Конспект русь во времена владимира святославича

Обновлено: 02.07.2024

Правление Владимира. С 980 г. Владимир стал единым правителем Руси. Празднуя свою победу над Ярополком и отдавая должное поддержавшим его язычникам Севера и Киева, он поставил на холме неподалеку от своего дворца статуи всем наиболее популярным языческим богам во главе с Перуном. Его дядя Добрыня был направлен наместником в Новгород, где также над Волховом торжественно поставил изображение Перуна.

Но уже в эти годы Владимир решал крупные государственные вопросы. Хотя Новгород и Киев были вновь объединены, древляне вели себя смирно, а весь днепровский путь оказался в руках Владимира, Киеву перестали подчиняться радимичи и вятичи. Владимиру потребовалось три года, чтобы покорить восставшие племена.

Как и его отец, Владимир в дальнейшем крепкой рукой держал единство Руси. Он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения, своих сыновей, которые являлись его наместниками. Старшего, Вышеслава, он направил в Новгород, а после его смерти послал туда третьего сына – Ярослава, Бориса отправил в Ростов, в землю вятичей, Глеба – в Муром, Святослава – в древлянскую землю, Всеволода – во Владимир на Волыни, Мстислава – в далекую Тмутаракань на Таманском полуострове. Святополк, родившийся от Ярополка и усыновленный Владимиром, был отослан в Туров.

Продолжил Владимир и внешнюю политику своего отца Святослава, вновь нацелившись на земли по Дунаю. Поход против Болгарии хотя был успешен, но русские не рискнули закрепиться там и заключили с Болгарией мир.

В начале правления Владимира обозначилось новое направление внешней политики Руси – западное. К этому времени на западных границах Руси сложилось сильное Польское государство во главе с его основателем князем Мешко I из династии Пястов. Он вместе с дружиной принял христианство по римскому образцу. С этого времени польская церковь стала ориентироваться на папу Римского. Главным противником Польши на западе были германские княжества, на востоке же мощным противником стала Русь. Спорными на долгие годы оказались земли так называемой Червенской Руси с городами Перемышль, Червен и другими. Едва заняв престол, Владимир организовал поход на юго-запад и подчинил эти земли Руси. Таким образом, территория Руси еще более расширилась.

Из приазовских степей в течение всего X в. в Причерноморье выходили все новые и новые орды печенегов. Печенежские орды, или колена, как их называли на Руси, объединялись в большие союзы. С этими-то союзами Русь и имела дело со времен Игоря и Святослава. С одними из них русские князья вели упорное противоборство, с другими заключали мирные договоры и привлекали их золотом и подарками на свою сторону в качестве союзников.

Создание оборонительной системы на юге. Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство крепостей, которые располагались на днепровском левобережье, вдоль рек, впадающих в Днепр. Здесь было меньше лесов, и степь подходила вплотную к Чернигову, от которого был один день конного пути до Киева. Четыре линии крепостей на расстоянии 15–20 км встали в этом районе на границе со Степью. Большинство этих форпостов располагалось близ бродов, куда в первую очередь устремлялась печенежская конница. Киев, как известно, расположен на правом берегу Днепра. Печенегам, чтобы попасть на этот берег, надо было перейти реку вброд под городом Витичев, а затем пройти через долину реки Стугна. Но как раз здесь и стояли крепости Владимира, соединенные высокими валами.

В глубине этой линии киевский князь построил город-крепость Белгород, который со временем стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов.

Но, пожалуй, самым важным в этой системе противоборства со степными кочевниками стала практика привлечения в города-крепости наиболее смелых, сильных, мужественных воинов. По указу Владимира сюда стали привлекаться прежде всего удальцы с Русского Севера – новгородские словени, кривичи, выходцы из чудских земель, а также вятичи. В этих пограничных со степью городках-крепостях в постоянных сечах с печенегами формировались русские богатыри, о которых сложено столько легенд и былин.

Истоки русского христианства. Правление Владимира Святославича связано с таким историческим событием, как принятие Русью христианства.

Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь Святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из церковных сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью.

Несмотря на подавляющее значение язычества, Русь отличалась большой веротерпимостью. Здесь свободно отправляли свои религиозные культы мусульмане и иудеи, христиане из Византии, из немецких, польских, чешских земель.

Приход к власти Владимира, казалось, надолго определил торжество язычества. Но жизнь брала свое. Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость принятия христианства. И не случайно Владимир поставил на холме главных языческих богов во главе с Перуном, пытаясь в языческой религии найти опору государственного единства страны. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая религия с ее монотеизмом (единобожием) вполне соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом. В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, матери, детям, к человеку вообще. Это не могло не содействовать прогрессу общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны: христианство уже обладало хорошо разработанной философской системой, породило богатую богословскую литературу. Постепенные контакты с христианскими странами содействовали приобщению Руси к духовности и культуре этого мира. В-пятых, вызревание на Руси новых общественных отношений, все более быстрое и глубокое социальное расслоение требовали новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства.

Отвечая на исконные вопросы человека о смысле жизни, о его судьбе после смерти, христианство направляло личность на поиск нравственного совершенствования, уводило его от решения чисто мирских задач. Оно облегчало человеку жизнь, примиряло его со смертью, обещало вечное блаженство его душе в ином, благодатном мире. Любой простой человек благодаря христианскому учению мог чувствовать себя и независимым, и более духовно богатым, чем любой стоящий над ним потому, что смысл жизни определяется не вещами, не землями, не дворцами, а способностью человеческой души совершать добро, нравственно совершенствоваться.

Возможно, и сам Владимир не раз задумывался над содеянным в своей бурной жизни, где были и убийства, в том числе брата, и клятвопреступления, и разврат. Главным судьей для человека является его собственная душа. И чем ближе конец жизни, тем больше человек ищет защиты от неумолимого рока.

Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, дать возможность для возрождения и обновления личности, надежду на счастливую жизнь в вечности. Во всяком случае, после принятия крещения в личной жизни Владимира произошел крутой поворот, и он во многом стал иным человеком, хотя власть по-прежнему диктовала ему свои жестокие законы.

Несмотря на экономические, политические, культурные и религиозные связи Руси с Византией, христианство по византийскому образцу не сразу получило преимущественное право на официальное внедрение в русских землях.

В летописи рассказывается о том, как к Владимиру приходили религиозные ми́ссии из мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии, из немецких земель, где утверждалось христианство римского толка. Прибыл проповедник и из Византии, который изложил Владимиру смысл православного христианства.

Крещение Владимира. На первых порах все новые черты христианской религии, конечно, не могли себя проявить полностью. Поначалу перед русским правительством стояли чисто практические вопросы: как использовать принятие христианства для возвышения престижа Руси и авторитета династии? Византия же стремилась христианизировать Русь для того, чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов.

С этими прямо противоположными целями начали Русь и Византия в 987 г. переговоры, в ходе которых Империя просила у Руси помощи против мятежников. Была затронута и проблема крещения. На этих переговорах Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Это могло бы сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Не случайно многие монархи Европы и Азии стремились породниться с византийским императорским домом.

Византийцы, нуждавшиеся в русской помощи, согласились с требованием Владимира, но предложили ему принять крещение. Владимир согласился и принял в 987 г. индивидуальное крещение, либо оглашенние, в узком кругу. Русский отряд был направлен в Византию, и антиправительственный мятеж был подавлен. Но когда опасность миновала, греки не торопились выполнять договор о браке Анны и Владимира. Ситуация резко изменилась. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр византийских владений в Крыму – Херсонес (Корсунь).

Осада продолжалась несколько месяцев. В конце концов с крепостных стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка. В ней говорилось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод, который находится к востоку от городских стен. Стрела была послана от имени священнослужителя Анастаса. Воины Владимира нашли трубопровод и перекрыли его. Вскоре изнемогающие от жажды жители города сдались на милость победителя.

В Херсонесе Владимир в 989 г. принял широкогласное крещение, подчеркнув тем самым добровольность этого акта со стороны Руси и независимость от воли Византии. В христианстве он взял имя Василий в честь императора Василия II, с которым Владимир становился как бы вровень. Херсонес был возвращен империи. Вместе с великим князем крестилась и часть дружины. Подобным же образом Хлодвиг, король франков, принял крещение вместе со своими воинами.

Владимир вернулся в Киев, взяв с собой из Херсонеса иконы, церковную утварь, выведя оттуда часть священников. Прихватил он с собой и мощи святых Климента и Фива. Ушел с Владимиром и священнослужитель Анастас, помогший ему овладеть городом.

Христианизация Руси. Между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь в 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере, где язычество было в большой силе и языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей.

Вначале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они – мужчины, женщины, дети – вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из них – церковь Святого Василия – он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет.

Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий Новгород выступил против прихода Добрыни со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных стычек, в ходе которых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сломить сопротивление восставших. Много людей было жестоко наказано. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции.

Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями. В Киев из Византии привозили иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.

Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке, в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовной жизни, быта и культуры.

Владимир не мог не учитывать и еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковнослужитель, как римский папа, а глава светской власти – император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.

Историческое значение крещения Руси. Поначалу христианские церкви были маленькими очагами в море язычества. Лишь позднее при поддержке государственной власти церковь стала укореняться в народной среде, в городах и селах. Но пройдет еще несколько веков, прежде чем она повсеместно возьмет верх над язычеством.

Но язычество так до конца и не сдалось. Русь стала страной, где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквах, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Веря в Христа и святых угодников, представители всех слоев общества, но особенно простой люд, продолжали считаться с домовыми и лешими, русалками и упырями. Святой Илья-пророк очень напоминал Перуна, а святой Власий, покровитель скотоводства, сливался с древним Велесом.

Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к проверенным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию.

Когда мы говорим об историческом значении введения христианства, то прежде всего имеем в виду последующее развитие церкви, ее постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь – экономическое, политическое, духовное, культурное, которое церковь стала со временем оказывать.

В дальнейшем церковь получила обширные земли, на которых стала организовывать собственное хозяйство. В первую очередь это относится к монастырям – религиозным братствам, где члены этого братства – монахи – давали обет безбрачия, уходили от всего земного и целиком обязались посвятить себя Богу. Монастыри стали управляться игуменами. Они, получив от великих князей земли в собственное владение, развернули на них земледельческое хозяйство, в котором использовали труд зависимых, обедневших людей; практиковали они и разведение скота, огородничество. Монастыри обеспечивали себя всем необходимым. Со временем они стали центрами торговли и даже ростовщичества.

В монастырях было немало монахов, которые вели высоконравственную жизнь, становились подвижниками христианской идеи и христианской морали. Тем самым они оказывали сильное духовное и религиозное влияние на окружающий мир.

С течением веков, укрепившись в экономическом смысле, воспитав из русской среды высокообразованные кадры, церковь стала оказывать все большее влияние на политическую жизнь страны. Некоторые крупные церковные иерархи – митрополиты, епископы – участвовали в государственных интригах, поддерживали того или иного князя в политической борьбе. Однако церковь старалась быть выше мелких политических интересов, и ее лучшие представители выступали за единство Руси, против междоусобиц. Известно немало случаев, когда видные церковные деятели выполняли миссии миротворцев, возглавляли общерусские патриотические движения, обличали князей за их корыстолюбие, эгоизм, политическую ограниченность, трусость.

При церквах и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахи, деятели церкви в основном являлись создателями замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов. С ними мы познакомимся несколько позже.

Однако, содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах. Преследовались веселые праздники Коляды и Масленицы как бесовские, карались скоморошество, игра на народных инструментах.

Личность Владимира. Владимир предстает перед нами как личность исключительно сложная и противоречивая.

Он был младшим сыном Святослава, рожденным от его наложницы, ключницы княгини Ольги, Малуши. В детстве Владимир был отослан отцом в Новгород и тем самым оторван от княжеской семьи, от влияния со стороны бабки – княгини Ольги, христианки.

На Русском Севере, среди языческого окружения, находящийся под влиянием своего дяди Добрыни, Владимир сформировался не только как убежденный язычник, но и как противник киевских порядков, как враг той среды, которая отринула и вытолкнула его на обочину жизни.

Возможно, все это и явилось причиной той ярости и страстной воли, с которыми Владимир включился в борьбу за престол. Он водворился в Киеве через насилия, убийства, прошел по пути ожесточенных войн, грандиозных побед и тяжких поражений.

С каждым годом Владимир все более проявлял себя как крупный государственный деятель, подлинный реформатор. Словно забыв жестокие и порой вздорные дела своей молодости, он приступил к решению важных государственных проблем, среди которых были организация обороны русских земель от набегов печенегов, христианизация Руси, реорганизация управления русскими землями, развитие культуры и образования.

С течением времени православная церковь объявила Владимира святым, равноапостольным (т. е. равным апостолам раннего христианства).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект по истории на тему:

Русь во времена князя Владимира.

Святослав , отправляясь на Дунай, разделил русскую землю между своими сыновьями: старший сын Ярополк стал княжить в Киеве, второму сыну - Олегу досталась древлянская земля, а младшего сына - Владимира он отправил в Новгород. В 972 г. - погибает Святослав, и братья, перессорившись между собой, пошли войной друг на друга.

Началась первая усобица на Руси, победу в которой одержал Владимир (980-1015).

Он завершил объединение земель. Укрепляется система управления страной: сыновья Владимира становятся наместниками: Ярослава отправил в Новгород, Изяслава – в Полоцк, Бориса – в Ростов, Глеба - в Муром, Святослава – в Древлянскую землю, Всеволода – во Владимир на Волыни и Мстислава - в Тмутараканское княжество.

Владимир продолжал вести активную внешнюю политику своего отца.

Были подчинены белые хорваты и волыняне, заново покорены вятичи и радимичи. Обозначилось и новое направление во внешней политике - западное: Русь вступила в борьбу с Польшей. Объектом раздора стали пограничные территории в районе Закарпатья - так называемая Червенская Русь , в результате в 981 г.были завоеваны города Червень и Перемышль.

В это время Русь стала испытывать все более сильный натиск кочевников-печенегов.

В IX в. печенеги переместились в южнорусские степи и стали совершать набеги на Русь.

Высота валов достигала 10 м, их дополняли деревянные крепости с башнями и стенами.

В крепостях постоянно находились отряды дружинников. Разъезды дозорных (или богатырей, как их называли в былинах), предупреждали гарнизоны крепостей о появлении врага. Крепости на оборонных линиях стояли на расстоянии 15-20 км друг от друга. О приближении врага сообщали с помощью дыма или огня из сигнальных башен.

Важной составляющей государственного устройства является идеология.

Князь Владимир попытался укрепить языческую веру, создав в 980 году единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако старая вера не соответствовала новым отношениям в обществе.

Русь до крещения проявляла интерес и к исламу, и к иудаизму, распространенных в соседних странах.

Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Ведь Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. Но самое главное состояло в том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала её укреплению. К тому же византийская церковь полностью зависела от императора.

К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны воспринимали русских как варваров, посматривали на Русь свысока. Русские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах.

Таким образом, можно выделить следующие причины крещения Руси:

- Интересы развивавшегося государства (централизация) требовали отказа от многобожия и введения монотеистической религии;

-Этого требовали и международные условия, т. к. почти весь европейский мир уже перешел к христианству;

- Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, т. е. несло в себе огромную воспитательную функцию;

- также приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны;

- Усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую как раз и могло предоставить христианство.

В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе Анне. Вернувшись домой, в сопровождении византийских священников, он устроил массовое принудительное крещение жителей Киева.

Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а кое-где, например, в Новгороде, в результате ожесточённых столкновений язычников с княжеской дружиной, принявшей христианство вслед за Владимиром.

По свидетельствам летописей, Владимир после крещения очень сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго.

По приказу князя бедным людям стали раздавать бесплатную пищу и одежду. До принятия христианства Владимир имел несколько жён, но, обвенчавшись с принцессой Анной, стал примерным семьянином.

Владимир начал строительство на Руси церквей. Он пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы, зачастую силой заставляя родителей посылать в них сыновей.

Принятие христианства оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства.

Оно укрепило международный авторитет Руси, открыло перед киевскими князьями возможности для установления равноправных связей с европейскими странами. Наиболее сильные связи установились с Византией, которая оказывала на Русь сильное влияние.

Христианство стало основой формирования качественно новых устоев в культуре, на которых развивались письменность, образование, литература, искусство и т.д..

Таким образом, при князе Владимире Древняя Русь усилилась; принятие христианства укрепило государство, изменило быт, нравы населения, способствовало развитию культуры.

Первая усобица на Руси. После гибели Святослава власть в Киеве взял его старший сын Ярополк. Но вскоре появились грозные признаки распада государства. И вновь противниками Киева выступили древляне. Они сплотились вокруг 13-летнего Олега, брата Ярополка.

Тревожно было и в самом Киеве. Ярополк, который воспитывался Ольгой, все больше склонялся к христианству. Его женой стала греческая монахиня, взятая в плен Святославом в Византии и отосланная в Киев. Все это вызывало раздражение язычников Киева. Но в борьбе против древлян все киевляне были едины. Ярополк двинул войско в древлянскую землю, и древляне в очередной раз потерпели поражение. Погиб и сам Олег.

Владимир был сыном Святослава от рабыни его матери Ольги по имени Малуша. Поэтому он был среди княжеских сыновей на второстепенном положении. В Новгороде, среди языческого окружения, Владимир сформировался не только как убежденный язычник, но и как враг тех людей, которые постоянно принижали его в Киеве. Он обладал сильным характером, большим умом, неукротимой отцовской волей.

Два с лишним года провел Владимир в чужих краях, а когда появился близ Новгорода, то вел за собой сильную варяжскую дружину. Он быстро восстановил свою власть в городе и приступил к подготовке похода на юг. Под его знамя снова, как и при Ольге, встали новгородские словене, кривичи, чудь. Ядром рати Владимира стали бывалые воины — варяги. Снова Новгород взял на себя инициативу объединения русских земель.

По пути Владимир овладел Полоцком, где убил княжившего там варяга Рогволода и его сыновей, а дочь Рогнеду насильно взял в жены. Положение Ярополка в Киеве становилось все более непрочным. Дружина враждебно относилась к великому князю, который покровительствовал христианам. Владимир воспользовался этим и вступил в тайные переговоры с людьми, близкими Ярополку. Изменники уговорили великого князя оставить город. Он бежал из Киева, а потом по совету тех же тайных доброжелателей Владимира явился к брату на переговоры. Едва он вошел в палату, как телохранители Владимира пронзили Ярополка мечами.

Начало правления Владимира. Так в 980 г. Север снова победил Юг во главе с Киевом. Владимир с этого года стал единоличным правителем Руси. Своей победой он был во многом обязан язычникам. Поэтому, захватив власть, он в первую очередь воздал благодарность языческим богам и тем самым еще более укрепил язычество. Неподалеку от великокняжеского дворца Владимир приказал поставить новые статуи языческим богам во главе с Перуном. При Владимире в жертву Перуну впервые за долгие годы были принесены живые люди и среди них — несколько христиан. Казалось, что язычеству на Руси теперь не будет конца.

Но уже в то время Владимир приступил к решению крупных государственных задач. В первую очередь он восстановил единство Русской земли, потому что во время междоусобной войны радимичи и вятичи отказались подчиняться Киеву. Три года потребовалось Владимиру, чтобы снова включить их в состав Руси.

Продолжал Владимир и активную внешнюю политику. Он вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии, но встретил мощное сопротивление и заключил с болгарами мир. При Владимире обозначилось новое направление во внешней политике — западное: Русь вступила в борьбу с новым славянским государством — Польшей. Объектом раздора стали пограничные территории — так называемая Червенская Русь с городами Червенем, Перемышлем и др. Владимир организовал поход и подчинил эти земли Руси.

Создание оборонительной системы на юге. В то время Русь стала испытывать все более сильный натиск кочевников-печенегов. Их многочисленные орды контролировали все северное побережье Черного моря. Они перерезали дорогу по Днепру, и лишь при большой вооруженной охране купеческие караваны могли плыть по реке. Печенеги часто грабили города и села, продавали русских пленных на невольничьих рынках Крыма и Византии.

Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра. Здесь появились четыре линии обороны. Крепости располагались в 15 — 20 км друг от друга и находились, как правило, у бродов, на берегу рек, впадающих в Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В глубине этих линий князь построил город-крепость Белгород, который стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов.


Поединок юноши-кожемяки с печенежским богатырем в присутствии Владимира и его дружины.

Предпосылки Крещения Руси. Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало Крещение Руси в 988 г.

К этому времени христианство уже широко проникло на Русь. Много христиан было среди бояр, купцов, горожан. Сказывались и традиции — ведь Русь уже неоднократно приступала к крещению. Христианкой была и бабка Владимира — Ольга. Но еще сильно было на Руси язычество.

И все-таки Владимир во второй половине 80-х гг. X в. стал осуществлять первые, очень осторожные приступы к крещению. Этого требовала вся обстановка как в самой Руси, так и в остальной Европе.

Крещение Руси объяснялось целым рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир уже перешел к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью — ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны. В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовали объяснения, требовали новой идеологии. Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не могло дать этого объяснения. Христианство же с его идеей, что все идет от Бога — и богатство, и бедность, и счастье, и несчастье, — давало людям некоторое примирение с действительностью. Главным в христианстве были не жизненные успехи — богатство, власть, добыча на войне, — а совершенствование души, свершение добра и достижение тем самым вечного спасения и блаженства в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вел праведный образ жизни, то становился духовно выше любого богача, нажившего свое добро неправедным образом. Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, оправдать человека в его поступках.

Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Вначале он встретился с посланцами из других земель и расспросил об их монотеистических религиях — исламе, иудаизме, римском католичестве и византийском православном христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии во многом были близки между собой, а Русь имела тесные контакты и с христианскими (Германия, Рим, Византия), и с мусульманскими (Волжская Булгария, Хорезм) странами, и с еврейскими общинами в Хазарии и на своей территории.

Крещение Владимира. Для обращения Руси в христианство Владимир выбрал самое подходящее время.

Византия в 987 г. потерпела ряд поражений в войне с Болгарией, внутри империи начались мятежи. Именно в то время Владимир повел переговоры о крещении. Византийцы рассматривали крещение других народов как средство влияния на них. Но теперь империя сама искала спасения, и Владимир пообещал прислать на помощь ей русское войско. Но за это Византия должна была крестить Русь так, чтобы это не ущемило ее престиж и независимость. Более того, он потребовал, чтобы византийский император отдал ему в жены свою сестру, принцессу Анну, что еще более возвысило бы авторитет русского правителя и всего государства.

Византийцы приняли все условия. В Византию отправился сильный русский отряд. Но когда опасность миновала, греки стали отказываться от выполнения договора о браке Анны и Владимира. В деле крещения наступил критический момент. Владимир действовал решительно: большая русская рать двинулась в 988 г. на центр византийских владений в Крыму — Херсонес. Осада города продолжалась несколько месяцев. Наконец с его стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка херсонесского священнослужителя Анастаса. В ней говорилось, что для взятия города надо перекрыть водопровод, который находился за городскими стенами. Вскоре изнемогавшие от жажды горожане сдались.

В Херсонесе Владимир женился на принцессе Анне и принял крещение. Тем самым он подчеркнул свою силу и независимость акта крещения от воли Византии. Вместе с князем крестилась и его дружина.

Крещение Руси. В 990 г. по приказу Владимира на холме в Киеве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. Деревянную статую некогда всесильного бога привязали к конским хвостам, проволокли по городу и сбросили в Днепр. Язычники плакали, видя низвержение своего кумира. А на следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке и принять крещение. Там над зашедшими в воду людьми греческие и херсонесские священники совершили обряд крещения.

В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси — каменного собора Святой Богородицы. На содержание храма князь дал десятую часть своих доходов, поэтому эта церковь стала называться Десятинной.

Пройдут еще долгие годы, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими. Христиане молились в церквах, клали поклоны перед домашними иконами, но справляли праздник Коляды, Масленицы. Люди продолжали верить в домового и лешего, а святой Илья-пророк напоминал Перуна. Такое положение, когда уживаются и новая религия, и старые языческие поверья и обычаи, называется двоеверием. Оно, по существу, дошло и до наших дней.

Значение Крещения Руси. Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.

Содействовала церковь и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также монастыри уже в XI—XII вв. получили от великих князей земельные владения и развернули на них собственное хозяйство.

Со временем церковь стала высшим авторитетом по делам семейным, она призывала людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям, к личности женщины-матери. Влияла церковь и на усиление единства Руси. Она выступала против междоусобиц. Церковные деятели в дальнейшем не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.

Вопросы и задания:

Документ

В 988 году. Пошел Владимир с воинами на Корсунь, город греческий. Владимир потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. . Епископ Корсунский с попами царицы объявил о крещении и крестил Владимира. Дружина его видела это, и многие крестились. После крещения привели царицу к венцу. Одни, не знающие истины, говорят, что Владимир крестился в Киеве, другие — в Василеве, третьи же иначе говорят.

Цель урока: Охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси; оценить значение принятия христианства при Владимире для социально- политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора.

Ожидаемые результаты:

-в области знаний:

→узнать о личности и правлении Владимира I

→узнать о причинах принятия христианства и его значение для развития Древнерусского государства

-в области умений и навыков:

→умение работать с письменным источником и картой

→умение характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Святославича)

→умение определить на карте положение основных городов и княжеств

→ умение пересказывать исторический текст

→умение высказывать свое мнение по заданному вопросу

-в области отношений, ценностей, качеств:

→проявить уважительное отношение друг к другу

→ продолжить работу по развитию интереса и гуманизма, уважения к историческому прошлому своей Родины

Ресурсы урока:

→учебник А.Н.Сахаров В.И. Буганов “История России с древнейших времен до конца XVI века”

2.Проверка домашнего задания

3.Объяснение нового материала

3.1. Внутренняя и внешняя политика Владимира
3.2. Первая попытка религиозной реформы.

3.3. Крещение Руси.

3.4. Значение принятия христианства

5.Инструктаж к домашнему заданию

6. Оценивание учащищся

1.Оргмомент(2мин)

2. Проверка домашнего задания

→Объявление результатов проверочной работы и разбор вопросов которые вызвали наибольшее затруднение.

В какие годы княжил Игорь (912-945)

В какие походы ходил Игорь?

С каким племенным союзом возник конфликт у Игоря?

Что такое полюдье?

Размер дани был фиксированный?

Как погиб Игорь?

В какие годы княжила Ольга (945-962)

Как расправилась Ольга с древлянами?

Что такое уроки? Что такое погосты?

Размер дани фиксированный?

Что вы знаете о крещении Ольги? В каком году это произошло?(957)

В какие годы княжил Святослав (962-972)

В чем заключалась его внутренняя политика(посадил наместников Ярополка- в Киев, Олега- древлянская земля, Владимира- Новгород)

В чем заключалась внешняя политика?

3.Объяснение нового материала

3.1. Внутренняя и внешняя политика Владимира

Собираясь во второй поход в Болгарию, Святослав разде­лил Русскую землю между своими сыновьями: старшего - Ярополка - посадил в Киеве, второго - Олег а - в Древлянской земле, а младшего - Владимира - в Новго­роде. В 972 г. Святослав умер, и скоро братья перессорились между собою и пошли друг на друга войной. Началась первая усобица на Руси.

•Запись в тетрадях:

Усобицы - войны между князьями за великокняжеский престол.

В 980 г. Владимир становится единовластным правителем Руси. Он завершил объединение земель. Произошло качественное изменение в от­ношениях Киева и племен: сыновья Владимира становятся наместниками, т. е. укре­пляется система управления страной.

Святослав - Древлянская земля

Всеволод - Владимир на Волыни

Мстислав - Тмутараканское княжество

Владимир продолжал вести активную внешнюю политику своего отца. В 985 г. вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии и заклю­чил с ней мир. Также обозначилось новое направление во внешней политике - за­падное: Русь вступила в борьбу с Польшей. Объектом раздора стали пограничные территории в районе Закарпатья - так называемая Червенская Русь (покажите на карте эту территорию).

В это время Русь стала испытывать все более сильный на­тиск кочевников-печенегов.

Запись в тетрадях:

Печенеги - тюркоязычный кочевой народ. В VIII - IX вв. их кочевья располага­лись между низовьями Волки и Урала. В IX в. печенеги переместились в южно­русские степи и стали совершать набеги на Русь.

Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра.

На основе материала учебника (§8 С. 60-61) ученики должны записать по пунктам основные предпосылки крещения Руси:

Предпосылки крещения Руси:

а)Интересы развивавшегося государства (централизация) требовали отказа от многобожия и введения монотеистической религии;

б)Этого требовали международные условия, т. к. почти весь европейский мир уже перешел к христианству;

в)Христианствос его новыми нравственными нормами требовало гуманного от­ношения к человеку, т. е. несло в себе огромную воспитательную функцию;

г)Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменно­сти, духовной жизни страны;

д)Усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую как раз и могло предоставить христианство.

Запись в тетрадях:

Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основные направления: католицизм, пра­вославие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские веро­исповедания - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.

Учитель сообщает: К концу X в. христианство уже проникло на Русь. Известно, что среди дружины князя Игоря были христиане, более того, жена Игоря, княгиня Ольга, тоже крестилась. Она уговаривала креститься и своего сына Святослава, но тот не считал это удобным для себя.

Владимир не сразу пошел на введение христианства. Сначала он решил провести реформу язычества, стремясь поднять древние верования до уровня государственной религии: приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Однако эта религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир. И он избрал право­славное христианство.

Запись в тетрадях:

Православие - христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма.

Учитель может дополнить ответ на этот вопрос.

Беседа с учащимися по вопросам:

Означало ли такое насильственное, или даже добровольное крещение, то, что человек сразу станет христианином? (Нет, пройдут еще долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси, более того, язычество так до конца и не сдалось, многие языческие традиции и праздники совмести­лись с христианскими).

Учитель может дополнить ответ на этот вопрос .

3.4. Работа с учебником: на основе материала учебника (§ 8, с. 62-63) и с вашей помощью ученики должны записать важнейшие последствия крещения Руси:

Христианство стало государственной религией, связывало светскую и цер­ковную власть и объединяло многоэтническое население в единое целое.

Династическое родство с византийскими императорами.

Создание церкви как института и церковной организации по византий­скому образцу.

Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры, ценностей, искусства и т. д.

Возможность, в отличие от католицизма, ведения проповеди на родном для верующих языке.

Введение кириллической азбуки и начало литературы.

4. Итог урока

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси.

5.Домашнее задание

§ 8, повторить термины и записи в тетрадях.

Дополнительное задание. Ответить на вопрос: кто правил в то же время, что в князь Владимир в Византии, Болгарском царстве, Священной Римской им­перии, Франции, Польше, Чехии, Венгрии?

Читайте также: