Конспект по истории средних веков 6 класс параграф 7

Обновлено: 04.07.2024

Одной из важнейших задач, которые стоят перед учениками средней школы, считается выработка навыка краткой записи параграфа, пояснения учителя или информации из дополнительных источников литературы. Грамотно выполненное конспектирование позволяет существенно улучшить результаты - углубить и расширить собственные знания, получить более высокие оценки, стать увереннее в работе со справочниками. Многие педагоги включают в свой рабочий план конспекты по истории за 6 класс - они учат подростков составлять их на уроках в классе или задают такие задания на дом. Однако далеко не все учителя практикуют разъяснение основ правильного конспектирования. В ряде случаев школьникам приходится постигать эту науку самостоятельно или обратившись за платной специализированной помощью.

Важность умения конспектировать классную работу

Научившись составлять конспекты по истории 6 класс, учащиеся смогут воспользоваться многочисленными преимуществами краткой записи:

  • её наглядностью, возможностью за короткий срок быстро повторить изучаемый материал;
  • сжатостью представленной информации, что в разы сокращает время, необходимое для освоения и запоминания больших массивов данных. Это особенно важно именно при получении исторических знаний, отличающихся многочисленными источниками информации, ее разнообразием, изобилием имен, дат, событий;
  • простотой применения. Четкие, понятные выводы очень удобны в процессе подготовки к зачету, проверке, экзамену.

Конспектирование, при всем удобстве его использования, вызывает немало проблем при самостоятельном выполнении. В числе основных:
- неумение грамотно читать, анализировать большие по объему тексты;
- незнание принципов группировки, сравнения и систематизации прочитанной информации;
- отсутствие навыков выделять или формулировать краткую мысль из изученного, прочитанного, которая и ляжет в основу конспекта по предмету.

Преодолеть эти трудности позволяет регулярная работа и удобные помощники. В числе последних может выступать обширная коллекция таких материалов на портале еуроки. Здесь собраны конспекты по истории для 6 класса практически по всем применяемым учителями программам, УМК по дисциплине, к учебникам, практикумам и дополнительной литературе, изучаемой в рамках школьного курса предмета. Работая с площадкой регулярно, шестиклассники не только улучшат свои оценки и знания, но и приобретут бесценный навык конспектирования, научатся делать это грамотно. Такая практика пригодится им не только в школе, но и потом - в ВУЗах, колледжах, техникумах и после их окончания - в труде, бизнесе, творчестве. В учебных заведениях послешкольного образования именно конспектирование составляет основу технологии обучения, а лекции становятся базой для изучения многих дисциплин исторического и связанных с ним циклов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии.

Дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.

♦ Основные понятия и термины: икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера.

I. Проверка домашнего задания.

1. В чем было в отличие общественного строя Византии от других стран Европы?

2. В чем вы видите ахиллесову пяту императорской власти в Византии?

3. В какой области, по вашему мнению, Юстиниану удалось добиться больших успехов: а) во внешней политике; б) во внутренней политике? Какое из достижений эпохи правления Юстиниана вы считаете главным?

4. Почему Византия нуждалась в искусстве своих дипломатов?

5. Какую роль в истории Руси сыграло принятие христианства от Византии? А какое значение это имело для самой Византии?

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Исторические условия развития культуры Византии.

2. Образование, научные знания.

3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

1.Исторические условия развития культуры Византии.

Учитель начинает объяснение нового материала с постановки проблемного задания:

Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития?

Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной власти и культуры.

Византия становится наследницей античной культуры.

Христианство повлияло на культурное развитие Византии.

Научные знания Византии.

Введено буквенное обозначение в алгебре.

нашли применение в астрономии,

строительстве, исчислении сбора

В XI веке в Константинополе при монастыре была открыта больница.

Для обучения медицине создано

Медицинское училище. Составлены
пособия по медицине

Применялся в сражениях на море и на суше

Составлялись, чертились карты, планы городов. Путешественники составляли описания стран и

Исторические сочинения составлялись на основе документов, личных наблюдений, рассказов очевидцев

2.Образование, научные знания.

Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигали власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди. Были организованы церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу. В XI веке был открыт первый в Европе университет.

Учитель задает следующие вопросы:

Чем была вызвана потребность знать жизнь и обычаи других народов, чертить карты?

Что способствовало развитию истории как науки в V-VII вв.?

Учащиеся могут дать примерно такие ответы:

Войны, торговля, мореплавание.

Войны Юстиниана, изучение трудов античных историков.

3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства,
учитель характеризует некоторые его виды - архитектуру, мозаику и иконопись.

Архитектура

Какое впечатление собор Св. Софии производит на нас, живущих в XXI веке?

Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид. В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении - барабане.

Далее учитель рассказывает о соборе Святой Софии в Константинополе в объеме материала учебника (с. 63—64).

Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени. Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укреплялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали, искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации в учебнике (с. 66).

Самым главным достижением культуры Византии данного
периода явилась иконопись.

В храмах, домах появлялись иконы - изображения Иисуса
Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания.

Учитель обязательно должен объяснить учащимся основные отличия иконы от картины.

Икона - откровение Божие.

Мировоззрение иконописца -
мировоззрение Церкви.

Икона - вне времени, она символ инобытия в нашем мире. Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона - творение соборное. Кисть иконописца бесстрастна:
личные эмоции не должны иметь
места. Икона - средство для общения с Богом и святыми. Для иконы характерна обратная перспектива.

Картина - это творческий образ, созданный фантазией художника, он является формой передачи его собственного мировоззрения.

Картине присуща индивидуальность автора, характерное цветовое решение, своеобразная живописная манера. Картина эмоциональна, она
принадлежит духовному миру
художника. Картина построена по законам прямой перспективы.

Картина - место для общения
с автором и его идеями.

Учащиеся видят, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Это прямая перспектива.

На иконе же точка схода располагается не в глубине картин-
ной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, и параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Это обратная перспектива.



Иконы писали на деревянной основе - доске. В основном для этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева - береза, сосна, дуб, осина, ель.

Если сделать поперечный разрез иконы и посмотреть на нее сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя.

Слой первый - иконная доска. Иногда на иконную доску наносили ткань - паволоку.

Слой второй - грунт, то есть основа под краску. Грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом.

Слой третий - красочный. Для написания иконы используются темперные краски.

4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

В заключение учитель рассказывает о влиянии культуры Византии на духовное развитие других стран и народов.

Государства, принявшие христианство от Византии, - Болгария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия - в значительной мере испытали влияние византийской культуры. Достижения византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с собственными национальными традициями.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?

Укажите, в каких направлениях развивались научные знания.

Какой существовал канон в оформлении христианского храма?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: §7,ответитьписьменнонавопросы1-4,с.67.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

Подумайте

Проверьте себя

1. В византийских школах обучали чтению, письму, счёту, церковному пению. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках, умеющих грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания и т. д. 2. Византийцы сохранили античные знания в математике и применяли их для исчисления налогов, в астрономии и строительстве. Составлялись учебные пособия по медицине. Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. 3. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные обряды проводили снаружи, поэтому внешний вид храма старались сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри храма, и внутренней отделке уделялось больше внимания. 4.
1. Строение храма.
2. Внешнее украшение храма
3. Внутренне строение храма
Замечательным произведением византийской архитектуры стал Храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот собор главной церковью всего христианского мира. В X-XI вместо вытянутых прямоугольных храмов стали возводить крестово купольные. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленном на круглом возвышении – барабане.
Для отделки храма впервые применяли мрамор различных цветов и оттенков – розового, зеленого, темно-серого и белого. В основании гигантского купола (диаметром 31 м) располагается 40 окон. Это создаёт впечатление, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.
Внутри храм святой Софии поражал размерами и красотой. Стены были украшены мозаикой, фресками и иконами. 5. Мозаика – техника создания изображений на поверхности прикреплением в общей основе кусочков разноцветных камней или кусочков разноцветного стекла – смальты.
Фреска – живопись по сырой штукатурке водяными красками.
Икона – священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Техники создания мозаики, фрески и икон отличаются друг от друга. Отличаются используемыми материалами, методами создания работы. 6. Европейские страны, контактирующие с Византией, перенимали ее знания и открытия. Византийские архитекторы руководили строительством в других странах. Многие юноши ездили в Византию обучатся.

Подумайте

1) Это связано с тем, что у Византии было удобное географическое расположение, поэтому она могла обмениваться культурой со многими народами. Так набираясь знаний и опыта, в Византии начала развиваться наука. 2) Царь Соломон был самым известным и почитаемым библейским царем, у которого было множество великих достижений. Поэтому многие христианские цари и императоры хотели сравниться с ним и превзойти его. 5) Я приехал в Византию для торговли и мне посоветовали посетить храм Святой Софии. Я согласился, и меня проводили к нему. Еще издалека я понял насколько величественное здание. Храм как был огромным, но он как будто парил в воздухе. Мы подошли к храму вплотную, и я ощутил себя таким маленьким. Пройдя внутрь, я поразился еще больше, Различие цветов в мозаиках и переливание ослепляли. Искусное изображение сцен на фресках поражало воображение, как будто я сам жил в этих сценах. Мы начали молиться, и мне так спокойно стало на душе, и я не заметил, как прошло время. Никогда не забуду время, проведенное в Византии и в этом храме.

Параграф 6 – это первый параграф в главе, посвященной Византии и славянам в 6-11 веках. В параграфе рассказывается о Византии при Юстиниане и борьбе империи с внешними врагами.

В 1 пункте параграфа – ” Особенности Византийской империи” рассказывается почему Византии удалось устоять под ударами варваров. Она включала в себя огромные территории с хорошо развитой экономикой и богатой и разнообразной культурой. Здесь сохранились крупные города, где было хорошо развито ремесленное производство. Византия контролировала пролив Босфор, который был точкой пересечения важнейших торговых путей.

Во 2 пункте параграфа рассказывается об особенностях государственной власти в Византии. Византийские императоры обладали всей полнотой власти, имели сильные армии, единую казну и управляли с помощью преданных чиновников.

В 3 пункте параграфа рассказывается о Византии в период правления Юстиниана в 6 веке. Он считал, что единые законы и единая религия сделают государство богатым и непобедимым. Он издал сборник законов и боролся с язычеством.

В 4 пункте параграфа рассказывается о попытках Юстиниана восстановить прежнюю империю. На протяжении 20 лет его войска завоевывали Карфаген в Северной Африке, остров Сицилию, им даже удалось взять Рим. Было завоевано государство остготов и юго-западная часть Испании. Однако это привело к народным восстаниям в завоеванных землях. К тому же долгие войны вынудили повысить налоги, что вызвало недовольство населения Византии.

В 5 пункте параграфа рассказывается о том, что случилось с Византией после почти 40-летнего правления Юстиниана. На границах империи появляются славянские племена, которые сначала воюют с Византией, а затем постепенно начинают заселять ее территории и переходить на службу к императору. Позже империи начинают угрожать арабы. К 7 веку территория Византии уменьшилась в 2 раза.

Читайте также: