Конспект занятия в подготовительной группе алфавит

Обновлено: 06.07.2024

2.Работа в кассах (домик для буквы Ж);

3. Печатание слов: жаба, жуки.
Воспитатель . Вы молодцы, хорошо произносили звук[ж ], правильно выбрали его портрет, помогли вернуться звукам и словам на страничку Азбуки. Азбука приготовила вам сюрприз – букву Ж.Будешь её дома обводить и закрашивать.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?
- С каким новым звуком и новой буквой мы сегодня познакомились?
-Что вы интересного для себя узнали сегодня?( Ответы детей.)

Тема: закрепление пройденного. Алфавит.

Цели: стимулировать зрительно-поисковую активность детей; Закреплять умение проводить звуковой анализ слов; делить слова на слоги; дифференцировать гласные, согласные; Закреплять навык чтения; Развивать графические навыки.

Оборудование: коробка в форме книги, картонные ключи с буквами, цветные карточки для звукового анализа слов, буквы на магнитах, кубики со слогами, цветные карандаши, листы с заданием, картинки, карточки со словами.

Ход занятия:

Сегодня я приготовила для вас волшебную книгу, в которой вы найдете много интересных заданий.

Чтобы ее открыть, надо отгадать загадку:

Кто хвост повернет,

Тот в дом и войдет.

- Сейчас мы проверим, отгадка прячется в книге. Но книга не открывается, надо разгадать шифр.

1 Задание:

- А вот и отгадка (достаю первый ключ).

- На ключе – буква, а в книге спрятались еще несколько ключей, но их не так просто взять. Надо выполнить еще 6 заданий, и тогда из букв на ключах мы сможем выложить ключевое слово, как в кроссворде. (После каждого выполненного задания из книги достается ключ с буквой)

2 Задание:

– Какая из четырех букв, не подходит к остальным?

Найди парные согласные.

3 задание:

– Соедините слоги так, чтобы получились слова.

Придумайте предложения с этими словами.

4 Задание:

(На доске напечатана пословица)

– Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

- Пришло время и нам отдохнуть.

- Какой сказочный персонаж искал золотой ключик?

Физкультминутка.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

- Какое определение подойдет к слову Буратино?

- Перед следующим заданием надо размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, покрутили, потянули

«В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог,

5 Задание:

(На столах листы с заданием)

Красным карандашом раскрасьте цветок, в котором - гласная буква,

а синим- цветок с согласной.

6 Задание:

(У детей на столах картинки, на доске напечатаны слова)

– Рядом со словом, размести нужную картинку, поставь в слове ударение.

- Итак, все ключи в сборе. Теперь составьте ключевое слово.

(Из букв на ключах дети составляют слово)

- Что такое алфавит?

- Какие стихи про буквы вы помните?

- Послушайте еще одно стихотворение:

«Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишком.

А для тебя они ключи

Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку.

Прочтешь ты книги о зверях,

Растеньях и машинах.

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

Тебе чудесные края

- Так что же это за волшебные ключи, которые прятались в волшебной книге, с помощью которых вы можете войти в любую сказку? (Буквы).

- С помощью этих букв можно написать любые слова, предложения, рассказы, сказки, но для этого надо много учиться.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Развивающая: развивать умение делать выводы, употребляя в речи сложные предложения.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность через игровую деятельность.

Дети заходят в группу, становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли гости.

Добрый день! - они нам скажут,

Добрый день! - ответим мы.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Возьмёмся за руки, друзья,

Ведь без друзей нам жить нельзя. (Дети берутся за руки и садятся)

Воспитатель подходит к окну и говорит:

Вдруг сегодня на рассвете

Распахнул окошко ветер.

Кто-то бросил мне в окно

Вот такое письмецо.

Всё по правилам: наш адрес

Номер садика стоит.

Интересно, от кого же

В нём письмо для нас лежит?

Воспитатель читает письмо:

Девчонки и мальчишки!

Пишет вам Сашок.

Я не мал, но пока не высок.

Я в мячик играю и песни пою

И всё время говорю, говорю, говорю.

Говорю, когда я ем,

Говорю, когда я сплю,

И когда играю, тоже я болтаю.

Говорю про всё, что знаю

И не знаю, - говорю,

Говорю, когда мечтаю,

Говорю, когда пою,

Говорю, когда болею,

Говорю, когда здоров.

Только мне никто не верит, -

Не бывает столько слов!

Помогите мне, ребята

Рассказать всё о словах,

Звуках, буквах, предложеньях,

Как их можно составлять,

Где их можно применять!

Воспитатель: Ребята, поможем Саше?

- Кофта, платье, туфли (лишнее слово туфли, так как кофта и платье — предметы одежды, а туфли — предмет обуви)

  • Автобус, трамвай, самолёт ( автобус и трамвай — это наземный транспорт, а самолёт — воздушный)
  • Синица, воробей, кошка (синица и воробей — птицы, а кошка — животное)
  • Муравей, бабочка, змея ( муравей и бабочка — насекомые, а змея — пресмыкающееся)
  • Корова, собака, волк (корова и собака — домашние животные, а волк — дикое)
  • Стол, диван, чашка (стол и диван — предметы мебели, а чашка — предмет посуды)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы верно назвали все лишние слова. Сейчас вы называли слова, а что вы знаете о словах?

Дети: - Слова бывают длинные и короткие;

Воспитатель: Назовите короткие слова.

Дети: Дом, кот, сом, дым, стол, пар.

Воспитатель: Молодцы! Теперь назовите длинные слова.

Дети: Холодильник, морозильник, картофель, пылесос, пароход.

Воспитатель: Послушайте стихотворение и скажите, какие в нём живут слова.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь. (пол),

Скажу я слово потерял,

Ответишь ты. (нашёл),

Скажу теперь я слово трус,

Ответишь ты. (храбрец),

Теперь начало я скажу,

Ответишь ты. (конец).

Дети: В этом стихотворении живут слова-враги.

Воспитатель: Назовите мне их.

Дети: пол-потолок, потерял-нашёл, трус-храбрец, начало-конец.

Воспитатель: Слова-враги ещё называют антонимы. Давайте повторим все вместе.

Воспитатель: Молодцы! Какие слова вы ещё знаете?

Дети: Мы знаем слова-родственники

Воспитатель: Хорошо! Я прочту стихотворение, а вы найдите в нём слова-родственники

Снегурочка в лесу жила,

Снежки готовила с утра,

Снежинок в хоровод звала

И в гости снегирей ждала,

Чтоб в заснеженном лесу

Увидеть зореньки красу.

Под снегопадом танцевала,

Подснежник снегом укрывала,

Чтоб до весны он не замёрз

И радость людям всем принёс!

Дети: В этом стихотворении слова-родственники снегурочка, снегири, снегопад, снежки, заснеженный, подснежник.

Воспитатель: Почему эти слова — родственники?

Дети: Потому что у них общая часть снег и снеж.

Воспитатель: Верно, ребята. По-другому слова-родственники называют однокоренные (воспитатель просит повторить 2-3 детей).

Воспитатель: Бывают ещё многозначные слова — омонимы. Это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Найдите слова-омонимы в следующем стихотворении:

Ручкой целый день писала

Рученька моя устала.

Дома отдохнуть решила,

В ранец ручку положила.

Ранец к верху подняла

Плохи у меня дела -

Отлетела сразу ручка

Почему? Не поняла!

Дети: Омонимы здесь ручка, рученька.

Воспитатель: Объясните их значение

Дети: Ручка — школьная принадлежность;

Рученька — часть тела человека;

Ручка — часть рюкзака;

Воспитатель: Молодцы, мои ребятки! А теперь давайте придумаем предложения со словом ручка.

Дети: Мама купила ручку;

У сумки крепкая ручка;

Я взяла брата за ручку;

Папа приделал к двери ручку.

Женя, какое предложение мы будем разбирать? (Ребёнок повторяет предложение)

Воспитатель: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении 3 слова.

Воспитатель: Назовите 1 слово, 2 слово, 3 слово.

Составьте схему предложения. Дети работают на местах, один ребёнок у доски.

Воспитатель: Поработали, друзья

Отдохнуть пришла пора!

Воспитатель: Ребята, можно с вами поиграть и загадки загадать?

Воспитатель: Есть загадки в нашем крае

До того мудрёные,

Кто загадки отгадает,

Попадёт в учёные.

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)

Мне а месте не сидится.

Я на небо выхожу,

С высока на мир гляжу. (Луна)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас вы мне называли слова-отгадки. А скажите, сколько слогов в слове дом, луна.

Дети: В слове дом 1 слог, так как в этом слове 1 гласный звук и мы хлопнули в ладоши 1 раз.

В слове луна 2 слога, так как мы хлопнули 2 раза, в слове луна 2 гласных звука

Воспитатель: Ребята, а какие звуки мы с вами знаем?

1-й ребёнок: Звуки бывают гласные и согласные.

Воспитатель: Согласные звуки бывают какие?

2-й ребёнок: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.

Воспитатель: Каким цветом обозначают гласные звуки?

3-й ребёнок: Гласные звуки обозначают красным цветом.

Воспитатель: Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?

4-й ребёнок: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом

Воспитатель: Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?

5-й ребёнок: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.

Воспитатель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.

Воспитатель: А чем звуки отличаются от букв?

Дети: Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте составим схему слова дом (Один ребёнок выполняет на доске.)

Третий звук [м] — твёрдый согласный, обозначаем его синим квадратом.

Воспитатель: Молодцы! Сколько в этом слове гласных звуков?

Дети: В этом слове 1 гласный звук.

Воспитатель: Сколько согласных?

Дети: Согласных 2.

Воспитатель: Давайте обозначим звуки буквами.

Дети: Звук [д] обозначим буквой дэ , звук [о] обозначим буквой о , звук [м] обозначим буквой эм. Читаем ДОМ.

Воспитатель: Теперь, ребята, послушайте ещё одну загадку:

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её. (Лиса)

Воспитатель: (Выставляет картинку лисы.) Давайте разберём слово лиса. Сколько в слове слогов? Давайте прохлопаем ли-са.

Дети: В этом слове два слога.

Воспитатель: Теперь давайте составим схему этого слова.

Там друзей себе найду.

Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Быстро правильно считать.

Я таким учёным буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)

Но свой садик не забуду.

Воспитатель: Ребята, мальчик Саша вас благодарит:

Вот спасибо вам, друзья!

Научили вы меня.

И за это вам награда -

Да ладошек не жалей,

Бей в ладоши веселей!

Как поёт в селе петух?

Да не филин, а петух!

Вы уверены, что так?

А на самом деле как?

Это ухо или нос?

Или, может, сена воз?

Вы хорошие всегда?

Или только иногда?

Не устали отвечать?

Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?

Воспитатель: Скажите, мы сегодня помогли Саше? Вам понравилось занятие?

Воспитатель: Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

(Дети прощаются и выходят из группы)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, рекомендуемое проводить как итоговое занятие в конце учебного года.



Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать .


Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год.


Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Весёлый алфавит"

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо обучению грамоте в подготовительной группе«Весёлый алфавит».


Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова".

Оборудование: компьютер, мм-проектор, ноутбуки, Логопедический букварь, Логопедическая азбука, компьютерные игры, цветные карандаши, карточки-ребусы.

I. Организационный момент

Дети под музыку входят в группу.

II. Основная часть

Ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы отправимся в путешествие по Стране Знаний на веселом поезде. Наш поезд отправится со станции

(Дети читают стихи.)

Из-за леса, из-за гор

Мимо нас во весь опор

С громким цоканьем копыт

Скачет русский алфавит.

Командиры во главе-

Это буквы А Б В,

На конях (найдите, где)

Вслед за ними Г Д Е.

А в тележке Е и точки

Дребезжат на каждой кочке;

За тележкой -Ж и З

На рассерженной козе.

Вскачь несётся буква – И

Ишь, какая –посмотри!

А за ней –Й

(Сверху что-то шаткое).

Копья, латы, к шлему шлем-

Это едут К Л М,

А за ними мчится Н

С перекладиной меж стен.

Разогнав коней в карьер,

Пролетают О П Р;

Вслед со свистом С Т У,

Так, что топот на версту,

Чуть потише Ф Х Ц,

Ц с крючочком на конце.

И чуть слышно три плаща

Шелестящих Ч Ш Щ.

За плащами- Ъ,

Развернув на мачте флаг;

После знака буква- Ы:

А поодаль- Ь

Тоже едет кое-как;

Напоследок Э Ю Я.

Из-за леса, из-за гор

Мимо нас во весь опор

С громким цоканьем копыт

Скачет русский алфавит,

Буквы все от А до Я-33 богатыря!

(Дети садятся на стульчики.)

Поехали! Поезд наш скоростной и вот мы уже на станции

Поиграем, ребята? Послушайте задание:

Первый слог слова вращается, а далее читаем по стрелочке:

(Дети читают слова.)

во-ро-на, мо-ло-ко, ли-мо-ны, ка-на-ва, ро-ли-ки, ма-ли-на, ко-ро-ва, ка-ли-на, ко-ро-на, ма-ка-ро-ны.

Воспитатель: Молодцы! Справились! Следующее задание для вас, ребята:

Мне очень нравится это задание:

А сейчас перейдем к следующему заданию:

(Садятся за столы)

Дети выполняют задания из Логопедического букваря и Азбуки, читают стихи о буквах.

Дети выполняют задания на карточках.

III. Заключительная часть

Цель: закрепить умение звуко-слогового анализа слов.

Задачи:

Образовательные: Способствовать развитию умений говорения и слушания, формированию опыта чтения слогов. Содействовать обогащению активного и пассивного словаря; развитию грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка; развитию фонематического слуха, совершенствованию звуковой культуры речи детей.

Развивающие: Развивать внимание, логическое мышление, память, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: звук, буква, твердый, мягкий, глухой, звонкий, шипящий, свистящий; согласный, гласный, красный, зеленый, синий.

Воспитательные: Тренировать мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость, внимание.

Демонстрационный материал: ряды букв на доске, иллюстрации в тетради.

Методические приемы:

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие, а в какое вы сейчас узнаете. Хотите попутешествовать?

Воспитатель: Для этого вам нужно открыть свои тетради на стр. 58. Расскажите, что изображено на рисунке.

Дети: Ежик, Лисенок и Мудрая Сова едут на поезде в страну Азбуку.

Воспитатель: Тогда послушайте вопросы стражников и ответьте на них. Чем буквы отличаются от звуков?

Дети: Звуки слышим, а буквы видим и пишем.

Воспитатель: О чем это говорится (о звуках или о буквах): их можно читать, слышать, видеть, штриховать, петь, раскрашивать, шептать.

Дети: О буквах и звуках.

Воспитатель: Назовите гласные буквы.

Дети: У, О, А, Э, Ы, И, Ю, Е, Я.

Воспитатель: Чем гласные буквы отличаются от согласных?

Дети: Гласные буквы можно пропеть.

Воспитатель: назовите свистящие согласные звуки.

Воспитатель: Перечислите шипящие согласные звуки.

Воспитатель: Вы справились с этим испытанием, наши путешественники тоже. И теперь ворота в волшебную страну открыты для всех. Посмотрите на рисунок и скажите какие буквы увидели игрушки?

Дети: угадывают буквы по выступающим из-за кубиков фрагментам.

Воспитатель: Раскрасьте красным цветом гласные буквы, синим цветом - согласные, которые обозначают один твердые звук, зеленым - согласные, которые обозначают один мягкий звук, наполовину синим, наполовину зеленым - согласные, обозначающие два звука - твердый и мягкий.

Дети работают цветными карандашами в тетради.

Воспитатель: А теперь буквы хотят поиграть с вами. Назовите буквы в каждом ряду, отгадайте какая из них лишняя и объясните почему.

(на доске заранее написаны четыре ряда букв)

Д Л А 3 В ( А -гласная среди согласных )

А О У Й Ы ( Ы - согласная среди гласных )

Ч Ш Ц Ж ( Ц - свистящая среди шипящих )

С 3 Ц Ч ( Ч - шипящая среди свистящих )

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем.

В старом дереве дупло, это домик буквы О.

Рядом с нею на суку примастилась буква У.

В гости к нам издалека прибежала буква А.

Прилетела буква Я на спине у воробья.

Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться,

То попрыгают немножко, то похлопают в ладошки,

То присядут, отдохнут, то опять плясать начнут.

Воспитатель: Какие буквы веселились?

Воспитатель: Как эти буквы назвать одним словом?

Воспитатель: А сейчас, дети, отгадайте загадки:

1. Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква . (А);

2. Эта буква широка

И похожа на жука,

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук. ( Ж );

3. Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

Три! А какая буква ? . ( И );

4. Эта буква, как игрушка

Ветру вольному подружка. ( X );

5. Букв Е передохнула,

Как тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнуло-

Получилась буква . ( Е );

6. На эту букву посмотри

Она совсем не цифра три. ( 3 );

7. Посмотри на колесо,

А увидишь букву . ( О );

8. Дрожу от страха до сих пор!

Похожа буква на топор!

Расколит непременно! ( Р );

9. Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква . ( Ю );

10. Хорошо известно всем,

Где метро, там буква . ( М ).

Воспитатель: О каких буквах были загадки?

Дети: М, Ю, О,Ж, А, И, X, Е, 3, Р.

Воспитатель: Какие из этих букв гласные, а какие согласные?

Дети: М, Ж, X, 3, Р - согласные, Ю, О, А, И, Е - гласные

Воспитатель: Посмотрите на рисунок на стр.60. Буквы играют вами в прятки. Попробуйте их отыскать на рисунке.

(Называя букву, дети указывают соответствующий фрагмент рисунка. Например, буквы Е и Е - пешеходный переход и т. д.)

Воспитатель: Сколько букв Ю можно найти на рисунке?

Воспитатель: Сколько букв Т ( О, И, Д, С ) на рисунке?

Воспитатель: В какой стране вы сегодня побывали вместе с игрушками? Кто там живет? В какие игры вы играли с буквами?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы справлялись с заданиями: Султан, Лиза и Динара правильно отвечали на вопросы стражников; Алина, Диана и Ваня быстро отгадывали загадки; Рената, Лиза и Андрей очень аккуратно раскрасили буквы. Вам понравилось в стране букв?

Воспитатель: Ежику, Лисенку и Мудрой Сове тоже понравилось в стране Азбуке. Они решили здесь немного погостить. Поэтому друзья-игрушки прощаются с вами. Они желают вам успехов и радостных открытий во время вашего путешествия по страницам Азбуки. Пусть оно будет для вас интересным и увлекательным, а сама Азбука - вашей любимой книгой.

Читайте также: