Конспект по развитию речи подготовительная группа сказки

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Активизировать творческое мышление и речевую активность детей, применяя методы и приёмы ТРИЗ.

  • Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
  • Учить узнавать сказочных героев.
  • Продолжать учить детей сочинять сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет, используя выразительные средства.
  • Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
  • Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы; слушать другого ребёнка, не перебивая.
  • Развивать умения действовать согласованно.
  • Развивать навыки устной связной монологической речи, мышление, воображение, фантазию.
  • Развивать слуховое внимание и память.
  • Воспитывать интерес к чтению, любовь к УНТ, мказкам.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1. Введение в тему.

- Ребята сегодня утром в группе я нашла на моём столе вот это письмо:

Воспитатель: Правильно, это Сказочная Фея

Воспитатель. Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Это Сказочная Фея. (Выставляю на доску 1.)

Как вы думаете, каким образом она у нас появилась?
Дети. Пришла.
Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас?
Дети. Могла прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.
Воспитатель. Если Фея прилетела, то на чём она могла это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.
Воспитатель. Так вот, Сказочная Фея говорит, что она появилась у нас не просто так, а пришла попросить помощи. Дело в том, что в сказочном королевстве, Злой Волшебник заколдовал солнышко и забрал лучи у солнца. Солнышко загрустило, а в сказочном королевстве наступила тьма.( но доске 1 грустное солнце, воспитатель показывает).

Но Злой волшебник оставил шкатулка с заданиями. Если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места и станет весело и хорошо всем.

Ребята, вы готовы помочь?
Дети. Да!

2. Выполнение заданий

Воспитатель: Для того, чтобы выполнить задания, нам нужно отправится в путешествие по сказкам.

- Давайте вспомним, что такое сказки?

- Какие бывают сказки?

- Как появились сказки?

- Чем сказки отличаются от рассказов?

(Положительные и отрицательные герои, добро побеждает зло, сказки в основном заканчиваются хорошо.)

«Если сказку назовёшь,

(Дети называют свою любимую сказку.)

Воспитатель:

В мире много сказок -
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.

Воспитатель: Первое задание (на доске 1) из шкатулки.

Злой волшебник заколдовал сказки и превратил их в геометрические фигуры. Нам нужно их отгадать.

Воспитатель: Молодцы ребята. Один лучик вернулся к солнцу.

Воспитатель: Второе задание (из шкатулки)

Злой колдун перепутал сказки и нам нужно восстановить последовательность.

1. (Что вначале, что потом.)

Дети работают по подгруппам (на столах)

  1. две сказки( 4 человека).
  2. две сказки ( 4 человека).
  3. 2 человека.

Воспитатель: проверяю. Молодцы. Вспомнили сказки. Лучик возвращается к солнышку.

Воспитатель: Злодей спрятал героев.

Если мы их разгадаем,

От волшебства мы их избавим.

Дети называют тень, правильно ли угадали - переворачиваем.

Воспитатель: выполнили. Возвращаем луч солнцу.

Это что за маскарад.

И зверей, и птиц парад.

Ничего не разберешь,

Где тут белка, где тут ёж.

Приготовься и смотри!

Сказочное животное на месте замри!

Воспитатель: Четвёртое задание (стоя возле воспитателя).

Нам нужно выполнить следующее задание. Ребята, герои сказок бывают разные - положительные и отрицательные, каждый со своим характером, качествами, как и мы – люди.

  • Весёлый – грустный.
  • Добрый – злой.
  • Смелый – трусливый.
  • Старый – молодой.
  • Сильный – слабый.
  • Здоровый – больной.
  • Умный – глупый.
  • Вежливый – грубый.
  • Сытый – голодный.
  • Могучий – слабый.
  • Озорной – послушный.
  • Ленивый – трудолюбивый.
  • Щедрый – скупой.
  • Радостный – печальный.
  • Трусливый – храбрый.

Выполнили задание- лучик солнцу!

Воспитатель: Пятое задание

(На доске 2, тени убираю.)

Нам нужно рассказать, как изменится сказка, если у главных героев появятся новые предметы

  • Золушке - пластиковую карту (кредитную).
  • У Буратино нож (волшебная палочка).
  • Карлсону - шапку-невидимку.
  • Красной Шапочке - мобильный телефон.

Воспитатель: Молодцы, справились (лучик ставлю).

Воспитатель: последнее задание Шестое задание

(Чем звери похожи и отличаются) см. пособие.

Атрибуты: маски, домик.

Воспитатель: Ребята посмотрите, мы справились и этим заданием, и ещё один лучик вернулся на свое место.

Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задание? Ребята мы выполнили все задания. Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и весёлым (меняю солнце). Теперь в королевстве снова станет весело и светло. Сказочная Фея очень благодарна вам за помощь. Ей нужно возвращаться в сказку и рассказать всем жителям сказочного королевства, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злого колдуна и вернули лучи солнышку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы закончили играть!

Ветерком прохладным вея,

Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли и для чего?

Что понравилось больше?

Ребята, наше сказочное путешествие закончилось. Но, а каким оно было весёлым, интересным, скучным мне бы хотелось узнать. На столе лежат смайлики- весёлые, задумчивые, грустные. Выберите себе. Расскажите, почему сделали такой выбор. Ответы детей.

Воспитатель тоже оценивает работу на занятии при помощи смайлика (весёлый - довольна работой детей, задумчивый- над чем надо нам поработать, какие сказки повторить, грустный- потому, что наше путешествие по сказкам закончилось).

Задачи:
Образовательные: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. Продолжать работу над предложением и его словесным составом.

Развивающие: Развивать мышление, память, воображение. Развивать глазомер, мелкую моторику .

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Формирование навыка координации движения руки при письме.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция областей: Речевое,социально-коммуникативное,физическое развитие.

ВложениеРазмер
v_gostyah_u_skazki.docx 24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Воспитатель: Теппоева И.В.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Задачи:
Образовательные: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. Продолжать работу над предложением и его словесным составом.

Развивающие: Развивать мышление, память, воображение. Развивать глазомер, мелкую моторику .

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Формирование навыка координации движения руки при письме.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция областей: Речевое,социально-коммуникативное,физическое развитие.

( дети встают в круг)

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Улыбнёмся всем вокруг.

Воспитатель : - Я рада видеть вас сегодня в хорошем настроении, в отличном здравии. И сейчас я вас попрошу занять свои места.

(буквы выставляются на магнитной доске)

Воспитатель : - Какое же слово у нас получилось? ( сказки )

- У нас сегодня необычное занятие, оно волшебное, сказочное. Но чтобы попасть в сказку, нам нужно получить пропуск, как билет в театр. А дают этот пропуск герои волшебных сказок. Они сами рассказывают о себе. Угадайте сказку!

Воспитатель : - Вот мы с вами и получили пропуск в сказку (карточка)

Чтобы в сказку попасть,

Слова нужно сказать :

Вы глаза закрывайтесь,

Очень все постарайтесь.

Раз, два, три - проснись, в сказке очутись.


Появляется Василиса Премудрая .

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Василиса Премудрая. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости в страну сказок. Любите ли вы слушать сказки?

Я тоже их люблю. У меня даже была своя большая книга сказок. Но случилась беда. Налетел ветер буйный, унёс мою книгу сказок в Тридевятое царство. А заколдовали этот ветер Кощей Бессмертный с Бабой-Ягой.

- Ребята, вы поможете мне вернуть её обратно? А для этого нужно выполнить задания, и тогда буйный ветер принесёт книгу сказок обратно.
- Давайте встанем в круг. У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить волшебные слова, передавать колечко из рук в руки, и у кого окажется колечко, тот и будет отгадывать сказку ( по иллюстрациям)

Покатилось, покатилось, светлое колечко.
Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.
Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.

(Ребёнок по иллюстрации вспоминает сказку)

Воспитатель : - А теперь давайте немного отдохнём вместе с Василисой Премудрой ( дети стоят в кругу)

( Дети садятся на свои места)

Воспитатель :
- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).

- А сейчас я прочитаю Вам необычную сказку, Сказку - путаницу. Вы внимательно слушайте меня и потом скажете, почему она - ПУТАНИЦА. Василиса Премудрая тоже присядь и послушай мою сказку.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

- Ребята, вам знакома эта сказка? Почему она Путаница?

- Перед вами заколдованное дерево. На нём нет ни листочка, ни цветочка…. Мы с вами попробуем расколдовать это дерево. Вы будете вспоминать названия сказок, которые нам встретились в нашей сказке-путанице. Сказку угадали - на дерево листок повесили ( 11 листиков)

- Молодцы! Вот и расколдовали мы сказочное дерево.

- Ну что, ребята! Осталось нам выполнить последнее задание.

Вам надо правильно расставить на полянке домики и героев сказок.

(Дети по – очереди выполняют задания на фланелеграфе )

- В правом верхнем углу расположи Теремок.

В левом нижнем углу – волка.

В центре – курочку.

В правом нижнем – лису.

В левом верхнем – зайца.

Справа от курочки – бабку

Слева от курочки – дедку.

Справа от зайца – мышку.

Слева от лисы – медведя.

Слева от Теремка – лягушка.

- Ребята, вы слышите? Это, наверно, буйный ветер прилетел и вернул мне мою большую книгу сказок, за то, что вы правильно выполнили все задания Кощея Бессмертного и Бабы-Яги. Пойду-ка я посмотрю ( Василиса Премудрая находит свою книгу).

- Спасибо вам, ребята! Приходите ещё ко мне в гости в страну сказок. Я всегда рада буду вас видеть. До свидания! ( дарит раскраски со сказочными героями)

- Ну что, ребята, мы должны возвращаться обратно к нам в детский сад.

Вы, глаза, закрывайтесь.

Очень все постарайтесь.

Раз, два, три – проснись, в детском саду очутись.

- Ребята, понравилось вам занятие? А что вам понравилось делать?

А хочу я закончить наше занятие такими словами:

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект интегрированного занятия(развитие речи подготовительная группа) "В гостях у сказки"

Закреплять знаниядетей о сказках, активизировать желание детей перессказывать, вспоминая знакомые сказки. Формировать умение строить диалог между сказочными героями.


Очень интересный праздник приготовленный совместно с родителями.Все роли играют родители вместе с детьми.В празднике есть сольные выступления детей.Не смотря на то что он очень объёмный -это тог.


Досуг в подготовке.



Целью работы является: закрепление с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок; развитие у детей слухового внимание, творческого воображения; воспитание у детей интереса к сказкам; вызо.


Программное содержание.1. ФЭМП:Совершенствовать умение детей считать в пределах 10 (прямой и обратный счёт).Проверить умение делить целое на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

Цели: Закрепить знания о сказках, героях сказок. Развивать мышление, воображение, интерес, внимание, воспитывать любовь к сказкам. Пробудить в детях интерес к театрализованной игре. Воспитывать в проц.

Артикуляционная гимнастика
Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (дети легко ударяют ладонями по коленям).
Уши-уши-уши – приготовим уши (потягивают за мочки ушей)
Уша-уша-уша – буду сказку слушать (представляют ладонь то к одному уху,то к другому)
Ша-ша-ша-очень сказка хороша (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Что бы нам выполнит третье задание нам нужно отгадать загадку:
В городах и деревнях
Ты везде их повстречаешь
В них тепло, светло, уютно, ну и как их величают? (Дом)
Воспитатель: А в каких сказках встречаются дома и домики? Слушайте наши подсказки

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы выполнили все задания и получили все буквы которые для вас приготовил Путаница. Пришло время узнать где же всё таки живут сказки. Для этого вам нужно из букв со ставить загаданное слово .
Воспитатель: Какое слово у вас получилось?
Дети: Книга

Заключение.
- Вам понравилось наше приключение? Что было самым трудным? (Ответы.) Если сегодня что-то не получилось – не беда. Вы же стараетесь, учитесь, а если есть старание, дружба и взаимопомощь, то всё обязательно получится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Для подготовки дете к школе и коммуниканивному развитию детей, развивать умение строить првильное предложение и умение высказывать свои мысли. Развитие памяти и пересказа у детей, развивать желание читать и узнавать что-то новое и интересное. Прививать усидчивость и добросовестность.

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

Образовательные: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. Продолжать работу над предложением и его словесным составом, уметь составлять схемы предложений.

Развивающие: Развивать мышление, память, воображение. Развивать глазомер, мелкую моторику .

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Формирование навыка координации движения руки при письме.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция областей: Речевое,социально-коммуникативное,физическое развитие.

игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; тетради; карандаш жёлтого цвета на каждого ребёнка;

1. Организационный момент, объявление темы:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка .

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…

Молодцы!- Тихо садимся за стол.

2. Основная часть:

- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).

- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

** Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

**Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

**Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор . (Айболит).

**Я от дедушки ушёл.

Я от бабушки ушёл,

Скоро к вам приду. (Колобок).

- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

- Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки): заяц, волк, лиса, медведь, колобок.

Вопросы: - Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)

- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)

- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха)

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

4. Продолжение работы:

- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок записывает схему предложения на доске \- - - )

Репка; Кошка; Мышка.

Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку.

5. Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

По дороге бело, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Скачет резвый табунок.

Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Ещё раз обратите внимание на свою посадку.

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

6. Самостоятельная работа в тетрадях:

7. Подведение итогов:

-Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка.

Список использованной литературы

Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 - №5

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот конспект направлен на развитие речи старших дошкольников, умение строить правильно предложение, высказывать свои мысли, умение пересказывать, развитие памяти и воображения, что пригодится в дальнейшем в учебе в школе. Развитие коммуникативных способностей и быстрой адаптации в начальной школе.

Образовательные: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. Продолжать работу над предложением и его словесным составом, уметь составлять схемы предложений.

Развивающие: Развивать мышление, память, воображение глазомер, мелкую моторику .

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Формирование навыка координации движения руки при письме.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция областей: Речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; тетради; карандаш жёлтого цвета на каждого ребёнка;

1. Организационный момент, объявление темы:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка .

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…

Молодцы!- Тихо садимся за стол.

2. Основная часть:

- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).

- Ребята, вы много сказок знаете? (да). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

1 Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

2 Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

3 Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор . (Айболит).

4 Я от дедушки ушёл.

Я от бабушки ушёл,

Скоро к вам приду. (Колобок).

- Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? ( Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

- Ребята, перед вами сказочные герои (игрушки): заяц, волк, лиса, медведь, колобок.

Вопросы: - Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)

- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)

- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха)

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

4. Продолжение работы:

Ребята ,скажите из чего состоит наша речь?

Дети :Наша речь состоит из предложений.

Воспитатель: А из чего состоит предложение?

Дети: Предложение состоит из слов.

Воспитатель: А из чего состоят слова?

Дети: Слова состоят из слогов.

- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов, ребёнок записывает схему предложения на доске - - - )

Репка; Кошка; Мышка.

Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку.

5. Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

По дороге бело, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Скачет резвый табунок.

Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе. Ещё раз обратите внимание на свою посадку.

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

6. Самостоятельная работа в тетрадях:

7. Подведение итогов:

-Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка.

Список использованной литературы

Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 - №5

Читайте также: