Конспект прогулки наблюдение за березой осенью

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Прогулка. Наблюдение за березой.

- Формировать целостную картину мира природы;

- Уточнять и расширять представления о жизни деревьев (березы) осенью;

- Учить отличать березу от других деревьев по внешнему виду: особенностям коры, листьев, строению и др, использованию человеком, другими живыми существами;

- развивать познавательно-исследовательский интерес к осенним изменениям в жизни деревьев;

- закреплять умение передавать свое отношение к березе в художественных текстах, используя УНТ, и в народных играх;

- воспитывать правильное поведение в природе.

1 . Подготовка к прогулке

а) Выход на улицу, контроль, хорошо ли дети одеты, обуты; инд. диалоги, для чего нужно тепло одеваться, выводы о времени года.

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед.

Беседа о настроении в стихотворении по вопросам воспитателя:

Как вы думаете, это веселое стихотворение или грустное?

Почему вы так решили?

О каком времени года идет речь

Что же такого грустного в осени ( по ст-ю)?

- Резкий ветер, рвет листву, вечер наступает рано, мало света, у солнышка нет сил, пока взойдет – и день заканчивается.

Воспоминания детей о прекрасной, негрустной, веселой осени,:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какою была осень 10 дней назад, грустили ли дети в октябре и сентябре, почему им было весело и что им нравилось.

Дети вспоминают о тепле, играх, осенних цветах, красках осени. Золотой осени,

деревьях в ярких листьях и т.д.

Предлагается вспомнить стихи об осени, осенних деревьях, листьях. Дети читают ранее выученные наизусть стихотворния:

Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят И летят..летят….летят…

(Сентябрь. Е.Трутнева)

Но это все было в какие месяцы? А сейчас какой месяц?

- В народе говорят, что ноябрь – ворота зимы. Что это обозначает?

(Дети называют особенности ноября как преддверия зимы), слушают чтение детьми же стихотворения С.Есенина:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Русский вариант мой: Листья тихо опадают, Лес и поле засыпают.

На вербе один листочек, до зимы один денечек.

Вывод: Уже ноябрь, и скоро зима.

111.Наблюдение за осенней березой.

1. Рассматривание дерева, беседа по вопросам воспитателя:

- Как найти березу среди других деревьев? ( - по белому стволу…)

- Какие еще части у дерева?

- Зачем дереву нужны корни? (делается вывод о том, что дерево питается, а значит - живое).

2. Исследовательская деятельность.

- Какого цвета листья березы сегодня? А какие они были летом? Какого цвета листья вишни, груши, рябины?

- Какой формы листочки? (этот треугольник у березы называют формой капельки, будто береза плачет, опустив свои ветви).

- Возьмите листочек в руки, сравните с другим, понюхайте, послушайте…

Сравните с листьями клена. -У березы листочки маленькие, желтые, легкие. Даже без ветра они срываются с веточек и, словно танцуя (переворачиваются, кружатся…), летят на землю, а совсем не падают.

Стихотворение В. Орлова «Почему деревья осенью сбрасывают листья?
Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!
(В. Орлов)

- Перед каким сном береза сбрасывает листья?

111.Береза – народная любимица.

Испокон веков любит народ это дерево, стихи сочиняют, песни поют, хороводы водят. А недавно и вы познакомились с народной песней про березу. Давайте и мы поводим хоровод и поиграем у березы.

Принесла подарки осень.

Одарила она всех:

Мне грибок, тебе - орех

1 V .Труд: Собрать березовые листочки для аппликации, очистить скамейки и стол от листочков.

Предварительно проводится пальчиковая гимнастика:

учить детей слушать, понимать и запоминать художественное слово.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, воображение;

Воспитательные: воспитание бережного отношения к дереву как живому объекту природы, воспитание любви к природе.

Предварительная работа: показ иллюстраций с изображением березы, чтение стихотворений, сказок, разгадывание загадок.

Воспитатель: Дети, я прочитаю загадки, а вы отгадайте, о чем идет речь.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня на прогулке поговорим об очень красивом дереве. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, с каким же деревом мы будем знакомиться.

Загадываю детям загадку:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

К низу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Воспитатель с детьми идет в гости березкам.


Воспитатель: Как называется это дерево? (береза)

Воспитатель: Дети, посмотрите, какие наши березки красивые, нарядные.

У березы, как и у всех деревьев, есть ветки, ствол, листья и корень. Потрогайте ствол березы. Какой он? (шелковистый, гладкий)





Воспитатель: Какой ствол по цвету? (пояснить, что только у березы такой черно-белый ствол)

Воспитатель: Ребята, только у березы ствол белого цвета. У всех остальных деревьев стол темный. Через черные полоски, которые находятся на столе, береза вдыхает грязный воздух, а выдыхает чистый, и этим чистым воздухом мы с вами дышим (показывает на ствол, на черные полоски).

Воспитатель: Прикоснитесь к веточкам.

Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета?

На что похожи веточки березы?





Воспитатель: Посмотрите, на ветру листья березки развиваются, как волосы.


Воспитатель: Посмотрите, какие листочки у нашей березки.




Воспитатель: С какой геометрической фигурой можно сравнить лист березы? (треугольником).

Воспитатель: Они маленькие, зелененькие и желтенькие с острым носиком.

Давайте попробуем подуть на него.

Воспитатель: Какие изменения произошли с березой осенью?

Почему листочки желтеют и падают с дерева? Их много или мало?

Где лежат листочки? (на земле)

Кто срывает листочки? (ветер)

Покажите, как будет дуть ветер? (дети дуют).

Воспитатель: Посмотрите, как листочки колышутся на веточке

Воспитатель предлагает детям поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли.

Воспитатель: Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу.

Когда наступят холода и будут дуть сильные ветра, листочки все станут желтого цвета. Они отцепятся от веточек, будут кружиться в воздухе и падать на тёмную сырую землю, словно золотые монетки

Воспитатель: Покажите, как будут кружиться листочки? (дети кружатся, изображая листочки).

Воспитатель: Как называется явление, когда листочки, словно монетки золотые разносит ветер? (Листопад).

Воспитатель: Какую пользу приносят листья природе? (корм для насекомых, удобрение для земли, украшение дерева, животные используют как укрывной материал зимой, когда холодно).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на дерево и скажите на какие части можно разделить дерево, и какую функцию они выполняют?

Корни удерживают дерево от падения, он служит для дерева опорой.

По стволу двигаются питательные вещества.

На ветках растут листья.

Листья являются украшением дерева.

После беседы с детьми воспитатель проводит игру.

Цель: учить детей осторожно двигаться по сигналу, соблюдать правила игры, находить себе пару листика по форме и цвету, развивать двигательную активность детей, закрепить названия деревьев.

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий.

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет! (Е. Липатова).

Подвижная игра: Кто быстрей к своей березке.

Цель: развивать внимание, двигательную активность.


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, берёзы любят солнце? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, берёзы очень любят солнышко и растут обычно на полях, где много солнышка, это называется берёзовая роща.

Берёзы украшают наши города и села. Это красивое дерево. Про берёзу написано много стихотворений, вот одно из них.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

То юную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнётся, да не ломится.

Воспитатель: Берёза символ нашей Родины. Это символ красоты нашей родной природы.

Ребята, а кто из вас пробовал берёзовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Березовый сок используется как лекарство при различных болезнях, как витаминное средство.

Птицы и животные тоже любят берёзовый сок. Птицы устраивают гнёзда на берёзах. В берёзовых рощах растут грибы. Они так и называются – подберёзовики.


Воспитатель читает детям стихи о берёзе:

Лишь осень золотая

Лист опалит огнем –

Тоскует под дождём.

Рефлексия:

Воспитатель: Какие отличительные признаки березы вы можете назвать? (белый, толстый ствол, белая кора с черными точками, листья имеют форму треугольника, красивые ветки, словно косички у девушки)

Как называется явление природы, когда желтые листочки падают с деревьев?

Какие красивые слова можно сказать о берёзе?




Благодарю всех, кто посетил мою страничку!

Наблюдение за березой Цели: • продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; • расширятьпредставления.

Наблюдение за ирисом осенью

Наблюдение за ирисом осенью Цель: обратить внимание детей на изменения, которые происходят осенью с цветами (ирисами); учить собирать семена; показать форму и строение.

Наблюдение за изменениями в природе осенью. Прогулка

Наблюдение за изменениями в природе осенью. Прогулка Стало вдруг светлее вдвое, двор, как в солнечных лучах- это платье золотое у березы на плечах. Утром мы во двор идем- листья сыплются дождем,.


Воспитатель: ребята, мы сегодня пойдем в гости к любимому и очень красивому дереву. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, что это за дерево?

Вы меня узнаете по простой примете-

Нет дерева белей на свете. (ответы детей)

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаешь. (березку)

Воспитатель: кто знает, как ласково называют березу? (белоствольная красавица)

Воспитатель: правильно, береза - белоствольная красавица в зелёном платочке, с нежными серёжками.

Воспитатель: ребята, обратите внимание, какие березки красивые, стройные. Давайте посмотрим на них и полюбуемся их красотой.

Березка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

Воспитатель: на Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты.

Послушайте стихотворение А. Прокофьева

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Воспитатель: какие еще деревья растут у нас на участке? (ответы детей)

Воспитатель: скажите, по какому характерному признаку можно отличить березу от остальных деревьев? (кора у березы белая с черными черточками)

Воспитатель: правильно, дети, природа наделила это дерево белой корой с черными полосками, ажурной кроной. Белая кора березы называется береста. У молоденьких берез она гладкая. Потрогайте ее рукой. Через эти черные точки и полоски береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев.


Воспитатель: какие листья у берез? (с зазубринами по краям, похожи на сердечки)

Воспитатель: какое сейчас время года? (осень)

Воспитатель: какие изменения происходят в жизни растений осенью? (деревья сбрасывают листья)

Воспитатель: внимательно посмотрите на березы. Какие изменения произошли с ними. (у берез начинают желтеть листья)

Воспитатель: осенью листочки на березе начинают желтеть, это происходит потому, что солнышко уже меньше светит, ночи становятся длиннее. Света растения получают меньше и хлорофилл (вещество, которое отвечает за зеленый цвет листьев, разрушается.

Листопад - это процесс, сбрасывания листвы растениями. Все полезные вещества из листьев переходят в дерево, так как они готовятся к зиме. Черешок теперь слабо держится за ветку и когда дует ветер, он легко отрывается.

Человек помогает деревьям готовиться к зиме, обрезает старые сухие ветки и красит стволы специальной краской от солнечных ожогов зимой.

Воспитатель: существует народная примета: если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки, то весна будет ранняя, если начнут желтеть снизу быть поздней весне.

Динамическая пауза "Подул осенний ветерок".

Воспитатель: Подул осенний ветерок. (дети держат перед собой листья деревьев,

делают вдох носом и медленно и плавно дуют на них)

Воспитатель: Полетели осенние листочки.

Мы осенние листочки,

Мы летаем (дети бегают)

Мы кружимся (кружатся)

И на землю плавно мы ложимся (присаживаются, кладут листья на пол)

Это модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой -зимой,

Вся в сережках - весной,

Сарафан зеленый -летом,

В день осенний -в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

Воспитатель: потрогайте, погладьте крону березки. Полюбуйтесь, в какой красивый белый сарафан с черными кармашками наряжается русская красавица.

Воспитатель: дети, давайте встанем под дерево и посмотрите вверх. Что вы видите? (много веток)

Воспитатель: как вы думаете, на что похожи веточки березы? (ответы детей)

Воспитатель: веточки березки похожи на косички. Они длинные, тонкие, как кудри.

Воспитатель: ребята, обратите внимание, что березки выстроились в ряд, как добрые подружки.

Воспитатель: Берёзу любят не только за красоту, она приносит людям огромную пользу.

Березовые поленья используют для отопления печей в домах. Из веточек березы делают веники, чтобы париться в бане и быть здоровым. Листья сушат для чая, который укрепляет здоровье.

Целительными являются сок и березовые почки.

А кто из вас пробовал березовый сок? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, дети, березовый сок очень вкусный и полезный, но собирать его надо правильно, чтобы не погубить дерево.

Кору берёзы называют береста. Береста - материал прочный: не промокает, не гниёт, поэтому изготавливают из неё различные изделия.

Люди пользуются изделиями из бересты и древесины березы, делают мебель, игрушки, украшения и многое другое.

Что произошло с листочками березы?

Чем березка отличается от других деревьев?

Какую пользу приносит людям береза?

Цель: учить действовать по сигналу, развивать воображение.

Ходьба в колонне по одному (или врассыпную) по сигналу воспитателя:

Цель: развивать умение действовать по сигналу.

Трудовая деятельность.

Уборка мусора с участка.

Цель: воспитание трудолюбия.

Индивидуальная работа.

Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

Цель: развитие внимания, совершенствование координации движений.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Ход наблюдения

Вот и осень наступила,

И, скользя по воздуху,

На землю улетели!

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Стоит Алёна - платок зелёный,
Тонкий стан, зелёный сарафан. (Берёза.)

- О каком дереве говорится в загадке?
- Как нам узнать берёзу среди других деревьев?

- Какой высоты берёза?

- Какого цвета ствол у берёзы? (Белый с чёрными пятнами.)

- Какие части берёзы вы ещё знаете? (Ствол, ветви, корень.)

- Какой ствол у берёзы?

- Где ствол у берёзы широкий, а где - узкий?
- Ветки у берёзы толстые или тонкие?
- Какого цвета ветки?

- Зачем корень дереву?

- Какого цвета листья березы осенью? (Жёлтые.)

- Какого цвета они были летом? (Зёленые.)

Исследовательская деятельность

Собрать листья осины и берёзы для гербария.

Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).

Приложить берёзовый листок к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых листьев запах горьковатый.) Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто прощаются с нами.)

Воспитатель: Ребята, осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

Ребята, давайте поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идёт и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают на юг.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

От чего желтеют листья – Похолодало. Меньше влаги поступает к листьям. От того что в них присутствует два пигмента: хлорофилл и ксантофилл.

Читайте также: