Конспект по внеурочной деятельности антонимы

Обновлено: 07.07.2024

- Сегодня у нас с вами внеурочное занятия на интересную тему. - Прочитайте стихотворение Генриха Сапгира.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

-Кислое? Зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.

- Как вы поняли, почему возник спор о яблоке?

- Посмотрите на текст стихотворения, назовите слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко.- Что вы можете сказать об этих словах?

-Кто догадался, какая сегодня тема нашего занятия?

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Форма проведения: практическое занятие с наличием игровых элементов.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, обучать активному речевому общению на русском языке.

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса.

Воспитывающие:

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

развивать зрительную и слуховую память память ;

развивать умение пользоваться словарями;

учить организации личной деятельности .

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка.

Планируемые результаты:

Личностные результат

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

пользоваться словарями, справочниками;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Оборудование: Словари, карточки с заданиями, карандаши, ручки. презентация Power Point. , детские тельняшки, береты кораблики; на доске рисунок моря, яблоко; детские рисунки к сказке Г.Сапгира "Людоед и Принцесса"

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)

- активные методы (обсуждение в группах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На занятии используются следующие формы работы: фронтальная, групповая, работа в паре.

Используемые технологии: Компьютерные технологии ( презентация к занятию), коммуникативные, здоровьесберегающие.

Структура занятия:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию. (2мин)

2. Теоретическая часть.

- Определение темы и задач занятия (4 мин)

3. Практическая часть. (8мин)

- Рассказ о словаре и правилах работы со словарём.

4. Игровая часть (8 мин) (групповая работа)

5. Самоанализ деятельности.(6 мин)

6. Рефлексия. (2мин)

Ход внеурочного занятия:

Перед началом занятия:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию.

Дети заходят в класс и встают в круг в обозначенном месте

-Сегодня у нас с вами внеурочное занятия на интересную тему. Для этого мы отправимся в путешествие на остров.

-Как вы думаете, на чем мы отправимся путешествовать?

Ответы детей. (На корабле)

- Правильно. Посмотрите, какой у нас корабль (рисунок). Красивый, надежный, крепкий, быстрый

-Правильно. Только поддерживая друг друга мы можем преодолеть все трудности. Занимаем места на нашем корабле.(Дети рассаживаются за парты по группам)

2. Теоретическая часть.

- Сегодня я буду вашим капитаном. Во время плавания на корабле ведется бортовой журнал, куда записывают все, что происходит на судне Вот и вы тоже будете отмечать в своем бортовом журнале свою работу, раскрашивая флажки на ваших корабликах. Возьмите каждый себе кораблик и послушайте какой цвет что будет обозначать (Приложение, инструкция на доске).

-Поднять якорь (дети имитируют движение) Полный вперед!

-Я захватила с собой вот это яблоко. Мне кажется, что витамины для плавания очень пригодятся! Давайте вспомним стихотворение Генриха Сапгира, которое мы читали на уроке литературного чтения

(читает подготовленный ученик)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

-Кислое? Зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.

- Как вы поняли, почему возник спор о яблоке?

- У вас на столах лежит текст этого стихотворения на белых листах. Найдите и подчеркните слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко.- Что вы можете сказать об этих словах? (Называют слова : низко, высоко, близко, далеко, мало, велико, кислое, сладкий). Слова с противоположным значением

-Правильно , ребята. А по другому эти слова называются АНТОНИМЫ. И остров , куда мы с вами отправимся тоже называется АНТОНИМЫ (название крепиться на доске0

3. Практическая часть

У Генриха Сапгира было еще одно произведение в котором встретились слова-антонимы Кто вспомнил как оно называется? (Г.Сапгир "Людоед и принцесса, или все наоборот")

-Давайте посмотрим какая принцесса была прекрасная, и полянка. И легенда (рисунки на доске слева что значит прекрасная?), а теперь-какая была ужасная? -Что значит ужасная? (рисунки на доске справа)

Так какие слова-антонимы были в этом произведении?

(слова ПРЕКРАСНАЯ и УЖАСНАЯ крепятся на доске)

- Как вы думаете, для чего нужны слова – антонимы?

(Делают нашу речь выразительной, образной, обогащают наш словарный запас)

- Ребята, что сможет нам помочь в работе со словами антонимами? (Наши знания, интернет, словарь – антонимов)

- Давайте вспомним, как работать со словарём – антонимов. (Слова расположены в алфавитном порядке, по содержанию мы можем найти нужную нам страницу ),

- А сейчас работа в парах.

Но перед работой ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. Цветотерапия. Погружение в синее

-Какой цвет имеет море?(синий). Я предлагаю погрузиться в это синее море. Возьмите листок с синим кругом и белой окружностью. Посмотрите на синий круг. Погрузите взгляд в синий цвет , как в сосуд, заполненный черничным соком. Впитывайте глазами синий цвет, глубоко вздохните, задержите дыхание, широко откройте глаза, медленно выдохните, прикройте глаза , не отрывая взгляда от синего круга, еще раз вздохните, откройте глаза, выдохните Переведи взгляд на белую окружность. Какой цвет вы видите? (дети называют цвета)Закройте глаза ладошками. Посчитайте до трех. Открыли глаза.

- Найдите в словаре антоним к слову бросать- (поднимать)-якорь на корабле, погружаться-(всплывать)-для обследования подводного мира, штиль-(шторм-тихо или буря на море).Карточки-пары на доске

- Молодцы! Оцените свою работу в бортовом журнале. Раскрасьте флажок.

4. Игровая часть

--Работаем в группах дальше. У вас на столах лежат листочки голубого цвета с пословицами, вам нужно дописать пословицу до конца и объяснить ее смысл. Для этого надо определить к какому слову будем подыскивать антоним. Можно воспользоваться словарем. Посмотрим кто быстрей справится с заданием.

-1группа, 2 группа, 3группа:

1) Ученье - свет, а не ученье –_____________.

2) Знай больше, а говори _____________ ..

.3) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________ .

-Проверяем. К какому слову искали антоним? Какое нашли? Прочитайте вашу пословицу. Объясните, как вы ее поняли.(Дети зачитывают свои ответы по группам. )

.Физминутка. А теперь любимые вами молчаливые стихи.

1, 2, 3, 4, 5-будем пальчики считать (Дети бесшумно пальчиками показывают стихотворение) крепкие и дружные все такие нужные. На другой руке повторяем. Молодцы!

А теперь оцените свою работу, раскрасьте флажок

Игра "Назови антоним" Я читаю стихотворение, а вы называете антоним, где это нужно

Скажу я слово "потолок", а ты ответишь:… (пол),

Скажу я слово "потерял" и скажешь ты: …(нашел).

Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты:… (голодный),

Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты:… (холодный).

Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь:… (встать).

Скажу потом тебе "отец", ты мне ответишь: …(мать).

Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь: …(чистый),

Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь:… (быстрый).

Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты:… (храбрец).

– Скажу я слово: высоко,

А ты ответишь: (низко)

– Скажу я слово: далеко,

А ты ответишь: (близко)

– Скажу тебе я слово: трус,

Ответишь ты: (храбрец).

– Теперь начало я скажу,

А ты скажи (конец).

5. Самоанализ деятельности

Возьмите листочки розового цвета.. Если утверждение верно, ставим +, если нет -. Читаем внимательно, например (1 предложение)


Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.

вход — выход, ночь — день, грустный — весёлый

Упражнение 1 в учебнике — поиск антонимов; распознавание имён существительных. Выполняется фронтально. Найденные пары антонимов записываются в тетради: начало — конец; медленно — быстро. Ученики должны назвать признак, по которому они определили, что слова начало — конец — имена существительные (достаточно указания на вопрос что?).

Упражнение 2 в учебнике — подбор антонимов к предложенным словам; проводится с опорой на речевой опыт учеников. Выполняется фронтально. Основная задача упражнения заключается в том, чтобы ученики самостоятельно подобрали антонимы к предложенным словам: белый — чёрный, далеко — близко, брать — отдавать, друг — враг.

Возможная трудность. Ученики могут называть в качестве антонимов слова с частицей или приставкой не-: небелый, неблизко, не брать, недруг.

Помощь. Не вдаваясь в подробности, следует проанализировать лишь одну пару слов, например белый — небелый, показав, что небелый — это и красный, и зелёный, и синий; но белый — синий не являются антонимами.

Упражнение 4 в учебнике (по выбору) — самостоятельный подбор антонимов к отдельным словам в тексте (в исходном тексте нарушаются смысловые отношения). Рекомендуется для фронтального проведения с учениками, испытывающими трудности в изучении нового материала; остальные учащиеся могут выполнить упражнение самостоятельно. Если упражнение выполняется фронтально, то сначала ученики читают текст про себя, затем объясняют, почему выделенные слова употреблены в тексте неправильно, и предлагают антонимы для замены: большой — маленький, тупой — острый, слабый — сильный.

Упражнение 5 в учебнике (по выбору)— выделение антонимов в тексте (в классах с невысоким темпом работы может не проводиться). Первая загадка — мяч, (возможна отгадка барабан), антонимы сверху — снизу; вторая — выключатель (правильным ответом будет считаться также лампочка), антонимы ночь — день; третья — маятник часов, антонимы назад — вперёд.

Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Учащиеся прописывают предложенные учителем на доске буквосоединения, графику которых он считает необходимым отработать (по результатам проверки тетрадей).



Рекомендации:

Ирина Николаевна, спасибо за содержательный ресурс, жалко, что материал уже прошли, но думаю, что пригодится при повторении.

Ирина Петровна, Лидия Петровна, я очень рада, что работа востребована. Спасибо за добрые слова и внимание к ресурсу.






Занятия по внеурочной деятельности "Занимательный русский" в 3 классе направлены на развитие творческого потенциала учащихся, воспитание любви к русскому языку. Презентация (11 слайдов) к занятию №6 содержит информацию об антонимах русского языка, в презентацию включена статья из Энциклопедического словаря юного филолога, задания, выполняя которые, дети будут учиться: мыслить творчески; высказывать и отстаивать своё суждение; общаться.
Занимательный русский -1. "В гости к Слову"
Занимательный русский - 3. "Слово или не слово. Толковый словарь"
Занимательный русский - 4. "Происхождение слов. Этимологический словарь"
Занимательный русский - 5. "Синонимы в русском языке"

Читайте также: