План конспект интегрированного урока по физкультуре и биологии

Обновлено: 05.07.2024

Для того, чтобы повысить интерес обучающихся к урокам, научить более полно и глубоко осмысливать изучаемый программный материал, вовлечь их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, на методическом объединении школы было решено провести серию интегрированных уроков биологии и физической культуры. В методических журналах, пособиях чаще всего встречаются разработки интегрированных уроков биологии с химией и физикой. Интеграция с физической культурой встречается довольно редко.

Данные уроки были разработаны в МОУ “Красноярская основная общеобразовательная школа” учителем биологии Захарченко Г.И. и учителем физической культуры Брянцевой О.А. Для этого были использованы материалы учебников биологии, журналов “Биология в школе” и “Физическая культура в школе” разных лет, газеты “Спорт в школе”, методические пособия для проведения лабораторных работ по биологии человека., а также различные медицинские справочники.

Главной целью наших интегрированных уроков является развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья. Одним из факторов успешного развития личности и сохранения здоровья является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества, сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации.

Данные уроки были проведены на районном методическом объединении учителей физической культуры, где получили высокую оценку коллег.

  • раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения;
  • рассмотреть физических упражнений, спорта и труда на развитие системы опоры и движения;
  • выявить причины нарушения осанки, меры их предупреждения и исправления.

Оборудование: таблицы: “Строение скелета человека” и “Мышцы”, тетрадь, ручка, сантиметровая линейка, калькулятор.

Ход урока

  • для чего нужна правильная осанка?
  • назовите внешние признаки нарушения осанки.
  • от чего зависит правильная осанка?
  • как влияет правильная осанка на жизнедеятельность человека?

3) Индивидуальное домашнее задание, подготовленное учащимся.

Учащийся рассказывает о типах искривления позвоночника и его причинах, о развитии плоскостопия и способах его предупреждения (Приложение 1).

4) Разминка: разновидности ходьбы для профилактики плоскостопия, бег (учитель физкультуры).

5) Практическая работа: “Правильная осанка” (учитель биологии).

Цель работы: определить правильность осанки.

Оборудование: сантиметровая линейка, ручка, тетрадь, калькулятор.

Для вычисления показателя состояния осанки измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины. Показатели осанки рассчитываются по формуле:

А = (Ширина плеч / Величина дуги спины) х 100%,
где А – показатель состояния осанки.

Полученные результаты сравниваются со среднестатистическими. Учащиеся делают вывод о состоянии своей осанки. [7]

Оценка полученных результатов: в норме показатель состояния осанки колеблется в пределах 100–110%. Если он менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки. Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.

  1. И.п. – скакалка, сложенная в четверо, внизу.1 – подняться на носки, скакалка вверху, 2 – скакалка за головой,3- положение счета1; 4 – и.п.
  2. И.п. – скакалка, сложенная вчетверо, за головой, стойка ноги врозь. 1 – полуприсед на обеих, поворот туловища вправо, скакалка вверх; 2 – и.п.; 3 – то же, что на счет 1, но поворот в другую сторону; 4 – и.п.
  3. И.п. – скакалка вверху, сложенная вчетверо. 1 – наклон вниз, скакалкой коснуться пола; 2 – приподнимая носки, продеть скакалку под пятки; 3 – подняться на носки и продеть скакалку под пятками назад; 4 – выпрямиться, скакалка внизу за спиной; 5 – наклон вниз; 6 – приподнимая пятки, скакалку перевести под ступни; 7 – передавая вес тела на пятки и поднимая носки, перевести скакалку под носками вперед; 8 – и.п. При переводах скакалки ноги не сгибать.
  4. И.п. – стойка ноги врозь, скакалка сложена вдвое, над головой.1. – присесть, левую руку со скакалкой согнуть к плечу, правую в сторону –вниз; 2- и.п. ; 3 – то же, что на счет 1; 4 – и.п.
  5. И.п. – скакалка, сложена вчетверо впереди, разноименные махи. При взмахах ноги в коленях не сгибать. [4]
  6. Прыжки на месте на обеих ногах с вращением скакалки вперед.

7) Закрепление материала (учитель биологии и учитель физкультуры):

  • влияет ли плоскостопие на осанку?
  • можно ли по походке определить нарушения осанки?
  • для чего необходима правильная осанка?
  • до какого возраста формируется скелет?
  • покажите и назовите отделы позвоночника.
  • покажите и назовите основные группы мышц.
  • как называется понижение двигательной активности?

8) Самоанализ урока учащимися. Учащиеся обсуждают свою работу на уроке, значение изученной темы для каждого из них. Совместно с преподавателями выставляют оценки за урок.

9) Домашнее задание: ежедневно дома выполнять комплекс упражнений для профилактики искривления позвоночника и плоскостопия.

Цель и задачи: введение понятия “репродуктивное здоровье”, знакомство с физиологическими особенностями полового развития, определение комплекса упражнений, оказывающих положительное влияние на репродуктивную систему.

Оборудование: таблички с терминами и формулами, секундомер, тонометр, тренажеры, стол, стул.

2) Общеукрепляющая разминка для всех групп мышц. Перед разминкой учащиеся подсчитывают пульс за 10 секунд и запоминают свой результат. После разминки вновь проверяют пульс за 10 секунд и запоминают результаты. Далее выполняются упражнения на восстановление дыхания. Затем учащиеся садятся на скамейки и измеряют пульс после восстановления дыхания (за 10 секунд). Каждое показание пульса умножают на 6. Полученное количество ударов – количество за 1 минуту. Далее полученные результаты сравниваются. [7]

  • в какой части разминки показания были наибольшими?
  • как вы думаете, с чем это связано?

3) Учитель биологии сообщает учащимся, что они только что выполнили практическую работу “Определение частоты сердечных сокращений (ЧСС)”. Учащиеся вместе с учителем делают вывод по работе: ЧСС зависит от нагрузки на организм и от физических особенностей человека. Учитель говорит о том, что в молодом возрасте люди редко задумываются о своем здоровье, а уж о репродуктивном здоровье тем более. Кажется, что никакие болезни не коснутся. Но, к сожалению, все когда-нибудь кончается и хорошее здоровье тоже. Задумывались ли учащиеся над вопросами: что такое репродуктивное здоровье? Повлияет ли оно на дальнейшую жизнь?

Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни.

Репродуктивная система – это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию деторождения.

Особенного внимания требует репродуктивное здоровье молодых. На сегодняшний день 20% супружеских пар репродуктивного возраста не могут иметь детей. Не зря в народе говорят: от больного семени не жди здорового племени.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что основы репродуктивного здоровья закладываются в период эмбрионального развития, в детстве и в подростковый период.

Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, его физическим развитием. [1]

4) Класс делится на две группы: группа мальчиков и группа девочек. В каждой группе выступают учащиеся с подготовленными индивидуальными заданиями (Приложение 2).

К сказанному учитель добавляет, что в этот период у молодых людей в два раза увеличивается масса и объем сердца, а рост отдельных кровеносных сосудов немного отстает, из-за чего повышается артериальное давление, замедляется пульс. Так как сердце и кровеносные сосуды развиваются неравномерно, довольно часто происходят обмороки, повышение и понижение артериального давления, болит сердце. Поэтому учащиеся могут часто жаловаться на головные боли и быстро устают.

Артериальное давление является важнейшим показателем состояния сердца и сосудов. С особенностями кровообращения в период полового созревания учащиеся знакомятся в процессе практической работы. [5, 8]

5) Практическая работа “Определение артериального давления”.

Для проведения работы учащиеся разбиваются на группы и берут необходимое оборудование. Каждая группа получает инструктивную карточку:

а) обернуть манжетку тонометра вокруг левого плеча испытуемого;
б) установить фонендоскоп в области левой ямки. Левая рука испытуемого развернута; под ее локоть подставлена ладонь правой руки;
в) нагнетать воздух до отметки 150–170 мм рт.ст., затем медленно выпустить воздух из манжетки, прослушивая тоны. Первый звуковой сигнал соответствует величине систолического давления. Прекращение звукового сигнала соответствует величине диастолического давления.
г) вычислите по формуле артериальное давление, соответствующее вашему возрасту.

АД сист. = 1,7 х возраст + 83;
АД диаст. = 1,6 х возраст + 42,

д) сравните расчетные данные с полученными в эксперименте. Наблюдаются ли различия в результатах? С чем может быть связано данное различие?

После работы делается общий вывод: артериальное давление в период полового созревания может резко повышаться и понижаться, вызывая быстрое утомление, головные боли, что связано с неравномерным ростом и развитием системы кровообращения.

Для того, чтобы период полового развития проходил легче, необходимо соблюдать и выполнять физические упражнения.

  • упражнения на гимнастической стенке;
  • упражнения на велотренажере;
  • поднимание туловища из положения лежа;
  • сгибание-разгибание рук в упоре лежа. [2,3]
  • что такое “репродуктивное здоровье”?
  • в каком возрасте начинается и заканчивается подростковый период?
  • что может повлиять на здоровье подростка?
  • почему у подростков часто наблюдаются головные боли?
  • что такое пульс?
  • как влияет курение на репродуктивную систему?

8) Подведение итогов урока, выставление оценок, самоанализ.

9) Домашнее задание: выполнение комплекса упражнений и соблюдение гигиенических требований.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннная разработка составлялась в соответствии с требованиями ФГОС.

Открытый урок на тему:

Выполнил: учитель физической культуры

Выполнил: учитель физической культуры

Приоритетное направление образования на развитие личности требует новых подходов к построению его содержания. В настоящее время идет поиск новой парадигмы, основные черты которой – гуманизация, целостность, направленность на удовлетворение интересов личности. Главной целью становится – формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Такая ориентация образования предполагает интеграцию знаний из разных предметных областей, прежде всего, предметов которые наиболее тонко и вместе с тем наиболее активно воздействуют на различные сферы личности.

Интеграция школьных предметов подразумевает не использование содержательного материала одного предмета в качестве иллюстрации для другого, а возникновения предмета принципиально нового качества. В процессе интеграции ранее разнородные элементы объединяются в неразрывное целое. Объект изучения, будь то образ или событие, рассматривается с различных сторон и позиций. Таким образом, возникает проблема предмета изучения на интегрированном уроке. Это должен быть многоплановый объект, информация о котором содержится в различных школьных предметах, так как интегрированный урок дает глубинные, разносторонние знания по предмету, что способствует формированию аналитико-синтетического мышления. Использование принципа интеграции призвано вывести преподавателя за рамки собственного предмета, поднять знания учеников до философского, мировоззренческого уровня, выработать стремление к самостоятельной оценке событий и явлений действительности, дать навыки диалогического общения.

Конспект урока по физической культуре (по ФГОС) для 5 класса

Тема урока: Развитие быстроты на материале легкой атлетики.

Ф.И.О. педагога: Жиров Николай Викторович

Предмет: физическая культура

Цель урока: способствовать повышению уровня быстроты посредством легкоатлетических упражнений, развитие скоростно-силовых способностей средствами бега на короткие дистанции.

Задачи урока:

Способствовать развитию скоростно-силовых двигательных качеств, морально-волевых качеств (упорства, целеустремленности).

Совершенствовать технику высокого и низкого старта на короткие дистанции.

Способствовать укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма (дыхательных, сердечно-сосудистых).

Раздел: легкая атлетика

Тип урока: образовательно-тренировочный.

Проблемная ситуация:

Сравнить эффективность низкого и высокого старта на короткие дистанции.

На каких дистанциях используется низкий и высокий старт? Почему?

Интересные исторические факты.

Планируемые результаты:

Личностные: овладение навыками бега на короткие дистанции, умение проявлять физические способности (качества).

Метапредметные: проявлять осознанную дисциплину и готовность отстаивать собственную позицию, владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, умение грамотно излагать собственную точку зрения.

Предметные: преодолевать трудности при выполнении учебных заданий, уметь обеспечивать безопасность мест занятий, спортивной одеждой.

Этап образовательного процесса

Вводная часть

Знакомство с темой и планом урока.

Проверка домашнего задания:

-как вы думаете, зачем человеку нужна пища;

-какие продукты вредны детям.

2.Постановка проблемной ситуации.

(сегодня на уроке мы с вами проведем эксперимент, будем сравнивать результаты выполнения в беге с низкого и высокого старта, затем сделаем выводы).

- при ходьбе, беге, в игре (стена, линия, скамейка, круг).

- ОРУ (учащиеся проводят самостоятельно под руководством учителя)

-ОРУ на полу (проводит учитель).

Ознакомить учащихся с целью и темой урока, настроить на урок.

Мотивировать учащихся на выполнение поставленных задач.

Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока.

Упражнения выполняются в шеренгу по 4.

Все упражнения выполняются по 6 раз.

Упражнения выполняются в максимальной амплитуде.

При выполнении упражнений организуем анализ правильности выполнения упражнений партнером.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель географии МОУ Школа с.Аксарка Городилова Г.Л.

Учебный предмет

Технология построения урока

Фронтальная и поточная. Индивидуальная

Акробатика. Совершенствование элементов акробатики. Биология (повторение)

Повышение мотивации к учебной деятельности

Основные термины, понятия

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:

Обучающиеся научатся: выполнять акробатические упражнения, в доступной форме объяснять технику выполнения знакомых акробатических элементов , находить ошибки; контролировать свои действия.

науч а тся: оказывать посильную помощь и моральную поддержку одноклассникам при выполнении у пражнений .

(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные формирование представления о технике выполнения акробатических элементов; овладеют способностью оценивать свои результаты , указывать на свои ошибки и ошибки одноклассников, закрепляют знания по биологии.

коммуникативные - адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих,

Формирование с амостоятельност и, ответственност и за свои поступки, установка на здоровый образ жизни , формирование навыка работать в группе, развивать внимание, ловкость, координацию; умения соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время выполнения акробатических элементов.

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная, поточная, индивидуальная.

Литература: Учебник Физическая культура . Лях.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на работу на нетрадиционном уроке.

Построение; приветствие. Настрой детей на работу.

Слушают
тему урока.

Личностные: самостоятельность, ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, формирование потребности в занятиях физической культурой , географией.

II. Актуализация знаний

Вопрос: Знаете ли вы, что такое акробатика,

какие элементы акробатических упражнений вы знаете?

- и сегодня мы будем совершенствовать акробатические упражнения, также повторим вопросы по изученным темам биологии,

-вы помните что такое координация и какое значение она имеет для физической подготовки человека?

Предлагает творчески подходить к выполнению акробатических упражнений, также постараться ответить на все вопросы по биологии.

- Повторение правил Т/Б на уроках гимнастики

- выполнение строевых упражнений ( повороты налево, направо, кругом - на месте)

- бег в равномерном темпе, змейкой.

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя.

Настрой на урок.

Самооценка готовности к уроку.

В ыполняют дыхательные упражнения.

Образно воспринимают двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные : воспитание дисциплинированности. .

Регулятивные: развитие внимания, умеют оценивать правильность выполнения действия; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок.

III . Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач

Общеразвивающие упражнения с гимнастической скакалкой: 1)И.П.- Осн .стойка, скакалка за головой.
1-левую ногу назад, скакалку вверх, прогнуться.
2-наклон влево. 3-выпрямиться, скакалку вверх.
4-И.П.

2)И.П.-О.С., скакалка сложена вчетверо за головой.
1-3-пружинистые наклоны вперед.
4-выпрямиться.

3)И.П.- сед ноги врозь. Руки в стороны, скакалку за голову. 1-2 - пружинящий поворот налево.
3- И.П. Тоже в другую сторону.

4)И.П.- стойка ноги врозь широкая на скакалке, концы её в руках.
1-3- глубокие пружинящие приседания.
4-И.П.

5) И.П.- лежа на животе, руки прямые впереди держат скакалку, сложенную вдвое.
1- отвести прямые ноги назад, одновременно поднять руки вверх, растягивая скакалку, прогнуться.

6)И.П.- скакалка в руках.
Прыжки через скакалку на обеих ногах вперёд. И.П.- присед, скакалка сложена вдвое в левой руке 1-4-прыжки, вращая скакалку в левой руке вперёд сбоку. То же, вращая скакалку правой рукой назад.

Объяснение учителем техники правильного выполнения упражнения и показ более подготовленным учеником кувырка вперед .

1)Следят за правильным прогибом.

2)Стараются не сгибать ноги.

3)Стараются использовать максимальную амплитуду при повороте.

4)Четвёртое упражнение выполняют в медленном темпе.

5)Натягивают скакалку, руки прямые вперёд.

6)Считают количество прыжков

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические – осуществляют поиск необходимой информации. Личностные : воспитание дисциплинированности. .

Регулятивные: развитие внимания, умеют оценивать правильность выполнения действия; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок.

IV. Изучение нового материала .

Формулирует задание, осуществляет контроль. Делит класс на шесть станций (метод круговой тренировки).

1 станция - прыжки через гимнастическую скакалку на двух ногах.

Теоретический материал напечатан на листах, развешан на станциях. Вопрос: « По способу питания животные являются: а) автотрофами б) гетеротрофами. Ответ: б)гетеротрофами.

Смена станций методом круговой тренировки
Построение класса в колонну по одному

- группировка из положения упор присев, - перекаты в группировке, - перекат в группировке с опорой рук. (Повторить 4–6 раз.) Обратить внимание на положение головы. Выполнение элемента со страховкой. Объясняет технику выполнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль. - Кувырок вперед. Выполнение элемента со страховкой.

Выбирают более эффективные способы решения задач. Прогнозируют свою деятельность.

Сначала ученики читают (прослушивают) информацию, отвечают, а потом выполняют упражнения и переход на следующую станцию.

Слушают, выполняют упражнение

Договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий .

V . Самостоятельное творческое использование

сформированных УУД.

Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки. Контролирует технику безопасности, страховку, самостраховку. - совершенствование перекатов в группировке

- совершенствование стойки на лопатках

- совершенствование перекатов влево, вправо.

-совершенствование мостика из положения лёжа

Выполняют учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.

Слушают, выполняют упражнение

Познавательные: восстановить навык в выполнении плотной группировки. Закрепление техники выполнения кувырков вперед, назад .

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера при страховке

V I . Первичное осмысление и закрепление

Проводит круговую тренировку. Поясняет задание, контролирует его выполнение.

Регулятивные: ; принимают инструкцию педагога и четко ей следуют; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы; контролируют действия партнера

V II . Рефлексия.

Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока.

- молодцы! Вы сегодня показали, что действительно очень подготовленный класс. На уроке была хорошая дисциплина.

Обобщ ает полученные на уроке сведения .

– Какие упражнения для развития гибкости вы знаете?

/отвечают по поднятой руке/

Хвалит всех детей, Выборочное выставление оценок, выделяет особо отличившихся. Домашнее задание: повторить элементы акробатики.

Оценить процесс и результаты своей деятельности

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке .

Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению . Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя , прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала .

В компьютерных играх и фильмах мы часто можем увидеть движущихся скелетов. Как вы думаете, могли бы они в реальной жизни так себя вести? (Планируемый ответ: Нет) Чего им не хватает, что бы совершать движения своим телом? (Мышц, мышечной системы)



Итак, тема сегодняшнего урока – мышечная система человека. Как вы думаете, что будет нашей главной целью на ближайшие 45 минут? (Изучить строение и работу мышечной системы) А какие задачи нам нужно будет решить для этого (Узнать, какие бываю мышцы; как они работают и из чего состоят; что нужно делать, что бы развить их у себя)
Давайте для начала вспомним, что скелетные мышцы состоят из поперечно-полосатой мышечной ткани. Внутри они представляют собой в основном комплекс мышечных волокон и питательных веществ. Волокна дают силу мышце, а питательные вещества позволяют мышце дольше не уставать. Когда мы их тренируем, мышца сначала немного разрушается, но потом она восстанавливается, и в ней становится больше того, чего ей не хватала во время тренировки. Пропорция может меняться, и от этого будет зависеть результат вашей тренировки. Как вы думаете, что будет в основном увеличиваться при поднятии штанги большого веса, 1-2 раза? (Мышечные волокна) А взять достаточно лёгкую штангу и поднять её раз 20? (Запас питательных веществ) Это один из основных принципов, которые используются при составлении программы тренировок. Большой вес и мало повторений- тренируется сила, небольшой вес и много повторений- выносливость.
Теперь давайте разберём, какие мышцы есть в каждом из нас и как нам их тренировать.

Мышцы спины имеют большую поверхность и простираются от таза до самой верхней части шеи и лопаток. принято выделять:
1. глубокие мышцы спины (deep muscles);
2. поверхностные мышцы нижней части спины (superficial muscles).

Самые глубокие и самые важные мышцы, когда дело доходит до стабильности позвоночника, известны как пoперечнo-oстистые мышцы (transversospinalis). Эта группа состоит из трех слоев: мышцы-врaщaтели (самые глубинные); мyльтифидyс и полyoстистые мышцы, самые поверхностные. Эти мышцы обеспечивают точные движения каждого позвонка и oказывают помощь в стабильности спины. Вторая группа мышц, которые прикрепляются только к позвоночнику известны, как мышцы разгибатели позвоночника (erector spinae). Oни состоят из трех групп мышц: пoдвздoшно-рёберной, длиннейшей и oстистoй. Все они отвечают за движения позвоночника в направлении вперед-назад.
В верхней oбласти спины располагаются трапециевидные, рoмбовидные и мышцы поднимающие лопатку. Когда эти мышцы сокращаются oни поднимают плечевой пояс (как пожимание) и перемещают лопатки медиальнo и назад по направлению к центру спины (как в академической гребле). Трапециевидная мышца также участвует в движении головы и позволяет держать шею вместе с головой в вертикальном положении.

Их существует превеликое множество, поэтому я не буду Вас загружать ненужной информацией, рассмотрим только те которые у всех на слуху, это:
• широчайшая мышца спины (latissimus dorsi) – крупнейшая мышца нижней части спины, которая отвечает за вытягивание руки вниз и назад, когда рука находится над головой;
• квадратная мышца поясницы. Эта мышца отвечает за боковой изгиб, а также пoмoгает расширению поясничного отдела позвоночника.
Эти мышцы регулируют положение тела для пoддержания баланса — обеспечивают осанку и стабильность тела, удерживая позвоночный столб прямо.

Лучшие упражнения на широчайшие
К таковым мoжнo отнести:
• пoдтягивания;
• тяга гантели в наклоне одной рукой;
• тяга верхнего блoка с широкой рукоятью.



Лучшие упражнения на трапеции (все отделы)
К такoвым можно отнести:
• шрaги;
• канатная кабельная тяга блока сверху к лицу;
• тяга нижнего блока треугольником.



Лучшие упражнения на разгибатели спины
К таковым можно отнести:
• становая тяга;
• гипeрэкстeнзии/обратные гипeрэкстeнзии;
• “доброе утро” со штангой.


Мышцы живота (musculi abdominis или пресс) – относятся к мышцам “кoра”, образуя вместе с ягoдичными, бедром и др. мелкими мускулами так называемый “мышечный корсет”. Они отвечают за:
• формирование брюшной стенки;

• защиту и удержание внутренних органов;
• стабилизацию корпуса и формирование осанки.
Все представители рода человеческого (независимо от пола и возраста), имеют одинаковый набор мышечных групп в брюшной полости. Мышцы пресса у всех состоят из следующих отделов:
1. Прямая м.ж.;
2. Косая м.ж.: наружная кoсая и внутренняя кoсая;
3. Пoперечная м.ж.;


Большая грудная мышца, m. pectoralis major, начинается от мeдиальнoй половины ключицы , от передней поверхности грудины и хрящей ребер и, наконец, от передней стенки прямой мышцы живота; прикрепляется к гребню большого бугорка плечевой кости. Латеральный край мышцы прилегает к краю дельтoвидной мышцы плеча, отделяясь от нее бороздкой, которая расширяется кверху под ключицей, обусловливая здесь небольшую подключичную ямку.
Основная функция: приводит руку к туловищу, поворачивает ее внутрь: ключичная часть сгибает руку. При фиксированных верхних конечностях может приподнимать ребра с грудиной и этим содействовать вдыханию, участвует в подтягивании туловища при лазании.

Малая грудная мышца, m. pеctоralis minоr, лежит под большой грудной. Она начинается четырьмя зубцами от 2 до 5 ребра и прикрепляется к клювовидному отростку лопатки.
Основная функция: оттягивает при своем сокращении лопатку вперед и вниз. При фиксированных руках действует как вдыхательная мышца.
Передняя зубчатая мышца, m. serratus anterior, залегает на поверхности грудной клетки в боковой области груди.

Лучшие упражнения:
Отжимания, причём чем ближе руки в упоре сведены друг к другу тем больше будет нагрузка на грудь.

Эти мыщцы во многом сделали из обезьяны человека.
Мышцы верхних конечностей делятся на:
• мышцы плеча, которые в свою очередь разделяются на переднюю группу (сгибатели) – плечевая, клювoвиднo-плечевая, двуглавая и заднюю (разгибатели) – локтевая, трехглавая;
• мышцы предплечья – самые крупные, это плечевая (брaхиалис) и плечелучевая (брaхирaдиaлис).
Лучшие упражнения на бицепс
К таковым можно отнести:
• подъемы штанги/гантелей стоя (прямой/EZ гриф);
• подтягивания обратным хватом;
• подъемы гантелей сидя под углом вверх из растянутого положения;



Лучшие упражнения на трицепс
К таковым можно отнести:
• обратные отжимания от скамьи;
• отжимания на брусьях;
• жим лежа узким хватом.



Лучшие упражнения на предплечья
К таковым можно oтнести:
• подъемы штанги обратным хватом;
• подъем гантелей хватом молоток;
• кистевые прямые/обратные подъемы штанги со скамьи стоя на коленях.


Большинство мышц ног – это длинные мышцы, кoтoрые простираются на большие расстояния. Когда эти мышцы сокращаются/расслабляются, они двигают скелетные кости, тем самым задавая телу различные телодвижения. Небольшие мышцы помогают крупным стабилизировать, вращать суставы, а также содействуют в поддержании осанки и баланса тела.
С точки зрения строения мышцы нижних конечностей принято условно разделять на 4 основные группы:
• ягoдицы;
• передняя поверхность бедра;
• задняя поверхность бедра;
• мышцы голени.
Лучшие упражнения для ягодиц:
• глубокие приседания со штангой на плечах;
• ходьба выпадами со штангой на плечах;
• ягoдичные подъемы мостиком со штангой на животе;
• жим ногами.



Лучшие упражнения для мышц передней поверхности бедра:
• приседания со штангой на груди (фронтальные приседания);
• классический жим ногами в тренажере тележка;
• поочередные сгибания ног в тренажере сидя.



Лучшие упражнения для мышц задней поверхности бедра
• становая тяга на прямых ногах;
• подъемы корпуса назад с фиксированным положением ног на тренажере;
• сгибания ног лежа в тренажере.



Лучшие упражнения на мышцы голени:
• подъемы oсликом;
• подъемы на носки сидя в тренажере;
• подъемы на носки стоя в тренажере.



Ребята, мы с вами разобрали, какие бывают мышцы и как их лучше тренировать. Перед вами несколько фотографий спортсменов. Как вы думаете, какие группы мышц у них лучше всего развиты?





рис.3 Фигурное катание
Часто можно услышать, что профессиональный спорт губит здоровье. Как вы думаете, почему? (При однобокой тренировке мышцы человека развиваются непропорционально, поэтому организм начинает работать не совсем так, как было изначально заложено природой. В результате те части тела, на которые приходилось больше всего нагрузки могут не выдержать и повредиться).
Ребята, помните, что занятия спортом могут сделать вас сильнее, причём не только физически, но и морально. Однако нельзя сразу же идти в спортзал или на турники, хорошенько всё не продумав. Главная сила человека – это его разум, и только используя его вы сможете увеличить мышечную силу без ущерба для своего здоровья.

Читайте также: