Конспект по профилактике дисграфии

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: демонстрационные картинки, графические профили звуков С-Ц.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
– Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные)
– Назовите гласные I ряда; II ряда.
– На что указывают гласные I ряда? II ряда?
– Молодцы!

II. Основная часть

Введение в тему

– Прочтите слова, записанные на доске.
СВЕТ – ЦВЕТ
– Что означают эти слова?
– Какими двумя звуками отличаются эти слова? (Звуками С-Ц)
– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия:
[С] – [Ц]
– А также запишите названия картин, которые отличаются звуками С-Ц. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графическую схему звука (на доске, сопровождая показ указкой)

2. Соотнесение звуков С – Ц с символами (вода из крана, палец приставленный к губам)

– Звуки С и Ц мы слышим в окружающем нас мире. Вот перед вами картинки. Попробуйте угадать, какая из них подходит к какому звуку? Почему?
– И действительно, звук С мы слышим, когда течет вода из крана, Ц – так мама просит быть потише. (Прикрепить символы рядом со звуками на доске)
– Произнесите соответствующий звук, когда я укажу на картинку. (2 раза)

3. Чтение слогов с доски (хором):

ца – са цо – со цу – су цы – сы
аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы – ысы

5. Нахождение картин со звуками С-Ц, определение места звука в слове (в начале, середине, конце). (На формате А5 картинки, в которых произносятся звуки С – Ц).

– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки С-Ц. Предлагаю найти их и отметить фишками. Слова со звуком С – зелеными фишками, со звуком Ц – синими.
– У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети найдут картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
– Молодцы, справились все с заданием.

6. Списывание с доски.

Коль_о, коле_о, ку_ты, три_та;
Паль_ы, пыль_а, поло_а, полотен_е;
_и_терна, _ини_а, _олн_е, _пи_а;
_кворе_, пе_ _ы, _ _ена, _е_арка.

7. Графическое изображение слова.

– Поупражняемся в выделении слогов с буквами С-Ц в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях. Образец: са ___ ___ ,
сапоги, пылесос, овца, кольцо, сердце, красавица, гостиница, синица .
– Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место слога в слове, записываете слог.

8. Отгадывание загадок.

– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и разгадаете кроссворд.

1. Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (сова)

2. Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу. (Сорока)

3. И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они – морские … (свинки)

4. Дом охраняет всю ночь напролет –
Чужой без хозяина в дом не войдет.
В трудный поход её брать с собой можно,
Друга вернее найти невозможно. (Собака)

5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)

6. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)

7. Летом в поле травку рвёт,
А зимой в хлеву живет:
Сена вволю ей дают
Да ягнёнка в прибыль ждут.
Не рогата, не бодлива,
Беспокойна, боязлива.
Шёрстку у неё стригут,
Вяжут из неё и ткут. (Овца)

8. Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
На зуб волку попадается? (Заяц)

9. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля
Кто же это? (Цапля)

10. Квохчет, квохчет, кудахчет
Всех детей собирает. (Курица)

– Внимательно прочитайте еще раз отгадки. Подумайте, о ком были загадки. Назовите одним словом. (Животные, птицы)
– Выпишите названия животных в первый столбик, названия птиц во второй. Подчеркните С – одной чертой, Ц – двумя.

– День наступает, все оживает!
(Дети изображают летающих птичек, жуков, бабочек, стрекоз – машут руками-крылышками).
– Ночь!
(Все дети должны замереть в позе).

10. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям.

– Много существует профессий. Овладевают профессией, как мужчины, так и женщины. Какие профессии вы знаете?
– Вот сейчас и поупражняемся в правильном назывании профессий. Когда вырастите, он писатель, а она? (Писательница)

учитель – летчик –
сварщик – работник –
разведчик – художник –
буфетчик – лыжник –
мастер – садовник –

11. Работа над предложением. (На доске записано предложение)

Дети смеются, глядя в оконце на ясное солнце.

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня учились различать?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!

Занятие №2

Тема: Дифференциация звуков С-Ц

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков С-Ц и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.

  • учить дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях и предложениях;
  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
  • активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
  • развивать связную речь; зрительное внимание и память;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • воспитывать бережное отношение к птицам, к природе;

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Вспомните названия всех месяцев по порядку.
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите последний месяц зимы.
– Какое время года наступает после зимы?

II. Основная часть

Введение в тему

1. Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков.

– Уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам. (На доске висят графические профили звуков)
– При произнесении звука С – кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С-С…. Голосовые связки отдыхают.
– Звук Ц образуется при слиянии звуков ТС. При произнесении звука Ц – кончик языка упирается за нижние передние зубы и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки Т и С. Голосовые связки отдыхают.
– Дадим характеристику звукам С-Ц.
– Звук С – согласный, твердый, глухой, простой.
– Звук Ц – согласный, твердый, глухой, сложный.

2. Воспроизведение чистоговорок.

Ас-ас-ас – у нас дома ананас
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос
Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус
Ыс-ыс-ыс – Денис, пей кумыс.
Ца-ца-ца – кудахчет курица
Цо-цо-цо – красивое кольцо
Цы-цы-цы – звенят бубенцы

– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками С- Ц, а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой: акция, сумка, заяц, цыплёнок, мост, блюдце, садовник, водица, писатель.

4. Запись слов в два столбика С – Ц.

5. Работа с цифровым рядом

– Следующее задание на определение места звука в цифровом ряду. Будем работать с черными фишками. Напоминаю последовательность работы: слушаете слово, проговаривая про себя, определяете место звука, кладете фишку. Сначала определим звук С: кастрюля, снежок, закуска, капуста, сосна, высота, слово;
– Определим звук Ц: пыльца, пальцы, колодец, цепь, луковица, птица, офицер.

6. Составление словосочетаний

– Перед вами слова и картинки. К словам первого столбика следует подобрать картинки, чтобы получилось словосочетания. Произнести словосочетания чётко проговаривая слова.

(Другой вариант: записать словосочетания в тетрадь, подбирая к словам первого столбика слова из справок. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.)

Пёстрая водица
Чистая курица
Светит столица
Офицер на письмо
ценное солнце
Москва – границе

8. Работа у доски.

В саду растёт … .
Сегодня ярко светит … .
На вешалке висит … .
Во дворе лает … .
На сцене выступает … .
На грядке вырос … .
Около реки стоит … .
По дороге едет … .

(Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)

9. Чтение текста.

Наши друзья

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.

Ответим на вопросы:

– Отчего же погибают деревья?
– Кто защищает деревья от гусениц?
– Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу. Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам.
– Назовите слова из рассказа со звуками С-Ц.
– Прочитав рассказ, какую полезную информацию вы узнали?

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня различали?
– Какие слова вы запомнили со звуками С – Ц? Назовите их.
– Какие задания вам понравились?
– Благодарю всех за работу, до свидания!

Комплекс занятий по предупреждению дисграфии в 1 классе.

ВложениеРазмер
kompleks_zanyatiy.doc 765 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс занятий по предупреждению нарушений письма у учащихся 1 класса.

Исследование письма учащихся первых классов показало, что наиболее распространенными в письменных работах учащихся были ошибки на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Наиболее редко встречались ошибки, связанные с несформированностью фонемного распознавания. Основываясь на полученных данных мы разработали комплекс занятий по предупреждению дисграфии.

Комплекс занятий составляли с использованием работ таких авторов как

Мазанова Е.В. Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова; [18] [22] [23], [24], [25].

Представленный ниже комплекс коррекционно-развивающих занятий состоит из 7 фронтальных занятий. Продолжительность занятий составляет 30-35 минут.

Комплекс занятий по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия.

Задачи: Вспомнить вместе с детьми гласные и согласные звуки, закрепить знания детей о звонких и глухих, твердых и мягких согласных; развивать фонематическое восприятие, учить дифференцировать согласные звуки, закрепить знания о парных согласных.

Картинки: заяц, ежик, рюкзак, корова, вишня.

Логопед приветствует детей. Логопед просит детей вспомнить, какие звуки относятся к гласным и согласным.

II. Основная часть

Логопед: Сегодня буквы хотят пригласить вас в гости в страну Букв и Звуков. В этой стране живут Гласные и Согласные звуки. Гласные звуки живут в красных домиках, крыши домиков окрашены в красный - для гласных звуков первого ряда и розовый цвет — для йотированных гласных второго ряда. Согласных Звуки, живут в синих домиках, крыши домиков окрашены синий цвет — для твердых согласных – и зеленый – для мягких согласных. На дверках домиков согласных звуков есть колокольчики для звонких звуков и наушники — для глухих согласных звуков.

Иногда согласные и гласные собираются в улицы Слогов. Там они вместе играют, составляют слоги, затем несут слоги на площадь, где составляют из слогов слова. На площади Слов буквы узнают значения новых слов и припоминают значения уже известных. Около дворца Грамматики составляют из слов предложения, а потом целые сказки, рассказы и сочиняют стихи.

У стен города несут службу ударение и все знаки препинания. Все они следят за порядком в Городе Звуков и Букв. Итак, в путь!

Логопед: Мы заглянули на улицу Гласных. Гласные очень пугливы. Они спрятались в свои домики.

Какие гласные должны стоять в словах? Запишите их в квадратиках (запись на карточках). Подумайте, какого цвета должны быть домики каждой гласной.

Д[]м к[]т кр[]н л[]с к[]т кр[]т

  1. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед: Гласные очень обрадовались тому, что вы хорошо справились с заданием. Они так распелись, что слышны только их голоса, а согласных звуков не слышно. Рассмотрите картинки и отгадайте по голосам гласных названия предметов. Запишите их.

Логопед: называет только гласные, дети отгадывают слова с опорой на картинки.

Картинки: заяц (а-я), ежик (е-и), рюкзак (ю-а), корова (о-о-а), вишня (и-я). 4. Закрепление знания о парных согласных.

Логопед: Погостив немного у гласных, пойдем в гости к Согласным Звукам. Зайдем в гости парным согласным. Назовите все пары согласных по звонкости и глухости. А какие пары могут образовывать согласные по мягкости и твердости?

1 вариант: водопа_, ло_ка, тетра_ь, голу_ь, морко_ь

2 вариант: шокола_, моро_, бере_, самока_, лоша_ь

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики — Ура

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — будить. Одновременно с восклицанием Ура! Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

  1. Работа по развитию буквенного синтеза на уровне слов.

Логопед: Мы очутились на улице Слов. Но что мы видим? Слово рассыполось! Соберите из букв ключевое слово, а потом из букв этого слова составьте как можно больше новых слов.

Буквы: Т. Е. Л. Е. В. И. З. О. Р.

III. Итог занятия

Логопед: Гласные и согласные очень довольны нашим путешествием. Они рады вашим хорошим знаниям звуков. Проводить вас вышли все жители страны Звуков и Букв. Сколько их? Давайте припомним и назовем все имена жителей. (Называют по памяти или с опорой на алфавит.)

Тема: Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Цель: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;

Задачи: учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки; закреплять знания о гласных и согласных звуках; развивать логическое мышление.

Оборудование: Картинки: кот, утка, заяц, ящерица; предметная картинка с изображением Кузи (приложение 5).

Картинки: туча, ящик, еж, юбка, пень, морковь.

Логопед: Ребята, послушайте загадки и отгадайте их. Запишите отгадки. Далее, вы из первых звуков отгаданного слова вы должны записать цепочку и отгадать загаданное слово.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе, орешки я грызу

Тихо не спеша ползу,

Домик на себе несу.

Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный

Он живет на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками к болоту

Запись отгаданного слова на доске.

Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

Логопед: Отгадайте имя героя, который придет к нам на занятие по первым буквам слов – названий картинок. Почему количество звуков и букв в имени Кузя различно?

Картинки: кот, утка, заяц, ящерица. (Кузя)

Логопед: Кузя перепутал нам слова, ему очень нравятся гласные звуки, и он решил забрать их себе. Посмотрите, что из этого получилось! Таких слов не бывает, поможем Кузе вернуть гласные буквы А, О, У, И в слова.
БРБН-… КН-… ЛТ-… ЛН-…

МШК-… БЗР-… РССД-… БРН-…

ГРД-… ВД-.. . НТК-… СХР-…

Ребята, запишите, что у вас получилось.

Логопед: Молодцы! Вы хорошо умеете вставлять звуки и буквы в слова. Теперь Кузя хочет узнать, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах. Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в ее названии.

Образец: кошка – 5 букв, 5 звуков. Заяц 4 буквы, 5 звуков. Конь – 4 буквы, 3 звука.

Картинки: туча, ящик, еж, юбка, пень, морковь.

Работа со словами-перевертышами.

Логопед: Кузя нашёл в книге много интересных слов, которые можно читать слева направо и справа налево. Прочитайте слова справа налево.

Запишите слова, которые у вас
получились.

Казак, кот, мот, топот, мир, луг, хорош, зов.

Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения кистями рук вверх и вниз).

Мы морковку трём, трём, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим, солим, (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки

Слова: стекло, моряк, картон.

Логопед: Из какого слова у вас получилось наибольшее количество слов? Какие это слова?

Логопед: Кузя так увлекся, что не заметил, как прошло время занятия и пришла пора прощаться. Он предлагает последнюю игру. Прочитайте слова и добавьте к нему первую букву, чтобы получилось новое слово.

Оса, утка, усы, ужи, исток, лад, роза.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите образованные слова и, выбрав любую пару из них, определите количество букв и звуков в ней.

Тема: Слог. Дифференциация одно-, двух-, трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.

Цель: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;

Оборудование: картинки каждому ребенку для обозначения открытых и закрытых слогов (замок); индивидуальные карточки (приложение 6).

  1. Закрепление знания о закрытых и открытых слогах.

Логопед: Рассмотрите карточки и скажите, что это такое? Поднимите нужный символ на услышанный слог.

Слоги: оп, ву, ки, пы, , ол, гур, ан, ус, кар, ор, А, маш, а.

Развитие зрительного восприятия и мышления.

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку и скажите, что здесь лишнее.

Картинка: медведь, заяц, лиса, волк, белка, бабочка. (лишняя бабочка, т.к. это насекомое).

Логопед: формулирует тему и пишет ее на доске

II. Основная часть

Логопед: Представьте, что вы пришли в зоопарк и там вы увидели животных, но в надписях обозначающих, что это за животное пропущен слог, вставьте его и запишите себе в тетрадь. Картинки животных с надписями;

Мед_дь, жи_ф, _бе-зья-на, ко_ла, кен_ру, зеб_.

Логопед: Ребята, посмотрите карточки и запишите в таблицу названия животных, в соответствующие столбики по количеству слогов.

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников.

Профилактика дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Конспект занятия.

Тема: Профилактика оптической дисграфии.

Лексическая тема: Осень. Деревья.

-развитие зрительно-пространственной ориентировки;

-обогащение словарного запаса;

-совершенствование общей и мелкой моторики;

-совершенствование артикуляционной гимнастики;

-развитие правильного речевого дыхания;

-развитие памяти, логического мышления.

-картинки-отгадки с изображением времен года,

-наложения контуров (овощи- листья деревьев)

Ход занятия.

-Сейчас сядет тот, кто скажет название дерева.

2. Развитие зрительного восприятия.

-Ребята, как мы отличаем одно дерево от другого? Как по листьям узнать деревья?

У каждого дерева лист имеет свою, особую форму. Вот лист клена: крупный, с пятью острыми лопастями. Лист рябины больше похож на целую веточку с несколькими, расположенными друг против друга листьями. Каждый листочек с зубчиками. У березки листочки округлые с острым концом и зубчатым краем. У осины небольшие, круглые, с овальным краем листья. Волнистые края дуба повторяют контур взрослого дерева. С древних времен ветка этого дерева была символом силы, знатности, могущества, добра. Ветками из дубовых листьев награждали воинов, совершавших выдающиеся подвиги.

3. Ориентирование в пространстве.

- Положите кленовый лист так, чтобы он лежал справа от дубового листа и слева от березового.

4. Обогащение словарного запаса. Умение ориентироваться в пространстве.

Кто знает верную примету,

Высоко солнце, значит лето.

А если холод, вьюга, тьма

И солнце низко, то (зима).

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться (лето).

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса.

Значит к нам пришла (весна).

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек, я (осень).

-Ребята, у вас у каждого знак того времени года, которое вы отгадали. Встаньте так, как времена года сменяют друг друга. Назовите, свое время года и время года, которое до и после вашего времени года.

5. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на развитие дыхания.

-А какое сейчас время года?

-Назовите признаки осени. (Листья желтеют, краснеют, опадают. Часто идет дождь.)

Как стучит дождик по крышам? Положили язычок на нижние зубки и помассировали его (та-та-та).

Из нее, того и жди,

Сеять вниз начнут дожди.

Ветер, ты-то ведь могучий,

Разгони на небе … (тучи).

-Дуем на дождик из тучки.

-Молодцы, сдули тучку. Солнышко выглянуло, потянулся язычок к солнышку, затем к земле. Вправо, влево посмотрел.

6. Развитие мелкой моторики.

Один из признаков осени - падающие разноцветные листья.

Раз, два, три, четыре, пять - (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать. (загибают на каждую строчку по одному пальцу)

Листик дуба соберем,

Маме осенний букет отнесем. (сжимают - разжимают кулачки)

7. Развитие зрительного внимания (наложения контуров овощей и листьев).

-Найдите и цветными карандашами раскрасьте листья, а не овощи.

8. Развитие общей моторики.

Мы пойдем сейчас налево 1, 2, 3.

А затем пойдем направо 1, 2, 3.

В центр круга соберемся 1, 2, 3.

И обратно разойдемся 1, 2, 3.

Мы тихонечко присядем 1, 2, 3.

И тихонечко привстанем 1, 2, 3.

Попляшите наши ножки 1, 2, 3.

И похлопайте в ладошки 1, 2, 3.

9. Развитие сенсомоторики.

-Ребята, с каким деревом связана замечательная традиция?

-Нарисуем ёлку 2-мя руками. Но прежде предлагаю сделать массаж нашим ручкам (катаем ёжиков-шариков между ладонями).

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки,

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

Затем дети рисуют вместе с логопедом елку двумя руками одновременно.

10. Итоги занятия.

-вспомните, чем вы сегодня занимались.

Деятельность по профилактике и снижению тревожности дошкольников содержание модели: На первом этапе работы были организованы семинары с воспитателями с целью разъяснения важности выявления тревожных детей.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у дошкольников в группе с тяжелыми нарушениями речи Среди многообразия нарушений письменной речи наиболее часто встречающейся является оптическая дисграфия. Увеличение количества детей с предпосылками.

Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОНР с целью профилактики оптической дисграфии Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных,.

Роль здоровьесберегающих технологий в профилактике речевых нарушений младших дошкольников Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Задача охраны и укрепления.

Конспекты занятий по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспекты занятий по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников.

Конспекты занятий по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников.

Конспекты занятий по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников.

Конспекты занятий по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников.

Конспекты занятий по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников.

Конспекты занятий по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников.

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Что такое дисграфия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Панкратова И. В., детского невролога со стажем в 26 лет.

Над статьей доктора Панкратова И. В. работали литературный редактор Вера Васина , научный редактор Сергей Федосов и шеф-редактор Лада Родчанина

Панкратова Инна Владимировна, детский невролог - Санкт-Петербург

Определение болезни. Причины заболевания

Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.

Дисграфия

Выделяется три группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога;
  • ошибки на уровне слова;
  • ошибки на уровне предложения.

Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.

Нарушение письма может быть обусловлено задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи. Такая задержка возникает в результате воздействия неблагоприятных факторов в разные периоды развития ребёнка [7] .

К неблагоприятным факторам раннего периода можно отнести:

  • отягощённая беременность — хронические заболевания матери, гестоз, анемия, многоплодная беременность;
  • рождение ребёнка на сроке беременности до 35 недель;
  • перинатальная патология центральной нервной системы (ЦНС);
  • церебральная гипоксия (ишемия) — острое повреждение головного мозга в результате его недостаточного кровоснабжения во время беременности, родов или в течение первого месяца жизни;
  • родовая травма ЦНС;
  • инфекции ЦНС (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус, краснуха);
  • системные метаболические нарушения (билирубиновая энцефалопатия, гипогликемия, гипокальциемия, гипо- и гипермагниемия, гипо- и гипернатриемия).

Причины, которые могут привести к дисграфии в более старшем возрасте (после 2 лет):

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • патологии внутренних органов (пиелонефрит, гастрит, пневмония, ревматизм);
  • нарушения сердечно-сосудистой системы;
  • онкология;
  • выраженная психологическая травма, обусловленная сложной семейной обстановкой, низким социальным статусом, конфликтами со сверстниками, одиночеством.

Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.

Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии. Кроме того сложности с письмом могут возникнуть у ребёнка, пишущего левой рукой или переученного с левой руки на правую. Нередко дисграфией страдают дети, для которых язык, на котором они учатся писать, не является родным.

Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи. Расстройство может провоцировать логоневроз (заикание и запинания в речи) и сниженный темп созревания психических функций (например, на фоне хронических болезней или социальной дезадаптации).

При обследовании письма и чтения у 186 учащихся первых классов дисграфия была обнаружена у 21 % детей [3] .

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы дисграфии

Дисграфия проявляется ошибками в письме, которые регулярно повторяются у детей без сопутствующих патологий (умственной отсталости или снижения слуха).

Ошибки на уровне букв и слогов обусловлены несформированностью звукового анализа слова (пропуски, перестановки, вставки, повторы как букв, так и слогов). Например: "снки-санки" или "кичат-кричат".

Ошибки на уровне слова связаны с затруднением вычленения из речевого потока речевых единиц и их элементов (слитное написание слов, предлогов со словами, либо раздельное написание приставки со словом). Например: "и дут", "по дкроватью", "светилалуна".

Ошибки на уровне предложений связаны с недостаточностью языкового обобщения, это не позволяет школьникам уловить различия частей речи. Это приводит к нарушению структуры предложения. Например: "гуси вышли изадвора пощли на прут" [7] .

У школьников с дисграфией часто формируется неразборчивый почерк, написание букв неаккуратное — так проявляется неуверенность ребёнка и боязнь ошибки. Буквы разной высоты и наклонены в разные стороны, выходят за строчку. При письме ребёнок напрягается, сильно надавливает на ручку и от этого быстро устаёт и не может ускорить темп письма. При написании диктантов школьник старается писать неразборчиво, чтобы учитель не заметил ошибки, при этом регулярно получает неудовлетворительные оценки. Это приводит невротизации ребёнка и ещё больше усугубляет его проблемы. Возникает внутренний страх ошибки, формируется неуверенность в себе, появляется замкнутость, пропадает мотивация к учёбе.

Проявления дисграфии также может сочетаться с неврологическими нарушениями — снижением памяти и внимания, гиперактивностью, нарушением поведения.

Важно помнить, что в первом классе многие дети с трудом осваивают письмо, делая большое количество ошибок, но это нормальный путь становления письменной речи.

Патогенез дисграфии

Для правильной работы сложной системы, отвечающей за речевое развитие ребёнка, необходим неповреждённый мозг и равномерное созревание речевых центров и анализаторов.

Зоны мозга

При воздействии неблагоприятных факторов могут возникать отклонения в созревании и работе отделов мозга, отвечающих за речевое развитие и за письменную речь в частности. Патологическое влияние на развивающийся мозг может быть оказано в разные временные периоды: от внутриутробного развития до школьного возраста. К таким факторам относятся внутриутробные инфекции, родовая травма, порок сердца, хирургические вмешательства, соматические заболевания, черепно-мозговая травма. Негативный фактор может повлиять не только на отдельные центры, входящие в речевые зоны, но и на весь речевой комплекс, что приведёт к общему недоразвитию речи (ОНР).

От степени, силы и длительности патологического воздействия на речевые зоны зависят клинические проявления дисграфии у детей — от лёгких форм, корректирующихся занятиями с логопедом, до тяжёлых нарушений, требующих комплексного подхода к терапии.

В настоящее время существует несколько основных подходов к патогенезу дисграфии. Корнев А. Н. выделяет в патогенезе нарушений письменной речи три аспекта [3] :

  • нарушение в развитии психических функций;
  • неоднородность развития индивидуальных сенсомоторных и интеллектуальных функций;
  • частное недоразвитие ряда умственных функций.

Лалаева Р. И. считает, что у детей с дисграфией не сформированы отдельные психические функции [4] :

  • зрительный анализ и синтез;
  • пространственные представления;
  • слухопроизносительная дифференциация звуков;
  • фонематический, слоговый анализ и синтез;
  • деление предложений на слова;
  • лексико-грамматический строй речи;
  • расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Классификация и стадии развития дисграфии

Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.

Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов [8] :

  • оптическая дисграфия — обусловлена недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга, что приводит к неустойчивости зрительных впечатлений и представлений, некоторые буквы не узнаются и не соотносятся со звуками;
  • акустическая дисграфия — вызвана недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация звуков и нарушаются звукобуквенные соотношения;
  • моторная дисграфия — возникает при задержке в созревании мелкой моторики рук, происходит нарушение в соотношении моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.

Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций [4] :

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущий симптом — дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).
  2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
  3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
  4. нарушение звукобуквенного анализа и синтеза;
  5. нарушение слогового анализа и синтеза;
  6. нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
  7. Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
  8. Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза пространственных представлений

Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:

  • I блок — регуляция тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации);
  • II блок — приём, переработка и хранение информации (операциональный уровень);
  • III блок — программирование, регуляция и контроль сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) [5] .

Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:

  • Регуляторная — дисфункция III блока, связанная со слабостью функций программирования и контроля.
  • Акустико-кинестетическая — дисфункция II блока мозга, слабость переработки слуховой и кинестетической (двигательной) информации. Поражение кинестетического анализатора приводит к нарушению точных артикуляционных и глазодвигательных движений и движений мышц кисти.
  • Зрительно-пространственная — связана с несформированностью зрительно-пространственных функций и дефицитом речевого слуха.

У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)

Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:

  1. Лёгкая степень. Виды дисграфических ошибок:
  2. замены букв (ч-щ, б-п);
  3. нарушения в обозначении мягкости согласных ("маленкие");
  4. искажения звукобуквенной структуры слова ("поплькли — поблёкли").
  5. Средняя степень. Виды дисграфических ошибок:
  6. замены букв (о-а, ю-у);
  7. искажения звукобуквенной структуры слова ("птичк, помогайт, пичкам");
  8. нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы ("в оконнов стекла").
  9. Тяжёлая степень. Виды дисграфических ошибок:
  10. замены букв (н-т);
  11. искажения звукобуквенной структуры слова ("подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц");
  12. нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);
  13. аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).

Осложнения дисграфии

Дисграфия, не выявленная в младшем школьном возрасте, может отразиться на дальнейшем развитии личности ребёнка. При лёгкой форме расстройства, не осложнённой другими неврологическими патологиями, проблема может быть решена с помощью занятий с логопедом и психологом.

Если же у ребёнка выявлены сопутствующие неврологические отклонения, такие как синдром дефицита внимания, снижение памяти, выраженная гиперактивность, нарушение поведения в виде выраженной расторможённости и агрессивности, низкий уровень усвоения школьного материала, то победить нарушение письменной речи будет сложнее. Целенаправленные коррекционно-логопедические занятия и медикаментозное лечение помогут уменьшить проявление дисграфии, но у части детей проблемы с письменной речью могут остаться на всю жизнь. В таком случае дисграфия значительно повлияет на становление личности ребёнка. Такие дети могут иметь психологические проблемы:

  • неуверенность в себе;
  • низкую самооценку;
  • сниженную социализацию и попытки скрыть свою проблему от окружающих.

Также возникает ограничение при выборе будущей профессии. Однако важно помнить, что и во взрослом возрасте человек может бороться с дисграфией и достигнуть положительных результатов.

Ряд детей младшего школьного возраста с дисграфией имеют пограничное состояние по умственному развитию. Такие дети плохо усваивают школьную программу, отстают от сверстников, часто нуждаются в дополнительных занятиях. Если ребёнок после второго класса школы не освоил письмо и не научился читать, необходима консультация психиатра [4] .

Диагностика дисграфии

Первичная диагностика дисграфии проводится школьным логопедом в конце первого класса или в начале учебного года во втором классе. Для этого логопед использует речевые карты — стандартизированный опросник, выявляющий уровень физического, познавательного, нервно-психического, речевого и психомоторного развития. На основании анализа результатов тестирования делается вывод о наличии или отсутствии дисграфии. При выявлении дисграфии логопед определяет её вид.

Для уточнения общего уровня развития ребёнка необходима консультация клинического психолога. Психологическое тестирование поможет выявить конкретные проблемы ученика:

  • снижение памяти и внимания;
  • нарушение мышления, снижение уровня интеллектуального развития.

Ребёнок с дисграфией должен быть осмотрен неврологом. При осмотре детский невролог оценит общий неврологический статус и выявит сопутствующие неврологические патологии. Основываясь на результатах осмотра и данных, полученных от логопеда и клинического психолога, врач-невролог выработает тактику обследования и при необходимости план лечения пациента.

Для комплексного обследования ребёнка с дисграфией необходима консультация педиатра для исключения хронических соматических заболеваний, офтальмолога и сурдолога для выявления снижения слуха и психиатра [2] [9] .

Обязательным инструментальным методом исследования является электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование электрической активности головного мозга. ЭЭГ проводится для исключения скрытой судорожной активности головного мозга.

Электроэнцефалография (ЭЭГ)

К другим инструментальным методам относятся дуплексное исследование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника ( неинвазивное исследование сосудов, отражающее функциональные показатели кровотока) и магнитно-резонансная томография (МРТ). МРТ головного мозга показана детям с выраженными сопутствующими неврологическими нарушениями для выявления возможных органических поражений головного мозга [2] .

Лечение дисграфии

При выявлении у ребёнка дисграфии логопеду нужно уточнить её форму, это необходимо для составления методического плана реабилитации и организации коррекционных занятий. К работе логопеда для нормализации психологического состояния ребёнка целесообразно подключить занятия с психологом.

Детям с дисграфией рекомендованы регулярные осмотры невролога. Врач на основании клинического осмотра и данных инструментальных исследований составляет план лечения пациента. Подход к терапии детей с дисграфией должен основываться на рекомендациях федерального руководства по детской неврологии.

Из медикаментозной терапии показаны препараты:

Также в лечении используются малоинвазивные инструментальные методы. Для коррекции речевых нарушений у детей применяют транскраниальную микрополяризацию [10] . Метод основан на лечебном воздействии на головной мозг постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы. Во время процедуры происходит направленное воздействие на системы головного мозга. Это активирует неэффективно функционирующий синаптический аппарат нейронов и стимулирует развитие незрелых элементов коры головного мозга [6] .

Также для лечения детей с дисграфией применяют метод биоакустической коррекции [11] . Основой терапии является компьютерное преобразование электроэнцефалограммы больного в акустический сигнал и предъявление этого сигнала пациенту в реальном времени. Тем самым осуществляется сенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция. ЭЭГ-зависимая физиотерапия на основе метода биоакустической коррекции способствует улучшению показателей состояния центральной нервной системы.

Инструментальные методы лечения дисграфии

Прогноз. Профилактика

В большинстве случаев дисграфия у детей младшего школьного возраста поддаётся логопедической коррекции. Тяжёлые случаи нарушения письменной речи встречаются нечасто. Таких детей отправляют в центры психолого-медико-социального сопровождения для решения вопроса о дальнейшем обучении ребёнка. Обычно пациентам с тяжёлой формой дисграфии рекомендуют продложить обучение в школе для детей с патологией речи. В дальнейшем при устранении проблем с письменной речью ребёнка переводят в общеобразовательную школу.

Профилактика дисграфии основывается в раннем выявлении логопедом (на уровне детского сада) детей с нарушением речевого развития. Если к 4-5 годам у ребёнка остаются речевые проблемы, его необходимо перевести в логопедический детский сад иди логопедическую группу для проведения коррекционных занятий.

В комплекс логопедических занятий, помимо работы по постановке и автоматизации звуков, обязательно должны входить задания по развитию внимания, памяти, узнавания зрительных образов, мелкой моторики, слухового сосредоточения [4] .

В настоящее время многие родители настроены на раннее развитие своего ребёнка, но этот подход часто себя не оправдывает и может спровоцировать проблему. Так, обучение ребёнка чтению и письму должно коррелировать со степенью созревания его сознания и готовности к обучению.

Читайте также: