Конспект урока счастливый мальчик иранская народная сказка 2 класс

Обновлено: 08.07.2024

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

суббота, 11 августа 2018 г.

Иранская сказка "Счастливый мальчик"

Иранская народная сказка "Счастливый мальчик"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Счастливый мальчик" и их характеристика

  1. Счастливый мальчик, обычный мальчик, который любил играть и бегать, а не жить во дворце.
  2. Мать и Отец, родители мальчика, добрые и любящие
  3. Трехцветная рыбка. Волшебное существо, мудрая, благодарная, добрая.
  1. Счастливый мальчик
  2. Трехцветная рыбка
  3. Волшебные ножницы
  4. Дворец из листа
  5. Новые одежды
  6. Красивая темница
  7. Побег
  8. Прощайте ножницы
  9. Снова счастливый мальчик
  1. Жил счастливый мальчик со своими родителями и горя не знал.
  2. Поймал он трехцветную рыбку и дала она ему волшебные ножницы.
  3. Вырезал мальчик из листьев богатый дворец и одежды.
  4. Стали они жить во дворце, а мальчика гулять не пускали.
  5. мальчик сбежал к морю и стал просить рыбку забрать ножницы.
  6. Рыбка забрала ножницы и мальчик стал беден, но счастлив.

Чему учит сказка "Счастливый мальчик"
Сказка учит быть добрым и отзывчивым, помогать родителям. Учит не желать богатства и не быть жадным. Учит любить свободу и простор. Учит всего добиваться самостоятельно. Учит быть настойчивым.

Отзыв на сказку "Счастливый мальчик"
Мне понравилась это простая и бесхитростная история про мальчика, который стал богатым, но при этом несчастным. Он не захотел всю жизнь жить в золоченной клетке, он хотел обычного счастливого детства, пусть в бедности, но зато с любящими родителями и играми.

Пословицы к сказке "Счастливый мальчик"
Не жили богато, нечего и начинать.
Веселье лучше богатства.
Голым родился, голым и умру.
Легко найти счастье, а потерять еще легче.
Детство время золотое, ест и пьет, и спит в покое.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Счастливый мальчик"
Давным-давно жил мальки со своими родителями. Были они бедными, но счастливыми. Отец учил мальчика грамоте, а мать просто любила его.
Но вот мальчик подрос, и родители попросили его сходить наловить рыбу, ведь каждый член семьи должен вносить свой посильный вклад в общий труд.
Мальчик пошел на берег моря, закинул сеть и вытащил трехцветную рыбку - золотую, синюю и красную. Рыбка заговорила с мальчиком человеческим голосом и попросила отпустить ее обратно в море. Она пообещала за это дать мальчику волшебные ножницы. Если этими ножницами вырезать что-нибудь, то это становилось настоящим.
И мальчик отпустил рыбку и получил в подарок ножницы. Он подобрал опавший дубовый лист и вырезал дворец. и дворец вдруг увеличился и стал настоящим. Тогда мальчик вырезал из листьев цветов и деревьев, и вокруг дворца раскинулся шикарный сад.
Мальчик вернулся домой, и вырезал для родителей и себя прекрасные одежды. Они стали жить во дворце, богаче чем все их соседи.
Но мальчик скучал по полям и лугам, по лесам и по морю. Ведь родители не выпускали его из дворца. Они боялись, что мальчик снова встретит рыбку, и та заберет назад чудесные ножницы.
Тогда мальчик ночью перелез через ограду, прибежал на берег моря и стал звать рыбку. Приплыла рыбка и мальчик попросил забрать назад волшебные ножницы.
Рыбка согласилась, ведь она понимала, что не приносит человеку счастья то, что не нажито трудом. Она сказала мальчику дождаться рассвета и бросить ножницы в море, а потом свистнуть три раза.
Мальчик так и сделал и стал прежним. Он побежал домой. Дворец исчез, а у дверей их старой лачуги его ждала мама и ласково улыбалась.

Тема урока Счастливый мальчик. Иранская народная сказка.

Цель: Определить общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.

Обучающие: формирование представления о народной сказке зарубежных писателей; расширение словарного запаса учащихся.

Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствование навыка самостоятельной работы и работы в парах.

Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

Планируемые образовательные результаты
Предметные :

научатся: работать с текстом сказки; проводить исследование текста сказки;

получат возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

коммуникативные - формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

регулятивные – понимать задачи урока и стремление их выполнить; выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; соотносить результат с поставленной целью в сотрудничестве с учителем.

Личностные: - проявлять интерес к изучению темы; желание читать народные сказки; развитие интереса к внутренней жизни человека, развитие умения определять и высказывать собственную позицию, аргументируя её, обогащение нравственных представлений.

Прозвенел звонок для нас.

Мы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

-Знакомо вам это музыкальное произведение. К какому творчеству относится это произведение? (Устному народному творчеству)

Как одним словом мы называем устно народное творчество -Фольклор

- Скажите, пожалуйста, какой жанр вы только, что прослушали? (песня)

- У вас на партах лежат карточки зелёного цвета, переверните их, прочитайте, что на них написано. Я попрошу вас выбрать только те карточки, на которых написаны название малых фольклорных жанров. Выбираем карточки, зачитываем их названия вслух и вывешиваем на доску.( загадки, сказки, потешки, поговорки, считалки, скороговорки).

Молодцы вы справились с заданием.

- Скажите, над каким большим фольклорным жанром мы с вами работали на прошлых уроках? (Народные сказки).

- На какие две группы мы можем разделить сказки?

(Народные и авторские)

- Какие виды сказок вы знаете? О животных, бытовые, волшебные).

-Назовите признаки сказки?

III Этап выявления места и причин затруднения

Было утром тихо в доме.

Я писала на ладони имя мамино…

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной –

Я писала на руке имя мамино,

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня…

- Что ты спрятала в ладони? –

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала –

Счастье я держала!

Ребята, как вы думаете, какого человека мы можем назвать счастливым? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

-Скажите, какое произведение, вы прочитали дома?

- Ребята, какая тема нашего урока?

Давайте попробуем определить цель урока-

2. Определить его жанр;

3. Сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);

V этап реализации выхода из затруднения

Короткая справка об Иране.

- Это древняя страна, она находится недалеко от Индии, среди высоких гор. На севере и на юге ее границы выходят к Каспийскому морю и Персидскому заливу Индийского океана.

Открываем учебник на странице 87

С чего мы начинаем изучения нового произведения.

Словарная разминка. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ.

ЛАЧУГА – бедная хижина, небольшой и плохой дом.

ОПУШКА (леса) – край леса.

СКИТАТЬСЯ – странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.

НЕВОД – большая рыболовная сеть.

ОПОСТЫЛЕЛА – очень надоела.

Давайте прослушаем запись сказки.

Включаю аудиозапись сказки, сопровождаю показом презентации

- Понравилось ли вам прочитанное произведение?

У вас на столах лежат цветовые карточки, возьмите и покажите мне ту карточку,которая выражает ваше настроение, после прослушивания сказки. Объясните почему.

VI Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

- К какому литературному жанру относится это произведение? (сказка)

- Почему? (волшебные предметы, превращения, есть вымысел)

- К какому виду сказок мы её отнесём? (и бытовая и волшебная)

- Есть ли у сказки автор? (нет, значит, она народная)

- Верно. Это иранская народная сказка.

- Кого поймал мальчик? Золотисто-красно-синию рыбу.

- О чём она попросила? Зачитай…

- Как распорядился мальчик ножницами? Расскажи…

- Почему же он затосковал? Найдите в тексте и прочитайте…

-Почему мать не рассердилась, её настроение не испортилось, она улыбалась своей прежней улыбкой?

-В каких словах рыбки заключена главная мысль сказки. Найди в тексте Прочти их.

Главная мысль заключена в словах "Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости"

- На что похожи эти слова?

-Это иранская пословица.

Собери пословицу. ( в парах)

Счастье дороже богатства.
Счастье не в кошельке, счастье в руках.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Поспешишь, людей насмешишь

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Век живи, век учись

У вас на столах лежат красные и синие карточки. Красные карточки это начало пословицы, синие это её вторая половинка. Начинаем читать красную карточку, кто подберёт окончание выходят к красной половинке и вывешивают на доску.

-Как вы считаете, какая из этих пословиц подходит к нашей сказке и почему?

VII Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Рабочая тетрадь стр 28 выписать основную мысль и проверить по эталону.

VIII Этап включения в систему знаний и повторений.

. Если бы в ваши руки попали волшебные ножницы, чтобы вы вырезали, чтобы быть счастливыми?

Работа в группах.

У вас на столах лежат кирпичики из которых мы с вами построим фундамент для нашего счастливого дома. Поработайте в группах и решите, что вы с собой возьмёте, а что оставите.

Зло, добро, счастье, грусть, взаимопонимание, ссоры, уважение, ненависть, богатство, любовь, тепло, уют, предательство, дружба, забота, безразличие, понимание, хорошая учеба

Прикрепляем на доску, кирпичики с надписями.

Давайте, вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока.

2. Определить его жанр;

3. Сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);

4. Развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость.

Все ли задачи мы решили?

Оцените свою работу на уроке.

*зеленая карточка - было приятно работать, на большинство вопросов знал ответы.

*желтая карточка - знал ответы не на все вопросы

*красная карточка - было трудно

Д\З Пересказ сказки от имени мальчика или от имени мамы. Кто, что выберет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по чтению. "Семейные ценности в русских народных сказках".

Проведение данного урока позволит детям понять о том какие взаимоотношения должны быть в семье, и узнают о некоторых правилах поведения в семье.


Русская народная сказка "Мальчик с пальчик"


Конспект занятия_ЦЕННОСТИ НАШЕЙ ЖИЗНИ. ЗДОРОВЬЕ.

Занятие по курсу Мир Деятельности с применением здоровьесберегающих технологий.


Русская народная сказка "Мальчик с пальчик"

Данная работа представляет из себя презентацию к уроку литературного чтения во втором классе по программе "Планета знаний". Работа содержит материал по знакомству с новой сказкой, а также материал для.

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери".

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС.


Конспект урока литературного чтения "русские народные песенки. Английские народные песенки", 1 класс

Тема: Английские народные песенки. Потешки. Небылицы.Цели деятельности учителя: развитие умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; формирование читательского и.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект урока формирования умений и навыков. В уроке использована технология проблемного обучения.

2 класс. Литературное чтение.

Тип урока : Урок формирования умений и навыков.

- познакомить учащихся с содержанием сказки;

- учить ребят анализировать и оценивать прочитанное через использование проблемно – ориентированного диалога;

- формировать потребность в систематическом чтении, как способе познания мира;

- продолжить работу по формированию навыка правильного, беглого, выразительного чтения;

- развивать внимание, память, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;

- развивать умение связно излагать свои мысли;

- обогащать словарный запас;

-формировать умения в установлении последовательности действий в произведении и осмыслении взаимосвязи описываемые в нём события, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.

- воспитывать интерес и любовь к чтению, взаимопонимание и уважительное отношение друг к другу.

- презентация к сказке

- слайд к словарным словам

- чистые листы А 5

Организация класса. (поздороваться с гостями)

На уроке мы будем старательными, будем спокойными и внимательными. Говорим всё чётко и внятно, чтоб было всем понятно.

- Мы сегодня продолжаем путешествие по сказкам Востока. И познакомимся с иранской сказкой.

- Прочитайте название сказки.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этой сказке ?

- Что такое счастье? Счастливый? (ответы детей)

- Я думаю, что когда мы прочитаем сказку, то сможем ещё по-другому объяснить значение этих слов (дополнить)и узнать о каком счастье мечтает мальчик из иранской сказки.

Листы самооценки 2.Словарная работа.

- Прежде, чем приступить к чтению сказки, давайте разберём слова, которые помогут лучше понять смысл сказки.

- А мы с вами сегодня узнаем о каком счастье мечтал мальчик из иранской сказки. Стр.87 учебник.

- Прежде чем приступить к чтению сказки, давайте разберём слова, которые помогут лучше понять смысл сказки.

Включить слайд Сверстник - человек, одинакового с кем – то возраста.

Лачуга – плохо построенная разваливающаяся изба, хижина.

Невод – большая рыболовная сеть.

3. Чтение сказки учителем.

- Послушайте сказку, а потом ответите на вопросы.

- Какие чувства вызвала эта сказка у вас?

- Какой волшебный предмет получил мальчик?

Листы самооценки 4. Чтение сказки по частям.

(учащиеся, которые хорошо читают)

- Ребята, мы читаем сказку ещё раз и работаем над её содержанием. Внимательно следим за чтением, в руках карандаш. Делаем необходимые пометки.

а. Ступай к морю и налови рыбы.

- Где жил мальчик и его семья?

- Что однажды сказала его мама?

б. Дочитайте эту страницу самостоятельно. (птичий базар)

- Куда отправился мальчик?

- Какую рыбку он поймал?

- Что она ему предложила?

- Как поступил мальчик?

в. Прочитать 2 абзаца молча (глазами).

- Что он вырезал в первую очередь?

(дворец, деревья, цветы, одежду для отца и матери, а потом для себя).

г. Читает следующий ученик.

(Опостылела мальчику такая жизнь)

- Прошло время и как изменилась жизнь мальчика?

д. Читаем про себя. Остановиться там, где мальчик просит о помощи.

Помоги мне рыбка.

- Что было в голосе мальчика?

- Прочитайте ещё раз это предложение и передайте голосом его настроение. (верни прежнюю жизнь)

е. Читает следующий ученик.

- Что сказала рыбка мальчику?

- Как вы понимаете эти слова?

….(но ведь богатство не нажитое трудом, не приносит счастья и радости).

- Как отнеслась мать к поступку сына?

- Почему? ( очень любила своего сыночка).

Вывод : Когда же мальчик был счастлив?

Листы самооценки 5. Выборочное чтение

- Работа с презентацией.

- Мы продолжаем работу над сказкой

Работа в парах - Найдите предложение в тексте, которым можно подписать

Включить слайд 1 слайд.

Жили в лачуге на опушке леса.

Рыбка жалобно взглянула на мальчика.

И вокруг дворца раскинулся цветущий сад.

Брось ножницы в море.

Она ждала сына и улыбалась.

В каких словах рыбки заключена главная мысль сказки?

Богатство не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.

Закрепление полученных знаний.

- Мы хорошо работали над содержанием сказки.

- А теперь работа в группах

Работа в группах - Вам предлагается несколько пословиц. Необходимо выбрать ту, которая подходит нашей сказке.

Нового счастья ищи, а старого не теряй.

Счастье – что солнышко, улыбнётся и скроется.


Счастье дороже богатства.

- Прочитать и объяснить, когда же мальчик был счастлив?

Лист самооценки 6. Что такое счастье? Синквейн

- Какие можно подобрать слова признаки?

- Какие слова действия?

Появляется, улыбается, возвращается.

- Ваши предложения о счастье?

Счастье – это мир и любовь.

- Синоним – семья, здоровье, любовь.

7. – А когда вы бываете счастливы?

- Сказка ложь, да в ней намёк – надеюсь, что вы поняли сказку и тот намёк …

- Дома поговорите с родителями о счастье и выполните задание на странице 89 № 7(а)- пересказ от лица мальчика.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока:

Познакомить учащихся с содержанием иранской сказки; учить ребят анализировать и оценивать прочитанное через использование проблемно – ориентированного диалога.

Развивать умение связно излагать свои мысли, умение высказывать свою точку зрения о прочитанном.

Формировать умения в установлении последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.

Формировать опыт осмысления школьниками ценностных основ обыденной жизни.

Обогащать словарный запас детей, воспитывать интерес и любовь к чтению, к урокам чтения, взаимопонимание и уважительное отношение друг другу.

І Организация класса

Соберите в ладони своё тепло.

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

Поделись своим теплом друг с другом.

Было утром тихо в доме.

Я писала на ладони имя мамино…

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной –

Я писала на руке имя мамино,

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня…

- Что ты спрятала в ладони? –

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала –

Счастье я держала!

- Ребята, сегодня нас ждёт удивительный урок. Я предлагаю вам выяснить, когда человек чувствует себя счастливым?

- Прочитайте тему урока.

- Какие цели мы поставим перед собой?

1. познакомиться с новым произведением;

2. определить его жанр;

3. сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);

4. развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость)

- Если вы будете работать активно и правильно выполнять все задания, то сможете построить дом. (За каждое правильно выполненное задание дети получают части домика)

- Посмотрите, какие этапы урока ждут нас сегодня. План.

1. Работа со словарём.

2. Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение.

3. Анализ произведения.

4. Творческий пересказ.

5. Работа с пословицами.

6. Работа в группах (строительство дома).

7. Мини – сочинения.

8. Домашнее задание.

9. Итог урока.

ІІІ Изучение нового материала.

а) Лексическая работа.

Цель: чтобы понять содержание сказки разберём значения непонятных слов.

- У некоторых ребят было индивидуальное задание по словарю найти значения слов.

ЛАЧУГА бедная хижина, небольшой и плохой дом.

ОПУШКА (леса) – край леса.

СКИТАТЬСЯ – странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.

НЕВОД – большая рыболовная сеть.

ОБЛАЧИТЬСЯ – одеться.

ОПОСТЫЛЕЛА – очень надоела.

- Мы начинаем с вами строить дом.

б) Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение. (Начинает учитель, продолжают подготовленные дети)

Цель: послушайте текст и попробуйте высказать своё отношение к прочитанному.

Счастливый мальчик.

Много-много лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу.

А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:

Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы. Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:

Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.

Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море.

В тот же миг в руках у мальчика появились ножницы. Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных холмов. Тогда мальчик набрал листьев жёлтых, зелёных, красных, коричневых и стал вырезать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий сад.

Мальчик побежал домой и вырезал из бумаги одежду для матери, отца и себя. Облачившись в шелка и бархат, они отправились во дворец и зажили богаче всех соседей.

Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик затосковал: ему так хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к морю, опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы. Мать не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила: "Береги новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не делай этого!"

Опостылела мальчику такая жизнь.

Однажды ночью он потихоньку выбрался из своей комнаты, перелез через ограду и побежал к морю.

На берегу мальчик громко крикнул:

- Рыбка, рыбка золотисто-красно-синяя! Где ты? Я пришёл сказать тебе, что мне не нужен золотой дворец! Помоги мне, рыбка, верни прежнюю жизнь!

Наконец трёхцветная рыбка выплыла и сказала:

- Пусть будет по-твоему, дружок! Ты теперь богат и знатен, но ведь богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости. Утром, когда взойдёт солнце, брось ножницы в море, свистни три раза - и ты будешь счастлив, как прежде.

С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил ножницы в море, свистнул три раза, и от дворца не осталось и следа.

Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги стояла его мать. Она ждала сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой.

в) Работа над жанром произведения.

- Понравилось ли вам прочитанное произведение?

- К какому литературному жанру оно относится? (сказка)

- Почему? (волшебные предметы, превращения, есть вымысел)

- К какому виду сказок мы её отнесём? (и бытовая и волшебная)

- Есть ли у сказки автор? (нет, значит, она народная)

- Верно. Это иранская народная сказка.

- А есть ли похожие сказки у русского народа?

г) Анализ сказки с выборочным чтением.

- Какие композиционные части сказки мы знаем? (зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка)

Цель: Проанализируем их, чтобы понять её главную мысль.

- Прочитайте зачин сказки.

(Мальчик взял невод и отправился на берег моря.)

- Поговорим о том, как развивалось действие.

- Кого поймал мальчик?

- О чём она попросила? Зачитай…

- Что пообещала в награду? Зачитай…

- Как распорядился мальчик ножницами? Расскажи…

- Почему же он затосковал? Найдите в тексте и прочитайте…

- Как вы думаете, какой момент сказки можно назвать кульминацией?

(Опостылела мальчику такая жизнь)

- Докажите, почему? (самое напряжённое, затем начнётся развязка)

- В чём развязка действия? Расскажи…

- Чем закончилась сказка. Прочитаем…

Рыбки весело резвятся

hello_html_74387a4a.jpg

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

- Молодцы!

V Творческий пересказ.

а) Индивидуальная работа.

- Составь картинный план.

- Как мать отнеслась к поступку своего сына?

hello_html_74387a4a.jpg

- Попробуйте пересказать сказку от имени матери:

«Наша семья жила в бедной лачуге. Но однажды

сын одел нас с отцом в дорогие одежды и повёл

VІ Работа с пословицами (работа в парах).

- Найдите и прочитайте, в каких словах заключается главная мысль этой сказки.

(Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.)

- На что похожи эти слова? (на пословицу)

- Правильно. Это иранская пословица. Люди всех народов мечтают о счастье. У русского народа тоже много пословиц о счастье.

- Выбери пословицу, которая подходит к нашей сказке.

А) Счастье дороже богатства.

Б) Счастье в руки не поймаешь.

В) Счастье с несчастьем близко живут.

А) Счастье, что солнышко: и улыбнётся и скроется.

Б) Счастье не в кошельке, счастье в руках.

В) Счастье отпало – ничего в доме не стало.

А) Счастье не птица: за хвост не поймаешь.

Б) Счастье у каждого под мозолями лежит.

В) Счастью не верь, а беды не пугайся.

Самопроверка (а б б)

hello_html_74387a4a.jpg

VІІ Групповая работа.

- Ребята, мы очень хорошо потрудились сегодня на уроке. Посмотрите какой дом нам удалось построить.

- Чтобы всем в нашем доме было тепло, чтобы все в нём были счастливы, что для этого необходимо? Подумайте и запишите на брёвнышках …

hello_html_6275def1.jpg

А у всех ли счастье одинаково?

- Каждый видит счастье по-своему. Давайте посмотрим в чём видел своё счастье ослик.


- Ребята, сегодня нас ждёт удивительный урок. Я предлагаю вам выяснить, когда человек чувствует себя счастливым?

- Прочитайте тему урока.

- Какие цели мы поставим перед собой?

1. познакомиться с новым произведением;

2. определить его жанр;

3. сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);

4. развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость)

- Если вы будете работать активно и правильно выполнять все задания, то сможете построить дом. (За каждое правильно выполненное задание дети получают части домика)

- Посмотрите, какие этапы урока ждут нас сегодня. План.

1. Работа со словарём.

2. Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение.

3. Анализ произведения.

4. Творческий пересказ.

5. Работа с пословицами.

6. Работа в группах (строительство дома).

7. Мини - сочинения.

8. Домашнее задание.

ІІІ Изучение нового материала. а) Лексическая работа. Цель: чтобы понять содержание сказки разберём значения непонятных слов. - У некоторых ребят было индивидуальное задание по словарю найти значения слов.

ЛАЧУГА - бедная хижина, небольшой и плохой дом.

ОПУШКА (леса) - край леса.

СКИТАТЬСЯ - странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.

НЕВОД - большая рыболовная сеть.

ОБЛАЧИТЬСЯ - одеться.

ОПОСТЫЛЕЛА - очень надоела.

- Мы начинаем с вами строить дом.


б) Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение. (Начинает учитель, продолжают подготовленные дети) Цель: послушайте текст и попробуйте высказать своё отношение к прочитанному.

  • Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы. Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:
  • Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.

г) Анализ сказки с выборочным чтением.

- Какие композиционные части сказки мы знаем? (зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка)

Цель: Проанализируем их, чтобы понять её главную мысль.

- Прочитайте зачин сказки.

(Мальчик взял невод и отправился на берег моря.)

Рыбки весело резвятся

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

- Молодцы!

V Творческий пересказ.

а) Индивидуальная работа.

- Составь картинный план.

- Как мать отнеслась к поступку своего сына?

«Наша семья жила в бедной лачуге. Но однажды

сын одел нас с отцом в дорогие одежды и повёл

VІ Работа с пословицами (работа в парах).

- Найдите и прочитайте, в каких словах заключается главная мысль этой сказки.

(Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.)

- На что похожи эти слова? (на пословицу)

- Правильно. Это иранская пословица. Люди всех народов мечтают о счастье. У русского народа тоже много пословиц о счастье.

- Выбери пословицу, которая подходит к нашей сказке.

А) Счастье дороже богатства.

Б) Счастье в руки не поймаешь.

В) Счастье с несчастьем близко живут.

А) Счастье, что солнышко: и улыбнётся и скроется.

Б) Счастье не в кошельке, счастье в руках.

В) Счастье отпало - ничего в доме не стало.

А) Счастье не птица: за хвост не поймаешь.

Б) Счастье у каждого под мозолями лежит.

В) Счастью не верь, а беды не пугайся.

Самопроверка (а б б)

VІІ Групповая работа.

- Ребята, мы очень хорошо потрудились сегодня на уроке. Посмотрите какой дом нам удалось построить.

- Чтобы всем в нашем доме было тепло, чтобы все в нём были счастливы, что для этого необходимо? Подумайте и запишите на брёвнышках …

А у всех ли счастье одинаково?

- Каждый видит счастье по-своему. Давайте посмотрим в чём видел своё счастье ослик.

- А в чём вы видите своё счастье?

ІX Мини - сочинения.

X Домашнее задание (по выбору).

Нарисовать иллюстрации к сказке или написать отзыв.

- Понравился ли вам урок?

- Что было интересно?

Читайте также: