Конспект нетрадиционного урока в начальной школе по окружающему миру

Обновлено: 04.07.2024

Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие двигательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того, чтобы в течение урока поддерживать внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогают в этом нетрадиционные уроки.

В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как внеклассные формы организации учебной работы, необычайные по замыслу и организации. Такие уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (путешествие, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала. Проводятся нетрадиционные уроки не чаще одного - двух раз в четверть, обычно при завершении какого – либо раздела естествознания, поэтому желательно ставить их по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом (инструктором) может быть учитель или заранее подготовленный ученик.

Учащимся предлагается маршрутный лист, по которому они определяют положение изучаемого ландшафта. Затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду – всё, что необходимо для путешествия.

Урок строится по сказкам В.Бианки, М.Пришвина, по русским народным сказкам, или учитель сочиняет новую сказку

Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные герои (Зимушка- зима, Старик-годовик, Учёный-эколог, любой зверёк или птица) и отрицательные (Злой Холодный ветер, Баба Яга, Браконьер). В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация (например, в зимнем лесу слышится голос кукушки), загадка, появление героя сказки в необычном костюме.

Далее следует развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока.

Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением, учитель называет лучших знатоков природы, ставит отметки, вручает призы.

Цели инсценировки : учить распознавать водные растения; развивать творческое воображение учащихся; воспитывать бережное отношение к природе.

КУБЫШКА. Мои красивые жёлтые цветки видели многие. Названы они так потому, что похожи на круглый сосуд с очень коротким и узким горлышком. Листья мои крупные, плотные, похожи на сердечко, с блестящей глянцевой поверхностью.

КУВШИНКА. Мои цветки чисто белые, имеют приятный тонкий аромат. У меня есть одна удивительная способность: я могу предсказать погоду. Мои цветки всплывают на поверхность в 6 – 7 часов утра, к вечеру, в 18 – 19 часов, они закрываются и прячутся под воду. Но так бывает только при хорошей, устойчивой погоде. Если же погода будет меняться, то цветки или вовсе не показываются, или прячутся раньше времени.

Вопросы. Что же это за водные растения? Что ты о них узнал нового? С кем бы ты хотел поделиться полученными знаниями?

Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки.

Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше всего по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри (родители, учителя).

Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

Урок похож на урок – КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Урок – викторина и урок – КВН проводятся с целью повторения учебного материала.

Первые две игры проводятся по аналогии с одноименными телепередачами. Остановимся подробнее на третьей игре.

Физкультминутка проводится в середине урока, когда командам необходим отдых после напряжённой работы.

Придумать сказку, необычную историю о любом животном или растении леса, в рассказе должны присутствовать научные сведения об этом организме.

Задание выполняется по картам, планам, глобусу, контурным картам. Например, показать на карте Магаданской области, где расположены леса.

Нарисовать одному из учеников зверя или птицу леса, а команда должна отгадать, кого изобразил художник.

Предлагаются приметы, загадки, пословицы по народным месяцесловам, связанные с животными или растениями леса; учащиеся должны их отгадать или объяснить.

Учащиеся читают стихи, рассказывают сказки, вспоминают отрывки из книг о лесе (Н.Сладков, В.Бианки, К. Паустовский, А.Пушкин, М.Пришвин, С.Есенин, И.Бунин и др.)

Наступила весна. У ежихи появились маленькие ежата. Мягкие, пушистые – совсем на ежей не похожи. У них ещё даже колючек нет. Холодно малышам. Когда мама рядом, она их греет своим теплом. А без мамы совсем холодно. Вот сидит ежиха и думает:

- Надо за едой идти, да ежат страшно оставлять. Вдруг замёрзнут. Можно остаться с ежатами, погреть их, но тогда они голодные будут.

Что делать? Как еду добыть и ежат согреть? Помогите ежихе. Как ей согреть ежат, когда она пойдёт добывать корм? Использовать ресурсы леса. Ежата сами себя греют. Как?

Предполагаемые ответы. Ежата греются, прижавшись, друг к другу; ежиха заворачивает ежат в сухие листья.

Материал должен быть интересным, сопровождаться показом наглядных пособий, содержать много примеров из личного опыта учителя и школьников. Лекция проводится в течение 30 мин, а в остальное время урока

можно провести самостоятельную работу по проверке усвоения материала или провести этап закрепления и систематизации знаний.

Используется при изучении несложного нового материала. Класс делится на несколько групп по 5 – 6 человек. В одну из групп выбираются наиболее сильные учащиеся. В начале урока каждая группа выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные задания по карточкам, перфокартам; устные - по ребусам, кроссвордам, учебникам).

Такие уроки проводятся в природе на лучшую композицию из природных материалов (листьев, мха, плодов, семян, веток, и др.). Названия своим произведениям учащиеся придумывают сами.

форма урока позволяет не только расширить и углубить знания детей о природе родного края, но и повысить их познавательную активность.

Эффективность нетрадиционных уроков уже изначально заложена в том, что учащиеся общаются с природой, могут наблюдать изменения в жизни окружающего мира более целенаправленно, чем при других обстоятельствах. Необычность данных уроков повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает экологическую культуру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомление с природными условиями и с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека в зоне степей.

Задачи урока: сформировать представления о природных условиях зоны степей; познакомить с растительным и животным миром зоны степей; показать влияния деятельности человека на зону степей и необходимость её охраны; воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Оборудование: карта природных зон, презентация, карточка с анаграммой, карточки с викториной, сигнальные круги (синие, красные), выставка книг, электронный учебник, интерактивная доска.

Форма урока: телепередача.

Предварительная работа: самосто

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД: определять и формулировать тему урока; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД: учиться работать самостоятельно; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого.

Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию.

Предметные УУД: получить представление о степной зоне; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения, с экологическими проблемами.

І. Вступительное слово учителя.

Ведущая: - Прежде чем познакомить с нашими гостями. Давайте уточним тему нашей передачи. Вы должны разгадать анаграмму.

- Вспомните, что такое анаграмма?( ответы детей)

- Давайте её разгадаем.

-Правильно. Сегодня мы поговорим о зоне степей. (3 слайд)

Целеполагание:

- С какой целью, вы пришли на нашу телепередачу? ( высказывания детей)

В студию мы пригласили учёных, знатоков природы России, которые поделятся своими знаниями и наблюдениями со всеми зрителями.

Учёный-географ, М. Илья, расскажет о климате. Учёный-ботаник, С.Арсений, познакомит с растительностью. Учёный-зоолог, Ж. Артём, расскажет о животном мире. Учёный-социолог, Б. Владислав, познакомит, чем занимаются люди в зоне степей. Учёный-эколог, В. Настя, расскажет о проблемах степи.

ІІ. Выступление учёных.

Ведущая: - Слово представляется учёному - географу М. Илье.

( географ показывает на карте зону степей и рассказывает о климате этой зоны)

Зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. Она занимает территорию на юге Восточно - Европейской и Западно - Сибирской равнин. Сплошная полоса степей простирается до Алтая. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов. (5,6 слайд)

Ведущая: (вывод) – Что вы нового узнали из рассказа географа?

Ведущая: - (вопрос к зрителям) показать на карте зону степей.(7 слайд)

Ведущая: - Слово представляется учёному - ботанику С.Арсению.

Ботаник: - Как уже было сказано, из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но трав здесь много. Травы хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги. (8 слайд)

У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы. Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага. В это время растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты. (9 - 12 слайды)

Эти растения имеют подземные побеги-луковицы, в которых находится запас питательных веществ. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и завянуть. Становится жарче, и тюльпанов, и ирисов в степи больше не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения. (13 слайд) Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

Ведущая: - Кто хочет дополнить выступление?

(вывод) – Что важного узнали из этого выступления?

Ведущая: - (вопрос зрителям) Кто покажет растения степей на картине?

Ведущая: - Слово представляется учёному - зоологу Ж. Артёму.

Животные степей живут в условиях открытой местности. Среди них много насекомых: кобылки, кузнечики, степная дыбка, бабочки, шмели. (15 слайд)

Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки. (16 слайд)

Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны.
В степях много птиц. (17 слайд)

Одна из самых крупных степных птиц – дрофа.(18 слайд)

Из млекопитающих в степи обитают грызуны, зайцы, сайгаки, хорьки, лисицы.

У сайгака длинные тонкие ноги, благодаря которым он быстро бегает. Во время бега развивает скорость до 80 километров в час. Летом сайгак желтовато-рыжий, а зимой светло-серый. Питается он травянистыми растениями. (19 слайд)

Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй. Они все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы.

Ведущая: - Кто хочет дополнить выступление?

(вывод) – Что нового узнали из этого выступления?

Ведущая: - (вопрос зрителям.) Показать животных степей? (20 слайд)

Ведущая: - Слово представляется учёному - социологу Б. Владиславу.

Население степей (монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. В степи очень плодородные почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. (21 слайд)

На бахчах растут арбузы и дыни, а в садах – яблони, груши, сливы. (22 слайд)

Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота. (23 слайд)

Перегоняя пастбище с места на место, пастухи со своими семьями ведут кочевой образ жизни. Их временное жилище — юрта.

Ведущая: - Кто хочет дополнить выступление?

(вывод) – Что нового узнали из рассказа учёного-социолога?

Ведущая: - (вопрос зрителям.) Кто составить цепь питания степи?

Ведущая: - Слово представляется учёному - экологу В. Насте.

В зоне степи возникают экологические проблемы - это браконьерство. Чтобы гнёзда на полях не были разорены во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.

Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

Природа просит у нас защиты, многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. (26-27 слайды) Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране.

Ведущая: - Кто хочет дополнить выступление?

(вывод) – Что важного узнали из этого выступления?

Ведущая (вопрос зрителям) Показать животных степи, занесенных в Красную книгу? (27 слайд)

Ведущая: - Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.

ІІІ. Домашнее задание

- А теперь викторина для зрителей? Ответы присылайте в нашу студию, на следующей передаче мы её проверим и наградим победителей.

- Посмотрите на маршрутный лист – где наш конечный пункт, куда нам надо прийти?

- Тема нашего урока “Где и куда”.

- Когда мы используем эти слова? (Мы используем эти слова, когда спрашиваем, где находится предмет, и куда нужно идти?)

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться определять направления движения, и где находится предмет, человек).

2. Актуализация знаний.

Цель: актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для восприятия нового материала;

уточнение понятий: “впереди”, “сзади”, “посередине”, “за”, “перед”, “слева”, “справа”, “посередине”.

1). Определение местонахождения классной комнаты.

- Где находится наша классная комната.

- Покажите, где находится наш кабинет?

- Как точно определить его местонахождение? (По окнам)

- Объясните, где окна нашего класса?

Дети называют этаж, используя слова “слева”, “справа”.

- Сколько окон в нашем классе?

2). Построение в колонну по одному (“Паровозик”).

Учащиеся называют свое место положение в колонне, используя слова “впереди”, “сзади”, “за”, “перед”.

3) Определение направления движение по маршрутному листу.

Учащиеся определяют путь движения, используя слова “вперед”, “налево”, “направо”.

3. Постановка проблемы.

Цель: зафиксировать затруднения (организуется подводящий диалог).

На спортивной площадке учащиеся останавливаются в колонне по одному. Перестроение в шеренгу по одному:

- Повернитесь ко мне лицом, подравняйте носочки.

- В каком направлении вы поворачивались?

- Перестройтесь в шеренгу по 3.

Учащиеся испытывают затруднение в перестроении.

- Какое задание было дано?

- Почему вы не выполнили задание?

Обучение детей перестроению в колонну по 3:

1) расчет на 1-2-3;

2) 1-е номера - “зайчики” - сделали шаг вперед;

2-е номера – “белочки” - остаются на месте;

3-и номера - “кузнечики” - шаг назад;

3) на счет 1-2 –прыжок на двух ногах перед “белочками” выполняют “зайчики”;

на счет 3-4 - прыжок на двух ногах за “белочками” выполняют “кузнечики”;

“белочки” остаются на месте.

- Итак: раз, два, три, четыре!

4. Первичное закрепление.

Цель: закрепить изученное содержание в ходе игры;

повторить направления “вперед”, “назад”, “влево”, “вправо”.

Учитель - “инструктор” отдает команды. “Зайчики”, “белочки”, “кузнечики” – “роботы” двигаются по сигналу в разных направлениях.

5. Самопроверка.

Цель: применение новых знаний при выполнении типовых заданий на новый способ действия.

Построение в шеренгу по одному.

- Как перестроиться в шеренгу по одному?

На счет 1-2 – прыжок на двух ногах “вправо” и “назад” выполняют “зайчики”.

На счет 3-4 - прыжок на двух ногах “влево” и “вперед” выполняют “кузнечики”.

“Белочки” остаются на месте.

Перестроение в колонну по 2.

- Сможем перестроиться в колонну по два? Как?

Учитель выслушивает предложения детей.

6. Включение в систему знаний.

Цель: включение нового знания совместно с ранее изученными темами.

Подвижная игра “Третий лишний”.

Дети встают в круге парами один перед другим. Двое водящих по внешнему кругу бегут, и один догоняет другого. Убегающий игрок может встать впереди одной пары. Стоящий сзади, третий - лишний, убегает.

Ролевая игра “Водители и пассажиры”.

Дети в группах (количество игроков произвольное) выбирают “водителя”, остальные – “пассажиры”. “Пассажиры” просят “водителя” следовать в определенном направлении. Используются слова: “назад”, “вперед”, “вправо”, “влево”.

7. Рефлексия.

Цель: фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности; организация самооценки учениками деятельности на уроке.

- Какова тема нашего урока?

- Чему учились на уроке?

- Какая цель была поставлена перед нами?

- Как вы считаете, выполнили ли мы поставленную перед нами цель? Определение по маршрутному листу обратного направления от стадиона до школы.

У школы учитель просит детей определить результат своей деятельности на уроке.

Презентация к уроку окружающего мира “Где и куда” раскрывает цели и краткое содержание каждого этапа урока.


Как называется часть природы,которая образует поля,леса,и луга?

1 тур. Растения-живой организм.

- К какой природе относится растения? (1 балл)

- На какие группы делятся растения? (1балл)

- Чем они отличаются ?

К каждой группе раздаётся 5 карточек с изображениями растении, дети должны к знать и различать названия и вид растении.

- Назови органы растений (1балл). На каждый правильный ответ 1балл

Разработка нестандартного урока по окружающему миру на тему Всё о растениях

1) Что мы знаем о корне….

1гр. Местонахождение корня-

2гр. Местонахождение,какие органы расположены на стебле?

3гр. Какое значение имеет стебель?

3гр. - Какие бывают листья?

2гр. - Какое значение имеют листья?

1 гр. – Как изменяются цвет листьев осенью? Какое дерево не меняет цвет?

4) Плоды и семена

1 гр.- Какие бывают плоды?

2 гр. – Приведите примеры к сочным и сухим плодам

3 гр. – Как распространяются семена растений?

Какой плод у следующих растений (карточки с изображениями):

Огурец, горох, помидор, яблоко, груша, рис.

- Необходимые условия для жизни растений

- Вода,воздух,почва должны быть какими для развития растений?

- Когда растениям требуется большое количество воды?

- Какая должна быть почва для богатого роста растений?

- Докажите,что растения нуждаются в воздухе

- Какое время года у растений начинается рост?

- Как размножаются растения?

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Разработка нестандартного урока

по Окружающему миру на тему

Разработала : Сахауова М.М. -Учитель начальных классов

Карасайского района Алматинской области

2.Развивать внимание ,память ,мышление ,связную речь ,кругозор;

3.Воспитывать бережное отношение к растениям,любовь к окружаюему миру;

Тип урока:Проверка и оценка знаний

Вид урока : нестандартный

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем ,запечатлев навеки,

В душе её прекрасные черты:

Поля ,леса ,луга ,моря и реки.

Как называется часть природы ,которая образует поля ,леса ,и луга?

Приветствие команд

1тур .Растения-живой организм.

-К какой природе относится растения?(1 балл)

-На какие группы делятся растения?(1балл)

-Чем они отличаются ?

К каждой группе раздаётся 5 карточек с изображениями растении ,дети должны к знать и различать названия и вид растении.

Читайте также: