Конспект путешествие по родному краю

Обновлено: 02.07.2024

Цель данного занятия: создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к изучению истории своего края, района, села, а также развития любознательности, мышления, фантазии.

Содержимое публикации

Конспект вводного занятия

Стриченюк Алла Павловна,

педагог дополнительного образования

муниципального казенного учреждения

дополнительного образования

Арзгирского района Ставропольского края

Форма проведения: занятие – путешествие.

Участники: педагог дополнительного образования, ребёнок с ОВЗ - 9 лет.

Тип занятия: вводное.

Цель : создать благоприятные условия для развития познавательного интереса к изучению истории своего края, района, села.

Задачи :

1. Развивать любознательность, мышление, фантазию.

2. Прививать любовь к родному краю .

3. Воспитывать у ребёнка чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю , Родине, бережное отношение к окружающему миру.

4.Создать атмосферу взаимодействия и сопереживания.

Оборудование: медиаустановка, ноутбук, магнитная доска, дидактический и природный материал, герб Ставропольского края, мультимедийная презентация Power Point по теме занятия.

I .Введение.Организационный момент.

Добрый день! Взгляни в окошко, какое яркое солнышко светит сегодня нам, согревает нас теплом и лаской. Давай протянем к нему ладошки и наполнимся солнечной энергией, которая так необходима нам на занятии.

II .Основная часть.

Мы родились в стране, которая называется Россией. Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Но куда же мы отправимся? Отгадай.

Нужно взять у каждого слова первую букву и получим название нашей первой станции виртуального путешествия.

Сердце,тепло,айва,василёк,родник,окно,палисадник,обелиск,лес,ь,ежевика.

Да, сегодня мы отправимся в необычное путешествие по родному Ставропольскому краю.

И начать занятие я бы хотела стихотворением нашего прославленного поэта - Сергея Рыбалко.

Мое родное Ставрополье –

Орлиный солнечный простор.

Люблю степей твоих раздолья,

Твои папахи снежных гор.

Люблю, продутые ветрами

Твои курганы и поля,

Казачьи песни над дворами,

Где рукоплещут тополя.

Люблю орлов, парящих в сини,

Колосья нив, и шум садов,

И зноем пахнущие дыни

На рынках шумных городов.

Скажи, а что ты знаешь о Ставропольском крае?(ответ ребёнка).

Наш край — это огромный по площади регион, где находятся и обширные южные степи, и величественные Кавказские горы. Здесь есть крупные промышленные города и маленькие сёла, есть обширные поля, где выращивают пшеницу, овощи и другие сельскохозяйственные культуры. Есть здесь и целебные горные воды, открывшие для мира целый курортный регион — Кавказские Минеральные Воды. Здесь бывали Пушкин и Лермонтов, которые были настолько впечатлены Кавказом, что не раз посвящали ему свои произведения.

У Ставропольского края есть своё герб . Давай его рассмотрим.

Герб – это отображение географических, исторических и культурных особенностей региона, которому он принадлежит. Нынешний герб Ставрополья был утвержден в мае 1997 года. Он представлен в форме классического французского щита обрамленного с одной стороны дубовыми листьями, а с другой колосьями пшеницы, сплетенными лентой цветов флага РФ. Вверху рисунок увенчан двуглавым орлом в центре с Георгием Победоносцем – основными объектами герба России.

Геральдический символ разделен по линии горизонта на две равные половины. Наверху находится старинный элемент – древняя золотая крепость на лазурном фоне, находящаяся на главе серебряной возвышенности, к распахнутым вратам форта ведет широкая белоснежная дорога.
В синем обрамлении на другой половине поля, расположена карта Ставропольского края, она исполнена в золотом цвете. Столица региона обозначена белым крестом, находящимся на линии, пересекающей все схематическое изображение, эта прямая не что иное, как 45 параллель северной широты.

Посмотри в течение одной минуты на герб, а затем попробуй сложить его сам из пазлов. (Выполнение задания).

Молодец, ты всё правильно сделал.

До второй половины XIX века на землях Арзгирского района выпасали скот кочевые племена. После отмены в Российской империи крепостного права и окончания Кавказской войны в 1864 году территорию Северного Кавказа начали организованно заселять крестьянскими семьями из центральной России.

На земли Арзгирского района прибывали крестьяне из Киевской, Полтавской, Черниговской, Харьковской, Екатеринославской губерний. Селились, разумеется, возле источников и ручьев. Поначалу кочевники не хотели уступать земли, а главное – воду переселенцам.

Со временем земледельцы и скотоводы не только научились мирно сосуществовать на одной земле, но порой даже объединялись ради общего блага. Кочевники находили защиту в крестьянских селениях.

Датой основания селения Арзгир Прасковейской волости Новогригорьевского уезда считается 7 августа 1876 года. Отдельным районом Арзгирский стал уже в XX веке – в 1924 году. С тех пор он неоднократно менял границы, становился то меньше, то крупнее. Неизменным осталось лишь древнее имя района.

А теперь давайте совершим с тобой небольшую заочную экскурсию и полюбуемся достопримечательностями нашего района.

(выполнение задания).

Расскажи, пожалуйста, о своём любимом месте в селе или районе (рассказ ребёнка).

Но для начала я предлагаю тебе разгадать кроссворд.

2. Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель …(ёжик)

3.Кто там спрятался за кустик

Зорко смотрит он вокруг.

Это – умный . (суслик)

5. Обойдите всю Европу-

не найдёте антилопу!

Но довольны мы вполне-

в нашей есть она стране!

Не догнать её никак!

Дети, это кто -. (сайгак).

4. Прыгает ловко, любит морковку (заяц).

(В выделенном столбике должно появиться слово ЛИСИЦА).

Все эти животные - жители степи. Верблюды и сайгаки остались лишь в воспоминаниях старожилов, хотя раньше очень хорошо себя чувствовали на просторах нашего района.

Скажи, а каких птиц ты видел в нашем селе? Какие растения произрастают на нашей малой Родине? (ответы ребёнка) .

На территории Арзгирского района водятся куропатки, перепёлки, дикие голуби. Гостят у нас и перелётные птицы: краснозобая казарка, черноголовые хохотуны, каравайки, колпицы, розовые и кудрявые пеликаны, лебеди, кряквы. Многие из них занесены в Красную книгу Ставропольского края.

Произрастают деревья и кустарники: акация, вяз, клен, осина, абрикос, вишня, яблоня, сирень, смородина, около 78 видов лекарственных растений. Среди них верблюжья колючка, зверобой продырявленный, лопух войлочный, подорожник большой, полынь горькая, ромашка аптечная, солодка голая, тысячелистник обыкновенный и многие другие .

Таков наш Арзгирский район, территория ковыльных и пшеничных полей и удивительного животного мира. Наша любимая малая Родина.

Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Удивителен мир вокруг. Исследуй, не нарушая порядка в нём. Каждый росточек, каждый жучок живёт своей уникальной жизнью. Старайся поменьше их беспокоить. Не засоряй природу, унеси мусор после привала. Не шуми в природе; наслаждайся пением птиц, стрекотом кузнечиков, шумом деревьев или тишиной.

Какое время года сейчас? Какие изменения в природе произошли ? (ответы ребёнка) .

Как красивы деревья и кустарники в осеннем убранстве. Я приготовила для тебя высушенные листья, ягоды, жёлуди, цветы, которые собрала в нашем парке, в своём саду. И хочу предложить тебе создать картину из природного материала (выполнение задания).

III . Подведение итога занятия.

Ну, вот и закончилось наше путешествие. Какие станции мы посетили? Чему ты научился, что нового узнал? (ответ ребёнка).

IV . Рефлексия. Сегодня мы хорошо потрудились, и я прошу тебя выразить своё отношение к сегодняшнему занятию. Выбери подходящее изображение солнышка. Благодарю тебя и желаю всего самого наилучшего. До новых встреч!

Я узнал много нового и интересного и справился со всеми заданиями.

Всё понравилось, но что-то осталось неясным.

Мне было скучно и неинтересно.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному посёлку.

• уточнить с детьми информацию о родном посёлке ;

• активизировать в речи детей слова – определения, упражнять в употреблении простых предложений;

• закрепить знания детей о государственных символах России.

• обобщить представления о назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орёл, всадник).

• расширять представление об истории появления герба нашей области.

• развивать творческие способности детей;

• развивать познавательную активность детей;

• Развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой. Помочь детям создавать изображение Российского герба, путем наклеивания отдельных деталей на заготовку. Воспитывать аккуратность.

• Воспитывать чувство любви к своей Родине – России.

• воспитывать любовь к родному посёлку;

• вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным посёлком и его жителями.

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: -Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем друг друга:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Педагог обращает внимание детей на стук в дверь, появляется Незнайка).

Воспитатель: Незнайка, откуда ты? Как ты попал к нам в детский сад?

Незнайка: Я из Цветочного города, где очень красиво. В нашем городе улицы называются именами цветов. Каждый уголок нашего города мне знаком и очень дорог. А вот у вас в поселке я первый раз и ничего о нем не знаю. Мне подсказали, что ребята из детского сада мне могут помочь.

Воспитатель: Ребята, что же нам делать, как помочь Незнайке?

Дети: Можно рассказать о нашем посёлке, можно сходить с Незнайкой на экскурсию по нашему посёлку, можно показать фотографии.

Воспитатель: Я согласна со всеми вашими предложениями. Я думаю, что экскурсия подойдёт нам лучше всего.

Незнайка: А как называется здание, в котором я сейчас нахожусь?

Воспитатель: Ребята, помогите Незнайке, расскажите о нашем садике.

Дети: Это здание называется детский сад, а улица, на которой находится наш детский сад, называется Механизаторов.

Незнайка: А кто работает в детском саду?

Дети: В детском саду работает заведующая, завхоз, повар, воспитатели, помощники воспитателя, прачка, музыкальный руководитель, сторож.

Незнайка: А ваша группа имеет название?

Незнайка: Спасибо, ребята, я много узнал про ваш детский сад. А какие ещё здания есть в вашем посёлке?

Воспитатель: Я приглашаю вас на экскурсию (дети подходят к фотографиям). Что за здание мы видим на фотографии?

Дети: Это детская библиотека.

Воспитатель: А чем библиотека отличается от книжного магазина?

Дети: В магазине книги покупают, а в библиотеке берут домой для чтения, а потом приносят обратно. Здесь есть читальный зал, в котором можно переписать нужную информацию.

Незнайка: Спасибо, ребята за информацию, это очень хорошее здание, я сюда обязательно приду почитать книги. (Незнайка обращает внимание на несколько фото, которые находятся вместе) А что изображено на этих фотографиях?

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке об этих зданиях.

Дети: Это здание называется музыкальная школа, в ней дети учатся петь и играть на музыкальных инструментах. А это школы общеобразовательные, в них дети учатся читать, писать, считать, узнавать много нового.

Незнайка: Ой, как интересно, я хочу посетить все школы и обязательно узнаю что-то новое и чему-нибудь научусь. А это спортивная площадка на которой мы сейчас поиграем.

Физминутка: Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по городу идем (маршируют)

Звонко песенку поем (хлопают в ладоши)

Мы по улице шагаем (маршируют)

Ноги ровно поднимаем (маршируют, вытягивая носочки)

Делай шаг – раз, два

Взмах руками – три, четыре

Повернулась голова (поворачивают голову вправо)

Руки вверх и ноги шире

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко (бег на месте).

Воспитатель:Какие же животные живут в нашем крае?

Дети: В нашем крае живёт заяц, белка, лиса, волк, хомяк, ёж, кабан, медведь, бурундук.

Воспитатель: Молодцы, много животных вспомнили. А теперь поиграем в игру.

Воспитатель: Назовите деревья, которые растут в Краснодарском крае.

Дети: В Краснодарском крае растёт берёза, дуб, ель, ива, клён, сосна, липа, осина, пихта, тополь.

Воспитатель: А теперь угадайте, от какого дерева лист я вам буду показывать.

Незнайка: Спасибо, ребята, я узнал животных вашего края и растения, которые растут в вашем крае. А как называется это большое здание и кто в нём работает?

Воспитатель: Что это за здание, ребята?

Дети: Это здание администрации. Здесь работают руководители нашего района.

Воспитатель: Над этим зданием развивается флаг нашей страны. Как называется наша страна, наша Родина?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: Какие пословицы о Родине вы знаете?

Дети: Человек без Родины – что соловей без песни. Нет в мире краше Родины нашей. Родной куст и зайцу дорог. Кто за Родину горой – тот истинный герой.

Воспитатель: Послушайте стих о Родине.

Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина – Это тоже Родина.

Воспитатель: Каждое государство обязательно имеет государственные символы: флаг, герб и гимн. У России тоже есть государственные символы. Какого цвета российский флаг?

Дети: На флаге три полосы: белая, синяя и красная.

Воспитатель: Что в природе имеет белый цвет?

Дети: Ромашки, белые берёзы.

Воспитатель: А что имеет синий цвет?

Дети: Синее небо, синее море, реки.

Воспитатель: Правильно, а что в природе бывает красного цвета?

Дети: Солнце, закат, огонь.

Воспитатель: Что означают эти цвета?

Дети: Белый цвет означает чистоту, мир. Синий- верность и правду, а красный -отвагу, любовь.

Воспитатель: Где можно увидеть российский флаг?

Дети: На выступлениях спортсменов, на автомобилях, на самолётах, на встрече президентов.

Воспитатель: Послушайте стих про флаг.

Ребё нок: Флаг у нас прекрасный – белый, синий, красный!

Белый – мир и чистота, синий – верность, небеса,

Красный – мужество, отвага…Вот цвета родного флага!

Воспитатель: Что такое гимн?

Дети: Гимн – это главная песня страны.

Воспитатель: Как нужно слушать гимн?

Дети: Его нужно слушать стоя. Гимн звучит, когда награждают спортсменов, во время парада на 9 мая.

Воспитатель: Как называется последний символ?

Воспитатель: Кто изображен на гербе?

Дети: На гербе изображён орёл. Одна голова смотрит на восток, а другая на запад. На голове три короны – символ единства нашей страны. В лапах он держит скипетр и державу.

Воспитатель: Скипетр – это символ власти, держава – украшенный шар, знак законности и права. Герб можно увидеть на важных документах, например, на паспорте, на монетах, на печатях.

Воспитатель: А что изображено в центре герба?

Дети: Всадник с копьём, который убивает дракона. Это говорит о постоянной борьбе добра над злом.

Воспитатель: Как зовут всадника?

Дети: Георгий Победоносец.

Воспитатель: Флаг Краснодарского края имеет прямоугольную форму, представляет собой сочетание цветных полосок разного размера — малинового, зеленого и синего. По центру полотна размещен герб Кубани, выполненный в желтом (золотом) цвете с оранжевым обрамлением. На нем изображен щит со стеной крепости. Сверху, над щитом, располагается имперская корона, а над ней — знамя с изображенным двуглавым имперским орлом и заглавными буквами РФ. Вокруг щита располагаются золоченые ветки дуба, а за ним — 4 штандарта. Цвет флага Краснодарского края выбран неслучайно. Существуют даже истории по этому поводу. Вот две основные:

Малиновый цвет, занимающий самую большую площадь на флаге Кубани, обозначает черноморцев: казаков, потомков запорожских казаков. Зеленый цвет — потомков донского казачества. Синий цвет — горцев и мусульман-адыгов.

По другой версии, малиновый цвет означает местное население, состоящее из донских и запорожских казаков. Синий — неместное население из других городов. Зеленый цвет — население гор. Эта версия совпадает с официальным постановлением по созданию Кубанской народной республики, которая объединила горцев-мусульман, казачество и другое население. Герб Краснодарского края. В отличие от цветов флага, у герба на нем есть официальная расшифровка. По сути он символизирует один из флангов Кавказской линии обороны — системы защитных военных спец сооружений, организованных царями Российской империи для обороны южного берега Российской империи и борьбы против Персии и Турции. Бунчуки и пернач (символы казачьих званий) символизируют активное участие кубанских казаков в борьбе за Кавказ с персами и турками.

Герб может быть у каждой семьи. Сейчас ребята расскажут, какой герб своей семьи они составили с родителями (рассказ детей о гербах своей семьи).

Мы с вами можем составить герб нашей группы. В группе есть воспитатель и дети (есть) В группе дети дружно живут? (дружно). Берите заготовки и составляйте герб нашей группы (дети с помощью воспитателя делают герб группы).

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? Что для вас было трудным? А что было делать легко? Мне понравилось, как вы работали.

Воспитание у детей любви к родному городу, краю. Рекомендации для родителей Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Методические рекомендации по реализации воспитания у дошкольников любви к родному краю Методические рекомендации по реализации концепции содержания дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному.

Музейная педагогика как средство формирования любви к родному краю Великие педагоги Макаренко А. С., Сухомлинский В. А, Каменский Я. А. поднимали в своих трудах тему патриотического воспитания. Ушинский К. Д. ,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытое занятие по социально – личностному развитию

Цель: расширить знания о родном крае.

Обучающие : продолжать работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения;

Развивающие: развивать устную речь учащихся посредством обогащения словарного запаса учащихся;

Коррекционные: корригировать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении предметов; развивать вербальную память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении; вести работу по преодолению агромматизмов речи и недостатков произношения учащихся;

Воспитательные : повышать и развивать интерес к родному краю; создавать условия для активной познавательной деятельности

Воспитывать любознательность, любовь к родному краю, природе; развивать эмоциональное восприятие природы родного края

Оборудование: мимио - доска, пульты, лупа, схема оз. Байкал, карта Иркутской области.

Форма проведения: игра - путешествие

- Добрый день, ребята. Поздоровайтесь с гостями.

- Вы знаете, что будем делать? (не знаем).

- Спросите меня, что будем делать?

- Сегодня на занятии мы будем говорить, слушать, отвечать на вопросы, узнаем много нового. Будем путешествовать по родному краю.

- Начинаем наше путешествие.

Составление карты из кусочков.

- Ребята, посмотрите на доску.

- Как вы думаете, что это? (Я думаю это части карты. Карта).

- Правильно, это части карты.

- Давайте составим из них карту.

2. Работа с картой.

- Посмотрите это карта Иркутской области.

- Кто знает, как называется главный город нашей области? (ответы детей).

- Посмотрите. Вот главный город Иркутской области. Это г. Иркутск.

- Скажите, как называется город, в котором вы учитесь?

- Давайте найдём его на карте.

(Находят на карте, один идёт и отмечает его на карте маркером).

3. Работа на месте с индивидуальными картами.

- Посмотрите, у каждого на парте лежит карта Иркутской области.

- Найди на карте город, в котором ты живёшь. Выдели его.

4. Работа с лупой.

- Кто справился с заданием? Неси свою карту.

- …, в каком городе ты живёшь?

Давайте посмотрим. (Ребёнок приносит карту под лупу, и все ребята смотрят проекцию на доске).

- Ты в каком городе живёшь? …… .

- Кто ещё из ребят живёт в этом городе? ( В этом городе ещё живёт Яна, Илья, ……)

5. Нахождение рек по карте.

- Путешествуем дальше. Посмотрите, что обозначают на карте голубым цветом? Кто знает?

- Ребята, посмотрите на карту. Найдите и прочитайте название больших рек. (Дети находят и читают названия рек).

- Сколько много рек у нас в Иркутской области.

(записываю на доске словарь)

Блещет в речке чистой

hello_html_100633ce.jpg

- О ком эта загадка?

- Каких рыб вы знаете?

- Молодцы! Много знаете рыб.

- Никита познакомит вас с рыбой – омуль.

- Вы внимательно послушаете и ответите на вопрос:

- Где живёт омуль?

7. Рассказ об омуле.

hello_html_m41fec65b.jpg

ОМУЛЬ – речная рыба. Его ловят и разводят. Живёт в водах оз. Байкал.

- Все внимательно слушали. Ответьте на вопрос:

- Где живёт омуль?

- Кто знает, где находится оз. Байкал?

- Покажи на карте. (Ребёнок находит озеро и показывает его).

8. Рассказ об о. Байкале.

- Самой главной достопримечательностью нашей области

является озеро Байкал. Байкал находится на границе Иркутской области .

(показываю на карте).

О Байкале нам расскажет ……

9. Работа с текстом.

Рассказ об о. Байкал.

Озеро Байкал переводится как богатое. Длина о зера 636 км. Он похож на большой полумесяц. Ширина Байкала колеблется от 25 до 80 км.
Байкал — самое глубокое озеро планеты Земля. Самая большая глубина озера — 1642 м. Оно самое красивое. Вода в озере Байкал очень чистая и прозрачная.

Работа на доске (по тексту).

Работа по тексту (нахождение данных о длине, ширине, глубине озера)

Найди и выдели в тексте данные о длине, ширине и глубине озера Байкал.

(Дети выходят и подчёркивают данные).

11. Работа с карточками.

Его глубина составляет ……

Его ширина……………. длина …….

Работа с картой.

– Продолжаем наше путешествие.

- Посмотрите на карту. Я вижу много зелёного цвета. Как думаете, что обозначает зелёный цвет? (Я думаю, он обозначает лес)

- Верно. Он обозначает лес. У нас очень много леса.

14. Дидактическая игра.

- Кто живёт в лесу? (животные, птицы).

- Что растёт в лесу? (В лесу растут деревья)

- Скажите, каких животных вы знаете?

- Сейчас будем играть.

Назови животных и растения, которые есть в нашей области.

Медведь, белка, заяц, кенгуру, жираф, берёза, пальма, ель, сосна, пихта.

Вывод: - Назовите животных, которые живут у нас.

- Почему не назвали этих животных и растение? (Они живут и растут в тёплых

15. Знакомство с животными Иркутской области

(Появляется изображение герба Иркутской области).

- Скажите, что это? (Это герб Иркутской области)

- Кто знает, кто изображен на нём? (Ответы детей)

- На гербе изображён бабр.

Бабр – это придуманное животное. Он держит в зубах соболя.

(На доске появляется изображение соболя).

… . приготовили рассказ о соболе. Послушайте и ответьте на вопрос:

- Чем питается соболь?

Соболь живёт в сибирской тайге. Ловкий и очень сильный хищник. Живёт на земле. Передвигается прыжками. Хорошо лазает по деревьям. Имеет хороший слух и нюх. Живёт среди каменных россыпей. Охотник одиночка. Не терпит горностаев на своей территории. Ест мышей, белок, зайцев, любит орехи, ягоду.

- Послушали. Ответьте на вопрос:

- Чем питается соболь?

16. Работа с тематическими словарями.

- Посмотрите, как много слов вспомнили и узнали новые. Прочитайте их.

После занятия мы их запишем в тематические словари.

- Наше путешествие подходит к концу.

- Сейчас проведём тест. С его помощью проверим, что вы узнали и запомнили о родном крае.

- Прочитай внимательно вопрос.

Прочитай внимательно ответы.

- Выбери верный ответ.

- Нажми на кнопку пульта с буквой ответа.

1. В какой области ты живёшь?

2. Как называется главный город Иркутской области?

4. Животные Иркутской области.

5. Какое озеро самое большое в мире?

6. Чем питается соболь?

Итог: - Посмотрим результаты тестирования. Молодцы! Вы все справились с заданием. - Вам понравилось занятие?


Старшая группа

konspekt-nod-puteshestvie-po-rodnomu-krayu

Задачи:

1. Расширить представление детей о Родине малой и большой.

2. Расширять и закреплять знания детей о родном городе.

3. Продолжать знакомить детей с историей Южного Урала .

4. Активизировать мышление и речь в ходе выполнения заданий.

5. Обобщить и систематизировать знания детей об полезных ископаемых и камнях самоцветах на Урале.

6. Побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предположения и суждения.

1. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

1. Воспитывать любовь к Родине и родному краю;

2. Воспитывать чувство гордости за свой край, интерес и любовь к малой родине.

3. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Предварительная работа:

1. Чтение сказов П.П. Бажова;

2. Пересказ и обыгрывание прочитанных сказов;

3. Беседы о драгоценных камнях Урала;

4. Рассматривание коллекций камней.

Звучит музыка. Дети входят в зал.

Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами слышали про город Магнитогорск. А чем является для нас город Магнитогорск.

Дети: Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это область, район, село, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны.

Есть замечательные стихи нашего современника В. Степанова послушайте. Слайд 2.

Ребенок: читает стихотворение “Что мы Родиной зовем” Владимир Степанов.

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем…..

— О чем, ребята, говорится в стихотворении? (о Родине)

— Большая Родина начинается с малой: с семьи, с детства, с нашего города, где мы родились и живем – это малая Родина.

Есть, возможно, уголок красивый,

Есть богаче, шире есть края

Только мне из всей моей России

Ближе всех уральская земля.

Обойди хоть сто дорог, обогни планету,

Воспитатель: — Я предлагаю вам сейчас совершить экскурсию по нашему городу, и вспомнить самые яркие достопримечательности. Вот и автобус ждет нас. Отправляемся. (дети под музыку имитируют поездку в автобусе) Ребята, посмотрите на экран. Давайте посмотрим и вспомним, где расположены эти достопримечательности.

Дети: узнают, вспоминают и рассказывают.

Воспитатель: Магнитогорск – второй по численности населения город Челябинской области — один из деловых, промышленных, культурных и туристических центров Южного Урала. Его называют металлургической столицей России.

Воспитатель: Садимся в автобус и отправляемся дальше. А кто мне скажет название следующего памятника изображенного на экране?

Ребенок: Один из главных символов города Магнитогорска – памятник Палатка первых строителей Магнитогорска. Он был открыт 9 мая 1966 года в парковой зоне близ городского пруда. Памятник изображает палатку, в которых жили первые строители комбината и города. На основании памятника можно прочесть стихи поэта Бориса Ручьева, который также принимал участие в строительстве Магнитки:

«Мы жили в палатке с зеленым оконцем,

Промытой дождями, просушенной солнцем,

Да жгли у дверей золотые костры

Рядом с палаткой – рука, держащая в ладони кусок железной руды горы Магнитной. Это единственный объект Магнитогорска, имеющий статус памятника архитектуры федерального значения.

Также в городе есть памятник родителям, установленный в сквере Металлургов. Памятник изображает пожилую семейную пару, причем женщина держит в руках голубя, символизирующего в данном случае выросшего, покинувшего родительских очаг ребенка.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поедем на другом виде транспорта нашего города. Посмотрите на экран. Как называется этот транспорт?

Дети: Трамвай. (дети по музыку имитируют поездку в трамвае)

Воспитатель: Очень интересную историю имеет этот памятник. Назовите его.

Воспитатель: Посмотрите, возле вокзала стоит еще памятник. Вы знаете его название?

Воспитатель: Ребята, вы устали? Я предлагаю вам отдохнуть в придорожном кафе. (Дети садятся за столики, а воспитатель продолжает беседу.)

В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам. Слайд 15.

Об Урале знают не только в России, но и в других странах. Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Его не зря называют жемчужиной природы. Прекрасные строки посвящены Южному Уралу. Нашей землячкой Людмилой Татьяничевой. Слайд 16.

Дети: читают стих “Живу я в глубине России” Людмила Татьяничева.

Живу я в глубине России,

В краю озер и рудных скал. Слайд 17.

Здесь реки – сини, горы – сини

И в синих отсветах металл.

Милы и дороги до боли,

Да так, что глаз не оторвать,

Мне брови лиственниц собольи

И сосен царственная стать. Слайд 18.

Начало изумрудный цвет. Слайд 19.

А зеленее изумруда

Воспитатель: Согласитесь очень красивые поэтичные слова, но об этом крае есть, и поговорки вот как они звучат:

Ребенок: Нет во всем мире земли,

Где бы хранилось столько богатств,

Где бы были так могучи силы недр.

Воспитатель: Так чем же знаменит наш Урал? Почему о нем знают люди во многих странах? Я, ребята, сейчас прочитаю стихотворение Сергей Васильева “На Урале”. Будьте внимательны. Потом вы постараетесь ответить на вопрос: “Чем же знаменит Урал?”

Откуда этот ветер смоляной!

Откуда этот гордый звук металла,

Как музыка, летящий над страной?

С железных гор, от быстрых рек, с Урала.

Откуда этих чистых песен клад?

Откуда эти ясные поверья,

Где все слова сверкают и горят,

Как светляки, как райской птицы перья?

Откуда этот камень-самоцвет,

То розовый, то красный, то зеленый. Слайд 23.

Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной?

Похожая на вольную струю.

Откуда эта сабля расписная.

Готовая проворствовать в бою,

Неистовство казачье прославляя? Слайд 24.

Откуда эта пушка – громобой?

Какой суровый мастер несравненный

Свою судьбу сроднил с ее судьбой,

Вдохнул в металл свой разум вдохновенный?

Откуда он, бывалый человек. Слайд 25.

Чья жизнь причиной этой песни стала?

С железных гор, от шумных быстрых рек,

Кузнец и воин, верный сын Урала.

Воспитатель: Наш Уральский край знаменит камнями самоцветными, полезными ископаемыми, золотом, Каслинским литьем. Слайд 26, 27, 28, 29.

(слышен звук паровоза)

Ребята, вы слушали сейчас по времени отправляется электричка до Абзаково. Я предлагаю съездить и посмотреть на Уральские горы.

(Дети под музыку имитируют поездку на электричке)

Для более близкого знакомства с богатствами уральских недр давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор алюминия, соли, железа и угля. (В это время воспитатель надевает маски на детей). Я предлагаю вам присесть на зеленую полянку и послушать о чем они говорят.

“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.

– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь.

– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.

– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

(Ф. Кривин из книги “Сказки, добытые из-под Земли”).

Воспитатель: Вы уже ребята, догадались, что полезные ископаемые спорили между собой. Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? (Высказывания детей.) Отправляемся дальше в путь.

Физкультминутка.

(Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.)

По тропинке мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

Не боимся мы преград

Встрече с новым каждый рад.

Шире шаг, шагай смелей,

Вправо, влево повернись,

Нам туда спешить пора

Мы ребята – мастера.

Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, под елкой шкатулка стоит. Давайте посмотрим, что в ней.

Воспитатель открывает шкатулку, в ней камни-самоцветы.

«Интересно, знают дети,

Что такое самоцветы?

На Урале проживая,

Знают дети или нет,

Что волшебным называют

Воспитатель: Этот камень похож на лист зеленый, солнечный. показывает камень

«В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Воспитатель: Правильно ребята. А что еще вы знаете об этом камне?

Воспитатель: А этот камень назван за сходство окраски с кожей змеи (лат. serpentaria — змеевидный).

Воспитатель: Испокон веков люди принимали этот минерал за окаменевший лёд — промерзший настолько, что уже никакая в природе сила не в состоянии его растопить. Как внешнее сходство, так и тот факт, что необычный камень всегда остается прохладным на ощупь, только подтверждали эту догадку. К тому же находили его обычно высоко в горах — среди снегов и льдов.

Воспитатель: Этот камень с теплым фиолетовым цветом. Чтобы разглядеть всю красоту и игру цвета на гранях, необходимо смотреть на него при естественном освещении. В помещении, под светом лампы камень смотрится не столь завораживающе.

Дети: Аметист. Это камень хамелеон. Он может обесцвечиваться при длительном воздействии тепла, или тускнеть и темнеть перед наступлением разрушительных природных явлений – бурь, штормов, грозы и ураганов. Иногда аметисты называют каменными фиалками. Именно благодаря своим цветовым качествам изделия из аметиста выглядят такими своебразными и неповторимыми.

Воспитатель: Красивый розово-алый поделочный камень. Издавна используется в самых разнообразных изделиях — от обелисков и колонн до шкатулок и ювелирных украшений. На Урале этот камень в старину прозвали орлецом. Какой это камень и почему его так называют?

Дети: Родонит (орлец). По легенде, алые камешки когда-то находили в орлиных гнёздах. По уральской легенде, если его положить в колыбель с новорожденным, то ребенок вырастет здоровым и смелым; ему передастся сила и гордость орла. Этот красивый розово-алый камень обладает высокой твердостью, хорошо шлифуется и принимает зеркальную полировку. Чего только не делали за прошедшие двести лет из уральского родонита: шкатулки, бусы, запонки, броши, табакерки, подсвечники, бокалы, абажуры, ручки для тростей. Спрос на него всегда был довольно стабилен, невзирая ни на какие капризы моды. Орлецом облицованы колонны станции метро в Москве. Есть у орлеца одна особенность, отличающая его от многих других поделочных камней — он просвечивает в тонких пластинах. Поэтому мастера часто используют его при изготовлении витражей, светильников или люстр. При подсветке изнутри он меняет интенсивность и глубину окраски, а не различимые в отраженном свете узоры проявляются особенно четко.

Воспитатель: Молодцы ребята, как много вы знаете о камнях самоцветах и полезных ископаемых. Наш край славится не только этим, но и красивой природой, удивительными людьми. Итак, живем мы с вами на Урале, в очень богатом и щедром краю, недалеко от Уральских гор, которые так богаты камнями – самоцветами. А Уральские горы находятся в Челябинской области. А челябинская область в какой стране находится?

Воспитатель: Россия – это наша большая Родина. Давай те послушаем стихотворение посвященное нашей большой Родине

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

Воспитатель: Слышите, возвращается электричка в город. И нам пора возвращаться домой. Отправляемся в путь. (Дети имитируют поездку на электричке)

Читайте также: