Конспект по стилям архитектуры

Обновлено: 09.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Стили архитектуры.

Цель урока: систематизировать и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре.

Задачи:

Закрепить знания об архитектурных стилях в контексте культурно – исторических периодов.

Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств.

Формировать умения работать с информацией.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Ход урока.

3.Закрепление

Постановка цели урока.

Проверка домашнего задания.

Архитектурный стиль-единство содержания и художественного образа

Архитектура — искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.

2.Систематизация знаний о стилях и их последовательной смене в истории человечества.

Канонический стиль Древнего Египта

История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Основной строительный материал в Египте — камень.

Из камня египтяне высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы..

Античность .

Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов, композиторов, драматургов и художников всех стран Европы, и сегодня продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служить нормой и недосягаемым образцом.

Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима — архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство — поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира. Творцами античной культуры были древние греки .

Архаический период

На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура.

.На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам.

Светское строительство отступило на второй план. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

Ордерная система- единый архитектурный язык .

Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер, т.е. установили чёткие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры.

В разное время в разных местах Древней Греции были созданы три ордера: дорический, ионический и коринфский.

Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.

Строгая и мощная дорическая колонна, стоящая прямо на платформе, без всякой подкладки, может быть сравнена с торсом атлета, держащего на голове великую тяжесть. Сверху донизу колонна протесана вертикальными желобками — каннелюрами. При свете солнца они порождают игру света и теней, оживляя тем самым каменный ствол.

Чтобы подчеркнуть устремленность самой колонны и всего здания ввысь, верх ствола уже, чем основание. Он как бы стянут у самой вершины горизонтальными желобками.

Ионическая колонна родилась в греческих городах малоазиатского побережья Средиземного моря. Пышность и роскошь востока оказали на нее свое влияние. Сама колонна стала стройней, каннелюры глубже, у нее появилось круглое основание — база, а эхин (сплющенная подушка на верху колонны) получил на краях спиральные завитки.

Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором.

Отличается колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта

Ордера:
1- дорический
2 - ионический
3 - корифский

Средние века

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.

Этот художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной. Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами.

Таким образом для романских построек характерно:

сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу

массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами

наличие каменного свода

толстые стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных членений над вертикальными

циркульные и полуциркульные арки.

Го́тика — период в развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции.

Для готики характерны :

арки с заострённым верхом

узкие и высокие башни и колонны

богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна

все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют

3 этапа развития:

ранний, зрелый (высокая готика) , поздний.

Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления лёгкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму

Архитектура эпохи Возрождения

Возрожде́ние, или Ренесса́нс ( фр. Renaissance , итал. Rinascimento )

— эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени с XIV по XVI века.

Архитекторы Возрождения в соответствии с гуманистическим мировоззрением своей эпохи создали новый стиль – ренессанс , в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры.

применялись они более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами.

Особенное значение придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.

Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши.

Если здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с чёткими прямыми линиями, то сооружения в стиле барокко, пришедшем на смену ренессансу отличаются обилием криволинейных форм.

Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой.

От этого создаётся впечатление постоянной подвижности форм.

Рококо (1715 г. - XVIII в.)

Стиль рококо (французское rococo, rocaille — раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины) -

изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера/. Роккоко возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения Роккоко была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем.

Cтиль Роккоко вплоть до сер. ХIХ . называли “стилем Людовика ХV”.

Классици́зм

Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма

Главной чертой архитектуры классицизма - обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер,

близкий к античности.

Для классицизма свойственны :

сдержанность декоративного убранства

регулярная система планировки городов.

Ампи́р (от фр. empire — империя ) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма

Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности

Экле́ктика ( эклектизм , историзм ) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектике присущи черты европейской архитектуры XV—XVIII веков.

Эклектика сохраняет архитектурный ордер, но в ней он утратил свою исключительность .

Стилизации по выбору заказчика под классику, ренессанс, барокко, рококо, готику и т.д., а так же под национальные стили

Конструктивизм

Конструктивизм — советский авангардистский стиль, направление, получившее развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Функциональный метод — есть теоретическая концепция конструктивизма, основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура(форма соответствует функции).

Фото: GiuseppeT/wikipedia.org

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Фото:Shutterstock

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Фото:Shutterstock

Основные черты древнегреческой архитектуры:

Екатерина Сванидзе:

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Иль-де-Франс

Фото:Unsplash

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото:Unsplash

Николай Фанеев:

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Фото:Shutterstock

Фото:Shutterstock

  • многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
  • обилие деталей;
  • позолоченная скульптура;
  • яркие цвета;
  • фрагментированные или намеренно неполные элементы;
  • использование игры света и тени;
  • ярко расписанные потолки;
  • масштабные фрески;
  • иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
  • купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
  • витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.

Екатерина Сванидзе:

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Фото:Shutterstock

Фото:Unsplash

  • симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
  • главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
  • прочные строительные материалы;
  • высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
  • пилястровый ордер;
  • стены лишены декора.

Николай Фанеев:

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Фото:Vassil/wikipedia.org

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Фото:Shutterstock

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

  • мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
  • отсутствие строгой симметрии;
  • богатая декоративная отделка;
  • пастельные цвета;
  • в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
  • относительно небольшой размер построек;
  • использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
  • зеркала — важный элемент интерьера.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Фото:Shutterstock

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Фото:Pexels

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

  • парадность;
  • монументальность;
  • мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
  • обилие декоративных элементов;
  • облицовка разноцветным камнем;
  • лоджия вместо портика;
  • позолота в деталях.

Николай Фанеев:

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Фото:Bellomonte/wikipedia.org

  • природный орнамент;
  • плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
  • пастельные, приглушенные оттенки;
  • украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
  • оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
  • прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Фото:Shutterstock

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Хрустальный дворец

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

  • акцент на объем;
  • асимметричность композиции;
  • ленточное остекление;
  • отсутствие декора;
  • основные материалы — железобетон, сталь.

Николай Фанеев:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать знания по истории искусства, учить видеть красоту в окружающем мире.Развивать кругозор учащихся, стремление узнать новое. Воспитывать эстетическое восприятие действительности.

Цель: Приобщить учеников к прекрасному творению человечества, познакомить с архитектурными стилями разных эпох.

Задачи:
1. Формировать знания по истории искусства, учить видеть красоту в окружающем мире.
2. Развивать кругозор учащихся, стремление узнать новое.
3. Воспитывать эстетическое восприятие действительности.

Оборудование и материалы к уроку:

Х О Д У Р О К А:

II. Повторение изученного материала:
1) Что такое архитектурное искусство?
2) Чем оно отличается от других видов искусства?
3) Какие качества являются главными в формуле архитектурного искусства?

- Архитектурные сооружения долговечны и подобно рукописям рассказывают о событиях давно прошедшего времени. Каждая эпоха в истории человечества оставила нам замечательные памятники архитектуры. В них отразились особенности жизни людей и их представления о прекрасном. Проходят столетия. Исчезают фараоны, рыцари, императоры, но смысл их общества, воплощенный в архитектурных сооружениях остается на века, приобретая черты стиля. Слово стиль вам знакомо. Бывает стиль в одежде, в моде, поведении, искусстве, и, безусловно, в архитектуре.

Стиль – общая черта, совокупность общепринятых форм.

Стиль применим к, одежде, поведению, музыке.

Стиль выражает мировоззрение своей эпохи, является ее порождением. Он определяет те уникальные, ни на что другое не похожие черты дома или строений по которым мы моментально можем определить – какая это эпоха, какой стиль.

Для чего же нам надо знать об архитектурных стилях?

Новичку, на самом деле, сложно разобраться в архитектурных стилях. Но поняв, чем модерн отличается от ампира, а барокко от классицизма , вы сможете превратить любую прогулку по городу в увлекательный культурологический квест.

Чаще всего архитектурный стиль зависел от технических, конструкторских возможностей, и совокупности общих черт и элементов.

Начиная строить первые строения человек постоянно стремился к их усовершенствованию, к тому, чтобы они были максимально функциональны и выглядели как можно красивее, возможно, им двигало прекрасное. А понятие прекрасного определяли его взгляды, религия, государственный строй, климат и его окружение.

По мере развития техники и культуры менялись стили, взяв все лучшее от прошлого и на базе прошлого, создав новое, возможно более прекрасное.

Сейчас мы с вами переместимся во времени и в пространстве и рассмотрим архитектурные стили разных эпох. Я думаю, что все, что вы сейчас увидите и услышите не оставит вас равнодушным. Просматривая изображение архитектурных сооружений, постарайтесь понять особенности каждого стиля и записать их в вот такую таблицу.

Архитектурных стилей большое количество, но мы будем рассматривать основные, самые значимые стили в архитектуре.

Впервые формирование архитектурного стиля происходит в Древнем Египте ( 4 тысячелетие до н.э.) . Архитектура Др. Египта увековечила обожествленную власть фараонов и веру в загробную жизнь. Этот стиль называется каноническим. Это в первую очередь храмы, со строгой симметрией массивных колонн, испещренных иероглифами. Это и пирамиды, которые поражали своей мощью, грандиозностью, тяжеловесностью. Основными характерными особенностями являются: сверхчеловеческие размеры, грандиозность, устойчивость, геометризация форм.

В античности в Древней Греции и Риме в архитектуре выработался классический стиль. Легкая стройная архитектура Древней Греции пронизана определенными эстетическими категориями: мера, красота, гармония. Этот стиль поэтичен, гармоничен, изящен и прост. Примером служит храм Парфенон. Практичные римляне дополнили архитектуру Древних греков арочными и сводчатыми перекрытиями и получались очень красивые сооружения. Примером может служить амфитеатр Колизей. Это – классический стиль.

Основными характерными особенностями его являются: гармония, легкость, простота, соразмерность человеческому масштабу, торжественность.

Нужно сказать, что архитектура Древней Греции и Рима очень повлияла на европейскую архитектуру XVII в. и впоследствии зародиться стиль классицизм.

Сейчас мы посмотрим небольшой фильм о Греческом Парфеноне.
7 слайд

Следующий значительный стиль родился во Франции. Примерно в 9 веке в западной Европе возник Романский стиль. Архитектура того времени – это суровая архитектура – толстые стены и узкие окна – бойницы в монастырях и замках. Для обеспечения обороны замки строились, как правило, в малодоступных возвышенных местах, были окружены высокими каменными стенами с башнями, рвом, заполненным водой, и подъёмным мостом. Все постройки носили оборонительный характер, ведь средние века – века рыцарских сражений. Даже церкви и монастыри строились как укрытия от врагов – с мощными стенами и узкими окнами. При строительстве замка обеспечивалась его функциональность и менее всего преследовались художественно-эстетические цели.

Поэтому романская архитектура - это архитектура тяжелых сводов, грузных башен, и массивных выступов из тяжелого камня. Характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проемов, и весь романский стиль отличает масштабность, тяжеловесность, крепостной характер.

В 12-16 веках в Западной Европе в архитектуре расцвел Готический стиль, готика. В XII-XVI вв. церковь всеми силами пыталась утвердить свое господство. Результатом этого стали крестовые походы, создание инквизиции для борьбы с еретиками и возведение устрашающих и одновременно величественных церковных сооружений. Назначение построек сменилось, необходимо было подчеркнуть мощь католичества. Готические сооружения отмечены необыкновенной красотой.

Для готики характерно все заостренное и узкое, здание стремится ввысь, поближе к Богу: острые шпили, высокие арки, башни и колонны, резные украшения, вместо глухих стен появляются огромные проемы, заполненные витражами.

Отличительные черты готического стиля: легкость, ажурность, невесомость, устремленность вверх к небу, украшение скульптурой, резьбой, проемы, заполненные витражами.

На фото Кафедральный собор в г.Шартре (Франция) типичное здание в готическом стиле. Строительство подобных храмов могло занимать несколько веков, в зависимости от размаха.

В это же время, когда в Европе зарождался и процветал готический стиль, в древней Руси в 9-15 веках выработался особый Древнерусский стиль. Древнерусский стиль - это деревянные дома накрытые сверху сложными фигурными формами крыш с позолотой, на карнизах резные орнаменты в национальном стиле. Дома простого люда, терема богатых людей и княжеские хоромы строились из дерева, основой которых был обыкновенный рубленный из бревен сруб, еще он мог быть восьмиугольным или крестообразным. Терема строились высокими, в несколько этажей.

Позже на смену деревянной архитектуре пришла каменная архитектура. Прекрасный пример - Собор Василия Блаженного.

Отличительные черты древнерусского стиля: величавая простота, праздничность, нарядная декоративность нарядность, многоглавие.

В это же время, а точнее в средние века в странах Азии в архитектуре формируется Восточный стиль. Он являет собой симбиоз немалого количества культур, разбросанных, что удивительно, не только географически, но и во времени. Одна культура сменяла или завоевывала другую, вбирая в себя и архитектурные традиции своей предшественницы. Это дворцы, мавзолеи, мазары, мечети, медресе. Основные сооружения венчались куполами, - круговыми, зеркальными, звездчатыми, ступенчатыми, как правило, холодного цвета. Стены мавзолеев снаружи и внутри покрывались резными узорами, мозаикой, очень орнаментированы. По углам ставили высокие башни- минареты, украшенные узорной кирпичной кладкой, резьбой, керамикой.
Отличительные черты восточного стиля: грандиозность любой постройки, изящество, купола различных форм, башни- минареты, и очень высокая декоративность, орнаментальность.

Вернемся в Европу. Мы её оставили, чтобы поговорить о древнерусском и восточном стилях. Оставили мы её в средние века – в готическом архитектурном стиле. Идем дальше: 14 - 17 века, Италия, Европа. Устав от долгостроя и засилья церкви, в XIV-XVII вв. Европа обратила внимание на человека и его свободы и снова вспомнила античность. В архитектуре ведущую роль стали играть не церкви, соборы и крепости, а светские сооружения – общественные здания- библиотеки, университеты, больницы, городские дома, дворцы.

Начался Ренессанс, который вернулся к четкой геометрии, симметрии, пропорциям, упорядочил расположение колонн и пилястр (условная полуколонна, торчащая из стены).

Важно отметить, что в период эпохи ренессанса люди стали задумываться об авторстве архитектурных проектов. Даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления. Архитекторы становились не просто анонимными ремесленниками - строителями, как это было в романском и готическом периодах, а известными и почитаемыми личностями, рассчитывали на всеобщее признание и надеялись, что их имена останутся в веках.

Отличительные черты стиля Ренессанс: греческое изящество, уравновешенность, симметрия, гармония, и древнеримская монументальность, величие

Одним из ярких примеров постройки в стиле ренессанс является замок Шамбор на Луаре во Франции.

17 век. На закате ренессанса появился новый стиль – Барокко. Из Италии он пришел в Европу, а затем и в Россию. Это один из главных стилей 16 - 18 веков. В переводе с итальянского –barocco- значит причудливый, странный. Барокко занялся дворцовыми ансамблями. С пространственным размахом начали одно за другим появляться здания сложных, обычно криволинейных форм, фасады и интерьеры в большом количестве украсили атланты и кариатиды (каменные мужчины и женщины), а также маскароны (головы человека или животных). Вокруг разбивались роскошные сады и фонтаны. В Россию, как несложно догадаться, барокко привез Петр I.
В барокко отразились представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Свойственны контрастность, напряженность, динамичность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

Искусство барокко характеризует грандиозность, пышность, живописность фасадов, обилие декоративных элементов зданий, затейливость форм.

Самые известные барочные ансамбли – Версаль, Петергоф, Шёнбрунн.

Стиль Рококо ( от фр. слова – раковина) возник во Франции в 18 веке. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. В созданиях архитектуры Рококо прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой: всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, цветочных гирлянд, морских раковин, и т.д. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало.

Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле - стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое с голубым, зелёным или розовым и непременное золото.

Параллельно с барокко и рококо в XVII в. стал развиваться и получил огромное распространение стиль Классицизм. Стиль 17 - 19 веков. Сложился во Франции. В 18 веке был связан с буржуазным Просвещением. В классицизме использовалось античное наследие и достижение Возрождения. Античное наследие рассматривается как норма и идеальный образец.

Архитектуре присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанный декор, безукоризненная симметрия, торжественная строгость, благородство, простота, строгий ритм и спокойное величие.

В конце XIX – начале XX вв. появляется новый архитектурный стиль – Модерн. В разных странах он существовал под разными названиями: Тиффани в Америке,

Ар-нуво во Франции, Сецессион в Австрии, Югендштиль в Германии.

Архитектура конца XIX-начала XX века демонстрировала дух и мощь индустриальной эпохи. Используются новые технические средства, новые материалы: камень и дерево уступили место бетону, стальным конструкциям, алюминию, большим поверхностям из стекла. Новое время, новые потребности, новая эстетика.

Главная роль отводилась красивым, плавным, гибким, текучим линиям, которые поодиночке или целыми пучками покрывали поверхность. Отказ от прямых углов и симметрии, огромные и округлые окна, повсеместные растительные орнаменты. Растительные мотивы использовались как украшения, однако в столь преобразованном виде, что в них трудно узнать реальные растения. Иногда среди растительных мотивов помещались грациозные женские фигуры.

Здания в стиле Модерн подчеркнуто индивидуализированы, все элементы их подчиняются единому орнаментальному ритму и образному замыслу.

Прекрасными примерами модерна могут служить архитектурные сооружения Барселоны, выполненные известным архитектором Антонио Гауди - Дом Батло, дом Мила.

Сегодня мы посмотрим фильм об этом известном архитекторе.

И, наконец, мы добрались до нашего времени. Современным периодом в архитектуре считается пока 20 и начало 21века.

Современным архитектурным композициям свойственна полная свобода решений и идей. Сегодняшняя архитектура не содержит конкретных приоритетных стилей и направлений, и все эти стили развиваются независимо друг от друга, причем у каждого из них есть свои поклонники. В облике многих современных зданий видны элементы постмодернизма, конструктивизма, китча, минимализма, и также решения в стиле хай-тек и техно.

Обратите внимание, что это только маленький список стилей из огромного разнообразия стилей 20 и 21 века.

17 слайд
Обзор современных архитектурных стилей за последние 100 лет

Д.з. будет подготовить презентацию по любому из современных архитектурных стилей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Архитектурные стили" составлен в рамках всероссийского проекта "Культурный норматив школьника". Раздел "Архитектура", блок "Культурный клуб". Учтены рекомендации минпросвещения. Конспект был предоставлен на конкурс "Технопарк методических идей"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 СТАНИЦЫ КРАСНООКТЯБРЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА УЛЬЯНЫ МАТВЕЕВНЫ ГРОМОВОЙ

Методическая разработка образовательного мероприятия

Мартынюк Людмила Викторовна

учитель английского языка

Цель мероприятия: познакомить учащихся с архитектурными стилями на примере известных зданий разных стран.

Методическое мероприятие

Цель: познакомить учащихся с архитектурными стилями на примере известных зданий разных стран.

Образовательная:

Сформировать знания о стилях архитектуры;

Объяснить какие особенности имеют разные стили архитектуры;

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы.

Развивающая:

«Способствовать развитию навыков студентов обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы, а именно: научить ассоциировать известные здания со стилями их строения;

Расширить кругозор учащихся;

Воспитательная:

Способствовать воспитанию чувств патриотизма и любви к Малой Родине.

Обеспечить условия к формированию положительному интереса к истории развития архитектурных стилей.

Ход мероприятия

Организационный этап

Цель: создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение, мотивировать учащихся на получение новых знаний.

Приветствие

Учитель: здравствуйте, дорогие ребята!

Учащиеся приветствуют учителя.

Самоопределение к деятельности

Учитель: как вы видите, на доске у нас надпись. Это мудрые слова. Прочитайте их, пожалуйста и дайте им своё толкование.

Учитель: верно, ваши знания по крупинкам собираются в ежедневный опыт, и сегодня мы пополним наши знания ещё одной крупинкой.

Мотивационно-проблемный этап

Цель: подготовка и нацеливание на изучение новой темы

Постановка учебной задачи

Учитель: посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите?

Учащиеся: мы видим разные здания.

Учитель: чем они отличаются?

Учащиеся: они построены по-разному (имеют разную форму, размер, украшены по-разному).

Учитель: от чего это зависит?

Учащиеся: от стиля постройки.

Учитель: как вы думаете, что нового мы сегодня с вами узнаем.

Учащиеся: мы узнаем о стилях архитектуры.

Учитель: правильно! Мы узнаем о стилях архитектуры, рассматривая известные здания разных стран. Это очень интересно и увлекательно. Ребята, скажите, кто может привести пример здания и назвать его архитектурный стиль, а если назовёте страну или город, будет ещё лучше!

Учащиеся: Вестминстерское аббатство – готический стиль, Великобритания.

Учитель: верно!

Деятельностный этап

Цель: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия.

Учитель: а сейчас, мы с вами просмотрим фильм о стилях архитектуры с примерами зданий. При просмотре фильма о стилях архитектуры, после рассказа о каждом стиле, мы с вами будем заполнять табличку по группам, следуя этому примеру (Здание, стиль, страна/город). Поэтому, слушаем внимательно!

Групповая работа

Учитель разбивает класс на 4 группы по стилям. Каждой группе достаётся по 2 стиля, которые указаны в раздаточном материале. (Приложение 1).

Учитель включает фильм «Архитектурные стили с примерами зданий. Учащиеся смотрят фильм и письменно заполняют таблички. Например:

Читайте также: