Классификация химических соединений 9 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН урока

Класс: 9 Дата: .

Тема урока: Основные классы неорганических соединений

Тип урока: Урок-игра обобщения и систематизации изученного материала (повторительно-обобщающий)

- обучения углубить знания об основных классах неорганических соединений: уметь строить названия соединений, их классификацию.

- воспитания: способствовать формированию адекватной самооценки, взаимодействию с другими членами коллектива, воспитание любознательности, активности, самостоятельности.

- развития: содействовать развитию учебно-интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, развивать способности: участия в учебном диалоге.

Методы: частично-поисковый (эвристический);

Формы деятельности обучающихся: самостоятельная работа, работа в группах.

Средства обучения: таблицы, мультимедийный проектор, учебник, инструктивные карточки с заданиями для команд

В результате обучающиеся должны:

- уметь: записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства кислот, оснований и солей.

- знать: кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД, их определения, классификацию, свойства, получение, правила перевозки на ж/д транспорте

Ход занятия:

1. Вводная часть Организационно-мотивационный этап

Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас. На мой взгляд, сегодня будет очень интересный урок, потому что это урок повторения. И за него вы все сегодня получите отметки, которые сами же себе и поставите. А в этом вам поможет система самооценки (Слайд 2)

Итак, ребята, на предыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов.

На доске записана тема“Важнейшие классы неорганических соединений”.

На доске: эпиграф

“ Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи”.

Целью нашего урока является повторение и обобщение знаний по основным классам неорганических соединений.

Учитель знакомит учащихся с правилами игры: (Слайд 3)

1.- Внимательно слушать ответы одноклассников.

2.-Фиксировать свой ответ на листке бумаги и не выкрикивать.

3.-Задания определены для всех одинаково и рассчитаны на изложения ответа на бумаге после обсуждения командой вопроса.

4.-Маршрутные листы с указанием названий заданий и баллы (3-5). В конце мероприятия баллы суммируются, и выставляется общая оценка всей команде.

5.-За нарушение дисциплины баллы снимаются

6.-Если участники команды затрудняются ответить, то право ответа переходит следующей команде

2. Основная часть Этап организации учебно-познавательной деятельности

2.1. Обеспечивающая стадия

Методы: диалогическое общение

Средства реализации: комплект заданий на каждую команду

Формы взаимодействия: коллективная деятельность

Задание 1. Разминка На столах команд листы с заданиями, нужно правильно подобрать к названиям веществ соответствующие химические формулы.

Задание 2. Самостоятельная работа в командах “Крестики нолики”.

2.2. Формирующая стадия

Методы: метод решения учебных задач; диалогическое обучение

Средства реализации: комплекты проблемных задач

Формы педагогического взаимодействия: парная; индивидуальная, групповая

Задание 3 Назвать соединения , работа в командах на картах с заданиями, на время, баллы присуждаются за быстроту и правильно выполненное задание

Задание 4 для капитанов команд. Учитель приглашает 4-х капитанов и по-очереди начинает задавать вопросы, правильный ответ 1 балл

Перечислите основные классы неорганических соединений.

Что общего у всех кислот?

В какой цвет окрашивается лакмус в растворе щелочи?

Цифра, которую ставят перед химической формулой в уравнении реакции.

Что такое физические и химические явления?.

Назовите растворимые в воде основания.

В какой цвет окрашивается фенолфталеин в кислотах?

Что общего у всех оснований.

Назовите формулу поваренной соли.

Назовите нерастворимую в воде кислоту.

Фосфаты - это соли какой кислоты?

В какой цвет окрашивается фенолфталеин в растворе щёлочи?

Загадка для всей аудитории, правильный ответ – 1 балл

“ В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”. (Ответ: Щелочи.)

Повторение оснований.

Учитель. Какие вещества называются основаниями?

Вспомните классификацию оснований.

Задание 5. Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания (работу выполняют самостоятельно по командам, баллы получает команда, которая выполнит задание первой)

“ Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
C фиолетового на красный”.

Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты.

Слайд Опыт 1. Реакция нитроацетанилида с концентрированной серной кислотой

Опыт 2. Реакция сахара с концентрированной серной кислотой

Повторение свойств кислот и солей.

Учитель . Дайте определение кислотам. Как классифицируются кислоты?

Знаете ли вы? Соляная кислота допускается к перевозке только в специально приспособленных, гуммированных внутри цистернах, принадлежащих грузоотправителю.

Ожог серной кислотой – одно из самых опасных повреждений тканей химическими веществами. Рассмотрим его особенности, первую помощь, методы лечения и профилактики. На коже образуется корка с белым оттенком, не плотной консистенции, с выраженными границами.

Ожоги имеют поверхностный характер, но чем выше концентрация жидкости, тем глубже раны.

Алгоритм оказания первой помощи при ожоге серной кислотой:

Удаление реагента и промывание пораженных участков чистой проточной водой. Но перед этим необходимо высушить обожженные участки, так как при контактировании с водой выделяется большое количество тепловой энергии, что еще больше утяжеляет травмы. Раневой участок нужно обрабатывать водой в течение часа после травмы и в течение двух часов с применением фтористоводородной кислоты.

Старайтесь не притрагиваться к обожженным участкам, так как это доставляет болезненные ощущения пострадавшему и может привести к попаданию остатков кислоты на вас. Все манипуляции стоит проводить в плотных перчатках.

Постарайтесь освободить раневой участок от одежды После промывания пораженную область обрабатывают раствором пищевой соды, 1% раствором лимонной или уксусной кислоты.

Положительный эффект оказанной помощи можно оценить по исчезновению химического запаха и уменьшению болезненных ощущений

Задание 6. Установите соответствие между кислотой и ее солью , работа в группах на карточках

Задание 7. Устное задание для каждой команды по 1 вопросу на знание индикаторов.

Не страшны кислоты мне Даже очень сильные

Но в растворах щелочей Становлюсь малиновым

Ярче сока всех малин Кто я ? (Фенол фталеин)

В щелочах я очень жёлтый А в кислотах очень красный

Индикатор очень важный Как зовусь я (Метилоранж)

Что ж я поделаю с собой Ведь в щелочах я сине-голубой

А в кислоте быть синим я не смею И в кислотах я краснею (лакмус)

Какая кислота находится у человека в желудке? (Соляная)

Знаете ли вы? Лакмус Как-то английский химик Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для хлороводородной кислоты НС l . Вылив настой, Бойль залил в склянку кислоту и с удивлением обнаружил, что кислота стала красной. Тогда он добавил несколько капель настоя к водному раствору гидроксида натрия NaOH и увидел, что раствор стал синим. Так был открыт первый кислотно-основный индикатор, названный лакмусом. Впоследствии Бойль, а затем и другие исследователи стали пользоваться бумажками, пропитанными настоем лакмусового лишайника и потом высушенными. Лакмусовые бумажки становились синими в щелочном и красными – в кислом растворе.

“ Хлориды и нитраты, Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли Объединю в класс. ”. (Ответ: Соли.)

Слайд Опыт3 Реакция иодида калия и перекиси водорода

Каким веществом подсаливают пищу? (натрия хлорид)

Каким веществом пишут на доске? (карбонат кальция)

Знаете ли вы? Марс окрашен в красный цвет благодаря значительному распространению в почве оксидов железа

Драгоценные, поделочные камни- это разновидности оксидов: рубин-оксида алюминия, а агат, аметист, горный хрусталь-оксида кремния.
Для придания стеклу различных цветов тоже используют оксиды. Например, окись железа придаст стеклу цвет от голубого до темно-красного цветов, окись урана – светло-желтый, никель окрасит стекло в фиолетовый и коричневый цвета

Слайд Опыт 4 Реакция магния с нитратом серебра, активируемая каплей воды

Опыт 5. Реакция алюминия с сухим иодом. На их смесь капнули несколько капель воды

Задание 7. Теперь мы проверим, как вы умеете составлять формулы по названиям и наоборот

Цель урока. Обобщить сведения о классификации веществ, составе основных классов сложных неорганических веществ, закрепить умения учащихся классифицировать неорганические вещества, осуществлять индуктивное и дедуктивное обобщения во процессе классификации веществ, довести эти умения до оптимального уровня.

  • развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
  • развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.
  • формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
  • воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
  • воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

План урока

1. Организационный момент.
2. Промежуточный контроль знаний.
3. Систематизация и обобщение знаний.
4. Закрепление.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия

I. Организационный момент

Проверяется готовность к уроку, раздаются план урока (Приложение 1), инструкции для выполнения лабораторной работы, лист наблюдений (Приложение 2), минилаборатория, объявляются этапы урока.
Организовывается работа учащихся на начальном этапе урока, вспоминаются советы учителя о том, как лучше организовать работу на уроке, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье своих одноклассников.

1. Как удобней и полезней для здоровья сидеть на уроке?
2. Почему на уроке учитель просит тишины?

Учащиеся выполняют тест, в группах по 2 или 4 человека – 5 минут (Приложение 2). После того, как учащиеся выполнят тест, необходимо поставить оценку себе и проверить работу соседа и поставить оценку соседу по парте. Учитель просит класс поднять руки, кто написал тест на 5 или 4 балла. На закрытой доске или на экране медиапроектора открывают заранее подготовленные ответы теста для самопроверки.
Для медиапроектора, правильные варианты (Слайд 4)

Время выполнения – 5 минут.

III. Изучение нового учебного материала

Учебная цель: закрепить знания, умения, навыки по классификации неорганических веществ.

Вывод цели данного этапа урока с помощью учеников

1. Классификация оксидов. Объяснение материала заранее подготовленным учеником.

Актуализация знаний: Фронтальный опрос. Что такое оксиды? (Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления – 2)

Оксиды делят на несолеобразующие – они не реагируют ни с кислотами, ни с щелочами, не образуют солей. Это всего четыре оксида: CO, SiO, N2O, NO

Остальные оксиды являются солеобразующими. Среди них выделяют две группы. Кислотные оксиды, этим оксидам соответствуют кислоты, и, как правило – это оксиды неметаллов, или металлов побочных подгрупп в высшей степени окисления. Вторая группа основные оксиды – это оксиды металлов в степени окисления +1, +2, +3
Заполнение таблицы с опорой на знания учеников

Конспект урока химии на тему:

В данном конспекте представлен урок химии для обучающихся 9 класса, в ходе которого решаются важные задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации химических реакций; развитие умений классифицировать реакции по различным признакам, обобщать, делать выводы, сравнивать; воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению; В конспекта представлены подробные виды заданий, формы работы.

Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ

Тема урока: Классификация химических реакций.

Задачи:

1. обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации химических реакций;

2. развитие умений классифицировать реакции по различным признакам, обобщать, делать выводы, сравнивать;

3. воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению;

Расскажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
вовлеки меня, и я научусь.
Китайская мудрость

Мотивация и целеполагание:

- Как вы считаете, для чего необходима классификация химических реакций?

- Что называется химической реакцией?

- Признаки химической реакции?

Было изучено много химических реакций. У них есть общие признаки, но и отличительные, так как каждая реакция непохожа на другую.

По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции делятся на реакции соединения, разложения, замещения и обмена. К реакциям соединения относятся реакции, в результате которых из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное. Например, в реакциях металла или неметалла с кислородом образуются оксиды. В реакции серы с кислородом, образуется оксид серы ( II ), в реакции фосфора с кислородом – оксид фосфора ( V ), а в реакции магния с кислородом – оксид магния. Все эти реакции сопровождаются выделением света и тепла. Поэтому их ещё называют реакциями горения.

Реакцией соединения можно получить и соли, например, когда металл реагирует с неметаллом, так в реакции горения железа в хлоре, образуется соль – хлорид железа ( III ).

2 Fe + 3 Cl 2 = 2 FeCl 3

В реакцию соединения могут вступать и два сложных вещества с образованием одного сложного. Например, в реакции сложных веществ оксида кальция с водой образуется сложное вещество гидроксид кальция.

К реакциям разложения относятся реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ. Например, реакция разложения оксида ртути ( II ). В результате этой реакции образуется ртуть и кислород. Или, например, при разложении воды в электролизёре образуется кислород и водород.

2 HgO = 2 Hg + O 2

К реакциям замещения относятся реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе, при этом образуется новое простое и новое сложное вещество. К реакциям замещения относятся реакции взаимодействия металлов с кислотами и металлов с солями. Так, в реакции цинка с серной кислотой образуется новое сложное вещество – сульфат цинка и выделяется газ водород (новое простое вещество).

Или, как в реакции железа с раствором сульфата меди ( II ) атомы железа замещают атомы меди в сложном веществе и образуется новое сложное вещество – сульфат железа ( II ) и новое простое – медь.

В реакциях обмена обязательно участвуют два сложных вещества, которые обмениваются своими составными частями. Например, реакция между гидроксидом натрия и соляной кислотой. В реакцию ступают два сложных вещества и образуется два новых сложных вещества – хлорид натрия и вода. К тому же, эта реакция ещё является и реакцией нейтрализации, т.к. в реакцию вступает щёлочь и кислота, при этом образуется соль и вода.

NaOH + HCl = NaCl + H 2 O

К реакциям обмена относятся и реакции между основанием и солью, так если в реакцию вступает хлорид железа ( III ) и гидроксид калия, то в результате реакции образуется соль – хлорид калия и выпадает осадок – гидроксид железа ( III ).

Соли могут также вступать друг с другом в реакцию, это также будут реакции обмена, в результате которых образуются две новые соли. Так, в реакции сульфата натрия с хлоридом бария образуется две новые соли – хлорид натрия и сульфат бария.

2Mg + O2 = 2MgO + Q

2 HgO = 2 Hg + O 2 – Q

По признаку обратимости реакции делятся на обратимые и необратимые. Обратимые реакции всегда протекают одновременно в двух противоположных направлениях, как реакция получения аммиака их двух простых веществ – азота и водорода. В этих реакциях вместо знака равенство ставится знак обратимости.

Необратимые реакции идут до конца, т.е. в результате этих реакций образуется газ, осадок или слабый электролит. Например, в реакции соляной кислоты и карбоната калия образуется углекислый газ и вода, т.е. реакция прошла до конца.

По признаку участия катализатора реакции делятся на каталитические и некаталитические. Каталитические реакции – это реакции, протекающие с участием катализатора. Например, реакция получения оксида серы ( VI ) из оксида серы ( IV ) является каталитической, т.к. необходимым условием её протекания является наличие катализатора оксида ванадия ( V ). Катализатор всегда указывается над знаком равенства или обратимости.

По признаку изменения степени окисления реакции делятся на реакции, протекающие без изменения степени окисления и реакции, протекающие с изменением степени окисления, или окислительно-восстановительные. Так, реакция разложения гидроксида меди ( II ) на оксид меди ( II ) и воду протекает без изменения степени окисления, а реакция взаимодействия нитрата серебра ( I ) с медью является окислительно-восстановительной, т.к. медь изменяет степень окисления с 0 до +2, а серебро понижает свою степень окисления с +1 до 0.

Обобщение и систематизация знаний:

1. Фронтальный опрос.

2. С какими типами химических реакций вы познакомились? Дать им

определение и составить схемы типов реакций для запоминания.

Реакции соединения:

А (простое) + В (простое) = С(сложное)

А (сложное) + В (сложное) = С(сложное)

Реакции разложения:

С(сложное) = А (простое) + В (простое)

С(сложное) = А (сложное) + В (сложное)

Реакции замещения:

А (простое) + ВС (сложное) = АС (сложное) + В(простое).

Закрепление и контроль знаний:

1. Описать реакцию получения аммиака из простых веществ – азота и водорода – по всем известным признакам.

Ответ: соединения, экзотермическая, каталитическая, окислительно-восстановительная, обратимая.

1) При нагревании гидроксида меди ( II ) происходит реакция:

2) Взаимодействие цинка с серной кислотой относится к реакциям:

3) Реакция, уравнение которой 2КMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑ относится к реакциям:

4) Реакция, уравнение которой 2Н2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2, является реакцией:

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН УРОКА № 130.

Профессия: повар, кондитер.

Тема урока: Классификация сложных неорганических веществ.

Дидактические цели урока:

Образовательные:

- закрепить знания о строении и атомов, об элементах, веществах;

- расширить знания о классификации сложных неорганических соединений;

- рассмотреть оксиды, основания, кислоты, соли как самостоятельные классы неорганических соединений;

- совершенствовать умения устанавливать существенные признаки и свойства сложных неорганических веществ, являющихся основой классификации этих веществ;

Развивающие:

-развивать познавательный интерес обучающихся к предмету химии с помощью игровых форм;

- показать преимущества диалогового стиля общения;

- развивать эрудицию, кругозор обучающихся;

- развивать у обучающихся умение мобильного использования имеющихся у них знаний;

- развивать творческое, логическое мышление и умение применять сведения, полученные из дополнительной специальной литературы;

- развивать навыки грамотного химического языка;

- развивать навыки обобщения, сравнения, умения устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к мнению других;

-воспитывать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми человек встречается в повседневной жизни, профессии;

Тип урока: урок получения новых знаний на основе имеющихся.

Вид урока: урок-беседа.

Форма организации обучения: проблемная беседа.

Организационный момент----1мин.

Взаимное приветствие обучающихся и преподавателя, проверка отсутствующих и готовности группы к уроку, организация внимания обучающихся.

Преподаватель: Тема сегодняшнего урока: Классификация сложных неорганических веществ (слайд 1). Цель урока: систематизировать и закрепить знания о классификации сложных неорганических веществ (слайд 2).

Расположились мы сегодня необычно, а в кругу, для того чтобы при диалоге видеть друг друга.

Актуализация опорных знаний обучающихся ------5 мин.

Преподаватель: Прежде, чем перейти к изучению нового материала, повторим актуальные сегодня основные понятия пройденных ранее тем, что поможет нам более успешно освоить изучаемый материал.

- Наука о веществах, их свойствах и превращениях;

- Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента;

Ответ: Простые вещества

- Элементы, атомы которых имеют на внешнем энергетическом уровне от 1 до 3 электронов;

- Мельчайшая положительно заряженная частица;

- Связь между атомами с резко различной электроотрицательностью;

- Положительно заряженный ион называется.

- Как называется связь между классами соединений, осуществляемых с помощью химических реакций?

- Реакция между несколькими простыми веществами с образованием одного сложного, называется…

Ответ: Реакция присоединения

- Мельчайшая химически неделимая частица вещества называется…

- Горизонтальный ряд элементов, расположенных по возрастанию зарядов ядер атомов, начинающийся щелочным металлом, а заканчивающийся инертным газом.

- Как меняются металлические свойства металлов по группе сверху вниз.

Преподаватель: Итак, мы подготовили стартовую площадку для основной работы.

Изучение нового материала-----23 мин.

Преподаватель: Сложных неорганических веществ в окружающем нас мире насчитывается более 500 тысяч. Все их можно систематизировать на четыре большие группы – классы: оксиды, основания, кислоты, соли (слайд 4). Деление веществ на классы основано на сходстве строения и свойств веществ. При характеристике каждого класса соединений нами будет соблюдаться определенный алгоритм. Это означает, что для каждого класса соединений мы должны

Рассмотрим класс веществ – оксиды. Что такое оксиды?

Обучающийся: Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород, а вторым может быть любой элемент периодической системы элементов Д.И. Менделеева (слайд 5).

Обучающиеся записывают определение в тетрадь.

Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 6). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются оксидами.

Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (оксидыэто сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород, а вторым может быть любой элемент периодической системы элементов).

Преподаватель: Оксиды это хорошо знакомые нам вещества. Подтвердим это.

Обучающийся: Самым распространенным оксидом на Земле является оксид водорода, другими словами, самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле – вода. Почти ¾ поверхности Земли покрыты водой. Мозг человека содержит 81% воды, в крови на воду приходится 4/5 части. Интересно, что высохшая мумия весит только 8 кг. В сутки человеку необходимо примерно 3 литра воды. Велика роль воды в клетке, она участвует во всех биохимических процессах. Вода нужна всем отраслям народного и сельского хозяйства. Но с точки зрения химии вода - оксид водорода.

Преподаватель: Ребята угадайте, о каком веществе эти строки:

«Чтоб появиться я сумел, прокаливают белый мел.

Меня даёт огонь в печи и пламя маленькой свечи.

И стоит только сделать вздох, чтоб я на свет явиться мог.

Обучающийся: речь идет об оксиде углерода (IV) или, как мы его называем углекислом газе.

Преподаватель: Оксиды могут быть основными и кислотными и амфотерными (слайд 7).

В чем их различие?

Обучающийся: Основные оксиды-это оксиды, которым соответствуют основания. Эти оксиды образованы металлом и кислородом. Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствую кислоты. Они образованы неметаллом и кислородом. Амфотерным оксидам соответствуют как основания, так и кислоты, в их составе находится амфотерный элемент.

Преподаватель: Имеют ли оксиды практическое значение? Используются ли они в вашей профессии?

Обучающийся:

СаО - оксид кальция улучшает качество муки и хлеба,

СО2 - оксид углерода (IV) газирует воду,

Fe2O3 - оксид железа (III) применяется как пищевой краситель, имеющий кремовый и коричневый цвета,

N2O5 - оксид азота (V) применяется для изготовления взбитых сливок, как упаковочный газ для предотвращения порчи продуктов.

Преподаватель: Действительно, мы увидели практическую и профессиональную значимость изучаемого нами материала.

Для короткого отдыха предлагаю вашему вниманию опыт,

Описание опыта: помещаем в стакан соду, приливаем сильную кислоту, наблюдаем реакцию.

Преподаватель: Что мы наблюдаем? Предположите, какое вещество выделяется в результате реакции?

Обучающийся: Возможно, выделяется углекислый газ СО2, похожие явления происходят, когда открывают газированную воду.

Преподаватель: Мы немного забежали вперёд и посмотрели опыт, демонстрирующий свойства оксидов. Изучив свойства оксидов на следующих уроках, мы сможем дать полноценное объяснение этого опыта.

Отдохнув от напряженной работы, продолжаем знакомство с классификацией неорганических соединений.

Преподаватель: Переходим к изучению оснований. Какие вещества называются основаниями?

Обучающийся: Основания — это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп (слайд 8).

Обучающиеся записывают определение в тетрадь.

Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 9). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются основаниями.

Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (основания — это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп).

Преподаватель: Пользуясь презентацией, расскажите о классификации оснований (слайд 10).

Обучающийся: Основания могут быть растворимые и нерастворимые.

Преподаватель предлагает обучающимся рассказать об известных и наиболее часто встречающихся в повседневной жизни основаниях.

Обучающийся: Достоверно установлено, что гидроксид кальция, формула которого Ca (OH)2, был одним из самых древних связующих строительных материалов. Смесь дробленного камня, песка и извести применялась еще 2000 лет назад в качестве бетона. Гидроксид кальция – это гашёная известь, которая в смеси с песком сейчас широко используется в качестве строительного материала.

Преподаватель: Какие основания используются в вашей профессии?

Обучающийся: Mg(ОН)2 - гидроксид магния необходим для изготовления посуды из керамики, а такая посуда считается наиболее экологически чистой.

Преподаватель: Перейдём к изучению кислот. Какие вещества называются кислотами?

Обучающийся: Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, которые могут замещаться на атомы металлов, и кислотного остатка (слайд 11).

Обучающиеся записывают определение в тетрадь.

Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 12). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются кислотами.

Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, которые могут замещаться на атомы металлов, и кислотного остатка).

Преподаватель: Как классифицируются кислоты?

Обучающийся: По количеству атомов водорода кислоты могут быть одноосновными и многоосновными. По составу кислотного остатка кислоты могут быть кислородсодержащими и бескислородными (слайд 13).

Преподаватель: Какие кислоты имеют для нас жизненно важное значение и встречаются в вашей профессии?

Обучающийся: Ортофосфорная кислота используется для подкисления продуктов питания и напитков, ее используют для изготовления плавленых сыров, колбас, сахара, ароматизированных напитков, серная кислота используется в качестве вещества, защищающих вещества от порчи.

Преподаватель: Предлагаю вам минутку отвлечься от напряженной умственной работы и посмотреть опыт. Опыт поможет нам перейти к следующему классу веществ – солям.

Демонстрируется опыт.

Преподаватель: Мы опять немного заглянули в будущее. Интересно? Но объяснить опыт вы пока не можете. Это мы сделаем, изучив свойства солей на следующих уроках.

А пока, следуя нашему алгоритму, ответим на вопрос: какие вещества мы называем солями?

Обучающийся: Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков (слайд 14).

Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 15). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются солями.

Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков).

Преподаватель: Как классифицируются соли?

Обучающийся: Соли бывают кислые, средние, основные и двойные (слайд 16).

Преподаватель: Расскажите об основных солях, которые встречаются в нашей жизни, имеющих непосредственное отношение к вашей профессии.

Обучающийся: Химическое вещество, относящееся к классу солей, имеется в каждом доме, в каждой семье. Это – поваренная соль, формула которой NaCl, или хлорид натрия, применяется в качестве приправы к пище. Нам трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила источником существенного пополнения казны, была важным предметом торговли, из-за этого невзрачного на вид белого порошка велись кровопролитные войны между народами.

Почему же поваренная соль, к которой мы привыкли относиться как к обычной вкусовой приправе, играла такую выдающуюся роль в истории человечества? Оказывается, это вещество совершенно необходимо для жизни человека и животных. В теле человека содержится около 300 грамм соли, запас которой постоянно расходуется и нуждается в пополнении. Длительное солевое голодание может привести к гибели организма. Поваренная соль служит источником образования в желудке соляной кислоты – основой желудочного сока.

Поваренная соль – одно из лучших консервирующих средств, она убивает многие микроорганизмы, поэтому применяется как один из важнейших способов сохранения пищи. В пищевой отрасли промышленности соль используется для консервирования мяса, рыбы, квашения и соления овощей.

Закрепление полученных знаний-----5 мин.

Игра позволит оценить знания каждого обучающегося индивидуально.

На слайде в таблицу занесены химические вещества, относящиеся к различным классам и произвольно пронумерованные. Преподаватель зачитывает вопрос, а обучающиеся должны выписать номер вещества, о котором идёт речь. Предварительно даётся установка, что необходимо быть внимательными т.к. исправления не допускаются.

Вещество, соли которого называются сульфатами. (3)

Этот оксид - самое распространенное и необходимое вещество на нашей планете. (1) Эта кислота используется для получения взрывчатых веществ, красителей, пластмасс. (5)

Вещество, получаемое при взаимодействии оксида натрия с водой. (4)

Кислота, входящая в состав желудочного сока. (8)

Это основание в смеси с песком используется в качестве строительного материала. (6)

Историческое название этого вещества - едкий кали . (9)

Этот оксид без цвета и запаха образуется при дыхании и сгорании топлива. ( 7)

Эта соль обеспечивает человеческий организм жизненно необходимым хлором. (2)

Затем правильность выполнения работы проверяется с помощью слайда (слайд 18).

2). В это время на доске трое обучающихся показывают генетическую связь между классами соединений.

Задание для работающих у доски.

Чтобы показать генетическую связь между классами соединений, расположите в определённом порядке карточки, на которых написаны химические элементы и их соединения.

Ca → CaO → Ca(OH) → CaSO4

Обобщение и систематизация изученного материала-----5 мин.

Преподаватель: Подведём итоги работы на уроке.

- Мы узнали о существовании четырёх основных классов веществ: оксиды, основания, кислоты, соли, познакомились с их признаками и классификацией.

- Какие умения мы приобрели?

- Мы научились по признакам отличать классы веществ друг от друга.

- Почему изучение этого материала важно для нас?

- Потому что всё изученное тесно связано с нашей будущей профессией.

Итоговая часть занятия---3 мин.

В заключении проводится качественная и количественная оценка работы учащихся.

Домашнее задание----2 мин.

Домашнее задание: используя информацию учебника (учебник О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей), описать области применения распространенных оксидов, оснований, кислот и солей.

Для выполнения домашнего задания каждый обучающийся получает карточку с индивидуальным заданием: распределить предложенные вещества в таблице (приложение 1).

Читайте также: