Конспект по музыке 4 класс музыка украины

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План – конспект урока по музыке в 4 классе

учителя музыки Погорелой Татьяны Ивановны

Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний.

- Формирование у учащихся конкретного представления об особенностях украинской музыки и культуры. Знакомство с украинским народным танцем ГОПАКОМ , а также украинским народным инструментом БАНДУРОЙ .

- Дать представление учащимся о государстве Украина.

- Познакомить с песенным, танцевальным и инструментальным творчеством Украины;

Развивающие:

- Развивать эмоциональную отзывчивость на народную музыку;

Воспитывающие:

- Воспитывать уважение и интерес к народным культурным традициям;

- Формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к творчеству другой страны;

Оборудование:

1. Организационный момент.

2. Основной этап, изучение нового материала.

- Мы познакомимся не только с музыкой

Украины, но и узнаем многое другое о культуре Украины

Сейчас наши ребята расскажут вам стихотворение об Украине.

- Украина-это дали дальние.

Русых кленов чубы курчавые

. Песни вольные ,зори ранние

Реки сильные величавые

Украинцы –веселый радушный народ.

,,Дорогих гостей встречают,не только хлебом и солью,а веселыми танцами и плясками.

-Сегодня мы отправимся в путешествие по этой удивительной, похожей и не похожей на нашу, страну Украину. И познакомимся с песнями, танцами и музыкальными инструментами этого замечательного края. Ведь одна из характерных черт украинского народа – его музыкальность.

(видео Це моя Украина+слайд)9

- Музыкальная культура Украины берет свое начало со времен Киевской Руси. На протяжении многих веков украинский народ создавал свою музыкальную культуру. В народной памяти сохранились

песни разных жанров: трудовые, плясовые, лирические. И в этих песнях запечатлены история, труд и быт, обряды и праздники украинского народа. Мелодии песен отличаются широтой и напевностью, многие из них имеют лирический характер.

- Отрывок из стихотворения М.Старицкого – словно продолжение этой картины. (читаю)

Ночка-то, ночка, луной озаренная!

Ну хоть иголки сбирай.

Милая, выйди, трудом истомленная,

В роще со мной погуляй.

Небо усыпано звездами, - господи.

Всюду такая краса!

Под тополями жемчужною россыпью

Дивно играет роса.

- Что вы видите на картинках?

- Сорочинцы – живописное украинское село с садами и огородами, густо усеянными подсолнухами, с красивой рекой, в которой, как в зеркале, отражается небо (таких очень много на Украине). Славится село веселой ярмаркой, где происходят самые невероятные чудеса.

- Султан послал запорожцам требование покориться ему, казаки ответили своим письмом не стесняясь в выражениях и насмехаясь над ним.

- Большинство народных песен и танцев, особенно веселых, шутливых, исполнялись под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Одни из самых любимых - КОБЗА и БАНДУРА (Слайд)

Бандура – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким грифом. Украинских народных певцов и музыкантов, сопровождающих пение игрой на бандуре, называют БАНДУРИСТАМИ.

- Искусство бандуристов известно с давних времен. Еще в средние века странствовали по Украине от села к селу, в сопровождении мальчиков-поводырей, слепые старцы – кобзари. (слайд) За плечами несли они кобзу или бандуру, игрой на которой и зарабатывали себе на хлеб насущный. Весть о том, что в село прибыл кобзарь, мигом облетала всех, и жители сходились, чтобы послушать старого мудреца.

- Какому старинному русскому народному инструменту родственна бандура? (гусли) Почему? (по конструкции и способу извлечения: деревянный корпус, струны, музыкант играет, щипая струны)

- Давайте посмотрим, как выглядит национальный костюм Украины (слайд)

Чем он отличается от русского костюма?

А кто знает, чем еще знаменита Украина? Может быть вы назовете какие-нибудь украинские блюда?\

УУкраины есть свои национальные блюда.Это украинский борщ., сырники, сало,варенники.( слайд)

Каких вы знаете известных певцов украины.

Каких вы знаете современных композиторов Украины?

- Теперь немного отдохнем, выполним ритмическое упражнение.

(Разучиваем и поем песню)

3. Итог урока:

- Давайте подведем итог. Сегодня на уроке мы познакомились с музыкальным творчеством украинского народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

- формировать интерес к музыкальной культуре других народов, исследовать взаимодействие русской музыки с музыкой ближнего зарубежья;

- познакомить с музыкой украинского народа как частью их национальной культуры; через взаимодействие музыкальных культур (украинской и русской) вывести интонационное общее и частное;

- подвести школьников к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами;

- познакомить с понятиями: оркестр, солист; бандура;

- совершенствовать вокально-хоровые навыки;

- воспитывать музыкальный вкус, формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке.

Усачева. Музыка, 4 класс

Цели и задачи урока:

- формировать интерес к музыкальной культуре других народов, исследовать взаимодействие русской музыки с музыкой ближнего зарубежья;

- познакомить с музыкой украинского народа как частью их национальной культуры; через взаимодействие музыкальных культур (украинской и русской) вывести интонационное общее и частное;

- подвести школьников к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами;

- познакомить с понятиями: оркестр, солист; бандура;

- совершенствовать вокально-хоровые навыки;

- воспитывать музыкальный вкус, формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке.

Музыкальный материал:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент. Музыкальное приветствие

- Здравствуйте, ребята! (в разных интонационных вариантах)

- Здравствуйте, учитель!

Мотивация. Актуализация опорных знаний

- Прослушайте музыкальные фрагменты. Скажите, что за музыка прозвучала.

Дети называют.

- Что объединяет эти музыкальные произведения?

- Что такое тарантелла?

- Итальянский национальный танец.

- Какой национальный музыкальный инструмент в Италии задает ритм при исполнении тарантеллы?

- В чем отличие тарантеллы Прокофьева и звучания тарантеллы у Чайковского?

- Тарантелла Прокофьева исполняется на фортепиано, характер музыки более мягкий, динамика не очень громкая – mf и громкая – f. А у Чайковского музыку исполняет симфонический оркестр, динамика очень громкая, мощная.

- Как в музыке называется очень громкое звучание?

- Фортиссимо.

- А как называют исполнение музыки полным составом оркестра?

– Интерес, уважение и любовь к музыке других народов в музыке русских композиторов существовали всегда. Многие русские композиторы обращались в своих произведениях к народным мелодиям других стран. Назовите их имена.

- Чайковский, Мусоргский, Глинка, Рубинштейн, Аренский, Даргомыжский, Бородин, Танеев, Лядов, Глазунов, Кюи и мн. др.

- Давайте и мы выразим уважение и дружеское расположение к музыке разных стран одной общей песней о дружбе.

3. Постановка проблемы. Целеполагание

У разных народов существует музыка и народная, и композиторская. Музыка некоторых народов совсем не похожа на русскую музыку. А музыка других народов очень даже на нее похожа. И эти народы – народы ближнего зарубежья: украинцы, белорусы. Предположите, о чем у нас пойдет сегодня музыкальный разговор.

- Наверное, познакомимся с украинской, белорусской народной музыкой в обработке русских композиторов.

- Действительно, ближе всего к русской музыке - украинская и белорусская. Много общего и между языками этих народов. Но нужно всё проверять на собственном опыте.

Сегодня мы будем слушать и разучивать музыку украинского народа, размышлять о ней.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Украинская народная песня

- Прослушайте еще раз эту мелодию.

Учитель исполняет и аккомпанирует себе.

- Что общего между песней украинской и русскими песнями?

- Плавность, певучесть или напевность, раздольность, мягкость, песенность, лиричность, широта.

– Действительно, русские и украинские мелодии очень похожи, близки по интонации. Эти государства и находятся по соседству, и с древних времён дружили, общались, торговали. Русь изначально вообще была Киевская. Поэтому они так интонационно близки. Наиболее характерные черты украинских народных песен, также как и русских, - распевность, выразительность, мелодичность

Вийди, вийди, Iванку,

Заспiвай нам веснянку!

Зимували – не спiвали,

3) Разучивание песни. Исполнение

- Запомнили мелодию. Теперь распеваем русский текст веснянки:

1. Выйди, выйди, Иванку,

Спой, Иванку, веснянку!

Всю-то зиму лишь метели

За окошком пели.

Весна-красна, весна ясна,

Что, весна, ты нам принесла?

Принесла нам по цветочку –

Заплетали веночек вчора

С самого вечора.

А с утра – бежит вода,

Нет ни снега, ни льда.

4. Выйди, выйди, Иванку,

Спой, Иванку, веснянку!

Всю-то зиму лишь метели

За окошком пели.


Не знаю, где и как услышал это закликание весны Пётр Ильич Чайковский, но теперь эта украинская народная песня известна во всём мире, потому что интерес к этой украинской песне проявил и русский композитор Чайковский. Он взял её в основу последней части своего знаменитого Первого концерта для фортепиано с оркестром.

1) Прослушивание финала I концерта для фортепиано П.И. Чайковского финал с выполнением задания

- Музыку сопровождает симфонический оркестр.

2) Музыкальный анализ

Размышления детей.

Партия фортепиано называется сольной. А ее исполнителя называют солистом. То есть произведение написано для фортепиано в сопровождении оркестра.

Какой пример можете привести вы, вспоминая произведения, услышанные в 3-ем классе?

- I концерт Рахманинова – фортепиано с оркестром.

3. Углубление в тему

4. Музыкальное общение без границ

1) Прослушивание фрагмента

Украинская река Днепр является символом силы, необъятной шири, красоты - величаво несет он свои воды.

Любя, уважительно поют и говорят о нем люди: Днепр широкий, чуден при тихой погоде, ревёт и стонет в бурю. О нем сложено много песен.

Сегодня мы познакомимся с двумя картинами о Днепре-реке. Так можно сказать не только о живописном произведении, но и о музыкальном. Две песни дают возможность одновременно рассмотреть и почувствовать эту реку.

Первая – о сильном, разгневанном Днепре хмурой ненастной ночью.

Вторая – о Днепре, участнике и свидетеле битв на своих берегах в годы Великой Отечественной войны.

Первая сочинена на стихи великого украинского поэта-революционера Тараса Григорьевича Шевченко. Её мелодия долгое время считалась народной. Потом стало известно имя композитора, очень точно передавшего народный дух украинских напевов. Это белгородский учитель русского языка и латыни Даниил Яковлевич Крыжановский, получивший также и музыкальное образование. Но и сейчас, зная его имя, мы, всё-таки, называем сочинённую песню народной и относим её к лучшим образцам украинской певческой культуры.

- О чем эта песня?

- Каким представляется он вам?

- Широким, привольным, с медленными, величаво текущими водами; сильным, могучим.

- Что позволило представить вам Днепр таким, какие средства узыкальной выразительности?

- Темп – медленный, лад – минорный, ритм – ровный, регистр – высокий, звуковедение – связное (легато), динамика – тихо и вполголоса (mf, p).

Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч,

Над тобой летят журавли…

Послушайте ее и обратите внимание на звучание украинского народного инструмента бандуры (на слайде).

Задание: Поднять руку, когда слышится звук бандуры.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Рефлексия

- Ита к, ребята, музыку какого народа вы услышали сегодня?

- Украинского.

- Раздольные поля, леса, широкие реки Украины, красивых девушек в венках и украинских нарядах, парней в вышитых рубахах, приволье и красоты украинской природы, мягкость характера украинского народа.

Выставление оценок.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

Осень 1941 года. Наши войска, несмотря на ожесточённое и героическое сопротивление, отступают под ударами превосходящих сил противника. Тревожны и неутешительны сводки с фронта. После многодневных упорных и тяжёлых боёв врагу удалось захватить столицу Украины – древний Киев. Поникли ивы на берегах седого Днепра, а сам он, суровый, порожистый, бурлил и клокотал от ярости и гнева…

«…Переправляться через Днепр мне пришлось в сложных обстоятельствах, – рассказывал он уже в мирные дни. – Я еле дотащился до Канева, чуть не попал здесь в очередную облаву, выбрался кое-как на окраину. Вплавь одолеть реку я никак не мог, да и вода была уже ледяная, в её чёрную пучину сыпался первый снег.

Кое-как мы перебрались…

Радость радостью, но предстояло явиться к начальству, доложить о прибытии и объяснить своё долгое отсутствие.

Начальник Политуправления фронта дивизионный комиссар Сергей Галаджев встретил с печальным удивлением, предупредил, что нужно отправляться в Урюпинск, где проходят проверку все, кто оказался в окружении, пришёл из вражеского тыла:

– Это будет песня о Днепре, – ответил Долматовский.

– Не знаю, песен не пишу, – почему-то довольно сухо отреагировал на это начальник Политуправления и добавил: – Кстати, известно ли вам, что вы числитесь погибшим и об этом уже сообщено в Союз писателей и вашей матери. Почта идёт долго. Может быть, вам удастся написать такие стихи, из которых будет понятно, что с вами произошло. Через газету дойдёт скорее…

И вот он в Урюпинске. Строки стихов о Днепре уже заполнили тетрадку. Но откуда взять музыку? Неожиданно узнаёт, что в той же казарме, куда его определили, размещён ансамбль песни и пляски Юго-Западного фронта, …что в ансамбле есть собственный композитор, Марк Фрадкин, и посоветовали обратиться к нему… С ансамблем прошёл он весь тяжёлый и горестный путь отступления от Днепра к Дону и Волге, до самого Сталинграда. Многое довелось испытать. И потому стоит ли говорить, как взволновала его предложенная поэтом тема для песни, как зажгли и вдохновили сами стихи…

Композитор и поэт бродили по улицам Урюпинска в поисках пианино. Заглядывали в окна домов. Наконец разглядели сквозь морозный узор бронзовые подсвечники.

– Разрешите нам поиграть на вашем пианино?

Более странной просьбы в ноябре сорок первого года, наверное, никто не слыхивал. Выяснилось, что дом принадлежал священнику. Хозяин оставил неожиданных гостей наедине с инструментом.

– Мы работали два дня, – вспоминает Евгений Аронович. – Наконец музыка получилась, подгоняем каждое слово, чтобы пелось. Ночью собирают ансамбль. Песню слушают молча. Приказано к завтрему разучить её. Но выполнить приказание не так просто. Хоровая группа – все киевляне – плачет, петь не может.

Первое исполнение назначено всё же на утро в кавалерийском манеже. Публика — это тысяча политработников, вышедших из окружения и проходящих проверку. Тимошенко и Березин объявляют, что сейчас будет исполнена новая песня, но ансамбль ещё долго молчит, прежде чем начать.

Ныне, многие годы спустя после Победы, песня эта, созданная в далёком 1941 году, не забыта и всё так же волнует людей.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Музыке "Музыка Украины" 4 класс

План – конспект урока по музыке в 4 классе

учителя музыки Ильюшкиной Дианы Владимировны

Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний.

- Формирование у учащихся конкретного представления об особенностях украинской музыки и культуры. Знакомство с украинским народным танцем ГОПАКОМ , а также украинским народным инструментом БАНДУРОЙ .

- Дать представление учащимся о государстве Украина.

- Познакомить с песенным, танцевальным и инструментальным творчеством Украины;

- Развивать эмоциональную отзывчивость на народную музыку;

- Воспитывать уважение и интерес к народным культурным традициям;

- Формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к творчеству другой страны;

1. Организационный момент.

2. Основной этап, изучение нового материала.

- Ребята, кто знает, что такое Украина? ( Дети отвечают )

- Откройте свои учебники на стр. 18, посмотрите на фото Святогорского Успенского монастыря. Расскажите, что вы видите? Это один из старейших православных монастырей. Очень красивое место, правда? В любви своему родному краю, признавались многие художники, писатели и поэты. Об этом стихотворение украинской поэтессы Леси Украинки. (слайд)

- Давайте вместе прочитаем отрывок из ее стихотворения (читаю).

Он не один ее любил-

Давно уж славили певцы

С восторгом Украину.

Ее перенимали смех,

Забавы, шутки, пляски,

Как дивные цветы, в венки

Ее сплетали сказки.

Тот полюбил в ней старину,

А тот мечту младую,

Он первый полюбил ее, как любят мать родную.

-Сегодня мы отправимся в путешествие по этой удивительной, похожей и не похожей на нашу, страну Украину. И познакомимся с песнями, танцами и музыкальными инструментами этого замечательного края. Ведь одна из характерных черт украинского народа – его музыкальность.

- Музыкальная культура Украины берет свое начало со времен Киевской Руси. На протяжении многих веков украинский народ создавал свою музыкальную культуру. В народной памяти сохранились

песни разных жанров: трудовые, плясовые, лирические. И в этих песнях запечатлены история, труд и быт, обряды и праздники украинского народа. Мелодии песен отличаются широтой и напевностью, многие из них имеют лирический характер.

- Отрывок из стихотворения М.Старицкого – словно продолжение этой картины. (читаю)

Ночка-то, ночка, луной озаренная!

Ну хоть иголки сбирай.

Милая, выйди, трудом истомленная,

В роще со мной погуляй.

Небо усыпано звездами, - господи.

Всюду такая краса!

Под тополями жемчужною россыпью

Дивно играет роса.

- Что вы видите на картинках?

- Сорочинцы – живописное украинское село с садами и огородами, густо усеянными подсолнухами, с красивой рекой, в которой, как в зеркале, отражается небо (таких очень много на Украине). Славится село веселой ярмаркой, где происходят самые невероятные чудеса.

- Султан послал запорожцам требование покориться ему, казаки ответили своим письмом не стесняясь в выражениях и насмехаясь над ним.

- Большинство народных песен и танцев, особенно веселых, шутливых, исполнялись под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Одни из самых любимых - КОБЗА и БАНДУРА (Слайд)

Бандура – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким грифом. Украинских народных певцов и музыкантов, сопровождающих пение игрой на бандуре, называют БАНДУРИСТАМИ.

- Искусство бандуристов известно с давних времен. Еще в средние века странствовали по Украине от села к селу, в сопровождении мальчиков-поводырей, слепые старцы – кобзари. (слайд) За плечами несли они кобзу или бандуру, игрой на которой и зарабатывали себе на хлеб насущный. Весть о том, что в село прибыл кобзарь, мигом облетала всех, и жители сходились, чтобы послушать старого мудреца.

- Какому старинному русскому народному инструменту родственна бандура? (гусли) Почему? (по конструкции и способу извлечения: деревянный корпус, струны, музыкант играет, щипая струны)

- Давайте посмотрим, как выглядит национальный костюм Украины (слайд)

- Чем он отличается от русского костюма?

- А кто знает, чем еще знаменита Украина? Может быть вы назовете какие-нибудь украинские блюда? (слайд)

- Теперь немного отдохнем, выполним ритмическое упражнение.

(Разучиваем и поем песню)

- Давайте подведем итог. Сегодня на уроке мы познакомились с музыкальным творчеством украинского народа.

Разработка урока музыки для 4 класса на тему Музыка Украины

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Представлена разработка урока музыки для 4 класса на тему Музыка Украины Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель: познакомить с музыкой украинского народа как частью национальной культуры. Задачи: познакомить учащихся с украинской музыкой используемой М.П. Мусоргским в своей опере, с жанром – опера, развивать чувство ритма, ладо- высотный слух, воспитывать интерес и любовь к музыке других народов.Цель: познакомить с музыкой украинского народа как частью национальной культуры.

Читайте также: