Конспект по музыке 4 класс музыка украины
Обновлено: 03.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План – конспект урока по музыке в 4 классе
учителя музыки Погорелой Татьяны Ивановны
Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний.
- Формирование у учащихся конкретного представления об особенностях украинской музыки и культуры. Знакомство с украинским народным танцем ГОПАКОМ , а также украинским народным инструментом БАНДУРОЙ .
- Дать представление учащимся о государстве Украина.
- Познакомить с песенным, танцевальным и инструментальным творчеством Украины;
Развивающие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость на народную музыку;
Воспитывающие:
- Воспитывать уважение и интерес к народным культурным традициям;
- Формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к творчеству другой страны;
Оборудование:
1. Организационный момент.
2. Основной этап, изучение нового материала.
- Мы познакомимся не только с музыкой
Украины, но и узнаем многое другое о культуре Украины
Сейчас наши ребята расскажут вам стихотворение об Украине.
- Украина-это дали дальние.
Русых кленов чубы курчавые
. Песни вольные ,зори ранние
Реки сильные величавые
Украинцы –веселый радушный народ.
,,Дорогих гостей встречают,не только хлебом и солью,а веселыми танцами и плясками.
-Сегодня мы отправимся в путешествие по этой удивительной, похожей и не похожей на нашу, страну Украину. И познакомимся с песнями, танцами и музыкальными инструментами этого замечательного края. Ведь одна из характерных черт украинского народа – его музыкальность.
(видео Це моя Украина+слайд)9
- Музыкальная культура Украины берет свое начало со времен Киевской Руси. На протяжении многих веков украинский народ создавал свою музыкальную культуру. В народной памяти сохранились
песни разных жанров: трудовые, плясовые, лирические. И в этих песнях запечатлены история, труд и быт, обряды и праздники украинского народа. Мелодии песен отличаются широтой и напевностью, многие из них имеют лирический характер.
- Отрывок из стихотворения М.Старицкого – словно продолжение этой картины. (читаю)
Ночка-то, ночка, луной озаренная!
Ну хоть иголки сбирай.
Милая, выйди, трудом истомленная,
В роще со мной погуляй.
Небо усыпано звездами, - господи.
Всюду такая краса!
Под тополями жемчужною россыпью
Дивно играет роса.
- Что вы видите на картинках?
- Сорочинцы – живописное украинское село с садами и огородами, густо усеянными подсолнухами, с красивой рекой, в которой, как в зеркале, отражается небо (таких очень много на Украине). Славится село веселой ярмаркой, где происходят самые невероятные чудеса.
- Султан послал запорожцам требование покориться ему, казаки ответили своим письмом не стесняясь в выражениях и насмехаясь над ним.
- Большинство народных песен и танцев, особенно веселых, шутливых, исполнялись под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Одни из самых любимых - КОБЗА и БАНДУРА (Слайд)
Бандура – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким грифом. Украинских народных певцов и музыкантов, сопровождающих пение игрой на бандуре, называют БАНДУРИСТАМИ.
- Искусство бандуристов известно с давних времен. Еще в средние века странствовали по Украине от села к селу, в сопровождении мальчиков-поводырей, слепые старцы – кобзари. (слайд) За плечами несли они кобзу или бандуру, игрой на которой и зарабатывали себе на хлеб насущный. Весть о том, что в село прибыл кобзарь, мигом облетала всех, и жители сходились, чтобы послушать старого мудреца.
- Какому старинному русскому народному инструменту родственна бандура? (гусли) Почему? (по конструкции и способу извлечения: деревянный корпус, струны, музыкант играет, щипая струны)
- Давайте посмотрим, как выглядит национальный костюм Украины (слайд)
Чем он отличается от русского костюма?
А кто знает, чем еще знаменита Украина? Может быть вы назовете какие-нибудь украинские блюда?\
УУкраины есть свои национальные блюда.Это украинский борщ., сырники, сало,варенники.( слайд)
Каких вы знаете известных певцов украины.
Каких вы знаете современных композиторов Украины?
- Теперь немного отдохнем, выполним ритмическое упражнение.
(Разучиваем и поем песню)
3. Итог урока:
- Давайте подведем итог. Сегодня на уроке мы познакомились с музыкальным творчеством украинского народа.
Цели и задачи:
- формировать интерес к музыкальной культуре других народов, исследовать взаимодействие русской музыки с музыкой ближнего зарубежья;
- познакомить с музыкой украинского народа как частью их национальной культуры; через взаимодействие музыкальных культур (украинской и русской) вывести интонационное общее и частное;
- подвести школьников к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами;
- познакомить с понятиями: оркестр, солист; бандура;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки;
- воспитывать музыкальный вкус, формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Усачева. Музыка, 4 класс
Цели и задачи урока:
- формировать интерес к музыкальной культуре других народов, исследовать взаимодействие русской музыки с музыкой ближнего зарубежья;
- познакомить с музыкой украинского народа как частью их национальной культуры; через взаимодействие музыкальных культур (украинской и русской) вывести интонационное общее и частное;
- подвести школьников к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами;
- познакомить с понятиями: оркестр, солист; бандура;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки;
- воспитывать музыкальный вкус, формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке.
Музыкальный материал:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент. Музыкальное приветствие
- Здравствуйте, ребята! (в разных интонационных вариантах)
- Здравствуйте, учитель!
Мотивация. Актуализация опорных знаний
- Прослушайте музыкальные фрагменты. Скажите, что за музыка прозвучала.
Дети называют.
- Что объединяет эти музыкальные произведения?
- Что такое тарантелла?
- Итальянский национальный танец.
- Какой национальный музыкальный инструмент в Италии задает ритм при исполнении тарантеллы?
- В чем отличие тарантеллы Прокофьева и звучания тарантеллы у Чайковского?
- Тарантелла Прокофьева исполняется на фортепиано, характер музыки более мягкий, динамика не очень громкая – mf и громкая – f. А у Чайковского музыку исполняет симфонический оркестр, динамика очень громкая, мощная.
- Как в музыке называется очень громкое звучание?
- Фортиссимо.
- А как называют исполнение музыки полным составом оркестра?
– Интерес, уважение и любовь к музыке других народов в музыке русских композиторов существовали всегда. Многие русские композиторы обращались в своих произведениях к народным мелодиям других стран. Назовите их имена.
- Чайковский, Мусоргский, Глинка, Рубинштейн, Аренский, Даргомыжский, Бородин, Танеев, Лядов, Глазунов, Кюи и мн. др.
- Давайте и мы выразим уважение и дружеское расположение к музыке разных стран одной общей песней о дружбе.
3. Постановка проблемы. Целеполагание
У разных народов существует музыка и народная, и композиторская. Музыка некоторых народов совсем не похожа на русскую музыку. А музыка других народов очень даже на нее похожа. И эти народы – народы ближнего зарубежья: украинцы, белорусы. Предположите, о чем у нас пойдет сегодня музыкальный разговор.
- Наверное, познакомимся с украинской, белорусской народной музыкой в обработке русских композиторов.
- Действительно, ближе всего к русской музыке - украинская и белорусская. Много общего и между языками этих народов. Но нужно всё проверять на собственном опыте.
Сегодня мы будем слушать и разучивать музыку украинского народа, размышлять о ней.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Украинская народная песня
- Прослушайте еще раз эту мелодию.
Учитель исполняет и аккомпанирует себе.
- Что общего между песней украинской и русскими песнями?
- Плавность, певучесть или напевность, раздольность, мягкость, песенность, лиричность, широта.
– Действительно, русские и украинские мелодии очень похожи, близки по интонации. Эти государства и находятся по соседству, и с древних времён дружили, общались, торговали. Русь изначально вообще была Киевская. Поэтому они так интонационно близки. Наиболее характерные черты украинских народных песен, также как и русских, - распевность, выразительность, мелодичность
Вийди, вийди, Iванку,
Заспiвай нам веснянку!
Зимували – не спiвали,
3) Разучивание песни. Исполнение
- Запомнили мелодию. Теперь распеваем русский текст веснянки:
1. Выйди, выйди, Иванку,
Спой, Иванку, веснянку!
Всю-то зиму лишь метели
За окошком пели.
Весна-красна, весна ясна,
Что, весна, ты нам принесла?
Принесла нам по цветочку –
Заплетали веночек вчора
С самого вечора.
А с утра – бежит вода,
Нет ни снега, ни льда.
4. Выйди, выйди, Иванку,
Спой, Иванку, веснянку!
Всю-то зиму лишь метели
За окошком пели.
Не знаю, где и как услышал это закликание весны Пётр Ильич Чайковский, но теперь эта украинская народная песня известна во всём мире, потому что интерес к этой украинской песне проявил и русский композитор Чайковский. Он взял её в основу последней части своего знаменитого Первого концерта для фортепиано с оркестром.
1) Прослушивание финала I концерта для фортепиано П.И. Чайковского финал с выполнением задания
- Музыку сопровождает симфонический оркестр.
2) Музыкальный анализ
Размышления детей.
Партия фортепиано называется сольной. А ее исполнителя называют солистом. То есть произведение написано для фортепиано в сопровождении оркестра.
Какой пример можете привести вы, вспоминая произведения, услышанные в 3-ем классе?
- I концерт Рахманинова – фортепиано с оркестром.
3. Углубление в тему
4. Музыкальное общение без границ
1) Прослушивание фрагмента
Украинская река Днепр является символом силы, необъятной шири, красоты - величаво несет он свои воды.
Любя, уважительно поют и говорят о нем люди: Днепр широкий, чуден при тихой погоде, ревёт и стонет в бурю. О нем сложено много песен.
Сегодня мы познакомимся с двумя картинами о Днепре-реке. Так можно сказать не только о живописном произведении, но и о музыкальном. Две песни дают возможность одновременно рассмотреть и почувствовать эту реку.
Первая – о сильном, разгневанном Днепре хмурой ненастной ночью.
Вторая – о Днепре, участнике и свидетеле битв на своих берегах в годы Великой Отечественной войны.
Первая сочинена на стихи великого украинского поэта-революционера Тараса Григорьевича Шевченко. Её мелодия долгое время считалась народной. Потом стало известно имя композитора, очень точно передавшего народный дух украинских напевов. Это белгородский учитель русского языка и латыни Даниил Яковлевич Крыжановский, получивший также и музыкальное образование. Но и сейчас, зная его имя, мы, всё-таки, называем сочинённую песню народной и относим её к лучшим образцам украинской певческой культуры.
- О чем эта песня?
- Каким представляется он вам?
- Широким, привольным, с медленными, величаво текущими водами; сильным, могучим.
- Что позволило представить вам Днепр таким, какие средства узыкальной выразительности?
- Темп – медленный, лад – минорный, ритм – ровный, регистр – высокий, звуковедение – связное (легато), динамика – тихо и вполголоса (mf, p).
Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч,
Над тобой летят журавли…
Послушайте ее и обратите внимание на звучание украинского народного инструмента бандуры (на слайде).
Задание: Поднять руку, когда слышится звук бандуры.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия
- Ита к, ребята, музыку какого народа вы услышали сегодня?
- Украинского.
- Раздольные поля, леса, широкие реки Украины, красивых девушек в венках и украинских нарядах, парней в вышитых рубахах, приволье и красоты украинской природы, мягкость характера украинского народа.
Выставление оценок.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
Осень 1941 года. Наши войска, несмотря на ожесточённое и героическое сопротивление, отступают под ударами превосходящих сил противника. Тревожны и неутешительны сводки с фронта. После многодневных упорных и тяжёлых боёв врагу удалось захватить столицу Украины – древний Киев. Поникли ивы на берегах седого Днепра, а сам он, суровый, порожистый, бурлил и клокотал от ярости и гнева…
«…Переправляться через Днепр мне пришлось в сложных обстоятельствах, – рассказывал он уже в мирные дни. – Я еле дотащился до Канева, чуть не попал здесь в очередную облаву, выбрался кое-как на окраину. Вплавь одолеть реку я никак не мог, да и вода была уже ледяная, в её чёрную пучину сыпался первый снег.
Кое-как мы перебрались…
Радость радостью, но предстояло явиться к начальству, доложить о прибытии и объяснить своё долгое отсутствие.
Начальник Политуправления фронта дивизионный комиссар Сергей Галаджев встретил с печальным удивлением, предупредил, что нужно отправляться в Урюпинск, где проходят проверку все, кто оказался в окружении, пришёл из вражеского тыла:
– Это будет песня о Днепре, – ответил Долматовский.
– Не знаю, песен не пишу, – почему-то довольно сухо отреагировал на это начальник Политуправления и добавил: – Кстати, известно ли вам, что вы числитесь погибшим и об этом уже сообщено в Союз писателей и вашей матери. Почта идёт долго. Может быть, вам удастся написать такие стихи, из которых будет понятно, что с вами произошло. Через газету дойдёт скорее…
И вот он в Урюпинске. Строки стихов о Днепре уже заполнили тетрадку. Но откуда взять музыку? Неожиданно узнаёт, что в той же казарме, куда его определили, размещён ансамбль песни и пляски Юго-Западного фронта, …что в ансамбле есть собственный композитор, Марк Фрадкин, и посоветовали обратиться к нему… С ансамблем прошёл он весь тяжёлый и горестный путь отступления от Днепра к Дону и Волге, до самого Сталинграда. Многое довелось испытать. И потому стоит ли говорить, как взволновала его предложенная поэтом тема для песни, как зажгли и вдохновили сами стихи…
Композитор и поэт бродили по улицам Урюпинска в поисках пианино. Заглядывали в окна домов. Наконец разглядели сквозь морозный узор бронзовые подсвечники.
– Разрешите нам поиграть на вашем пианино?
Более странной просьбы в ноябре сорок первого года, наверное, никто не слыхивал. Выяснилось, что дом принадлежал священнику. Хозяин оставил неожиданных гостей наедине с инструментом.
– Мы работали два дня, – вспоминает Евгений Аронович. – Наконец музыка получилась, подгоняем каждое слово, чтобы пелось. Ночью собирают ансамбль. Песню слушают молча. Приказано к завтрему разучить её. Но выполнить приказание не так просто. Хоровая группа – все киевляне – плачет, петь не может.
Первое исполнение назначено всё же на утро в кавалерийском манеже. Публика — это тысяча политработников, вышедших из окружения и проходящих проверку. Тимошенко и Березин объявляют, что сейчас будет исполнена новая песня, но ансамбль ещё долго молчит, прежде чем начать.
Ныне, многие годы спустя после Победы, песня эта, созданная в далёком 1941 году, не забыта и всё так же волнует людей.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по Музыке "Музыка Украины" 4 класс
План – конспект урока по музыке в 4 классе
учителя музыки Ильюшкиной Дианы Владимировны
Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний.
- Формирование у учащихся конкретного представления об особенностях украинской музыки и культуры. Знакомство с украинским народным танцем ГОПАКОМ , а также украинским народным инструментом БАНДУРОЙ .
- Дать представление учащимся о государстве Украина.
- Познакомить с песенным, танцевальным и инструментальным творчеством Украины;
- Развивать эмоциональную отзывчивость на народную музыку;
- Воспитывать уважение и интерес к народным культурным традициям;
- Формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к творчеству другой страны;
1. Организационный момент.
2. Основной этап, изучение нового материала.
- Ребята, кто знает, что такое Украина? ( Дети отвечают )
- Откройте свои учебники на стр. 18, посмотрите на фото Святогорского Успенского монастыря. Расскажите, что вы видите? Это один из старейших православных монастырей. Очень красивое место, правда? В любви своему родному краю, признавались многие художники, писатели и поэты. Об этом стихотворение украинской поэтессы Леси Украинки. (слайд)
- Давайте вместе прочитаем отрывок из ее стихотворения (читаю).
Он не один ее любил-
Давно уж славили певцы
С восторгом Украину.
Ее перенимали смех,
Забавы, шутки, пляски,
Как дивные цветы, в венки
Ее сплетали сказки.
Тот полюбил в ней старину,
А тот мечту младую,
Он первый полюбил ее, как любят мать родную.
-Сегодня мы отправимся в путешествие по этой удивительной, похожей и не похожей на нашу, страну Украину. И познакомимся с песнями, танцами и музыкальными инструментами этого замечательного края. Ведь одна из характерных черт украинского народа – его музыкальность.
- Музыкальная культура Украины берет свое начало со времен Киевской Руси. На протяжении многих веков украинский народ создавал свою музыкальную культуру. В народной памяти сохранились
песни разных жанров: трудовые, плясовые, лирические. И в этих песнях запечатлены история, труд и быт, обряды и праздники украинского народа. Мелодии песен отличаются широтой и напевностью, многие из них имеют лирический характер.
- Отрывок из стихотворения М.Старицкого – словно продолжение этой картины. (читаю)
Ночка-то, ночка, луной озаренная!
Ну хоть иголки сбирай.
Милая, выйди, трудом истомленная,
В роще со мной погуляй.
Небо усыпано звездами, - господи.
Всюду такая краса!
Под тополями жемчужною россыпью
Дивно играет роса.
- Что вы видите на картинках?
- Сорочинцы – живописное украинское село с садами и огородами, густо усеянными подсолнухами, с красивой рекой, в которой, как в зеркале, отражается небо (таких очень много на Украине). Славится село веселой ярмаркой, где происходят самые невероятные чудеса.
- Султан послал запорожцам требование покориться ему, казаки ответили своим письмом не стесняясь в выражениях и насмехаясь над ним.
- Большинство народных песен и танцев, особенно веселых, шутливых, исполнялись под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Одни из самых любимых - КОБЗА и БАНДУРА (Слайд)
Бандура – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким грифом. Украинских народных певцов и музыкантов, сопровождающих пение игрой на бандуре, называют БАНДУРИСТАМИ.
- Искусство бандуристов известно с давних времен. Еще в средние века странствовали по Украине от села к селу, в сопровождении мальчиков-поводырей, слепые старцы – кобзари. (слайд) За плечами несли они кобзу или бандуру, игрой на которой и зарабатывали себе на хлеб насущный. Весть о том, что в село прибыл кобзарь, мигом облетала всех, и жители сходились, чтобы послушать старого мудреца.
- Какому старинному русскому народному инструменту родственна бандура? (гусли) Почему? (по конструкции и способу извлечения: деревянный корпус, струны, музыкант играет, щипая струны)
- Давайте посмотрим, как выглядит национальный костюм Украины (слайд)
- Чем он отличается от русского костюма?
- А кто знает, чем еще знаменита Украина? Может быть вы назовете какие-нибудь украинские блюда? (слайд)
- Теперь немного отдохнем, выполним ритмическое упражнение.
(Разучиваем и поем песню)
- Давайте подведем итог. Сегодня на уроке мы познакомились с музыкальным творчеством украинского народа.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Представлена разработка урока музыки для 4 класса на тему Музыка Украины Урок по программе В. В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель: познакомить с музыкой украинского народа как частью национальной культуры. Задачи: познакомить учащихся с украинской музыкой используемой М.П. Мусоргским в своей опере, с жанром – опера, развивать чувство ритма, ладо- высотный слух, воспитывать интерес и любовь к музыке других народов.Цель: познакомить с музыкой украинского народа как частью национальной культуры.
Читайте также: