Конспект по железнодорожному транспорту

Обновлено: 05.07.2024

Целью моего занятия явилось желание закрепить знания детей о железнодорожном транспорте; сформировать представления о видах железнодорожного транспорта, о профессиях людей, обслуживающих этот вид транспорта; сформировать представление о безопасном поведении на железной дороге.

Оценить 343 0

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила и провела : воспитатель 1 ст.гр. Нечухрина И.С.

Цель: закрепить знания детей о железнодорожном транспорте.

сформировать представление детей о видах железнодорожного транспорта;

сформировать представление детей о профессиях людей, обслуживающих железнодорожный транспорт;

сформировать правила безопасного поведения на железной дороге;

пополнить словарный запас, проговаривая с ними сложные слова: диспетчер, проводник, машинист, турникет, железнодорожник, локомотив и т.д;

воспитывать у детей внимательность и осторожность.

-В.- Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить прогулку на жд. Станцию города Мурманска. Угадайте загадку:

-Тут грохочут поезда, шумно тут почти всегда.

Если едем на край света, покупаем тут билеты. ( вокзал)- ответы детей.

В. -Правильно. Посмотрите на экран, далее после того , как мы с вами вошли в здание вокзала , где мы очутились?

Дети отвечают- в фойе вокзала, в зале ожидания, где люди ожидают прибытия поезда и покупают железнодорожные билеты в кассах вокзала или через терминал.

В.- Правильно. А когда мы выходим из здания вокзала для посадки в поезд, где мы оказываемся?

Дети- На перроне вокзала, который состоит их платформ, железнодорожных путей , переходного моста.

В. - А какие поезда расположены на путях железнодорожной станции. И по каким признакам они отличаются друг от друга?

Дети- Поезда пассажирские, перевозящие пассажиров и грузовые, перевозящие грузы( лес, горючесмазочные жидкости, строительные материалы. )

В. Ребята, расскажите , глядя на фото какие виды пассажирских вагонов вы знаете и чем они отличаются друг от друга, что у них общего.

( ответы детей : плацкарт, купе, повышенной комфортности, отличаются комфортностью; общее- наличие туалета, водонагревателя, 2 выхода, вентиляция, номер вагона, табличка с указанием направления движения и номер поезда)

В. Ребята. А теперь давайте поговорим о людях, работающих на железнодорожных станциях. Послушайте загадку :

Пропускает поезда, знает все- кому, куда?

Поезд примет и отправит, зря на месте не оставит. ( диспетчер)

Чтоб поезда неслись без остановок, чтоб машинист спокоен был в пути

Пешком по шпалам в зной и непогоду он должен с молотком пройти( путеец)

Друг за другом я вагоны к тепловозу прицепил.

Загорелся свет зеленый, вот и поезд покатил(машинист)

От столицы до границы мчат по рельсам поезда,

А в вагонах проводница: жизнь их вечная езда.

Дети обсуждают каждую профессию.

В. Железнодорожный транспорт очень удобен и быстр, но является зоной повышенной опасности и вам необходимо знать правила безопасности на железнодорожных путях.

-не отходить далеко от взрослого , держать взрослого за руку;

-не стоять на краю платформы;

-не пролазить под стоящим поездом;

-не играть в подвижные игры на перроне.

Но есть еще важные правила поведения в поезде, это:

-не бегать по вагону;

-не мешать соседям по вагону;

-не высовываться из окон;

-не бросать мусор в окна;

-при движении по вагону держаться за поручни.

В.А теперь для закрепления полученных знаний, посмотрим фильм и ответим на вопросы веселого паровозика.

Цель: Ознакомление дошкольников с прошлым и настоящим железнодорожного транспорта, его роли в жизни страны.

Образовательные: закрепить названия различных видов железнодорожного транспорта, выделив его среди разнообразных видов транспорта; закрепить в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретен для удобства перемещения;

Воспитательные: воспитывать любознательность; воспитывать уважение к труду людей, работающих на железнодорожном транспорте;

Развивающие: развивать социальные навыки: умение договариваться, учитывать мнение других детей;

Речевые: объяснение значения составных слов паро-воз, тепло-воз, электро-воз.

Иллюстрации с изображением разных видов железнодорожного транспорта (паровоз, тепловоз, электровоз, карта Российских железных дорог.

Методические приемы: рассматривание иллюстраций, ситуативный разговор, динамическая пауза, рефлексия.

Ход НОД

Воспитатель. Дети, кто из вас знает, как в России перевозили грузы, когда поездов еще не было? (ответы детей)

Перевозили их по рекам на баржах или на лошадях по дорогам. Нагрузят телегу мешками с зерном, и плетутся лошадки, сменяя друг друга по пыльным российским трактам, в какой нибудь другой город. А осенью и весной - образуется на этих дорогах непролазная грязь – долгое время ни куда не двинешься. На реках же другая напасть: летом они пересыхают, мелеют – и опять не пройти и не проехать.

Поэтому многие понимали, что надо как-то в России эти пути улучшать.

А, как это сделать? (ответы детей)

Дети я предлагаю подойти к карте и внимательно ее рассмотреть (дети внимательно рассматривают карту Российских железных дорог).

В 1843 году в России была построена первая большая железная дорога, соединившая Петербург и Москву.

Предлагаю рассмотреть иллюстрацию с изображением паровоза.

Он двигался благодаря силе пара, который приводил в движение различные поршни, а они вращали колеса.

А откуда брался пар? (ответы детей)

Он получался от кипения воды в огромном котле. Вода кипела, потому что в топке постоянно горели дрова или уголь.

Закрепить словообразование паро-воз.

Давайте рассмотрим другую иллюстрацию (тепловоз)

Кто знает, как называется этот вид железнодорожного транспорта? (ответы детей)

Закрепить словообразование тепло-воз.

Такие двигатели во много раз увеличили способность поездов ехать, не останавливаясь для заправки горючим и водой.

Десять вагонов – десять ребят

Мчатся вагоны и громко гудят.

Мчатся вперед по буграм, по откосам.

Каждому хочется быть паровозом.

Десять вагонов в горку повез.

Десять вагонов отстать не хотят,

Тоже стараются, тоже пыхтят.

Каждый ногами работает ловко.

Ехали, ехали – стоп! Остановка.

Отдохнули. Давайте продолжим увлекательное знакомство с историей железнодорожного транспорта.

Подумайте и скажите, что приводит в движение, эту машину? (ответы детей)

Электровозы – теперь самые главные на железнодорожных магистралях. Они движутся по рельсам благодаря электрическому току, и другого топлива им не нужно. К тому же с каждым годом они учатся бегать все быстрее.

Закрепить словообразование электро-воз.

Именно такие поезда повезут людей на Олимпиаду в Сочи.

Я предлагаю воспользоваться нашими любимыми смайликами. Прикрепите свой смайлик на ту картинку – рассказ, о каком виде железнодорожного транспорта вам больше всего понравился и запомнился.

Экскурсия на железнодорожный вокзал города Сергач для старше-подготовительной группы

Экскурсия на железнодорожный вокзал города Сергач для старше-подготовительной группы Аннотация. Актуальность: Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая.

Цели урока: актуализация знаний об опасных ситуациях, о собственной и общественной безопасности на железнодорожном транспорте; развитие познавательного интереса к изучаемому материалу; развитие логического и образного мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы

Планируемы результаты:

Предметные результаты: освоение навыков безопасного поведения на железнодорожном транспорте; применение превентивных мер предупреждения пожаров на транспорте и действие по алгоритму в определенных ситуациях; отработка навыков работы в группе и разработка алгоритма действий.

Метапредметные результаты обучения:

Познавательные: овладение обучающимися навыков работы с разными источниками информации; извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов; овладение навыками правил по безопасному поведению; умение работать с методическим материалом учебника и рабочей тетради; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Личностные результаты обучения: развитие устной и письменной речи; расширение кругозора; формирование потребности осознанного выполнения правил безопасности жизнедеятельности; формирования потребности к стремлению учиться, умение провести самооценку; осознание своих возможностей в учении; развитие учебной активности; осознание необходимости самосовершенствования

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; контроль в форме сличения результата своей работы с готовым верным ответом с целью обнаружения отклонений и отличий от него, коррекция результата деятельности.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками в группе; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение проявлять интерес к чужому мнению; развитие и умение выражать свои мысли и способность слушать собеседника; принимать его точку зрения.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему урока; ищут информацию в учебник

-отвечают на вопросы;

-работают в группах;

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

1. Орг. момент.

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о безопасном поведении в нашей жизни. Вам предстоит работать в группах. Поэтому хочу напомнить вам правила работы:

1. Дорого мнение каждого.

2. За работой не кричи, а спокойно говори.

3. Умей не только отвечать, но слушать

(Железная дорога и поезд)

- О чем мы сегодня будем говорить? (о безопасности на жд транспорте).

Запишем тему урока в тетрадях. СЛАЙД №1 (ТЕМА УРОКА)

- Где могут пригодиться знания, которые получите на уроке? (путешествуя на железнодорожном транспорте)

2. Изучение нового материала.

- Для нас железная дорога – очень актуальна, благодаря железнодорожной станции существует наш поселок. Практически каждый из нас пользуется услугами железнодорожного транспорта.

Первые паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы. Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. СЛАЙД№3

Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом. Со временем паровозы усовершенствовались, стали более сложными, и люди могли ездить в них в любое время года. Так появились тепловозы СЛАЙД№4

А вот это уже современный электровоз. Все вы видели, как он выглядит. В движенье его приводит электричество. СЛАЙД №5

- Железнодорожный транспорт – удобное, быстрое средство передвижения. Он считается самым безопасным из всех видов сухопутного транспорта – в 10 раз безопаснее автомобильного. Но нельзя забывать о том, что это - зона повышенной опасности.

- Что такое зона повышенной опасности? - - Какие опасные зоны есть на железной дороге? ( Железнодорожные пути и переезды, вокзалы, посадочные платформы, вагон) СЛАЙД №6.

- Поэтому отправляясь в путешествие на поезде, мы должны помнить об этих местах.

- Итак, мы отправляемся в путешествие. С чего начнем?

- Для начала нужно приобрести билет. Это сделает кто – то из взрослых. На ваших столах лежат различные документы, выберите те, которые нужны для того, чтобы купить билет. (Дети выбирают документы)

- Для покупки билетов нужно предъявить паспорт и свидетельство о рождении на несовершеннолетнего ребенка.

-Обязательно нужно сверить все данные билетов и документов, иначе, если будет какая – то ошибка проводник не посадит вас на поезд, и вы никуда не поедете.

-Билеты приобретены, чемоданы упакованы. Что необходимо проверить, выходя из дома? (Взяли ли вы документы, билеты, весь ли багаж, деньги и ключи от квартиры, а также - все ли отключены электроприборы, надежно ли закрыты водопроводные краны. Последнее, что необходимо сделать – это закрыть все окна, форточки и закрыть дверь).

- Что должен знать каждый, кто отправляется в поездку вместе с вами? (Номер поезда, номер вагона и время отправления.)
- Для чего это надо знать? (В случае если потеряемся на вокзале или отстанем от поезда.)
- О чем ещё можно договориться, выходя из дома? (О конкретном месте встречи на случай, если потеряемся.)
- Мы с вами вышли из дома заранее, чтобы не опоздать на поезд. Все мы добирались до вокзала различными маршрутами. СЛАЙД№7

- А вот герои следующего мультфильма до вокзала добирались так.

Просмотр мультфильма СЛАЙД №8

- Правильно ли переходили герои?

- А вы правильно переходили ж/д пути? Где? (По мосту)

- Вот мы и на вокзале. СЛАЙД№9

Что или кого мы теперь должны проверить? (Проверяем вся ли компания в сборе, проверяем наличие багажа).

- До поезда еще есть немного времени. Но что это посмотрите снова герои мультфильма, что же они делают!

Просмотр мультфильма. СЛАЙД №10

- Правильно ли вели себя герои?

-Вот такая же участь может ожидать тех, кто не выполняет правила поведения на платформе.

Работа по рисункам

- Правил поведения на железной дороге много. Сейчас мы с вами о них узнаем. У каждой группы путешественников лежат рисунки, в которых описываются разные ситуации на железной дороге. Каждая группа должна вывести одно правило поведения на ж/д. Условие: правило должно звучать одним предложением. На выполнение задания дается 3 минуты.

ПРАВИЛА: - Не играйте на платформе!

- Выбирайте безопасный путь! (Не подлезай под вагонами поезда)

- Осторожно! Высокое напряжение!

- Не переходи железную дорогу в наушниках и разговаривая по телефону!

- Обнаружив посторонние предметы, сообщи взрослым!

- Давайте запишем их в тетради. (Запись в тетради)

- Давайте узнаем, о каких еще правилах нам рассказывают авторы учебника. Прочитаем их в учебнике на странице 86.

Работа с учебником. Самостоятельно читают.

О каких правилах поведения на железной дороге вы узнали? Допишем их.

Сотрудники станции Яр регулярно присылают письма, в которых описываются печальные факты, вот некоторые из них (Оперативная информация о происшествиях на железной дороге с участием детей) СЛАЙД №11

Что вы для себя усвоили из этой информации? (надо быть предельно осторожным на жд)

- Молодцы! Наконец-то объявили посадку. А проведем мы ее в форме физкульминутки.

Мы идем, мы спешим И к вагонам мы бежим. Чемоданы поднимаем – раз, два! Раз, два! И соседям помогаем – раз, два! Раз, два! Подаем и принимаем – раз, два! Раз два! Повороты выполняем – раз, два! Раз, два! Не устали мы ничуть. До свиданья, в добрый путь!

Отметьте для себя, где находятся огнетушители. Именно такие привычки и называются культурой бытовой безопасности. Если надписи нет, и вы не увидели огнетушителя, то не стесняйтесь и спросите об этом проводника. СЛАЙД №13

- А теперь виртуально занимаем места согласно купленным билетам. Самыми безопасными местами поезда являются – центральные вагоны, купе с аварийным выходом - окном или расположенные ближе к двери, на нижних полках, спиной по ходу движения.

- Багаж у нас небольшой. Как правильно его разместить? Подумаем в группах (3 минуты) (Постараться расположить багаж под нижним сиденьем. Багаж на верхних полках поставить подальше к стене и обязательно закрепить. Тяжелый и громоздкий багаж ни в коем случае не класть на верхние полки. Более ценный багаж и ценные вещи не оставлять без присмотра.
- Для чего необходимо именно так расположить багаж? (Правильное размещение багажа не соблазнит вора украсть у нас что-либо и еще в случае резкого торможения поезда багаж не упадет с верхних полок.)

- Как вы думаете, а существуют ли какие – то правила безопасного поведения в поезде? (Ответы детей).

- Послушаем, что у вас получилось, и дополним друг друга. Допишите правила, которые вы не написали.

Правила эти железнодорожные –

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно,

В жизни помогут они обязательно.

- Ну что, зная и соблюдая эти правила, мы спокойно можем ехать. Можно и поиграть.

Если вы согласны с утверждением – хлопайте в ладоши, если нет – молчите.

Дима играет с мячиком на платформе.

Лена убрала тяжелый багаж под нижнюю полку.

В вагоне поезда жарко, Алёша открыл окно и высунул голову.

Ваня идёт по рельсам.

Дети играют в прятки. Маша спряталась под вагон, чтобы её не нашли.

Коля в зале ожидания ждёт поезд.

Серёжа переходит железнодорожные пути по надземному переходу.

Катя очень спешила, решила сократить путь, и пошла через рельсы.

Маша отказалась от напитков предлагаемых соседом по купе.

Саша на ходу поезда соскочил из вагона.

Работа с рисунком.

- На данном рисунке нужно найти людей, которые нарушат правила поведения на ЖД. СЛАЙД №14

Путешествуя в поезде нужно помнить, о том, что могут произойти опасные ситуации: пожар, сход вагонов с рельс, крушение поезда.

- Что или кто может стать причиной таких ситуаций? (Собственное легкомыслие, действия хулиганов и преступников – теракт, баловство детей, нарушение правил работы сотрудниками жд возгорание поезда, повреждение путей) Конечно, если случится пожар или крушение поезда нужно точно и быстро реагировать на ситуацию и ни в коем случае не паниковать. Об этом мы поговорим на следующем уроке. - Наше путешествие подошло к концу. И доехали мы до места назначения благополучно. Как вы думаете, почему? (Соблюдали правила поведения на железнодорожном транспорте)

Железная дорога- не место для игры,

Вы правильно усвоили, как себя вести.

4. Итог урока.
-О чём сегодня шла речь на нашем уроке?
-Сегодня на уроке мы говорили о правилах безопасного поведения при поездках на железнодорожном транспорте, как надо действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также познакомились с правилами безопасного поведения на пристанционных территориях.

Организация домашнего задания

Целью моего занятия явилось желание закрепить знания детей о железнодорожном транспорте; сформировать представления о видах железнодорожного транспорта, о профессиях людей, обслуживающих этот вид транспорта; сформировать представление о безопасном поведении на железной дороге.

Оценить 342 0

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила и провела : воспитатель 1 ст.гр. Нечухрина И.С.

Цель: закрепить знания детей о железнодорожном транспорте.

сформировать представление детей о видах железнодорожного транспорта;

сформировать представление детей о профессиях людей, обслуживающих железнодорожный транспорт;

сформировать правила безопасного поведения на железной дороге;

пополнить словарный запас, проговаривая с ними сложные слова: диспетчер, проводник, машинист, турникет, железнодорожник, локомотив и т.д;

воспитывать у детей внимательность и осторожность.

-В.- Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить прогулку на жд. Станцию города Мурманска. Угадайте загадку:

-Тут грохочут поезда, шумно тут почти всегда.

Если едем на край света, покупаем тут билеты. ( вокзал)- ответы детей.

В. -Правильно. Посмотрите на экран, далее после того , как мы с вами вошли в здание вокзала , где мы очутились?

Дети отвечают- в фойе вокзала, в зале ожидания, где люди ожидают прибытия поезда и покупают железнодорожные билеты в кассах вокзала или через терминал.

В.- Правильно. А когда мы выходим из здания вокзала для посадки в поезд, где мы оказываемся?

Дети- На перроне вокзала, который состоит их платформ, железнодорожных путей , переходного моста.

В. - А какие поезда расположены на путях железнодорожной станции. И по каким признакам они отличаются друг от друга?

Дети- Поезда пассажирские, перевозящие пассажиров и грузовые, перевозящие грузы( лес, горючесмазочные жидкости, строительные материалы. )

В. Ребята, расскажите , глядя на фото какие виды пассажирских вагонов вы знаете и чем они отличаются друг от друга, что у них общего.

( ответы детей : плацкарт, купе, повышенной комфортности, отличаются комфортностью; общее- наличие туалета, водонагревателя, 2 выхода, вентиляция, номер вагона, табличка с указанием направления движения и номер поезда)

В. Ребята. А теперь давайте поговорим о людях, работающих на железнодорожных станциях. Послушайте загадку :

Пропускает поезда, знает все- кому, куда?

Поезд примет и отправит, зря на месте не оставит. ( диспетчер)

Чтоб поезда неслись без остановок, чтоб машинист спокоен был в пути

Пешком по шпалам в зной и непогоду он должен с молотком пройти( путеец)

Друг за другом я вагоны к тепловозу прицепил.

Загорелся свет зеленый, вот и поезд покатил(машинист)

От столицы до границы мчат по рельсам поезда,

А в вагонах проводница: жизнь их вечная езда.

Дети обсуждают каждую профессию.

В. Железнодорожный транспорт очень удобен и быстр, но является зоной повышенной опасности и вам необходимо знать правила безопасности на железнодорожных путях.

-не отходить далеко от взрослого , держать взрослого за руку;

-не стоять на краю платформы;

-не пролазить под стоящим поездом;

-не играть в подвижные игры на перроне.

Но есть еще важные правила поведения в поезде, это:

-не бегать по вагону;

-не мешать соседям по вагону;

-не высовываться из окон;

-не бросать мусор в окна;

-при движении по вагону держаться за поручни.

В.А теперь для закрепления полученных знаний, посмотрим фильм и ответим на вопросы веселого паровозика.

Читайте также: