Конспект урока выборочный пересказ

Обновлено: 07.07.2024

Урок обучающего выборочного изложения в 6 классе

Цель:

1. Учить писать выборочное изложение, систематизировать и собирать материал к высказыванию.

2. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.

3. Способствовать совершенствованию навыка грамотного письма.

4. Способствовать воспитанию у учащихся любви к природе, Родине.

Методы обучения, используемые на уроке:

- словесные, наглядные, практические;

- методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

- методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности.

Ход урока.

I. Организация детей на работу.

Учитель. Я напоминаю о том, что прочитанное можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту), кратко или сжато (самое главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть текста, то есть изложить выборочно в соответствии с данной темой. Приведите примеры, когда вам приходилось составлять выборочные пересказы. (приводят примеры). Цель нашего урока – более подробное знакомство с особенностями и значением выборочного изложения, составление выборочного изложения на предложенную тему.

Учитель. При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-то его часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). (Повторяем понятие о широкой и узкой теме). В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен). В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал.

В речевой практике вам часто придётся пользоваться выборочным пересказом, отбирать и излагать материал только на нужную для определённого случая тему. Значит, необходимо уметь выборочно излагать прочитанное или прослушанное.

III. Сопоставительный анализ исходного текста и выборочного изложения.

Текст (у каждого на парте).

У воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Выборочное изложение (у каждого на парте).

У воды среди цветов рос исполинский чертополох. Он стоял по пояс в траве и напоминал рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Учащиеся читают текст и его изложение (они у каждого) и отвечают на вопросы:

- Какова основная мысль исходного текста?

- К какому типу текстов можно отнести отрывок (повествование, описание, рассуждение)? Почему?

- Какой пересказ текста дан? Докажите свой ответ.

- Какой это тип текста?

- Используются ли в изложении выразительные средства текста К.Паустовского? (Используются образные определения, сравнения).

Учитель. Обратите внимание на первое предложение в выборочном изложении. В нем сказано, где рос чертополох. Первое предложение очень важно, оно сразу делает понятным описание. Сосредоточен или рассредоточен материал для выборочного изложения? (сосредоточен). Я особо обращаю ваше внимание на то, что если при подробном и сжатом изложениях обязательно раскрывается тема и основная мысль исходного текста, то при выборочном – тема изложения всегда уже темы исходного текста, а основная мысль может не совпадать с основной мыслью исходного варианта.

IV. Чтение текста учителем (текст напечатан и роздан учащимся).

Весенний вечер в лесу.

За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.

Вот сам с собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним показалась из земли зеленая стрелка молодой травы.

Много звуков в вечернем лесу.

Заливаются на деревьях первые дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь – витютень.

Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.

Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.

Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.

Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.

Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.

V. Содержательный и языковый анализ текста.

- Что описывается в тексте? (Ученики отвечают).

- Какое это описание? Докажите свой ответ, используя текст. (Дают примеры изобразительно-выразительных средств),

- Лес заполнен разными звуками. Какие глаголы употребляет автор для описания звуков? Кто издает эти звуки? (Дышит земля, заливаются дрозды; воркует, важно выговаривает голубь – витютень; глухо турлычут лягушки; пролетели, свистя крыльями, дикие утки; чуфистнул, забормотал тетерев-косач; гугукнул заяц; страшно ухнул и забормотал филин; тихо потянули кулики.)

- В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем и прошедшем).

- Много необыкновенных звуков уловил писатель Соколов-Микитов в весеннем лесу. А кто из вас был в лесу и слушал его звуки? Какие звуки вы слышали? (Дети отвечают).

Коллективно дети выполняют следующие задания:

1. Выбрать из текста материал, относящийся к теме изложения (отбираются предложения 3,7-16; исключаются 1,2,4,5,17).

3. Назвать глаголы, которые необходимо использовать, чтобы передать звуки леса.

VII. Составление устного выборочного пересказа.

Заслушиваю один-два пересказа. Обращаю еще раз внимание на первое предложение, которое начинает описание, на последовательность изложения и на правильное использование глаголов при описании звуков вечернего леса.

IX. Подведение итогов урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сформирует умения по анализу и воспроизведению текста.

Тема: Выборочный пересказ текста.

Цель: Формировать умения по анализу и воспроизведению текста.

Задачи: Провести наблюдения над разнообразием языковых средств, выражающих сравнительные отношения: похожий на, сходен с, подобен, словно, точно, как метафора (употребление в переносном значении).

Характеристика деятельности учащихся:

Уметь анализировать и воспроизводить текст о загадках неба и чудесных превращениях облаков (по Ю. Линнику); пользоваться толковым и этимологическим словарями; проводить наблюдения над разнообразием языковых средств сравнения: похожий на, сходен с, подобен, словно, точно, как метафора (употребление в переносном значении).

Организационный момент.

Всегда мы слышали о нём,
Что он богат, красив, умён.
Так дай скорее нам ответ:
Что это будет за предмет. (русский язык)

Ребята, слушайте наказ:
Чтоб грамотными стать людьми
Законом стать должно для нас
Беречь язык родной земли!

- Что вы представляете, когда слышите слово “мастерская”? (Мастерскую художника. В ней находятся картины, мольберт, краски. В мастерской художник пишет картины).

- А наш класс сегодня превращается в “мастерскую слова”. Как вы думаете, что мы будем делать?

- Мы будем учиться пересказывать и создавать тексты.

Формирование познавательной активности.

Чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, вы должны отгадать загадку :

Пушистая вата плывёт куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)

- Какие слова помогли вам догадаться, что речь идёт об облаках?

- Почему же облака названы ватой?

- Как называется в литературе приём, когда один предмет по сходству и подобию сравнивается с другим?

Этот приём называется сравнением.

Сказка об облаках

Это было очень давно. Земля тогда была покрыта облаками и тучами. Надо сказать, облака очень отличались от туч. Тучи были большими, серыми и грозными, а облака маленькими, пышными и белыми. На тучах и облаках жили маленькие человечки. И вот что интересно, если человечек злой он выбирал себе тучу, и чем темнее была туча, тем злее был человечек. А вот на белых облаках жили добрые и милые человечки. Вот так начинается эта сказка.

Жил был на облаке человечек по имени Тим. Он с детства любил заниматься наукой, в основном его увлекало изучение облаков и туч. Ему все время хотелось понять, откуда берутся тучи и облака и нельзя ли создавать только облака. Нет, он был очень добрым человечком и даже соседям с туч он никогда не желал плохого, хотя они его постоянно обижали. Просто у него была мечта создать свой мир из одних облаков, чтобы и сверху, и снизу и по бокам соседями были только друзья. Все в этой стране знали, что ночью что-то происходит и на утро появляется или белая или серая тучка. Белые облака как заметил Тим, стали появляться гораздо реже темных и это его пугало.

Решив разобраться в этом вопросе до конца, он провел несколько ночей без сна и все безрезультатно. Он смотрел во все глаза, но ничего не заметил. На утро появлялась грозная туча, и он просто терялся в догадках, как она появилась. И вот когда он совсем отчаялся, и глаза у него почти слиплись от усталости, он вдруг услышал шорох. Перегнувшись через край облака, он увидел, как внизу зажглась маленькая звездочка. Он даже представить себе не мог, что наблюдает за рождением новой жизни. Звездочка стала переливаться разными цветами. Из самой ее глубины вдруг вырвалось пламя, оно было так красиво, что Тим не мог оторвать глаз от этого зрелища. Потом пламя начало затухать и во все стороны стал распространяться дым, но не черный как можно было подумать, а идеально белый. Когда сформировалось облако, звездочка погасла. Тим хотел уже умиротворенно уснуть, но вдруг заметил темную тень, которая легко перепрыгивала с облака на облако, с тучи на тучу все ближе и ближе подбираясь к белому чуду. Тим замер от плохого предчувствия. Тень приблизилась и остановилась. Затем что-то оказалось в руке и полетело в облако. Это был какой-то порошок. Порошок осел на облако, и оно моментально стало черной тучей.

Маленький Тим ужасно испугался. Он закрыл глазки, прижался к облаку и притворился, что его здесь нет. На следующее утро Тим долго размышлял над ночным происшествием. Вдруг к нему в голову пришла гениальная мысль. Он вскочил и побежал на край своего облака, нагнувшись, он, отщипнул от соседней тучи кусочек и помчался обратно. Надо сказать, так как Тим занимался наукой, у него была маленькая лаборатория, в которой он проводил различные эксперименты. Вот туда и направился наш Тим. Он два дня и две ночи не выходил из своей лаборатории. И вот, наконец, замученный, но счастливый он вышел. Оказывается, он раскрыл тайну рождения облаков и туч. Все оказалось очень просто. Тучи никогда не рождались. Тучи создавались руками злых человечков, с помощью грязи и пыли. Да, да не удивляйтесь. Тот порошок, который полетел в облачко, был ни чем иным как смесью грязи и пыли. А самое главное Тим открыл, что если на тучку полить воды, то она становится облаком. Это было просто гениальное открытие.

Теперь мой маленький друг ты знаешь, почему во время грозы, когда все небо покрыто серыми тучами идет дождь. Это маленький Тим со своими друзьями поливает их из лейки. И когда дождь прекращается, на небе остаются только белые облака, потому что вся пыль и грязь с них смыта водой.

- О чем узнали вы из этой сказки?

- Какие новые открытия для себя сделали?

Научные факты.


Облака

Облака образуются на земле. Теплый воздух, наполненный влагой, поднимается в небо. Достигая определенной высоты, он остывает. При низких температурах водяной пар превращается в маленькие капельки воды или кристаллики льда, из которых и состоит облако или туча. Необходимо около 100 000 000 таких капелек, чтобы образовалась одна дождевая капля. Облака постоянно меняют свою форму, и каждое облако имеет свою неповторимую форму. Облака бывают перистые, кучевые, дождевые, грозовые, слоистые и другие.
Облака играют важную роль в жизни природы. Это источник влаги для земли, защита от зноя в летние, жаркие дни и защита от зимнего переохлаждения.

Постановка учебной задачи.

-Узнали вы, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- Какая же тема нашего урока?

Дети. – мы будем учиться словами рисовать облака.

- Приходилось ли вам наблюдать за облаками?

- Мне очень нравятся облака. Я люблю смотреть на них и фантазировать.

Есть люди, которые смотрят, но не видят, слушают, но не слышат. Сегодня мы будем учиться смотреть и слушать, будем учиться открывать красоту. Мы будем наблюдать за облаками.

Работа с загадками.

-Послушайте ещё одну загадку:

Сильнее солнца,
Слабее ветра.
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет

- Почему о туче сказано, что она “плачет”? Из чего состоят облака и тучи? (ответы детей)

Из научной статьи энциклопедии

“Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллики сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идёт дождь или град”

- С чем можно сравнить тучи, плывущие по небу? (ответы детей)

По небесам, оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешка течёт вода

- Какие предметы появились в воображении автора загадки? Дырявые мешки, из которых течёт вода.

- Какие слова помогли вам догадаться, что речь идёт не о лебедях – птицах, а об облаках?

Слова: “в небе живут” и “по небу плавно плыву”..

- Почему же облака названы лебедями?

Автор сравнивает облака с белыми лебедями. Лебеди плывут по воде, а облака плывут в небе.

- Какие загадки об облаках вы знаете?

Горя не знаем, а горько плачем. (Облака)

Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Облако)

Без крыльев летят, без ног спешат, без паруса плывут. (Облака)

По синему морю белые гуси плывут. (Облака)

Бегут кони буланы, на них узды порваны, ни сесть, ни погладить, ни плёткой ударить. (Облака)

Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Туча)

По горной поляне невидимый пастушок белых барашков гоняет. (Ветер и облака)

Пушистая вата плывёт куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)

Серое сукно тянется в окно. (Пар, туман)

Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (Туча)

Словарная работа.

Написать слова. Разделить на слоги. Поставить ударение. Обозначить безударный гласный.

Дождик песенку поет:
Кап-кап (постукивание пальчиками).
Только кто ее поймет?
Кап-кап (постукивание пальчиками).
Не пойму ни я, не ты,
Кап-кап (постукивание пальчиками).
Но зато поймут цветы!

Пересказ текста.

- Обратите внимание на выделенные слова. Как помогают они автору описывать облака, сравнивать их с другими предметами?

- На что нацеливает нас автор последним предложением?

- Интересно ли было вам на уроке?

- Сделали ли вы для себя новые открытия?

- Легко ли вам было выполнять задания?

- С какими трудностями столкнулись? Что можно сделать для их преодоления?

Домашнее задание:

Можете ли вы сами сочинить загадки или стихи про облака? Вот как это сделали ваши сверстники.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Выборочный пересказ текста.

Цель: Формировать умения по анализу и воспроизведению текста.

Задачи: Провести наблюдения над разнообразием языковых средств, выражающих сравнительные отношения: похожий на, сходен с, подобен, словно, точно, как метафора (употребление в переносном значении).

Характеристика деятельности учащихся:

Уметь анализировать и воспроизводить текст о загадках неба и чудесных превращениях облаков (по Ю. Линнику); пользоваться толковым и этимологическим словарями; проводить наблюдения над разнообразием языковых средств сравнения: похожий на, сходен с, подобен, словно, точно, как метафора (употребление в переносном значении).

1. Организационный момент.

Всегда мы слышали о нём,
Что он богат, красив, умён.
Так дай скорее нам ответ:
Что это будет за предмет. (русский язык)

Ребята, слушайте наказ:
Чтоб грамотными стать людьми
Законом стать должно для нас
Беречь язык родной земли!

- Что вы представляете, когда слышите слово “мастерская”? (Мастерскую художника. В ней находятся картины, мольберт, краски. В мастерской художник пишет картины).

- А наш класс сегодня превращается в “мастерскую слова”. Как вы думаете, что мы будем делать?

- Мы будем учиться пересказывать и создавать тексты.

1. Формирование познавательной активности.

Чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, вы должны отгадать загадку :

Пушистая вата плывёт куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)

- Какие слова помогли вам догадаться, что речь идёт об облаках?

- Почему же облака названы ватой?

- Как называется в литературе приём, когда один предмет по сходству и подобию сравнивается с другим?

Этот приём называется сравнением.

Послушайте сказку:

Сказка об облаках

Это было очень давно. Земля тогда была покрыта облаками и тучами. Надо сказать, облака очень отличались от туч. Тучи были большими, серыми и грозными, а облака маленькими, пышными и белыми. На тучах и облаках жили маленькие человечки. И вот что интересно, если человечек злой он выбирал себе тучу, и чем темнее была туча, тем злее был человечек. А вот на белых облаках жили добрые и милые человечки. Вот так начинается эта сказка.

Жил был на облаке человечек по имени Тим. Он с детства любил заниматься наукой, в основном его увлекало изучение облаков и туч. Ему все время хотелось понять, откуда берутся тучи и облака и нельзя ли создавать только облака. Нет, он был очень добрым человечком и даже соседям с туч он никогда не желал плохого, хотя они его постоянно обижали. Просто у него была мечта создать свой мир из одних облаков, чтобы и сверху, и снизу и по бокам соседями были только друзья. Все в этой стране знали, что ночью что-то происходит и на утро появляется или белая или серая тучка. Белые облака как заметил Тим, стали появляться гораздо реже темных и это его пугало.

Решив разобраться в этом вопросе до конца, он провел несколько ночей без сна и все безрезультатно. Он смотрел во все глаза, но ничего не заметил. На утро появлялась грозная туча, и он просто терялся в догадках, как она появилась. И вот когда он совсем отчаялся, и глаза у него почти слиплись от усталости, он вдруг услышал шорох. Перегнувшись через край облака, он увидел, как внизу зажглась маленькая звездочка. Он даже представить себе не мог, что наблюдает за рождением новой жизни. Звездочка стала переливаться разными цветами. Из самой ее глубины вдруг вырвалось пламя, оно было так красиво, что Тим не мог оторвать глаз от этого зрелища. Потом пламя начало затухать и во все стороны стал распространяться дым, но не черный как можно было подумать, а идеально белый. Когда сформировалось облако, звездочка погасла. Тим хотел уже умиротворенно уснуть, но вдруг заметил темную тень, которая легко перепрыгивала с облака на облако, с тучи на тучу все ближе и ближе подбираясь к белому чуду. Тим замер от плохого предчувствия. Тень приблизилась и остановилась. Затем что-то оказалось в руке и полетело в облако. Это был какой-то порошок. Порошок осел на облако, и оно моментально стало черной тучей.

Маленький Тим ужасно испугался. Он закрыл глазки, прижался к облаку и притворился, что его здесь нет. На следующее утро Тим долго размышлял над ночным происшествием. Вдруг к нему в голову пришла гениальная мысль. Он вскочил и побежал на край своего облака, нагнувшись, он, отщипнул от соседней тучи кусочек и помчался обратно. Надо сказать, так как Тим занимался наукой, у него была маленькая лаборатория, в которой он проводил различные эксперименты. Вот туда и направился наш Тим. Он два дня и две ночи не выходил из своей лаборатории. И вот, наконец, замученный, но счастливый он вышел. Оказывается, он раскрыл тайну рождения облаков и туч. Все оказалось очень просто. Тучи никогда не рождались. Тучи создавались руками злых человечков, с помощью грязи и пыли. Да, да не удивляйтесь. Тот порошок, который полетел в облачко, был ни чем иным как смесью грязи и пыли. А самое главное Тим открыл, что если на тучку полить воды, то она становится облаком. Это было просто гениальное открытие.

Теперь мой маленький друг ты знаешь, почему во время грозы, когда все небо покрыто серыми тучами идет дождь. Это маленький Тим со своими друзьями поливает их из лейки. И когда дождь прекращается, на небе остаются только белые облака, потому что вся пыль и грязь с них смыта водой.

- О чем узнали вы из этой сказки?

- Какие новые открытия для себя сделали?

Облака

Облака образуются на земле. Теплый воздух, наполненный влагой, поднимается в небо. Достигая определенной высоты, он остывает. При низких температурах водяной пар превращается в маленькие капельки воды или кристаллики льда, из которых и состоит облако или туча. Необходимо около 100 000 000 таких капелек, чтобы образовалась одна дождевая капля. Облака постоянно меняют свою форму, и каждое облако имеет свою неповторимую форму. Облака бывают перистые, кучевые, дождевые, грозовые, слоистые и другие.
Облака играют важную роль в жизни природы. Это источник влаги для земли, защита от зноя в летние, жаркие дни и защита от зимнего переохлаждения.

1. Постановка учебной задачи.

-Узнали вы, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- Какая же тема нашего урока?

Дети. – мы будем учиться словами рисовать облака.

- Приходилось ли вам наблюдать за облаками?

- Мне очень нравятся облака. Я люблю смотреть на них и фантазировать.

Есть люди, которые смотрят, но не видят, слушают, но не слышат. Сегодня мы будем учиться смотреть и слушать, будем учиться открывать красоту. Мы будем наблюдать за облаками.

1. Работа с загадками.

-Послушайте ещё одну загадку:

Сильнее солнца,
Слабее ветра.
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет

- Почему о туче сказано, что она “плачет”? Из чего состоят облака и тучи? (ответы детей)

Из научной статьи энциклопедии

“Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллики сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идёт дождь или град”

- С чем можно сравнить тучи, плывущие по небу? (ответы детей)

По небесам, оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешка течёт вода

- Какие предметы появились в воображении автора загадки? Дырявые мешки, из которых течёт вода.

Упр. 3, стр. 79.

Подскажите словечко.

- Какие слова помогли вам догадаться, что речь идёт не о лебедях – птицах, а об облаках?

Слова: “в небе живут” и “по небу плавно плыву”..

- Почему же облака названы лебедями?

Автор сравнивает облака с белыми лебедями. Лебеди плывут по воде, а облака плывут в небе.

Упр.4, стр. 79.

- Какие загадки об облаках вы знаете?

Горя не знаем, а горько плачем. (Облака)

Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Облако)

Без крыльев летят, без ног спешат, без паруса плывут. (Облака)

По синему морю белые гуси плывут. (Облака)

Бегут кони буланы, на них узды порваны, ни сесть, ни погладить, ни плёткой ударить. (Облака)

Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Туча)

По горной поляне невидимый пастушок белых барашков гоняет. (Ветер и облака)

Пушистая вата плывёт куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)

Серое сукно тянется в окно. (Пар, туман)

Ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (Туча)

Написать слова. Разделить на слоги. Поставить ударение. Обозначить безударный гласный.

о блака облачко облачный

1. Физкультминутка.

Дождик песенку поет:
Кап-кап (постукивание пальчиками).
Только кто ее поймет?
Кап-кап (постукивание пальчиками).
Не пойму ни я, не ты,
Кап-кап (постукивание пальчиками).
Но зато поймут цветы!

1. Пересказ текста.

Упр.1, стр. 78.

- Прочитайте текст.

- Обратите внимание на выделенные слова. Как помогают они автору описывать облака, сравнивать их с другими предметами?

- На что нацеливает нас автор последним предложением?

Упр.2, стр. 79.

1. Итог урока.

- Интересно ли было вам на уроке?

- Сделали ли вы для себя новые открытия?

- Легко ли вам было выполнять задания?

- С какими трудностями столкнулись? Что можно сделать для их преодоления?

Домашнее задание:

Можете ли вы сами сочинить загадки или стихи про облака? Вот как это сделали ваши сверстники.

- Отрабатывать навык чтения и развивать умения анализировать эмоциональное состояние героев.

- Ценностное отношение к миру природы , готовность следовать природоохраняемых

Тип урока: урок закрепления знаний

Методы и приёмы

I. Этап самоопределения к деятельности

организация положительной мотивации на урок

- -Здравствуйте ребята! - Давайте все посмотрим на этого грустного лебедя и подарим ему и друг другу улыбки. - Ребята, кто может сказать, что же такое учиться? – Учиться - это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось. - Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.) -А я вам в этом помогу.

-настраиваться на продуктивную работу

-отвечать на вопросы заданные учителем

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический метод: организация чтения с разными интонациями

Выбирать интонацию для прочтения стихотворения

Словесный метод: организация беседы по вопроснику

-Посмотрите на слайд. Кто хочет прочитать стихотворение под названием:

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока .

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках.

Подрастет щеночек мой

Он поправдашний, живой.

- Хорошо. Давайте теперь попробуем прочитать стихотворение с разной интонацией.

- Прочитайте птичьим базаром.

- Прочитайте, разделив на слоги.

- Прочитайте с интонацией удивления.

- Прочитайте с интонацией восхищения.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с замедлением.

- читать с различными интонациями

-учувствовать в беседе

осмысленно читают текст.

принимают и сохраняют уч. задачу

III. Постановка учебной задачи

Предполагать на основе имени и фамилии автора, какое произведение будет изучаться

Предполагать тему урока

- Ребята, как вы понимаете чувства рассказчика?

- Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали?

- Да, когда животные маленькие - они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?

Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное - не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.

-Попробуйте определить тему нашего урока.

-определять тему произведения, рассматриваемого на уроке;

-определять тему урока;

Принимают и сохраняют учебную задачу

Осуществляют подведение к рассказу

IV. Открытие нового знания

Практический метод: организация работы с учебником

организация самостоятельного чтения

Словесный метод: рассуждать по теме рассказа

отвечать на поставленные вопросы

Составлять концовку рассказа

- И так ребята, откройте ваши учебники на странице 76.

-Как называется произведение?

-Давайте прочитаем его.

-Прочитали? Хорошо. Тогда давайте перескажем.

- Я предлагаю три темы для выборочного пересказа:

2) Найдите и прочитайте то место, где описывается, как Тарас объясняет, почему может пропасть Приёмыш.

3) Тема на выбор.

Что было бы правильнее?

- Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас?

-Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной?

-Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем

оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае

Действительно, Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку…

Друзья и расстались.

- Легко ли расставаться с другом?

- А вот интересно, каким же будет конец этой истории?

(Заслушиваем несколько историй)

- читать текст осознанно, правильными целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

-читать самостоятельно учебный текст.

- выбирать отрывок для перессказа

- анализировать прочитанный рассказ

- составлять концовку рассказа самостоятельно

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Планировать свои действия в работе

Взаимодействуют с учителем во время опроса

V. Самостоятельная работа

Писать сочинение на заданную тему

- Молодцы. Вы хорошо работаете.

-Задание понятно? Тогда приступаем к работе.

-работать над сочинением в рабочих тетрадях

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Взаимодействуют с учителем во время опроса

VI. Рефлексия деятельности (по продукту)

Подведение итогов урока

- С каким настроением уходим с урока?

Если вы довольны своей работой на уроке, то похлопайте в ладоши..

Спасибо за урок!

-проверять себя и самостоятельно оценивать свои познания на основе диагностирования работы

Строят концовки предложений

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


2 урок по рассказу Д.Н.Мамина - Сибиряка "Постойко".


презентация к уроку литературного чтения по теме : Звуки [ в в\' ] Буквы В,в . 1класс/ УМК" Школа России"

презентация к урока знакомства со звуками [ в в'] ,буквами В в.



Конспект урока литературного чтения+ презентация "А. Екимцев "Осень", Ю.Коринец "Тишина" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)


Конспект урока литературного чтения. Тема: "Б.В. Шергин "Собирай по ягодке – наберёшь кузовок" (УМК "Школа России", 3 класс)


Цели деятельности учителя: формирование знаний о биографии и творчестве Б. Шергина; понимания смысла пословиц.Планируемые результатыПредметные:Знать биографию и творчество автора;Уметь выразител.


Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С. Маршака, формирование умений: анализировать стихотворение; осознанно и выразительно читать; учить детей выражать свои мысли, чувства; во.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для проверки основных понятий раздела; способствовать развитию умений пересказывать текст (последовательно воспроизводить содержание рассказа, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова); оценивать свой ответ; планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок

Планируемые результаты

Предметные:

научатся пересказывать текст (последовательно воспроизводить содержание рассказа, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова); оценивать свой ответ; планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок

Метапредметные:

познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности при составлении рассказов;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы; отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; вырабатывают в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения)

Личностные:

осознают, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям произведения

Образовательные ресурсы: портрет писателя; карточки с отрывками из произведений Л. Н. Толстого

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока

Приветствуют учащихся. Проверяет готовность учащихся класса к уроку. Настраивает учащихся на предстоящую работу:

Чтоб урок прошёл не зря,

Я желаю вам, друзья,

Чтоб вы с книжками дружили

И воспитанными были

Показывают готовность
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, указки, пишущих принадлежностей).

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

Продолжение табл.

II. Проверка домашнего задания

– С творчеством какого писателя мы начали знакомиться на предыдущем уроке?

– Что вы помните о биографии писателя?

– А как вы думаете, какой характер был у писателя? Почему вы так считаете?

– О чем мечтал Л. Н. Толстой?

Отвечают на вопросы.

Рассказывают (1–2 ученика) биографию писателя

Учатся аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, делать выводы

– Посмотрите на доску (на доске портрет Л. Н. Толстого, плакат с его высказыванием, выставка книг).

– Какие мысли возникли у вас сейчас, чем мы будем сегодня на уроке заниматься?

– Почему вы так считаете?

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с рассказами Л. Н. Толстого. Попытаемся спрогнозировать содержание текста по названиям и рассмотрим на примерах отличие текстов разных видов (повествования, описания, рассуждения).

– Какие рассказы Л. Н. Толстого вы читали?

Рассматривают портрет выставку книг Л. Н. Толстого. Читают высказывание писателя.

Читайте также: