Классификация химических соединений 9 класс конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ПЛАН урока
Класс: 9 Дата: .
Тема урока: Основные классы неорганических соединений
Тип урока: Урок-игра обобщения и систематизации изученного материала (повторительно-обобщающий)
- обучения углубить знания об основных классах неорганических соединений: уметь строить названия соединений, их классификацию.
- воспитания: способствовать формированию адекватной самооценки, взаимодействию с другими членами коллектива, воспитание любознательности, активности, самостоятельности.
- развития: содействовать развитию учебно-интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, развивать способности: участия в учебном диалоге.
Методы: частично-поисковый (эвристический);
Формы деятельности обучающихся: самостоятельная работа, работа в группах.
Средства обучения: таблицы, мультимедийный проектор, учебник, инструктивные карточки с заданиями для команд
В результате обучающиеся должны:
- уметь: записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства кислот, оснований и солей.
- знать: кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД, их определения, классификацию, свойства, получение, правила перевозки на ж/д транспорте
Ход занятия:
1. Вводная часть Организационно-мотивационный этап
Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас. На мой взгляд, сегодня будет очень интересный урок, потому что это урок повторения. И за него вы все сегодня получите отметки, которые сами же себе и поставите. А в этом вам поможет система самооценки (Слайд 2)
Итак, ребята, на предыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов.
На доске записана тема“Важнейшие классы неорганических соединений”.
На доске: эпиграф
“ Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи”.
Целью нашего урока является повторение и обобщение знаний по основным классам неорганических соединений.
Учитель знакомит учащихся с правилами игры: (Слайд 3)
1.- Внимательно слушать ответы одноклассников.
2.-Фиксировать свой ответ на листке бумаги и не выкрикивать.
3.-Задания определены для всех одинаково и рассчитаны на изложения ответа на бумаге после обсуждения командой вопроса.
4.-Маршрутные листы с указанием названий заданий и баллы (3-5). В конце мероприятия баллы суммируются, и выставляется общая оценка всей команде.
5.-За нарушение дисциплины баллы снимаются
6.-Если участники команды затрудняются ответить, то право ответа переходит следующей команде
2. Основная часть Этап организации учебно-познавательной деятельности
2.1. Обеспечивающая стадия
Методы: диалогическое общение
Средства реализации: комплект заданий на каждую команду
Формы взаимодействия: коллективная деятельность
Задание 1. Разминка На столах команд листы с заданиями, нужно правильно подобрать к названиям веществ соответствующие химические формулы.
Задание 2. Самостоятельная работа в командах “Крестики нолики”.
2.2. Формирующая стадия
Методы: метод решения учебных задач; диалогическое обучение
Средства реализации: комплекты проблемных задач
Формы педагогического взаимодействия: парная; индивидуальная, групповая
Задание 3 Назвать соединения , работа в командах на картах с заданиями, на время, баллы присуждаются за быстроту и правильно выполненное задание
Задание 4 для капитанов команд. Учитель приглашает 4-х капитанов и по-очереди начинает задавать вопросы, правильный ответ 1 балл
Перечислите основные классы неорганических соединений.
Что общего у всех кислот?
В какой цвет окрашивается лакмус в растворе щелочи?
Цифра, которую ставят перед химической формулой в уравнении реакции.
Что такое физические и химические явления?.
Назовите растворимые в воде основания.
В какой цвет окрашивается фенолфталеин в кислотах?
Что общего у всех оснований.
Назовите формулу поваренной соли.
Назовите нерастворимую в воде кислоту.
Фосфаты - это соли какой кислоты?
В какой цвет окрашивается фенолфталеин в растворе щёлочи?
Загадка для всей аудитории, правильный ответ – 1 балл
“ В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”. (Ответ: Щелочи.)
Повторение оснований.
Учитель. Какие вещества называются основаниями?
Вспомните классификацию оснований.
Задание 5. Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания (работу выполняют самостоятельно по командам, баллы получает команда, которая выполнит задание первой)
“ Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
C фиолетового на красный”.
Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты.
Слайд Опыт 1. Реакция нитроацетанилида с концентрированной серной кислотой
Опыт 2. Реакция сахара с концентрированной серной кислотой
Повторение свойств кислот и солей.
Учитель . Дайте определение кислотам. Как классифицируются кислоты?
Знаете ли вы? Соляная кислота допускается к перевозке только в специально приспособленных, гуммированных внутри цистернах, принадлежащих грузоотправителю.
Ожог серной кислотой – одно из самых опасных повреждений тканей химическими веществами. Рассмотрим его особенности, первую помощь, методы лечения и профилактики. На коже образуется корка с белым оттенком, не плотной консистенции, с выраженными границами.
Ожоги имеют поверхностный характер, но чем выше концентрация жидкости, тем глубже раны.
Алгоритм оказания первой помощи при ожоге серной кислотой:
Удаление реагента и промывание пораженных участков чистой проточной водой. Но перед этим необходимо высушить обожженные участки, так как при контактировании с водой выделяется большое количество тепловой энергии, что еще больше утяжеляет травмы. Раневой участок нужно обрабатывать водой в течение часа после травмы и в течение двух часов с применением фтористоводородной кислоты.
Старайтесь не притрагиваться к обожженным участкам, так как это доставляет болезненные ощущения пострадавшему и может привести к попаданию остатков кислоты на вас. Все манипуляции стоит проводить в плотных перчатках.
Постарайтесь освободить раневой участок от одежды После промывания пораженную область обрабатывают раствором пищевой соды, 1% раствором лимонной или уксусной кислоты.
Положительный эффект оказанной помощи можно оценить по исчезновению химического запаха и уменьшению болезненных ощущений
Задание 6. Установите соответствие между кислотой и ее солью , работа в группах на карточках
Задание 7. Устное задание для каждой команды по 1 вопросу на знание индикаторов.
Не страшны кислоты мне Даже очень сильные
Но в растворах щелочей Становлюсь малиновым
Ярче сока всех малин Кто я ? (Фенол фталеин)
В щелочах я очень жёлтый А в кислотах очень красный
Индикатор очень важный Как зовусь я (Метилоранж)
Что ж я поделаю с собой Ведь в щелочах я сине-голубой
А в кислоте быть синим я не смею И в кислотах я краснею (лакмус)
Какая кислота находится у человека в желудке? (Соляная)
Знаете ли вы? Лакмус Как-то английский химик Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для хлороводородной кислоты НС l . Вылив настой, Бойль залил в склянку кислоту и с удивлением обнаружил, что кислота стала красной. Тогда он добавил несколько капель настоя к водному раствору гидроксида натрия NaOH и увидел, что раствор стал синим. Так был открыт первый кислотно-основный индикатор, названный лакмусом. Впоследствии Бойль, а затем и другие исследователи стали пользоваться бумажками, пропитанными настоем лакмусового лишайника и потом высушенными. Лакмусовые бумажки становились синими в щелочном и красными – в кислом растворе.
“ Хлориды и нитраты, Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли Объединю в класс. ”. (Ответ: Соли.)
Слайд Опыт3 Реакция иодида калия и перекиси водорода
Каким веществом подсаливают пищу? (натрия хлорид)
Каким веществом пишут на доске? (карбонат кальция)
Знаете ли вы? Марс окрашен в красный цвет благодаря значительному распространению в почве оксидов железа
Драгоценные, поделочные камни- это разновидности оксидов: рубин-оксида алюминия, а агат, аметист, горный хрусталь-оксида кремния.
Для придания стеклу различных цветов тоже используют оксиды. Например, окись железа придаст стеклу цвет от голубого до темно-красного цветов, окись урана – светло-желтый, никель окрасит стекло в фиолетовый и коричневый цвета
Слайд Опыт 4 Реакция магния с нитратом серебра, активируемая каплей воды
Опыт 5. Реакция алюминия с сухим иодом. На их смесь капнули несколько капель воды
Задание 7. Теперь мы проверим, как вы умеете составлять формулы по названиям и наоборот
Цель урока. Обобщить сведения о классификации веществ, составе основных классов сложных неорганических веществ, закрепить умения учащихся классифицировать неорганические вещества, осуществлять индуктивное и дедуктивное обобщения во процессе классификации веществ, довести эти умения до оптимального уровня.
- развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
- развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.
- формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
- воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
- воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
План урока
1. Организационный момент.
2. Промежуточный контроль знаний.
3. Систематизация и обобщение знаний.
4. Закрепление.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия
I. Организационный момент
Проверяется готовность к уроку, раздаются план урока (Приложение 1), инструкции для выполнения лабораторной работы, лист наблюдений (Приложение 2), минилаборатория, объявляются этапы урока.
Организовывается работа учащихся на начальном этапе урока, вспоминаются советы учителя о том, как лучше организовать работу на уроке, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье своих одноклассников.
1. Как удобней и полезней для здоровья сидеть на уроке?
2. Почему на уроке учитель просит тишины?
Учащиеся выполняют тест, в группах по 2 или 4 человека – 5 минут (Приложение 2). После того, как учащиеся выполнят тест, необходимо поставить оценку себе и проверить работу соседа и поставить оценку соседу по парте. Учитель просит класс поднять руки, кто написал тест на 5 или 4 балла. На закрытой доске или на экране медиапроектора открывают заранее подготовленные ответы теста для самопроверки.
Для медиапроектора, правильные варианты (Слайд 4)
Время выполнения – 5 минут.
III. Изучение нового учебного материала
Учебная цель: закрепить знания, умения, навыки по классификации неорганических веществ.
Вывод цели данного этапа урока с помощью учеников
1. Классификация оксидов. Объяснение материала заранее подготовленным учеником.
Актуализация знаний: Фронтальный опрос. Что такое оксиды? (Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления – 2)
Оксиды делят на несолеобразующие – они не реагируют ни с кислотами, ни с щелочами, не образуют солей. Это всего четыре оксида: CO, SiO, N2O, NO
Остальные оксиды являются солеобразующими. Среди них выделяют две группы. Кислотные оксиды, этим оксидам соответствуют кислоты, и, как правило – это оксиды неметаллов, или металлов побочных подгрупп в высшей степени окисления. Вторая группа основные оксиды – это оксиды металлов в степени окисления +1, +2, +3
Заполнение таблицы с опорой на знания учеников
В данном конспекте представлен урок химии для обучающихся 9 класса, в ходе которого решаются важные задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации химических реакций; развитие умений классифицировать реакции по различным признакам, обобщать, делать выводы, сравнивать; воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению; В конспекта представлены подробные виды заданий, формы работы.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Тема урока: Классификация химических реакций.
Задачи:
1. обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации химических реакций;
2. развитие умений классифицировать реакции по различным признакам, обобщать, делать выводы, сравнивать;
3. воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению;
Расскажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
вовлеки меня, и я научусь.
Китайская мудрость
Мотивация и целеполагание:
- Как вы считаете, для чего необходима классификация химических реакций?
- Что называется химической реакцией?
- Признаки химической реакции?
Было изучено много химических реакций. У них есть общие признаки, но и отличительные, так как каждая реакция непохожа на другую.
По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции делятся на реакции соединения, разложения, замещения и обмена. К реакциям соединения относятся реакции, в результате которых из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное. Например, в реакциях металла или неметалла с кислородом образуются оксиды. В реакции серы с кислородом, образуется оксид серы ( II ), в реакции фосфора с кислородом – оксид фосфора ( V ), а в реакции магния с кислородом – оксид магния. Все эти реакции сопровождаются выделением света и тепла. Поэтому их ещё называют реакциями горения.
Реакцией соединения можно получить и соли, например, когда металл реагирует с неметаллом, так в реакции горения железа в хлоре, образуется соль – хлорид железа ( III ).
2 Fe + 3 Cl 2 = 2 FeCl 3
В реакцию соединения могут вступать и два сложных вещества с образованием одного сложного. Например, в реакции сложных веществ оксида кальция с водой образуется сложное вещество гидроксид кальция.
К реакциям разложения относятся реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ. Например, реакция разложения оксида ртути ( II ). В результате этой реакции образуется ртуть и кислород. Или, например, при разложении воды в электролизёре образуется кислород и водород.
2 HgO = 2 Hg + O 2
К реакциям замещения относятся реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе, при этом образуется новое простое и новое сложное вещество. К реакциям замещения относятся реакции взаимодействия металлов с кислотами и металлов с солями. Так, в реакции цинка с серной кислотой образуется новое сложное вещество – сульфат цинка и выделяется газ водород (новое простое вещество).
Или, как в реакции железа с раствором сульфата меди ( II ) атомы железа замещают атомы меди в сложном веществе и образуется новое сложное вещество – сульфат железа ( II ) и новое простое – медь.
В реакциях обмена обязательно участвуют два сложных вещества, которые обмениваются своими составными частями. Например, реакция между гидроксидом натрия и соляной кислотой. В реакцию ступают два сложных вещества и образуется два новых сложных вещества – хлорид натрия и вода. К тому же, эта реакция ещё является и реакцией нейтрализации, т.к. в реакцию вступает щёлочь и кислота, при этом образуется соль и вода.
NaOH + HCl = NaCl + H 2 O
К реакциям обмена относятся и реакции между основанием и солью, так если в реакцию вступает хлорид железа ( III ) и гидроксид калия, то в результате реакции образуется соль – хлорид калия и выпадает осадок – гидроксид железа ( III ).
Соли могут также вступать друг с другом в реакцию, это также будут реакции обмена, в результате которых образуются две новые соли. Так, в реакции сульфата натрия с хлоридом бария образуется две новые соли – хлорид натрия и сульфат бария.
2Mg + O2 = 2MgO + Q
2 HgO = 2 Hg + O 2 – Q
По признаку обратимости реакции делятся на обратимые и необратимые. Обратимые реакции всегда протекают одновременно в двух противоположных направлениях, как реакция получения аммиака их двух простых веществ – азота и водорода. В этих реакциях вместо знака равенство ставится знак обратимости.
Необратимые реакции идут до конца, т.е. в результате этих реакций образуется газ, осадок или слабый электролит. Например, в реакции соляной кислоты и карбоната калия образуется углекислый газ и вода, т.е. реакция прошла до конца.
По признаку участия катализатора реакции делятся на каталитические и некаталитические. Каталитические реакции – это реакции, протекающие с участием катализатора. Например, реакция получения оксида серы ( VI ) из оксида серы ( IV ) является каталитической, т.к. необходимым условием её протекания является наличие катализатора оксида ванадия ( V ). Катализатор всегда указывается над знаком равенства или обратимости.
По признаку изменения степени окисления реакции делятся на реакции, протекающие без изменения степени окисления и реакции, протекающие с изменением степени окисления, или окислительно-восстановительные. Так, реакция разложения гидроксида меди ( II ) на оксид меди ( II ) и воду протекает без изменения степени окисления, а реакция взаимодействия нитрата серебра ( I ) с медью является окислительно-восстановительной, т.к. медь изменяет степень окисления с 0 до +2, а серебро понижает свою степень окисления с +1 до 0.
Обобщение и систематизация знаний:
1. Фронтальный опрос.
2. С какими типами химических реакций вы познакомились? Дать им
определение и составить схемы типов реакций для запоминания.
Реакции соединения:
А (простое) + В (простое) = С(сложное)
А (сложное) + В (сложное) = С(сложное)
Реакции разложения:
С(сложное) = А (простое) + В (простое)
С(сложное) = А (сложное) + В (сложное)
Реакции замещения:
А (простое) + ВС (сложное) = АС (сложное) + В(простое).
Закрепление и контроль знаний:
1. Описать реакцию получения аммиака из простых веществ – азота и водорода – по всем известным признакам.
Ответ: соединения, экзотермическая, каталитическая, окислительно-восстановительная, обратимая.
1) При нагревании гидроксида меди ( II ) происходит реакция:
2) Взаимодействие цинка с серной кислотой относится к реакциям:
3) Реакция, уравнение которой 2КMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑ относится к реакциям:
4) Реакция, уравнение которой 2Н2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2, является реакцией:
ПЛАН УРОКА № 130.
Профессия: повар, кондитер.
Тема урока: Классификация сложных неорганических веществ.
Дидактические цели урока:
Образовательные:
- закрепить знания о строении и атомов, об элементах, веществах;
- расширить знания о классификации сложных неорганических соединений;
- рассмотреть оксиды, основания, кислоты, соли как самостоятельные классы неорганических соединений;
- совершенствовать умения устанавливать существенные признаки и свойства сложных неорганических веществ, являющихся основой классификации этих веществ;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес обучающихся к предмету химии с помощью игровых форм;
- показать преимущества диалогового стиля общения;
- развивать эрудицию, кругозор обучающихся;
- развивать у обучающихся умение мобильного использования имеющихся у них знаний;
- развивать творческое, логическое мышление и умение применять сведения, полученные из дополнительной специальной литературы;
- развивать навыки грамотного химического языка;
- развивать навыки обобщения, сравнения, умения устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, уважительного отношения к мнению других;
-воспитывать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми человек встречается в повседневной жизни, профессии;
Тип урока: урок получения новых знаний на основе имеющихся.
Вид урока: урок-беседа.
Форма организации обучения: проблемная беседа.
Организационный момент----1мин.
Взаимное приветствие обучающихся и преподавателя, проверка отсутствующих и готовности группы к уроку, организация внимания обучающихся.
Преподаватель: Тема сегодняшнего урока: Классификация сложных неорганических веществ (слайд 1). Цель урока: систематизировать и закрепить знания о классификации сложных неорганических веществ (слайд 2).
Расположились мы сегодня необычно, а в кругу, для того чтобы при диалоге видеть друг друга.
Актуализация опорных знаний обучающихся ------5 мин.
Преподаватель: Прежде, чем перейти к изучению нового материала, повторим актуальные сегодня основные понятия пройденных ранее тем, что поможет нам более успешно освоить изучаемый материал.
- Наука о веществах, их свойствах и превращениях;
- Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента;
Ответ: Простые вещества
- Элементы, атомы которых имеют на внешнем энергетическом уровне от 1 до 3 электронов;
- Мельчайшая положительно заряженная частица;
- Связь между атомами с резко различной электроотрицательностью;
- Положительно заряженный ион называется.
- Как называется связь между классами соединений, осуществляемых с помощью химических реакций?
- Реакция между несколькими простыми веществами с образованием одного сложного, называется…
Ответ: Реакция присоединения
- Мельчайшая химически неделимая частица вещества называется…
- Горизонтальный ряд элементов, расположенных по возрастанию зарядов ядер атомов, начинающийся щелочным металлом, а заканчивающийся инертным газом.
- Как меняются металлические свойства металлов по группе сверху вниз.
Преподаватель: Итак, мы подготовили стартовую площадку для основной работы.
Изучение нового материала-----23 мин.
Преподаватель: Сложных неорганических веществ в окружающем нас мире насчитывается более 500 тысяч. Все их можно систематизировать на четыре большие группы – классы: оксиды, основания, кислоты, соли (слайд 4). Деление веществ на классы основано на сходстве строения и свойств веществ. При характеристике каждого класса соединений нами будет соблюдаться определенный алгоритм. Это означает, что для каждого класса соединений мы должны
Рассмотрим класс веществ – оксиды. Что такое оксиды?
Обучающийся: Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород, а вторым может быть любой элемент периодической системы элементов Д.И. Менделеева (слайд 5).
Обучающиеся записывают определение в тетрадь.
Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 6). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются оксидами.
Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород, а вторым может быть любой элемент периодической системы элементов).
Преподаватель: Оксиды это хорошо знакомые нам вещества. Подтвердим это.
Обучающийся: Самым распространенным оксидом на Земле является оксид водорода, другими словами, самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле – вода. Почти ¾ поверхности Земли покрыты водой. Мозг человека содержит 81% воды, в крови на воду приходится 4/5 части. Интересно, что высохшая мумия весит только 8 кг. В сутки человеку необходимо примерно 3 литра воды. Велика роль воды в клетке, она участвует во всех биохимических процессах. Вода нужна всем отраслям народного и сельского хозяйства. Но с точки зрения химии вода - оксид водорода.
Преподаватель: Ребята угадайте, о каком веществе эти строки:
«Чтоб появиться я сумел, прокаливают белый мел.
Меня даёт огонь в печи и пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вздох, чтоб я на свет явиться мог.
Обучающийся: речь идет об оксиде углерода (IV) или, как мы его называем углекислом газе.
Преподаватель: Оксиды могут быть основными и кислотными и амфотерными (слайд 7).
В чем их различие?
Обучающийся: Основные оксиды-это оксиды, которым соответствуют основания. Эти оксиды образованы металлом и кислородом. Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствую кислоты. Они образованы неметаллом и кислородом. Амфотерным оксидам соответствуют как основания, так и кислоты, в их составе находится амфотерный элемент.
Преподаватель: Имеют ли оксиды практическое значение? Используются ли они в вашей профессии?
Обучающийся:
СаО - оксид кальция улучшает качество муки и хлеба,
СО2 - оксид углерода (IV) газирует воду,
Fe2O3 - оксид железа (III) применяется как пищевой краситель, имеющий кремовый и коричневый цвета,
N2O5 - оксид азота (V) применяется для изготовления взбитых сливок, как упаковочный газ для предотвращения порчи продуктов.
Преподаватель: Действительно, мы увидели практическую и профессиональную значимость изучаемого нами материала.
Для короткого отдыха предлагаю вашему вниманию опыт,
Описание опыта: помещаем в стакан соду, приливаем сильную кислоту, наблюдаем реакцию.
Преподаватель: Что мы наблюдаем? Предположите, какое вещество выделяется в результате реакции?
Обучающийся: Возможно, выделяется углекислый газ СО2, похожие явления происходят, когда открывают газированную воду.
Преподаватель: Мы немного забежали вперёд и посмотрели опыт, демонстрирующий свойства оксидов. Изучив свойства оксидов на следующих уроках, мы сможем дать полноценное объяснение этого опыта.
Отдохнув от напряженной работы, продолжаем знакомство с классификацией неорганических соединений.
Преподаватель: Переходим к изучению оснований. Какие вещества называются основаниями?
Обучающийся: Основания — это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп (слайд 8).
Обучающиеся записывают определение в тетрадь.
Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 9). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются основаниями.
Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (основания — это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп).
Преподаватель: Пользуясь презентацией, расскажите о классификации оснований (слайд 10).
Обучающийся: Основания могут быть растворимые и нерастворимые.
Преподаватель предлагает обучающимся рассказать об известных и наиболее часто встречающихся в повседневной жизни основаниях.
Обучающийся: Достоверно установлено, что гидроксид кальция, формула которого Ca (OH)2, был одним из самых древних связующих строительных материалов. Смесь дробленного камня, песка и извести применялась еще 2000 лет назад в качестве бетона. Гидроксид кальция – это гашёная известь, которая в смеси с песком сейчас широко используется в качестве строительного материала.
Преподаватель: Какие основания используются в вашей профессии?
Обучающийся: Mg(ОН)2 - гидроксид магния необходим для изготовления посуды из керамики, а такая посуда считается наиболее экологически чистой.
Преподаватель: Перейдём к изучению кислот. Какие вещества называются кислотами?
Обучающийся: Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, которые могут замещаться на атомы металлов, и кислотного остатка (слайд 11).
Обучающиеся записывают определение в тетрадь.
Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 12). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются кислотами.
Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, которые могут замещаться на атомы металлов, и кислотного остатка).
Преподаватель: Как классифицируются кислоты?
Обучающийся: По количеству атомов водорода кислоты могут быть одноосновными и многоосновными. По составу кислотного остатка кислоты могут быть кислородсодержащими и бескислородными (слайд 13).
Преподаватель: Какие кислоты имеют для нас жизненно важное значение и встречаются в вашей профессии?
Обучающийся: Ортофосфорная кислота используется для подкисления продуктов питания и напитков, ее используют для изготовления плавленых сыров, колбас, сахара, ароматизированных напитков, серная кислота используется в качестве вещества, защищающих вещества от порчи.
Преподаватель: Предлагаю вам минутку отвлечься от напряженной умственной работы и посмотреть опыт. Опыт поможет нам перейти к следующему классу веществ – солям.
Демонстрируется опыт.
Преподаватель: Мы опять немного заглянули в будущее. Интересно? Но объяснить опыт вы пока не можете. Это мы сделаем, изучив свойства солей на следующих уроках.
А пока, следуя нашему алгоритму, ответим на вопрос: какие вещества мы называем солями?
Обучающийся: Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков (слайд 14).
Преподаватель: Приведите примеры таких веществ (слайд 15). Из химических соединений, показанных на слайде, выберите номера тех, которые являются солями.
Обучающиеся называют номера соединений, поясняя свой выбор (соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков).
Преподаватель: Как классифицируются соли?
Обучающийся: Соли бывают кислые, средние, основные и двойные (слайд 16).
Преподаватель: Расскажите об основных солях, которые встречаются в нашей жизни, имеющих непосредственное отношение к вашей профессии.
Обучающийся: Химическое вещество, относящееся к классу солей, имеется в каждом доме, в каждой семье. Это – поваренная соль, формула которой NaCl, или хлорид натрия, применяется в качестве приправы к пище. Нам трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила источником существенного пополнения казны, была важным предметом торговли, из-за этого невзрачного на вид белого порошка велись кровопролитные войны между народами.
Почему же поваренная соль, к которой мы привыкли относиться как к обычной вкусовой приправе, играла такую выдающуюся роль в истории человечества? Оказывается, это вещество совершенно необходимо для жизни человека и животных. В теле человека содержится около 300 грамм соли, запас которой постоянно расходуется и нуждается в пополнении. Длительное солевое голодание может привести к гибели организма. Поваренная соль служит источником образования в желудке соляной кислоты – основой желудочного сока.
Поваренная соль – одно из лучших консервирующих средств, она убивает многие микроорганизмы, поэтому применяется как один из важнейших способов сохранения пищи. В пищевой отрасли промышленности соль используется для консервирования мяса, рыбы, квашения и соления овощей.
Закрепление полученных знаний-----5 мин.
Игра позволит оценить знания каждого обучающегося индивидуально.
На слайде в таблицу занесены химические вещества, относящиеся к различным классам и произвольно пронумерованные. Преподаватель зачитывает вопрос, а обучающиеся должны выписать номер вещества, о котором идёт речь. Предварительно даётся установка, что необходимо быть внимательными т.к. исправления не допускаются.
Вещество, соли которого называются сульфатами. (3)
Этот оксид - самое распространенное и необходимое вещество на нашей планете. (1) Эта кислота используется для получения взрывчатых веществ, красителей, пластмасс. (5)
Вещество, получаемое при взаимодействии оксида натрия с водой. (4)
Кислота, входящая в состав желудочного сока. (8)
Это основание в смеси с песком используется в качестве строительного материала. (6)
Историческое название этого вещества - едкий кали . (9)
Этот оксид без цвета и запаха образуется при дыхании и сгорании топлива. ( 7)
Эта соль обеспечивает человеческий организм жизненно необходимым хлором. (2)
Затем правильность выполнения работы проверяется с помощью слайда (слайд 18).
2). В это время на доске трое обучающихся показывают генетическую связь между классами соединений.
Задание для работающих у доски.
Чтобы показать генетическую связь между классами соединений, расположите в определённом порядке карточки, на которых написаны химические элементы и их соединения.
Ca → CaO → Ca(OH) → CaSO4
Обобщение и систематизация изученного материала-----5 мин.
Преподаватель: Подведём итоги работы на уроке.
- Мы узнали о существовании четырёх основных классов веществ: оксиды, основания, кислоты, соли, познакомились с их признаками и классификацией.
- Какие умения мы приобрели?
- Мы научились по признакам отличать классы веществ друг от друга.
- Почему изучение этого материала важно для нас?
- Потому что всё изученное тесно связано с нашей будущей профессией.
Итоговая часть занятия---3 мин.
В заключении проводится качественная и количественная оценка работы учащихся.
Домашнее задание----2 мин.
Домашнее задание: используя информацию учебника (учебник О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей), описать области применения распространенных оксидов, оснований, кислот и солей.
Для выполнения домашнего задания каждый обучающийся получает карточку с индивидуальным заданием: распределить предложенные вещества в таблице (приложение 1).
Читайте также: