Конспект прогулки наблюдение за березой осенью
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Прогулка. Наблюдение за березой.
- Формировать целостную картину мира природы;
- Уточнять и расширять представления о жизни деревьев (березы) осенью;
- Учить отличать березу от других деревьев по внешнему виду: особенностям коры, листьев, строению и др, использованию человеком, другими живыми существами;
- развивать познавательно-исследовательский интерес к осенним изменениям в жизни деревьев;
- закреплять умение передавать свое отношение к березе в художественных текстах, используя УНТ, и в народных играх;
- воспитывать правильное поведение в природе.
1 . Подготовка к прогулке
а) Выход на улицу, контроль, хорошо ли дети одеты, обуты; инд. диалоги, для чего нужно тепло одеваться, выводы о времени года.
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед.
Беседа о настроении в стихотворении по вопросам воспитателя:
Как вы думаете, это веселое стихотворение или грустное?
Почему вы так решили?
О каком времени года идет речь
Что же такого грустного в осени ( по ст-ю)?
- Резкий ветер, рвет листву, вечер наступает рано, мало света, у солнышка нет сил, пока взойдет – и день заканчивается.
Воспоминания детей о прекрасной, негрустной, веселой осени,:
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какою была осень 10 дней назад, грустили ли дети в октябре и сентябре, почему им было весело и что им нравилось.
Дети вспоминают о тепле, играх, осенних цветах, красках осени. Золотой осени,
деревьях в ярких листьях и т.д.
Предлагается вспомнить стихи об осени, осенних деревьях, листьях. Дети читают ранее выученные наизусть стихотворния:
Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят И летят..летят….летят…
(Сентябрь. Е.Трутнева)
Но это все было в какие месяцы? А сейчас какой месяц?
- В народе говорят, что ноябрь – ворота зимы. Что это обозначает?
(Дети называют особенности ноября как преддверия зимы), слушают чтение детьми же стихотворения С.Есенина:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Русский вариант мой: Листья тихо опадают, Лес и поле засыпают.
На вербе один листочек, до зимы один денечек.
Вывод: Уже ноябрь, и скоро зима.
111.Наблюдение за осенней березой.
1. Рассматривание дерева, беседа по вопросам воспитателя:
- Как найти березу среди других деревьев? ( - по белому стволу…)
- Какие еще части у дерева?
- Зачем дереву нужны корни? (делается вывод о том, что дерево питается, а значит - живое).
2. Исследовательская деятельность.
- Какого цвета листья березы сегодня? А какие они были летом? Какого цвета листья вишни, груши, рябины?
- Какой формы листочки? (этот треугольник у березы называют формой капельки, будто береза плачет, опустив свои ветви).
- Возьмите листочек в руки, сравните с другим, понюхайте, послушайте…
Сравните с листьями клена. -У березы листочки маленькие, желтые, легкие. Даже без ветра они срываются с веточек и, словно танцуя (переворачиваются, кружатся…), летят на землю, а совсем не падают.
Стихотворение В. Орлова «Почему деревья осенью сбрасывают листья?
– Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
– А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!
(В. Орлов)
- Перед каким сном береза сбрасывает листья?
111.Береза – народная любимица.
Испокон веков любит народ это дерево, стихи сочиняют, песни поют, хороводы водят. А недавно и вы познакомились с народной песней про березу. Давайте и мы поводим хоровод и поиграем у березы.
Принесла подарки осень.
Одарила она всех:
Мне грибок, тебе - орех
1 V .Труд: Собрать березовые листочки для аппликации, очистить скамейки и стол от листочков.
Предварительно проводится пальчиковая гимнастика:
учить детей слушать, понимать и запоминать художественное слово.
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, воображение;
Воспитательные: воспитание бережного отношения к дереву как живому объекту природы, воспитание любви к природе.
Предварительная работа: показ иллюстраций с изображением березы, чтение стихотворений, сказок, разгадывание загадок.
Воспитатель: Дети, я прочитаю загадки, а вы отгадайте, о чем идет речь.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня на прогулке поговорим об очень красивом дереве. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, с каким же деревом мы будем знакомиться.
Загадываю детям загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
К низу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
Воспитатель с детьми идет в гости березкам.
Воспитатель: Как называется это дерево? (береза)
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие наши березки красивые, нарядные.
У березы, как и у всех деревьев, есть ветки, ствол, листья и корень. Потрогайте ствол березы. Какой он? (шелковистый, гладкий)
Воспитатель: Какой ствол по цвету? (пояснить, что только у березы такой черно-белый ствол)
Воспитатель: Ребята, только у березы ствол белого цвета. У всех остальных деревьев стол темный. Через черные полоски, которые находятся на столе, береза вдыхает грязный воздух, а выдыхает чистый, и этим чистым воздухом мы с вами дышим (показывает на ствол, на черные полоски).
Воспитатель: Прикоснитесь к веточкам.
Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета?
На что похожи веточки березы?
Воспитатель: Посмотрите, на ветру листья березки развиваются, как волосы.
Воспитатель: Посмотрите, какие листочки у нашей березки.
Воспитатель: С какой геометрической фигурой можно сравнить лист березы? (треугольником).
Воспитатель: Они маленькие, зелененькие и желтенькие с острым носиком.
Давайте попробуем подуть на него.
Воспитатель: Какие изменения произошли с березой осенью?
Почему листочки желтеют и падают с дерева? Их много или мало?
Где лежат листочки? (на земле)
Кто срывает листочки? (ветер)
Покажите, как будет дуть ветер? (дети дуют).
Воспитатель: Посмотрите, как листочки колышутся на веточке
Воспитатель предлагает детям поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли.
Воспитатель: Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу.
Когда наступят холода и будут дуть сильные ветра, листочки все станут желтого цвета. Они отцепятся от веточек, будут кружиться в воздухе и падать на тёмную сырую землю, словно золотые монетки
Воспитатель: Покажите, как будут кружиться листочки? (дети кружатся, изображая листочки).
Воспитатель: Как называется явление, когда листочки, словно монетки золотые разносит ветер? (Листопад).
Воспитатель: Какую пользу приносят листья природе? (корм для насекомых, удобрение для земли, украшение дерева, животные используют как укрывной материал зимой, когда холодно).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на дерево и скажите на какие части можно разделить дерево, и какую функцию они выполняют?
Корни удерживают дерево от падения, он служит для дерева опорой.
По стволу двигаются питательные вещества.
На ветках растут листья.
Листья являются украшением дерева.
После беседы с детьми воспитатель проводит игру.
Цель: учить детей осторожно двигаться по сигналу, соблюдать правила игры, находить себе пару листика по форме и цвету, развивать двигательную активность детей, закрепить названия деревьев.
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий.
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет! (Е. Липатова).
Подвижная игра: Кто быстрей к своей березке.
Цель: развивать внимание, двигательную активность.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, берёзы любят солнце? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, берёзы очень любят солнышко и растут обычно на полях, где много солнышка, это называется берёзовая роща.
Берёзы украшают наши города и села. Это красивое дерево. Про берёзу написано много стихотворений, вот одно из них.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
То юную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнётся, да не ломится.
Воспитатель: Берёза символ нашей Родины. Это символ красоты нашей родной природы.
Ребята, а кто из вас пробовал берёзовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Березовый сок используется как лекарство при различных болезнях, как витаминное средство.
Птицы и животные тоже любят берёзовый сок. Птицы устраивают гнёзда на берёзах. В берёзовых рощах растут грибы. Они так и называются – подберёзовики.
Воспитатель читает детям стихи о берёзе:
Лишь осень золотая
Лист опалит огнем –
Тоскует под дождём.
Рефлексия:
Воспитатель: Какие отличительные признаки березы вы можете назвать? (белый, толстый ствол, белая кора с черными точками, листья имеют форму треугольника, красивые ветки, словно косички у девушки)
Как называется явление природы, когда желтые листочки падают с деревьев?
Какие красивые слова можно сказать о берёзе?
Благодарю всех, кто посетил мою страничку!
Наблюдение за березой Цели: • продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; • расширятьпредставления.
Наблюдение за ирисом осенью Цель: обратить внимание детей на изменения, которые происходят осенью с цветами (ирисами); учить собирать семена; показать форму и строение.
Наблюдение за изменениями в природе осенью. Прогулка Стало вдруг светлее вдвое, двор, как в солнечных лучах- это платье золотое у березы на плечах. Утром мы во двор идем- листья сыплются дождем,.
Воспитатель: ребята, мы сегодня пойдем в гости к любимому и очень красивому дереву. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, что это за дерево?
Вы меня узнаете по простой примете-
Нет дерева белей на свете. (ответы детей)
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаешь. (березку)
Воспитатель: кто знает, как ласково называют березу? (белоствольная красавица)
Воспитатель: правильно, береза - белоствольная красавица в зелёном платочке, с нежными серёжками.
Воспитатель: ребята, обратите внимание, какие березки красивые, стройные. Давайте посмотрим на них и полюбуемся их красотой.
Березка белый
Сарафан надела,
Кудри завила,
Косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица-душа!
Воспитатель: на Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты.
Послушайте стихотворение А. Прокофьева
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Воспитатель: какие еще деревья растут у нас на участке? (ответы детей)
Воспитатель: скажите, по какому характерному признаку можно отличить березу от остальных деревьев? (кора у березы белая с черными черточками)
Воспитатель: правильно, дети, природа наделила это дерево белой корой с черными полосками, ажурной кроной. Белая кора березы называется береста. У молоденьких берез она гладкая. Потрогайте ее рукой. Через эти черные точки и полоски береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев.
Воспитатель: какие листья у берез? (с зазубринами по краям, похожи на сердечки)
Воспитатель: какое сейчас время года? (осень)
Воспитатель: какие изменения происходят в жизни растений осенью? (деревья сбрасывают листья)
Воспитатель: внимательно посмотрите на березы. Какие изменения произошли с ними. (у берез начинают желтеть листья)
Воспитатель: осенью листочки на березе начинают желтеть, это происходит потому, что солнышко уже меньше светит, ночи становятся длиннее. Света растения получают меньше и хлорофилл (вещество, которое отвечает за зеленый цвет листьев, разрушается.
Листопад - это процесс, сбрасывания листвы растениями. Все полезные вещества из листьев переходят в дерево, так как они готовятся к зиме. Черешок теперь слабо держится за ветку и когда дует ветер, он легко отрывается.
Человек помогает деревьям готовиться к зиме, обрезает старые сухие ветки и красит стволы специальной краской от солнечных ожогов зимой.
Воспитатель: существует народная примета: если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки, то весна будет ранняя, если начнут желтеть снизу быть поздней весне.
Динамическая пауза "Подул осенний ветерок".
Воспитатель: Подул осенний ветерок. (дети держат перед собой листья деревьев,
делают вдох носом и медленно и плавно дуют на них)
Воспитатель: Полетели осенние листочки.
Мы осенние листочки,
Мы летаем (дети бегают)
Мы кружимся (кружатся)
И на землю плавно мы ложимся (присаживаются, кладут листья на пол)
Это модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой -зимой,
Вся в сережках - весной,
Сарафан зеленый -летом,
В день осенний -в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Воспитатель: потрогайте, погладьте крону березки. Полюбуйтесь, в какой красивый белый сарафан с черными кармашками наряжается русская красавица.
Воспитатель: дети, давайте встанем под дерево и посмотрите вверх. Что вы видите? (много веток)
Воспитатель: как вы думаете, на что похожи веточки березы? (ответы детей)
Воспитатель: веточки березки похожи на косички. Они длинные, тонкие, как кудри.
Воспитатель: ребята, обратите внимание, что березки выстроились в ряд, как добрые подружки.
Воспитатель: Берёзу любят не только за красоту, она приносит людям огромную пользу.
Березовые поленья используют для отопления печей в домах. Из веточек березы делают веники, чтобы париться в бане и быть здоровым. Листья сушат для чая, который укрепляет здоровье.
Целительными являются сок и березовые почки.
А кто из вас пробовал березовый сок? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, дети, березовый сок очень вкусный и полезный, но собирать его надо правильно, чтобы не погубить дерево.
Кору берёзы называют береста. Береста - материал прочный: не промокает, не гниёт, поэтому изготавливают из неё различные изделия.
Люди пользуются изделиями из бересты и древесины березы, делают мебель, игрушки, украшения и многое другое.
Что произошло с листочками березы?
Чем березка отличается от других деревьев?
Какую пользу приносит людям береза?
Цель: учить действовать по сигналу, развивать воображение.
Ходьба в колонне по одному (или врассыпную) по сигналу воспитателя:
Цель: развивать умение действовать по сигналу.
Трудовая деятельность.
Уборка мусора с участка.
Цель: воспитание трудолюбия.
Индивидуальная работа.
Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.
Цель: развитие внимания, совершенствование координации движений.
-75%
воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход наблюдения
Вот и осень наступила,
И, скользя по воздуху,
На землю улетели!
Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Стоит Алёна - платок зелёный,
Тонкий стан, зелёный сарафан. (Берёза.)
- О каком дереве говорится в загадке?
- Как нам узнать берёзу среди других деревьев?
- Какой высоты берёза?
- Какого цвета ствол у берёзы? (Белый с чёрными пятнами.)
- Какие части берёзы вы ещё знаете? (Ствол, ветви, корень.)
- Какой ствол у берёзы?
- Где ствол у берёзы широкий, а где - узкий?
- Ветки у берёзы толстые или тонкие?
- Какого цвета ветки?
- Зачем корень дереву?
- Какого цвета листья березы осенью? (Жёлтые.)
- Какого цвета они были летом? (Зёленые.)
Исследовательская деятельность
Собрать листья осины и берёзы для гербария.
Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).
Приложить берёзовый листок к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых листьев запах горьковатый.) Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто прощаются с нами.)
Воспитатель: Ребята, осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Ребята, давайте поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идёт и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают на юг.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
От чего желтеют листья – Похолодало. Меньше влаги поступает к листьям. От того что в них присутствует два пигмента: хлорофилл и ксантофилл.
Читайте также: