Конспект современная музыкальная жизнь

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

  • Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности на основе проблемности урока.
  • Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
  • Помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.
  • Способствовать развитию монологической речи обучающихся.

Оборудование и наглядные пособия:

Музыкальная драматургия урока:

Ход урока

I. Организационный момент. Организация входа в класса под музыку. Приветствие. Обеспечение мотивации.

Учитель: - Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.п.)

  • Современная музыка, современность, современники…

Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.

Открывается презентация урока. Слайд 1 (далее – по необходимости по ходу урока).

Слайд № 2 (Проблемные вопросы)

1) Постановка проблемных вопросов:

  1. Может ли быть классической современная музыка?
  2. Современна ли народная песня?
  3. Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

2. Проверка домашнего задания:

I. Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)

Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?

(Учащиеся представляют свою любимую музыку. Анализируют, доказывают актуальность и современность).

  • Презентация современной музыки (слушание, комментарий, решение проблемных вопросов).

Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.

  • Может ли быть классической современная музыка?

После размышлений, вывод делают сами школьники.

3) Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)

Возможные вопросы:

- Глубокие корни – долго живут в народе… почему.

- Что отражается в народных песнях?

(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)

- Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?

(Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).

- Почему так долго живут народные песни?

(Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений).

Слайд № 6 (народная песня сегодня)

- Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!

- В чём сила? Почему волнует наши чувства?

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

4) Слайд №8 (проблемные вопросы)

- Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?

  • И.С. Бах. Токатта ре минор – слушание.

- Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)

Слайд №10 (портрет И.С. Баха)

- Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).

Размышления.

- Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?

5) - Посмотрите слайд, на котором изображён портрет молодого композитора. Кто этот композитор?

- Что позволило сделать такой вывод?

- Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?

(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)

- Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)

Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).

Возможные вопросы:

1. Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).

- Как вы понимаете эти слова?

6) АРТ-РОК.

- Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?

Учитель: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.

Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.

Вывод делают сами ребята.

III. Вокально-хоровая работа.

IV. Итог урока.

V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Нет на земле человека, который бы не любил музыку: серьёзную или лёгкую; классическую или эстрадную. За что же мы её любим? Наверное, за то, что она вместе с нами радуется и плачет; переживает и восторгается; зовёт нас на подвиги; любит и ненавидит. Наверно за то, единственная из всех искусств, музыка передаёт чувства и переживания человека.

О музыке спорят не только любители, но и критики, и музыканты. Кто-то сказал, что произведения любого искусства настолько совершенно, насколько оно приближается к музыке.

1. - Какие музыкальные направления вы знаете?

Вы правильно называете, но их более 30. Ну, начнём!

Американские ученые провели исследования, показавшие, что среднестатистический подросток в их стране тратит на прослушивание музыки стиля рок примерно от 10 до 500 часов. Это, к слову, в два раза больше того времени, что он находится в школе. Результаты этого исследования говорят о том, что музыкальное искусство влияет на подростков и молодежь в целом даже сильнее, чем всемогущее средство массовой информации – телевидение. Так какую же музыку слушает молодое поколение? Какую роль играет музыка в их жизни? Что больше всего привлекает в музыкальных произведениях: музыка или тексты?

Музыка – универсальный язык человечества. (Лонгфелло)

- Что вы понимаете под словом альтернатива?

Музыка глушит печаль. (Шекспир)

Это направление музыки не все уже принимают как должное. Но без него нельзя себе представить музыку. Это

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ – жанр песенного творчества, характеризующийся первичностью текста по отношению к музыкальной составляющей. Песни, чаще всего, представляет сам автор, аккомпанирующий сам себе на гитаре. Чаще всего таких исполнителей называют бардами.

Барды- это певец или поэт ,одиночный исполнитель песен собственного сочинения.

-Каких бардов вы знаете?

(Владимир Высоцкий,Михаил Круг,Александр Розембаум)

Сегодня у нас нет таких бардов, но исполнители, которые сами пишут текст, музыку и, аккомпанируют сами себе, есть.

Это направление музыки вечно! Сколько веков прошло, а многие музыканты до сих пор используют эти музыкальные шедевры в своих аранжировках.

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА – это не какой-то определённый стиль или направление. Это такие музыкальные произведения, отвечающие самым высоким художественным требованиям и сочетающим глубину, содержательность с совершенством формы. Это может быть и произведения далёкого прошлого, так и современные.

Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно подростки — основные потребители музыкальной продукции. В наше время подростки активно слушают музыку: в транспорте, на улице, дома, на занятиях и т.д. Кто-то с помощью музыки расслабляется, кому-то наоборот, музыка помогает сконцентрироваться и найти верное решение в определенной проблеме. В мире существует множество стилей музыки: классика, поп, реп, металл, рок и т.д. И вся эта музыка так или иначе влияет на эстетическое воспитание подростков, на формирование жизненных идеалов и принципов. Культура современной молодёжи ориентируется на ценности западной культуры, а не на ценности национальной культуры. На дискотеках, на вечеринках – везде, звучит клубная музыка.

ВЛИЯНИЕ ЖАНРА МУЗЫКИ НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

Психологи утверждают, чтобы узнать, какой характер у человека, нужно обратить внимание на то, какую музыку он слушает. И при помощи данной информации можно охарактеризовать человека более подробно.

Если люди предпочитают слушать классическую музыку – они постоянно стремятся вырваться вперёд, любят работать над собой в различных сферах жизни. Им легче всего добиться успеха и благополучия. А если их кто-то недооценивает, то они на этом не зацикливаются, одним словом, такие люди практически идеал.

Любители рока – такие люди чаще всего пассивные. В музыке они стараются найти нужный настрой. Продвигаться таким людям вперёд сложно, им для этого необходим толчок сзади. На них должен кто-то воздействовать, чтобы любители рока проснулись и начали активную деятельность. Но если они всё же возьмутся за работу, то доделают её до конца. Чаще всего такие люди не уверены в себе, тревожные, хотя на первый взгляд так не кажется. Также они ещё и безумные романтики, любящие отдыхать на природе и песни у костра.

Поклонники шансона – такие люди смелые, умеют с правильной стороны подойти с просьбой и непременно правильно отблагодарить. Всегда находят выход из любого положения, имеют много полезных знакомых, но в своё время их считают ненадёжными людьми. Люди такой категории – большинство ленивцы и не способны мечтать.

Электронная музыка — воспринимается положительно практически всеми людьми, но только в качестве нейтрального или даже незаметного фона. Считается, что истинными ценителями такой музыки являются флегматики: невозмутимые, спокойные, уравновешенные люди, настроение у которых долгое время не меняется. По статистике больше всего любителей электроники встречается среди программистов и людей IT-сферы.

Приверженцы кантри, вестерна, фолк — настоящие трудоголики. Коммуникабельные, открытые, оригинальные и умеющие находить общий язык люди.

К числу любителей оперы принадлежат вежливые, открытые, творческие личности.

Реп . В репе главная составляющая – тексты. Они длинны, порой достаточно глубоки, часто поднимают острые социальные проблемы. Как правило, любителями рэпа являются молодые коммуникабельные независимые люди с высокой самооценкой и не очень высоким уровнем IQ. Они могут отстоять свою точку зрения в любом споре. Такими же характеристиками наделены любители хип-хопа и R’n’B.

НО не принимайте информацию близко к сердцу, ведь она достаточно усредненная. Музыка зависит от состояния нашей души и пристрастия к ней могут меняться с возрастом и в зависимости от обстоятельств.

Тема I четверти: “Искусство в жизни современного человека”.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

  • Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности на основе проблемности урока.
  • Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
  • Помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.
  • Способствовать развитию монологической речи обучающихся.

Оборудование и наглядные пособия:

Музыкальная драматургия урока:

I. Этап организации класса. Музыкальное приветствие. Обеспечение мотивации.

УЧИТЕЛЬ: Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? ( разная: разных направлений, т.п. )

Современная музыка, современность, современники…

Мы – современники? ( живём в современном мире ). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.

Открывается презентация урока. Слайд № 1

Слайд № 2 (Проблемные вопросы)

1. Постановка проблемных вопросов:

  1. Может ли быть классической современная музыка?
  2. Современна ли народная песня?
  3. Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

2. Проверка домашнего задания:

УЧИТЕЛЬ: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)

Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?

Учащиеся представляют свою любимую музыку.

Анализируют, доказывают актуальность и современность.

  • Презентация современной музыки (слушание, комментарий, решение проблемных вопросов).

УЧИТЕЛЬ: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.

  • Может ли быть классической современная музыка?

После размышлений, вывод делают сами школьники.

Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)

  • Глубокие корни – долго живут в народе… почему.
  • Что отражается в народных песнях?

(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)

  • Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?

Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).

Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений.

Слайд № 6 (народная песня сегодня)

  • Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о главном , о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

Слайд №8 (проблемные вопросы)

  • Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?
  • И.С. Бах. Токатта ре минор – слушание.
  • Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)

Слайд №10 (портрет И.С. Баха)

  • Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической ?

Слайд № 12 (Людвиг ван Бетховен)

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите слайд, на котором изображён портрет молодого композитора.

  • Кто этот композитор?
  • Что позволило сделать такой вывод?
  • Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?

(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)

  • Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)

Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).

  • Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?

ВЫВОД : Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский ).

  • Как вы понимаете эти слова? АРТ-РОК.
  • Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?

УЧИТЕЛЬ: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.

Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.

Вывод делают сами ребята.

III. Вокально-хоровая работа.

Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.

Значение музыки в жизни человека

Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов

15. Ж. Брель. Вальс.

33. Знаменный распев.

35. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).

40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).

42. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).

44. Мадригалы эпохи Возрождения.

46. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).

52. Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).

53. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации.

54. Негритянский спиричуэл.

66. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).

77. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),Чиновники (№ 5).

78. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).

Читайте также: