродження України. Злет української літератури, кіномистецтва, живопису. Творчість і громадська діяльність Ліни Костенко.

реферат [56,3 K], добавлен 19.11.2014

Національно-державне відродження української культури, започатковане демократичними перетвореннями з 1917 року. Українська культура в умовах тоталітаризму 30-х рр. ХХ ст. Освіта, наука, література, театр в роки Другої світової війни і повоєнного часу.

Читайте также: