Конспект занятия в подготовительной группе алфавит
Обновлено: 06.07.2024
2.Работа в кассах (домик для буквы Ж);
3. Печатание слов: жаба, жуки.
Воспитатель . Вы молодцы, хорошо произносили звук[ж ], правильно выбрали его портрет, помогли вернуться звукам и словам на страничку Азбуки. Азбука приготовила вам сюрприз – букву Ж.Будешь её дома обводить и закрашивать.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?
- С каким новым звуком и новой буквой мы сегодня познакомились?
-Что вы интересного для себя узнали сегодня?( Ответы детей.)
Тема: закрепление пройденного. Алфавит.
Цели: стимулировать зрительно-поисковую активность детей; Закреплять умение проводить звуковой анализ слов; делить слова на слоги; дифференцировать гласные, согласные; Закреплять навык чтения; Развивать графические навыки.
Оборудование: коробка в форме книги, картонные ключи с буквами, цветные карточки для звукового анализа слов, буквы на магнитах, кубики со слогами, цветные карандаши, листы с заданием, картинки, карточки со словами.
Ход занятия:
Сегодня я приготовила для вас волшебную книгу, в которой вы найдете много интересных заданий.
Чтобы ее открыть, надо отгадать загадку:
Кто хвост повернет,
Тот в дом и войдет.
- Сейчас мы проверим, отгадка прячется в книге. Но книга не открывается, надо разгадать шифр.
1 Задание:
- А вот и отгадка (достаю первый ключ).
- На ключе – буква, а в книге спрятались еще несколько ключей, но их не так просто взять. Надо выполнить еще 6 заданий, и тогда из букв на ключах мы сможем выложить ключевое слово, как в кроссворде. (После каждого выполненного задания из книги достается ключ с буквой)
2 Задание:
– Какая из четырех букв, не подходит к остальным?
Найди парные согласные.
3 задание:
– Соедините слоги так, чтобы получились слова.
Придумайте предложения с этими словами.
4 Задание:
(На доске напечатана пословица)
– Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
- Пришло время и нам отдохнуть.
- Какой сказочный персонаж искал золотой ключик?
Физкультминутка.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
- Какое определение подойдет к слову Буратино?
- Перед следующим заданием надо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили, потянули
«В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог,
5 Задание:
(На столах листы с заданием)
Красным карандашом раскрасьте цветок, в котором - гласная буква,
а синим- цветок с согласной.
6 Задание:
(У детей на столах картинки, на доске напечатаны слова)
– Рядом со словом, размести нужную картинку, поставь в слове ударение.
- Итак, все ключи в сборе. Теперь составьте ключевое слово.
(Из букв на ключах дети составляют слово)
- Что такое алфавит?
- Какие стихи про буквы вы помните?
- Послушайте еще одно стихотворение:
«Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком.
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
- Так что же это за волшебные ключи, которые прятались в волшебной книге, с помощью которых вы можете войти в любую сказку? (Буквы).
- С помощью этих букв можно написать любые слова, предложения, рассказы, сказки, но для этого надо много учиться.
Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.
Развивающая: развивать умение делать выводы, употребляя в речи сложные предложения.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность через игровую деятельность.
Дети заходят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли гости.
Добрый день! - они нам скажут,
Добрый день! - ответим мы.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Возьмёмся за руки, друзья,
Ведь без друзей нам жить нельзя. (Дети берутся за руки и садятся)
Воспитатель подходит к окну и говорит:
Вдруг сегодня на рассвете
Распахнул окошко ветер.
Кто-то бросил мне в окно
Вот такое письмецо.
Всё по правилам: наш адрес
Номер садика стоит.
Интересно, от кого же
В нём письмо для нас лежит?
Воспитатель читает письмо:
Девчонки и мальчишки!
Пишет вам Сашок.
Я не мал, но пока не высок.
Я в мячик играю и песни пою
И всё время говорю, говорю, говорю.
Говорю, когда я ем,
Говорю, когда я сплю,
И когда играю, тоже я болтаю.
Говорю про всё, что знаю
И не знаю, - говорю,
Говорю, когда мечтаю,
Говорю, когда пою,
Говорю, когда болею,
Говорю, когда здоров.
Только мне никто не верит, -
Не бывает столько слов!
Помогите мне, ребята
Рассказать всё о словах,
Звуках, буквах, предложеньях,
Как их можно составлять,
Где их можно применять!
Воспитатель: Ребята, поможем Саше?
- Кофта, платье, туфли (лишнее слово туфли, так как кофта и платье — предметы одежды, а туфли — предмет обуви)
- Автобус, трамвай, самолёт ( автобус и трамвай — это наземный транспорт, а самолёт — воздушный)
- Синица, воробей, кошка (синица и воробей — птицы, а кошка — животное)
- Муравей, бабочка, змея ( муравей и бабочка — насекомые, а змея — пресмыкающееся)
- Корова, собака, волк (корова и собака — домашние животные, а волк — дикое)
- Стол, диван, чашка (стол и диван — предметы мебели, а чашка — предмет посуды)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы верно назвали все лишние слова. Сейчас вы называли слова, а что вы знаете о словах?
Дети: - Слова бывают длинные и короткие;
Воспитатель: Назовите короткие слова.
Дети: Дом, кот, сом, дым, стол, пар.
Воспитатель: Молодцы! Теперь назовите длинные слова.
Дети: Холодильник, морозильник, картофель, пылесос, пароход.
Воспитатель: Послушайте стихотворение и скажите, какие в нём живут слова.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь. (пол),
Скажу я слово потерял,
Ответишь ты. (нашёл),
Скажу теперь я слово трус,
Ответишь ты. (храбрец),
Теперь начало я скажу,
Ответишь ты. (конец).
Дети: В этом стихотворении живут слова-враги.
Воспитатель: Назовите мне их.
Дети: пол-потолок, потерял-нашёл, трус-храбрец, начало-конец.
Воспитатель: Слова-враги ещё называют антонимы. Давайте повторим все вместе.
Воспитатель: Молодцы! Какие слова вы ещё знаете?
Дети: Мы знаем слова-родственники
Воспитатель: Хорошо! Я прочту стихотворение, а вы найдите в нём слова-родственники
Снегурочка в лесу жила,
Снежки готовила с утра,
Снежинок в хоровод звала
И в гости снегирей ждала,
Чтоб в заснеженном лесу
Увидеть зореньки красу.
Под снегопадом танцевала,
Подснежник снегом укрывала,
Чтоб до весны он не замёрз
И радость людям всем принёс!
Дети: В этом стихотворении слова-родственники снегурочка, снегири, снегопад, снежки, заснеженный, подснежник.
Воспитатель: Почему эти слова — родственники?
Дети: Потому что у них общая часть снег и снеж.
Воспитатель: Верно, ребята. По-другому слова-родственники называют однокоренные (воспитатель просит повторить 2-3 детей).
Воспитатель: Бывают ещё многозначные слова — омонимы. Это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Найдите слова-омонимы в следующем стихотворении:
Ручкой целый день писала
Рученька моя устала.
Дома отдохнуть решила,
В ранец ручку положила.
Ранец к верху подняла
Плохи у меня дела -
Отлетела сразу ручка
Почему? Не поняла!
Дети: Омонимы здесь ручка, рученька.
Воспитатель: Объясните их значение
Дети: Ручка — школьная принадлежность;
Рученька — часть тела человека;
Ручка — часть рюкзака;
Воспитатель: Молодцы, мои ребятки! А теперь давайте придумаем предложения со словом ручка.
Дети: Мама купила ручку;
У сумки крепкая ручка;
Я взяла брата за ручку;
Папа приделал к двери ручку.
Женя, какое предложение мы будем разбирать? (Ребёнок повторяет предложение)
Воспитатель: Сколько слов в предложении?
Дети: В предложении 3 слова.
Воспитатель: Назовите 1 слово, 2 слово, 3 слово.
Составьте схему предложения. Дети работают на местах, один ребёнок у доски.
Воспитатель: Поработали, друзья
Отдохнуть пришла пора!
Воспитатель: Ребята, можно с вами поиграть и загадки загадать?
Воспитатель: Есть загадки в нашем крае
До того мудрёные,
Кто загадки отгадает,
Попадёт в учёные.
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)
Мне а месте не сидится.
Я на небо выхожу,
С высока на мир гляжу. (Луна)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас вы мне называли слова-отгадки. А скажите, сколько слогов в слове дом, луна.
Дети: В слове дом 1 слог, так как в этом слове 1 гласный звук и мы хлопнули в ладоши 1 раз.
В слове луна 2 слога, так как мы хлопнули 2 раза, в слове луна 2 гласных звука
Воспитатель: Ребята, а какие звуки мы с вами знаем?
1-й ребёнок: Звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Согласные звуки бывают какие?
2-й ребёнок: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.
Воспитатель: Каким цветом обозначают гласные звуки?
3-й ребёнок: Гласные звуки обозначают красным цветом.
Воспитатель: Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?
4-й ребёнок: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом
Воспитатель: Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?
5-й ребёнок: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.
Воспитатель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Дети: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.
Воспитатель: А чем звуки отличаются от букв?
Дети: Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте составим схему слова дом (Один ребёнок выполняет на доске.)
Третий звук [м] — твёрдый согласный, обозначаем его синим квадратом.
Воспитатель: Молодцы! Сколько в этом слове гласных звуков?
Дети: В этом слове 1 гласный звук.
Воспитатель: Сколько согласных?
Дети: Согласных 2.
Воспитатель: Давайте обозначим звуки буквами.
Дети: Звук [д] обозначим буквой дэ , звук [о] обозначим буквой о , звук [м] обозначим буквой эм. Читаем ДОМ.
Воспитатель: Теперь, ребята, послушайте ещё одну загадку:
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её. (Лиса)
Воспитатель: (Выставляет картинку лисы.) Давайте разберём слово лиса. Сколько в слове слогов? Давайте прохлопаем ли-са.
Дети: В этом слове два слога.
Воспитатель: Теперь давайте составим схему этого слова.
Там друзей себе найду.
Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Быстро правильно считать.
Я таким учёным буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)
Но свой садик не забуду.
Воспитатель: Ребята, мальчик Саша вас благодарит:
Вот спасибо вам, друзья!
Научили вы меня.
И за это вам награда -
Да ладошек не жалей,
Бей в ладоши веселей!
Как поёт в селе петух?
Да не филин, а петух!
Вы уверены, что так?
А на самом деле как?
Это ухо или нос?
Или, может, сена воз?
Вы хорошие всегда?
Или только иногда?
Не устали отвечать?
Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?
Воспитатель: Скажите, мы сегодня помогли Саше? Вам понравилось занятие?
Воспитатель: Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
(Дети прощаются и выходят из группы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, рекомендуемое проводить как итоговое занятие в конце учебного года.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать .
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Весёлый алфавит"
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо обучению грамоте в подготовительной группе«Весёлый алфавит».
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова".
Оборудование: компьютер, мм-проектор, ноутбуки, Логопедический букварь, Логопедическая азбука, компьютерные игры, цветные карандаши, карточки-ребусы.
I. Организационный момент
Дети под музыку входят в группу.
II. Основная часть
Ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы отправимся в путешествие по Стране Знаний на веселом поезде. Наш поезд отправится со станции
(Дети читают стихи.)
Из-за леса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский алфавит.
Командиры во главе-
Это буквы А Б В,
На конях (найдите, где)
Вслед за ними Г Д Е.
А в тележке Е и точки
Дребезжат на каждой кочке;
За тележкой -Ж и З
На рассерженной козе.
Вскачь несётся буква – И
Ишь, какая –посмотри!
А за ней –Й
(Сверху что-то шаткое).
Копья, латы, к шлему шлем-
Это едут К Л М,
А за ними мчится Н
С перекладиной меж стен.
Разогнав коней в карьер,
Пролетают О П Р;
Вслед со свистом С Т У,
Так, что топот на версту,
Чуть потише Ф Х Ц,
Ц с крючочком на конце.
И чуть слышно три плаща
Шелестящих Ч Ш Щ.
За плащами- Ъ,
Развернув на мачте флаг;
После знака буква- Ы:
А поодаль- Ь
Тоже едет кое-как;
Напоследок Э Ю Я.
Из-за леса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский алфавит,
Буквы все от А до Я-33 богатыря!
(Дети садятся на стульчики.)
Поехали! Поезд наш скоростной и вот мы уже на станции
Поиграем, ребята? Послушайте задание:
Первый слог слова вращается, а далее читаем по стрелочке:
(Дети читают слова.)
во-ро-на, мо-ло-ко, ли-мо-ны, ка-на-ва, ро-ли-ки, ма-ли-на, ко-ро-ва, ка-ли-на, ко-ро-на, ма-ка-ро-ны.
Воспитатель: Молодцы! Справились! Следующее задание для вас, ребята:
Мне очень нравится это задание:
А сейчас перейдем к следующему заданию:
(Садятся за столы)
Дети выполняют задания из Логопедического букваря и Азбуки, читают стихи о буквах.
Дети выполняют задания на карточках.
III. Заключительная часть
Цель: закрепить умение звуко-слогового анализа слов.
Задачи:
Образовательные: Способствовать развитию умений говорения и слушания, формированию опыта чтения слогов. Содействовать обогащению активного и пассивного словаря; развитию грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка; развитию фонематического слуха, совершенствованию звуковой культуры речи детей.
Развивающие: Развивать внимание, логическое мышление, память, любознательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: звук, буква, твердый, мягкий, глухой, звонкий, шипящий, свистящий; согласный, гласный, красный, зеленый, синий.
Воспитательные: Тренировать мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость, внимание.
Демонстрационный материал: ряды букв на доске, иллюстрации в тетради.
Методические приемы:
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие, а в какое вы сейчас узнаете. Хотите попутешествовать?
Воспитатель: Для этого вам нужно открыть свои тетради на стр. 58. Расскажите, что изображено на рисунке.
Дети: Ежик, Лисенок и Мудрая Сова едут на поезде в страну Азбуку.
Воспитатель: Тогда послушайте вопросы стражников и ответьте на них. Чем буквы отличаются от звуков?
Дети: Звуки слышим, а буквы видим и пишем.
Воспитатель: О чем это говорится (о звуках или о буквах): их можно читать, слышать, видеть, штриховать, петь, раскрашивать, шептать.
Дети: О буквах и звуках.
Воспитатель: Назовите гласные буквы.
Дети: У, О, А, Э, Ы, И, Ю, Е, Я.
Воспитатель: Чем гласные буквы отличаются от согласных?
Дети: Гласные буквы можно пропеть.
Воспитатель: назовите свистящие согласные звуки.
Воспитатель: Перечислите шипящие согласные звуки.
Воспитатель: Вы справились с этим испытанием, наши путешественники тоже. И теперь ворота в волшебную страну открыты для всех. Посмотрите на рисунок и скажите какие буквы увидели игрушки?
Дети: угадывают буквы по выступающим из-за кубиков фрагментам.
Воспитатель: Раскрасьте красным цветом гласные буквы, синим цветом - согласные, которые обозначают один твердые звук, зеленым - согласные, которые обозначают один мягкий звук, наполовину синим, наполовину зеленым - согласные, обозначающие два звука - твердый и мягкий.
Дети работают цветными карандашами в тетради.
Воспитатель: А теперь буквы хотят поиграть с вами. Назовите буквы в каждом ряду, отгадайте какая из них лишняя и объясните почему.
(на доске заранее написаны четыре ряда букв)
Д Л А 3 В ( А -гласная среди согласных )
А О У Й Ы ( Ы - согласная среди гласных )
Ч Ш Ц Ж ( Ц - свистящая среди шипящих )
С 3 Ц Ч ( Ч - шипящая среди свистящих )
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем.
В старом дереве дупло, это домик буквы О.
Рядом с нею на суку примастилась буква У.
В гости к нам издалека прибежала буква А.
Прилетела буква Я на спине у воробья.
Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться,
То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут, то опять плясать начнут.
Воспитатель: Какие буквы веселились?
Воспитатель: Как эти буквы назвать одним словом?
Воспитатель: А сейчас, дети, отгадайте загадки:
1. Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква . (А);
2. Эта буква широка
И похожа на жука,
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук. ( Ж );
3. Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
Три! А какая буква ? . ( И );
4. Эта буква, как игрушка
Ветру вольному подружка. ( X );
5. Букв Е передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнуло-
Получилась буква . ( Е );
6. На эту букву посмотри
Она совсем не цифра три. ( 3 );
7. Посмотри на колесо,
А увидишь букву . ( О );
8. Дрожу от страха до сих пор!
Похожа буква на топор!
Расколит непременно! ( Р );
9. Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква . ( Ю );
10. Хорошо известно всем,
Где метро, там буква . ( М ).
Воспитатель: О каких буквах были загадки?
Дети: М, Ю, О,Ж, А, И, X, Е, 3, Р.
Воспитатель: Какие из этих букв гласные, а какие согласные?
Дети: М, Ж, X, 3, Р - согласные, Ю, О, А, И, Е - гласные
Воспитатель: Посмотрите на рисунок на стр.60. Буквы играют вами в прятки. Попробуйте их отыскать на рисунке.
(Называя букву, дети указывают соответствующий фрагмент рисунка. Например, буквы Е и Е - пешеходный переход и т. д.)
Воспитатель: Сколько букв Ю можно найти на рисунке?
Воспитатель: Сколько букв Т ( О, И, Д, С ) на рисунке?
Воспитатель: В какой стране вы сегодня побывали вместе с игрушками? Кто там живет? В какие игры вы играли с буквами?
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы справлялись с заданиями: Султан, Лиза и Динара правильно отвечали на вопросы стражников; Алина, Диана и Ваня быстро отгадывали загадки; Рената, Лиза и Андрей очень аккуратно раскрасили буквы. Вам понравилось в стране букв?
Воспитатель: Ежику, Лисенку и Мудрой Сове тоже понравилось в стране Азбуке. Они решили здесь немного погостить. Поэтому друзья-игрушки прощаются с вами. Они желают вам успехов и радостных открытий во время вашего путешествия по страницам Азбуки. Пусть оно будет для вас интересным и увлекательным, а сама Азбука - вашей любимой книгой.
Читайте также: