Конспект по географии 6 класс мировой океан 30 параграф
Обновлено: 09.07.2024
Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Образовательные : формировать у учащихся представление о водной оболочке Земли, распределении на Земле её составных частей. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
Развивающие : продолжить работу по формированию навыков у учащихся работать с учебником, печатным материалом, ПК, интерактивной доской. Развивать умения логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.
Воспитательные : воспитывать чувство интереса к открытиям на уроке, самооценки, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.
Тип урока: комбинированный
- Организационный этап.
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Оценивание знаний учащихся.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
I. Организационный этап.
( Слайд 1 . Иллюстрация океана)
1.Приветствие, психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать.
- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу.
2.Проверка подготовленности учащихся к уроку.
-Проверьте все ли лежит у вас на столе: учебник, тетрадь, атлас, контурная карта, оценочная карта на урок.
II. Актуализация знаний.
- Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по гидросфере.
- У каждого из вас на столе лежит оценочный лист в котором отражены этапы нашего урока за каждый из которых вы самостоятельно должны будете ставить себе оценку. По окончанию урока мы подведем итоги. Итак, приступаем к работе.
- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? (Гидросферу). Прикрепляю понятие “Гидросфера” на доску.
2. Групповая работа:
2 -ая группа письменный фронтальный опрос (тест) по теме “Гидросфера” .( ученики получают бланк с тестовыми заданиями)
-Что такое гидросфера? Напишите части гидросферы и укажите, какую часть гидросферы они составляют. (На доске написано слово гидросфера, учащиеся заполняют пустые места)
-Какой воды на Земле больше: соленой (97%) или пресной(3%)?
-Почему не высыхают реки и не исчезают моря?(на Земле происходит непрерывное движение воды –Мировой круговорот воды)
1. Водная оболочка Земли:
- Атмосфера.
- Литосфера.
- Гидросфера.
- Биосфера.
2. Пресными водами гидросферы являются:
- Воды Мирового океана.
- Внутренние воды суши.
3. Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:
- Круговороту воды в природе.
- Выветриванию.
- Океаническим течениям.
- Приливным явлениям.
- Землетрясениям.
4. Вода на суше может находиться в следующем состоянии:
5. К водам суши относятся:
- Реки, озёра.
- Реки, озёра, моря, ледники.
- Реки, озёра, болота, ледники.
6. Вода гидросферы может находиться:
- Только в жидком состоянии.
- В жидком, твёрдом состоянии.
- В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.
7. Поставщиком пресной воды на суше является:
- Ветер.
- Мировой океан.
- Осадки.
По завершении работы производится самоконтроль (ключ и критерии оценок проецируются на интер. Доску. Слайд 2).
Ключ: 1.Гидросфера; 2.Внутренние воды суши; 3.Круговороту воды в природе; 4. В жидком и твёрдом; 5. Реки, озёра, болота, ледники; 6. В жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 7. Мировой океан
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
-Ребята посмотрите картины замечательного русского художника И.К. Айвазовского. Попробуйте определить, что общего в этих картинах ? (Слайды №3 -12).Фоном звучит шум моря
-Ребята скажите, что общего изображено на картинах? (На всех картинах, которые мы посмотрели, изображено море.)
-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать моря.)
- Вы правы. Сегодня цель нашего урока является формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Запишите дату и тему урока в тетрадь.
Звучит шум моря. Учитель читает эпиграф к уроку:
Жюль Верн ( Слайд 15)
-Да, Мировой океан - это совокупность всех океанов . (Слайд 16)
-Найдите в учебнике на стр.132 определение Мирового океана (дети читают определение).
- Какова площадь земного шара? (510 млн.кв.км.)
- На Мировой океан приходится 362 млн.кв.км. (3/4 поверхности Земли) (Слайд 17)
-Запишите в тетрадь определение и площадь Мирового океана.
Океаны и их границы.
- Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый - Южный океан).
- Океаны – самые крупные части Мирового океана.
- Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек. Слайд 18 (Учитель по карте показывает границы океанов.)
-Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира (Слайд 18) .
- Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, текст и таблицу 6 в учебнике(с.132) составьте описание океанов по плану (Слайд 19) . (План проецируется на интер. доску и лежит на каждой парте)
Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам (групповое выполнение задания). Оформляют ответы в виде таблицы.
1. Какое место занимает по площади?
2. С какими другими океанами связан?
с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым
3. Какие материки омывает?
Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку
4. Какова максимальная глубина?
Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием Слайда 20, настенной карты. (Один ученик от группы дает характеристику океана)
Северный Ледовитый океан
с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым
с Тихим и Атлантическим
с Тихим и Атлантическим
Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду
Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку
Северную Америку, Евразию
- Ребята, сегодня на нашем уроке учителями-экскурсоводами будут Дорошок Алина и Никушина Ангелина. Давайте их послушаем. (Ребята дают характеристику каждому из океанов, делают выводы). Презентация 1
- Итак, давайте нанесем названия океанов на контурные карты - стр. 10-11.(Один ученик работает на интер. доске: распределяет названия океанов по их местоположению).
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
Моря. -Определите, о какой части океана идет речь . (Слайд 21)
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)
-Найдите в учебнике на стр.133 определение моря. (дети читают определение).
(Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями.) (Слайд 22)
-Запишите в тетрадь определение моря.
- Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря.
- Вашему вниманию приведены названия некоторых морей, которые разделены на 2 группы. (Слайд 22)
1 группа : Черное море 2 группа: Берингово море
Балтийское море Аравийское море
- По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.).
- Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся)
На интер. карте красными флажками обозначены самые крупные моря. Найдите их на карте атласа и скажите их названия. (Филиппинское, Аравийское, Коралловое).
- Давайте нанесем на контурные карты - стр. 10-11: Черное море, Берингово море , Балтийское море, Аравийское море. ( Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия морей).
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
Физминутка: сидя на стуле, дети разминают мышцы ног, туловища и рук;
Физминутка для глаз. Презентация 2
Заливы. -Определите, о какой части океана идет речь . (Слайд 24)
Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы разлива
Он вылизал на диво. (Залив)
- Правильно, в Мировом океане есть еще заливы.
- Найдите в учебнике на стр.134 определение залива (дети читают определение).
(Залив – часть океана, вдающаяся в сушу, но свободно сообщается с водами океана)
-Запишите в тетрадь определения залива.
- Скажите, частью какого океана они являются. (Северного Ледовитого, Индийского, Атлантического).
-Найдите еще 2 залива. Частью какого океана они являются.
- Давайте нанесем на контурные карты - стр. 10-11: заливы ( Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия заливов)
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
Проливы. -Определите, о какой части океана идет речь . (Слайд 26)
Он ведет из моря в море
Не широк – всего верста
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота. (Пролив)
- Найдите в учебнике на стр.134 определение пролива(дети читают определение).
(Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая части Мирового океана)
-Запишите в тетрадь определения пролива.
- Такая часть Мирового океана как пролив играет очень важную роль для мореплавателей. Например, в далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив. Найдите его на карте океанов.
-Части Мирового океана соединяются между собой проливами, а части суши- разделяются.
- Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким.
- Найдите на карте атласа самый длинный пролив – Мозамбикский – 1760 км. , он разделяет Африку и о. Мадагаскар.
-Найдите еще 2 пролива (какие части суши они разделяют, какие части Мирового океана соединяют)
- Давайте нанесем на контурные карты - стр. 10-11: проливы ( Один ученик работает на интер. доске: подписывает названия проливов.)
Проверяем выполнение задания на интер. карте.
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
- Ребята, а кроме водных объектов, что еще можно увидеть в водах Мирового океана?( сушу) - Вы заметили, что кроме огромных водных пространств, на поверхности Земли есть ещё и суша, на которую приходится 149 млн.кв.км. Суша в Мировом океане тоже состоит из нескольких частей, с которыми мы познакомимся на следующем уроке.
-А теперь давайте проверим, достигли вы намеченной цели урока, выполнили ли поставленную задачу?
Дети выставили оценки в оценочный лист, суммируют баллы.
V. Оценивание знаний учащихся.
- Ребята сосчитайте общее количество баллов, полученных сегодня за урок. Переведите их в оценку: Слайд 28
-Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке?
Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.
- На ваших партах находятся кружки разного цвета, отражающие ваше настроение с урока: красный – хорошее, синий – нехорошее, желтый - удовлетворительное. Выберите флажок, отражающий ваше настроение. (Что понравилось, что узнали нового, что не понравилось, где возникли трудности)
VII. Домашнее задание:
1.Изучить материал параграфа 34 и нанести на контурную карту географические объекты, указанные в тексте. (Всем учащимся)
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
На данном уроке каждый ученик знает и проговаривает новые понятия, знает алгоритм сравнения и называет отличие понятий залив, пролив, полуостров, остров, архипелаг, море (окраинное, внутреннее). Умеет определять географическое положение моря (по алгоритму). Учащиеся продолжают учиться работать с географическими картами и атласами.
2. Вода в океане вода солёная, так как в ней растворено огромное количество минеральных веществ (солей).
3. В Красном море солёность больше, чем в Балтийском, так как, во-первых, Красное море находится в тропических широтах, где большая испаряемость воды, тогда как в умеренных широтах, где расположено Балтийское море, испаряемость значительно ниже. Во-вторых, в Балтийское море впадает большое количество рек и выпадают осадки, которые несут пресные воды в море, а в Красное море поступает мало воды и с реками (их практически нет) и с осадками (которых мало).
4. Поверхностная температура вод в океане изменяется из-за различия в получении солнечного тепла, обусловленного расположением акватории. Части океана, находящиеся в жарком поясе получают наибольшее количество тепла и поверхностные воды здесь наиболее тёплые, при движении к полюсам уменьшается количество солнечной теплоты, и температура поверхностных вод океана уменьшается.
5. Движение воды в океане, обусловлено ветрами, землетрясениями в глубинах океана, притяжением Луны и Солнца, а также движением воды из-за разности физико-химических параметров воды (например, температуры воды и солёности). Другими словами, они образуются за счет действия внутренних и внешних сил Земли.
6. Приливы и отливы образуются из-за существующей силы притяжения Луны и силы притяжения Солнца, которые действуют на водную массу.
7. б) промилле
8. б) 35‰
9. б) понижается
10. б) ветра
11.
1. Значение течений для нашей планеты | Течения влияют на климат материков: холодные течения несут с собой прохладный и сухой воздух, тёплые - влажный и тёплый воздух |
---|---|
2. Как образуются течения | Течения образуются за счет действия постоянных ветров, а также могут образовываться из-за разницы температур воды, разницы плотности воды или разницы солёности вод, а также за счет приливов или отливов |
3. Виды течений (какие бывают течения) | Холодные и тёплые |
4. Самые крупные течения | Гольфстрим, Течение Западных ветров, Северо-Атлантическое, Южное Пассатное, Перуанское, Канарское, Северо-Тихоокеанское |
12. Солёность воды в Красном море составляет 42‰, значит в 1 литре (1 кг) воды растворено 42 грамма соли, поэтому нужно растворить 42 грамма соли в 1 литре.
13.
Выжить им помогали знания о природе, связанные с тем, что можно есть, какие предметы использовать для строительства временного убежища, как добывать пищу.
Урок по географии в 6 классе "Мировой океан" проведён с применением разных форм и методов приёмов. на уроке организована работа с контурными картами.
учитель географии
Павлодарского филиала
МБОУ Моисеево-Алабушской сош
Уваровского района
Тамбовской области
Ведущие понятия: Мировой океан,
океан (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый),
Географическая номенклатура:
Северный Ледовитый океан,
1.Организация на урок
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня у нас с вами получится очень интересный урок.
Беседа с классом по вопросам:
-Что такое гидросфера?
-Каково строение гидросферы? (Анализ рис.140)
-Что такое мировой круговорот воды в природе? (Анализ рис.141)
4. Сравните океаны по площади. (Дети отвечают, что все океаны различны по площади.)
Учитель в процессе ответа учеников дает справку об океанах:
Тихий океан- 179,7 млн.кв.км,
Атлантический - 93,4 млн.кв.км,
Индийский – 74,9 млн.кв.км,
Северный Ледовитый- 13,1 млн.кв.км.
ТИХИЙ – занимает 50% площади Мирового океана, что составляет – 178,6 млн.кв.км. Объем воды – 710,4 млн.куб.км, средняя глубина – 3984 м, максимальная глубина – 11022 м (Марианский желоб). Пресекается экватором почти посередине, расположен между материками Евразия и Австралия на западе, Северная и Южная Америка на востоке и Антарктида на юге. Имеет овальные очертания, наиболее широк в районе тропиков. Второе его название – Великий океан. Тихий океан самый глубокий и самый бурный из всех океанов. Тихим его назвал Магеллан, так как во время его кругосветного плавания сильных штормов не было.
АТЛАНТИЧЕСКИЙ - площадь – 91,4 млн.кв.км, что составляет 25% площади Мирового океана. Объем воды – 329,7 млн.куб.км, средняя глубина – 3332 м, максимальная глубина – 8440 м (желоб Пуэрто-Рико). Расположен большей частью в Западном полушарии, вытянут с севера на юг, расширяется в северной и южной частях, сужается в экваториальных широтах. Омывает берега Северной и Южной Америки, Евразии, Африки, Антарктиды. На юге соединяется с Тихим и Индийским океанами, на севере с Северным Ледовитым океаном. Происхождение его названия таково. Когда корабли древних греков, двигаясь на запад, выходили в океан и тогда их взорам открывались бескрайние водные просторы. Греки считали, что океан окружает землю со всех сторон. В нем начинались реки, и в него же стекали все воды с Земли. Из океана восходили и погружались в него Солнце, Луна, все звезды. На крайнем западе обитал титан Атлант, который держал на плечах небесный свод. По имени этого титана все водное пространство к западу от Европы и стали называть Атлантическим океаном.
ИНДИЙСКИЙ – занимает 21% Мирового океана, или 75,8 млн.кв.км, объем воды – 282,7 млн.куб.км, средняя глубина – 3897 м, максимальная глубина – 11022 м (Зондский желоб). Большая часть расположена в Южном полушарии. На западе омывает берега Африки, на севере – Евразии, на востоке – Австралии, на юге – Антарктиды. Сообщается с Атлантическим и Тихим океанами на юге.
Часть океана, огражденная участками суши, отличающаяся своими свойствами.
Часть водоема, вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоема.
Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.
Водная оболочка Земли.
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это что такое?
Большие участки суши – это что такое?
Самый большой материк?
Читайте также: