Конспект по однкнр христианство

Обновлено: 05.07.2024

Основные термин ы, понятия: религ ия, культура, храм, икона, христианств о .

Оборудование: Н оутбук, электр онная доска, проект ор, раздаточн ый материал

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебн ой деятельности учащи хся. 3

– Здравствуйт е. Я рада вас сего дня видеть! Посм отрите друг на друга, улыбнитесь,

Учитель приве тствует учен иков. Желает хор ошего дня.

На про шл ом уроке мы с Вами познакомились с понятием религия, как она влияет на

человека. Сег одня на ур оке, мы о бсудим, какие ф акторы повл ияли на принятие

- Что такое культура? ( Ответы учен иков - произведен ия искусства, и деи, быт, тип

- Какие слои в ру сской культуре мы можем выделить? (О тветы учеников -

духовную и мате риальную, светск ую и религиозн ую, христианскую и языче скую)

Культура - сов окупность произв одственных, общественны х и духовных

Учитель: - О каком событии говор ится в стихотворе нии? (О к рещении Руси)

Сегодня мы соверш им путешествие во времени. Мы вернёмся на 1033 года назад к

Вопрос ученика м: Откуда на Русь пришло христ ианство? (см. п оиск на стр.85)

Рассказ учителя: На Руси христианство распростр анилось под влиянием Византии .

Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга, в 957 году. Сыновья Ольги

осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году,

христианство приш ло на Русь. Это произошло во времена правле ния Великого князя

Владимира К расное Солн ышко – в нука княгини Ольги.

К этому времени в мире существо вало несколько религий (ислам, иудаизм,

христианство, индуизм), все эти религ ии претендовал и на то, что бы обосноваться

Учитель: Н а электронной доске Вы в идите текст, прочитайте его и выделит е для

себя факторы, кот орые стали решающими при вы боре веры (ученики читают текс т

Текст. Владимир решил принять христианство по византи йскому (греческому)

образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посягали на

восточнославянс кие территории. К тому же Русь поддержал а тесные торговые связи

с Византией Часть жителей Руси, особенно среди киевлян, исповед овали

христианство. Примером были Византия, самая могуществ енная

церковь способств овала ее укреплению . К тому же византийская церковь, в о тл ичие

от римской, п олн остью зависела от императора. К принятию х ристиа нства

Владимира подталк ивало и ст ремление укрепить ме ждународны й авторитет Руси.

Многие страны посматривали н а Русь свысока, вос принимая русск их как варва ров.

В греческую столицу Констант инополь князь Владимир отправ ил своих послов.

Русские по слы посетили богослужение в храме и были поражены красотой службы.

После этого князь Владимир решил принять православие. От Рождества он призвал

жителей Киева крестить в реке Днепр. В н ародной памяти князь Владимир остался

Ученики отвечают на вопрос з адания: К принятию христианства Владимира

подталкивало и стремле ние укрепить международн ый авторитет Руси. Многие

страны посмат ривали на Русь свы сока, воспринимая русски х как варваров.

2. Создание проб лемной ситуации, фор мулирование про блемы

Учитель: - Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после

Учитель: Прочитайте историческ ие свидетельства на странице учебника 8 7 -88.

(ученики чита ют свидетельс тва, высказываю т свои мысли)

Ребята, основой лю бой древней культуры явл яется письменность. О братит е

внимание на доск у (на доске из ображение братьев Кирилл и Мефо дий).

Учитель: Кирилл и Мефодий - братья из С олуни (Салоники, Греция) -

проповедник и христианства, славянские просвет ители и создател и славянской

азбуки. В 863 году добились того, что бо госл ужение в церквях стало проводится на

славянском языке. Кирилл и Мефодий перевели с греческого н а старославянски й

язык осн овные бог ослужебные книги. Создавая славянский алфавит, они вз яли за

основу греческий алфавит, состоявш ий из 24 букв, дополнил и его характерным и для

славянских языков шипящими (ж, ш, щ, ч) и д ругими буквами. Часть из этих букв в

современном русском языке сохранилась, часть вышла из употребле ния, как,

например, ять, ю с, ижиц а. В 1708 в России кириллический шрифт был

реформирован Петром l и лёг в основу современ ного русского ал фавита.

Долгое вр емя существовал о мнен ие, что письмо на Русь пришло вместе с

христианством. Однако согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают нас в

том, что письменно сть существовала у славян еще до принятия христи анства, но

неграмотность н е была погол овной. Однако распр остранению письме нности

действительно способствовало принятие Ру сью христианства. И вот как только Русь

приняла христианство, так ср азу же появляются первые ученые и выдающиеся

Ребята, основой лю бой древней культуры является письмен ность. Долгое время

существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако

согласиться с этим трудно. Данные находки убеждают н ас в том, что письменность

существовала у славян еще до принятия христ ианства, но основ ную массу насел ения

поголовной. Однако р аспрост ранению письменности действительно способствовало

принятие Русью христианства. И вот как только Русь приняла х ристиан ство, так

сразу же появл яются первые ученые и выдающ иеся люди.

Книжное учение набирало си лу в некоторых кругах городского н аселен ия, а также

среди княжеск их и боярских ремес ленников; Открыв ались школы, как для

Учитель : После п ринятия христи анства повелел кн язь Владимир, как сказ ано в

летописи, « рубить повсюду церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли

Для стройки выбрали самые красивые места в поселениях. Первые д еревя нные

храмы б ыли срублены в Киеве и Великом Новгоро де. Позднее церкви стали строить

До настоящего времени сохранилось не много древних храмов. Но все они

вызывают восхищ ение и являются выдающимися памятниками архит ектуры.

Возводя церкви в с воих городах, наши п редки н е ж алели на них средств. Снаруж и

стены храма укра шали каменной резьбой, а внутри храма выкладывали мрамор ом,

стены украшали фресками и яркой мозаикой. Все эти произведен ия древнего и

современног о искусства изображают с цены из жиз ни Христа и его учеников.

В православном храме всег да много икон. Они сопровож дают верующего чел овека в

течение всей его жизни. Иконы из древле н аходил ись не только в церквях, но и в

каждой избе, в маленьких молельнях на дорогах, на полях

сражений. Иконопись считалась самым совершенным из искусств, а мастера –

иконописцы были окружены огромным уважением совреме нников.

6. Составьте к ластер. Как повлияло п ринятие христианс тва на развитие Ру си?

Крещение международн ое признание Появление первых рукописных кн иг Развитие

Итог: Принятие христианства на Руси способствов ало: распростра нению

письменности ; появлению учёных людей ; развитию архитектуры и живописи;

созданию славян ской азбуки; укреплени ю духовного единст ва нации.

8. Рефлексия : Расс кажите, о св оих ощущениях от р аботы продолжив ф разы:

Учитель: Мололкина Ксения Андреевна.

1. Образовательные: помочь детям усвоить новые понятия (культура, духовность, нравственность, религия);

- развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- стремится формировать знания о основах культурного наследия своего народа, а так же формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и культурных традиций народов России; учить оценивать свои и чужие поступки;

- приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.

Личностные УУД: формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; учиться давать оценку результатов учебной деятельности; выполнять корректировку своей деятельности;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Дети приветствуют учителя, гостей, друг друга

Культуру народов России

Дети высказывают свои предположения

Что такое нравственность? Что такое духовность? Что такое культура? Какие народы населяли и населяют нашу страну?

Дети высказывают предположения

Дети записывают определение в тетрадь

Дети записывают определение.

Благодарность, честность, смелость, аккуратность бескорыстность, щедрость, ответственность, способность с любовью относится к окружающим

Это умения, знания, обычаи традиции и религия

У нашей страны многонациональная культура

Христианство, ислам, буддизм.

Исследователи – люди, занимающиеся научным исследованием.

Исследовать – осмотреть для выявления, изучения чего-то.

Работа с раздаточным материалом ( Приложение 1 и 2)

II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

- Все ли слова в названии нашего предмета вам понятны?

- Как вы думаете, что мы будем изучать?

- Для чего это изучать?

- На какие вопросы нам предстоит ответить в ходе урока? (Слайд 2)

III. Открытие новых знаний.

- Что такое нравственность?

- Вы во многом правы, ребята! Но более точное определение нравственности звучит так: нравственность − это способность принять на себя ответственность за свои мысли и действия, а так же способность принимать любые поступки, основываясь на совести. Запишем определение в тетрадь.

- Нравственность - это показатель степени духовности человека. (Слайд 4) Чтобы наиболее отчетливо понимать, что такое нравственность, давайте дадим определение духовности. Духовность – это самое светлое, что можно найти в человеке: лучшие качества характера, искренние чувства. (Слайд 5) Запишем определение в тетрадь.

- Какие качества лучшие черты характера продемонстрированы в мультфильме?

- Верно, вы молодцы! Духовная красота проявляется в поступках, в манерах поведения, эмоциях, словах.

-Нам необходимо вспомнить, что же такое культура? Какого человека называют культурным?

- Чем отличается культура нашей страны?

- Верно! В нашей живут самые разные народы. Их больше 190. Самый многочисленный народ - русские. За ними идут татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы. (Слайды 6,7,8,9,10) Союз народов скрепляет и общая история.

-У каждого народа свой язык и самобытная культура. Большое место в культуре народов России занимает религия. Как вы думаете, что такое религия?

- Религия – это вера людей в сверхъестественные силы, в жизнь после смерти (в богов, духов, душу, идолов) и поклонение им.(Слайд 11) Запишем определение в тетрадь.

- Какие религии вам уже известны?

- Эти религии называются мировыми, так как почитание этих религий объединяет людей по всему миру.(Слайд 12)

- Многонациональная культура нашей страны формировалась веками. Знаете ли вы, ребята, кто населял Российские земли в древности и какую религию исповедовали эти народы?

-Что-бы это узнать, я предлагаю вам выступить в роли исследователей. Как вы думаете, кто это такие?

- Сейчас вы изучите карту и дополнительный материал по теме урока, я буду выступать в роли консультанта.(Слайд 12) У каждого будет свой объект для исследования:

  1. ряд - выяснит кто такие наши предки, какими они были?
  2. ряд - как они жили, чем занимались?
  3. ряд - где они жили?

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка.

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед, назад)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтобы думать и читать,

И совсем не уставать.

(рывки перед грудью)

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем:

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

V. Закрепление изученного материала.

- Кто такие наши предки?

- Какими они были?

- На каких территориях они расселились?

- Найдите Черное и Балтийское море, вам знакомы эти названия и территория.

- По берегам каких рек шло расселение славян?

- Какое из племен занимало наибольшее пространство?

- Как жили наши предки?

- Всегда ли возвращались с охоты с добычей?

- Легка ли была жизнь древних славян?

- Как называлась религия древних славян?

-Как назывались статуи богов у славян?

Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям

Днепр, Волга, Ока, Западная Двина

В землянках, занимались собирательством, охотой, рыболовством, земледелием

Они были язычниками, обожествляли силы природы.

VI. Домашнее задание.

- Многие народы, которые жили по соседству с славянами уже поклонялись одному Богу. Первыми к Единобожию пришли древние евреи. Вслед за евреями к единобожию пришли Византийцы, которые были ближайшими соседями славян.

- Сегодня мы с вами разделились на группы. Домашнее задание вы тоже будете выполнять в группах.

1 ряд - используя интернет ресурсы самостоятельно выясните, как была устроена жизнь в государстве до принятия христианства.


Предварительный просмотр:

Учитель: Мололкина Ксения Андреевна.

Цель: дать представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране; анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения: нравственность, этика и др.

- иметь представления об основных событиях Крещения Руси и утверждении христианства в нашей стране;

- характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру;

- обеспечить усвоение и отработку понятий (митрополит, крещение, монастырь, монахи, Лавра).

- стремится совершенствовать навыки целеполагания; формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнёрами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создания моделей и схем; установления причинно- следственных связей; формулирования определений понятий;

- развивать умение делать выбор в учебных моделях жизненных ситуаций и отвечать за него.

- развивать умение договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

- способствовать развитию яркой эмоциональной монологической речи формированию умения излагать и аргументировать собственные суждения, обогащению активного словаря терминами данного периода.

- стремится формировать знания о основах культурного наследия своего народа, а так же формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- ориентировать в определении своего отношения к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения и культурных традиций народов России; учить оценивать свои и чужие поступки;

- приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.

Личностные: знание основ культурного наследия своего народа. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Познавательные УУД : установление причинно-следственных связей, совершенствование навыков ознакомительного, поискового и изучающего чтения, формирование определений понятий.

РегулятивныеУУД : совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные УУД : совершенствование навыков формирование собственной точки зрения, в сотрудничестве с партнерами, адекватное использование письменной и устной речи.

Предметные : иметь представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране. Характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока : изучение нового материала

Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную

информацию из текстов разных видов.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Строить монологическое высказывание по плану

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

1. Мультимедийная презентация к уроку:

2. Раздаточный материал: тексты, иллюстрации .

3. Н. Ф.Виноградова,В.И.Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной

1.Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок. Приветствие класса. Проверка готовности рабочих мест, письменных принадлежностей, учебника

2.Актуализация знаний.

-О чем поется в песне?

-Как автор называет Русь?

- Всегда ли Русь была православной? ( нет. До 10 века Русь была языческой, многобожие.

-Что вы знаете о христианской вере? (Христианство пришло из Византии, один Бог, смягчение нравов)

-Когда Древняя Русь приняла христианство? (988 год)

-Кто крестил Русь? (Князь Владимир, изменился сам, терпим к людям, щедрый, милостивый. Красно Солнышко).

3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Как вы думаете, Христианство повлияло на жизнь людей в Древней Руси? -А каким образом? Ваши предположения.

Принятие христианства способствовало духовным изменениям славян, смягчению нравов

и обычаев, способствовало сплочению народов.

- А что такое культура и наследие?

КУЛЬТУРА - совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей. Все, что создал человек своим трудом.

НАСЛЕ́ДИЕ -какое-либо явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох, от

прежних деятелей. (Из словаря русского языка)

КУЛЬТУ́РНОЕ НАСЛЕ́ДИЕ - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.(Из энциклопедии)

Как вы думаете, какие задачи мы поставим на уроке?

Узнать: Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после принятия христианства

Понять: Как повлияло Христианство на жизнь людей.

III. Решение проблемы, открытие новых знаний.

1.Рассказ учителя о Древней Руси после принятия христианства

Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в

новый этап развития. Вера помогла сплотить народы, православная церковь рассказывала о

любви и милосердии к ближнему, уважении старших, семейных традициях, учила православным обычаям. Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры.

- Давайте вернемся к определению культуры. (1 ученик зачитывает вслух).

- Что можно включить в это понятие? (образование, литература, живопись, архитектура,

Какие изменения произошли в культурном развитии Руси, мы должны с вами сегодня выяснить. Во время урока вы будете заполнять таблицу, которая находится у вас на столах

( таблица на листе). Впишем сейчас туда понятие культуры.

- Посмотрите в таблице, какая первая область культуры, в которой произошли изменения? ( образование). Об этом мы сейчас и поговорим.

Культура - совокупность материальных, духовных и социальных ценностей

После принятия христианства

Появление письменности, книг на славянском языке, открытие школ, библиотек.

Устное творчество: предания, сказки, былины, поговорки

Летописи, Библия и Евангелие, Жития святых, проповеди и поучения

Десятинная церковь в Киеве, Софийский собор, Успенский собор во Владимире, Церковь Покрова на Нерли

Народное творчество, песни

Выделим наиболее важные исторические свидетельства о развитии образования в Древней Руси.

Влияние христианства на распространение образования.

Работа с учебником (с.87 – 88). Чтение и обсуждение свидетельств.

1) 1 пара -1 свидетельство (с.87)

Появились книги на славянском языке.

Вместе с образованием на Русь пришла письменность.

- Как вы думаете, почему так важна письменность в христианстве? ( передать знания)

-Язычники как передавали свои знания? ( через предания, сказания. Устно)

Язычники умели обходиться без письменности, их религия – устная, свои знания они передавали через предания, сказания.

Христианство – религия письменная. После Крещения Руси потребовались богослужебные книги, которые рассказывали историю христианской веры, объясняли ее суть, содержали правила и описание порядка богослужений, а также содержали тексты для церковных служб.

-Какой способ самый надежный? Вы бы как стали передавать знания? И почему?

2) 2 пара – 2 свидетельство(с.87)

Открытие школ и книжных училищ.

3) 3 пара- 3 свидетельство (С.87-88)

Монастырь- центр образования на Руси

4) 4 пара – 4 свидетельство

Открытие школ для девочек.

5) 5 пара – 5 свидетельство

Вывод: Давайте подведем итог, какие изменения произошли в образовании? ( ответы учеников)

( Делаем выводы, записываем в тетрадь.).

(Появление письменности, книг на славянском языке, открытие школ, библиотек.)

Влияние христианства на литературу.

- В какой области еще произошли изменения? ( посмотрите в таблице)

- А что такое литература? ( это книги)

-Посмотрите, как выглядели первые книги.( слайды).

Проанализируйте текст. Выделите главную мысль. ( Ярослав любил книги. Мудрость в книге можно найти).

- А только ли книги использовали в Древней Руси для передачи знаний?

Кроме рукописных книг на Руси были распространены берестяные грамоты.

Березовая кора как письменный материал широкое распространение получила в начале XI века и использовалась вплоть до середины XV века.

Посмотрите как выглядели эти грамоты ( слайд )

В отличие от дорогого пергамена самым легкодоступным материалом для письма на Руси была — береста. Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной — шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного писала.

- О чем рассказывали берестяные грамоты? ( О Боге, о святых)

- Вывод: Что изменилось в литературе? Что было до Крещения, что стало после? ( запишем в таблицу).

Спросит 1 ученика, что записал в таблицу.

Влияние христианства на архитектуру.

--После принятия христианства не только в образовании и литературе произошли большие

изменения. Повелел князь Владимир «Рубить повсюду церкви и ставить их по местам, где

Где возводились храмы? Из какого материала? Вам интересно узнать ? (найдем ответы на

эти вопросы в учебнике с. 92) . Ответы учеников.

Давайте посмотрим, как выглядели эти храмы

Десятинная церковь – первый каменный православный храм на Руси, построенный Владимиром. ( слайд ). Не сохранился до наших дней.

Софийский собор в Киеве, Успенский собор во Владимире ( слайды..) - храмы, которые действуют и по сей день.

Внимательно рассмотрите слайды презентации и иллюстрации в учебнике .

.Работа с иллюстрациями ( с.92)

-Чем храм отличается от всех остальных зданий?

- Как вы думаете, что по форме напоминает купол?

Купол изображает собою небо. Купол – глава церкви, означает устремленность христианина ввысь, к Богу.

-Знает ли кто из вас, почему у каждого храма разное количество куполов?

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

Колокольный звон звучит в определенные моменты церковного богослужения для выражения радости, грусти и торжества православной веры. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм.

- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов ?( спокойствие, умиротворение)

Физкультминутка

Колокольня – это башня, где звонят колокола,

Нас зовя от дел домашних на духовные дела.

В небо стая голубей взметается стрелой,

Крыльями меня обнял Ангел-Хранитель мой.

Выполняют движения:

поднимают руки вверх, покачивают синхронно обеими руками вправо-влево;

выполняют маховые движения руками/, обеими руками обхватывают себя.

Храм – это не только дом Бога на земле. Это еще и исторические памятники.

-Как можно назвать одним словом все, о чем мы сейчас говорили? Как называется эта область культуры? ( Можно посмотреть ответ в таблице) – Архитектура.

Давайте заполним нашу таблицу. Спросить , что записали в таблице.

( Каменные храмы: Десятинная церковь в Киеве, Софийский собор, Успенский собор во Владимире, Церковь Покрова на Нерли).

Снаружи храмы украшают резьбой, внутри – храм тоже очень красив.

- Как украшен православный храм внутри? ( смотрим учебник - с. 93)

Стены украшают фресками и яркой мозаикой на евангельские сюжеты, в храме висят иконы с ликами святых.

- Иконы , фрески и мозаика – это какая область культуры? (Живопись)

-А раньше как было? Что написано в таблице? Давайте запишем в таблицу, какие виды живописи появились на Руси после крещения ?

IV.Первичная закрепление учебного материала

- Посмотрите, как много изменений произошло в жизни наших предков славян после принятия христианства. Давайте проверим, все ли правильно внесли сведения об изменениях в культуре в таблицу.

Работа с таблицей

(Спросить 2-3 учеников, что они записали в таблице)

V. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какие новшевства появились в культуре? Вывод:

1) Центрами образования на Руси были

2) Берестяные грамоты – это

3) Они были впервые обнаружены в

4) Как украшены православные храмы

- Что нового мы узнали?

- Что было самым интересным на уроке?

- Что было трудным, непонятным?

- Все ли мы узнали, совсем ли справились? ( а посмотрите на таблицу. Не узнали про музыку)

Новая религия сначала выступала как религия рабов, бедных, бесправных людей. Среди христиан преобладали настроения борьбы, жажды мести, осуждалось богатство, прославлялась бедность. Единой империи христианство предлагало единого Бога. Первые христианские общины имели демократическое устройство. Христиане называли друг друга братьями и сестрами, устраивали совместные трапезы, бескорыстно помогали друг другу. Объединения общин (церкви) не существовало, не было и духовной иерархии (клира). Рядовой верующий, на которого бы снизошла харизма (благодать), назывался пророком.

Личность Иисуса Христа

Вопрос о том, был ли Иисус Христос исторической личностью или мифологическим персонажем, является и до сих пор дискуссионным. Однако отрицать историчность Иисуса означает обвинять во лжи не только авторов 27 книг Нового Завета, всех ранних отцов церкви I — II вв., оставивших свои сочинения, но также римских историков и писателей Тацита, Плиния Младшего, Светония, Лукиана и др.

Проповеди Иисуса вызывали не только внимание и сочувствие, но и гнев, враждебность, в первую очередь, со стороны фарисеев, которые следили за буквальным исполнением обрядов, заменяя искреннюю веру гордыней и лицемерием. Служители иудейской религии не хотели иметь рядом столь могучего конкурента, каким был Иисус. Они завидовали ему, копили злобу и сеяли ее в народе.

Перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. Сидя на ослице, он ехал по улицам древнего города, приветствуемый людьми. В течение последней (страстной) недели земной жизни Иисуса Христа происходили ежедневно очень важные события, которые и по сей день вспоминаются и почитаются верующими. В пятницу во время пасхального ужина с учениками — Тайной Вечери — Иисус предсказал предательство одного из них, а также свои земные страдания и смерть. Он подал своим ученикам хлеб и вино, олицетворяя ими свое тело и кровь. Отсюда в большинстве христианам церквей берет свое начало таинство евхаристии, или причащения.

Так рассказывается о жизни Иисуса Христа в его жизнеописаниях-Евангелиях и в Новозаветной книге Деяний Апостолов. Русский богослов Г.В. Флоровский, отвечая противникам признания историчности Христа, писал, что Христос пришел в мир неузнанным, т.е. его современники (за исключением немногих) не поняли, с кем имеют дело, а потому и не отразили факт явления Христа в исторической хронике. Осознание масштаба и величия этого события произошло гораздо позже. Не согласиться с разумностью этого мнения нельзя.

Культы и традиции христианства

Большую роль в христианском культе играют таинства. Православная и католическая церкви признают семь таинств : крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение.

Следующую категорию святых составляют пророки, наделенные Божественным даром пророчества, авторы ветхозаветных и пророческих книг. В особый раздел христианская церковь выделяет апостолов — учеников Иисуса Христа, проповедовавших Евангелие. К святым также относятся святители из числа высшего духовенства и мученики, пострадавшие за веру, но не отступившие от христианства. Особое место среди святых занимают преподобные — верные последователи христианства, отказавшиеся от жизненных благ, ушедшие в монастыри и осененные божественной благодатью.

Католическая и православная церкви большое значение придают культу икон. Поклоняясь изображенным на иконах Иисусу, Богородице, святым, верующие стремятся облегчить свои невзгоды, достичь в жизни желаемого. Объектом поклонения верующих являются также святые места, связанные с различными событиями церковной истории, деяниями Иисуса Христа, Богородицы, святых. Особым почитанием пользуются святыни в Палестине, связанные с жизнью, проповеднической деятельностью, мученической смертью и воскресением Иисуса Христа. В православии почитаются места, где хранятся чудотворные иконы, мощи божьих угодников, а также источники, горы, холмы, где людям являлась какая-либо икона.

Важной составной частью христианского культа являются праздники. В православном и католическом церковных календарях на каждый день пода выпадает тот или иной праздник. Праздничные дни установлены в ознаменование действительных событий священной истории, знаменитых дат в истории христианства. К главным, наиболее почитаемым общехристианским праздникам относятся Пасха и так называемые двунадесятые праздники:

Троица, или Пятидесятница — один из важнейших христианских праздников, который отмечается на 50-й день после Пасхи. Он установлен в память реального исторического события — сошествия Духа Святого на апостолов. Характерной для этого праздника является проповедь особой, исключительной роли христианской церкви как хранительницы заветов Христовых и наставницы верующих.

В память вознесения Иисуса Христа на небо также установлен специальный праздник. Согласно евангельским повествованиям, после мученической смерти Христос воскрес чудесным способом и вознесся на небо. Событие это совершилось на 40-й день после воскресения Христа. Священнослужители называют праздник Вознесения праздником завершенного спасения, ибо все дело спасения: рождество, страсти, смерть и воскресение завершаются вознесением.

В сражении Константин одержал победу и с тех пор уверовал в чудодейственную силу креста. Видное место в христианстве занимает культ Богородицы. В ее честь воздвигнуто множество храмов, ее изображение встречается на многих иконах, ей посвящены четыре из всех двунадесятых праздников: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Богородицы и Успение Богородицы.

Христианские тексты:
Священное писание, структура Библии

Новый Завет (27 книг) написан в I — II вв. н.э. на древнегреческом и арамейском языках.

В IX в. братья Кирилл и Мефодий осуществили перевод Библии на древнеболгарский язык. Этот перевод использовался во многих славянских государствах, в том числе и на Руси, вплоть до XIX в., когда был сделан так называемый синодальный перевел на современный русский язык. В настоящее время Библия переведена почти на все языки народов мира и является самой издаваемой книгой.

Рассмотрим структуру и основное содержание Библии. Ветхий Завет разделен на несколько частей.

Первая часть, Закон (древнееврейский — Тора), состоит из пяти записанных в X в. до н.э. книг, называемых также Пятикнижием Моисея.

Священные Писания (древнеевр. — Кетувим) представляют третью часть Ветхого Завета. Сюда вошли Псалтырь (сборник песен царя Давида), книги Притчей Соломоновых, Иова, Песнь Песней, Екклезиаста, Эсфири, Даниила, Неемии, две книги Ездры, две книги хроник (Паралипоменон) и Плач Иеремии. В этих книгах в основном содержатся исторические, пророческие, религиозно-поэтические, нравоучительные тексты. Перечисленные 39 книг Ветхого Завета признаются как боговдохновенные всеми христианскими церквами: католической, православной и протестантской. Православные включают в Ветхий завет еще четыре книги в качестве боговдохновенных, которые были написаны на древнегреческом языке и не включены в Септуагинту. Существует еще много ветхозаветных книг, не признанных каноническими.

Новый Завет состоит из 27 канонических книг:

Таким образом, Библия начинается с сотворения мира и человека, а заканчивается описанием их будущей гибели, после чего должна наступить новая жизнь — жизнь с Христом.

Раскол христианства

Становление и развитие христианства представляло собой противоречивый процесс, порождавший множество расхождений во взглядах отдельных христиан и общин. Вызванные различиями социальной и религиозной жизни христианских общин, эти расхождения приводили к образованию различных направлений в христианстве и церковным расколам.

Один из таких расколов возник на основе догматических разногласий, касающихся споров о триединой сущности Бога. Последователи александрийского священника Ариана не желали признавать основной христианский догмат о единой сущности Бога-Отца и Бога-Сына. По их мнению, Бог-Сын (Христос), будучи творением Бога-Отца, является по отношению к нему существом нижестоящим. Арианство получило широкое распространение во всем христианском мире, однако в итоге было осуждено и запрещено решением двух Вселенских соборов 325 и 381гг.

Ряд христианских общин воспринял несторианство — учение, основанное в Византии Константинопольским патриархом Несторием, которое утверждало, что Иисус, будучи рожден человеком, лишь в последствии, в результате Боговоплощения и Преображения, стал Сыном Божьим, Христом Спасителем. Вселенским собором 413 г. это учение было осуждено как ересь, однако в средние века получило широкое распространение на Востоке и в настоящее время сохраняется как разновидность христианства в Иране, Ираке, Сирии.

Своеобразным ответом на несторианство явилось учение монофизитов, возникшее в Византии в V в. Монофизиты (от греч. слов монос — один, физис — природа) отказывались признавать Иисуса Христа одновременно и человеком, и Богом. Учение это было осуждено Вселенским собором 415 г., окончательно утвердившим определение Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном лице. Несмотря на запрет, монофизиты распространили свое учение в ряде провинций Византийской империи (Египет, Сирия, Армения), где вследствие раскола образовались церкви, до сих пор стоящие особняком от остального христианства: армянская, эфиопская, коптская, сирийская и малабарская. С 971г. они стали называться древним восточными церквами.

Еще более крупным был раскол в XI в., обусловленный разделением Римской империи на Западную и Восточную.

На западе в связи с упадком, а потом и упразднением власти императора, и распадом империи (около 476 г.), необычайно вырос авторитет главы церкви — римского епископа, получившего наименование папы. На востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей (константинопольский, антиохийский, александрийский, иерусалимский) не могли получить такой власти. Они почти не пытались выйти из-под опеки императоров. Во время иконоборческого движения в Византии (VII — IX вв.) независимости церкви был нанесен особенно сильный удар: чтобы еще больше подчинить ее себе, императоры запрещали поклонение иконам, ослабляя тем самым притягательность церковных обрядов, и конфисковывали церковно-монастырские земли. Правда, почитание икон позже было восстановлено, но церковные земли не были ей возвращены, что окончательно подорвало самостоятельность церкви.

Несмотря на настойчивые притязания на первенство во всем христианском мире Римского папы, восточные патриархи не желали подчиниться его власти.

Организационные и догматические разногласия между восточной и западной церквами, отражавшие политическую борьбу, постепенно нарастали и привели к разрыву в 1054г. С тех пор восточная ветвь христианства стала называться греко-кафолической (православной).

Третий, последний, раскол христианства произошел в период Реформации XVI в., когда из недр католицизма выделилось новое крупное направление в христианстве — протестантизм. В результате широкого антикатолического движения в Европе, явившегося одним из этапов борьбы нарождающейся буржуазии против феодализма — от католицизма откололось несколько европейских церквей получивших независимость.

Таким образом, с XVI в. в христианстве существуют три основных направления: католицизм, православие и протестантизм.

Читайте также: