Конспект правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Михайлина Татьяна Михайловна

Населенный пункт: город Калуга

Цели: Формировать у учащихся умение правильно писать падежные окончания имён прилагательных.

Задачи урока.
Метапредметные: развитие умения получать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, алгоритм), преобразовывать информацию из одной формы в другую; овладение навыками анализа, синтеза, сравнения.

Предметные: развитие умений находить в тексте словосочетания: сущ+прил., обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять и контролировать написанное. Развитие речи, словарного запаса, внимания, памяти, воображения, сообразительности.

Личностные: дальнейшее овладение языком на основе освоения его важных категорий и знакомства с их происхождением, развитие языкового чувства.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы организации деятельности на уроке: фронтальная,
в парах, индивидуальная.

Используемые методы:

2. Частично – поисковый.

3. Проблемного диалога.

4. Смыслового чтения.

Формы работы: беседа, работа по карточкам с заданиями.

Предполагаемый результат. Расширение знаний учащихся об имени прилагательном, осознание актуальности имеющихся и вновь полученных знаний, умение правильно писать падежные окончания имён прилагательных.

Оборудование: карточки для составления кластера и карточки для составления алгоритма, таблицы с заданиями для работы в парах.

Ход урока:

1. Орг. момент.

- Готовы ль вы начать урок?

Всё ли на месте, всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

С усердием трудитесь.

- Какое у вас настроение? (бодрое, весёлое, деловое, хорошее)

2. Актуализация знаний.

- Слова какой части речи вы использовали в своём ответе? (имя прилагательное)

- Что вы о нём знаете?

На доске выстраивается кластер.


- С какой частью речи согласуется имя прилагательное? (с именем существительным)

- Как вы понимаете, что называется согласованием? (имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное)

-Мы будем работать в парах. Вспомним правила такой работы.

- По именам прилагательным установите и запишите имя существительное. (1 слайд)

Короткий, зимний, чудесный …(день)

Прекрасная, солнечная, морозная …(погода)

Синее, прозрачное, безоблачное …(небо)

Яркие, золотые, солнечные …(лучи)

Проверка (2 слайд)

- Что вам помогло найти имена существительные? (согласование по смыслу, окончания прилагательных помогли определить род и число).

-Какие окончания имеют имена прилагательные в м.р., ж.р., ср.р., во мн. числе? (-ый, -ий, -ой; -ая, -яя; -ое, -ее; -ые. –ие) (3 слайд)

М.р. - Какой? –ой, -ый, -ий;

Ж.р. – Какая? –ая, -яя

Ср.р. – Какое? –ое, -ее

3. Проблемная ситуация.

- Допишите окончания имён прилагательных (4 слайд)

Ранн… утром, в зимн… лесу, в ближн… рощу.

- Какие окончания вызвали у нас сомнения?

- Можно ли назвать эти окончания родовыми?

- Какие это окончания? (падежные)

Сформулируйте тему урока. (5 слайд)

Цель: узнать правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. (6 слайд)

4. Открытие нового знания.

- Как установить безударное родовое окончание имени прилагательного? (по вопросу, который ставится от имени существительного, с которым связано прилагательное. Какое окончание в вопросе, такое и у имени прилагательного)

- Можно ли это правило использовать для правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных?

Решение проблемы. Наблюдения.

Работа с учебником: с. 47, упр. 216.

Прочитайте стихотворение. Найдите словосочетания: сущ. + прил. Поставьте вопрос к прилагательному. Какое окончание в вопросе? А в прилагательном?

Вывод: это правило можно использовать для правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

- Сформулируйте это правило. (7 слайд)

Написание безударного окончания имени прилагательного проверяется по написанию ударного окончания вопроса.

- Всегда ли окончания прилагательных и окончания вопросов совпадают?

- На что надо обратить внимание?

(в окончаниях прилагательных на мягкую основу пишутся другие буквы)

- Заполним таблицу. Работа в парах. Определить букву после мягкой основы вам поможет таблица с родовыми окончаниями. (8 слайд)


Тема: Правописание падежных окончаний прилагательных в ед.ч и во мн.ч.

Цель: познакомить обучающихся с особенностями склонения имен прилагательных в единственным и множественном числе;

упражнять в определении числа и падежа имён прилагательных во множественном числе;

способствовать обогащению словарного запаса детей

развивать аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы;

Оборудование: презентация, лестница успеха, стикеры, тетради, учебник

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зарина Болатовна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь. Проверьте все ли у вас есть на парте: ручка, карандаш, линейка, ластик, учебник, тетрадь.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!

-Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное- это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета.

-На какие вопросы отвечает? (Какой? Чей?)

-Как изменяются имена прилагательные?

(Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)

- С какой частью речи связано?

(Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже)

- Как называется изменение имен прилагательных по числам и родам? (склонение)

3. Минутка чистописания

Сели все правильно. Ноги вместе, руки на парте, спина прямая.

На доске записано число, классная работа

-После того, как вы прописали букву г. На следующей строчке, с красной строки, пишем слово словарь:

-Вам необходимо поставить ударение, подчеркнуть орфограммы, определить склонение.

Слова: газе́та, го́род, горизо́нт, горо́х, геро́й.

(проверка по слайду)

-Теперь, вам необходимо подобрать к этим словам прилагательные.

-К доске выходит….

-Но для начало поставь слово газета во мн.ч. в Р.п. (газет каких? свежих).

-Следующее слово город поставьте во мн.ч., в Т.п. (городами какими красивыми)

-Следующее слово горизонт поставьте в Д.п. (по горизонту какому? южному, невидимому)

-Следующее слово горох поставьте в ед.ч в П.п. (о горохе каком? крупном, мелком)

-Следующее слово герой поставьте во мн.ч. в В.п. (героев каких? славных)

5. Подведение к новой теме

-Ребята посмотрите внимательно на словосочетание, чем они отличаются?

сладкий полезный сок соки (какие?) сладкие полезные

узкая зимняя дорога дороги (какие?) узкие зимние

глубокое синее озеро озёра (какие?) глубокие синие

-Ребята, скажите о чем будем говорить сегодня на уроке?

-Итак, сформулируйте тему нашего урока.

-Сегодня на уроке мы поговорим об имени прилагательном и правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе.

6. Работа над новой тема (по учебнику)

- Как определить число имени прилагательного? (по существительному)

- Кто мне скажет, как мы можем проверить безударные окончания в прилагательных? (по вопросу).

На доске выводится правило:

Чтобы проверить безударные гласные у имен прилагательных, нужно к нему задать вопрос.

- А чтобы было легче запомнить это правило, оно есть в стихотворной форме:

Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом.

1-2 предложение- у доски с комментированием (число и падеж)

3 предложение - комментирование с места.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы

1. На мерзл…(ед.ч,В.п. ) землю л…гла з…ма.

2. Ги…кие (мн.ч., И.п.) ств…лы над л…сными дорогами с…гнулись кружевн…(мн.ч., В.п.) арками.

3. По краю глубок…(ед.ч., Р.п.) оврага ст…ят огромн…(мн.ч., В.п.) осины.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ф.И.О. конкурсанта: Вольф Зоя Михайловна

Педагогический стаж: 28 лет

Квалификационная категория: первая

Класс, в котором работает конкурсант: 4 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: «Упражнение в правописании падежных окончаний

Тип урока: урок рефлексии

Технология построения урока (основная): технология деятельностного метода

технология построения урока (неосновная):

- технология развития критического мышления

Перечень оборудования: компьютер, mp 3 запись, карточки с заданиями, мультимедиа проектор, презентация, плакат со снежинкой.

Тема урока : «Упражнение в правописании падежных окончаний

Цель урока : создать условия для развития умения правильно писать падежные окончания имён прилагательных в единственном числе.

Задачи урока : создать условия для отработки правила-алгоритма правописания безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе; для развития познавательных и творческих способностей учащихся, устной и письменной речи, формирования навыков сотрудничества, взаимопомощи; для воспитания любви к родному краю, эстетического восприятия природы.

Формируемые УУД :

- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- регулятивные : постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоение материала;

- личностные : нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Деятельность учителя и учащихся

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель (У.): Ребята, сейчас вы слушали чудесную музыку. Какое время года она вам напоминает?

И сегодня Матушка Зима приглашает вас на зимний урок! Принимаете приглашение?

У . Создадим хорошее настроение, улыбнёмся друг другу и скажем комплименты!

2. Проверка домашнего задания.

У. Какое задание выполнили дома?

Д. Нужно назвать имя, фамилию одноклассника, подобрать такое имя прилагательное, которое называет его положительное качество.

У . Послушаем комплименты.

У . Получили хорошее настроение?

У . Готовы плодотворно поработать на уроке?

3. Актуализация знаний.

ая ой ее ый ое яя ий

У . Что это за глыбы снега? Что они вам напоминают?

Д . Окончания имён прилагательных в единственном числе.

У . О чём ещё говорят вам эти окончания? Распределите их на группы.

Д. 1гр. Окончания имён прилагательных женского рода.

2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода.

3 гр. Окончания имён прилагательных среднего рода

У. Чья пара при выполнении задания встретила затруднение?

У . Вы прослушали ответы. Теперь вам всё понятно?

У. Какие бывают окончания имён прилагательных?

Д . Ударные и безударные.

4. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.

У. Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока ?

Д. Правописание безударных окончаний имён прилагательных. (Слайд 4 – тема урока)

У. Кто сможет определить цель нашего урока ?

Д. Тренироваться в выборе верного безударного окончания имени прилагательного.

У. Что мы будем делать для того, чтобы достичь поставленной цели?

Д. Необходимо составить план действий на уроке.

У. Составим план действий.

(Дети называют свои варианты плана действий на уроке. На экране появляется обобщённый план - Слайд 5)

1. Вспомнить, какую часть речи называют прилагательным.

2.Вспомнить способы проверки безударных окончаний имён прилагательных.

3.Выполнить тренировочные упражнения по выбору окончаний имён прилагательных индивидуально и в группе.

4.Подвести итог урока.

5. Реализация плана действий на уроке.

1) Закрепление с проговариванием во внешней речи.

У. Ребята, приступим к реализации первого и второго пунктов нашего плана. Что вы знаете об имени прилагательном?

У. Какие способы проверки безударных окончаний имён прилагательных вы можете назвать?

Д. Первый способ – подобрать имя прилагательное с ударным окончанием. Второй способ – по ударному окончанию вопроса.

У. Давайте вспомним алгоритм способа проверки безударных окончаний имён прилагательных. Приведите примеры.

Д . Сначала определить род и падеж имени существительного, по ним определить род и падеж имени прилагательного. Например, сильному морозу (мужской род, дательный падеж); значит, сильному тоже мужского рода, дательного падежа. Подобрать имя прилагательное с ударным окончанием того же рода и падежа, например: густ ому , окончание - ому . Или задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному, например, морозу как ому ? сильн ому .

(На экране появляется алгоритм способа проверки безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе- Слайд 7.

Дети проговаривают хором:

1 . Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому оно относится.

2. Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.

3. От существительного ставим вопрос к прилагательному.

4. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного. )

У. Приступим к 3-му пункту плана . (Слайд 8 - план)

Будем работать на карточках жёлтого цвета . Прочитайте задание.

Д. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

Приготовьтесь объяснить по алгоритму написание окончаний.

У. Работа в парах . Помните правила работы в парах.

(Дети работают, совещаются в парах.

Зимняя ночь в лесу.

По стволам и сучьям деревьев постукивает трескуч… мороз. Хлопьями летит мягк… иней. В тёмн… небе зажглись звёзды.

Тихо в зимн.. лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.

Вот хрустнула в чаще мёрзл… ветка. Это пробегал под деревьями заяц-беляк. Вот по гладк… снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами пролетают совы. Как сказочн… часовой, уселся на сучке головаст… совёнок. В ночн… темноте он хорошо видит, как идёт в зимн… лесу скрыт… от людей жизнь.)

У. Проверим?

(Выслушать ответы нескольких пар (по количеству слов). Дети отвечают, пользуясь алгоритмом. - Слайд 10 - алгоритм)

У. У кого не было ни одной ошибки? Встаньте, пожалуйста.

(Пары встают).

У. Молодцы! А остальные, если были ошибки, нужно расстраиваться?

Д . Нет. Затруднения можно преодолеть.

У . Да, я с вами согласна. Какую картину себе представили, когда работали с текстом? Расскажите.

(Дети рассказывают – словесное рисование . Учитель по ходу рассказов показывает слайды с лесными жителями: заяц-беляк, хорёк, лесная мышь, сова, серый совёнок. Слайды 11 - 15)

У . Такую картину можно наблюдать в нашем лесу? Кто часто ходит в зимний лес?

(Дети отвечают)

2). Физминутка . (Слайд 16)

- Давайте отдохнём. Отправимся в зимний лес.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто – то зайку напугал,

Зайка – прыг – и убежал.

Взялись зайцы за бока,

У. Предлагаю поиграть! Согласны?

У. Я буду называть признаки предметов, а вы догадываться о ком или о чём идёт речь?

Серебристый, холодный, рыхлый… (снег)

Морозный, ясный, солнечный…(день)

Зимняя, тёплая, красивая…(варежка)

Новогодний, весёлый, долгожданный…(праздник)

Косолапый, белый, неуклюжий…(медведь)

Длинноухий, шустрый, трусливый…(заяц)

Полная, бледная, новая, яркая… (луна)

4).Самостоятельная работа с заданиями разного уровня сложности.

(Задания напечатаны на карточках. На парте лежат задания всех трёх уровней сложности. Каждый ученик выбирает свой уровень сложности и самостоятельно выполняет задание.)

Учитель: Матушка Зима приготовила для вас интересное задание, которое имеет три уровня сложности. Каждый выберите для себя задание по силам и выполните его самостоятельно.

1 уровень сложности

Определи род и число имён прилагательных, подбери верное окончание.

В зимнюю стужу.

В зимн… тумане встаёт холодн…, тускл… солнце. Спит снежн… лес. Я выхожу на лесн… поляну. За поляной – густ… ельник. Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Они попрятались от лют… холода.

2 уровень сложности

Отредактируй предложения в тексте, укажи род и падеж имён прилагательных.

В зимнюю стужу.

В (зимний) тумане встаёт (холодный, тусклый) солнце. Спит (снежные) лес. Я выхожу на (лесная) поляну. За поляной – (густые) ельник. Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Они попрятались от (лютый) холода.

3 уровень сложности.

Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи их род и падеж, выдели окончание.

В зимнюю стужу.

В …. тумане встаёт … , … солнце. Спит … лес. Я выхожу на … поляну. За поляной – … ельник. Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Они попрятались от … холода.

У. Предлагаю проверить. Кто выбрал 1-й уровень? Почему?

(Дети отвечают)

У . Кто выбрал 2-й уровень? Почему?

(Дети отвечают)

У. Проверьте по образцу окончания имён прилагательных.

(1,2 уровни сложностей дети проверяют по образцу на экране. (Слайд 17 - 20)

У. Кто не сделал ни одной ошибки? Встаньте, пожалуйста.

(Дети встают)

У. Молодцы! Кто выбрал 3-й уровень сложности? Почему?

(Дети встают)

У. Кто хочет поделиться своими рассуждениями?

( 3 уровень сложности. Несколько учеников зачитывают свои тексты. Учитель оценивает работы.)

У. Кто правильно определил род, падеж, окончания имён прилагательных, встаньте, пожалуйста.

(Дети встают).

У .Молодцы! А чем мы можем помочь птицам зимой?

Д . Повесить кормушки с кормом.

5). Групповая работа.

У. Работа в группах. Выполните на листочках кластер по правописанию падежных окончаний.

1-я группа. Просклонять имя прилагательное с окончанием -ий, указать род, выделить окончания .

2-я группа . Просклонять имена прилагательные с окончаниями -ый, -ой, указать род, выделить окончания.

3-я группа. Просклонять имена прилагательные с окончаниями -ая, -яя, указать род, выделить окончания.

4-я группа . Просклонять имена прилагательные с окончаниями -ое, -ее, указать род, выделить окончания.

Помните правила работы в группах - Слайд 21)

(Дети работают в группах, обсуждают).

У. Проверим?

(По 1 ученику с каждой группы выходят к доске,

демонстрируют кластеры, отвечают.

густ ой

Имя прилагательное

густ ой

И.п. густ ой В.п. густ ой , густ ого

Р.п. густ ого Т.п.густ ым

Д.п. густ ому П.п.густ ом)

6. Домашнее задание.

У. Упражнение 76, стр.36 в учебнике – списать текст, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

По желанию – составить рассказ о достоинствах вашего любимого животного. - Слайд 23.

У. Какую цель ставили сегодня на уроке?

Д. Закрепить умение правильно писать безударные окончания имён прилагательных в единственном числе.

У . Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

8. Рефлексия учебной деятельности.

У. Понравился вам зимний урок?

У. С какими заданиями вы легко справились?

У. Над чем нужно ещё поработать?

У. Какие задания понравились?

У. Какие вы считаете особенно полезными для себя?

У. Кого вы похвалили бы за работу?

У. Оцените свою работу . У меня на доске большая снежинка, она переливается на солнце разноцветными лучиками.

Если вам к концу урока всё стало понятно, прикрепите голубые лучики.

Если вам к концу урока не всё ещё понятно, нужно ещё потренироваться, прикрепите жёлтые лучики.

(Дети выходят к доске и прикрепляют лучики).

У. Ребята, вы хорошо поработали. Молодцы! Благодарю за урок! (Слайд 24)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: закрепление и обобщение знаний(технология деятельностного метода) через путешествие по маршрутному листу с указанием островов.

Конспект урока русского языка

в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе"

Тип урока: закрепление и обобщение знаний (технология деятельностного метода)

Составила: учитель начальных классов

Абакумова Валентина Николаевна

МАОУСОШ № 8 с углублённым изучением математики

г. Старая Русса, Новгородской области

Цель: формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

1. Способствовать развитию навыка определения падежа имени прилагательного.

2. Развивать умение написания безударных окончаний, пользуясь алгоритмом.

3. Развивать умение распознавать данную орфограмму.

4. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. На основе анализа объектов делать выводы.

2. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Умение работать в паре.

Оборудование:

Карточки с заданием, опорные слова алгоритма, листы продвижения, маршрутная карта с указанием островов

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

Чтобы грамотно писать.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Повернитесь лицом друг к другу, к нашим гостям и подарите свою улыбку.

- Что ждете от сегодняшнего урока?

- Чему хотите научиться?

- Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться ,

Только тот, кто много знает-

В жизни что-то достигает!

- Сегодня у нас не вполне обычный урок.

Мы совершим очередное путешествие по необъятному океану Русского языка.

А для чего нам необходимо изучать русский язык?

(Нам необходимо знать наш родной язык, чтобы правильно красиво говорить, грамотно писать.)

- Наш лайнер ждёт нас. Вы приобрели билетики – это карточки с заданиями.

- Орфографическая работа.

- Вставьте необходимую букву.

Карточка с заданием № 1.

Н…чной, в…лнистый, в…дяная, к…лючий, в…рёный, т…желый, зв…риный, л…сной, г…лодный, д…ждливый, в…твистый, цв…тной, в…сенний, м…рской, р…чной, х…лодный, н…бесный,.

II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи

- Какую орфограмму мы повторили?

- Какое правило нам необходимо знать, чтобы правильно вставить пропущенную букву? (Правило про безударную гласную в корне слова)

Проверка работы на карточке.

- Мы отправляемся на 1 остров Чистописания.

Давайте найдем лишнее слово (водяная – И.п.прил. ж.р.) все остальные прилагательные м.р. На минутке чистописания мы будем писать упражнения с буквами, которые находятся в окончании этих слов.

- Сформулируйте тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе)

- Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?

1. повторить всё что мы знаем об имени прилагательном,

2. продолжать учиться определять падеж им. прил.,

3. учиться писать безударные падежные окончания им. прил.

4.будем воспитывать аккуратность и самостоятельность.

3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Следующий остров в нашем путешествии 2 остров Теоретиков.

Я задаю вопросы по изучаемой теме.

1. Что такое имя прилагательное?

2. Для чего нужны прилагательные?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

4. Какая связь? (согласование в роде, числе и падеже).

5. Каким членом в предложении бывает имя прилагательное?

- А ещё здесь на острове Теоретиков зарыт клад.

Он, конечно, тоже теоретический.

Тест: выбери правильный ответ.

1.Имя прилагательное – часть речи, которая:

а) обозначает признак предмета, но как предмет;

б) обозначает признак предмета;

в) обозначает действие или состояние;

2. Указать имена прилагательные:

3. У прилагательного нет следующего признака:

4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:

5. Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:

6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:

Проверь себя: Б, Б, А, В, В, Б. если нет ошибок – 5, если 1 ошибка – 4, если 2-3 ошибки – 3, если 4 и более – 2.

4.Включение в систему знаний и повторение.

- Наша следующая остановка 3 остров Безударных окончаний. Выполняем задания в тетради.

Карточка с заданием № 2.

О багрян… заре, от бер…жлив… хозяина, за б…льн… сестрой, от в…твист… дер…ва, перед к…пустн… гря…кой, от кисл… м…л…ка, с заботлив… …тцом.

Задание:

- Вставьте буквы; обозначьте падеж, выделите окончания прилагательных.

- Распределите словосочетания по группам, ориентируясь на род существительных и прилагательных

Вывод: - Как проверить правописание безударного падежного окончания имен прилагательных? (По вопросу.)

Когда есть прилагательное

И нужно обязательно

Узнать про окончание –

Внимание, внимание!

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе!

Найти существительное, к которому относится прилагательное.

Определить падеж и род существительного.

По падежу существительного определить падеж и род прилагательного.

Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

- Отправляемся на остров Здоровья. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

- Следующая остановка 4 Остров Творчества.

Здесь нам надо выполнить творческое задание сочинительского характера. Надо поставить словосочетания в нужный падеж.

Морозная зима – И.п. морозная зима

Белое покрывало – Т.п. белым покрывалом

Снежный наряд – П.п. в снежном наряде

Весёлая детвора – Д.п. весёлой детворе

Ледяная горка – Р.п. с ледяной горки

Забавный снеговик – В.п. забавного снеговика

Скользкий лёд – Д.п. по скользкому льду

6. Итог урока. Обобщение, систематизация знаний по теме

Задание для выполнения в паре

Дети в течение трёх минут обсуждают, записывают вопросы, затем задают их другим парам.

Подведение итога урока. Рефлексия.

Подведем итоги работы на уроке. Оцените свою работу, сделав отметки в листе продвижения по теме.

Учащиеся оценивают свою работу, делают отметки в листе продвижения по теме (рефлексия).

7. Рефлексия.

Лист продвижения по теме

Я активно работал на уроке.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

Я научился писать прилагательные с безударными падежными окончаниями

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

Я доволен своей работой

8. Домашнее задание на выбор:

Составить диктант по теме из 10 словосочетаний с безударными падежными окончаниями прилагательных мужского и среднего рода.

2. Подобрать пословицы о труде, в которых есть безударные падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода.

Список используемой литературы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе, по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе ". Урок игра (квест).

Тип - урока: урок – обобщение.

Цель: Закрепление знаний учащихся об имени прилагательном.

Задачи урока:

Закрепить знания, умения и навыки учащихся об имени прилагательном.

Развивать умения правильно писать родовые и падежные окончания имен прилагательных

Развивать орфографическую зоркость, расширять и обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки.

Методы обучения:

I. Организационный момент.

Пусть пойдут все знанья впрок.

Всё, что надо – не лениться

И старательно трудиться.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

I I. Постановка цели урока

У существительных, подчас

Не жизнь, а просто скука

Ни цвета нет у них без нас.

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить! О какой части речи говорится в тексте? (Имена прилагательные)

Что мы знаем об имени прилагательном?

На доске (или экране): -ая-яя-ый-ой-ий-ое-ее Что это за сочетания букв?

(Это окончания имён прилагательных).

Какие бывают окончания имён прилагательных?

(Ударные и безударные.)

Попробуйте определить цели урока.

Тема урока: Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного числа.

I I I. Работа по теме урока. Актуализация знаний.

(Словария) Словарная работа. Прежде чем написать слово, мы должны отгадать, что это за слово и потом его записать.






Какое слово лишнее? К какой части речи относятся остальные слова? Составьте и запишите словосочетание прил.+ сущ. и определите его грамматические признаки.

( Родландия. ) Составьте и запишите словосочетания с каждым именем существительным и каждым именем прилагательным и укажите род имён прилагательных.

Зелёный (трава, кузнечик, яблоко)

Зимний (день, ночь, утро )

Почему одно и то же имя прилагательное имеет разные окончания?

Просклоняйте по падежам словосочетания: зелёная трава, зелёный кузнечик, голубое небо. Выделите окончания.

И.п. какой? зелёный кузнечик, какая? зелёная трава, какое? голубое небо.

Р.п. какого?зелёного кузнечика, какой? зелёной травы, какого? голубого неба.

Д.п. какому?зелёному кузнечику, какой? зелёной траве, какому? голубому небу.

В.п. какого? зелёного кузнечика, какую? зелёную траву, какое? голубое небо.

Т.п. каким?зелёным кузнечиком, какой?зелёной травой, каким? голубым небом.

П.п. каком?о зелёном кузнечике, какой?о зелёной траве, каком?о голубом небе.

От чего зависит падеж имени прилагательного? (От имени существительного, к которому оно относится)

Какая часть слова меняется, если мы склоняем прилагательное? (Окончание.)

Можно, ли по окончанию определить падеж имени прилагательного?

(Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.)

А как можно определить падеж у прилагательного?

( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)

Ответьте на несколько вопросов: да – хлопаем в ладоши, нет – топаем ногами.

1.Имя прилагательное это часть речи?

2.Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?

3.Имя прилагательное обозначает действие предмета?

4. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам?

5.Род имени прилагательного зависит от глаголов?

6.Имена прилагательные в единственном числе по родам изменяются?

7.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже?

Определить род и падеж имени прилагательного по роду и падежу имени существительного, к которому относится имя прилагательное.

Вспомнить, какое окончание пишется у имени прилагательного в этом падеже и роде, и написать его.

Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.

Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.

Поставить ударение и посмотреть таблицу учебника.

Разобрать слово по составу?

Ленивому(2) человеку что ни день, то праздник. За глупой головой и ногам плохо. Бездонную бочку водой не наполнишь. Здоровое(3) яблоко с ветки не падает. Голодной курице просо снится.

(Ленивому человеку (какому? Д.п. м.р); за глупой головой(какой? Т.п. ж.р); бездонную бочку (какую? В.п. ж.р); здоровое яблоко (какое? И.п.); голодной курице (какой? Д.п. ж.р))

Ребята, мы посетили последний остров. Пришло время собрать пазл и слово. (по группам). Замок и слово Победа!

Читайте также: