Конспект по развитию речи рассматривание картины в подготовительной группе

Обновлено: 03.07.2024

Уточнять представления детей о зимних играх, забавах (снежки, лыжи, санки, катание с горы).

Учить понимать содержание сюжетных картин по теме, выделять наиболее значимые информативные признаки, устанавливать логические связи.

Закреплять понятия – передний план, задний план в деятельности и речи.

Учить адекватно оценивать эмоциональное состояние героев картины.

Учить составлять рассказы от первого лица (с элементами ТРиЗА).

Активизация словаря : спортивные принадлежности, саночники, конькобежцы, хоккеисты…

Ход занятия:

Загадываю детям загадку:

«Он всё время занят делом,

Он не может зря идти,

Он летит и красит белым,

Отгадки детей, поощрение за правильные ответы.

Спрашиваю детей, какие пословицы и поговорки о зиме, о снеге они

Предлагаю повторить одну из них медленно – быстро, тихо – громко.

Даю план описания картины:

- Что на переднем плане картины (близко)?

- Что на заднем плане (далеко)?

- Чем нравится зимняя картина?

Рассказы детей по картине. Поощрения.

Как живёшь? – Вот так!

А плывёшь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Вдаль глядишь?- Вот так!

Ждёшь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

Упражнения с движениями и пальчиковая гимнастика.

Поощряю детское творчество. Спрашиваю, чей рассказ больше понравился? Почему?

Итог занятия – дети рассказывают о том, что сегодня узнали нового, интересного, что понравилось.

Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx 14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область : Речевое развитие. Связная речь.

1.Образовательные задачи: Формировать любовь к Родине и интерес к ее прошлому и настоящему.

2.Развивающие задачи: Развивать умение словесного описания картины.

3.Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к искусству и родной природе.

Оборудование: фланелеграф, репродукция картины, портрет Шишкина, картинки с разными видами растений.

Предварительная работа: рассматривание картин, рассказы о хлебе, экскурсия в хлебный магазин

Словарная работа: картина, художник, пейзажист, живописец

Методы и приемы:

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе. Рассматривание картины

Работу подготовила воспитатель Васильева О. С

Образовательная область: Речевое развитие.

- Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины.

- Учить детей выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

-Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

- Обогащать словарь словами обществоведческого характера.

-Развивать умение называть слова с заданным звуком.

- Использовать выразительные средства языка.

- Продолжать учить отчетливо и внятно произносить слова.

- Активизировать словарь: рассада, название цветов (ирисы, бархотки, касмея, хризантемы)

Развивающие задачи : Развивать умение словесного описания картины.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к труду; уважение к труду взрослого; желание оказать помощь

Материал к занятию :

Методы и приё мы:

1. Организационный момент.

Введение в тему воспитатель читает стихотворение:

Мы, цветы не обижаем,

Мы не рвём их, а сажаем,

Льём им тёплую водицу,

У корней рыхлим землицу.

Будут наши незабудки

Выше Оли, выше Анютки

- Давайте молча понаблюдаем за ребятами на картине и поделимся своими впечатлениями от увиденного.

- Какая же все – таки, замечательная картина.

- Герои картины – кто они, во что одеты, настроение и характер действующих лиц? (ответы детей).

- Чем занимаются дети? (сажают цветы)

- Вспомните летом на участке мы тоже сажали с вами цветы, а какие мы цветы сажали? Как они назывались? (бархотка, ирис, хризантемы, лилейник, астры, цинния)

- Ребята, а как вы думаете какие цветы сажают дети на картине? (ответы детей)

- Почему они это делают? (что бы было красиво около школы)

- А какое время года изображено на картине? (Весна)

- Как вы догадались? (Посадка происходит всегда весной)

- Ребята, а если мы подойдем поближе к картине, как вы думаете, что мы можем услышать, какие звуки?

- Ребята с каким событием познакомила нас картина? (с трудом учителя и детей)

- Ребята, давайте придумаем называние этой картине? (ответы детей)

- Какое название вам понравилось больше всего?

3. Словарная работа.

Дети, эта картина выполнена в технике сюжет. Сюжет – это определенное событие, ситуация изображенная на картине. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко: СЮЖЕТ.

4. Рассказ воспитателя по картине.

- А теперь давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной.

Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши).

Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте).

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед).

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши).

7. Рассказ детей по картине.

- Молодцы, вы сегодня постарались, спасибо за занятие!

8. Анализ рассказа.

Привлечь ребенка или несколько детей к анализу, ответа описавших картину. Объяснить почему, то или иной ответ понравился больше. Выделить более яркие выступления, вместе с детьми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Филиал МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №18 гТуймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект занятия по развитию речи

(подготовительная группа)

Образовательные задачи:

Учить составлять описательно-повествовательный рассказ по картине.

Развивающие задачи:

Продолжать учить детей видеть красоту пейзажной живописи, своеобразной для каждого времени года.

Упражнять детей в подборе относительных прилагательных.

Обогащать словарь детей за счет красочных эпитетов сравнений.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство восхищения красотой живописи русских художников.

Словарная работа : красавица зимушка-зима, лазурь, лазоревый, Предварительная работа : прогулки, экскурсии, наблюдение за живой природы, чтение художественной литературы, загадывание загадок о временах года, экскурсии вокруг детского сада, рисование;

Оборудование и материал:

Методические приемы:

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

Наша земля очаровательна и прекрасна во все времена года, но особенно сказочной и таинственной она становится с приходом белоснежной зимы.

Сегодня мы с вами будем говорить о зиме.

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)

Зима – художница рисует разные картины.

Какая зима? (ответы детей)

Какая интересная, красивая картина. Вспомните, какое стихотворение, песню напоминает вам эта картина? (дети читают стихи)

Родион Здравствуй в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы

Словно яркие лучи.

Айгуль Белая береза,

И печаль, и радость,

Айнур Новый, новый у берез наряд,

Искры, искры серебром горят

Ветер, ветер заметает след

Лучше, лучше этой сказки нет.

Альдина Темный лес, что шапкой,

И заснул под нею,

Данис Идет зиму аукает….

Таня Снежок пархает кружится….

Принакрылась снегом, точно серебром

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахрамой

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

1.Какими красивыми словами С.Есенин описывает березу? (принакрылась точно серебром, пушистые ветки…)

2.Распустились кисти как? (белой бахрамой)

3.В какой тишине стоит береза? (в сонной тишине)

4 А как горят снежинки? (в золотом огне)

5.Кто обходит березы? Как? (заря, лениво)

Воспитатель: Да, действительно это стихотворение подходит к этой картине.

Как будто С.Есенин увидев эту картину написал это стихотворение.

Послушайте историю написания картины

Беседа по картине

1. О чем эта картина? (художник передает красоту зимнего дня).

2. А какой день он описал? (день необыкновенный, морозный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный …)

3. Как вы думаете, что больше всего понравилось художнику? (Береза)

4. А береза какая? (белая, белоствольная, ветвистая, высокая, густая, нарядная, пышная, стройная, веселая, …) Береза занимает главное место на картине.

5. Что можно сказать о других березах? (они стройные, тонкие, белоствольные, статные…)

6. Как выглядит снег на картине? (снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится.

7. А какие краски художник использовал, чтобы передать красоту природы? (сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный,…)

Объяснение слов: лазурь – сетло-синий цвет, цвет неба, моря;

лазоревый – нежно-голубой.

Воспитатель: Представьте себе, что вы оказались рядом с этими чудесными березами. Что мы увидем, услышем, почувствуем в зимнем лесу? Расскажите о своих ощущениях. ( в лесу тихо, потрескивание веток, веселый щебет птиц, как будто скоро зазвенит капель…)

Как бы вы назвали эту картину? (Белая береза, березонька, чудесный день…)

Физминутка Раз, два, три, четыре, пять.
Мы пойдем во двор гулять.
Что мы видели не скажем,
А что делали покажем. (дети изображают катание на лыжах, на коньках, лепят снежки, дуют на снежинки…).

Послушайте мой рассказ . (выставляется мнемотаблица)

День морозный, солнечный, ясный. На переднем плане художник нарисовал березу. Она белоствольная, ветвистая, высокая, нарядная, веселая. В далеке нарисованы стройные, тонкие, белоствольные березы выстроенные в ряд.

Снег на солнце блестит, сверкает. Художник использовал сиреневые, нежно-розовые, голубые, лазурные краски, чтобы передать красоту природы.

Оказавшись в этом лесу, я бы послушала тишину, почувствовала бы как дышится легко, воздух чистый, свежий, услышала бы как трещат от мороза ветки, как пролетает птица,…

Составление рассказов детьми .
Ребята, представьте, что вы стали экскурсоводами и вам нужно рассказать об этой картине. Расскажите по этой картине. (рассказы детей.)
Оценка деятельности детей.
Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы, из которых мы узнали о красоте природы, которую изобразил И.Э.Грабарь. Вам понравилось быть экскурсоводами?

Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть в такую игру: я буду вам называть признаки зимы, а вы будете отвечать на вопрос какая зима?
Если зимой холодно, значит зима (какая?) (холодная)
Если зимой много снега, значит зима (какая?) (снежная)
Если зимой сильные морозы, значит зима(какая?) (морозная)
А если часто гуляет вьюга, значит зима (какая?) (вьюжная)
Если на улице стужа, студено, значит зима (какая?) (студеная)
Вот как много мы рассказали о зиме.

Вы выполнили мое задание.

Отвечайте на мои вопросы полными предложениями.

Назовите первый слог? (за)

Определите и назовите, на каком месте находится звук З? Р ? (дети выкладывают на схеме)

Эти звуки согласные или гласные? (согласные)

Назовите первый звук слова (з)

Придумайте слова похожие на слово заря (ответы детей)

Придумайте предложение по схеме. (из двух слов, из трех слов)

Воспитатель . Отлично! Вы справились с очень трудной задачей. Уложите фишки в контейнеры.

Итог занятия : Дети, скажите чем мы сегодня занимались?

Молодцы дети, на этом наше занятие заканчивается. Вы все хорошо потрудились и узнали много нового.


Дети вместе с воспитателем входят в группу (звучит тихая классическая музыка).
Воспитатель: Ребята, наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время года прекрасно по –своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна.
Это время называется.
Дети: Весна.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.
Зацветут скоро соловьи
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые
Ноги у весны.

Весна (отрывок)
Зима недаром злится,
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Ф.И. Тютчев

Читайте также: