Конспект по теме самоуважение

Обновлено: 02.07.2024

Открытое занятие

Цель занятия : развитие самоуважения на основе собственной способности к самоанализу, самооценке.

Достижение поставленной цели возможно путё м решения следующих задач:

- развивать средства личной, эмоциональной экспансивности: мимики, пантомимики, жестовой интонации;

- развивать самоуважение и уважение к окружающим через осознание личных достоинств и достоинств сверстников, восприятия эмоциональной поддержки, согласия, одобрения со стороны других людей.

Ход занятия

Пед. - психолог и дети (совместная игра) :

Здравствуй, небо (поднимаем руки вверх,

Здравствуй, земля (присесть и руками коснуться пола,

Ритуал вхождения в сказку

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялись целый день.

Похвалялась и лиса:

Похвалялись и ежи,

Похвалялась и коза,

Пед-психолог: Ребята, а можно хвалиться рогами? Я вижу, что Таня немного удивилась, Саша испугался такой бодучей козочки (дети отвечают).

Пед-психолог: А чем могла похвалиться коза?

Дети отвечают: Вкусным молочком, шерстью, козлятами…

Пед-психолог: Представьте, что в гости к нашим зверятам пришли другие звери, птицы и насекомые. Теперь для каждого из вас задание. Подумайте, какого зверя, птицу, или насекомое вы можете показать нам без слов, а мы будем угадывать.

Каждый ребёнок показывает какого-либо зверя, птицу или насекомое, а остальные отгадывают, кто это. Каждый этюд после отгадывания завершается аплодисментами.

Дети выполняют задание и после выступления ребёнка – аплодируют каждому.

Пед. -психолог: Ребята, наша волшебная сказка заканчивается, но сегодня мы узнали, что можем собой гордиться, каждый уже научился делать что-то важное и нужное. А давайте нарисуем предмет своей гордости и сделаем выставку ваших успехов!

(дети рисуют)

Ритуал возвращения из сказки

Игры и упражнения на снятия страхов и повышения уверенности в себе Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев,.

Картотека упражнений на развитие уверенности в себе и творческого начала

Картотека упражнений на развитие уверенности в себе и творческого начала Педагог, встречая детей, предлагает им поиграть: Ребята, покажите руками или пальцами: -чистишь зубы; -стой на месте; -стучишь в дверь;.

Подборка игр на развитие уверенности в себе. Часть I Важным показателем эффективного общения является уверенное поведение. Замкнутым, неуверенным детям бывает трудно установить дружеские отношения.

Подборка игр на развитие уверенности в себе. Часть II 1. Игры на развитие наблюдательности, внимания к сверстникам необходимых для эффективного общения. "Пошли письмо" Все играющие стоят в кругу.

Воспитание чувства доброты у детей старшего дошкольного возраста ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Гейгер Н. А., воспитатель Султанова Е. В., воспитатель МБДОУ детский сад.

Цель: дать понятие основной нравственной категории “Уважение”, формирование умения строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.

Оценить 2102 0

Цель: дать понятие основной нравственной категории “Уважение”, формирование умения строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе.

Рассказ истории: “Старый дед и внучек” (Л.Н. Толстой)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет. И сказала, что теперь она будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет, что-то слаживает. Отец спросил:

- Что это ты делаешь, Миша?

- А Миша и говорит:

Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой
лоханки кормить.

Муж и жена поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика. И стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Рефлексия истории.

Размышление над цитатами:

Уважение – это одеяние, которое, подходит всем, и старым, и молодым”.

Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали”.

Учащимся задается вопрос: Что значит проявлять уважение к людям?

Учащиеся высказывают свое мнение аргументировано, доказывая свою точку зрения.

Психолог обобщая высказывания детей делает вывод: Проявлять уважение к людям - значит чтить их и соблюдать их права. Уважение проявляется в вежливой манере разговаривать, в бережном отношении к чужим вещам. Лучший способ научиться уважать людей - это задуматься о том, какого отношения ты ждешь к себе. Как ты относишься к людям , так и люди относятся к тебе! Если человек не проявляет уважение к людям, значит он неадекватно относится к себе, своим особенностям.

Раскрытие понятий самоуважение и саооценка.

Самоуважение и самооценка — это две составляющие стержня личности.

Самоуважение это объективное оценивание самого себя и принятие личностных черт характера. Самоуважение глубоко отражается на жизни человека. Не имея самоуважения, человеку трудно принимать решения, а чувство неуверенности становится постоянным спутником.

Шкала самоуважения Розенберга (Rosenberg's Self-Esteem Scale) - это личностный опросник для измерения уровня самоуважения.

Инструкция.

Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями. Поставьте напротив соответствующую цифру.

4 - полностью согласен
3 - согласен
2 - не согласен
1 - абсолютно не согласен

Тестовый материал

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6. Я к себе хорошо отношусь.

7. В целом я удовлетворен собой.

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

Ключ и обработка результатов теста.

За каждый ответ начислите себе баллы в соответствии с ключом.

прямые вопросы: 1,3,4,6
обратные вопросы – 2,5,7,8,9,10 - баллы в них начисляются наоборот: 4=1, 3=2, 2=3, 1=4.

Уровень самоуважения равен сумме баллов.

Интерпретация.

10 – 18 баллов – вам не хватает самоуважения, его очень мало, вы склонны во всем плохом винить себя, видите только свои недостатки и акцентируете внимание только на своих слабых сторонах, вы попали в замкнутый круг самоуничижения, которое не позволяет вам ставить цели и достигать успеха. В каждом событии вы ищите подтверждение своей ничтожности.

18 – 22 баллов – вы балансируете между самоуважением и самоуничижением, успехи поднимают вас до небывалых вершин и самоуважение зашкаливает, неудачи подпитывают низкую самооценку и сбрасывают вас в пропасть, ваше мнение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону.

35 - 40 баллов – вы уважаете себя как человека, личность, профессионала и делаете все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться.

8 советов, которые помогут воспитать самоуважение .

Честность с собой

Критика не страшна

Как правило, люди негативно реагируют на критические замечания, даже если они оправданы. Чтобы развить самоуважение нужно научиться правильно воспринимать критические замечания. Рассматривайте их со стороны. Если критика не оправдана – игнорируйте ее. Но, если вы чувствуете, что критическое замечание действительно имеет место, сделайте вывод и старайтесь впредь не допускать ошибок. Однако не стоит принимать все близко к сердцу. И критические замечания ни в коем случае не должны влиять на унижение вашей самооценки.

Зависть плохой помощник в развитии самоуважения . Завидуя чужим успехам, человек способен призирать себя за несостоятельность добиться такого уровня. Поэтому не сравнивайте свои успехи с успехами других.

Люди способны работать не покладая рук, чтобы достичь расчетных успехов, но случается, что результаты не очень удачны. Вот в этом случае и происходит то, что человек перестает уважать себя из-за того, что он не получил высоких показателей. Не забывайте, что достичь желаемой цели вы сможете, только имея самоуважение и адекватную самооценку

Уважение к другим

Идя по жизни с чувством собственного достоинства, вы должны уметь уважать других, при этом ни в коем случае не испытывать превосходства над другими. Ищите в других только хорошее, тогда и в себе вы будите находить больше хороших качеств.

Бесконечное чувство вины и ненависти за ошибки приведет к самоуничтожению вас как личности. Лучше из допущенных ошибок вынесите урок и больше их не повторяйте

Способность прощать помогает людям в саморазвитии. Учитесь отпускать прошлые ошибки. В противном случае чувство вины не позволит вашей самооценке жить полноценно.

Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств иместа среди других людей.

Известно, что самооценка может быть:

– заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих возможностей);

– завышенной (из-за надуманной переоценки себя);

– адекватной (нормальной), соответствующей реальному представлению о себе.

Оцени их по следующей шкале:

очень часто — 4 балла;

никогда — 0 баллов.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья меня подбадривали.
2. Я постоянно чувствую ответственность за порученную мне работу.
3. Я переживаю за свое будущее.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я владею меньшей инициативой, чем другие.
6. Я волнуюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупо.
8. Внешний вид других намного лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я как следует не умею разговаривать с людьми!
12. Как жаль, что мне недостает уверенности в себе!
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия чаще одобряли другие.
14. Я слишком скромен (скромна).
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие имеют неправильное представление обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди многого от меня ждут.
19. Люди не очень интересуются моими достижениями.
20. Я стеснителен (стеснительна).
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь зря.
24. Я смущаюсь, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я постоянно чувствую себя скованным (скованной).
26. Я думаю о том, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен (уверена), что люди почти все воспринимают намного легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной случится какая-то неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не такой коммуникабельный (такая коммуникабельная)!
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен (уверена) в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня друзья .

Посчитай сумму баллов и определи уровень своей самооценки.

0-25: высокий уровень самооценки. Ты не расстраиваешься из-за чужих замечаний и редко сомневаешься в своих действиях. Советую Тебе немножко больше прислушиваться к окружающим и пытаться лучше их понимать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект индивидуального занятия, направленного на профилактику самовольных уходов несовершеннолетних.

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казенное учреждение социального обслуживания


Педагог-психолог Маркарян А.С.

Цель: формировать адекватную самооценку.

образовательная: формировать представления о самооценки, информировать о том, что самовосприятие может отличаться от того, как оценивают человека окружающие;

развивающая: актуализировать представления о себе, своих качествах; развивать навыки самоанализа, самоконтроля; обучать доступным способам формирования адекватной самооценки;

воспитательная: формировать позитивные самовосприятие и образ будущего; воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Оборудование: листы бумаги, ручка, цветные карандаши, запись музыки, магнитофон.

Форма проведения: коррекционно-развивающее занятие с элементами арт-терапии и гештальт-терапии.

Ход занятия:

Вводная часть.

Педагог-психолог: Добрый день! Попробуй проанализировать и объяснит данное высказывание.

Каждый человек стоит ровно столько,

во сколько он сам себя оценивает.

Основная часть.

я - любитель книг

Вопросы для обсуждения.

Почему ты выбрал именно такое представление? После того, как перечислил свои определения, хотел бы выбрать другое? Добавить что-то? Заменить?

Упражнение подходит для всех возрастов, но наиболее актуально для подростков. Оно позволяет выразить себя с интересной стороны, что особенно актуально именно для молодых людей.

Педагог-психолог: Дополни предложенные высказывания.

Преуспевающий в жизни человек – это человек, который.

Человек – неудачник – это человек, который…

Если человек не имеет ……, то он не состоялся (прожил жизнь зря).

Если человек имеет………., то он состоялся.

Я буду счастлив(а), когда …

Новое дело следует начинать ….

Для того, чтобы достичь успеха …

Вопросы для обсуждения.

Какие предложения вызвали наиболее затруднение? Были ли вопросы, для завершения которых было несколько вариантов? Если да, то какие?

Педагог-психолог: В течение ближайших 15 минут тебе нужно составить как можно более подробный список причин, по которым ты не можешь полюбить себя. Если не хватит отведённого времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. Написал?

Теперь перед тобой список твоих недостатков. Этот список, короткий или длинный, список того, что портит тебе жизнь.

Прежде всего подумай: если бы эти недостатки принадлежали не тебе, а какому-нибудь другому человеку, которого ты очень любишь, какие из них ты простил бы ему или, может быть, посчитал даже достоинствами? Вычеркни эти черты, они не могли помешать тебе полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметь те черты, те недостатки, которые ты мог бы помочь ему преодолеть.

Почему бы не сделать то же самое для себя?

Почему не помочь самому себе?

Выпиши их в отдельный список, а из этого вычеркни. Ну что, много ли осталось?

Педагог-психолог: На отдельном листе нарисуй солнце так, как его рисуют дети: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напиши своё имя или нарисуй свой портрет. Около каждого луча напиши что-нибудь хорошее о себе. Задача – написать о себе как можно лучше.

Носи этот листочек всюду с собой. Добавляй лучи. А если станет особенно грустно на душе и покажется, что ты ни на что не годишься, достань это солнце, посмотри на него и вспомни, почему ты написал о том или другом своём качестве. Приводи как можно более конкретные примеры, выражающие это качество. Еще лучше записать это в дневник, ежедневник, в заметках смартфона.

Одно предупреждение всё же необходимо. Любить себя – это не значит всё время гладить себя по головке и всё прощать. Любить себя – это значит понимать свои слабости и недостатки и даже отвратительные черты, для того чтобы иметь силы и возможности их преодолевать, становиться лучше, сильнее, независимее. А значит, быть готовым к тем трудностям, которые обязательно выпадут на вашу долю.

Педагог-психолог: Нарисуй себя таким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким, каким тебя видят другие люди.

Вопросы для обсуждения.

Чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие? С тем, какой ты есть на самом деле?

Заключительная часть.

Инструкция. Садись прямо. Одну руку положи на живот, вторую на грудь. Вдыхай воздух глубоко через нос, при этом рука на животе должна подниматься, а на груди двигаться лишь незначительно. Выдыхай через рот, при этом опять рука на животе опускается, а на груди практически не двигается. В таком случае дыхание будет происходить с помощью диафрагмы.


Урок способствует осознанию и осмыслению собственного "Я", развитию рефлексивности и навыков самоанализа.

Описание разработки

Цель урока:

способствовать осознанию и осмыслению собственного "Я", развитие рефлексивности и навыков самоанализа.

Задачи:

- сформировать понятие о самооценке и ее видах;

- показать влияние самооценки на процесс общения;

- определить самооценку учащихся;

- способствовать формированию адекватной самооценки;

снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.

Ход урока.

Сегодня мы поговорим о отношении человека к самому себе.

1. Как нужно относиться к себе? Как вы понимаете, что такое самооценка?

Просмотр выпуска Ералаша "Необыкновенный концерт" (обсуждение)

- Как вы думаете, почему мальчик боится выйти на сцену?

- Каких черт характера ему не хватает?

- Как мальчик оценивает себя как личность?

2. Проведение тестирования "Изучение общей самооценки" (опросник Казанцевой Г. Н). Приложение 1

Работа в группах (составление таблицы)

Ребята делятся на три группы и обсуждают плюсы и минусы каждого уровня самооценки, затем совместное обсуждение в классе и заполнение таблицы.

4. Работа в группах

1. Разбившись на группы, подумайте, какие факторы влияют на формирование самооценки человека?

Самооценка (конспект урока)

- успеваемость, успехи в учебе;

- родительская самооценка достоинств ребенка;

- количественный состав детей в семье;

2. Каждая группа получает карточку с заданием:

Ваш друг считает себя неудачником и никчемным человеком. Как можно помочь повысить его самооценку?

Согласны ли вы с высказыванием "Как человек относится к себе, так к нему относятся окружающие"

Согласны ли вы с высказыванием: "Чрезмерная уверенность в себе становится причиной больших бед"

5. Практические упражнения.

Упражнение "Мои сильные стороны"

В течение 5 минут составьте список всех своих хороших качеств, всех своих достоинств. Напишите все то, чем гордитесь!

А теперь объединитесь в группы по 3 - 4 человека и обсудите свои записи. Участники группы могут дополнять список, задавать уточняющие вопросы. НО нельзя критиковать!

Мы будем отгадывать человека по описанию его личностных черт.

На листе бумаги напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д.

Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания сдаются учителю. Он зачитывает, класс отгадывает — кто это.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Конспект урока по психологии для старшеклассников

Цель урока: способствовать осознанию и осмыслению собственного "Я", развитие рефлексивности и навыков самоанализа.

— сформировать понятие о самооценке и ее видах;
— показать влияние самооценки на процесс общения;
— определить самооценку учащихся;
— способствовать формированию адекватной самооценки;
— снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.

Сегодня мы поговорим о отношении человека к самому себе.

1. Как нужно относиться к себе? Как вы понимаете, что такое самооценка?

Просмотр выпуска Ералаша "Необыкновенный концерт" (обсуждение)

- Как вы думаете, почему мальчик боится выйти на сцену?

- Каких черт характера ему не хватает?

- Как мальчик оценивает себя как личность?

2. Проведение тестирования "Изучение общей самооценки" (опросник Казанцевой Г.Н). Приложение 1

Работа в группах (составление таблицы)

Уверенность в себе;

Возможность добиться успехов в карьере

Эгоистичность, проблемы в общении, обидчивость и тд

Человек ведет себя скромно, не "выскочка"

Человек положительно относится к себе, знает свои сильные и слабые стороны

Ребята делятся на три группы и обсуждают плюсы и минусы каждого уровня самооценки, затем совместное обсуждение в классе и заполнение таблицы.

4. Работа в группах

1. Разбившись на группы, подумайте, какие факторы влияют на формирование самооценки человека?

- успеваемость, успехи в учебе;

- родительская самооценка достоинств ребенка;

- количественный состав детей в семье;

2. Каждая группа получает карточку с заданием:

Ваш друг считает себя неудачником и никчемным человеком. Как можно помочь повысить его самооценку?

Согласны ли вы с высказыванием "Как человек относится к себе, так к нему относятся окружающие"

Согласны ли вы с высказыванием: "Чрезмерная уверенность в себе становится причиной больших бед"

5. Практические упражнения.

Упражнение "Мои сильные стороны"

В течение 5 минут составьте список всех своих хороших качеств, всех своих достоинств. Напишите все то, чем гордитесь!

А теперь объединитесь в группы по 3 - 4 человека и обсудите свои записи. Участники группы могут дополнять список, задавать уточняющие вопросы. НО нельзя критиковать!

Упражнение "Автопортрет"

Мы будем отгадывать человека по описанию его личностных черт.

На листе бумаги напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д. Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания сдаются учителю. Он зачитывает, класс отгадывает — кто это.

6. Домашнее задание.

Письмо себе любимому. Нужно написать письмо самому близкому вам человеку. Самому себе. Напишите все то, что вы в себе любите, чем гордитесь, чем вы отличаетесь от других.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование осознанного представления об уважении и самоуважении.

- развивать умение видеть положительные качества в себе и дру­гих;

- воспитывать уважительное отношение к народным традициям, к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям.

Круг радости

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Что особого тем мы друг другу сказали?

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Дети отвечают на этот вопрос.

При обобщении внимание детей акцентируется на том, что всем - и детям, и взрослым хочется, чтобы все их друзья, соседи и даже не­знакомые были бы к ним внимательными, уважали их. Приветствие, выраженное словами, улыбкой или просто добрым взглядом есть проявление уважения к окружающим.

Беседа. При проведении беседы можно использовать схему.

Друзей себя старших

членов семьи УВАЖАТЬ закон

- Как еще проявляется уважение?

- За что можно уважать людей?

- Можно ли уважать себя? Почему?

- Кого и что вы уважаете?

После того, как выскажутся все желающие, учитель подчерки­вает, что проявление уважения и доброго отношения к себе и ок­ружающим - признак воспитанности, культуры человека.

Чтение

Священный обычай предков

- Выгони сайгака! - закричал хан, наклоняясь с коня, старцу, хозяину юрты. - Я гнался за ним с самого утра, это моя добыча!

— Верно говоришь, мой хан, — ответил старец. — Сайгак этот - твоя добыча, но сейчас он мой гость и на почетном месте. Ты же ви­дишь - вот расстелен дастархан. Никто не смеет его переступить. Даже смертельных врагов мирит священный обычай дастархана. Хоть ты и хан, но ты не смеешь нарушать обычаи предков.

Ничего не смог возразить старцу хан и повернул коня назад.

-Почему хан ничего не смел возразить старцу?

'-Можно ли сказать, что хан уважал обычаи предков? Почему?

-Как каждый народ относится к обычаям и традициям своих предков? Приведите примеры из своей семьи.

Отвечая на эти вопросы, ученики могут сделать важный для по­нимания темы вывод: уважительное отношение к народным тради­циям - неотъемлемое качество человека, любящего свою страну, свой народ.

- Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

- Если нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрос­лых или сверстников.

- Бегать, шуметь, кричать можно только на игровых площадках.

- В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг дру­гу не надо.

- В библиотеке громко разговаривать.

- Необязательно одеваться аккуратно.

- Никуда и никогда нельзя опаздывать.

Комментируя работы, учитель подчеркивает, что каждый чело­век, совершающий добрый поступок, приносящий пользу людям, достоин уважения.

Человек уважение в собственных руках держит

Русская пословица

Человек уважает родителей, старших, братьев и сестер, друзей, природу и самого себя, а также законы и традиции своей страны.

Приглашая всех в круг, учитель дарит каждому силуэт цветка (листочка клена, дуба) или открытку, где написано:

Я могу быть маленьким (-ой),

Могу быть большим (-ой),

Могу быть худеньким (-ой),

А могу быть полненьким (-ой),

Могу быть ловким (-ой),

Могу быть неуклюжим (-ой),

Но я такой (-ая), какой (-ая) есть,

И я уважаю окружающий мир И хочу, чтобы мир уважал меня!

Учитель озвучивает написанное и три последние строчки пред­лагает произнести всем вместе.

Урок самопознания 2 класс

УЧИМСЯ УВАЖАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ

Цель: формирование осознанного представления об уважении и самоуважении.

развивать умение видеть положительные качества в себе и дру­гих;

воспитывать уважительное отношение к народным традициям, к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям.

Круг радости

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Что особого тем мы друг другу сказали?

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Дети отвечают на этот вопрос.

При обобщении внимание детей акцентируется на том, что всем - и детям, и взрослым хочется, чтобы все их друзья, соседи и даже не­знакомые были бы к ним внимательными, уважали их. Приветствие, выраженное словами, улыбкой или просто добрым взглядом есть проявление уважения к окружающим.

Беседа. При проведении беседы можно использовать схему.

Друзей себя старших

членов семьи УВАЖАТЬ закон

Как еще проявляется уважение?

За что можно уважать людей?

Можно ли уважать себя? Почему?

Кого и что вы уважаете?

После того, как выскажутся все желающие, учитель подчерки­вает, что проявление уважения и доброго отношения к себе и ок­ружающим - признак воспитанности, культуры человека.

Священный обычай предков

Казахская легенда

Выгони сайгака! - закричал хан, наклоняясь с коня, старцу, хозяину юрты. - Я гнался за ним с самого утра, это моя добыча!

Верно говоришь, мой хан, — ответил старец. — Сайгак этот - твоя добыча, но сейчас он мой гость и на почетном месте. Ты же ви­дишь - вот расстелен дастархан. Никто не смеет его переступить. Даже смертельных врагов мирит священный обычай дастархана. Хоть ты и хан, но ты не смеешь нарушать обычаи предков.

Ничего не смог возразить старцу хан и повернул коня назад.

-Почему хан ничего не смел возразить старцу?

'-Можно ли сказать, что хан уважал обычаи предков? Почему?

-Как каждый народ относится к обычаям и традициям своих предков? Приведите примеры из своей семьи.

Отвечая на эти вопросы, ученики могут сделать важный для по­нимания темы вывод: уважительное отношение к народным тради­циям - неотъемлемое качество человека, любящего свою страну, свой народ.

Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

Если нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрос­лых или сверстников.

Бегать, шуметь, кричать можно только на игровых площадках.

В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг дру­гу не надо.

В библиотеке громко разговаривать.

Необязательно одеваться аккуратно.

Никуда и никогда нельзя опаздывать.

Комментируя работы, учитель подчеркивает, что каждый чело­век, совершающий добрый поступок, приносящий пользу людям, достоин уважения.

Человек уважение в собственных руках держит

Русская пословица

Человек уважает родителей, старших, братьев и сестер, друзей, природу и самого себя, а также законы и традиции своей страны.

Приглашая всех в круг, учитель дарит каждому силуэт цветка (листочка клена, дуба) или открытку, где написано:

Я могу быть маленьким (-ой),

Могу быть большим (-ой),

Могу быть худеньким (-ой),

А могу быть полненьким (-ой),

Могу быть ловким (-ой),

Могу быть неуклюжим (-ой),

Но я такой (-ая), какой (-ая) есть,

И я уважаю окружающий мир И хочу, чтобы мир уважал меня!

Учитель озвучивает написанное и три последние строчки пред­лагает произнести всем вместе.

Читайте также: