Конспект реформы 1860 1870 х гг

Обновлено: 07.07.2024

Аграрная (земельная, крестьянская) реформа – основное преобразование, начавшее период реформ императора Александра II. Процесс изменений в социальной и экономической сферах состоял из цепочки событий, продолжительностью более 100 лет. Итогом преобразований и влияния внешних и внутренних факторов стал Манифест императора об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля (3 марта по новому стилю).

История крепостного права* в Российской империи

*Крестьянство в XIX веке, как и ранее, составляло основную часть общества. Всех крестьян делили на три группы: помещичьи, посессионные государственные, удельные (в собственности царского рода). Первая группа находилась в наиболее тяжелом положении, поскольку полностью принадлежали хозяину-землевладельцу. По статистике, более половины мужского населения – помещичьи крестьяне (около 55%), такой отметки достигли к периоду правления Петра I. К середине XIX века доля упала до 37%.

Крепостное право – система правовых отношений между крестьянином и землевладельцем, которые предполагают полную зависимость первого от второго. Существовало не на всей территории страны – свободными были земли Сибири, губернии на Дальнем Востоке и в Азии, на Кавказе, Финляндии, на Аляске, казачьих землях.

Предпосылки и причины

Огораживание – процесс ликвидации и захвата общинных земель, форма первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, в классическом виде существовала в Англии. (в ЕГЭ не попадается, я бы удалил)

Причины проведения реформы можно поделить на внешние и внутренние:

  • Внешняя: неудачи во внешней политике, в частности – поражение в Крымской войне.
  • Внутренняя – острый кризис крепостнической системы, который осознавали представители власти.

Важным фактором стала Отечественная война 1812-1815 гг. – после нее молодое служилое дворянство желало провести в России преобразования по увиденным в Европе моделям (восстание декабристов 1825 года явилось наиболее ярким выступлением). Вторая активная волна поднялась после Крымской войны.

Хронология действий правителей в сторону реформирования крепостной системы:

  • Екатерина Великая впервые подняла тему в Вольном экономическом обществе относительно права собственности землевладельца на крепостных.
  • Первым ограничил барщину тремя днями император Павел I.
  • Александр I отменил практику передачи государственных крестьян в собственность помещиков. Главное последствие такого решения – остановился рост количества крепостных. Император разрабатывал проект земельной реформы. Также его указ о вольных хлебопашцах 1803 года юридически дал помещикам возможность освобождать крестьян и наделять землёй.
  • Николай I ограничил систему наказаний, которую применяли помещики, относительно крестьян. Была собрана комиссия, которая готовила проект реформы.

Как готовили проект реформы?

Процесс социальных и аграрных преобразований не был простым и однозначным процессом. В комиссию по подготовке реформы входили представители класса помещиков – заинтересованные, не нейтральные лица.

1857 г. - собрана новая группа для рассмотрения вопроса, летом представлен к рассмотрению первый проект:

  • Ликвидация личной зависимости крестьян по истечении переходного периода в 10 лет;
  • Земля продолжала принадлежать помещикам;
  • Земельный надел предоставлялся крестьянину только за плату или при условии отработки барщины;
  • Крестьяне со временем могли выкупить жилой дом, хозяйственные постройки.

1858 г. - новая программа реформы, более радикальная, в связи с крестьянскими волнениями:

  • Крестьяне могли создать собственные органы самоуправления;
  • Освобожденные крестьяне могли выкупить надел, который им сразу давали в постоянное пользование;
  • Бывшие крепостные получали полную личную свободу;
  • Устанавливалось переходное состояние.

1859-1860 гг. – попытки приостановить процесс реформаторства. Председателем комиссии стал граф В.Н.Панин – под его влиянием были увеличены повинности после освобождения, уменьшены наделы в пользу интересов дворян-землевладельцев.

Основные идеи:

Результаты:

Земская реформа: особенности проведения

Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности.

В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления.

Реформа создала такую систему:

  • Исполнительные органы: земские управы;
  • Распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.

3 курии избирателей земских управ и собраний:

  1. Уездные землевладельцы;
  2. Городские жители;
  3. Выборные от сельских обществ.
  • Ремонт дорог;
  • Содержание тюрем;
  • Организация разъездов для чиновников;
  • Народное образование, строительство школ;
  • Ведение статистики;
  • Медицина на местном уровне, набор на работу врачей;
  • Попечение местной торговли;
  • Взимание налогов на местном уровне;
  • Обеспечение продовольствием.

Первые три позиции считались обязательными, остальные – рекомендательные, не относились к обязательным задачам земств. Решения земств утверждал губернатор или министр внутренних дел.

Земства не могли вмешиваться в дела других органов самоуправления. Тут была проблема: нечеткость полномочий создавало проблемы и конфликты в отношениях между органами самоуправления.

В 1890 году, во время контрреформ, полномочия земств были существенно урезаны.

  1. Формирование земской медицины: до реформы медицина находилась, в основном, на уровне знахарства (если речь идет о провинции, деревнях). Создавались Общества врачей. Медицина стала обязательной частью социальной службы.
  2. Развитие земской школы – создание учебных заведений с 3-летним курсом, где все дети могли обучиться чтению, письму, арифметике. Также изучался Закон Божий, церковнославянский язык.

Судебная реформа

Результат:

  • Судебная система стала эффективной, независимой;
  • Искоренялась коррупция;
  • Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
  • Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.

Реформа образовательной системы

В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах.

Реформы начальной школы:

  • Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
  • Разрешено основание частных учебных заведений;
  • Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.

Реформирование средней школы:

  • Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля.
  • Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
  • Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
  • Появились женские гимназии.

Реформа высшего образования:

  • Университеты получили автономию;
  • За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
  • Женщины получили право получать высшее образование.

Результаты реформы:

  • Образование стало доступным;
  • Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
  • Упорядочена образовательная система.

Финансовая реформа

Комплекс мероприятий проводится на протяжении 60-х годов под руководством В.А. Татаринова. Цель – модернизация финансовой системы, приведение ее к капиталистическому типу.

  • Создан Государственный банк и Главное выкупное учреждение;
  • Введен принцип гласности – государственный бюджет публиковался;
  • Созданы казначейства для администрирования доходов государства;
  • На местах с 1865 года сформированы контрольные палаты;
  • Введены акцизные марки по алкогольной и табачной продукции.

Результат:

  • Борьба с коррупцией дала результаты;
  • Повышение эффективности функционирования финансовой системы;
  • Запланированная денежная реформа не была проведена до 90-х годов.

Военная реформа

Проводилась в 60-70-е годы с целью повышения эффективности армии. Длительность процесса преобразований вызвана зависимостью военной сферы от промышленности и транспортной системы.



Главные задачи внутренней политики Александра 2:

  • сохранение самодержавия;
  • сохранение привилегий дворянства;
  • обеспечение социальной стабильности, укрепление внутреннего положения благодаря созданию условий для экономического развития;
  • восстановление международного престижа страны, в том числе за счёт проведения преобразований, направленных на преодоление признаков отсталости России.

Реформы 1860-1870-х гг.

Крестьянская реформа

19 февраля 1861 г. Подписание Манифеста об отмене крепостного права.

Причины реформы:

  • Труд крепостных был малопроизводительным.
  • Военно-техническая отсталость России.
  • Осуждение крепостничества всеми слоями общества.
  • Опасение крестьянских выступлений.

Предпосылки реформы:

■ 1857 г. Создан Секретный комитет, который рассматривал проекты реформы.
■ 20 ноября 1857 г. Подписан рескрипт Назимову, допускавший участие помещиков в подготовке реформы.
■ 1858 г. Секретный комитет преобразован в Главный комитет.
■ 1859 г. Создана Редакционная комиссия, которая рассматривала все предложенные проекты для выработки единого закона.

Содержание реформы

  • Крестьяне освобождались с землёй, но она не переходила сразу в их собственность. До выкупа крестьянин считался временно-обязанным и должен был выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882—1887 гг.).
  • Размеры надела и суммы выкупа зависели от региона.
  • Допускалось существование отрезков — излишков земли, которые отходили помещику, если дореформенный крестьянский надел превышал пореформенный.
  • Крестьянин выплачивал помещику выкуп (стоимость — выше рыночных цен) за полный надел: около четверти суммы общей стоимости земли он должен был единовременно уплатить хозяину. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал её в течение 49 лет под 6 % годовых (выкупные платежи отменены в 1907 г,),
  • Крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли (около 2,7 га).
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик, что вызвало появление чересполосицы.

Правовое положение крестьян

■ Гражданские права: личная свобода, независимость от помещика, переход в другие сословия, самостоятельное вступление в брак, свобода выбора рода занятий, защита своих прав в суде.
■ Имущественные права: самостоятельное совершение сделок, приобретение и распоряжение имуществом, занятие торговыми операциями, выбор и ведение промысла.
■ Политические права: участие в выборном местном самоуправлении.

Последствия

  • Формирование рынка рабочей силы.
  • Расширение потребительского рынка.
  • Сохранение полуфеодальных порядков, что тормозило экономическое развитие страны.
  • Условия для либеральных преобразований.
  • Подъём революционно-демократического и либерального движения.
  • Начало модернизации страны.

Остальные реформы

Университетская реформа (1863) — предоставила университетам широкую автономию.

Земская реформа (1864) вводила всесословные выборные органы местного самоуправления — уездные и губернские земства.

Судебная реформа (1864) утвердила бессословность судов, вводила гласность судопроизводства, состязательность судебного процесса, суд присяжных, мировой суд.

Школьная реформа (1864) демократизировала сферу начального и среднего образования, разрешала открытие женских гимназий.

Реформа цензуры (1865) отменяла предварительную цензуру для изданий объемом более 10 печатных листов.

Городская реформа (1870) учреждала всесословные городские думы, органы местного городского управления.

Военная реформа (1874) вводила всеобщую воинскую повинность мужчин с 20 лет, сроки службы: в армии — 6 лет (9 лет в запасе), во флоте — 7 лет (3 года в запасе).

Результаты и значение реформ

Александр II оставил глубокий след в истории России. Ему удалось сделать то, за что не решались взяться другие самодержцы — освободить крестьян от крепостного гнета. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Изменилась общественная структура общества, государство, право, социально-экономический строй.

Значение реформ состояло в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали толчок ее капиталистическому развитию без серьезных потрясений и социальных катаклизмов.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Реформы 1860-х – 1870-х гг."

Крестьянская реформа имела большое значение для всех сфер жизни государства. Управление страной было построено на фундаменте крепостной системы. Крепостное право являлось опорой для сословной системы.

Его отмена привела к серьёзным переменам. Правительство было вынуждено продолжать преобразования в государстве.

В ходе урока вы узнаете о Земской и Городской реформах, Судебной реформе, военных реформах и реформах в области просвещения и печати.

Земская реформа. Одной из первостепенных задач было переустройство местного управления. Правящая бюрократия не хотела отказываться от своей власти на местах, поэтому было принято альтернативное решение.

Уездные земские собрания избирались каждые три года населением уезда. В состав губернских уездных собраний входили представители, избранные в уездах.

Население уезда делилось на три курии: землевладельцы, городские избиратели, выборные от сельских обществ.

Для представителей первых двух курий был определён имущественный ценз. Их доход должен был превышать 6 тысяч рублей в год. Но это ещё не давало им равных возможностей при проведении выборов. Ведь дворяне были значительно богаче горожан, соответственно их шансы на представительство в уездном и городском собраниях были выше.

Для крестьян выборы были многоступенчатыми. На первом этапе сельские сходы выбирали представителей на волостной сход. На волостном сходе определяли выборщиков. А уже уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное собрание.

Таким образом выходило, что дворянство имело в уездном земстве столько же гласных, что горожане и крестьяне вместе взятые. В губернских земствах дворяне составляли 70 процентов от общего числа гласных.

Земские собрания были распорядительными органами. Они определяли общее направление деятельности земства; рассматривали его бюджетные возможности; один раз в год проводили контроль деятельности уездных и губернских земских управ.

Земские управы создавались из членов земских собраний. Именно они ведали реальной работой земств. Собрания давали им распоряжения, необходимые к выполнению.

Сфера полномочий земств распространялась на хозяйственную жизнь, медицину и просвещение той территории, на которой они находились. Проблемы общегосударственного характера земства не имели права даже обсуждать. Земствам разных губерний было запрещено поддерживать между собой связь и координировать свои действия.

Недостатки земской реформы очевидны.

Искусственно создавалось численное преимущество дворян в земских органах управления.

Ограничивалась сфера деятельности земств.

Однако реформа имела и положительную сторону. Примечателен сам факт создания системы самоуправления. У людей появилась надежда, что Земская реформа станет первым шагом к изменению государственного строя России.

Но эта надежда оказалась напрасной. Дальнейшая политика в отношении земств была направлена на стеснение их деятельности и лишение самостоятельности. Земства оказывались в полном подчинении губернским администрациям.

Постоянно росли полномочия губернаторов. Они могли отказать в должности любому, кто был избран в земство. Под полным контролем губернаторов находились врачи и учителя. Их могли изгнать из земства или выслать из губернии без объяснения причины.

Но несмотря на всё, деятельность земств имела большое значение. Земские врачи ввели практику прививания населения, что помогло предотвратить эпидемии. Земские школы были лучшими начальными учебными заведениями. При поддержке земств строились дороги, появилась система кредитования.

Из членов думы выбирали состав исполнительного органа – городской управы.

Городские думы были бессословными. Их формирование определялось имущественным цензом. В выборах могли участвовать только домовладельцы, платившие городские налоги. Таким образом управление городом оказалось в руках крупной буржуазии и богатого дворянства.

Городские думы и управы занимались благоустройством города, торговлей и промышленностью, здравоохранением и образованием.

Эта реформа послужила толчком к торгово-промышленному развитию городов.

Судебная реформа. В 1864 году были утверждены уставы, определившие черты новой судебной системы.

В России создавались две судебные структуры, не зависевшие друг от друга: мировой и коронный суд.

Мировой суд занимался мелкими правонарушениями и гражданскими исками. Процедура рассмотрения дел была максимально упрощена. Те, кто обращался в мировой суд не платили никаких денег.

Уезды были разделены на участки, которыми ведал определённый мировой судья. Его избирали на три года на основе образовательного и имущественного цензов.

Процедура мирового суда была открытой. Судья заслушивал участников процесса и выносил приговор. Это были денежные штрафы или недолгий арест.

Коронный суд действовал от имени государства. Россия была разделена на судебные округа, не совпадающие с границами губерний. Сделано это было для того, чтобы губернская администрация не имела влияния на судебный процесс.

Коронные судьи назначались императором и были несменяемыми. Это обеспечивало им независимость от начальства.

Высшей инстанцией для окружных судов была Судебная палата. В ведении каждой палаты находилось несколько округов. Здесь можно было обжаловать приговор (подать апелляцию), вынесенный окружным судом, и добиться пересмотра дела.

Реформаторы хотели исключить давление на суд со стороны администрации, и в то же время поставить его под контроль в отношении соблюдения законности.

Контроль над судами и Судебной палатой осуществлял Сенат. Он рассматривал жалобы на нарушение закона – кассации.

Также был организован прокурорский надзор, находившийся в подчинении у министра юстиции. Особые прокуроры наблюдали за судами и оповещали о любых нарушениях.

Процесс судопроизводства приобрёл черты, знакомые нам. Следствие вели следователи, эта должность была несменяемой. Судебный процесс был открытым, гласным и состязательным. Это значит, что слушание проходило при открытых дверях. Процесс могли освещать представители прессы. А между адвокатом и прокурором происходило своеобразное состязание.

Председатель окружного суда и два его заместителя следили за тем, чтобы всё проходило в рамках закона.

Новшеством стало появление присяжных заседателей, которые определяли исход дела. Судьба обвиняемого находилась в их руках.

Таким образом, судебная реформа была весьма последовательной. Но новый суд вызывал раздражение правящей бюрократии.

Серьёзные изменения судебная система пережила в 1870-е годы, когда появилась масса политических дел. С 1871 года дознания по политическим делам стали вести жандармские офицеры. Сами дела передавались в Особое присутствие Сената, специально созданное в 1872 году. Присяжными здесь были сенаторы. Очевидно, что в этих случаях суд переставал быть независимым и выносил приговоры, выгодные правительству.

Военные реформы. Все реформы подготовленные и проведённые в военной сфере были разработаны Дмитрием Алексеевичем Милютиным.

Устанавливался определённый срок службы: шесть лет для сухопутных войск и семь лет для флота. Срок мог быть сокращён в зависимости от образовательного ценза призывника. Так, например, те, кто имел высшее образование служили всего полгода.

Освобождение от службы можно было получить по физической непригодности или по семейным льготам. Например, если призывник был единственным сыном или единственным кормильцем семьи.

В 1864 году Милютин добился переустройства военного управления. Россия была разделена на 15 военных округов. Во главе войск, расквартированных в Округе находился командующий, который подчинялся напрямую военному министру. Эта система значительно упростила военную организацию.

Милютин работал и над совершенствованием военного образования. Были созданы военные гимназии. Их программы были близки к программам средних школ. А выпускники могли поступить в любые высшие учебные заведения, за исключением университетов.

Продолжить военное образование можно было в юнкерских, артиллерийских, военно-инженерных училищах.

Высшее военное образование получали в Артиллерийской и Военно-медицинской академиях, Академии Генерального штаба.

В 1864 году был утверждён гимназический устав. Он отменял сословное неравенство при приёме в гимназию. Но в то же время устав положил начало разделению гимназий на классические и реальные.

В классических гимназиях основным было изучение древних языков, в первую очередь латыни. Выпускники классических гимназий могли поступать в университет, иногда даже без экзаменов.

В реальных гимназиях делался упор на изучение технических предметов, подходящих для работы в промышленности и торговле. Выпускники реальных училищ не имели права поступать в университеты.

В 1863 году появился новый Университетский устав, носивший либеральный характер. Университетам предоставлялась широкая автономия. Совет университета решал все учебные, научные, административные вопросы. Должности ректора, проректора и деканов были выборными, но проходили утверждение министром народного просвещения.

Для массовой литературы и провинциальной печати цензура полностью сохранялась.

Таким образом реформы стали компромиссом между новыми тенденциями и хорошо отлаженной самодержавно-административной системой. Правящая бюрократия всячески старалась сохранить своё влияние на все сферы жизни государства.

Давайте подведём итоги.

В ходе судебной реформы 1864 года были созданы мировые и коронные суды.

По гимназическому уставу 1864 года были созданы классические и реальные гимназии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: учащиеся проанализируют обстановку накануне отмены крепостного права, охарактеризуют со­держание и особенности земской, городской, судебной и военной реформ, реформы в области народного образо­вания;
формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;
развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
Тип и вид урока: комбинированный

Персоналии: Н. А. Милютин; Я. И. Ростовцев.

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Работа по вопросам устно:

Дайте характеристику Александру II.

Назовите причины отмены крепостного права?

Назовите признаки модернизованного общества.

Как вы думаете, что означают слова министра?


Проверка знаний всего класса по теме:

Основные вопросы

Условия реформы

Вопрос о личном освобождении

Вопрос о выкупе

3. Введение в тему урока. Определение целей и задач.

Мы с вами рассмотрели крестьянскую реформу и пришли к выводу, что позорное крепостное право было отменено и крестьяне стали свободными сельскими обывателями. Как подчеркивали мы на прошлом уроке, что эта реформа должна была стать своего рода локомотивом которая потянет за собой проведение ряда других реформ.

Авторов разработчиков земской, судебной, военной и других реформ 1860 - 1870 гг. ( Милютина, Ростовцева, вел. кн. Константина и вел. кн. Елену Павловну и других) их противники постоянно обвиняли в либерализме.

Проблемные вопросы

Можно ли назвать эти реформы либеральными?

Они способствовали ускорению или торможению модернизации России?

Следовательно, какова наша главная задача на этом уроке? (Рассмотреть реформы и решить были ли они действительно либеральными и способствовали ли ускорению/торможению модернизации России, так необходимой в XlXв.)
Можно ли назвать этот путь либеральным?

Что такое либерализм? Каковы его основные признаки? (общественно-политическое учение, для которого главной ценностью являются права и свободы человека; признаки: свободная личность, свободные экономические сообщества, ч/с, права и свободы человека, равенство всех перед законом).

4.Изучение нового материала.
Материал для самостоятельного изучения

Земства – это выборные органы местного самоуправления в Российской империи в губерниях, уездах и волостях.

Выборы в земства были всесословными, но не были всеобщими: к участию в них допускались только мужчины; у женщин не было права голоса; существовал имущественный ценз. Так, избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. По каждой курии были свои ограничения для участия в выборах. Вследствие такой избирательной системы в земствах преобладали представители дворянства.

К 60-м годам XIX века в реформировании нуждалась и устаревшая судебная система, оформленная ещё во время правления Екатерины II. Поэтому судебная реформа 1864 года вводила в России новую систему судов. Эта система строилась в соответствии с нормами буржуазного права: отделение судебной власти от административной, равенство всех сословий перед законом, введение суда присяжных, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, несменяемость судей и следователей, выборность некоторых судебных органов.

Новая система судов имела чёткую иерархию и разделение полномочий. Реформа сохранила Сенат как высшую судебную инстанцию. Для дел особой важности по личному указанию императора созывался Верховный уголовный суд. Было создано три типа судов: мировой суд, окружной суд и судебная палата.
Мировые суды создавались в городах и уездах и состояли из одного человека – мирового судьи. Они выбирались уездными земскими собраниями или городскими думами и рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела.
Окружные суды создавались в каждой губернии и состояли из председателя и двух членов. Они рассматривали сложные уголовные и гражданские дела и назначались императором.
Уголовные дела рассматривались с участием двенадцати присяжных заседателей, списки которых утверждались губернатором. Приговоры, вынесенные судом присяжных, не подлежали обжалованию.
Судебная палата учреждалась одна на несколько губерний. Она состояла из четырёх членов и трёх представителей от сословий – предводителя дворянства, городского головы и волостного старшины.
Судебная палата разбирала особо важные уголовные и почти все политические дела. Также она рассматривала апелляции по поводу решения окружного суда, вынесенные без участия присяжных заседателей.
В целом Судебная реформа 1864 года стала самой последовательной из всех преобразований Александра II. Она полностью изменила судебную систему России.

Поражение России в Крымской войне наглядно показало необходимость технического переоснащения, улучшения снабжения, руководства русской армии. В 1861 году военным министром Российской империи стал Дмитрий Алексеевич Милютин. Именно им были разработаны основные положения военных реформ. Их реализация заняла более 10 лет и затронула все стороны армейской жизни.

В 1860-е годы были реформированы военно-учебные заведения: на смену закрытым кадетским корпусам пришли военные гимназии. Окончившие их могли продолжать образование в специальных профессиональных учебных заведениях — военных училищах. А в созданные в ходе реформы низшие юнкерские училища принимали представителей всех сословий. Высшими военными учебными заведениями были специализированные академии – Артиллерийская, Морская, Генерального штаба.

В 1874 году была введена всеобщая воинская повинность. Таким образом, изменялась система комплектации армии и, что самое важное, отменялась рекрутская система. С этого времени в вооружённые силы Российской империи призывались лица мужского пола всех сословий с 20 лет. Позднее призывной возраст подняли до 21 года.

В то же время от службы в армии освобождались некоторые категории населения: единственные сыновья, единственные кормильцы семьи, духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Освобождённые от призыва были зачислены в ополчение, которое формировалось только в военное время.

Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет, из которых 6 лет – действительная служба, 9 лет – служба в запасе. На флоте предстояло служить 10 лет. Из них 7 лет – действительной службы и 3 года – в запасе. Срок действительной службы сокращался для тех, кто имел образование.
В ходе проведения реформы были преобразованы различные аспекты военной подготовки в армии: были перевооружены армия и флот; изменилась система боевой подготовки; для всех, кроме штрафников, были отменены телесные наказания; было улучшено питание и переоборудованы казармы; вводилось обучение солдат грамоте.
Милютиным была создана централизованная система организации армии. После реформы страна стала делиться на 15 военных округов, их командующие, в свою очередь, подчинялись военному министру. Военные реформы позволили упростить руководство различными родами войск, повысить их мобильность и усилить боеспособность.

Средними учебными заведениями становились гимназии двух типов: классические и реальные. Срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет, а их выпускники могли поступать в университеты. Срок обучения в реальных гимназиях составлял 6 лет, но их выпускники не имели возможности поступать в высшие учебные заведения.

В ходе реформы было положено начало женскому среднему образованию в России. Однако женские гимназии по объёму знаний уступали мужским гимназиям. Средние учебные заведения были объявлены бессословными. Но стоимость обучения в них была очень велика.

Также были внесены изменения в области высшего образования. Так, в 1863 году был утверждён новый устав для университетов. Он отменял устав 1835 года и возвращал университетам автономию. В 60-е годы XIX века в России действовало 7 университетов: Петербургский, Московский, Казанский, Киевский, Харьковский, Дерптский, Варшавский.

В 1870-е годы высшее образование в России стало доступным и для женщин. Однако выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты. Поэтому для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Допускались женщины и в университеты, но только в качестве вольнослушателей.

Читайте также: