Алгоритм письменного умножения и деления конспект урока 3 класс

Обновлено: 04.07.2024

Цель : Создать условия для формирования умения делить уголком и развития вычислительных навыков, умения решать задачи.

Личностные УУД – положительное отношение к уроку математики, интерес к предметно-исследовательской деятельности

Регулятивные УУД – осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, выполнять действия, опираясь на заданный учителем ориентир

Познавательные УУД – проводить сравнение, классификацию изучаемых объектов

Коммуникативные УУД – принимать участие в работе парами, строить монологическое высказывание о математических объектах

Материальное оснащение: мультимедийная установка, учебники.

Организационный момент.(1 мин)

Проверка организации рабочего места.

- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

- Садитесь, и начнём нашу работу.

Вхождение в урок.(2 мин.)

- Давайте вспомним, над каким математическим действием мы работали вчера на уроке?

- А что такое деление?

- Из каких компонентов оно состоит?

- Их впервые ввёл Магницкий.

- Вы знаете кто это?

- Это ваша историческая справка к следующему уроку.

- А какие исторические справки про деление приготовили вы? Поделитесь.

- Сегодня мы тоже будем работать с этим арифметическим действием.

- - Посмотрите, на доске план работы по теме .

- Запишите в тетрадях число, сегодня 3 апреля, классная работа.

- Посмотрите на слайд. Это задания для устного счёта

Устный счёт. (4 мин.)

- Взаимопроверка в парах . Выставление оценки в тетрадь карандашом.

- Ребята, просигнализируйте пожалуйста, результат выполнения задания.

- Какие выражения было труднее всего выполнять?

- Как вы их выполняли?

- Правильно, вы их решили на основе законов математики.

-Но, бывают такие случаи, когда сложно подобрать удобные слагаемые. Тогда, давайте предположим, что есть другие способы деления.

- Может быть вы их знаете? Как решают старшие братья и сёстры, родители?

- А хотите научиться?

- Так значит тема нашего урока…

- А какую цель мы перед собой поставим?

Работа над новым материалом.

- Как делить уголком? Давайте сами придумаем правило .

- Сейчас, чтобы съэкономить время, я разрешаю вам нарушить правило и говорить всем.

( Записываю на доске заголовок : Алгоритм деления.)

-1.) Давайте запишем компоненты деления:

делимое 96, делитель 8.

- Как мы их соединим между собой?

- вот мы с вами записали выражение .

-2) С какого разряда начнём делить?

- Итак ,9 разделить на 8 будет?

-3) Один записываем в частное

- 4) Проверяем остаток. Он всегда должен быть.

1 меньше 9, это значит что…?

- 5) Делим единицы: их спускаем к остатку.

Сколько получилось единиц?

- 6) Теперь 16 делим на 8

Что запишем в частное?

-7) Проверяем. 8х2

8) Что получилось в остатке?

- Значит 96 разделилось на 8 нацело.

- Как проверить правильность выполнения деления?

- Полина, пожалуйста, выполни проверку у доски.

- Молодцы ребята, я на вас смотрела, вы так активно работали.

- Теперь запишите в тетрадях №2, откройте учебники на с. 92. Найдите это упражнение.

- Кристина, прочти , пожалуйста , задание.

- Кто сможет выполнить задание самостоятельно? Работайте.

- Кому трудно, работаем вместе.

-Даниил, объясни первое вычисление.

- Катя, объясни второе вычисление .

- Карина, объясни третье вычисление .

- Все примеры решены верно?

- Какие сведения из этого задания вам нужно запомнить?

- Ребята, просигнализируйте, пожалуйста, результат выполнения задания.

- Теперь найдите №4.

- Прочитайте задание. Кто сможет самостоятельно его выполнить? Выполняйте ,сверяйте с образцом на доске.

- Кто затрудняется, тот работает вместе с нами.

-Покажите с помощью сигналов результат вашей работы.

- Почему были допущены ошибки?

- Ребята, а как вы думаете , если бы вы вчера узнали этот способ деления , вам было бы легче выполнить домашнее задание?

- Тогда , давайте проверим его.

Проверка домашнего задания. (3 мин.)

- Гена, прочитай, пожалуйста, задание вслух.

- Богдан, какие числа делятся без остатка на 3?

- Алёна, какие числа делятся без остатка на 9?

- Ребята, у кого это задание вызвало затруднения?

- Как нашли выход из сложившейся ситуации?

- Оцените себя( шкала самооценки на полях).

- Будьте особенно внимательны сегодня на уроке, т.к мы ещё раз вернёмся к этой теме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Личностные УУД: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве. В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

- Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Познавательные УУД: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Решать задачи по аналогии.

Методические условия:

-предварительное повторение нумерации многозначных чисел, устных приёмов умножения двузначных и круглых чисел;

-систематическая диагностика успехов каждого ученика, позволяющая гибко менять состав групп для организации дифференцированного обучения.

Методы обучения: наглядный, словесный, проблемно-поисковый.

Формы работы: в парах, группах, индивидуально, игровая деятельность, фронтально.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, карточки с примерами на умножение и деление трёхзначных чисел, тест на карточке, учебник Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А.П. Тонких (часть3).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 05.04.2017

Класс: 3

Тема: Письменное умножение и деление 42 х 3, 126 : 3.

Цель: познакомить с новым видом письменного умножения и деления 42 х 3, 126 : 3.;

Задачи: совершенствовать приёмы умножения и деления двузначного числа на однозначное; отрабатывать вычислительные навыки, умение решать сложные уравнения, решать задачи; развивать память, мышление, математическую речь; воспитание самостоятельности, целеустремлённости, умения работать в коллективе, взаимопомощи и взаимоуважения в группе и паре, формирование положительной мотивации к учению.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы работы: словесный, наглядный, иллюстративный, частично- поисковый.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки – задания для работы в парах, раздаточный материал, сказочные герои, птичка, клубок.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Вхождение в урок.

(учитель читает стихотворение)

День хороший наступил

Солнце светит нам с утра

И природа оживает

Всех будить уже пора.

А мы с вами уже проснулись, и я рада вновь видеть ваши глазки. Пусть этот день несет нам радость от общения друг с другом.

- С каким настроением вы пришли на урок?

Я желаю сохранить его до конца дня.

-Ребята, у нас сегодня на урок пришли много гостей. Давайте встанем и поприветствуем гостей доброй улыбкой. Пусть ваше хорошее настроение передастся и нашим гостям.

- Чего ждете от нашего урока?

2. Психологический настрой. (Звучит музыка)

Т-с-с-с! Сказка начинается.
Не простая сказка эта,
В ней и сказка, и намек.
В нашей сказке спрятан где-то
Добрым молодцам урок.
Время приближается,
Сказка начинается.

3. Объявление темы урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у сказки. Сказка начинается………

В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван-Царевич с Еленой Прекрасной. ( картинки Ивана-Царевича и Елены Прекрасной) Но однажды злой и страшный Змей Горыныч похитил Елену Прекрасную. И нам сегодня нужно, во что бы то ни стало, помочь Ивану-Царевичу спасти Елену Прекрасную. А чтобы мы с вами легко справились с трудностями и испытаниями, которые нас ждут впереди, работать мы будем под девизом

“Один за всех и все за одного”.

- Итак, отправляемся в сказку.( звучит музыка )

- Какой предмет обычно указывает путь героям сказок? ( Клубочек)

- Посмотрите, у меня в руках волшебный клубочек. И он нас привел к камню. Здесь написаны какие то слова. Давайте прочитаем хором: “Письменное умножение и деление в случаях вида: 42 х 3, 126 : 3 ”. (Дети читают) Это тема нашего урока.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)

4. Минутка чистописания.

-Откроем тетради и запишем число, классная работа.

- Итак, сдвинул камень с места Иван-Царевич и пошел дальше. Перед нами озеро. Кто из вас самый внимательный? Какие числа спрятались во водой? Это цифра 3 и числа 42 и 126. Записываем числа красиво и аккуратно. (показать)

5. Устный счёт.

- Пошел Иван-Царевич дальше. На пути его лес, а в лесу - избушка на курьих ножках. И стоит та избушка к лесу передом, а к нам задом. Избушка повернется к нам в том случае, если мы справимся с устным счётом.

1.Первый множитель 50, второй – 3. Чему равно произведение? (150)

2.Увеличьте 70 в 3 раза. (210)

3.Во сколько раз 360 больше 6?(60)

4.Во сколько раз 5 меньше 45? (9)

5.Делимое 63, делитель 7. Чему равно частное? (9)

6.Чему равен первый множитель, если произведение 400, а второй множитель – 50?(8)

7.Увеличьте 70 в 8 раз. (560)

8.Уменьшить 810 в 9 раз. (90)

2)Нахождение числа по доле и доли числа.

-найти ¼ числа 36 (9)

-найти 1/10 числа 80 (8)

-1/5 числа равна 8. Чему равно все число? (40)

-найти половину от числа 120 (60)

-чему равна половина числа 88 (44)

Итог: Для чего повторяли пройденный материал?

6. Работа над темой урока.

1)- Избушка повернулась, и теперь нам предстоит встреча с ее хозяйкой - с Бабой Ягой. Страшно. Мне тоже, но мы ведь хотим помочь Ивану-Царевичу? Давайте послушаем, что она нам скажет.

-Заколдует, зажарит на сковороде, если мы не объясним новый случай умножения и деления двузначного числа на однозначное.

Делать нечего, разберемся сами и Бабе Яге поможем.

-Мы уже умеем умножать двузначные числа на однозначные? Давайте попробуем найти значение этого выраженияэ

-Как еще можно найти значение этого выражения? Кто готов помочь Бабе Яге?

-Применив ваши знания, полученные на прошлых уроках, вы сами смогли найти решение нового способа деления.

Вывод: Что нового узнали при делении?

-Что бы Баба Яга хорошо усвоила умножение и деление этого вида мы будем решать примеры у доски.

2)- Откроем учебники на ст.82 № 1(б). ( 1,2 столбик)

7. Разноуравневые задания:

- Пошёл дальше Иван – Царевич, а навстречу ему Змей Горыныч.

(Карточки – задания с тремя головами Змея Горыныча, с двумя головами и с одной головой. Дети выбирают карточку и выполняют задания.)

Один за всех и все за одного”.

8. Физминутка.

- Ой, посмотрите, к нам летит на урок птичка. А её прислала Елена Прекрасная с запиской. Пока птичка долетит, мы немного отдохнём.

9.Работа над пройденным материалом.

Математическое соревнование.

- Итак, нам осталось открыть замок на башне, где находится Елена Прекрасная, но на пути снова препятствие. Елена Прекрасная выйдет только в том случае, если мы, верно решим уравнения.

У каждого на парте карточка-ключик с уравнением, кто первым решит уравнения, тот освободит Елену Прекрасную. Но еще один ученик поможет, у кого будет нужный ключик со значением Х. Дети открываю замок и освобождают Елену Прекрасную. (картинка спрятана за дверью)

7•х=140:2 х•4=4+16 165+х=104•3 30•х=365-275 45•2+х=900 х:9=45-(18+12)

10. Подведение итогов.

- Ребята, подходит к концу наше путешествие. Вы помогли Ивану-Царевичу спасти Прекрасную Елену.

- А как вы думаете, почему у нас всё получилось?

- Под каким девизом мы сегодня работали?

Сказка ложь, да в ней намек , добрым молодцам урок. Что для себя вы взяли из этого урока?

11.Рефлексия


- Что было самое интересное в сказочном путешествии?
- Задание, какого сказочного героя сложно было выполнить?

12.Выставление оценок.

Домашнее задание ст.80 № 2.

Учитель читает слова:

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
За то, что Ивану- Царевичу, все вы так пригодились!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КСП по математике № 113

Раздел (сквозная тема):

Калеева Ольга Ивановна

Алгоритм письменного умножения и деления с одним переходом через разряд.

Покорители космоса.

Цели обучения в соответствии с учебной программой

3.1.2.11 применять алгоритм умножения и деления двух/трёхзначных чисел на однозначное, в случаях вида: 28•3; 269•2; 84:3, 538:2.

применять алгоритм умножения и деления двух/трёхзначных чисел на однозначное с одним переходом через разряд.

этап урока/время

Действия педагога

- Сегодня нас ждет необычный урок – мы отправимся в космический полет.

Начинаем наш полет,

Будем решать и считать,

Космические дали покорять!

Беседа о космодроме Байконур, откуда были осуществлены первые полеты человека в космос.

- Мы отправимся в наш воображаемый космический полет с космодрома.

- Как называется самый известный в мире космодром?

Что вы знаете о Байконуре?

Космодром Байконур – первый, а также крупнейший в мире действующий космодром, основанный в Советском Союзе 12 января 1955 года и введённый в эксплуатацию 15 мая 1957 года. Расположен на территории Кзылординской области Республики Казахстан, между городом Казалинском и посёлком Жосалы, вблизи посёлка Тюратам.

С космодрома Байконур были осуществлены первые полёты человека в космос.

Рассмотри таблицу с данными о полётах первых космонавтов.

Ответь на вопросы.

Вырази длительность полётов Титова и Николаева в часах.

На сколько часов увеличивалась длительность полётов с каждым разом?

Самооценка Светофор: правильно выполняли: показывают зелёный цвет, если допустили 1-2 ошибки – жёлтый, допустили 3 ошибки – красный цвет.

Актуализация.

Слайд - Фото стартующей ракеты:

Много планет вокруг Солнца летает,

Может быть люди на них обитают?

Давай-ка в ракету мы сядем скорей,

Помчимся в Космос света быстрей!

Для успешного усвоения новой темы педагог предлагает ученикам объяснить устное умножение суммы на число.

(20 + 3) • 4 = 20 • 4 + 3 • 4 = 80 + 12 = 92

- Чтобы продолжить наш полет, нам нужно вооружиться знаниями. Какой раздел мы сейчас проходим?

- Сформулируйте цель нашего урока.

Цель нашего урока: применять алгоритм письменного умножения и деления с переходом через десяток.

Ученики выполняют задание № 1 из учебника. Ученики рассматривают таблицу с данными о полётах первых космонавтов. Отвечают на вопросы, выражают длительность полётов Титова и Николаева в часах. Подсчитывают, на сколько увеличивалась длительность полётов с каждым разом.

Открытие нового.

Посмотрите на наше звёздное небо. Справка из истории созвездий: Наблюдая за звёздами, люди наиболее яркие и заметные группы звёзд объединяли в созвездия. Какие созвездия вы знаете?

Созвездия – это участки звёздного неба, где звезды объединены в разнообразные фигуры, которые носят имена мифических

героев, животных или предметов, на которых они похожи. Всего на небе 88 созвездий из них 12 созвездий зодиака – Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы.

Наши созвездия Математические вычисления. Учёные изучали созвездия, а мы прорабатываем алгоритм вычислений.

Деление на группы по стикерам.

Групповая работа. Задание: составить алгоритм письменного умножения и деления с переходом через разряд.

Мы пока не знаем, как поступать в случаях, если при умножении десятков на однозначное число и добавлении к ним десятка, полученного при умножении, получается не однозначное, а двузначное число.

Для открытия нового, педагог предлагает ученикам сначала выслушать объяснение учителя и высказать собственные рассуждения. Некоторые ученики могут предложить записать десятки под десятками, а сотню – в следующей клетке. Каждый ученик внутри группы, по цепочке, объясняет один пункт алгоритма.

- Сравним наши предположения с верным способом.

Самооценка Светофор: правильно выполняли: показывают зелёный цвет, если допустили 1-2 ошибки – жёлтый, допустили 3 ошибки – красный цвет.

Динамическая пауза.

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться, а потом опять вернуться,

Приседать и поскакать. И опять бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

Первичное закрепление с проговариванием.

- Продолжим наш полет, выполняя упражнения на закрепление письменного умножения и деления. Нужно вывести ракету на орбиту. Найти правильное решение примеров столбиком.

Парная работа.

(ФО) Письменное умножение и деление.

36 ∙ 2 = 72 84 : 7 = 12 25 ∙ 3 = 75 75 : 3 = 25

28 ∙ 3 = 84 94 : 2 = 47 38 ∙ 2 = 76 29 ∙ 2 = 58

Коррекция затруднений

Проверка правильности выполнения.

– У кого возникли затруднения?

– В каком задании вы допустили ошибку?

– В чем причина ошибки?

Взаимооценка Светофор: правильно выполняли: показывают зелёный цвет, если допустили 1-2 ошибки – жёлтый, допустили 3 ошибки – красный цвет.

объяснить алгоритм умножения и деления с одним переходом через разряд;

применить алгоритм умножения и деления с одним переходом через разряд.

Работа над ранее изученным.

- Во время полета космонавты находятся в невесомости.

Что было придумано учеными, чтобы организовать питание космонавтов в условиях невесомости?

Применение нового

Нам предстоит выход в открытый космос. Космонавт, вышедший в открытый космос должен уметь выполнять все необходимые ремонтные работы. А вы на уроке математики должны учиться решать задачи.

Самостоятельное решение задачи. Парная работа.

Работа по карточке. Реши задачу и составь обратную.

Космонавтам в полет заготовили 4 упаковки с супами по 27 тюбиков в каждой упаковке и несколько тюбиков овощного ассорти. Сколько тюбиков овощного ассорти приготовили космонавтам, если всего было заготовлено 300 тюбиков?

Самопроверка решения по эталону.

300 - 27 ∙ 4 = 192 (т.)

Ответ: 192 тюбика овощного ассорти.

Взаимооценка Светофор: правильно выполняли: показывают зелёный цвет, если допустили 1-2 ошибки – жёлтый, допустили 3 ошибки – красный цвет.

Возвращаемся на нашу любимую планету.

Земля - третья от Солнца планета, по величине она пятая среди планет

Солнечной системы. Земля имеет форму шара. Воздушная оболочка, окружающая Землю, предохраняет её от космического излучения.

Свыше 70 процентов поверхности Земли находится под водой.

Обилие воды делает Землю пригодной для жизни.

Земля – это планета, на которой мы живём. Нигде больше во Вселенной следов жизни не обнаружено. У Земли один большой спутник – Луна.

42 ∙ 2=84 84 : 2=42

31 ∙ 2=62 62 : 2=31

234 ∙ 2=468 468 : 2 = 234

241 ∙ 2=482 482 : 2=241

Самооценка Светофор: правильно выполняли: показывают зелёный цвет, если допустили 1-2 ошибки – жёлтый, допустили 3 ошибки – красный цвет.

Деятельностная: создание условий для формирования умения применять алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд.

  1. Создать условия для формирования навыка применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное через разряд
  2. Развивать устные и письменные вычислительные навыки
  3. Совершенствовать умение решать задачи изученных видов

1. Формировать навык самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;

2. Создать условия для формирования интереса к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способам познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики.

  1. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  2. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения..
  3. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  4. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  5. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  1. Умение применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное через разряд
  2. Умение применять устные и письменные вычислительные навыки
  3. Умение решать задачи изученных видов

1.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

2.В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

1.Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать , какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

2.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

1.Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

2.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читайте также: