Конспект урока нос орган обоняния 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

Войти через uID

Цели. Дать представление об органе обоняния, рассмотреть строение носа и его функции; научить оказывать первую помощь при кровотечении из носа; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

I. Организационный момент

Учитель. Звонок пригласил нас на урок здоровья. Какие знания мы получаем на этом уроке?

Дети. Знания о себе, о своем организме, о том, как сохранить здоровье и всегда быть в хорошем настроении.

У. При каких условиях это возможно?

Д. Мы должны быть внимательными, активными, старательными.

У. Наше тело похоже на самостоятельную страну. Кровеносные сосуды – это дороги, соединяющие города-органы. Города-органы сотрудничают между собой и создают систему, или область. Триллионы клеток – граждане этой страны, работающие на заводах и фабриках внутри городов-органов и систем-областей. А мозг – это правительство.

– Что изображено на рисунке? Какой областью управляет мозг-правительство?

Д. Областью восприятия.

У. Какие города-органы входят в эту область? Назовите органы чувств.

Д. Уши – орган слуха, глаза – орган зрения, кожа – орган осязания, язык – орган вкуса.

У. Есть еще один орган, который помогает нам воспринимать окружающий мир. Отгадайте загадку: между двух светил в середине я один.

У. Сегодня мы исследуем этот орган и узнаем, для чего он нам нужен и что он умеет.

III. Знакомство с новым материалом

У. Как вы их понимаете?

Выслушиваются ответы детей.

Выслушиваются ответы детей.

– Итак, для чего нам нужен нос?

Д. Чтобы дышать, воспринимать запахи.

У. Способность носа воспринимать запахи называется обонянием. Нос – орган обоняния.
Докажем, что нос способен воспринимать и различать запахи. Проведем эксперимент.

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху лук, чеснок, духи.

– Приятный ли запах у лука, чеснока?

У. Я оставлю их на столе. Для чего, как вы думаете?

Д. Запахи лука и чеснока убивают вирусы гриппа, следовательно, сохраняют наше здоровье.

Д. Проветривать помещение.

Д. Вылетают в носовой платок.

У. Верно, липучая жидкость смывает со стенок носа микробов. Это не слезы, хотя иногда нос плачет настоящими слезами. Когда, как вы думаете?

Дети работают в парах, выдвигают гипотезы.

У. Охлаждает горячий воздух.

Д. Холодильник.

У. Увлажняет горячий воздух.

Д. Увлажнитель.

У. Согревает холодный воздух.

Д. Обогреватель.

У. А еще нос улавливает различные запахи.

– Подумайте и скажите, когда нам необходимо различать запахи?

Д. Когда мы определяем, доброкачественная пища или нет.
– Когда мы должны почувствовать дым от пожара, утечку газа.

IV. Физкультминутка

У. Сегодня мы разучим несколько новых упражнений. Сначала познакомимся с тем, как выполняется дыхательная гимнастика.

Упражнение 1. Подняться на носки – вдох носом, опуститься – выдох ртом. Это упражнение использовали еще в Древнем Китае. Выполняя его, следует настраивать себя так: вдохнем все хорошее (радость, здоровье, хорошее настроение), выдохнем все плохое (злость, зависть, гнев и т.д.).

Упражнение 2. На счет 1–4 – глубоко вдохнуть носом (рука на диафрагме), на счет 5 – задержать дыхание, на счет 5–10 – плавно выдохнуть через рот. Это упражнение помогает, когда мы чем-то расстроены, нам тревожно.

– Как и для чего выполняется точечный массаж носа?
У крыльев носа располагаются особые точки. Найдем их. (Учитель показывает.) Делая круговые движения указательными пальцами вправо и влево, чуть надавливая, мы улучшаем кровоснабжение слизистых оболочек носа. Дыхание становится свободным, насморк проходит.

V. Практическая работа

У. У нас сегодня, ребята, гость. Это медвежонок Миша. Кто порадует его стихотворением?

Дети вспоминают одно из своих первых стихотворений.

Ученик. Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет.
Вот шишка отскочила и прямо Мишке в . нос!

У. Подумайте, что может случиться? Давайте поможем Мише. Для этого нам нужно научиться оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении из носа.

Вызывается ученик, он играет роль пострадавшего.

– Некоторые несложные меры помогут быстро остановить кровь.

1. Пострадавший должен находиться в положении сидя.
2. Голову надо слегка наклонить вперед, чтобы кровь не затекала в носоглотку.
3. Ноздрю, из которой идет кровь, нужно заткнуть ватным тампоном, а потом зажать нос.
4. После остановки кровотечения ватную пробку следует оставить в ноздре еще на некоторое время.
5. Если кровотечение не останавливается, пострадавшего необходимо доставить в поликлинику или травмпункт. Там введут в нос лекарство и плотно заткнут тампоном кровоточащую ноздрю.

Ученики демонстрируют у доски, как оказывать первую помощь при кровотечении из носа.

VI. Творческая работа

У. Вы уже знаете, ребята, что все, что нас окружает, имеет определенный запах. Запахи бывают приятные и неприятные, иногда опасные. Перед вами лист, разделенный пополам. Слева нарисуйте то место, где нас окружают приятные запахи.

Дети изображают лес, цветущий луг, маму, пекущую пироги, и т.д.

– Справа – неприятные, а иногда и опасные места.

Учащиеся могут нарисовать машину с работающим двигателем, пожар, пригоревшую пищу и т.д. Рисунки обсуждаются.

VII. Итог урока

У. Закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали? Что нового узнали о себе, о своем организме? Какие полезные сведения получили? Чему удивились, что было необычным?

Выслушиваются ответы детей.

– Сегодня мы поднялись еще на одну ступеньку по лестнице Самопознания. Надеюсь, что знания и умения, приобретенные на уроке, помогут вам оставаться здоровыми и бодрыми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю презентацию к уроку окружающего мира по теме "Нос - орган обоняния". Этот урок проводится в 4 классе по программе Перспективная начальная школа.

 Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик - запах различать, Руки - чтоб ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут.

Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик - запах различать, Руки - чтоб ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут.

Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия: ОРГАН ОСЯЗАНИЯ - КОЖА ОРГАН ОБОНЯНИЯ - НОС ОРГАН СЛУХА - УШИ ОРГАН ВКУСА - ЯЗЫК ОРГАН ЗРЕНИЯ - ГЛАЗА

Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия:

ОРГАН ОСЯЗАНИЯ - КОЖА

ОРГАН ОБОНЯНИЯ - НОС

ОРГАН СЛУХА - УШИ

ОРГАН ВКУСА - ЯЗЫК

ОРГАН ЗРЕНИЯ - ГЛАЗА

3 . Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост . нос

3 . Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост .

 НОС – орган обоняния Между двух светил В середине я один.

НОС – орган обоняния

Между двух светил

В середине я один.

 Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней – миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.

Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней – миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи.

Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности

Зачем человеку обоняние?

Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности

Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового материала.

Используемые технологии: технология деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Что мы будем изучать?
Хочется скорей узнать!

II. Мотивация к учебной деятельности.

а) Какое сейчас время года? (Осень). Назовите приметы осени. Какие чувства вызывает у вас осень?

– А теперь, изменилось у вас настроение? Почему?

– Как называется этот период осени? (Золотая осень).

– Какие органы чувств вам помогли определить это? (Орган зрения – глаза.)

– А какой сейчас работал орган чувств? (Орган слуха – ухо).

– Как называется орган чувств, который вам помог выполнить задание? (Осязание – кожа)

г) А теперь возьмите и попробуйте ягодки, орехи.

– Какой орган чувств помог вам? (Орган вкуса – язык).

Ветер дует нам в лицо. (помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх)

IV. Этап усвоения новых знаний. Знакомство с органом обоняния.

1. Создание проблемной ситуации.

К доске выходят два ученика. Учитель завязывает им глаза. Каждому дает предмет с запахом (свежий хлеб, духи, мандарин, чеснок, кофе).

– определите, что у вас в руках (учащиеся называют предметы).

– Как вы это определили, ведь видеть и слышать вы не могли?

– Каким органом мы чувствуем запахи?

2. Определение темы занятия.

– Так о чем мы будем говорить сегодня на занятии. ( О носе – органе обоняния).

3. Выскажи предположение.

Понюхай что-нибудь приятное, например цветок, духи, вкусную пищу. Для этого глубоко вдохни через нос. Затем зажми нос и глубоко вдохни ртом. В каком случае ты почувствуешь запах? Постарайся объяснить свой ответ.

V. Решение проблемы.

Объяснение нового материала.

Орган обоняния расположен в носовой полости. Для различения запахов предназначен нос. На внутренних стенках носовых обонятельных полостей находятся обонятельные клетки. Чувствительность носа в первую очередь зависит от общего количества обонятельных клеток, которые есть у человека и животных.

У собак в 40 раз больше чувствительных клеток. Именно поэтому полиция использует собак для обнаружения взрывчатки и наркотиков. Они также помогают искать людей под обломками после землетрясения.

У мотылька-самки самое сильное обоняние. Она длиной всего 6 см, а чувствует запах самки на расстоянии более 10 км. Змеи дышат носом, но не нюхают им. Они высовывают язык, чтобы уловить запах своей жертвы и поймать ее.

Лосось обладает невероятным обонянием: по запаху они находят дорогу из моря в ту реку, где когда-то родились.

Есть люди, у которых нюх развит не хуже, чем у животных. Например: у охотников Сибири есть люди, которые могут в кромешной тьме свободно ходить по лесу.

Обоняние помогает им ощущать запад древних стволов и не натыкаться на них в потемках. Слепые от рождения люди обычно обладают утонченным обоняние.

Все вы знаете, какой безвкусной бывает еда, когда у вас насморк. Почему?

Обонятельные клетки живут лишь один месяц.

Что же делать, чтобы хорошо работал орган обоняния.

– Не лазить в нос посторонними предметами.

– Не курить. Так как обоняние у курящих ухудшается.

– Надо закаляться, оберегать себя от простуды.

У простуженного человека начинается насморк. В это время теряется и способность чувствовать запахи. Поэтому насморк надо обязательно лечить, как советует врач.

– А как называется врач, который лечит болезни носа? (ЛОР)

Какие еще органы чувств лечит этот врач?

А есть еще врач аллерголог. Что лечит этот врач? (Он выяснит на какие продукты, запахи и т.д. у вас аллергия) (Показать таблицу).

VI. Комплекс упражнений для глаз.

VII. Групповая работа.

(Каждая группа получает набор карточек

– Соберите из разрезных карточек картинку.

– Догадайтесь, какой орган чувств здесь работает.

– Расскажите об этом органе.

– Вспомните правила профилактики.

1 группа. Глаз – орган зрения.

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов, их расположение.

Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер; садиться надо не ближе 2-3 метра.

При письме свет должен падать слева. Книгу при чтении полезно ставить на наклонную подставку.

Не три руками глаза.

Делай гимнастику для глаз.

2 группа – Уши – орган слуха.

Надо защищать уши от сильного ветра, шума.

Не ковырять в ушах.

Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.

Мыть уши каждый день.

Если уши заболели обратиться к врачу.

3 группа – Кожа – орган осязания.

Осязание – способность человека чувствовать прикосновение. Кожа наш верный защитник. Она защищает тело от различных повреждений, она не пропускает воду, предохраняет человека от холода.

VIII. Работа в паре.

Обсудите, какие органы чувств воспринимают информацию в следующих ситуациях:

Хомка-хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок (гладим себя по бокам)
Хомка рано встает (потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет (делаем соответственные действия)
Подметает хомка хатку (наклоняемся и делаем вид, что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать (показываем, какой сильный).
Мама с Колей по порядку
Сейчас сделают зарядку.

  1. У человека есть органы … (чувств)
  2. Глаза – это орган … (зрения)
  3. Уши – это орган… (слуха)
  4. Нос – это орган… (обоняния)
  5. Кожа – это орган (осязания)
  6. Органы чувств надо … (беречь)
  7. Всеми органами чувств руководит … (головной мозг).

Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг.

Давайте проверим. Я произношу слово лимон. Какие у вас ощущения? (Привкус кислого)

А пробовали вы сейчас лимон. (Нет) Вы просто послали сигнал в мозг и получили в ответ это ощущение кислого, как будто на самом деле съели лимон.

XI. Самостоятельная работа.

А теперь возьмите листочки. Надо закрасить только те предметы, которые я определю по запаху.


составить комплексы упражнений для эффективной работы носа.

изучить литературу по данному вопросу;

провести исследование обонятельной памяти у учащихся 4-Б класса;

подобрать комплексы упражнений для эффективной работы носа;

из комплексов упражнений выбрать наиболее доступные и интересные;

использовать комплексы упражнений для эффективной работы носа во время подвижных игр, ежедневной утренней гимнастики.

В носовой полости за 5 минут погибает 90 % всех микробов.

Нос человека имеет три камеры:

нижнюю, среднюю и верхнюю.

Нижняя и средняя камеры выполняют по сути санитарную роль, согревая и очищая вдыхаемый воздух.

Стенки верхней камеры выстланы нейроэпительем, которые и играют обонятельную функцию носа.

Нос орган обоняния, является одновременно и фильтром, и печкой, и сторожевым постом.

Время от времени читать вслух для укрепления мышц носа, а заодно рта и глотки. Слова произносить четко, внятно, громко, контролируя себя при произнесении ряда согласных звуков (б, в, ж, м, п, т, ф, ш).

Не ленясь, выполнять самое простое упражнение дыхательной гимнастики: закрыв рот, сделать 5- 6 медленных вздохов и выходов через нос. При этом кисти рук положить на шею (сзади) или на верхнюю часть живота;

Регулярно проветривать комнату, не забывать протирать пыль с мебели, почаще делать влажную уборку, гулять на свежем воздухе в парке или в лесу.

Все это идет носу на пользу.

Каждый человек двадцать первого века должен знать, как функционирует его организм, быть теоретически подкованным в сохранении своего здоровья и уметь применять знания на практике. Для этой цели нами были составлены рекомендации, которые помогут учащимся и другим людям сохранить здоровыми органы носовой полости.

Выполняя ежедневно дыхательную гимнастику, ЛОР заболевания в этом учебном году снизились до 5 человек, а заболевания ОРЗ, ОРВИ снизились в два раза, что подтверждает нашу гипотезу.


-75%

Читайте также: