Конспект урока охрана труда 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

Тема урока: Проверочная работа по знаниям охраны труда.

Тип урока: Игровое тестирование.

Методическая цель:

Продемонстрировать элементы игровой деятельности, как метода повышения продуктивности мышления обучающихся.

Воспитательная цель:

прививать интерес к соблюдению требований по охране труда и технике безопасности;

формировать культуру безопасности жизнедеятельности, коллективизм, навыки взаимопомощи, находчивость в трудных ситуациях.

Развивающая цель:

развивать навыки принятия правильных решений в создавшихся на рабочем месте ситуациях, при не соблюдении требований охраны труда и техники безопасности;

способствовать развитию аналитического мышления и познавательных умений;

привить интерес к изучаемой дисциплине и будущей профессии;

развить логическое мышление.

Образовательная цель:

проверка знаний и навыков по охране труда;

проконтролировать степень усвоения материалов.

Общие компетенции (ОК):

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

Методы проведения: Игровое тестирование.

Межпредметная связь: Производственное обучение, охрана труда.

I .Учет посещаемости.

Проверка списочного состава обучающихся, наличие рабочих тетрадей, ручек.

II . Формулирование темы урока, целей и задач урока.

Проверка знаний и навыков по охране труда. Проконтролировать степень усвоения материалов.

Задачи урока

III . Проведение игрового тестирования.

А сейчас переходим к работе. Нам необходимо сформировать две команды. Определите капитанов команд. Придумайте название своим командам.

Ведущий задает вопросы по изученному предмету. Командам необходимо обсудить вопрос, после чего капитан команды дает ответ. Первой отвечает та команда, капитан которой раньше поднял руку и дал ответ. Если ответ неверен, то право ответа предоставляется команде соперников. В случае правильного ответа, команде начисляется 1 балл, в случае неправильного ответа – 0 баллов. На каждый тур отводится не более 5 мин.

1. На что направлена Охрана труда на предприятиях? (Направлена на обеспечение здоровых и безопасных условий труда).

2.Что такое производственная травма? (Травма, полученная на производстве).

3. Перечислите виды инструктажей по ТБ на производстве. (Вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой).

4. Вредный производственный фактор . ( Называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к ухудшению самочувствия или, при длительном воздействии, к заболеванию).

5. Какой инструктаж проводит Инженер по ТБ?(Вводный).

6. Назовите главный законодательный документ по охране труда. (Трудовой кодекс).

7. Кто отвечает за технику безопасности на производстве? (Главный инженер).

8. Какой инструктаж, производит мастер?(На рабочем месте - первичный).

9. К кому идет рабочий после оформления на работу в Отделе кадров? (Инженер по технике безопасности)

10. Опасный производственный фактор. ( Называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному исходу).

Подводим итоги тура. Сведения о полученных баллах вносятся в таблицу (таблица приведена ниже).

Ведущий задает вопросы по изученному предмету. Командам необходимо обсудить вопрос, после чего капитан команды дает ответ. Первой отвечает та команда, капитан которой раньше поднял руку и дал ответ. Если ответ на вопрос правильный, то на следующий вопрос отвечает та же команда, до тех пор, пока ответ команды будет неверным. Если ответ неверен, то право ответа предоставляется команде соперников. В случае правильного ответа, команде начисляется 1 балл, в случае неправильного ответа – 0 баллов.

1. Перечислите основные узлы механической вентиляции. (Воздуховод, шибер, коллектор, магистральный воздуховод, циклон, бункер, вентилятор, вытяжная шахта).

2. Перечислите основные формы деятельности человека. (Физический труд, механизированные формы физического труда, умственный труд).

3. Комфортные условия труда - обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохранение его здоровья.

4. Перечислите параметры воздуха рабочей зоны. (Температура, влажность, подвижность воздуха, давление).

5. Дайте определению вентиляции. (Вентиляцией называется организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения загрязнённого воздуха и подачу на его место свежего).

6. Какие факторы влияют на работоспособность человека.(Внешние - рабочее место, освещённость, температура, взаимоотношения в коллективе и т.д.; внутренние - уровень подготовки, тренированность, эмоциональная устойчивость)

7. Дефлектор, его назначение. (Дефлектор-представляет собой специальные насадки, устанавливаемых на вытяжных трубах и каналах, усиливающие при образовании их ветром разряжения в трубе или канале.)

8. Относительно дискомфортные условия труда -при воздействии в течении определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективное ощущение и функциональные изменения, не выводящие за пределы нормы.

9. Какими приборами определяют параметры воздуха рабочей зоны? (Термометр, психрометр, анемометр, барометр).

10. Дайте определение заземлению. (Заземление – намеренное соединение нетоковедущих частей, которые случайно могут оказаться под напряжением, с заземляющим устройством).

Вопросы капитанам.

Вопрос 1. Почему электричество считается одним из самых опасных производственных факторов? (Оно не имеет запаха, не имеет вкуса, цвета, невидимо).

Вопрос 2. Какие способы защиты от поражения электрическим током вы знаете? (Изоляция и ограждение токоведущих частей, знаки безопасности и плакаты, применение средств индивидуальной защиты, применение малых напряжений, защитное заземление, защитное отключение, предупредительная сигнализация и блокировка).

Вопрос 3.Какой вид инструктажа проводится перед выполнением особо опасных работ. (Целевой).

Вопрос 4. Почему нельзя брать электроприборы влажными руками. (Ударит током).

Вопрос 5. Как должен поступить обучающися, если получит травму. (Немедленно обратиться к преподавателю).

Командам дается на обсуждение ситуация. За ограниченное время (5 мин) команды должны максимально полно раскрыть суть ситуации, после чего капитан команды зачитывает ответ команды. Максимальное количество баллов за этот тур – 5 баллов.

Команда №1 - Интересная ситуация – Вы инженер по технике безопасности, предложите, как будите проводить вводный инструктаж с рабочим.

Команда №2 - Интересная ситуация – Вы мастер, предложите, как будите проводить первичный инструктаж с рабочим.

Данный алгоритм был специально разработан компетентными специалистами и является правилами поведения при пожаре. Список действий и их последовательность выглядит так:

По возможности, поставить в известность всех коллег поблизости.

Трезво оценив ситуацию и учтя все свои возможности, начать ликвидацию очага возгорания подручными средствами пожаротушения, если нет риска получить увечий различной тяжести.

В случае получения команды с диспетчерской рубки пожарной станции об остановке производственного цикла, то следует остановить производство.

Если ситуация быстро ухудшается, т.е. стало больше дыма, огонь быстро распространяется, то стоит начать полную эвакуацию. Это можно осуществить с помощью соответствующего сигнала или приказа руководителя учреждения

После достижения безопасного места руководитель должен произвести подсчет своих сотрудников и осуществить перекличку, ведь только так можно оперативно установить все ли работники предприятия в безопасности. После переклички работник обязан доложить спасателям и пожарным, все ли целы или кто-то остался в здании. Следует оказывать любое содействие спасательной и пожарной службам, а также следственным органам.

Обозначение пожарным расположения зданий, в которых находятся взрывоопасные, горючие и ядовитые вещества. Сотрудники организации должны всячески помогать в ликвидации огня, но не следует открывать окна и двери, потому что это может способствовать напору воздуха и все большего разгоранию огня.

Команде - аутсайдеру дается шанс догнать побеждающую команду и выйти вперед. Ведущий раздает командам тестовые вопросы в количестве 30 шт. Командам в течении ограниченного времени (5 мин.) необходимо обсудить вопросы, выбрать правильные ответы из предложенных, после чего капитан команды дает ответ. В случае правильного ответа, команде начисляется 1 балл, в случае неправильного ответа – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 30.

Какого разряда по степени опасности к воспламенению нет:

1. Безопасные

2. Малоопасные

3. Сильно опасные

4. Особо опасные

Как классифицируются химические вещества вызывающие раковые заболевания:

1. Канцерогенные

2. Мутагенные

3. Сенсибилизирующие

4. Общетоксические

Что из перечисленного ниже относиться к качественным показателям освещения:

1. Световой поток

2. Сила света

4. Освещённость

Начало горения под действием источника зажигания это:

2. Возгорание

3. Воспламенение

О чем работник обязан немедленно известить своего руководителя?

1. О любом несчастном случае или происшествии на рабочем месте

2. О нарушении правил охраны труда другими работниками

3. О желании закончить рабочий день в самостоятельно выбранное время

Кем утверждаются правила внутреннего трудового распорядка предприятия?

1. Общим собранием (конференцией) работников предприятия по представлению администрации.

2. Специалистом охраны труда

3. Государственным органом

На кого возложена ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии?

1. На руководителя предприятия.

2. На рядового сотрудника

На кого возложена огранизационно-методическая работа по управлению охраной труда на предприятии?

1. На службу охраны предприятия

2.На службу охраны труда

3. На сотрудника

Кто должен проводить вводной инструктаж по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу?

1. Инженер по охране труда.

2. Руководитель предприятия.

3. Государственный инспектор по охране труда.

Кто несет ответственность за организацию своевременного и качественного обучения по охране труда в подразделении предприятия?

1.Государственный орган.

2. Сотрудник предприятия.

3.Руководитель подразделения.

Кто должен утверждать состав комиссии по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов?

1. Руководитель предприятия.

2. Государственный инспектор по охране труда.

3. Специалист службы безопасности предприятия.

Можно ли рассматривать невыполнение требований инструкций по ох ране труда как нарушение трудовой дисциплины?

1. Нет, ни в коем случае.

2. Не только можно, но и нужно.

Можно ли проводить первичный инструктаж на рабочем месте с группой работников?

1. Можно, если работники работают на однотипном оборудовании.

2. Нельзя ни в коем случае.

3. Можно в любом случае.

Имеет ли право руководитель предприятия решать вопрос о соответствии занимаемой должности в отношении специалиста, не прошедшего проверку знаний по охране труда вторично?

1. Нет, не имеет.

2. Имеет в любом случае.

3. Имеет, если специалист не прошел проверку знаний из-за неудовлетворительной подготовки.

Может ли быть проведена внеочередная проверка знаний руководителя или специалиста по требованию государственного инспектора по охране труда?

1. Может в любом случае.

3. Может проводиться, а может нет.

Нужно ли в инструкциях по охране труда излагать требования безопасности к производственному помещению?

1. Нет, так как в инструкции должны содержаться требования к работнику.

3. Нет, потому, что производственное помещение не должно удовлетворять требованиям охраны труда.

Каким образом оцениваются результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов?

1. По пятибалльной.

2. По трехбалльной.

3. По двухбальной (сдал, не сдал).

Должен ли специалист со стажем работы по специальности 12 лет проходить проверку знаний по охране труда при поступлении на работу?

2. Может проходить по необходимости.

3. Специалист, независимо от стажа, опыта работы и квалификации обязан пройти проверку знаний по охране труда.

Нужно ли проводить первичный инструктаж на рабочем месте со студентами и курсантами, прибывшими на практику?

1. Да, нужно.

2. Нет, не нужно

3. Можно проводить, можно не проводить.

С какого момента инструкция по охране труда вводится в действие на предприятии?

1. С момента ее разработки.

2. С момента ее утверждения.

3. С момента ее регистрации.

К какому разряду производственных факторов по характеру воздействия на человека относится авиационный шум?

1. Авиационный шум может быть и вредным и опасным.

2. К вредным.

3. К опасным.

От каких факторов зависит степень воздействия вредного вещества на организм человека?

1. От опасных.

2. От физического воздействия.

3. От концентрации, продолжительности воздействия и физико-химических свойств вещества.

В каком случае можно работать электроинструментом на переносной лестнице, которая не имеет верхней площадки и ограждения?

1. Ни в каком случае нельзя.

2. В любом случае можно.

3. Можно при наличии подстраховки.

В каких случаях можно перевозить людей на транспортных средствах, не предназначенных для этого?

1. Ни в каких.

2. В любых можно.

3. Можно, если водитель опытный.

В чем заключается первая доврачебная помощь при термическом ожоге?

1. Наложить жгут.

2. На обожженный участок кожи наложить стерильную повязку.

3. Обожженный участок необходимо обработать йодом.

В чем заключается оказание первой доврачебной помощи при обмораживании?

1. Поместить обмороженную часть тела в тепло.

2. Перебинтовать обмороженную часть тела, при этом обработав ее перекисью водорода.

3. Поместить пострадавшего в теплое помещение, теплую ванну с температурой воды 20 градусов Цельсия.

Могут ли работники пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ после окончания рабочего дня?

2. Могут, при желании.

3. Нет, не могут.

От чего зависит класс опасности вредного вещества?

1. От предельно допустимой концентрации в воздухе рабочей зоны.

2. От предельно допустимого уровня вредного вещества.

3. Не зависит ни от чего.

Каким способом следует оказывать первую доврачебную помощь при химическом ожоге кислотой?

1. Промыть холодной водой и наложить повязку, пропитанную раствором питьевой соды.

2. Просто наложить повязку.

3. Наложить жгут или применить пальцевое придавливание.

Какие виды ответственности могут быть применены к работодателям и должностным лицам, виновным в нарушении законодательных актов об охране труда?

1. Административная, дисциплинарная или уголовная.

2. Исключительно уголовная.

3. Исключительно административная.

IV .Работа над ошибками.

1. Проанализировать полученные результаты. Вопросы, на которые не смогла ответить ни одна из команд, разобрать детально.

2. Разбор в деталях вопросов соревнования и пояснение возникших ошибок.

V .Заключительная часть.

Подведение итогов за день.

Объявление оценок за день и выставление их в журнал.

Таблица для занесения результатов прохождения туров проверочной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие 1.1.1Охрана труда. Условия труда. Законодательство РФ по вопросам охраны труда. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением требований безопасности труда. Ответственность руководителей предприятий за соблюдение норм и правил охраны труда. Ответственность работников за нарушение правил безопасности труда и трудовой дисциплины.

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда как составной части безопасности в техносфере определяют единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Охрана труда — это комплекс правовых норм, непосредственно направленных на обеспечение безопасных и безвредных условий труда. Эти нормы прописаны в российском законодательстве, правилах техники безопасности, коллективных договорах, приказах и инструкциях ведомств. Они включают в себя:

нормы, регулирующие планирование и организацию труда на предприятиях;

нормы и правила по технике безопасности и производственной санитарии;

нормы, устанавливающие льготы и компенсации за работу во вредных условиях;

нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля по охране труда;

нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за нарушение законов о труде и правил по охране труда.

Условия труда — это среда протекания трудового процесса. На формирование и изменение условий труда влияют 4 группы факторов:

- социальные и экономические (нормативно-правовые, социально-психологические, общественные, экономические);

- технические и организационные;

- хозяйственно-бытовые (санитарное и бытовое обслуживания работников).

Условия труда представляют собой совокупность различных по воздействию на человека элементов. Для их изучения, разработки практических мероприятий по улучшению и для осуществления контроля за их состоянием все элементы условий труда делятся на 4 группы:

санитарно-гигиенические - обра­зуют внешнюю среду: микроклимат, состояние воздуха (запыленность, загазованность), освещение, производственные излучения, шум, вибрация; норми­руются путем стандартов, санитарно-гигиенических норм и требований.

психо-физиологические обусловленные физическими и нервно-психическими нагрузками на организм человека в процессе труда.

эстетические элементы - художественное восприятия среды протекания труда.

социально-психологические – это психологический микроклимат в коллективе.

Согласно ст.163 ТК работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, что включает:

исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Критерии и методы объективной оценки состояния и изменения условий труда должны отражать совокупное комплексное воздействие всех элементов условий труда на организм человека и обобщать в едином показателе многообразное влияние, которое испытывает организм человека в процессе труда. Это связано с тем, что человеческий организм отвечает на воздейст­вие условий труда как единая система — комплексно. Поэтому задача заключается в том, чтобы методами обобщения полученных данных найти интегральный показатель. Оценка условий труда осуществляется с учетом тяжести труд,.

Тя­жесть труда - это совокупное воздействие на работника различных элементов условий труда. Критерием установле­ния степени тяжести работ является функцио­нальное состояние организма под влиянием производственных факторов. В зависимости от этого выделяют 6 категорий тяжести работ, которым соответствуют группы условий труда.

Первая категория тяжести - работы в условиях, близких к комфорт­ным. Работоспособность и производительность труда к концу рабочей сме­ны и недели не снижаются или даже несколько повышаются.

Вторая категория тяжести - работы в благоприятных (но не комфортных) условиях. В конце рабочего периода появляется умеренное утомление и несколько снижается производительность труда.

Третья категория тяжести характеризуется неустойчивым функциональным состоянием организма, изменчивым под воздействием дополнительных факторов.

Четвертая категория тяжести чревата пред патологическими сдвигами в организме и удлинением периода восстановления нарушенных функций.

Пятая категория тяжести вызывает патологическое состояние организма в конце рабочего периода, что приводит к заболеваниям и стойкой потере работоспособности.

Шестая категория тяжести – это работы, вызывающие патологическое состояние организма вскоре после начала рабочего пе­риода и нередко с переходом в развитие серьезного заболевания.

В Трудовом кодексе Российской Федерации заработная плата определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Законодательство о труде обеспечивает ряд государственных гарантий по оплате труда работников. Среди них, в частности, есть такие, как установление величины минимального размера оплаты труда (МРОТ) в стране и величины минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы.

Заработная плата во внебюджетной (не финансируемой из бюджета) сфере – это вознаграждение, как правило, в денежной форме, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд. В этой сфере предприятия самостоятельно определяют и устанавливают размер оплаты труда (с учетом установленного законом минимума). Оплата труда устанавливается в соответствии с условиями трудового договора. Зарплата должна индексироваться в соответствии с ростом цен.

В бюджетных (финансируемых из бюджета) организациях и учреждениях зарплата дифференцируется на основе Единой тарифной сетки.

Единая тарифная сетка (ETC) – система определения и дифференциации заработной платы работников бюджетной сферы. ETC содержит 18 разрядов. Каждому разряду соответствует свой коэффициент. Разряды назначаются на основе аттестации работников.

Заработная плата выплачивается в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах.

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Она включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. К охране труда, в частности, относятся: правила по технике безопасности и производственной санитарии; специальные правила по охране труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов; нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением законов об охране труда и ответственность должностных лиц и др. Охрана труда осуществляется путем выполнения обязанностей в данной сфере как работодателя, так и работников. Работодатели за нарушение норм охраны труда несут административную, дисциплинарную и материальную ответственность, работники за нарушение соответствующих правил – дисциплинарную ответственность. Обязательно обучение по охране труда. На вредных работах предусматриваются следующие меры: выдается молоко, предоставляется специальное бесплатное питание, регулярно проводятся медицинские осмотры и т. д.

Работники нуждаются в социальной защите своих интересов. Кто обеспечивает им эту защиту? Прежде всего – закон, трудовое право. В условиях рыночной экономики (особенно в условиях экономического кризиса) особое значение приобретает борьба прогрессивной общественности за наиболее демократичные законы, в частности в области трудовых правоотношений.

Следующий защитник трудящихся – профессиональные союзы. Предъявляя требования предпринимателям, устраивая забастовки, они могут весьма действенно отстаивать интересы тех, кто трудится.

Государство возлагает на работодателей обязанность вносить взносы на социальное страхование тех, кто на них работает. А работники наряду с подоходным налогом уплачивают пенсионные взносы.

Социальное страхование обеспечивает работникам следующие виды социальной помощи: бесплатную медицинскую помощь (в определенных пределах); пособия по временной нетрудоспособности; пособия по беременности и родам; пособие по уходу за ребенком до полуторалетнего возраста и некоторые другие.

В случае потери трудоспособности, потери кормильца и по старости люди получают причитающуюся им и частично ими же самими накопленную в форме пенсионных взносов пенсию. Размер пенсии по старости зависит от страхового стажа работника и объема пенсионных взносов. Чтобы эта пенсия была больше, работающие граждане могут, помимо обязательно взимаемых пенсионных взносов в Пенсионный фонд РФ, делать лично дополнительные взносы в негосударственные пенсионные фонды.

В законе прописаны нормы, обеспечивающие защиту труда женщин. К ним относятся: запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах; установление предельно допустимых нагрузок при подъеме тяжестей; обеспечение максимально благоприятного режима труда и отдыха. Запрещается увольнять по инициативе администрации беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), и т. д.

Трудовое право защищает интересы работников в возрасте до 18 лет (несовершеннолетних). Так, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать для работников в возрасте от 15 до

16 лет – 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов. Для совмещающих учебу с работой продолжительность ежедневной работы: от 14 до 16 лет – 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет – 3,5 часа. Несовершеннолетние не допускаются к работе в ночное время. Запрещается применение их труда на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство алкогольных напитков и табачных изделий и торговля ими и т. д.). Предусмотрено систематическое медицинское освидетельствование работающих несовершеннолетних. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска – 31 календарный день. Он предоставляется в удобное для несовершеннолетних время.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое заработная плата во внебюджетной сфере?

2. Что такое Единая тарифная сетка (ETC)?

3. Что представляет собой охрана труда?

4. Как обеспечивается социальная защита интересов работников?

5. Какова специфика охраны труда женщин?

6. Каким образом обеспечивается охрана труда и здоровья несовершеннолетних по трудовому законодательству?

7. Каковы функции профсоюзов на предприятии?

8. Какие виды социальной помощи предусмотрены социальным страхованием?

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Коллективный договор – это далеко не единственный и не самый лучший способ регулирования отношений на предприятии, да и не всегда приемлемый: во-первых, целесообразность его заключения сомнительна на небольших предприятиях; во-вторых, его комплексный характер не дает возможности детально проработать нормативно решаемые вопросы. Нельзя сбрасывать со счетов и удобство пользования корпоративным актом, специально регулирующим тот или иной вопрос по сравнению с многостраничным текстом коллективного договора. Вот почему детальное регулирование заработной платы, этого очень важного вопроса, требует издания специальных корпоративных (т. е. узкогрупповых, принадлежащих к узкому объединению) актов.

На некоторых предприятиях создается один комплексный корпоративный акт, так называемое Положение об оплате труда. Он делится на разделы: 1) основная заработная плата; 2) премии за конечные финансовые результаты работы предприятия; 3) премии по итогам работы за год; 4)доплаты.

На других предприятиях каждому из слагаемых заработной платы посвящается самостоятельный корпоративный акт. Но суть не в этом. Важно отметить, что в настоящее время заработная плата почти целиком отнесена к сфере корпоративного регулирования (Т. Кашанина, правовед).

Конституция Российской Федерации (Извлечения)

Статья 37

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Трудовой кодекс Российской Федерации (Извлечения)

Статья 93. Неполное рабочее время

По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

2. Самой грубой эксплуатации, говорят историки, подвергаются женщины и дети. Почему?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4.1. Оплата труда совместителей

4.1. Оплата труда совместителей Сущность совместительства, его виды.Под совместительством понимается выполнение работником другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ч. 1 ст. 282 ТК РФ).ТК РФ допускает работу

4.4. Оплата труда надомников

4.4. Оплата труда надомников Сущность надомной работы.Согласно ст. 310 ТК РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых

Глава 8. Охрана труда

Глава 8. Охрана труда 8.1. Понятие охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны трудаОхрана труда в Российской Федерации – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые,

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в

Статья 155. Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей

Статья 155. Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы

Раздел X. ОХРАНА ТРУДА

Раздел X. ОХРАНА ТРУДА Глава 33. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 209. Основные понятия Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические,

Статья 315. Оплата труда

Статья 315. Оплата труда Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в

Статья 155. Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей

Статья 155. Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы

Раздел X. ОХРАНА ТРУДА

Раздел X. ОХРАНА ТРУДА Глава 33. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 209. Основные понятия Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические,

ГЛАВА XIII. ОХРАНА ТРУДА

ГЛАВА XIII. ОХРАНА ТРУДА § 1. Понятие охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда1. Согласно ст. 7 Конституции РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное

ОПЛАТА ТРУДА ПРИ ОТКЛОНЕНИИ ОТ НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА

ОПЛАТА ТРУДА ПРИ ОТКЛОНЕНИИ ОТ НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, устанавливается в

Оплата и нормирование труда

Оплата и нормирование труда Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного

Охрана труда

Охрана труда Общие правила и положения Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аттестация производственных объектов по условиям труда - деятельность по оценке производственных объектов, цехов, участков, рабочих мест с целью определения состояния безопасности, вредности, тяжести, напряженности выполняемых на них работ, гигиены труда и определения соответствия условий производственной среды нормативам условий труда;

2) безопасность труда - состояние защищенности работника, обеспеченное комплексом мероприятий, исключающих вредное и опасное воздействие на работников в процессе трудовой деятельности;

3) безопасные условия труда - условия труда, созданные работодателем, при которых воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов отсутствует либо уровень их воздействия не превышает нормы безопасности;

4) безопасность производственного оборудования - соответствие производственного оборудования требованиям безопасности труда при выполнении им заданных функций в условиях, установленных нормативно - технической и проектной документацией;

5) безопасность производственного процесса - соответствие производственного процесса требованиям безопасности труда в условиях, установленных нормативно - технической документацией;

6) вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию или снижению трудоспособности;

7) вредные (особо вредные) условия труда - условия труда, при которых воздействие определенных производственных факторов приводит к снижению работоспособности или заболеванию работника;

8) гигиена труда - комплекс санитарно - гигиенических мер и средств по сохранению здоровья работников, профилактике неблагоприятного воздействия производственной среды и трудового процесса;

9) мониторинг безопасности и охраны труда - система наблюдений за состоянием безопасности и охраны труда на производстве, а также оценка и прогноз состояния безопасности и охраны труда в республике;

10) несчастный случай на производстве - воздействие на работника производственного фактора при выполнении им трудовых (служебных) обязанностей или заданий работодателя, в результате которого произошли травма, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, которые привели его к временной или стойкой утрате трудоспособности, профессиональному заболеванию либо смерти;

11) нормы безопасности - качественные и количественные показатели, характеризующие условия производства, производственный и трудовой процесс с точки зрения обеспечения организационных, технических, санитарно - гигиенических, биологических и иных норм, правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

9 класс 8 сентября

Тема урока: Общие требования к охране труда

Цель урока: Дать понятия учащимся об охране труда.


I. Вводная часть.

1. Беседа с учащимися по прошлой теме урока.

II. Изложение нового программного материала.

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аттестация производственных объектов по условиям труда - деятельность по оценке производственных объектов, цехов, участков, рабочих мест с целью определения состояния безопасности, вредности, тяжести, напряженности выполняемых на них работ, гигиены труда и определения соответствия условий производственной среды нормативам условий труда;

2) безопасность труда - состояние защищенности работника, обеспеченное комплексом мероприятий, исключающих вредное и опасное воздействие на работников в процессе трудовой деятельности;

3) безопасные условия труда - условия труда, созданные работодателем, при которых воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов отсутствует либо уровень их воздействия не превышает нормы безопасности;

4) безопасность производственного оборудования - соответствие производственного оборудования требованиям безопасности труда при выполнении им заданных функций в условиях, установленных нормативно - технической и проектной документацией;

5) безопасность производственного процесса - соответствие производственного процесса требованиям безопасности труда в условиях, установленных нормативно - технической документацией;

6) вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию или снижению трудоспособности;

7) вредные (особо вредные) условия труда - условия труда, при которых воздействие определенных производственных факторов приводит к снижению работоспособности или заболеванию работника;

8) гигиена труда - комплекс санитарно - гигиенических мер и средств по сохранению здоровья работников, профилактике неблагоприятного воздействия производственной среды и трудового процесса;

9) мониторинг безопасности и охраны труда - система наблюдений за состоянием безопасности и охраны труда на производстве, а также оценка и прогноз состояния безопасности и охраны труда в республике;

10) несчастный случай на производстве - воздействие на работника производственного фактора при выполнении им трудовых (служебных) обязанностей или заданий работодателя, в результате которого произошли травма, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, которые привели его к временной или стойкой утрате трудоспособности, профессиональному заболеванию либо смерти;

11) нормы безопасности - качественные и количественные показатели, характеризующие условия производства, производственный и трудовой процесс с точки зрения обеспечения организационных, технических, санитарно - гигиенических, биологических и иных норм, правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет.

. Сущность, функции и роль предпринимательства

2. Виды предпринимательства и организационные формы бизнеса

III. Практическая часть.

IV. Текущий инструктаж. - нет

V. Заключительная часть.

Контрольные вопросы?

1. Что такое- безопасность труда ?

2. Что такое- вредный производственный фактор ?

3 что вы понимаете под словом предпринимательство?

Уборка рабочих мест и помещения мастерской

8 класс 7 сентября
Тема: Правила поведения в школьной мастерской. Т.Б. при ручной обработке древесины.

Инструменты и оборудование: столярный верстак с набором инструментов, плакаты по технике безопасности в школьных мастерских.
Ход урока
I. Вводная часть.

1. Столярный верстак.
2. Стул.
3. Стеллажи, ящики, полки.
4. Тумбочки для хранения инструментов, приспособлений и
заготовок.
- Давайте вспомним , из чего состоит столярный
верстак.

Рис. 1. Столярный верстак:
1 — предплечье; 2 - крышка с отверстиями; 3 - клинья лотка;
4 - передний зажим; 5 - выдвижные и поворотные пальцы.
Предложить учащимся рассказать о назначении каждой детали верстака.
1. Передний зажим для закрепления заготовок.
2. Отверстия и клинья для упора и крепления заготовок
при строгании.
3. Задний зажим для крепления заготовок при строгании и распиливании и т.д.
4. Далее давайте вспомним, как правильно подобрать верстак для
удобства работы?
5. Встать возле верстака, опустить руки вниз, положить руку на
его крышку: если не требуется наклоняться или сгибать руку,
значит, верстак подобран правильно.

Далее разберем основные правила техники безопасности

1. Работы выполняются в специальной одежде:
халат;
комбинезон или фартук;
берет.
2. Основные правила техники безопасности при работе на верстаке.
3. Оберегать крышку верстака от повреждений режущими
инструментам и. тд.
4. Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака.
5. Не ударять молотком по крышке верстака.
6. Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.
7. По окончании работы очищать верстак только щеткой.
ПРАВИЛА внутреннего распорядка в мастерской

III. Практическая часть.
1. Подобрать верстак в соответствии с ростом.
2. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями.
IV. Текущий инструктаж.
Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

V. Заключительная часть.
Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест и помещения мастерской.

10 класс 8 сентября

Тема: Основные теоретические сведения, Т.Б. и производственная санитария.

Ход урока
I. Вводная часть.

Конспект : 1. Микроклимат производственных помещений

Производственная санитария – это комплекс мер, обеспечивающих наличие на рабочем месте, цехе, предприятии необходимых условий обитания работающих в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.

Микроклимат в производственных помещениях определяется следующими параметрами: температурой воздуха, относительной влажностью, скоростью движения воздуха на рабочем месте, дополнительный параметр - атмосферное давление.

Оптимальные и допустимые метеорологические условия для рабочей зоны производственных помещений устанавливаются санитарными правилами и нормами, в них учитывается время года, категория работ, характеристика помещения по избыткам явной теплоты, приходящейся на 1 м3.

Контроль за микроклиматом и за составом воздуха должен осуществляться постоянно в сроки, установленные санитарной инспекцией.

Параметры микроклимата определяются с помощью термометров (температура), психрометров (влажность), анемометров, термоанемометров (скорость перемещения воздуха).

2. Освещение производственных помещений

Правильно спроектированное и выполненное освещение на предприятии обеспечивает возможность нормальной производственной деятельности. От освещения в значительной степени зависят: сохранность зрения работника, состояние его центральной нервной системы, безопасность на производстве, производительность труда и качество выпускаемой продукции. Рациональное освещение должно обеспечивать достаточную и постоянную во времени освещенность поверхностей, необходимое распределение яркостей в окружающем пространстве, отсутствие слепящего действия источника света, благоприятный спектральный состав и правильное направление светового потока. Единицей измерения светового потока является люмен (лм).

Освещенность - это плотность светового потока падающего от источника света на поверхность. Единицей освещенности является люкс (лк).

Для измерения количественных характеристик освещенности и яркости служат люксметры и фотометры.

В зависимости от источников света освещение бывает естественное, искусственное и совмещенное.

Естественное освещение осуществляется через световые проемы в стенах и кровле.

Искусственное освещение производится путем применения искусственных источников света, подразделяется на: рабочее, аварийное (не менее 2 лк.), эвакуационное (0,2-0,5 лк.), охранное (0,5 лк.). Совмещенное освещение применяют для помещений, в которых недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным.

В зависимости от распределения светового потока санитарными нормами и правилами устанавливается три системы рабочего освещения - общее, местное и комбинированное освещение.

Общее освещение обеспечивает одинаковое освещение строительной площадки, помещения. Местное освещение обеспечивает освещение только отдельных рабочих мест и поверхностей. Комбинированное освещение - совокупность общего и местного освещения. Применение только местного освещения не допускается, так как это требует переадаптации зрения, что может привести к опасной ситуации.

Освещенность рабочих мест в зависимости от точности выполняемых работ, операций (сборка часов, операции на сердце и т.д.) определяется санитарными нормами, например: норма освещенности малярных работ - 50 лк., стекольных - 75 лк., высокоточных работ - до 2000 лк.

Для защиты глаз используются средства индивидуальной защиты органов зрения. При производстве электросварочных работ, газорезке, плазменной сварке и во всех процессах горячей обработки металлов (плавка, литье и др.) применяются очки, маски, щитки со светофильтрами.

3. Методы защиты от воздействия вредных и опасных факторов воздушной среды

Вредные и опасные факторы на производстве возникают при отклонении от нормируемых параметров микроклимата, а также при превышении допустимых значений запыленности и загазованности воздуха. Длительное воздействие запыленности и загазованности, превышающих допустимые значения, может привести к профессиональным заболеваниям, а значительное превышение допустимых значений приводит и к острым отравлениям.

Вдыхание пыли окислов металлов может привести к гнойничковым заболеваниям кожного покрова. Краски, клеи, смолы, красители синтетического происхождения при длительном воздействии приводят к нервным расстройствам. Ряд вредных веществ оседает в легких, что вызывает профессиональные заболевания. Вредное воздействие пыли, паров и газов усиливается при влиянии других внешних факторов и физической нагрузки. При высокой температуре воздуха опасность отравления повышается.

Для вредных веществ санитарными нормами установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) в мг/м3.

ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны - концентрация, которая при ежедневной, (кроме выходных дней) работе в пределах 8 часов или другой продолжительности, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия сумма отношений фактической их концентрации в воздухе помещений к ПДК каждого из них не должна превышать единицы.

По степени влияния на организм вредные вещества подразделяют на 4 класса опасности:

Классы опасности вредных веществ по степени влияния на организм человека

Читайте также: