Конспект по географии 6 класс параграф 13 выветривание горных пород

Обновлено: 06.07.2024

В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; объяснять причины разрушения горных пород и минералов; классифицировать процессы выветривания; определять районы преобладания отдельных сил выветривания; устанавливать взаимосвязь между действием сил выветривания и формированием рельефа.

На метапредметном уровне

См. метапредметные результаты по теме раздела “Литосфера”.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированностъ учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание роли сил выветривания в формировании рельефа, последствий землетрясений; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в литосфере; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы.

Решаемая учебная проблема

Всегда ли горные породы и минералы разрушаются только под воздействием природных сил?

Выветривание, физическое выветривание, химическое выветривание, биогенное выветривание, техногенное (антропогенное) выветривание, бархан.

Учебник, географический атлас.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. Актуализация знаний

1. Что такое выветривание.

2. Какие бывают виды выветривания.

3. Каковы причины разрушения горных пород и минералов.

1. Что такое горные породы и минералы?

2. Чем отличаются горные породы и минералы?

3. Какие бывают виды горных пород и минералов?

Эпиграф к уроку

Способность видеть чудеса в обыкновенном — неизменный признак мудрости.

Какие замечательные слова! А что для каждого из вас означают слова “чудо”, “чудеса”, “чудесное”? А “мудрость”?

В словаре С.И. Ожегова “чудо” — нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью. “Мудрость” — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. А для меня чудо — это наша огромная планета, а чудеса — все природные процессы, которые на ней происходят. Об одном таком удивительном процессе я предлагаю вам сегодня поговорить. Но сначала давайте узнаем, что это за процесс.

“Много миллионов лет назад, когда по Земле ходили динозавры, жил красивый огромный великан. Дома у него не было, потому жил он под открытым небом. Днём нещадно палило солнце, ночью дул холодный пронизывающий ветер. Наступал новый день, и снова испепеляющее солнце. Иногда на солнце набегали тучи, и тогда великану приходилось очень туго, потому что каждый раз такая туча проливалась мощным ливнем. Так продолжалось день за днём, год за годом, что порядком подорвало здоровье великана. Тело его постепенно покрылось ранами, которые причиняли ему нестерпимые страдания, и он начал быстро стареть. Он становился всё меньше и меньше и таял буквально на глазах. Настал день, когда от великана не осталось ничего, кроме горсти песка. ” (Учитель пропускает песок между ладонями.)

Кто этот великан? Почему он погиб? О каком природном процессе шла речь?

Что мы с вами уже знаем об этом процессе? Что бы хотели ещё узнать?

Совместная формулировка темы и целей урока.

II. Изучение нового материала

1. Работа с понятием “выветривание”.

процесс разрушения горных пород

• под воздействием солнца, воды, ветра, растений, животных

Выветривание — процесс разрушения и изменения горных пород под влиянием внешних сил.

Работа с текстом учебника (с. 82).

Выветривание — процесс разрушения горных пород под влиянием физических, химических и биологических факторов. Различают физическое, химическое и биогенное выветривания.

2. Работа в группах.

1) Изучение темы по учебнику.

2) Деление учащихся класса на три группы.

3) Учащиеся знакомятся с содержанием текста и составляют план своего выступления по вопросу “Виды выветривания”.

Приём “Открытие нового”

• Физическое выветривание связано с действием движущейся воды, ветра, а также колебания температуры воздуха в течение суток (года). В результате физического выветривания образуются обломочные горные породы.

• Химическое выветривание — это разрушение водой растворимых горных пород.

• Биогенное выветривание — разрушение горных пород, связанное с деятельностью растений и животных.

2. Проблемный вопрос. Всегда ли горные породы и минералы разрушаются только под действием природных сил?

3. Техногенный процесс. Определение. Рисунок учебника (с. 86). Примеры техногенных (антропогенных) процессов из личных наблюдений.

III. Закрепление изученного материала

1. Составление схемы “Выветривание горных пород”.


2. Решение заданий рубрик “Проверим знания”, “Более сложные вопросы”.

3. О чём из услышанного на уроке хотелось бы ещё поразмышлять? Почему ты считаешь это значимым?

IV. Домашнее задание

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выветривание горных пород

Тип урока _ урок изучения нового материала .

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой, планом местности , учебником, дополнительной литературой.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современным условиям, проведение самостоятельного поиска географической информации о своей местности из картографических и геоинформационных источников.

1. Организационный момент

Цель:
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке.

И сегодня на уроке мы с вами попробуем разгадать одну тайну, а какую вы должны догадаться сами.

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация знаний

Между двумя учениками возник спор: один говорил, что горные породы бывают только в горах, а другой утверждал, что они есть не только в горах, но и на равнинах, и даже на дне моря. Кто из них

Что такое горные породы и минералы? Чем отличаются горные породы и минералы?

Какие бывают виды горных пород и минералов?

Однако гранит рассыпается в щебень, крошку, мелкий песок.

3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Постановка учебной цели.

-Давайте, определим тему нашего урока.

-Откройте тетради и запишите тему урока.

Попробуйте сформулировать цель урока.

Поэтому, сегодня на уроке мы с вами должны:

Узнать! Что такое выветривание.

Какие бывают виды выветривания.

Что является причинами разрушения горных пород и минералов.

Узнать какой вид выветривания виноват в превращении гранита в песок.

Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?

Нам предстоит ответить на главный вопрос:

Всегда ли горные породы и минералы разрушаются только под воздействием природных сил?

Объясняет понятия: - Выветривани - все процессы, приводящие к разрушению горных пород и минералов под влиянием различных факторов.

Задания по группам:

1группа Биогенное выветривание

2группа Физическое выветривание

3группа Химическое выветривание

4группа Техногенное (антропогенное) выветривание

1.Что является причинами

Биогенного выветривания -1группа

Физического выветривания– 2группа

Химического выветривания – 3 группа

Техногенное выветривание – 4группа

2. В чем проявляется их действие.

4. Виноват ли этот вид выветривания в превращении гранита в песок

Гимнастика для глаз

Север-юг, запад-восток.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Отчёт групп.

Давайте запомним

Биогенное выветривание- разрушение горных пород, связанное с деятельностью растений и животных.

Физическое выветривание- связано с действием движущейся воды, ветра, а также температурного расширения и сжатия горных пород.

Химическое выветривание- это разрушение водой растворимых горных пород и минералов.…

Какой вид выветривания виноват в превращении гранита в песок?

Какой можно сделать вывод?

А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока

Всегда ли горные породы и минералы разрушаются только под воздействием природных сил?

Техногенное (антропогенное) выветривание - выветривание, связанное с хозяйственной деятельностью человека, способно сильно менять горные породы и рельеф Земли.

1группа Биогенное выветривание

Влияние живых организмов на г.п.

Разрушение и изменение г.п. и минералов под влиянием растений и животных

2группа Физическое выветривание

Колебания температуры, ветер и вода

Процесс механического раздробления горных пород (г.п.) без изменения химического состава

Образуются обломочные г.п.

3группа Химическое выветривание

Вода и растворимые вещества и г.п. – известняк, гипс, соли

Разрушение водой растворимых г.п.

Образование новых соединений и изменение существующих

Вывод: все виды выветривания принимали участие в разрушении гранита и превращении его в песок, но большее воздействие оказало:

4группа Техногенное (антропогенное) выветривание

Разрушение под действием хозяйственной деятельности человека

Сильно меняют г.п. и рельеф Земли.

4. Этап информации о домашнем задании

5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

1Что такое выветривание.

Какие бывают виды выветривания.

Что является причинами:

Как в процессе физического выветривания образуются обломочные горные породы ?

Приведите примеры техногенных процессов?

Приведите примеры взаимосвязи техногенных и природных процессов разрушения горных пород.

Отвечают на вопросы

6.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок

7.Этап рефлексии

сегодня я узнал
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях .

Горными породами называют тела, состоящие из нескольких минералов. По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Минералы — это тела, имеющие однородный состав.

Вопрос 2. Чем отличаются горные породы и минералы?

Горные породы — состоят из минералов более или менее постоянного состава. Минералы, как правило, – однородные кристаллические вещества с упорядоченной внутренней структурой и определенным составом, который может быть выражен соответствующей химической формулой.

Вопрос 3. Какие бывают виды горных пород и минералов?

По происхождению горные породы делятся на три группы: Магматические, Осадочные, Метаморфические.

Вопрос 4. Всегда ли горные породы и минералы разрушаются только под воздействием природных сил?

Нет, их так же разрушает человек, когда добывает полезные ископаемые.

Вопрос 5. Что такое выветривание?

Выветривание — процесс разрушения горных пород и минералов под влиянием физических, химических и биологических факторов. Соответственно различают физическое, химическое и биогенное выветривание.

Вопрос 6. Какие существуют виды выветривания?

Различают физическое, химическое и биогенное выветривание.

Вопрос 7. Что является главными причинами физического выветривания?

Физическое выветривание связано с действием движущейся воды, ветра, а также температурного расширения и сжатия горных пород. В результате физического выветривания образуются обломочные горные породы.

Вопрос 8. Что такое биогенное выветривание?

Биогенное выветривание — разрушение горных пород и минералов, связанное с деятельностью растений и животных.

Вопрос 9. Что такое техногенное выветривание?

Хозяйственная деятельность человека приводит в техногенному (или антропогенному) разрушению горных пород.

Вопрос 10. Почему силы выветривания называют внешними силами?

Силы выветривания называют внешними, чтобы отличать их от внутренних сил, связанных с процессами, происходящими в недрах земного шара.

Вопрос 11. Что является основной причиной возникновения химического выветривания?

Химическое выветривание — растворение горных пород и минералов. Этот вид выветривания связан с тем, что вода способна растворять многие вещества и горные породы. К таким породам относится известняк, гипс и многие соли.

Вопрос 12. Как в процессе физического выветривания образуются обломочные горные породы?

В результате физического выветривания при температурном расширении и сжатии горных пород они разрушаются и образуются обломочные горные породы.

Вопрос 13. Приведите примеры техногенных процессов, формирующих рельеф Земли.

Примером может быть разработка песчаных, каменных и прочих карьеров, угольных шахт.

Вопрос 14. Приведите примеры взаимосвязи техногенных и природных процессов разрушения горных пород.

В результате добычи песка изменяется водный баланс территории, стенки карьеров начинают размываться ручьями, в результате возникают обвалы породы и затопление нижних горизонтов карьера.

Оценить 2250 0

Тема урока: Выветривание. Изменение рельефа под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности человека

Цели урока:

образовательная-сформировать у обучающихся представление об изменениях рельефа под влиянием внешних сил Земли, познакомить с особенностями процесса выветривания, видами выветривания;

развивающая- развивавать у обучающихся умения работать с дополнительными источниками информации;развивать умения анализировать полученную информацию, обобщать и систематизировать ее, представлять информацию в виде схемы;

воспитательная- воспитывать бережное отношение к литосфере..

Методы: исследовательский

Формы работы: самостоятельная, групповая, фронтальная

Выветривание.

Физическое выветривание

Химическое выветривание

Биогенное выветривание

Антропогенное выветривание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

ІІ.Мотивация учащихся, определение темы и целей урока:

Кто этот великан? Почему он погиб? О каком природном процессе шла речь?

Что мы с вами уже знаем об этом процессе? Что бы хотели еще узнать?

Формулировка вместе с детьми темы и целей урока.

III. Формирование новых знаний и умений обучающихся:

Выветривание – это процессы, приводящие к разрушению горных пород.

В природе различают три вида выветривания: физическое, химическое, биологическое.

Сейчас мы с вами объединимся в три группы исследователей каждого вида выветривания.

Работаем в группах:

1 группа – Физическое выветривание

2 группа- Химическое выветривание

3группа- Биологическое выветривание

Каждая группа изучает по раздаточному материалу свой вид выветривания по плану:

Вид выветривания.

Причины,его вызывающие.

Как происходит процесс выветривания.

Что образуется в результате данного вида выветривания.

По итогам данной работы учащиеся заполняют таблицу:

Вид выветривания

Причины, его вызывающие

Как происходит процесс

Результат выветривания

Как вы думаете, а хозяйственная деятельность человека может служить причиной выветривания?

Сейчас деятельность человека сравнивают с могущественной силой, способной существенным образом преобразовать земную поверхность.

Антропогенное выветривание – это разрушение горных пород под воздействием хозяйственной деятельности человека.

К рукотворным формам рельефа относятся шахты, карьеры, туннели, каналы, подземные переходы, терриконы,насыпи и.п.т. К сожалению,часто эта деятельность бывает настолько отрицательной, что на месте цветущих земель остаются непригодные для использования участки земной поверхности.

IV. Закрепление полученных знаний и умений обучающихся:

Задание1. Определите , какие из приведенных слов могут быть использованы при рассказе о различных видах выветривания:

растворение,температура,барханы,корни,каменная соль,галька,живые организмы, подземные слои, прорастает.

Задание2.Самые разнообразные по форме и размерам пещеры, щели, гроты часто встречаются в местностях сложенных известняками и гипсами. При свете свечи или факела перед путешественниками из мрака пещеры выступают сверкающие колоннады, причудливые навесы, ниши , сталактиты и сталагмиты.

V. Итог урока.

Раздаточный материал к уроку

Биогенное выветривание вызвано активным воздействием на горные породы растений и животных. Часто можно увидеть, как в трещинах камней , на стенах старых домов в углублениях асфальта растут трава, кустарники и даже деревья. Их корни по мере углубления в трещины расталкивают в стороны куски пород или кирпичи. Асфальт над такими корнями сначала вздувается, а потом разрушается.

Выделяющиеся при разложении органических остатков углекислый газ и гуминовые кислоты попадают в воду, которая при этом увеличивает растворяющую способность.

Особенно сильно биогенное выветривание выражено в жарком и влажном климате.

Физическое выветривание . С первыми лучами солнца в горах начинает таять снег и лёд. Капли воды сливаясь в тонкие струйки , текут по склонам ,сначала образуют ручьи , а потом и реки. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов , вода в трещинах превращается в лёд . При этом она увеличивается в объёме на 9 % и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так происходит год за годом. Пока какая – нибудь разросшаяся трещина не отделит от основного массива кусок и тот не скатится вниз по склону. Чем больше в породе пор, способных заполняться водой, тем быстрее она разрушается. Другой пример также связан с перепадами температуры. Для чего на стыке рельсов делается зазор в несколько сантиметров? Чтобы при нагревании в жаркую летнюю пору , когда рельсы расширяются и удлиняются, ж/д путь не искривился. Горные породы также подвергаются то нагреванию то охлаждению, но в , отличии от рельсов, они не однородны. У входящих в их состав минералов разная теплопроводность. Расширяясь, сжимаясь, минералы раскачивают прочные связи между собой. Когда же эти связи утрачиваются, породы превращаются в щебень и крупный песок. Этот процесс особенно быстро проходит в условиях жаркого сухого климата , где значительны суточные колебания температур. Великие пирамиды в Гизе около Каира ( в Египте) , сложенные из глыб песчаника ежегодно теряют 0,2 мм своего наружного слоя, что приводит к накоплению осыпей. В Хуфу за год их образуется около 50 м 3 . Блоки известняка, из которых 250 лет назад построена крепость Кремнец на Украине , успели разрушиться на 25 см. скорость такого выветривания различна для разных пород : для известняка – 2-3 см в год. Для гранита – 5-10мм за 100 лет.

Химическое выветривание связано с процессами химического изменения состава горных пород. Особенно благоприятные условия – в жарком влажном климате. Переработка огромного количества биомассы, её гниение и разрушение приводит к избытку агрессивных органических кислот, которые преобразуют одни минералы в другие. Также агрессивную роль по отношению к горным породам играет кислород.

Читайте также: