Конспект ребенок и природа

Обновлено: 07.07.2024

ручьи, моря и океаны, леса и поля все это природа. Приглашаю вас сегодня на природу.

Н: - Меня зовут Незнайка. Я услышал, что вы собрались на природу .

В: Да! Незнайка мы приглашаем тебя с собой, будет интересно .

В: Вот мы дошли до ручья. Как же нам перебраться на тот берег ? (ответы детей).

В: Не торопись незнайка. Мы же не знаем, вдру г вода холодн ая, тогда мы можем

простудиться, вдруг здесь глубоко, можно утону ть. . Обратите внимание с одной сторон ы

ручей какой?(широкий), а с другой? (у зкий). По какой стороне безопасне й перейти ?

Правильно, здесь мы можем перешагну ть , не замочив ног , значит, не простынем.

Цели: Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах предметов и веществ, с помощью приемов экспериментирования (опытов, создание предпосылок к формированию учебной и умственной деятельности, систематизировать знания о взаимодействии и целостности каждого природного явления.

Образовательные задачи: Способствовать развитию мышления на основе опытно – экспериментальной деятельности, упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать строить развернутые высказывания; создать положительное эмоциональное настроение ребенка.

Развивающие задачи: Развивать поисково-познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику; интерес к разнообразным видам деятельности.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, вызвать интерес к образовательной деятельности, желание работать в коллективе, помогать друг другу; нравственное, эстетическое, познавательное отношение к природе.

Оборудование и материалы: защитная одежда (фартуки, шапочки, перчатки, стол накрытый клеенкой, емкости и сосуды разной формы и размера, пластиковые тарелки, спринцовки, сахар, краски, пена для бритья, целлофановые пакеты, бумажные кораблики по количеству детей, пластиковые стаканчики по количеству детей, воздушные шарики, мерная ложечка, жидкости для мытья посуды,ватные палочки, соломинки для коктейля, марганцовка, уксус, сода, жидкое мыло, макет гейзера (бутылка, облепленная пластилином и бумагой в виде горы с жерлом,дневник наблюдений за экспериментами по количеству детей.

Рекомендации к проведению: перед началом экспериментирования необходимо рассказать и показать правила по технике безопасности.

Правила по технике безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ВЗРОСЛОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- трогать оборудование, приборы и вещества;

- засовывать что-либо в нос, рот, уши.

•Проведение отдельных опытов с водой и воздухом.

•Знакомство с круговоротом процессов в природе.

Задачи: организовать детей, мотивировать на предстоящую деятельность, создать атмосферу радости, добра; развивать логическое мышление, познавательный интерес.

Профессор Чудинка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Профессор Чудинка. Сегодня я пригласила вас в свою научную лабораторию, где происходят настоящие чудеса. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)

Скажите, ребята, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)

- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И наши сегодняшние эксперименты будут связаны с явлениями в природе. Вот у меня есть для вас первая загадка.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

-Сейчас мы проведем такие опыты, что все смогут увидеть отгадку.

Профессор Чудинка: Ребята, нужно взять со стола целлофановые пакеты и попробовать поймать воздух. Закрутить пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух).

Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

-Ребята, мы видим, что воздух в пакете? (Нет)

Вывод: воздух бесцветный.

Профессор Чудинка: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха, воздух) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Профессор Чудинка: А теперь проверим, много ли воздуха у нас в груди. Давайте надуем шарики (дети надувают шарики и держат их). А теперь давайте чуточку отпустим, что вы чувствуете? (Ветер) Правильно, это ветер. Ребята, а вы знаете, что такое ветер?

Профессор Чудинка: Мисочки у нас превращаются в море. А вы будете ветры. Давайте подуем на воду. Что получается? (Волны)

-Чем сильнее дует ветер, тем больше волны (но во всём нужно знать меру). А теперь отпустите парусные кораблики, если подуть на него, что произойдёт? (Ответы детей.)

-Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный? (Ответы детей.)

Вывод: Ветер - это движение воздуха, он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Ветер обладает силой. Он умеет двигать корабли, надувая паруса, вращать мельницы, сгибать деревья.

Физкультурная разминка: "Мороз"

Цель : активно изменить деятельность детей.

Задача: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд.

(Дети выполняют соответствующие движения согласно тексту)

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне Мороз,

Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. (Движения.)

Мы цветы в саду сажаем

Мы цветы в саду сажаем,

Их из лейки поливаем.

Астры, лилии, тюльпаны

Пусть растут для нашей мамы! (Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за педагогом.)

Профессор Чудинка: А сейчас наступило время вернуться к нашим удивительным экспериментам. Дети возвращаются к столам.

Дождик, дождик, веселей! (Каждым пальчиком правой руки постучать

по левой ладошке)

Капай, капай, не жалей! (Каждым пальчиком левой руки постучать по

Зря в окошко не стучи! (Правый кулачок стучит 2 раза по левому,

затем меняем руки)

Станет травка гуще! (Скрестить ладони - пальцы растопырены)

Профессор Чудинка: - Ребята, а как же в небе появляются капли дождя? (Ответы детей)

-Это происходит так. Вода испаряется с поверхности рек, озер, с зеленых листьев, поверхности почвы.

Вода превращается в водяной пар. Он легкий, невидимый. Водяной пар всегда есть в воздухе! Если его много — воздух становится влажным, если мало — сухим. Пар поднимается вверх и превращается в капельки воды. Собравшись вместе, они образуют облака, а когда капелек собирается очень много, они делаются крупнее, тяжелее и выпадают на землю дождем.

-Теперь вы знаете, что такое облака, тучи и почему идет дождь.

Нужно взять банку и налить в неё воды. Выдавить пену для бритья прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на облако. Теперь спринцовкой на пену накапать окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

Вывод: облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.

Лишь только дождичек прошёл,

Я в небе новшество нашёл:

Сквозь небосвод прошла дуга.

В ней семь цветов, там - (РАДУГА).

Профессор Чудинка: Ребята, а кто знает, такое природное явление? А когда мы можем его увидеть? Сейчас мы сделаем свою радугу.

Всё, что потребуется это сахар, вода и краски цветов радуги, шприц или простая столовая ложка.

Все вещества перемешиваем в пропорциях, согласно схеме.

Теперь возьмём шприц или столовую ложку, чтобы аккуратно вливать в окрашенную воду в стакан. Первый слой будет фиолетовый, потом синий, затем голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый и красный.

Вывод: если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделиться на слои, из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипел а.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую? (Вулкан)

- Вулкан - это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер (огромная яма, а внутри находится жерло - дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава). Есть ребята живые вулканы -действующие, есть спящие, а есть мертвые. А также вулканы бывают наземные и подводные.

У нас тоже есть вулкан, но он пока спит. Давайте, его разбудим? Вы мне поможете?

Для этого опыта берём раствор марганцовки и уксус. (Опыт проводит и показывает воспитатель)

Растворяем марганцовку и жидкое мыло. Полученную смесь помещаем в стеклянную колбу. Затем в нее быстро, но очень аккуратно добавляем уксус.

Вывод: Образуется сильная пена, которая начнет выбираться из колбы. Дети видят пробуждение вулкана.

-А теперь,ребята, заполните свои дневники наблюдений. Они лежат у Вас на столе. (дети заполняют дневники наблюдений)

-А вот этот мячик – символ природы,нам поможет: у кого мяч – тот и говорит. Ребята, расскажите, пожалуйста, что вас впечатлило на нашем

занятии, в нашей лаборатории? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей)

- На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим воспитателями и родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы! До новых встреч, друзья!

Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, о ядовитых грибах.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Воспитывать у детей умение видеть, понимать и любить свою природу, бережно относиться ко всему живому.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_rebenok_i_priroda.docx 27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия
по ОБЖ
в подготовительной группе

Воспитатель: Борисова Л.В.

Цель : продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения в природе.

Программное содержание : знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, о ядовитых грибах.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Воспитывать у детей умение видеть, понимать и любить свою природу, бережно относиться ко всему живому.

Предшествующая работа : беседы с детьми о правилах безопасного поведения в природе, о насекомых, о съедобных и несъедобных грибах. Познакомить детей с номерами телефонов экстренных служб.

Материалы и оборудование : картинки с изображением молнии, надвигающегося ненастья; картинки с изображением насекомых, грибов; сухие ветки деревьев, письмо от Лесовичка, корзинка с угощеньем.

Словарная работа : гроза, молния, пожар, насекомые, съедобные-несъедобные грибы, правила безопасности.

Восп : Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.

(дети стоя приветствуют гостей)

- Здравствуйте! – мы скажем человеку.

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

- Ребята, вы пожелали здоровья и долгих лет жизни нашим гостям. Вам было трудно это делать? (Нет).

Восп : Всегда ли хорошо отдыхать?

Дети : Нет. В природе встречается много опасностей.

Дети : Гроза, ливень, ураган, лесные пожары.

Восп : Вот об этом мы с вами и поговорим.

В какое время года вы больше любите отдыхать? (ответы детей).

Восп : А я люблю лето. Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Давайте мы с вами представим себе, что сейчас не осень, а лето, которое мы с вами очень любим и скучаем по нему.

- Не разоряй птичьи гнезда.

- Не рви и не топчи полевые цветы.

- Не разоряй муравейники.

- Не лови диких животных и не уноси их домой.

- Не лови бабочек.

- Не лови и не обижай других насекомых.

- Не шумите в лесу.

- Не разводите костер в лесу.

- Не оставляйте мусор в лесу.

- Не бейте стекло в лесу.

- Не портите несъедобные грибы.

- Не вырывайте с корнем грибы и ягоды.

Восп : Ой, ребята, что-то стало темно, пасмурно. Что это за грохот?

Дети : Гром гремит.

Восп : Вот посмотрите на эту картинку. Что мы видим?

Восп : Ребята, вспомните, в какое время года чаще бывает гроза? (Летом).
По каким признакам можно догадаться, что будет гроза?

Дети : Стало пасмурно, солнышко скрылось, ветер поднялся.

Восп : Что бывает раньше молния или гром?

Дети : Молния, потом гром.

Восп : А я знаю стихотворения о грозе.

Потемнело в полдень,

Полетел песок в глаза,

В небе вспышки молний.

Ветер треплет цветники

На зеленом сквере,

В дом ворвались сквозняки

Распахнулись двери. (А. Барто).

Восп : Как вы думаете, гроза опасна для человека?

Дети : Да. Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, гибель животных, людей.

- В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие предметы.

- Если гроза застала нас в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь, а металлические предметы из рук выбросить.

- Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

Восп : А как быть в лесу?

Дети : В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями. Молнии реже поражают березу, чаще поражается дуб.

Восп : Молодцы, много правил знаете. Давайте продолжим нашу прогулку.

Ребята, посмотрите сколько сухих веток. Давайте соберем их и зажжем костер и посидим у костра. А можно ли разжигать костер в лесу?

Дети : Потому что может случиться пожар. Пожар – самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.

- В сухую жаркую погоду достаточно одной спички, чтобы лес загорелся.

Восп : А что нужно сделать, если пожар начался? Как нам быть?

Дети : Если пожар все-таки начался, немедленно выбегайте из леса. Выйдя из леса, надо обязательно сообщить о пожаре взрослым.

Восп : По какому номеру надо позвонить? (01). Правильно, молодцы.

Восп : И так, продолжим нашу прогулку.

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зеленым лугом,

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки летают.

Ребята, присмотритесь внимательное к этой полянке. Кто это здесь? (Насекомые). Где бы мы не находились: в лесу, на лугу, около реки мы всегда встречаемся с насекомыми. Угадайте их по описанию. Я вам загадаю загадку.

Не птица, а с крыльями,

Над цветами летает,

Медок собирает. (Пчела)

- Может, еще кто-то знает загадки про насекомых?

Дети : Самого не видно, а песню слышно. (Комар)

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (Оса)

Кто над нами вверх ногами? (Муха)

Восп : Каких насекомых вы еще знаете?
(Кузнечик, паук, стрекоза, шмель, бабочка, муравей, божья коровка).

Восп : Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защищаться от них. Кто из вас знает?

Дети : Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающие насекомых.

- Надо хранить продукты в закрытой посуде.

- Отправляясь в лес надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

- Если увидим осиное гнездо нельзя трогать его, иначе осы вылетят и будут жалить.

- Если около нас летает пчела, надо быть спокойным, нельзя махать руками.

- Если пчела укусила и осталось жало, то жало надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.

- А если встретим муравья, нельзя его обижать. Не будешь ему мешать, он не укусит.

Восп : Ребята, есть еще одно опасное насекомое – клещ. Обязательно просматривайте свое тело, т.к. клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни.

Восп : ребята, давайте пойдем дальше. Я знаю грибную поляну. Давайте туда сходим.

Том-том. Пять шагов,

В туесочке пять грибов.

А второй – лисичка, рыжая сестричка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок.

Пятый гриб белый, ешь его смело.

Ребята, какие грибы вы знаете?

Дети : Съедобные и несъедобные.

Восп : А я знаю загадку. Отгадайте.

Растут в лесу сестрички

Дети : И мы знаем загадки.

На пеньке сидят ребята,

Называют их… (Опята)

Под березой растут

Как же их зовут? (Подберезовики)

Ножка белая, прямая,

Шапка красная, большая,

А на шапке, как веснушки,

Возле леса на опушке

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

В лесу есть грибы, что не надо искать

Много растет их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и брать

Яд в них опасный. Это… (Поганки).

Восп : Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами. Если не быть внимательными, то в вашу корзинку залезут непрошеные гости. Какие же это грибы?

Восп : Правильно, молодцы. А кто из вас видел или знает, как правильно нужно собирать грибы (Нужно ножом срезать ножку гриба).

Восп : Ребята, давайте закрепим основные правила грибника:

  • Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу, на поляне.
  • Ядовитые грибы не губим, ими лечатся многие животные.
  • Не разрывай палкой мох и листву около гриба, можно повредить грибницу.
  • Не бери старые грибы, оставь их насекомым.
  • И еще запомни, что нельзя грибы рвать около шоссе. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержатся в выхлопных газах автомобилей.

Восп : Ребята, тут для вас письмо от Лесовичка. Он говорит, что вы молодцы, хорошо знаете правила поведения в лесу. И помните, что лес легко ранить, не причиняйте ему вреда. Ведь в лесу вы только гости.

Наша планета Земля очень щедра и богата,

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята.

Беречь надо птиц, насекомых, зверей,

Давайте будем добрей!

- Не забудьте корзиночку, которую я для вас приготовил.

(Дети находят корзиночку).

Восп : Видимо Лесовичку понравилось, что вы так много знаете о жизни леса, и он решил вас отблагодарить – приготовил угощение. Скажем ему спасибо, а нам пора возвращаться.

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу. Вспомнили, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами. Я вам предлагаю вечером нарисовать правила поведения в лесу.

Цель: формировать знания о значении природы в жизни человека
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой;
2. расширить знания детей о роли солнца, воздуха и воды в жизни человека, а также их свойствах.
Развивающие:
1. Развивать у детей способность к анализу, самоконтролю своего поведения в природе
2. Формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
2. формировать познавательный интерес;
3. умение видеть красоту природы, проявлять эмоциональное к ней отношение.

Воспитатель и дети располагаются по кругу
- Рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением. Пусть этот день принесет вам радость и много новых интересных впечатлений. А где и как мы проведем это день - узнаете, если отгадаете загадку:
В зиму раздевается,
Весною одевается,
А летом ягоды и грибы дарит. (лес)
- Верно, ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес в поход.
- Скажите, что нам нужно взять с собой в лес? Какое снаряжение должно быть у туристов? (рюкзак, соль, воду,компас…)
- А если поранимся? (аптечку)
- Давайте вспомним, как нужно вести себя во время нашего похода? Чего нельзя делать в лесу? (громко кричать, разводить костры, уходить друг от друга далеко)
- собрали мы с вами все необходимое, а теперь можно смело шагать.
(берем с собой рюкзак, шагаем с детьми к экрану, вдруг звучит тревожная музыка)
- Ой, ребята, что-то случилось. Наверное, нужна наша помощь. Давайте понаблюдаем, что же случилось в лесу. Присаживайтесь на полянку.
(дети присаживаются на ковер)
Просмотр отрывка из мультфильма Краденое солнце
- Ребята, вспомнили как называется мультфильм?
- Что случилось с зверями, когда крокодил красное солнышко проглотил? - а могут ли жить без солнца люди, звери, птицы, растения, животные?
- Что с нами произойдёт?

Дети строятся в колонну, наклеивают чередуя длинный и короткий лучики.

Где в лесу вода?
Заглядываю в рюкзачок, а там пустая бутылка. На донышке- вода.
- В бутылочке осталось совсем немного чистой воды. Что делать? Сможем ли мы без воды?
- Скажите, где можем встретить воду в лесу?
(доносится звук родника)
- Ой, слышите, что это за звук?
- Это родник недалеко от нас. Давайте его отыщем.
Воспитатель и дети встают и отправляются к роднику
Опыты с водой
Родник (емкость с водой, напоминающая родник), сверху плавают иголочки, листочки. Воспитатель набирает воду в прозрачный кувшин
- Посмотрите, ребята, что плавает в воде?
-Верно, родничок тоже путешествует по лесу и вода его становится грязной. Ребята, нам нужно наполнить бутылочку водой.
- Как сделать воду чистой? (почистить ее)
- Существуют разные очистные фильтры. А мы с вами сами сделаем самый простой фильтр из марли и очистим водичку от крупного мусора.
Чистят воду с помощью марли, наливают через воронку в бутылку
- Воду мы очистили. А теперь скажите – вы видите дно бутылки? Значит, вода какая? - Какого она цвета?
- Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит не имеет запаха.
- Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? (сахар, соль)

Цель: Формировать представления о разнообразии животного мира на Земле.
Задачи:

  • развивать познавательный интерес к объектам живой природы, диалогическую речь, зрительное внимание;
  • формировать представления о типичных обитателях разных климатических зон;
  • формировать умение отгадывать животное по отличительным признакам;
  • формировать умение соотносить изображение животного с контурным изображением;
  • воспитывать сопереживание к живым существам.

Материалы и оборудование: Игрушки (белый медведь, пингвин, верблюд), лампа, одеяло, песок, фломастеры, карточки с контурным изображением животных жарких стран, кукла доктора Айболита.

Читайте также: